Внеклассное занятие «В мире природы»
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Данное занятие способствует  формированию экологической культуры, активной гражданской позиции, чувства личной причастности к окружающему миру. Развивает  коммуникативные способности обучающихся в условиях игровой деятельности, творческие способности, познавательный интерес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие «В мире природы»

Задачи:

  1. Способствовать формированию экологической культуры, активной гражданской позиции, чувства личной причастности к окружающему миру.
  2. Развивать коммуникативные способности обучающихся в условиях игровой деятельности, творческие способности, познавательный интерес.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за использование и сохранность природных богатств.

Форма: экологический  калейдоскоп

Методы проведения: игровой, наглядный, проблемный, интерактивный.

Участники: обучающиеся 3  классов.

Оборудование: «деревья, кустарники» (нарисованные и вырезанные), ватман (разделенный на сегменты фигуры присутствуют), выставка книг  (закладки в разделах, страницах необходимых для ребят) и плакат над книгами «Книги, которые помогут вам победить в игре», колокольчик (как знак обозначения окончания работы), «цветик – семицветик» (на обороте написаны стихи), разрезанные карточки (описание деревьев), маски животных (еж, жуки, суслик, воробей, барсук, корзинка с грибами), презентация.

В классе стоят 5 «рабочих» зон, компьютер (интерактивная доска), магнитная доска.

 На ватмане (расположенном на доске) располагаются различной формы фигуры белого цвета, рисунок (который дети не видят полностью, разделен на такие же сегменты)  по мере выполнения задания, дети ищут недостающий фрагмент и крепят на ватман – закрывают белые  фигуры, постепенно «возникает» рисунок - отгадка. Разделенный на сегменты рисунок находится на столе учителя.

Ход мероприятия:

Звучит музыка, под музыку входят дети.  

Игра «Необычное приветствие».

Дети ходят по комнате (можно и танцевать). Когда музыка утихает, то произносятся слова: «1,2,3, друга найди!» В это время каждый ребенок срочно должен найти себе пару и встать с ней рядом. Тогда звучит команда: «Поздоровайтесь….»- и затем называется любая часть тела (мизинцами, ушами, коленками, пятками..)  Важное условие – ученик после музыкальной паузы должен встать с тем, с кем он еще не здоровался.

Игра «Молекулы и атомы»

Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы - более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по 2,3,5!», то это значит, что три игрока - «атома» сливаются в одну «молекулу». Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена».

Рассаживаются по 5 человек (по итогам игры).

-Тема наша непроста, глубока и широка, таинственна,  шумна и многолика, но так близка для  каждого живущего на свете. О чем речь?

- Собери слово ( работа в группах).    дрпарио

Послушайте слово: «Природа». Произнесите это слово с разной интонацией, с чувством (от группы произносит 1 ученик).

Ассоциации.

-Запишите слово  «природа» на листочках

-Какие ассоциации у вас возникли? Составьте кластер.

-Прочитайте свои ассоциации в группах, дополните свои записи понравившимися словами.

-Выберите самые главные, важные для всех слова и прикрепите их к «листу  рассуждений и мыслей».

-Озвучьте свои записи (по 1 от группы). Вывешивают свои  «листы» на доску.

Чтец 1.

Мы  речь свою ведём о том,

Что вся Земля - наш общий дом –

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Чтец 2

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду её никому не дадим.

Чтец 4.

 Посмотри во все глаза

 Что находится вокруг:

 Небо светло-голубое,

 Солнце светит золотое,

 Ветер ветками играет,

 Тучка в небе проплывает.

 Поле, речка и трава,

 Горы, воздух и листва,

 Птицы, звери и леса,

 Гром, туманы и роса,

 И поэтому все мы

 Жить не можем без воды.

Чтец 3.

Без растений и животных,

 Без красивых гор высоких,

 Без лесов, полей и рек

 Жить не может человек.

Все:

 Так давайте сбережем

 Наш земной природный дом.

  -Как мы, ученики 3 «А» класса, можем сберечь наш земной природный дом? («Мозговой штурм», коллективно). Варианты ответов  записывает на доске учитель.

«Отсроченная догадка».

-Наши догадки мы сможем или подтвердить, или опровергнуть в конце занятия. На ватмане (расположенном на доске) располагается   фигура  белого цвета,      разделенная на   сегменты.  По мере выполнения задания, дети ищут «фрагмент  рисунка» (соответствующий фрагменту белого цвета и расположенного на столе учителя) и крепят на ватман – закрывают белую фигуру, постепенно «возникает»    рисунок – отгадка.

За каждое правильно выполненное задание команда имеет право прикрепить на доску «дерево или кустарник» под номер своего сектора. (1 группа – сектор 1, 2 группа – сектор 2..).

-С чего начинается обычно поход в гости? Со знакомства.

  1. «Звериный портрет» или по описанию узнай животное.   1 минута на обсуждение. По мере отгадывания на доске вывешиваются  ответы – картинки.

1группа.  (карточка)

Его можно встретить в густом лесном покрове, на вырубках, просеках, в степи. Хоть и ведет он ночной образ жизни, охотится только ночью, его нередко можно встретить и днем – на солнечном припёке. Он не выходит из состояния зимней спячки до тех пор, пока не кончаются заморозки. Длина его тела – до 30см, вес -1кг. Он поедает всё: мелких насекомых, мышей и даже ядовитых змей, сочные плоды и ягоды. (ЁЖ)

2 группа.

Этого зверька можно встретить в   лесах. Он дальний родственник белки. Делает в своей норе специальную камеру – кладовую и всю осень таскает туда запасы на зиму. В своих защечных мешках он может наносить до 10 кг очищенных орехов. Большую часть времени  он проводит в спячке. Этот лесной зверек служит прекрасным барометром. За несколько часов до дождя, сидя на задних лапках на пеньке, он издает особые звуки – грустно кричит.

На спине у него продольные полоски.  (Бурундук).

3 группа.

Этот хищник  самый маленький член  семейства собачьих. Обитает практически по всему земному шару.   Это  очень красивое и изящное животное. У этого животного очень красивый шелковистый   мех, белая грудка и чёрные "сапожки". Длинный пушистый хвост создаёт впечатление большой величины зверя. На самом деле это не так, это совсем маленькое животное и весит всего 4-5 килограммов. Особое обаяние придают этому зверю  смышленые глаза со зрачками, как у кошки. Такие глаза из всех собачьих есть только у этого зверя.  Могут  питаться отбросами, мышами и крысами. Но в основном это животное предпочитает луговые местности, где много мышей, полёвок и зайцев. Хотя и не брезгует и кузнечиками, ест землянику, чернику, вишню, яблоки и виноград.  

 Это животное обычно селится в покинутых норах лесных сурков и барсуков. Но расширяет их и прокладывает дополнительные туннели. Обязательно строят и запасные выходы. В одной норе однажды обнаружили целых 27 запасных выходов.           ( лиса)

4 группа.

Внешний вид этого зверя хорошо известен. Тело у него мощное с высокой холкой (горбом). Этот горб — фактически масса мускулов, которые позволяют этим животным  легко рыть и использовать их лапы в качестве ударной силы. Голова массивная с небольшими ушами и глазами. Цвет меха может быть различным от светло-палевого до синеватого и почти черного.   Всеяден, но рацион у этого животного  на 3/4 растительный: ягоды, желуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В его рацион также входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки).    Крупные самцы нападают на молодых копытных — косуль, ланей, оленей (карибу, благородный олень, пампасовый олень), козерогов, кабанов и лосей.      (Медведь)

5 группа.

Это животное достигает в длину до  75 см,   Большая часть тела в летний период покрыта мехом, цвет которого варьируется от желтовато-коричневого до серо-коричневого, брюшная часть имеет серо-белую окраску. Кончики ушей, достигающие 10 см в длину, и верхняя часть хвоста черные. Два раза в год у зверьков происходит линька. Зверьки ведут сумеречный и ночной образ жизни, в дневное время прячутся от посторонних глаз, причем маскируются на лежках так искусно, что, даже находясь в нескольких метрах от него заметить его очень трудно. Благодаря прекрасно развитому у животного зрению, обонянию и слуху, подкрасться к нему незамеченным непросто. Если же грызуна потревожить, он пускается в бегство, развивая на прямых скорость до 60 км/ч, а при необходимости легко преодолевает и водные преграды вплавь. Питается  исключительно растительной пищей.  (заяц)

2. «Удивляй себя и друзей»( инсценирование по стихотворению, название стихотворений расположены на «цветике –семицветике», дети самостоятельно выбирают стих, отклеив лепесток).

Уговор

Еж забрался в дом из леса!

 Утром мы его нашли -

 Он сидел в углу за печкой

 И чихал в густой пыли.

 Подошли мы - он свернулся.

 Ишь как иглами оброс.

 Через пять минут очнулся,

 Лапки высунул и нос.

 Почему ты к нам забрался, -

 Мы не спросим, ты пойми:

 Со своими ли подрался,

 Захотел ли жить с людьми...

 Поживи... У нас неплохо.

 Только раньше уговор:

 Будешь ты Чертополохом

 Называться с этих пор!

 Ты не должен драться с кошкой

 И влезать к нам на кровать,

 Потому что ты колючий,

 Можешь кожу ободрать...

 За день будешь получать ты

 По три блюдца молока,

 А по праздникам - ватрушку

 И четыре червяка.

 Днем играть ты должен с нами,

 По ночам - ловить мышей,

 Заболеешь - скажем маме, -

 Смажем йодом до ушей.

 Вот и все. Теперь подумай.

 Целый день ведь впереди...

 Если хочешь - оставайся,

 А не хочешь - уходи!

                         Саша Чёрный

Два жука

Жили-были два жука

 Два жука.

 Жизнь была у них легка:

 Пляшут, взявшись за бока,

 Полевого трепака,

 Дразнят ос и паука.

 Ничегошеньки не боятся,

 

Всё жужжат и веселятся -

 Два жука.

 Два жука весёлых,

 В зелёных камзолах,

 В красивых сапожках,

 На тоненьких ножках.

                            М.Л.Моравская

СУСЛИК

Пред рассветом, очень рано,

 вышел суслик на поляну.

 Встал на холмике крутом

 серым тоненьким столбом,

и стоял он долго там,

 лапки вытянув по швам.

 Думал: скоро ли рассвет,

 будет дождик или нет?

На рассвете с кузовками

 вышел Васька за грибами.

 Видит, столбичек стоит,

 очень маленький на вид.

 Васька думает: «Постой,

 захвачу его с собой,

 пригодится, может быть...

 Можно чушку смастерить...»

 Суслик Ваську увидал —

 вздрогнул, пискнул и пропал.

                         Моравская

Барсук

Под берёзкой, на горе,

 Спит барсук в своей норе.

 А нора у барсука

 Глу

       бо

          ка-

 Пре

       глу

            бо

                ка.

 Барсуку тепло и сухо,

 Целый день ласкает ухо

 Шум берёзовых ветвей

 Да сопение детей:

 На подстилке крепко спят

 Мальчики с усами

 И от сытости сопят

 Влажными носами...

 Скрипнет ветка или сук -

 Приоткроет глаз барсук,

 Чутким ухом поведёт,

 Усмехнётся и уснёт:

 Ведь нора у барсука

 Глу-

 Бо-

 Ка...

                     Т.Белозёров

Познакомились

Три задиры муравья

 повстречали воробья.

 -Чьи вы, чьи вы, муравьи?

 - Мы ничьи, ничьи, ничьи!

 -Вы куда, куда, куда?

 -Мы туда, туда, туда!

 -Вы зачем, зачем, зачем?

 - Мы затем, затем, затем!

 Мы за тем, за тем кустом

 Познакомились с котом!

 - Он какой, какой, какой?

 - Он такой, такой, такой:

 В полосатой шубке,

 Остренькие зубки

 И на каждой лапке

 Когти цап-царапки!

 -Я давно уже знаком

 С каждым этим коготком!

 Полечу, покуда цел!

 Фр-р-р!- и пулей улетел.

                          Ю.Чёрных

3. Лесное информационное агентство «Складно да ладно».

Ученикам даются разрезанные полоски бумаги с перепутанным текстом. Нужно восстановить текст, записав последовательность цифр.

Ответ: 3,4,5,1,2

2.  только распустился, на деревья набрасываются целые полчища гусениц и уничтожают всю листву. Дубы становятся совершенно «голыми», безлистными, как зимой. Можно подумать, что они уже погибли. Но это не так. Через некоторое время они покрываются новой листвой.                         2

4.   дерева напоминает шар. Прямоствольный великан высотой до 30 метров. Живет до 2000 лет. Дуб очень живуч. Он способен                  4

3. Могучий дуб... Это дерево - действительно олицетворение мощи, крепости, силы. Особенно могучи одиночные старые деревья, растущие где-нибудь среди луга. Ствол такого дуба невысок и не очень прям, но зато как толст у самой земли! Извилистые ветви широко раскинулись во все стороны, нижние почти касаются земли. Крона         3

1. и толстые. Ведь все те «соки», которыми корни прежде снабжали целое дерево, теперь идут только в молодые побеги. А вот еще пример, показывающий, насколько живуч дуб. Иногда в конце весны, когда дуб                           1

5.  давать молодую поросль от пня (пневую поросль). После того как срубят дерево (конечно, не очень старое), на коре пня вскоре появляется целая щетка молодых побегов. Когда они достаточно подрастут, на них можно видеть необычные, гигантские листья. Сами побеги тоже очень сильные - длинные                    5

4. колонии, растущие из отдельного дерева и размножающиеся посредством побегов корневой системы. Осина может пережить лесные пожары, поскольку ее корневая система размещена глубоко под землей. Осину издавна считали              

3. когда природа, казалось бы, уснула глубоким сном, осина трепещет, шепчет своими листьями, словно волнуется за что-то.  Эта порода   с белой древесиной с зеленоватым оттенком.  Живет в среднем                                    

2. злым деревом, которое используют в темной магии и обрядах. Видимо, в этом виноваты мифы и легенды связанные с ней. Осину запрещали садить возле домов, думая, что она принесет несчастья и болезни. Славяне никогда не сажали это дерево возле дома, опасались засыпать в осиновых рощах, считая, что там обитают злые духи. Ей даже не топили печь и не пользовались тенью. Восточные славяне называли осину «чертовым деревом», вокруг которого вьются черти.                                  

5. Есть в наших лесах одно необычное дерево - осина, вокруг которого появилось множество легенд и преданий, примет и поверий.  Осина – крупное лиственное дерево семейства ивовых высотой до 35 м.   Самое удивительное в ее "поведении" - даже  

1. до 90 (редко до 150) лет, но корневая система   долговечна. Цветет в апреле-мае, до распускания листьев. Цветки – косматые сережки, похожие на гусениц. Растет по берегам водоемов, в лесах, по опушкам, изредка на сухих песках и вырубках, по оврагам, на болотах и в горах. В степях образует осиновые                              

Ответ: 5,3,1,4,2.

2.  богат на витамины и содержит 0,5- 2% сахара, а также натрий, кальций, магний, медь, титан, марганец —    все биологически активные вещества и соединения.

4. все – почки, листья, сок, кора. Самые первые упоминания о соке березы в народных лечебниках обнаружены в 16-17 веке. Но целительная сила этого блаженного напитка была известна нашим предкам еще намного раньше. Лекарь Моанн Смер (1053-1125), который был приглашен Владимиром Мономахом из Греции, имел возможность потчевать богатых князей лекарствами, которые были привезены из Генуэзских колоний в Крыму и Константинополя, а простому люду он предлагал лечебные снадобья, которые были изготовлены из

3.  выплескивает все жизненные силы, которые накопила за время зимних месяцев. Масса полезных биологических соединений, солей и минералов, растворяясь в соке, образуют почти универсальное лекарство. Сок березы

1.  обыкновенного березового сока. И фактом является то, что простой народ, принимающий лекарства, изготовленные на основе березового сока, намного быстрее излечивались от мучивших их болезней, чем их знатные вельможи. Березовый сок – настоящий «дар небес». Весной береза  

5.Издавна и до наших дней дерево березы называют блаженным деревом, так как в переводе с латинского «береза» и имеет значение « осчастливленный, блаженный». Еще в древних летописях упоминалось о том, что славяне поклонялись березе и считали ее неким божеством, обладающим лечебными свойствами. Для лечения разнообразных болезней в ход шло

Ответ: 5,4,1,3,2.

1. одно из древнейших лекарственных растений. Еще больше двух тысячелетий тому назад в Шумерском государстве было записано много различных рецептов, в которых упоминалась хвоя и сосновая смола. Высушенную хвою сосны и пихты шумеры использовали для компрессов и припарок. В Древнем Египте смолу                                  

2. было принято жевать хвою и молодые веточки — они хорошо очищали полость рта, укрепляли десны и зубы. А еще, отвар хвои весной спасал многие поколения наших предков от цинги. Противоцинготные свойства сосны испокон веков были известны народам севера, путешественникам и морякам.                                              

4. Сосна  обыкновенная (Pinus silvestris L.) –  вечнозеленое хвойное дерево из семейства   сосновые. Ее высота в борах может достигать высоты 50-75 м.    В пыльных и загазованных городах сосна, как и большинство хвойных, чувствует себя очень плохо. Хвоинки      

3. включали в бальзамирующие составы, которые до сих пор — через три тысячи лет — не утратили бактерицидных свойств! В Греции и Риме смолу сосны использовали для лечения простудных заболеваний, прострелов, а кору применяли как вяжущее средство. Смолой заживляли раны и размягчали опухоли. У славянских народов сосну обыкновенную применяли для погребальных костров и на свадьбах.   Хвою включали в состав компрессов и припарок еще пять тысяч лет назад! На Руси                                      

5. должны жить довольно долго, несколько лет. А под действием плохих экологических условий срок их жизни резко сокращается, новые не успевают нарастать, дерево «лысеет» и постепенно погибает. Поэтому вы никогда не увидите красивых сосен вблизи оживленных городских магистралей. Сосна —          

Ответ:4,5,1,3,2.

2. листья тополей улавливают, задерживают пыль, фильтруют, очищают загазованный городской воздух. Они в среднем доживают до 80-90 лет, но в отдельных случаях до 120-140 лет. Из почек получают фиолетовую краску, из листьев — жёлтую. Побеги с листьями служат веточным кормом для скота.

4. Греции ими обсаживали площади и улицы и называли "народным" — 'народ', поэтому род тополей стал называться этим именем. По второй версии  название растения от слова — трепетать — за игру листьев при порывах ветра. Это

1.крупные двудомные деревья высотой до 40 м, с мелкими цветками, собранными в сережки, которые появляются до начала распускания листьев или одновременно с ними. Плод — коробочка с мелкими семенами, снабженными

5.Тополь — традиционное  и излюбленное декоративное дерево. Сейчас, пожалуй, нет населенного пункта, в зеленом наряде которого не было бы тополей. Еще в Древней

3. летучками в виде пучка волосков (“тополиный пух”). Во время рассеивания семян пух в большом количестве носится в воздухе, засоряя все кругом. Но в тоже время

Ответ:5,4,1, 3, 2.

  1. Природы и мы.

Чтец 5.

 Мы порой безбожно

 Не храним, что имеем,

 Не щадим, не жалеем.

 Ни за что не в ответе,

 Словно самую малость

 

 Нам на этой планете

 Жить и править осталось.

 Не хозяева вроде,

 Так добро своё сгубим,

 А гордимся природой

 И отечество любим.

«Команды» рисуют экологические знаки и защищают их. Подумайте, что будет означать каждый знак и  их названия. Это и будет наш следующий конкурс.

Афиширование работ (по 1-2 человака от группы)

-Ребята, посмотрите какой чудесный и нарядный мы, ученики 3  «А» класса, своими руками вырастили маленький лесок! Нам пришлось потрудиться: изучить  познавательную литературу, думать, принимать решения

 Все мы - люди, звери, птицы, микроорганизмы - живём на планете Земля. Это наш общий дом. За миллионы лет все виды животных и растений приспособились и притёрлись друг к другу. И мы знаем, что человек - это часть природы. Люди порой безрассудно поступали: вырубали леса, осушали болота, распахивали степи.  Нужно очень бережно относиться ко всему окружающему: и к лесу, куда мы ходим за грибами и ягодами, и к болотам, где растёт клюква и к речке, где мы купаемся в жаркий день, и к дереву, которое шелестит листвой. Пусть всем хватит места на нашей планете.

-Что же мы можем, что в наших силах выполнить для окружающего мира, природы?

-Вы сами нашли правильный ответ (отсроченная догадка): рассмотрите картину, которую мы с вами своим трудом создали. Прочитайте обращение- призыв! (Любите и охраняйте природу!)

Давайте будем беречь всё это, жить, не обижая друг друга, не обижая братьев наших меньших и помнить, что проблемы Земли - наши проблемы.

Исполняют песню на мотив «Бременских музыкантов»

Ничего на свете лучше нету,

 Чем спасти от гибели планету.

 Будет лес любимый свеж и зелен,

 Эту радость мы с тобой поделим. - 2 раза.

Береги ты всё живое рядом

И на всё смотри хозяйским взглядом.

 

Знают даже маленькие дети -

 Должен быть порядок на планете. - 2 раза.

Пусть вода всегда в реке струится,

 Пусть всегда поют над нами птицы,

 И Природе сами мы поможем,

Эту радость мы с тобой умножим. - 2 раза.

По возможности ученикам вручаются подарки – книжки о природе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия"Лес - кладовая природы"

Конспект предназначен для использования на внеклассных занятиях в начальной школе, дано значение леса в жизни человека, пословицы, правила поведения в лесу....

Внеклассное занятие "Мы- друзья природы"

Занятие предназначено для детей 2-3 классов. Цель - воспитание бережного отношения у природе, умение вести себя....

внеклассное занятие "Жалобная книга природы"

внеклассное занятие  по окружающему миру  "Жалобная книга природы" 4 класс...

Внеклассное занятие "Удивительный мир природы"

Путешествие в мир природы в занимательной форме....

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...

Внеклассное занятие "Мир живой природы в рассказах Евгения Носова". Литературная викторина.

На занятии "Мир живой природы в рассказах Евгения Носова" используются произведения из книги писателя "На рыбачьей тропе"....

Внеклассное мероприятие по миру природы и человека "Снежные тайны"

Мероприятие построено в форме исследовательского занятия и дополняет представления детей о предметах и явлениях неживой природы. Может быть проведено на предметной неделе начальной школы или включено ...