Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья
Аннотация. Рассматривается вопрос формирования коммуникатив-
ных универсальных учебных действий у младших школьников. Определены
условия их формирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Семернина Наталья Владимировна
учитель начальных классов, муниципальное общеобразовательное
учреждение Яснозоренская общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Рассматривается вопрос формирования коммуникатив-
ных универсальных учебных действий у младших школьников. Определены
условия их формирования.
Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные дей-
ствия, младший школьник, условия формирования КУУД.
Key words: communicative universal educational actions, Junior schoolboy,
conditions of formation of KUUD.
«Коммуникативное развитие – формирование компетентности в обще-
нии, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей
как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести
диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллек-
тивном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное со-
трудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербаль-
ными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осу-
ществлять свободное общение [5]. Коммуникативное развитие предполагает
и формирование ряда психологических и мыслительных свойств, которые
проявляются в процессе коммуникации, и помощь в овладении средствами
коммуникации, и формирование ряда социальных установок, необходимых
для эффективного общения. Но в первую очередь, коммуникативное разви-
тие – есть процесс формирования одноименных умений и навыков, становле-
ние которых неразрывно связано с речью. Без наличия устойчивых речевых
навыков нельзя говорить о полноценном коммуникативном развитии лично-
сти. В системе коммуникации личность рассматривается с точки зрения ее
роли в процессах формирования речи, механизмов экспрессивности, особен-
ностей индивидуальной речи. Таким образом, с одной стороны, в основе
коммуникативных навыков лежат навыки речевые, с другой – речевые уме-
ния и навыки реализуются в процессе общения, коммуникации.
Одна из задач, поставленных перед школой новыми федеральными
государственными образовательными стандартами начального общего обра-
зования - формирование у обучающихся коммуникативных универсальных
учебных действий. Формирование коммуникативных умений младших
школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформиро-
ванности данных умений влияет не только на результативность обучения де-
тей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения
формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и
совершенствуются в процессе общения учащихся так и на уроках. Это обу-
словило изменения в программно-методическом обеспечении, в организации
учебного процесса и определения педагогических условий формирования
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Таким образом, на уровне начального общего образования должны быть со-
зданы педагогические условия формирования КУУД обучающихся начально-
го общего образования. Младший школьный возраст является благоприят-
ным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном
этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают соци-
альный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального обра-
зования является создание оптимальных условий для формирования комму-
никативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоя-
тельности учащегося. Коммуникативные УУД включают две группы умений:
‒ это умение строить продуктивное взаимосотрудничество со сверстниками и
взрослыми -в парах, группах, в командах. ‒ общие умения коммуникации-
работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной фор-
ме, слушать и читать с пониманием, умение с достаточной полнотой и точно-
стью выражать свои мысли.
Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важ-
но уже в младшем школьном возрасте побуждая учащихся к целенаправлен-
ному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, по-
этому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повыше-
нию качества учебно-воспитательного процесса. В отечественной психоло-
гии и педагогике сформулированы основные условия формирования умений.
Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и другие уче-
ные показали, что всякое умение формируется в деятельности. Развёрнутое
описание даётся и в теории поэтапного формирования умственных действий
П. Я. Гальперина о том, что эта теория носит деятельностный характер.
Гальперин широко понимает обучение: условно — это любая деятельность,
поскольку тот, кто её выполняет, получает новую информацию и умения и
при этом получаемая им информация обретает новое качество. В деятельно-
сти, выполняемой учащимися, Гальперин выделяет три стороны: ориентиро-
вочную, исполнительную, контрольную. В. К. Дьяченко, М. А. Мкртчан, Г.
А. Цукерман, утверждали, что для всестороннего развития школьников и
успешного освоения ими знаний, умений и навыков важную роль играет со-
трудничество обучающихся между собой. Первое условие формирования ка-
кого-либо умения: ребёнок должен быть включён в совместную с другими
обучающими деятельность по овладению данным умением. Следующим
условием формирования любого умения является рефлексия обучающегося.
Это утверждали в своих работах В. В. Давыдов,М. А. Мкртчан, Г. А. Цукер-
ман. Только через рефлексию происходит осознание приобретаемого умения.
Она выступает связующим звеном между концептуальным знанием и лич-
ным опытом человека. Рефлексия позволяет размышлять над ходом и резуль-
татом собственной деятельности, что делает возможным освоение новых
знаний и умений. Вторым условием формирования умений является создание
в учебном процессе возможности для осуществления рефлексии каждого
обучающегося над ходом освоения им того или иного умения. Третьим усло-
вием для успешного формирования умения является усвоение целостного
умения от частного к общему. Чтобы обеспечить процесс формирования
умения, необходимо проанализировать его структуру, чётко представить из
каких элементов оно складывается, определить наиболее целесообразную по-
следовательность отдельных элементов. Четвертым условием является фор-
мирования умений является регулярность и распределение во времени. Осво-
ение умений происходит путём многократного повторения упражнений. Пя-
тое условие —это положительная мотивация к выполнению, применению
заданий. Для создания мотивации важно, чтобы тренируемое умение было
включено в учебную ситуацию, имеющую значимость для обучающегося,
ученик должен знать результаты выполнения действия, понимать общий
принцип, схему умения, в которое включено тренируемое действие. Данные
условия могут быть последовательными шагами в деятельности учителя.
Опираясь на понятие коммуникативные универсальные учебные действия,
уточним специфику их формирования.
Сущность процесса формирования КУУД у младших школьников за-
ключается в целенаправленном последовательном обеспечении: 1) регуляр-
ной, распределённой во времени деятельности включенности учащегося в
различные специально организованные ситуации коммуникации с другими
участниками учебно-воспитательного процесса; 2) постановки в соответ-
ствии с результатами рефлексии дальнейших образовательных задач по раз-
витию умений коммуникации обучающихся- в совместном обсуждении уча-
щегося с учителем. Таким образом, формирование коммуникативных уни-
версальных учебных действий у младших школьников является наиболее
благоприятным периодом и требует от педагога создание особых педагогиче-
ских условий учебно-воспитательного процесса.
Список использованной литературы
1. Бабина, С. А. Градуальная функция индивидуально-авторских
новообразований / С. А. Бабина, Е. В. Белоглазова // Гуманитарные науки и
образование. – № 1 (21), 2015. – С. 88-90.
2. Вершинина, Н. В. Возможности формирования коммуникативной
речевой культуры младших школьников средствами русского этикета / Н. В.
Вершинина // Русский язык в контексте национальной культуры: сборник
статей: материалы III Международной научной конференции (21 –23 мая
2014 г.). – Изд-во Мордов. гос.ун-та. – Саранск, 2015. – С. 31 – 35.
3. Вершинина, Н. В. Развитие лингвориторических умений как ос-
нова формирования коммуникативно-речевой компетентности учащихся
начальных классов // Научно-методическое обеспечение региональной си-
стемы общего образования в условиях реализации ФГОС: монография [Элек-
тронный ресурс] / под ред. Т.И. Шукшиной; Мордов.гос.пед.ин-т. – Саранск,
2014. – 20 с. – Режим доступа: http://home.mordgpi.ru Вершинина, Н. В.
4. Творческая самостоятельность как основа для формирования
языковой личности младшего школьника / Н. В. Вершинина // Гуманитарные
науки и образование. – №1, 2015. – С. 27-31.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей у обучающихся младшего школьного возраста.
Развитие познавательных способностей...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».
В наше время проблема равития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическ...
Развитие познавательных способностей у обучающихся младшего школьного возраста
Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находились в центре с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обуч...
Курсовая работа+статья на тему:"Формирование техники чтения у ребёнка младшего школьного возраста"
Формирование техники чтения у ребёнка младшего школьного возраста...
Выступление на заседании школьного и муниципального методических объединений учителей начальной школы на тему "Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития"
Выступление на заседании МО...
Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста через проектную деятельность»
Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качеств...
Формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста
Ситуация школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. В...