Программа внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО"
рабочая программа (1,2,3,4 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО", которая реализуется в рамках работы с учащимися на кружке моделирования "ГЕОМЕТРИКА". Предлагаем Вашему вниманию комплекс методического материала, который поможет в реализации новых образовательных стандартов: ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ + ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ + КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ + ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЯМ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_VNEUROChNOY_DEYaTELNOSTI_-_kruzhok_modelirovaniya_GEOMETRIKA.zip | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
«Развитие пространственных представлений младших школьников через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования»
Великий Новгород 2010 год
Пояснительная записка
Программа «Развитие пространственных представлений у младших школьников через практическую работу с конструктором для объёмного моделирования ТИКО» имеет научно-познавательную направленность и реализуется в МАОУ «Гимназия №2» на кружке моделирования «Геометрика». Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно».
Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа предназначается для учителей начальных классов, логопедов, психологов, дефектологов, может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных учреждений; рекомендуется родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком.
Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами;
- формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
- развитие мотивационной сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию;
- овладение навыками пространственного ориентирования;
- вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью;
- развитие воображения, умения фантазировать.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 - 11 лет.
Сроки реализации программы - 4 года обучения, занятия проводятся - 1 раз в неделю, 36 занятий в год.
Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Практическая часть состоит из двух видов деятельности:
1. Практические задания и занимательные упражнения для развития пространственного и логического мышления.
2. Работа по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования (ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).
Ожидаемый результат: 1 класс (7 – 8 лет)
По окончании дети должны знать и уметь:
- иметь представление о различных видах многоугольников;
- ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –над, -под, -в, -на, -за, -перед;
- анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;
- составлять плоскостные фигуры из ТИКО-деталей;
- конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;
- вычислять периметр фигуры практическим путем;
- иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов.
Ожидаемый результат: 2 класс (8 - 9 лет)
По окончании дети должны знать и уметь:
- измерять и сравнивать объемы куба и прямоугольного параллелепипеда;
- иметь представление о понятиях «вершина», «грань», «ребро»;
- конструировать куб из развертки, и наоборот, развертку из куба;
- ориентироваться в понятиях «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по диагонали»;
- вычислять и сравнивать периметр невыпуклых многоугольников;
- иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры;
- конструировать симметричные фигуры;
- придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему.
Ожидаемый результат: 3 класс (9 - 10 лет)
По окончании дети должны знать и уметь:
- уметь работать со схемами и лабиринтам;
- иметь представление о различных видах призм и пирамид;
- измерять и сравнивать объемы различных призм и пирамид;
- решать задачи логического характера;
- конструировать различные виды призм и пирамид;
- иметь представление о понятии «центра симметрии», симметричных и несимметричных фигурах;
- конструировать фигуры с центром симметрии.
Ожидаемый результат: 4 класс (10 - 11 лет)
По окончании дети должны знать и уметь:
- конструировать по образцу и по собственному замыслу;
- уметь различать и сравнивать различные виды многогранников;
- конструировать простейшие виды многогранников из ТИКО-деталей;
- уметь работать по схемам различной сложности;
- иметь представление об изометрии и об основах теории вероятности.
Продолжительность занятий:
7 лет – 30 минут, 8 –11лет – 40 минут.
Способами определения результативности программы являются:
- Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
- Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.
Учебно-тематический план
Класс | Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 класс | 36 | 18 | 18 | |
Плоскостное конструирование | 10 | 5 | 5 | |
Плоскость и объем | 5 | 2,5 | 2,5 | |
Конструирование по собственному замыслу | 5 | 2,5 | 2,5 | |
Логический квадрат | 2 | 1 | 1 | |
Периметр | 2 | 1 | 1 | |
Симметрия | 1 | 0.5 | 0.5 | |
Тематическое конструирование | 11 | 5,5 | 5,5 | |
2 класс | 36 | 18 | 18 | |
Плоскостное конструирование | 5 | 2.5 | 2.5 | |
Плоскость и объем | 10 | 5 | 5 | |
Конструирование по собственному замыслу | 6 | 3 | 3 | |
Периметр | 2 | 1 | 1 | |
Объем геометрических тел | 2 | 1 | 1 | |
Симметрия | 2 | 1 | 1 | |
Тематическое конструирование | 9 | 4,5 | 4,5 | |
3 класс | 36 | 18 | 18 | |
Многогранники | 17 | 8.5 | 8.5 | |
Конструирование по собственному замыслу | 5 | 2,5 | 2,5 | |
Симметрия | 2 | 1 | 1 | |
Объем | 2 | 1 | 1 | |
Тематическое конструирование | 10 | 5 | 5 | |
4 класс | 36 | 18 | 18 | |
Многогранники | 14 | 7 | 7 | |
Конструирование по собственному замыслу | 5 | 2,5 | 2,5 | |
Объем | 2 | 1 | 1 | |
Изучение основ теории вероятности | 2 | 1 | 1 | |
Изометрические проекции | 2 | 1 | 1 | |
Симметрия | 2 | 1 | 1 | |
Тематическое конструирование | 10 | 5 | 5 | |
Итого по программе | 144 | 72 | 72 |
Содержание
1 класс
Тема № 1: «Плоскостное конструирование» (10 ч)
Теория: понятия «многоугольник», «четырехугольник»; сравнительный анализ четырехугольников.
Практическое задание: конструирование четырехугольников из ТИКО-деталей.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Четырехугольники».
Тема № 2: «Плоскость и объем» (5 ч)
Теория: понятия «объем», «геометрическое тело», «куб», «развертка».
Практическое задание: анализ и конструирование куба из развертки.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 3: «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч)
Теория: виды конструирования – плоскостное, объемное.
Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 4: «Логический квадрат» (2 ч)
Теория: правила составления логического квадрата.
Практическое задание: конструирование логического квадрата (3 на 3) по цветам.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Логический квадрат».
Тема № 5: «Периметр» (2 ч)
Теория: понятие «периметр», вычисление периметра многоугольника.
Практическое задание: исследование - конструирование многоугольников различного периметра из девяти ТИКО-квадратов.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Периметр многоугольника» (исследование № 1).
Тема № 6: «Симметрия» (1 ч)
Теория: правила составления узоров, понятия «узор», «чередование».
Практическое задание: конструирование узоров с помощью чередования 3 – 4 цветов, фигур.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Узоры и орнаменты».
Тема № 7: «Тематическое конструирование» (11 ч)
Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Подводный мир», список фигур для конструирования.
Практическое задание: плоскостное моделирование по теме «Подводный мир».
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.
2 класс
Тема № 1: «Плоскостное конструирование» (5 ч)
Теория: изучение и анализ иллюстраций на тему «Животные жарких стран», список фигур.
Практическое задание: конструирование растений и животных жарких стран.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Коллекция ТИКО-поделок».
Тема № 2: «Плоскость и объем» (10 ч)
Теория: понятия «призма», «основание», «грань», «ребро», «вершина».
Практическое задание: конструирование треугольной призмы из развертки.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 3: «Конструирование по собственному замыслу» (6 ч)
Теория: виды конструирования – плоскостное, объемное.
Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 4: «Периметр» (2 ч)
Теория: понятия – «выпуклые» и «невыпуклые» многоугольники, вычисление и сравнительный анализ периметра многоугольников.
Практическое задание: конструирование выпуклых и невыпуклых многоугольников из ТИКО-деталей.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 5: «Объем» (2 ч)
Теория: единицы измерения объема, сравнительный анализ объемов кубов (малого и большого).
Практическое задание: конструирование кубов (большого и малого) из ТИКО-деталей, измерение объема кубов с помощью наполнителя.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель, мультимедийная презентация занятия «Объем».
Тема № 6: «Симметрия» (2 ч)
Теория: понятие «ось симметрии», различение симметричных и несимметричных фигур.
Практическое задание: конструирование симметричных фигур на основе осевой симметрии.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Симметрия».
Тема № 7: «Тематическое конструирование» (9 ч)
Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Выставка современных технических средств», список фигур для конструирования.
Практическое задание: моделирование фигур для выставки (транспорт, бытовая, военная техника и т.п.).
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.
3 год обучения
Тема № 1: «Многогранники» (17 ч)
Теория: понятия «многогранник», «четырехугольная пирамида», «октаэдр».
Практическое задание: конструирование октаэдра, исследование многогранника, работа в тетради.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), тетради для исследований.
Тема № 2: «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч)
Теория: -
Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО.
Тема № 3: «Объем» (2 ч)
Теория: формула вычисления объема куба.
Практическое задание: сравнительный анализ объемов разных видов четырехугольных призм.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель, мультимедийная презентация занятия «Объем».
Тема № 4: «Симметрия» (2 ч)
Теория: понятие «центр симметрии», различение симметричных и не симметричных фигур.
Практическое задание: конструирование симметричных фигур на основе центральной симметрии.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 5: «Тематическое конструирование» (10 ч)
Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Космодром», список фигур для конструирования.
Практическое задание: конструирование разного вида призм, пирамид из ТИКО-деталей; сравнительный анализ объема фигур.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель,
4 год обучения
Тема № 1: «Многогранники» (14 ч)
Теория: понятия «многогранник», «кубооктаэдр».
Практическое задание: конструирование кубооктаэдра из развертки, исследование многогранника, работа в тетради.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), схема развертки кубооктаэдра, тетрадь для исследований.
Тема № 2: «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч)
Теория: -
Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО.
Тема № 3: «Объем» (2 ч)
Теория: понятие «мера объема».
Практическое задание: сравнительный анализ объемов различных многогранников.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель.
Тема № 4: «Изучение основ теории вероятности» (2 ч)
Теория: знакомство с элементами теории вероятности.
Практическое задание: исследование вероятности выпадения той или иной грани игрового куба через практическую работу; работа в тетради.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), таблица вероятностных значений, тетрадь.
Тема № 5: «Изометрические проекции» (2 ч)
Теория: проекции куба на плоскость.
Практическое задание: конструирование изометрических проекций куба.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 6: «Симметрия» (2 ч)
Теория: осевая и центральная симметрия.
Практическое задание: конструирования узоров на основе осевой и центральной симметрии.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 7: «Тематическое конструирование» (5 ч)
Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Детская игровая площадка», список фигур для конструирования.
Практическое задание: моделирование фигур для детской площадки.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.
Рекомендации
- Использование на занятиях набора «Геометрия» в сочетании с набором «Школьник» значительно расширяет диапазон развития фантазии и воображения учащихся, предоставляет возможность для конструирования оригинальных фантазийных конструкций со сложной структурой.
- Для фиксирования результатов исследований и практической работы учащихся с конструктором рекомендуется включать в 3 – 4 классах работу в тетрадях.
- В процессе проведения занятий рекомендуется сочетание индивидуальной конструкторской деятельности, работы в парах, групповое и коллективное конструирование
- Для эффективной организации коллективного конструирования по теме рекомендуется разложить конструктор по деталям (квадраты в одной коробке, треугольники в другой и т.д.)
Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности «Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО» (кружок моделирования «Геометрика»)
Обеспечение программы методическими видами продукции:
1. Мультимедийные презентации занятий –
- «Многоугольники»
- «Четырехугольники»
- «Логический квадрат»
- «Периметр многоугольника»
- «Куб»
- «Объем»
- «Симметрия»
- «Каталог геометрических фигур и тел»
- «Моделирование многогранников. Правильные многогранники»
- «Моделирование многогранников. Архимедовы тела».
Дидактический материал представлен:
- Схемы плоскостных фигур
- Схемы разверток многогранников
Материально-техническое оснащение занятий:
- Конструктор для объемного моделирования ТИКО – набор «Геометрия» - 20 штук;
- Столы – 10 штук;
- Стулья – 20 штук;
- Стеллаж для хранения конструктора – 1 штука;
- Мультимедийное оборудование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/mladshiy_shkolnik/ - программа, методический и дидактический материал для кружка «Геометрика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках математики»
В статье представлены упражнения на развитие пространственного мышления у учащихся младших классов....
"Развитие логического мышления младшего школьника через игру"
Тема материалов из опыта работы: «Развитие логического мышления младшего школьника через игру».Автор опыта: Торопова О.В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5 г. Нарьян-Мара».В младшем школьном во...
Презентация на тему" Развитие памяти, воображения и мышления младших школьников через использование дидактических игр"
Теория с элементами практики...
Развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы
В настоящее время наше общество вышло на новый этап развития. В нравственной и социальной сферах появляются новые позиции. Для успешного развития общества требуются люди с высоким образованием, больши...
«Духовно-нравственное воспитание младшего школьника через краеведческую работу во внеурочной деятельности учителя»
Из опыта работы учителя «Духовно-нравственное воспитание младшего школьника через краеведческую работу во внеурочной деятельности учителя»...
Тема: «Развитие критического мышления младших школьников через чтение и письмо как средство активизации познавательной активности на уроках в начальной школе »
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к образованию. Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию....
Образовательный проект на тему «Развитие креативного мышления младших школьников через использование «Lap book» на уроках английского языка.
Технологии не стоят на месте, вместе с ними меняется общество, и возникает необходимость воспитания нового поколения в соответствии с требованиями не только настоящего времени, но и будущего. Эти пере...