Программа воспитательной деятельности класса "Воспитание толерантности у младших школьников"
материал на тему
Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы определяется тем обстоятельством, что воспитание толерантности и формирование толерантных взаимоотношений в современном российском обществе следует рассматривать в качестве неотложной педагогической задачи. В условиях сложных социальных трансформаций, усиления миграционных процессов, значительного расширения контактов с другими странами и народами именно такое качество личности как толерантность способно сыграть существенную роль в консолидации российского общества, обеспечении стабильного, устойчивого развития страны.
Естественно, что формирование толерантных отношений должно строиться с учётом наших традиций и культуры, но, главное, готовности сознания людей к тем или иным изменениям. Известно, что стереотипность мышления накапливается с годами и преодолеть её в зрелом возрасте часто становится трудновыполнимой задачей.
Поэтому принципиально важно начинать этот процесс с детского возраста, когда происходит формирование личности ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди
Б. Шоу
Возраст обучающихся – 6-10 лет
Срок реализации – 4 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы определяется тем обстоятельством, что воспитание толерантности и формирование толерантных взаимоотношений в современном российском обществе следует рассматривать в качестве неотложной педагогической задачи. В условиях сложных социальных трансформаций, усиления миграционных процессов, значительного расширения контактов с другими странами и народами именно такое качество личности как толерантность способно сыграть существенную роль в консолидации российского общества, обеспечении стабильного, устойчивого развития страны.
Естественно, что формирование толерантных отношений должно строиться с учётом наших традиций и культуры, но, главное, готовности сознания людей к тем или иным изменениям. Известно, что стереотипность мышления накапливается с годами и преодолеть её в зрелом возрасте часто становится трудновыполнимой задачей.
Поэтому принципиально важно начинать этот процесс с детского возраста, когда происходит формирование личности ребёнка. Умение слушать, слышать и понимать другого человека, считаться с «инаковостью» и автономностью других культур и их непосредственных носителей и в то же время быть способным в равной мере осознавать и реализовывать собственную принадлежность к отечественной культуре могут быть с необходимой прочностью усвоены ребёнком в процессе его нравственного становления, в том числе и в ходе образовательной деятельности.
Новизна и оригинальность данной программы заключается в том, что она ориентирована на формирование толерантности как личностного качества у детей младшего школьного возраста на основе их группового взаимодействия. Именно в ходе деятельностного взаимодействия детей, осуществляемого в ходе занятий, происходит естественное усвоение ими основ толерантной культуры как эффективной формы поведения в обществе, вырабатываются такие важные с точки зрения социализации ребёнка качества, как коммуникативность, психологическая зоркость, наблюдательность.
Цель программы – формирование основ толерантного мышления и поведения у детей младшего школьного возраста как фактора социализации ребёнка в полиэтническом и мультикультурном обществе.
Достижение этой цели требует решения нескольких взаимосвязанных задач:
– развитие и поддержание у детей интереса к окружающим людям, чувства понимания и эмпатии;
– обучение детей навыкам вербальной коммуникативности (умения слушать и слышать другого);
– формирование у них адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих;
– повышение уровня самоконтроля ребёнком своего эмоционального состояния в ходе взаимодействия;
– развитие творческих и организаторских способностей, активности и самостоятельности детей в процессе взаимодействия;
– осознание ими практического значения знаний, получаемых в процессе занятий.
Программа рассчитана на работу с детьми 6-10 лет (уровень начальной школы).
Срок реализации – 4 года, в ходе которых ребёнок последовательно проходит 3 этапа обучения: «Про меня», «Про тебя» и «Про нас».
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА.
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в миреразных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, ненарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это неуступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция наоснове признания иного.
2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.
Будучи президентом России, В.В. Путин разработал программу «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Действительно, образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995». Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).
На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.
Признание - это способность видеть в другом именно другого, какносителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание -это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 25 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
На мой взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.
Воспитание культуры толерантности, на мой взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через со-мышление– В.Ф. Гумбольдт, что ведет к со-действию.
Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.
Можно выделить две группы методов понимания:
1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости»,индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.
2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.
Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
1. Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь
2. Конфликт-это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно.
3. Социальная ответственность и способность каждого осмысленно применять моральные нормы при принятии личных и общественных решений.
Программа может быть реализована при помощи следующих ФОРМ:
1. Участие в общешкольных мероприятиях.
2. Чтение и обсуждение книг.
3. Демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением.
4. Встречи с интересными людьми, представителями иных культур.
5. Посещение музеев, театров, выставок.
6. Беседы, классные часы. (Приложение 1.)
7.Организация внеклассных мероприятий (постановка спектакля, викторина, ток-шоу и т.д.).
8. Различные акции.
9. Родительские собрания.
Выбирая приёмы и методы работы, необходимо учитывать разнообразие форм проявления толерантного поведения:
– бытовая толерантность (терпимость к формам поведения, мнениям и высказываниям ближайшего окружения; она проявляется в межличностных отношениях);
– педагогическая толерантность (терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства);
– религиозная толерантность (терпимость к людям другой веры, уважение к чужим религиозным убеждениям);
– этническая толерантность (уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности);
– музыкальная толерантность (уважительное отношение к различным музыкальным стилям, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка);
– спортивная толерантность (отсутствие предубеждения, враждебности к другим спортивным командам и их болельщикам);
– культурная толерантность (уважение явлений культуры, представляющих ценность для других).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Исходя из поставленной в программе цели образовательной деятельности, ожидаемыми результатами является формирование у обучающихся ряда знаний и умений, являющихся критериями толерантных взаимоотношений.
К ним относятся:
- знание ценностей и норм социальной коммуникации;
- умение понимать другого человека;
- умение участвовать в совместной деятельности;
- адекватность самооценки;
- адекватность восприятия эталонов нравственного поведения;
- позитивность образа мира;
- адекватный возрастным показателям уровень тревожности;
- самоидентификация;
- умение реагировать на агрессивные действия.
Степень сформированности этих знаний и умений в результате обучения проверяется по нескольких основным показателям:
- поступки в ситуации самостоятельного выбора, когда ребёнок принимает решение и действует согласно или вопреки известной ему норме;
- круг распространения толерантного поведения (поведение с близкими и незнакомыми);
- устойчивость поступков в различных ситуациях (при условии внешнего контроля и без него, в знакомой или новой для ребёнка ситуации, содержание взаимоотношений);
- характер переживания (что и как переживается).
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ и ЦЕЛИ этапов работы по формированию основ толерантного сознания.
1 этап - 2010-2011 гг.- разработка научно-методических основ формирования толерантного сознания.
2 этап - 2011-2014 гг.- внедрение системы мероприятий для формирования толерантного сознания и коллективного развития.
3 этап -2014-2015 гг.- обобщение результатов работы, мониторинг успешности реализации программы.
Формирование основ толерантного сознания у школьников осуществляется в соответствии с перспективным планом работы школы на год.
Программа "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста" предусматривает следующие направления обучения толерантности:
«Я и Я» - осмысление ребенком себя как частички окружающего мира. Содержание этого блока ориентировано на формирование у детей и подростков позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, самореализации.
«Я и Семья» - подготовка к выполнению основных социальных ролей. Семья – главный фактор воспитания семьянина.
«Я и Культура» - осмысление школьниками значимости искусства для человека современного мира, развитие духовного мира учащихся на основе познания искусства, литературы, фольклора.
«Я и Школа» - основное содержание деятельности – осмысление школьниками необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире. Процесс открытия мира знаний и умений нацелен на повышение у школьников мотивации к обучению, формирование культуры интеллектуального труда, ценности образования, расширение опыта применения полученных знаний, умений и навыков во взаимодействии с окружающим миром, в процессе решения практических задач, опыта сотрудничества со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
«Я и Общество» - осмысление ребенком себя как частички общества, осуществляющей определенные функции. Основная идея этого блока – миротворчество, воспитание толерантности.
«Я и Отечество» в содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как часть своей Родины, её гражданина и патриота.
«Я и Планета» осмысление ребенком себя как части планеты Земля. Мир – это совокупность всех межгосударственных и межчеловеческих отношений.
Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ» , под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям. Диагностика толерантности проводится путем психолого-педагогического мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии (Айзенка, Веймера и др.) и др. (Приложение 2.)
СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Проект предполагает:
• пропаганду идей толерантности в школьной среде путем активного вовлечения школьников в социальную деятельность;
• информационно – методическую работу с родителями, выразившими желание принять участие в данном проекте;
• проведение тренингов, акций, конкурсов, игр;
• создание участниками мини-проектов и их реализация;
• участие в социальной деятельности.
Программа основана на проведении классных часов, утренников, праздников, конкурсов, диспутов, театрализованных представлений, читательских конференций, поисковой работы, игр, фестивалей, КВН, марафонов, костюмированных балов, спартакиад, ролевых игр, экскурсий, путешествий, интеллектуальных игр, викторины, дискуссии, Брейн-ринги, спектакли и т.д.
Для получения наилучшего результата необходимо:
Знание возрастных особенностей младших школьников.
Честное сотрудничество с учениками и их родителями.
Активное участие детей в проводимых мероприятиях.
Помощь школьникам в подборе материалов для проведения классных часов и творческих вечеров.
Создание благоприятной атмосферы.
Эффективное использование различных инновационных методов работы с учениками.
Данная программа пройдет более успешно, если деятельность учителя будет основываться:
На искреннем уважении и понимании учащихся, умении использовать игровую педагогическую технологию.
Умении тонко и деликатно обращаться с младшими школьниками, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие.
Поощрении в развитии способности учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми.
Умело, продуманно и тщательно организованные мероприятия помогут подарить радость детям, хорошее настроение, жизнелюбие, добрые взаимоотношения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
• 100% выполнение программы мероприятий;
• количество родителей,принявших активное участие в проекте не менее 80%;
• 100% участие в проекте детей класса;
• отзывы учащихся и их родителей, педагогов, работающих в классе о ходе и результатах реализации проекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН классных часов и групповых проектов
№ | Название разделов и тем | |||
Кол-во часов | дата | примечание | ||
Раздел 1. «Про меня» | ||||
1 | Знакомство. Диагностика | 1 | ||
2 | Кто я? | 2 | ||
3 | Как я выгляжу | 1 | ||
4 | Праздник осени | 1 | ||
5 | Расскажу о себе | 2 | ||
6 | Я-ученик | 1 | ||
7 | Моё поведение | 2 | ||
8 | Мамин праздник | 1 | ||
9 | Чем я богат | 1 | ||
10 | Праздник Земли | 1 | ||
11 | Диагностика | 1 | ||
12 | Как устроен человек | 1 | ||
13 | Восприятие мира. Органы чувств | 3 | ||
14 | Праздник в семье. | 1 | ||
15 | Моё настроение | 2 | ||
16 | Мои чувства | 2 | ||
17 | Зимний праздник | 1 | ||
18 | Диагностика | 1 | ||
25 | ||||
1.Практико-ориентированный проект «Шишкопад» 2. Технологический проект «Строим Дом Дружбы» 3.Творческий проект «Перелистывая страницы учебного года» | ||||
Раздел 2. «Про тебя» | ||||
1 | Диагностика | 1 | ||
2 | Другой человек | 1 | ||
3 | Основные эмоции человека | 3 | ||
4 | Учимся сотрудничать | 2 | ||
5 | Уважая себя-учимся уважать других | 1 | ||
6 | Учимся договариваться | 2 | ||
7 | Мои четвероногие друзья | 2 | ||
8 | Мамин праздник | 1 | ||
9 | Человек среди других | 2 | ||
10 | Разговор взглядов | 2 | ||
11 | Язык жестов и движений | 2 | ||
12 | Мой лучший друг | 1 | ||
13 | Учимся вежливо говорить | 2 | ||
14 | Диагностика | 1 | ||
23 | ||||
1.Творческий проект «Картофельный банкет» 2. Практико-ориентированный проект «Наш любимый сурикат» 3. Проект «День толерантности» 4. Творческий проект «Все народы в гости к нам» | ||||
Раздел 3. «Про нас» | ||||
1 | Диагностика | 1 | ||
2 | Что делать, если не нравится | 2 | ||
3 | Игра в радость | 1 | ||
4 | Праздник осени | 1 | ||
5 | Коллективное дело | 3 | ||
6 | День благодарения | 1 | ||
7 | Наша группа | 2 | ||
8 | Традиции | 1 | ||
9 | Мир природы | 2 | ||
10 | Экология вокруг нас | 2 | ||
11 | Моя гимназия | 1 | ||
12 | Мой округ | 1 | ||
13 | Иваны, родства непомнящие | 1 | ||
14 | Зимний праздник | 1 | ||
15 | Чего я никогда не потерплю? 2 | 1 | ||
16 | Диагностика | 1 | ||
22 | ||||
1.Практико-ориентированный проект «Самая красивая, добрая, любимая» 2. Творческий проект «Капустник» 3. Творческий проект «День рождения Деда Мороза» 4. Творческий проект «Наш друг Снеговик» 5.Практико-ориентированный проект «Решая, узнавай свой край Югорский» 6. Творческий проект «Торт для класса» | ||||
1 | Диагностика | 1 | ||
2 | Справедливость | 1 | ||
3 | Добро и зло | 1 | ||
4 | Учусь думать и поступать по-своему | 1 | ||
5 | Учусь прощать. | 1 | ||
6 | День Земли | 1 | ||
7 | Большое путешествие | 2 | ||
8 | Права и обязанности | 2 | ||
9 | Свободный человек | 1 | ||
10 | Подари другому радость | 1 | ||
11 | Чем я богат | 1 | ||
12 | Самопрезентация | 3 | ||
13 | Защита портфолио | 4 | ||
14 | Диагностика | 1 | ||
22 | ||||
1.Практико-ориентированный проект «Клёвая рыбалка» 2.Практико-ориентированный проект «Наше общество» 3.Социальный проект «100 минут доброты» 4.Творческий проект «Ай, да Масленица!» 5.Практико-ориентированный проект «Да будет светлой наша память!» 6.Практико-ориентированный проект «Альбом «Бессмертный полк» 7. Практико-ориентированный проект «Рецепт класса». | ||||
Итого: | 92 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. «Про меня» (1 класс)
Тема «Знакомство. Диагностика.» Ребёнок получает материалы курса, тетрадь, которую он будет заполнять вместе с педагогом и родителями в течение времени обучения, ему объясняются условные знаки для заполнения тетради.
Тема «Кто я?» Знакомство членов группы в играх и упражнениях, понятие социальной роли, уровень осознания детьми своей социальной роли, рисунок семьи, тест «Дом-дерево-человек», тест «Нарисуй несуществующее животное».
Чтение сказки «О муравьишке, который пошел в школу» (автор Е. Катынская), иллюстрации к сказке, обсуждение сказки. Что отличает человека от животных?
Тема «Как я выгляжу». Игра «Покажи животное», игра «Фотоохота», игра «Угадай по описанию», рассматриваем себя в зеркале, рисуем автопортрет.
Тема «Праздник осени». Игры, конкурсы, викторины, использование маскарадных костюмов.
Тема «Расскажу о себе». Упражнение с апельсинами, устраиваем вернисаж автопортретов, обсуждение сказки «Слонёнок Кузя» (автор М. Полунина), что такое документ и для чего он нужен.
Тема «Зимний праздник». Новогодняя ёлка.
Тема «Моё поведение». Характер людей, разные качества, примеры своего достойного поведения, по описанию качества догадаться о нём, работа со сказкой «Туча» (автор Н. Мишин), работа со сказкой «Цветок по имени Незабудка» (автор О. Гавриченко).
Тема «Мамин праздник». Из подготовленных заранее материалов дети делают открытку для мамы, подписывают её, читают стихи и демонстрируют свои умения. Тема «Чем я богат». Какое бывает богатство: материальное и духовное, наше достоинство мы не потеряем, его невозможно отнять. Бывает богатство, которое можно потрогать. А бывает богатство, которое можно только почувствовать. И как ни странно – прочнее то богатство, которое заключено в наших достоинствах, нашем характере. Нам становится тепло и приятно от доброго слова, от поддержки, от понимания. В тетрадях нарисовать солнышко. Каждый из нас – солнышко для наших близких, а можем стать грозой, градом, холодным дождём для наших близких.
Пусть каждый подумает, спросит своих близких о том, какие ваши качества согревают других людей. Впишите эти свойства своего характера в лучи.
Тема «Праздник Земли». Возможность поговорить с детьми о нашей планете и народах, живущих на ней, в игровой форме.
Тема «Как устроен человек». Части тела, их рациональность и необходимость. Преимущества разнообразия в жизни человека. Закрепление или определение праворукости или леворукости. Игры на запоминание особенностей членов группы.
Тема «Восприятие мира». Органы чувств. Зрение, слух, осязание, обоняние, прикосновения – простейшие упражнения на осознание важности органов чувств в жизни человека. Человек с проблемами здоровья может быть не менее полноценным и богатым (талантом, душевной силой), чем тот, у кого все органы чувств в порядке. Инвалидам труднее жить, их подстерегает гораздо больше опасностей, но они преодолевают их и поэтому заслуживают нашего уважения. Они могут нас многому научить. Но они нуждаются и в нашей помощи, в нашем понимании их трудностей и радостей, в нашем сочувствии не на словах, а на деле. (Лишённые сочувствия, они могут озлобиться). Разговор о том, что недостатки одного органа чувств компенсируются другими органами: у слепых – тоньше слух и более чувствительная кожа и т.д., глухие – умеют читать по губам, то есть определённые потери приводят к приобретениям того, что у здорового человека развито в меньшей мере. Иногда лишённый свободы общения человек (инвалид) значительно глубже и тоньше разбирается во внутреннем мире человека.
Тема « Праздник осени».
Тема «Моё настроение». Чувства человека – очень разные, они возникают под влиянием самых разных внешних обстоятельств. Не бывает хороших или плохих чувств, но то, что мы можем сделать под влиянием своих чувств, может быть и плохим, и хорошим, и приятным, и неприятным. Каждый может испугаться чего-то – и это само по себе не хорошо и не плохо; каждый испытывал гнев или злость по какой-то причине – и опять же нельзя об этом чувстве, переживании сказать, что оно плохое (неприятное – да). Но вот если мы не справились с нашим чувством, то оно может привести к плохому или хорошему шагу, поступку.
Работа со сказкой «О путнике и его беде» (автор С. Кондратенков).
Тема «Мои чувства»
Радость, печаль, страх, гнев, обида, стыд. Работа со сказками «Как ромашки с васильками поссорились» (автор Е. Вишнева), «Миша и Маша» (автор О. Хухлаева), «Темноландия» (автор Р. Масленникова), «Нужная вещь» (автор Р. Иванова).
Раздел 2. «Про тебя»
Тема «Другой человек». Дети объединяются в пары и получают задание вылепить фигуру какого-нибудь животного. Они сами договариваются, какое животное будут лепить (рисовать) и какую его часть. Затем каждый лепит одну часть фигуры, не подсматривая, как это делает другой. Две соединённые вместе части должны дать целое изображение. Но по окончании работы совпадений будет мало. Комментарий должен быть примерно таким: «Посмотрите, как это трудно – делать общее дело. Вы о многом договорились, но когда начали действовать, всё равно многое не совпало»..
Тема «Основные эмоции человека». Работа с карточками, передающими мимические особенности разных эмоций. Передача эмоций с помощью интонаций, жестов, движений. Незаконченные предложения. Рисунок чувств.
Тема «Человек среди других». Нарисовать незнакомого человека. Обратить внимание, что незнакомец у некоторых детей получился страшноватым, агрессивным. Всегда ли так на самом деле? Почему возникает чувство опасности? Почему получились такие изображения? А если бы тебя рисовал человек, который тебя совсем не знает, ты выглядел бы так же? Может ли незнакомый человек стать близким? Что для этого надо сделать? Незнакомец кажется нам враждебным потому, что мы с ним вместе ничего не делали, мы не знаем, что он любит, как относится к другим людям и т.д. Если мы протянем ему руку, улыбнёмся, позовем играть, он уже не будет казаться нам опасным. Нарисуйте портреты тех людей, к которым каждый из вас чаще всего обращается на «ты». Потом подпишите каждый портрет, чтобы мы знали, кто на нём изображен. В центре поместите свой портрет и подпишите его тоже.
Тема «Разговор взглядов». «Мысленная картинка» – закрыть глаза и нарисовать мысленную картинку, рассказать о ней. «Врунишка» – один из детей выходит из комнаты, остальные договариваются, кто будет врунишкой, водящий должен, заглядывая в глаза, догадаться, кто врунишка. «Радость можно подарить взглядом» – ведущий загадывает качество, которое ему нравится в ребёнке, и смотрит ему в глаза, а тот угадывает, какое качество загадал ведущий. Остальные могут подсказывать.
Тема «Язык жестов и движений». Многие жесты пришли из глубокой древности и имеют свою историю. Древний Рим – большой палец, поднятый в знак одобрения или опущенный в знак неодобрения. Международные жесты (например, жесты дайверов). Игры «Отгадай, где я иду», «Передай сообщение», «Пойми меня», «Муха», «Превратись в животное», «Раз, два, три, за мной повтори», «Разные ладошки».
Тема «Мой лучший друг». Работа со сказкой «Перчатка» (автор Е. Голованова), «Сказка про дружбу» (автор Е. Агеенкова).
Тема «Учимся вежливо говорить». В русском языке много слов, которые помогают начать общение, слов-обращений. Например: «Сударыня, господин, товарищ...». Можно обратиться по имени-отчеству. Сядьте, пожалуйста, по двое и обратитесь друг к другу по очереди с разными словами. Через минуту мы узнаем, у кого из вас было больше обращений, и какие они.
Раздел 3. «Про нас»
Тема «Что делать, если не нравится». Сказка «Верить и стараться» (автор О.В. Хухлаева).
Тема «Игра в радость». Чтение отрывков из книги «Полианна».
Тема «Коллективное дело». Упражнение «Звёздочка» (нарисовать звёздочку и предложить ребёнку найти общие качества у себя и людей, обозначенных на лучиках звёздочки), выбор темы коллективного дела, распределение ролей, выполнение, подведение итогов.
Тема «День благодарения». Праздник, позволяющий найти слова, чтобы поблагодарить важных людей в жизни ребёнка, составить список таких людей. Кого и за что можно поблагодарить.
Тема «Наша группа». Коллективный рисунок (условия – ограниченное время, ограниченное количество материалов). Сделайте, пожалуйста, шаг вперёд те, чье имя начинается на букву «В» (буква может быть любая). (Объединяет эту группу детей верёвочка; дети могут просто браться за неё.) Вы теперь объединены одной верёвочкой. А сейчас увеличим наш круг. Кто получил сегодня пятерку? (Соединяет и этих детей). А теперь поднимите руку те, кто живет в Москве. (Соединяет всех и себя тоже). Посмотрите-ка. Хотя мы все такие разные, но у нас, оказывается, есть много общего. Что ещё общего у нас с вами?
Тема «Традиции». Традиции семьи, традиции, сложившиеся в группе.
Тема «Чего я никогда не потерплю?» Работа со стихотворением А. Усачева «Гном и звезда».
Тема «Справедливость». Составление монологов от лица разных предметов в комнате на тему «Я важнее…», жребий, фанты, считалочки.
Тема «Большое путешествие». Детям предлагается вместе собраться в путешествие, составить список вещей, которые надо взять, кого надо позвать с собой, как разработать маршрут, нарисовать карту и т.д.
Тема «Права и обязанности». Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка, декларацией принципов толерантности. Выполнение упражнений (сказки и права человека).
Тема «Свободный человек». Кто такой свободный человек. Во многих английских школах на одном из уроков учитель обращает внимание ребёнка на три листа у доски: на одном из них нарисован ключ, на втором Библия и третий лист пустой. Учитель спрашивает детей, что могли бы означать эти рисунки. Постепенно в беседе дети приходят к выводу, что Библия – это свобода совести, ключ – это дом, неприкосновенность жилища и частной жизни («Мой дом – моя крепость»), а чистый лист бумаги – это свобода мысли и слова. Так закладываются некоторые фундаментальные права человека.
Выполнение итогового проекта «Рецепт класса». Итоговый проект должен включать договор о сотрудничестве, подписанный и сформулированный всеми участниками группы, коллективный рисунок группы, фотографии и атрибуты мероприятий, проводимых в группе за время обучения, творческие работы детей, шуточный рецепт класса, грамоты, свидетельства и дипломы, подтверждающие достижения детей.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методика работы по программе основана на принципе формирования толерантности у детей младшего школьного возраста в деятельностных взаимоотношениях. Поэтому занятия осуществляются на основе последовательного ознакомления с основными способами и понятиями толерантных взаимоотношений, направленных на выработку у детей коммуникативности, психологической зоркости, наблюдательности.
Эта последовательность предусматривает три этапа.
1 этап «Про меня» – начальный (6-7 лет). (1 КЛАСС)
Ребёнок получает возможность вглядеться в свой внешний облик, задуматься о своём характере, о тех социальных ролях, которые он выполняет; осознать свои эмоции и выработать умение управлять ими; понять свою значимость для других людей и её причины, то есть ребёнок получает возможность понять самого себя.
Но, изучая себя, он одновременно интенсивно знакомится с другими детьми, потому что каждый рассказывает о себе. Более того, чем больше каждый узнаёт себя, чем лучше начинает осознавать свою единственность и уникальность, тем легче ему оказывается со временем понять, что каждый человек тоже уникален и единствен в своём роде и что его собственная ценность и ценность других детей определяется тем, что они способны сделать хорошего для других людей.
2 этап «Про тебя» – продолжающий (7-8 лет).(2 КЛАСС)
Встречи второго этапа приводят ребёнка к открытию, что всякий человек (в том числе незнакомый, чужой) для кого-то – свой, что всякий человек при этом для себя является личностью. Что в душевном и духовном смысле личное богатство человека обусловлено тем, сколько людей воспринимают его личность как нечто близкое им и родное, что стать значимым для других – непростое дело, требующее значительных осознанных усилий.
3 этап «Про нас» – завершающий (9-10 лет). (3-4 КЛАСС)
Ребёнок исследует объединения людей, в которые он сам непосредственно включён, которые для него наиболее значимы. Он приходит к мысли, что человеку хорошо в той семье и в том коллективе, где ценность коллектива не подавляет каждого человека; а он, в свою очередь, добровольно ограничивает себя ради других; где люди умеют договариваться между собой.
Проект «Рецепт класса», где обучающиеся раскрывают свой большой секрет о том, как жить в большом коллективе и плодотворно работать, становится содержательной точкой и эмоциональной вершиной всей работы.
Главная задача педагога с первых же дней постараться вызвать у детей потребность договариваться, обратить их внимание на важность правил совместной жизни, общих для всех, поддержать попытки детей самостоятельно сформулировать эти правила, начать договариваться между собой в совместной деятельности на занятиях.
Именно младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для формирования нравственных качеств личности (О.С. Богданова, В.И. Петрова, А.И. Шемшурина). В основе качеств или свойств личности лежат закрепившиеся и ставшие привычными формы поведения ребёнка (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.А. Смирнов). Исследования показывают, что важнейшим условием успешного воспитания является наличие предъявленных ребёнку образцов и мобилизация у него активного стремления к овладению этими образцами.
Отношения между детьми в группе на начальном этапе строятся преимущественно через взрослого (педагога). Таким образом, взрослый является центральной фигурой для детей 6-8 лет, носителем существующего среди них «общественного мнения». Тем самым воспитательное воздействие осуществляется непосредственно, ещё нет необходимости опираться на детский коллектив. К 8-11 годам уже не только мнение взрослого, но и взаимоотношения со сверстниками определяют положение ребёнка среди других детей и обеспечивают переживание им большего или меньшего эмоционального благополучия. Таким образом, оценки товарищей, мнение детского коллектива становятся постепенно основными мотивами поведения ребёнка.
Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинает формироваться коллективное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только педагогами, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.
В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами всей учебной группы. Вначале общественная направленность младшего школьника выражается лишь в стремлении ребёнка к обществу сверстников, в желании делать всё сообща, делать то, что делают другие. Этим объясняется бросающаяся в глаза подражательность младших школьников.
Необходимым условием методического обеспечения программы является текущая и итоговая диагностика учебных и личностных возможностей обучающихся. Она осуществляется по четырём блокам.
1. Личностно-смысловое отношение детей к изучаемому материалу и собственной деятельности. Конкретные показатели, позволяющие анализировать и оценивать это отношение, следующие: непосредственный интерес к предмету в целом; оценка ребёнком социальной значимости толерантности; потребность в использовании способов взаимодействий, ведущих к позитивным взаимоотношениям.
2. Интеллектуальная культура, проявляющаяся в следующих показателях: знания о способах преодоления конфликтных ситуаций; уровень восприятия знаний; кругозор; навыки учебной деятельности; понимание норм и ценностей других социальных групп и культур.
3. Культура учебной деятельности, проявляющаяся в следующих показателях: умение осуществлять целеполагание; умение планировать свою деятельность и доводить ее до запланированного результата; умение организовывать свою деятельность; умение осуществлять самоконтроль и самооценку.
4. Коммуникативная культура, проявляющаяся в способности воспринимать окружающее без субъективных искажений; в готовности воспринимать новое во внешней среде; регулировать свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды.
Центральное место среди этих блоков с точки зрения решения главной задачи данной программы играет формирование коммуникативной культуры.
Для младших школьников самым лучшим методом формирования навыков коммуникативной деятельности является игровой. В условиях игровой деятельности дети чувствуют себя более естественно, им легче принять правила, следовать им, наблюдать за действиями других людей и видеть себя со стороны. Кроме того, игра всегда создает положительный эмоциональный фон, что, безусловно, очень важно для формирования любых новых навыков.
Именно формирование коммуникативной культуры оказывает решающее воздействие на складывание толерантности как способа взаимоотношений в детском коллективе и за его пределами. В работах психологов и педагогов последних лет (например, Е.Г. Петренко) обращается внимание на то, что коммуникация является смысловым аспектом социального взаимодействия, и поэтому через неё укрепляется дух толерантности, формируются отношения открытости, уважения, внимания друг к другу, коммуникативная компетентность.
Понятие коммуникативной компетентности очень близко к понятию толерантных взаимоотношений. Оно предполагает, что человек осознаёт: собственные потребности и ценностные ориентации; способен воспринимать окружающее без субъективных искажений; готов воспринимать новое во внешней среде; свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур; свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды.
Коммуникативная культура личности, как система качеств, включает: творческое мышление, культуры речевого действия, психоэмоциональной регуляции своего состояния, жестов и пластики движений, культуру эмоций. Таким образом, формирование коммуникативной компетентности младших школьников напрямую способствует формированию у них толерантных взаимоотношений.
В методическом плане очень важно воспитывать у детей адекватность восприятия. Современные исследования (Т.З. Адамьянц, Т.М. Дридзе) показывают, что стойкая тенденция к повышению уровня толерантности к своим сверстникам проявляется у детей, обладающих навыками адекватного интерпретирования, и снижается у тех, кто интерпретирует частично адекватно или не адекватно. Была зафиксирована взаимосвязь между умением ребёнка адекватно понимать и интерпретировать воспринятое и проявленной степенью дружелюбия к своим сверстникам.
Поэтому в процессе реализации программы педагогу необходимо видеть за теми или иными проявлениями детского поведения (например, неконтролируемая агрессивность или равнодушное игнорирование происходящего) складывающуюся у конкретного ребёнка «картину» или «образ» его мира, в которой он видит себя и окружающий мир, степень адекватности этой его картины, и принимать соответствующие корректирующие меры воздействия.
Другой проблемой, требующей постоянного внимания педагога, являются проявления детской тревожности, поскольку её уровень способен дать косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми (В.С. Мухина). Повышенный уровень тревожности, неуверенность в себе создают недоверие к себе и к окружающим, что становится препятствием на пути формирования коммуникативности и толерантности.
У тревожных детей в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками усиливается состояние напряжённости и тревожности. Ребёнок, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным, что способствует формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительности, враждебности, стремления к уединению.
Поэтому в ходе занятий таким тревожным детям уделяется повышенное внимание, а используемые методические приёмы направлены на ослабление и преодоление их тревожности и отчуждённости, вовлечение в совместную деятельность в группе, выравнивающую их отношения со сверстниками.
Толерантные взаимоотношения предполагают искренность в выражении чувств и переживаний, что, в частности, предполагает и умение выражать своё несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества, нежелательной для ребёнка деятельности. В ходе занятий педагог не препятствует проявлению таких реакций, но стремится придать им конструктивную направленность, продемонстрировать детям, что высказывание своего мнения может быть средством достижения взаимопонимания, основанного на компромиссе.
Необходимым условием успешного формирования толерантных взаимоотношений в учебной группе является создание у детей положительной мотивации на познание собственного «Я», выявление собственных возможностей, в том числе и через их реализацию в ходе занятий. Фактически это означает вовлечение детей в процесс самоидентификации, что тоже крайне важно с точки зрения формирования толерантных взаимоотношений, поскольку, согласно исследованиям психологов, от качества самоидентификации ребёнка зависят границы складывающегося у него поля толерантности.
В конечном итоге, все используемые в данной программе методические средства, формы работы направлены на разрешение объективно существующего у детей младшего школьного возраста противоречия: между стремлением к осуществлению полноценных взаимоотношений, основанных на нравственных ценностях, признании ценности другого, и недостаточностью имеющихся у них коммуникативных знаний и умений.
При отборе дидактического материала предпочтение отдаётся такому материалу, содержание которого побуждает учащихся к размышлению, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам, способствует формированию критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях, формированию толерантности. В качестве дидактических материалов используются различные игровые разработки, например: «Проявляешь ли ты толерантность?», «Глухой телефон», «Ожившая картина», «Кто кого переглядит», «Вокальная мимика», «Предметы». «10 секунд», «Передай монетку» и др.
Важным условием является обеспечение комфортных условий пребывания обучающихся на занятиях, использование «обучения в сотрудничестве», групповой работы, которые готовят детей к реальной коммуникации, способствуют развитию речевой инициативы, формированию уважения к чувствам и эмоциям окружающих людей, побуждают к выражению собственного мнения, собственной оценки.
Взаимные отношения при распределении деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой развития собственной активности ребёнка. Сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества с взрослыми, является необходимым условием психического развития ребёнка, формирования его коммуникативной компетентности, толерантности.
Проявление толерантности педагогом находит своё отражение в следующих особенностях его поведения: доверие взрослого и детей, сотрудничество с ними; искренний интерес к личности обучающегося; уважение уникальности, самобытности ребёнка; предоставление ученику необходимого пространства для творчества, принятия самостоятельных решений, уважение его мнения и т.д.
По каждой теме используется сочетание различных форм занятий: ролевые игры, психогимнастические игры, дискуссионные игры, эмоционально-символические методы, релаксационные методы, когнитивные методы, проектная деятельность, проводится тестирование.
Возможные риски и пути их преодоления:
• невыполнение плана по объективным и субъективным причинам – своевременная корректировка плана;
• слабая мотивация педагогов - индивидуальный подход к каждому;
• непродуктивная работа педагогов дополнительного образования;
• нежелание родителей участвовать в проекте - предусмотреть различные виды мотивации, стимулирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, отмеченная знаком *, рекомендуется также для использования родителями обучающихся
*1. Асмолов А.Г. Толерантость: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.
2. Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб., 2001.
*3. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. – М., 1987.
4. Диагностика толерантности в средствах массовой информации / Под ред. В.К. Мальковой. – М., 2002.
*5. Дьяченко О.М., Агаева В.Л. Чего на свете не бывает? – М.,1991.
6. Идентичность и толерантность / Под ред. Н.М. Лебедевой. – М., 2002.
7. Лебедева Н.М. Исследование психологической природы межгрупповой (межэтнической) интолерантности // Психологические проблемы общественного сознания. – М., 1992.
8. Личность и мир. Вып. 10. Солидарность и толерантность против насилия. – М., 2001.
*9. Максакова В., Семина Л. Учимся договариваться (я - ты - мы). Методическое пособие для учителя начальной школы. – М., 2000.
10. Мухина В.С. Феноменология бытия и развития личности. – М.-Воронеж, 1999.
11. Овчарова О.В. Технология практического психолога образования. – М., 2001.
12. Психологический кружок для учащихся 4-6 классов. Учимся общению (методические рекомендации) / Сост. С.А. Лещинская. – Киев, 1991.
13. Самоукина Н.В. Психотехнические игры и упражнения для учителей. – М., 1990.
14. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. – М., 2000.
15. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. статей. – М.-Воронеж, 2002.
16. Толерантность и согласие / Под ред. В.А. Тишкова. – М., 1997.
17. Фридман Л., Пушкина Т.А., Камлунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1998.
*18. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: программа формирования здоровья у младших школьников. – М., 2001.
19. Ярская В.Н. Современный мир и проблема толерантности // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. – № 1. – С.33-40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО"
Dasha_s_konstruktorom.jpgПрограмма внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО", к...
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
Семинар – практикум к педсовету «Реализация программ внеурочной деятельности в работе с младшими школьниками»
В статье представлена классификация результатов внеурочной деятельности учащихся по трём уровням....
Воспитательный проект "Воспитание толерантности у младших школьников в условиях межнационального общения"
В материалах размещен проект реализация которого способствует развитию толерантности у детей младшего школьного возраста...
Рабочая программа внеурочной деятельности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями «Познай-ка»
Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) приобрела в последние годы особую актуальность. По данными Министерства образования РФ, среди детей п...
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для младших школьников (3 класс)
Занятия внеурочной деятельности по математике помогают установлению личности школьника, развитию его творческих способностей, мотивации к учению, формированию ж...
Программа внеурочной деятельности "Проектные задачи для младших школьников"
Программа «Проектные задачи младших школьников» тесно связана с содержанием предметных программ и программ внеурочной деятельности, реализуемых в начальном образовании, что позволяет компл...