Занятие по интересам "Мастерская природы"
рабочая программа на тему

Белых Татьяна Андреевна

Цель программы: социализация личности ребенка в процессе работы с материалом природным

 

Задачи:

  • Научить детей делать поделки из разных природных материалов: (листья, кора деревьев, веточки, ягоды, шишки, семечки).
  • Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.
  • Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.
  • Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan_po_inter.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение  «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района Белгородской области

Занятие по интересам

Мастерская природы

                                                                                                                                           

                                                                                          Подготовила:

                                                                           

                                                                      воспитатель

Белых Татьяна Андреевна

                                                                                                                       

Цель программы: социализация личности ребенка в процессе работы с материалом природным 

 

Задачи:

  • Научить детей делать поделки из разных природных материалов: (листья, кора деревьев, веточки, ягоды, шишки, семечки).
  • Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.
  • Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.
  • Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей

                              Пояснительная записка.

Природа – неиссякаемый источник творчества и вдохновения. С глубокой древности человек, изготовляя различные изделия, стремился сделать их не только удобными для использования, но и красивыми.

Все природные материалы можно разделить на 2 большие группы: растительные и минеральные. К растительным относят листья деревьев и кустарников, кору, цветы, шишки, желуди, каштаны и т.п., к минеральным – песок, ракушки, камешки и т.п.

Природный материал -  кладовая для развития детского творчества. Школьников необходимо учить использовать его в работе по изготовлению различных поделок. А труд этот – кропотливый, интересный, необычный и очень приятный.

Уже начиная с первых занятий следует стимулировать творческий подход к выполнению изделий, опираясь на важный принцип народного творчества – работу по методу творческого варьирования типовых композиций. Такой подход способствует развитию у детей творческой инициативы, активно влияет на профессиональный рост работ учащихся.

           1.Береста -  один из самых поэтических материалов народного декоративно-прикладного искусства. Дает нам этот материал – береза. Поэтому одной из первостепенных задач кружка «Мастерская природы», является воспитание бережного отношения к природе в целом и к березе в частности.

Руководитель должен постоянно раскрывать нашу взаимосвязь с окружающей средой, постоянно напоминать детям о том, что заготавливать бересту можно только с поваленных деревьев.

           2.Работа по аппликации соломкой таит в себе большие воспитательные возможности, в процессе ее развивается чувство цвета, ритма, тренируется рука. В работах используют наружную глянцевую поверхность стебля, которая хорошо отражает цвет. Проглаживая горячим утюгом, можно получить разнообразные цвета, начиная от светло-золотистого и кончая темно-коричневым.

В процессе работы над аппликацией соломкой проявляется эстетический вкус детей, от которого нужно добиваться прежде всего высокого качества изготавливаемых изделий.

          3.Аппликация из листьев. Безграничен творческий простор детей в этом виде трудовой деятельности. При аппликации нужно стремиться сохранять естественную форму листа.

Перед началом работы делают несколько набросков карандашом на отдельном листе бумаги с учетом имеющегося материала. В самой же композиции непременно будут изменения, поэтому, используя предварительный рисунок, способом композиционного расположения, находят наиболее оптимальный вариант передачи выразительного рисунка. Только после этого приклеивают листья, смазывая их очень тонким слоем клея.

           4.Поделки из желудей, шишек, каштанов. Этот материал широко распространен, сбор и хранение его не предоставляют трудности. Из них можно сделать много различных поделок. В процессе работы с этим природным материалом необходимо формировать у детей практические навыки соединения частей, умения подобрать материал нужной величины, формы и цвета. Одновременно решаются задачи развития художественного вкуса, умения видеть красоту природы.

             5.  Работа с перьями и пушистыми материалами. Пушинки и перышки невесомо кружатся в воздухе, представляя себя прекрасными птицами. Они совершенно разные по своим свойствам и внешнему виду, но каждый имеет свою собственную индивидуальность и по – разному проявляет себя в различных видах работ. Дети сделают несколько птиц и животных, композиции

             6. Работа с цветами. Дети соберут разные цветы и разложат их сушить, создадут неповторимые красочные сюжеты из их лепестков, листьев, стебельков. Чтобы создать композицию, необходимо внимательно присмотреться к каждому цветку, определить, определить, чем он отличается от других. Составляя букет, необходимо выявить красоту каждого отдельного цветка. Не забывайте о гармонии цвета, форме и фактуре растений. Составление букетов – аранжировка  - это настоящее искусство, и оно имеет очень большую историю и законы. Познакомятся с флористикой. Выполнят работу под стекло и т. д.

               7. Работа с камнями и ракушками. Тихо и безмятежно живут обитатели водных просторов. Как много под ногами ракушек, камушков! Рассмотрите их внимательно, и фантазия поможет  вам создать неповторимые . оригинальные изделия. Все рассматриваемые материалы минерального происхождения. Он значительно отличаются по своим свойствам от растений и требуют более подробного изучения. Фоном композиций из минералов при работе лучше использовать пластилин, который дает возможность вдавливать изображение и не требует дополнительного закрепления.

    Схема методики проведения занятий:

  1. Вступительное слово руководителя.
  2. Сообщение темы и показ образца игрушки
  3. Анализ образца, и показ приемов создания игрушки (анализ проводят дети, высказывают предположения о последовательности выполнения игрушки
  4. Изготовление игрушки детьми
  5. Анализ готовой игрушки, в процессе которого у детей формируется умение оценивать результат своей работы и работы своих товарищей.
  6. Уборка рабочих мест.

Правила работы с природными материалами

  1. Не ломай растущие деревья, кустарники, травы
  2. Не обрабатывай сырые, грязные корни и ветки
  3. Для резания веток и корней используй хорошо заточенный с тупыми концами перочинный нож
  4. Обрабатывай шишки, желуди, каштаны на деревянной доске
  5. В сухих каштанах, желудях не делай отверстия шилом: их надо сверлить
  6. Храни природные материалы в сухом месте

                                  Тематическое планирование

Тема занятия

Цель

Форма проведения

Количест-во часов

1

Вводное занятие

1.Познакомить детей с планом работы, целями и задачами занятий.

2.Провести инструктаж по технике безопасности при работе на кружке.

3.Организовать  кружковое самоуправление.

Познаватель-ное занятие

2

2

«Путешествие в мастерскую природы»

1.Познакомить с правилами сбора природного материала

2.Учить правильно собирать листья, цветы, травы и т.д.,

сушить и сортировать собранный природный материал

3.Прививать любовь к природе

Экскурсия в цветник

3

3

«В царстве леса»

1.Познакомить с правилами сбора природного материала

2.Учить правильно собирать шишки, сучки, коренья, мох, желуди и т.д.,

сушить и сортировать собранный природный материал

3.Воспитывать бережное отношение к природе

Экскурсия в лес

3

4

«Путешествие к реке»

1.Познакомить с правилами сбора природного материала   (ракушек, перьев, камней и т.д.)

2.Учить правильно сортировать собранный природный материал

3.Прививать любовь к природе

Экскурсия на речку

2

5

Поделки из природных материалов

1.Познакомить  со свойствами природных материалов, приемами и способами работы с ними;

2. Развивать творческие способности;

3.Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, навыки взаимопомощи, художественный вкус

Познаватель-ное занятие

1

6

«Воспоминание о лете» (аппликация из сухих листьев) Фигурки животных и птиц.

1.Учить детей с помощью подбора листьев по форме и размеру делать композиции цветов, животных, птиц)

2.Развивать глазомер, творческое восприятие,

3.Воспитывать аккуратность при работе с материалом

 занятие

2

7

Изготовление поделок из скорлупы грецких орехов:«Божья коровка», «Земляничка», «»Паучок»

1.Учить делать поделки из скорлупы грецкого ореха

2.Развитие трудовых умений, мелкой моторики , воображения

3.Воспитание трудолюбия

занятие

3

8

Изготовление птички из сосновой шишки

1. Изготовление поделки из природного материала

2.Развитие трудовых умений, мелкой моторики

3. Воспитание трудолюбия, заботы о птицах в зимнее время

занятие

1

9

«Друзья для пингвиненка»

1. Знакомство со свойствами природных материалов и способами соединения деталей

2.Развитие трудовых умений, мелкой моторики

3. Воспитание отзывчивости, сочувствия к персонажам

занятие

1

10

«Стрекоза»

1Учить детей лепить стрекозу из пластилина, передавая строение тела насекомого, дополняя деталями из природного материала

занятие

1

11

Изготовление поделок из макаронных изделий «Ваза с цветами» «Сова»

1.Знакомство с новым видом природного материала и способами его соединения

2. Развитие трудовых умений, мелкой моторики , воображения

занятие

3

12

Работа с разными материалами

Яичная скорлупа. Мозаика

Яичный крекелюр

«Волшебная шкатулка»

1.Знакомство с новой техникой (яичный крекелюр)

2.Развитие трудовых умений, мелкой моторики , воображения

3.Воспитание трудолюбия

занятие

4

13

Композиция «Подсолнух»

1.Учить детей делать композицию

 2.Развивать глазомер, творческое восприятие,

3.Воспитывать аккуратность при работе с материалом

занятие

2

14

Натюрморт «Фрукты»

1.Учить детей делать композицию, используя разные виды природного материала

 2.Развивать глазомер, творческое восприятие,

3.Воспитывать аккуратность при работе с материалом

занятие

2

                            Список литературы:

  1.  Белякова О.В. Поделки из природных материалов. -  М.: АСТ-  Москва, 2010
  2.  Базик И.Я. Книга для воспитателя. - 2-е издание дораб.- М.:   Просвещение, 1991.
  3.   Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента. -М.: Просвещение, 1992
  4.  Выгонов В. В. "Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки. - М.: Первое сентября. 2003
  5.  Гукасова А. Внеклассная работа по труду. - М.: Просвещение, 1981. 
  6.  Гулянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. - М.: Просвещение, 1991..
  7.   Гусакова Г.А. Аппликация, 3-е доп.дораб  М.: Просвещение,  1997.
  8.  Мешакина Л. Мозаика из яичной скорлупы. – М.: АСТ-Пресс Книга,   2011.  (Мастер-класс на дому)
  9.  Нагибин .,И. Природные дары для поделок  и игры-  Ярославль «Академия развития» 1997
  10.  Оригинальные картины из зерен / сост.  Гаравская Д.М. Кеймина В.А Кошки и собаки, Контэнт, 2009.
  11.  Перевертень Г.И. Чудеса из пуха растений. Поделки своими руками. -  Донецк:  ООО Издательство АСТ, Сталкер, 2004
  12. Уникальные картины из зерен, Цветы и букеты / под ред. Е. Зуевской, Контэнт, 2011
  13.  Черныш И. Поделки из природных материалов.   Москва АСТ – ПРЕСС» 1999

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия кружка "Экология,природа, мы" (1)

Занятие кружка «Экология, природа, мы»  Учитель начальных классов высшей категории РФМЛИ г. Владикавказа РСО-Алания Чувилкина Елена ЮрьевнаТема: С.Н.Каргинова «Рассказы удачливого охот...

Сценарий занятия кружка "Экология,природа, мы" (2)

Сценарий занятия кружка «Экология, природа, мы».  Учитель начальных классов высшей категории РФМЛИ г. Владикавказа РСО - Алания Чувилкина Елена Юрьевна Тема: Заветная мечта с...

Сценарий занятия кружка "Экология,природа, мы" (3)

Сценарий занятия кружка «Экология, природа, мы». Учитель начальных классоввысшей категории РФМЛИ г. ВладикавказаРСО - АланияЧувилкина Елена ЮрьевнаТема занятия: Цей.Цели и задачи: познакоми...

Конспект внеклассного занятия"Лес - кладовая природы"

Конспект предназначен для использования на внеклассных занятиях в начальной школе, дано значение леса в жизни человека, пословицы, правила поведения в лесу....

Занятие - загадка в природе: "Новая тайна чернобровой красавицы "

Дать детям знания о том, что живые клетки стволов берез дышат при помощи чечевичек - темных отдушин. Учить детей анализировать воспринимаемое явление природы, делать выводы и умозаключения.Способствов...

Внеклассное занятие «В мире природы»

Данное занятие способствует  формированию экологической культуры, активной гражданской позиции, чувства личной причастности к окружающему миру. Развивает  коммуникативные способности обучающ...

Конспект занятия "Мы друзья природы" (Экологический фестиваль "Дети России за сохранение природы")

Конспект занятия для детей летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, посвященный Всемирному дню защиты окружающей среды в рамках Всероссийского экологического фестиваля "Дети России...