Воспитательный проект "Воспитание толерантности у младших школьников в условиях межнационального общения"
проект (2 класс) на тему
В материалах размещен проект реализация которого способствует развитию толерантности у детей младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Толерантность" | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание толерантности у младших школьников в условиях межнационального общения»
Введение
Актуальность проекта
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
- этика и стратегия ненасилия;
- идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
- необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны.
Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Школьное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.
В младшем школьном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
Актуальность формирования толерантности у детей младшего школьного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в образовательном учреждении
Воспитание школьников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культур и традиций. Мы живем в много национальном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
Под толерантностью исследователи понимают:
- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.
Младший школьный возраст – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Формирование толерантности целесообразно начинать в младшем школьном возрасте, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
Основы толерантности закладываются у детей в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, внеурочной деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у школьников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у младших школьников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов их деятельности.
Необходимость разрешения выявленных проблем в системе образования обусловили выбор темы проекта: «Воспитание толерантности у младших школьников в условиях межнационального общения».
Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей младшего школьного возраста и разработать систему мероприятий с родителями в данном направлении.
В результате реализации данного проекта в школе будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т.д.
Концепция проекта:
Цель:
Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.
Задачи:
1.Создание условий для развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста.
2.Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности.
3.Организация партнерских отношений между школой и семьями учеников по вопросу толерантного воспитания детей.
3. Технологическое описание способа решения проблемы:
Программа внеурочной воспитательной деятельности «Толерантность – искусство жить с непохожими детьми»
Пояснительная записка:
Актуальность формирования толерантности у детей младшего школьного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в образовательном учреждении
Цель программы: Воспитание толерантности у младших школьников.
Задачи:
- Формирование основ толерантного поведения
- Развитие умения принимать человека таким, какой он есть, на зависимо от его пола, возраста, веры, национальности.
- Развитие навыков общения со сверстниками.
Программа основывается на следующих педагогических принципах:
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема предлагаемого материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
- Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность.
- Системность. Принцип системного подхода.
- Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработку на этой основе ценностных ориентаций.
В программе реализуются 3 направления воспитательной работы:
-«Мы разные, но мы дружные»
- «Искусство жить с непохожими детьми»
- «Россия многонациональная страна»
Для успешной реализации программы предлагается сочетание различных форм организации воспитательной работы:
- Изучение культурных традиций родного края;
- Классные часы, тематические беседы;
- Участие в конкурсах, музыкальных праздниках, спектаклях;
- Экскурсии, походы, поездки по религиозным центрам (посещение мечети, синагоги, храма, костела);
- Посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок.
Тематический план организации воспитательных занятий
№ | Направления воспитательной работы | Формы воспитательной работы, их тематика | Сроки реализации | Планируемые результаты |
1 | «Мы разные, но мы дружные» | Спортивное развлечение «Игры народов мира» «Толерантность » выпуск листков для родителей «Рекомендации для родителей по толерантному воспитанию детей» Конкурс рисунков «Мы едины» Классный час «День народного единства» Виртуальная – экскурсия «Новогодние обычаи стран и народов мира» | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь | Привитие интереса к игровым традициям народов мира; воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Привитие интереса к культурному прошлому и настоящему своей Родины; Знакомство с особенностями празднования нового года в разных странах. |
2 | «Россия – многонациональная страна» | Беседы: «Моя страна», «Символика нашей страны», «Мой город» (Интегрированы в урок окружающий мир) «Русские народные праздники и традиции» Экскурсия по религиозным центрам (синагога, храм, мечеть, костел) | Сентябрь Январь Февраль | Формирование гражданской позиции каждого ученика. Развитие патриотизма. Привитие интереса к культуре русского народа Формирование толерантного отношения к людям с разным вероисповеданием |
3 | Искусство жить с непохожими детьми | Конкурс рисунков «Мы» Проведение совместного праздника с детьми из еврейской школы « Давайте дружить!» Проект «Мои друзья!» | Март Апрель Май | Формирование чувства единения и значимости каждого человека в обществе Развитие коммуникативных навыков. Знакомство с культурой еврейского народа. Формирование опыта проектной деятельности на тему «Мои друзья!» |
Планируемые результаты
После реализации данной программы в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
1. У детей постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и школой. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование толерантности у младших школьников в условиях поликультурного образования
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможн...
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Формирование толерантности у младших школьников на уроках эрзянского языка в условиях поликультурного образования»
1.Введение. Актуальность темы.2.Цели и задачи3.Гипотеза 4.Ожидаемые результаты5. Содержание деятельности по формированию толерантности младших школьников в условиях поликультурного образован...
Программа воспитательной деятельности класса "Воспитание толерантности у младших школьников"
Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность. Актуальность программы определяется тем обстоятельством, что воспитание толерантности и формирование толерантных взаимоотношений в со...
Статья "Формирование толерантности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе"
В статье "Формирование толерантности у младших школьников в учебно - воспитательном процессе" отражены основные задачи.принципы, условия формирования толерантности у детей....
Педагогический проект «Воспитание толерантности у младших школьников в условиях современного образования»
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:эт...
Статья "Организационно-педагогические условия формирования толерантности у младших школьников".
Международная научно-практическая конференция "Научно-технический прогресс как фактор развития современной цивилизации"14.11.2017г....
Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"
В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...