Занятие - загадка в природе: "Новая тайна чернобровой красавицы "
план-конспект занятия (окружающий мир, 1 класс) по теме
Дать детям знания о том, что живые клетки стволов берез дышат при помощи чечевичек - темных отдушин. Учить детей анализировать воспринимаемое явление природы, делать выводы и умозаключения.Способствовать формированию у ребенка позиции исследователя "тайн " живого мира.Вызывать эмоциональный отклик на новый познавательный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_tayna_chernobrovoy.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКСОУ ВО «Малышевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Занятие – загадка в природе:
« Новая тайна чернобровой красавицы»
Воспитатель: Сапалова Т.А.
1,5 классы
Цель: раскрыть новую тайну березки.
Задачи:
Образовательные: дать понятие о том, что живые клетки стволов берез дышат при помощи чечевичек-темных отдушин.
Воспитывающие: воспитывать нравственные качества (любовь к березке).
Коррекционно-развивающие:
- Развитие словарного запаса путем знакомства с новыми словами (чечевички, отдушины, чернобровая, морозобоины).
- Развитие устной речи через беседу.
- Развивать суждение, умозаключение при работе с опытами: «Береста - защитный покров дерева», «Откуда берутся шрамы у деревьев»?
- Развивать непроизвольное внимание путем использования ТСО.
- Развитие механической памяти через заучивание стихов.
Оборудование:
- ТСО ( записи на телефоне с «голосом» березы ).
- Наглядный материал: натуральный объект – береза; банка с водой, береста; треснутая банка с замороженной водой (для опытов).
- Раздаточный материал: клубок ниток, бумажные сердечки.
Ход занятия
Воспитатель: Угадайте, дети, к кому нас сегодня пригласили в гости?
« Ее узнаешь по примете
Нет дерева белей на свете».
Дети: это березка.
Воспитатель: правильно, ребята. Мы идем в гости к нашей любимой березке.
Дети: здравствуй, березка! Мы рады встречи с тобой, мы очень по тебе соскучились.
Воспитатель: здравствуй, чернобровая красавица! (дотронуться до березки, до черных полосок).
Неожиданно для детей звучит запись с «голосом» березы:
«Я знаю, что любите, дети,
Вы тайны мои открывать.
Наверно, поэтому здесь все
Собрались сегодня опять?....
Ну, что же, готовы вы слушать?
Вопрос мой не прост, а мудрен.
Мне хочется, милые дети,
Чтоб здесь он был вами решен.
Кто – то меня тут назвал чернобровой…
Какое красивое, нежное слово!
Откройте же тайну сегодня мою:
Почему чернобровой всю жизнь здесь стою?
Воспитатель: ребята, как вы думаете, почему же березку называют чернобровой? Для чего нужны березкам эти черные поперечные отметины?
Дети: эти полоски похожи на брови, они нужны для красоты.
Воспитатель:
На березках беленькие блузки,
Для красы – полоски поперек.
Словно парень ласковый, по- русски
Льет к березке вешний ветерок.
Эти черные поперечные отметины на стволах берез называют очень ласковым словом – чечевички. Давайте произнесем это новое для нас слово вслух, и мы убедимся, что оно действительно звучит нежно, ласково. А нежные и ласковые слова никогда не забываются. Говорим хором: че-че-вич-ки, затем произносит каждый.
Ребята, с помощью чего дышит человек?
Дети: с помощью легких.
Воспитатель: с помощью чего дышит настоящее дерево?
Дети: дерево дышит при помощи листьев.
Воспитатель: вот сейчас, дети, я вам помогу открыть тайну нашей чернобровой красавицы. Вы правильно сказали, что деревья дышат при помощи листьев. А вот живые клетки стволов берез дышат еще при помощи…(показать рукой на черные отметины) чечевичек. Они состоят из рыхлой древесной ткани, между клетками которой имеются как бы окошечки-отверстия. Вот через них-то и проходит воздух, которым дышат березы. Но зимой деревья засыпают. Как вы думаете, что происходит с чечевичками?
Дети: чечевички на зиму закрываются.
Воспитатель: ребята, кто догадался, какие превращения с чечевичками произойдут весной? Кто их разбудит?
Дети: их разбудит солнышко.
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, почему березку называют белоствольной? Отчего у нее ствол белого цвета?
Дети: в клетках бересты находится белое вещество, похожее на зубной порошок, которое называется- бетулин.
Воспитатель: бетулин покрывает кору берез тоненьким слоем. Порошок- бетулин- обсыпается, и становится видна молоденькая, нежная береста, которая, в свою очередь, тоже покрывается бетулином. Белеть березка начинает лишь с пяти лет.
Ребята, как вы думаете, а зимой березке холодно? ( Да). Что же ее защищает от морозов?
Дети: кора березы- береста.
Воспитатель: сейчас мы проделаем опыт. Кусочек бересты бросим в банку с водой и будем наблюдать. Что же мы видим?
Дети: береста не тонет, она не пропускает воду. Значит, береста защищает дерево.
Воспитатель: откуда же берутся шрамы у деревьев? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проделать опыт. Взять стеклянную банку с водой и поставить на мороз. Вода замерзнет и банка треснет. Какой же вывод можно сделать? Когда вода замерзает, она раздается, расширяется. И когда ей нет места раздаться, то вода разрывает деревья точно так же, как она разорвала нашу банку. Такие « шрамы» у деревьев называют морозобоинами. Теперь мы знаем, отчего в морозы трещат деревья.
Запись на телефоне:
Очень мы березы, любим слушать о себе песни и стихи,
порадуйте меня! (дети рассказывают).
Затем звучит запись на телефоне.
Я, береза, пред вами с вопросом являлась,
И тайна моя долго вами решалась.
Но дружба, упорство, стремленье узнать
Позволило тайну мою разгадать.
И хоть для меня вы все тут невелички,
Но открылись пред вами мои чечевички,
Дышу вместе с вами я воздухом чистым,
Пусть взгляд на природу будет лучистым!
Знакомый клубочек опять поищите,
Что вы запомнили, мне расскажите.
Прощаюсь я с вами, вам в школу пора,
До следующей встречи, моя детвора!
Дети ищут клубочек, передают его друг другу и говорят: «Сегодня я понял…»
Воспитатель: ребята, давайте на прощание подарим нашей березоньке сердечки, которые вы сделали сами (дети развешивают сердечки на веточки березы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Загадки под водой"
Занятие проведено в объединении дополнительного образования "Земля и небо" с обучающимися 2 -ых классов. Можно использовать материал и при подготовке к урокам окружающего мира.Направлено на углубление...
Внеклассное занятие :Мир фантазий. К. Булычёв «Тайна третьей планеты».
На внеклассных занятиях по чтению формируется культура чтения, которая сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника. Она проявляется в...
ПРИРОДА НОВОГО СВЕТА
Данная презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 4 классе по программе Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова....
Занятие по портфолио "Астрологический паспорт. Тайны моего характера ", 2класс
Данное мероприятие было проведено во 2 классе в рамках внеурочной деятельности.Цель:-познакомить с зодиакальными созвездиями и определить черты характера, соответствующие данным созвездиям...
Природа нового света
Презентация подготовлена к уроку окружающего мира (программа Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков "Окружающий мир" 4 класс)....
Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ (2 класс) «Красавица Осень»
Конспект занятия для обучающихся с ОВЗ школ VIII вида...
Конспект логопедического занятия " Приключение тигренка Рыка, или Тайна пяти дверей"
Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса, имеющих общее недоразвитие речи, с использованием здоровьесберегающих технологий....