Рабочая программа внеурочной деятельности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями «Познай-ка»
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) приобрела в последние годы особую актуальность. По данными Министерства образования РФ, среди детей поступающих в 1 класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе Детского сада. Особое место среди этих детей занимают дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности. В этой связи приобретает особый подход к определению условий обучения детей данной категории и их психологическое сопровождение на всех этапах обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochki_ovz.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Доволенская средняя общеобразовательная школа №2 им. С.И. Лазарева
Доволенского района
Новосибирской области
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_______________\Добренькая Г.В.\
«_____»_____________2019 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности психолого-педагогического сопровождения
младших школьников
с особыми образовательными потребностями
«Познай-ка»
2019 - 2020 учебный год
Разработана
______Поповой С.С._____
педагогом – психологом первой
квалификационной категории
с. Довольное
2019 год
Пояснительная записка.
Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) приобрела в последние годы особую актуальность. По данными Министерства образования РФ, среди детей поступающих в 1 класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе Детского сада. Особое место среди этих детей занимают дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности. В этой связи приобретает особый подход к определению условий обучения детей данной категории и их психологическое сопровождение на всех этапах обучения.
Программа психолого-педагогического сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями в младших классах, имеющими задержку психического развития.
В программе представлено инновационное содержание и современные технологии обучении детей, базирующиеся на личностно-ориентированном подходу к ребенку.
В отечественном специальном образовании обосновано положение о том, что ребенок с отклонениями в развитии – ребенок с особыми образовательными потребностями – не готов к усвоению не только общеобразовательными программ, но и жизненно значимых навыков на разных возрастных этапах развития.
Основной целью психолого-педагогической коррекции у младших школьников с ЗПР является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
При организации коррекционной работы решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи.
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. Определяются актуальный уровень развития ребенка и зона его ближайшего развития, выявляются особенности эмоционально-волевой сферы, личностные характеристики ребенка, особенности его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
Коррекционно-развивающее направление многогранно, здесь определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.
Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:
- Предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
- Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);
- Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
- Развитие восприятия (пространственного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
- Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Главное в этом направлении – формирование способности управлять эмоциями, понимания чувств других людей. Задачи данного направления – гармонизация аффективной сферы; профилактика и устранение встречающихся аффективных и негативистических проявлений и других отклонений в поведении; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Работа ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений: ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе в результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности.
Программа тренинга рассчитана на 70 занятий по 2 академическому часу. Занятия поводятся 1 раз в неделю, работа по программе занимает весь учебный год.
Планирование коррекционно-развивающей работы
с учащимися, занимающимися по специальным (коррекционным) программам
школы VII вида.
Мес. | Нед. | Часы. | Направление работы | Тема | Задачи и содержание работы. |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1 | 2 | Диагностика уровня эмоционально-личностного развития. | Рисуночные тесты «Моя школа». «Автопортрет», «Моя семья». «Кактус». | Снятие эмоционального напряжения, выявление степени тревожности, значимости школы и уровня адаптации детей к школе. Психокоррекция. Сбор информации о детях, условиях семейного воспитания. |
2 | 2 | Мышление. Память. Внимание. Общие представления об окружающем. Подведение итогов комплексной диагностики. | Диагностика уровня познавательного развития, особенностей познавательной деятельности и психических функций. (методики на выбор педагога) | ||
3 | 2 | Развитие внимания. | Объем внимания. Распределение внимания. Переключаемость внимания. | Упражнения: «Сравни картинки», корректурные задания – шифровки на выделение символов, таблицы Шульте.(в пределах 6, 9, 25) Упражнения на цифровом материале – таблицы Шульте. (в пределах 6, 9, 25) Игры: «Сравни картинки», «Ищи безостановочно», «Посмотри-нарисуй». | |
4 | 2 | Чтение этических сказок. | Беседа об этике поведения в обществе. Знакомство со сказками. Чтение сказок: «Мальчик-ябеда», «Королева – Зубная щетка» | ||
О К Т Я Б Р Ь | 1 | 2 | Коррекция звукопроизношения. Корректурные пробы - развитие внимания. Узоры в квадратах. Распределение внимания. | Артикуляционная гимнастика – индивидуально. Знаковые таблицы. Рисование узора по образцу. Развитие объема, внимания, зрительной памяти. Упражнения на буквенном материале – Найди слова и буквы. | |
2 | 2 | Числовые квадраты. Посмотри – нарисуй. | Таблицы Шульте -сосчитай по порядку (до9, 25). Поиск и запись пропущенных чисел. (до9, 15, 35) Рисование узоров в квадратах по образцу – развитие переключаемости внимания. | ||
3 | |||||
2 | Этические сказки. | Беседа о хвастовстве и неискренности. Чтение сказки «Приключения новогодней мишуры», «Про чашечку». Беседа о жадности. Чтение сказки «Жадный кармашек» | |||
4 | 2 | Пластические этюды. | Психокоррекция, релаксация. «Я-кленовый листочек», «Бабочка», «Грибочки» | ||
5 | 2 | Волшебные точки. Каскад слов. | Воссоздание точечного узора по памяти. (до 6 точек) Запоминание цепочки слов на заданную тематику (до 8-10слов). | ||
Н О Я Б Р Ь | 2 | 2 | Развитие памяти. | Тренировка смысловой памяти. Развитие логических приемов запоминания. | Запоминание текста по опорным словам. Знакомство с приемами: группировка, классификация, планирование. |
3 | 2 | На что похоже настроение? Тренинги на создание положительного микроклимата в группе. | Снятие напряжения, релаксация. Графическое изображение настроение, отреагирование негативизма. Коллективные игры, беседы. Мини-этюд «Солнце» | ||
4 | 2 | Групповой тренинг на развитие внимания. | «Не пропусти растение». | ||
Д Е К А Б Р Ь | 1 | 2 | Приемы логического запоминания. | Тренировочные упражнения. | |
2 | 2 | «Зеленые полянки» | Мозаика. Развитие переключения и распределения внимания. Развитие конструктивного мышления. | ||
3 | 2 | «Сложи квадрат». | Развитие пространственного, конструктивного мышления. | ||
4 | 2 | Тест «Несуществующее животное». | Развитие воображения. Эмоционально-личностная диагностика – выявление тревожности и агрессивности. | ||
Я Н В А Р Ь | 2 | 2 | Чтение этических сказок. Игра «Комплименты». Игра «Зеркало». | Развитие базовых эмоций, корректировка микроклимата класса. Развитие базовых эмоций. Развитие способности конструктивного мышления. (жестовое изображение животных, отзеркаливание движений). | |
3 | 2 | Групповой тренинг. | Развитие внимания, быстроты реакции - «Не пропусти профессию». | ||
4 | 2 | Промежуточная диагностика. | Диагностика и мониторинг познавательного развития детей. | ||
Ф Е В Р А Л Ь | 1 | 2 | Игра «Муха». Игра «Найди пару». | Развитие пространственной ориентировки, внимания, скорости реакции. Распределение внимания, мышления. | |
2 | 2 | «Отгадай словечко». Творческое мышление. | Групповой тренинг. Развитие конструктивного общения, мышления, умения слушать и понимать собеседника. Разгадывание смысла пословиц и отгадывание загадок. | ||
3 | 2 | Корректурные пробы. | Развитие внимания. Работа со знаковыми таблицами. | ||
4 | 2 | Волшебные точки. | Упражнения на развитие мышления - «Путь в школу», «Найди все квадраты». | ||
М А Р Т | 1 | 2 | Логические цепочки. Решение логических задач. | Развитие мышление – составление последовательного ряда. Развитие мыслительных операций с использованием печатного материала. | |
2 | 2 | Составь слово. «Четвертый лишний» | Составление коротких слов и одного длинного. Развитие внимания, аналетико-синтетической деятельности. Развитие аналетико-синтетической деятельности, умения исключать лишний объект из ряда. | ||
3 | 2 | Сказки: «О старом платочке», «Маленькая табуреточка» | Чтение этических сказок. Беседа о чувствах человека: веселый, грустный, разочарованный, обиженный, расстроенный и т.д. Развитие адекватной реакции на события, контроля над своими чувствами. | ||
А П Р Е Л Ь | 1 | 2 | Изображение предметов – пластические упражнения. Я - скульптор. | Пластические изображения одушевленных и неодушевленных предметов. Развитие способности вживаться в роль. Развитие непринужденности общения. Формирование положительного микроклимата группы-класса. Развитие воображения, способности к саморасслаблению. Изучение восприятия и оценки членов группы каждым ребенком. | |
1 | 2 | Когда я стану взрослым. | Беседа о видении детьми себя в будущем. Графическое изображение будущего. | ||
2 | 2 | «Страшная сказка». Рисование страхов. | Анализ страхов детей, отреагирование негативных переживаний, создание благоприятного эмоционального фона. Отреагирование негативных переживаний, рисование страхов и графическая коррекция. | ||
3 | 2 | Пространственная ориентировка. | Развитие временных представлений. Часы и время. | Развитие пространственной и временной ориентировки. Формирование умения определять время по часам. Развитие умения ориентироваться во времени. | |
4 | 2 | Групповой тренинг. «Кубики для всех». | Развитие внимания, памяти, мышления. Формирование дружеских отношений в коллективе. Развитие пространственного и конструктивного мышления. | ||
М А Й | 1 | 2 | Веселые задачки. | Решение задач с шуточным условием. Развитие аналетико-синтетической деятельности, самоконтроля. | |
2 | 2 | Чтение этических сказок. | Развитие базовых эмоций, коррекция негативных проявлений. | ||
3 | 2 | Итоговая диагностика познавательной деятельности эмоционально-личностной сферы. | Выявление и мониторинг уровня развития детей и ЗПР. | ||
4 | 2 | Подготовка к ПМПК. | Индивидуальные занятия с детьми. Подготовка документов, помощь учителям КВ, работа с родителями. | ||
итого | 70 часов |
Список литературы
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии/ Власова Т.А., Певзнер М.С. – М.: Просвещение, 1973.
2. Коррекционная педагогика/ Под.ред. Пузанова Б.П. – М.: Просвещение, 1979.
3. Кащенко В.Г. Педагогическая коррекция/ Кащенко В.Г. – М.: ВЛАДОС., 1994.
4. Козлов Н.И. лучшие психологические игры и упражнения/ Козлов Н.И – Екатеринбург, 1998.
5. Леонгард Э.И, Самсонова Е.Г, Иванова Е.А. Я не хочу молчать/ Леонгард Э.И, Самсонова Е.Г, Иванова Е.А. – М.:ВЛАДОС, 1996.
6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие/ редактор – составитель Райгородский Д.Я – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2007.
7. Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи/ Елизаров А.Н. Ось – 89, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игротерапия как психолого-педагогическая технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах КРО.
Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с...
Содержание и форма научно-методического и социокультурного сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной организации разными средствами в достижении результатов образования
Содержание и форма работы....
Содержание и форма научно-методического и социокультурного сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной организации разными средствами в достижении результатов образования
Планируемые результаты.Научно-методическое сопровождение....
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения --------------, учащегося 1 «д» класса по адаптированной общеобразовательной программе VII вида, с особыми образовательными потребностями на 2017 – 2018 учебный год.
Программа психолого-педагогического сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями в возрасте 5-8 лет,...
Особенности деятельности педагога –психолога с учащимися с особыми образовательными потребностями в коррекционных школах VIII вида
Обучение в школах VIII вида направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее об...
Статья: «Алгоритм взаимодействия ОО и ТПМПК, в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»
Материал для практического использования в работе педагогов ОО....
«АЛГОРИТМ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Цель социально-психолого-педагогического сопровождения содействие развитию личности ребенка посредством оказания оперативной и профессионально компетент...