Программа внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО"
рабочая программа (1,2,3,4 класс) по теме

 

1273
Dasha_s_konstruktorom.jpg

Программа внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО", которая реализуется в рамках работы с учащимися на кружке моделирования "ГЕОМЕТРИКА". Предлагаем Вашему вниманию комплекс методического материала, который поможет в реализации новых образовательных стандартов: ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ + ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ + КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ + ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЯМ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

«Развитие пространственных представлений младших школьников через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования»

                                                           

                                                 

Великий Новгород  2010 год

Пояснительная записка

Программа «Развитие пространственных представлений у младших школьников через практическую работу с конструктором для объёмного моделирования ТИКО» имеет научно-познавательную направленность и реализуется в МАОУ «Гимназия №2» на кружке моделирования «Геометрика». Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов.

        Педагогическая целесообразность  данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков  пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно».

        Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование  Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

          С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Программа предназначается для учителей начальных классов, логопедов, психологов, дефектологов, может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных учреждений; рекомендуется родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком.

Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

  1. ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами;
  2. формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
  3. развитие мотивационной сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию;
  4. овладение навыками пространственного ориентирования;
  5. вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью;
  6. развитие воображения, умения фантазировать.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 - 11 лет.

Сроки реализации программы - 4 года обучения, занятия проводятся -  1 раз в неделю, 36 занятий в год.

Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Практическая часть состоит  из двух видов деятельности:

1. Практические задания и занимательные упражнения для развития пространственного и логического мышления.

2. Работа по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования (ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).

Ожидаемый результат:  1 класс (7 – 8 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

  1. иметь представление о различных видах многоугольников;
  2. ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –над, -под, -в, -на, -за, -перед;
  3. анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;
  4. составлять плоскостные фигуры из ТИКО-деталей;
  5. конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;
  6. вычислять периметр фигуры практическим путем;
  7. иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов.

Ожидаемый результат:  2 класс (8 - 9 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

  1. измерять и сравнивать объемы куба и прямоугольного параллелепипеда;
  2. иметь представление о понятиях «вершина», «грань», «ребро»;
  3. конструировать куб из развертки, и наоборот, развертку из куба;
  4. ориентироваться в понятиях «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по диагонали»;
  5. вычислять и сравнивать периметр невыпуклых многоугольников;
  6. иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры;
  7. конструировать симметричные фигуры;
  8. придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему.

Ожидаемый результат:  3 класс (9 - 10 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

  1. уметь работать со схемами и лабиринтам;
  2. иметь представление о различных видах призм и пирамид;
  3. измерять и сравнивать объемы различных призм и пирамид;
  4. решать задачи логического характера;
  5. конструировать различные виды призм и пирамид;
  6. иметь представление о понятии «центра симметрии», симметричных и несимметричных фигурах;
  7. конструировать фигуры с центром симметрии.

Ожидаемый результат:  4 класс (10 - 11 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

  1. конструировать по образцу и по собственному замыслу;
  2. уметь различать и сравнивать различные виды многогранников;
  3. конструировать простейшие виды многогранников из ТИКО-деталей;
  4. уметь работать по схемам различной сложности;
  5. иметь представление об изометрии и об основах теории вероятности.

Продолжительность занятий:

 7 лет –  30 минут,  8 –11лет –  40 минут.

Способами определения результативности программы являются:

  1. Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
  2. Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.

Учебно-тематический план

Класс

Название темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1 класс

36

18

18

Плоскостное конструирование

10

5

5

Плоскость и объем

5

2,5

2,5

Конструирование по собственному замыслу

5

2,5

2,5

Логический квадрат

2

1

1

Периметр

2

1

1

Симметрия

1

0.5

0.5

Тематическое конструирование

11

5,5

5,5

2 класс

36

18

18

Плоскостное конструирование

5

2.5

2.5

Плоскость и объем

10

5

5

Конструирование по собственному замыслу

6

3

3

Периметр

2

1

1

Объем геометрических тел

2

1

1

Симметрия

2

1

1

Тематическое конструирование

9

4,5

4,5

3 класс

36

18

18

Многогранники

17

8.5

8.5

Конструирование по собственному замыслу

5

2,5

2,5

Симметрия

2

1

1

Объем

2

1

1

Тематическое конструирование

10

5

5

4 класс

36

18

18

Многогранники

14

7

7

Конструирование по собственному замыслу

5

2,5

2,5

Объем

2

1

1

Изучение основ теории  вероятности

2

1

1

Изометрические проекции

2

1

1

Симметрия

2

1

1

Тематическое конструирование

10

5

5

Итого по программе

144

72

72

Содержание

1 класс

Тема № 1: «Плоскостное конструирование» (10 ч)

Теория: понятия «многоугольник», «четырехугольник»; сравнительный анализ четырехугольников.

Практическое задание: конструирование четырехугольников из ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Четырехугольники».

Тема № 2: «Плоскость и объем» (5 ч)

Теория: понятия «объем», «геометрическое тело», «куб», «развертка».

Практическое задание: анализ и конструирование куба из развертки.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 3:  «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч)

Теория: виды конструирования – плоскостное, объемное.

Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 4:  «Логический квадрат» (2 ч)

Теория: правила составления логического квадрата.

Практическое задание: конструирование логического квадрата (3 на 3) по цветам.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Логический квадрат».

Тема № 5: «Периметр» (2 ч)

Теория: понятие «периметр», вычисление периметра многоугольника.

Практическое задание: исследование - конструирование многоугольников различного периметра из девяти ТИКО-квадратов.  

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Периметр многоугольника» (исследование № 1).

Тема № 6: «Симметрия» (1 ч)

Теория: правила составления узоров, понятия «узор», «чередование».

Практическое задание: конструирование узоров с помощью чередования 3 – 4 цветов, фигур.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Узоры и орнаменты».

Тема № 7: «Тематическое конструирование» (11 ч)

Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Подводный мир», список фигур для конструирования.

Практическое задание: плоскостное моделирование по теме «Подводный мир».

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.

2 класс

Тема № 1: «Плоскостное конструирование»  (5 ч)

Теория: изучение и анализ иллюстраций на тему «Животные жарких стран», список фигур.

Практическое задание: конструирование растений и животных жарких стран.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Коллекция ТИКО-поделок».

Тема № 2:  «Плоскость и объем» (10 ч)

Теория: понятия «призма», «основание», «грань», «ребро», «вершина».

Практическое задание: конструирование треугольной призмы из развертки.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 3: «Конструирование по собственному замыслу» (6 ч)

Теория: виды конструирования – плоскостное, объемное.

Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 4: «Периметр» (2 ч)

Теория: понятия – «выпуклые» и «невыпуклые» многоугольники, вычисление и сравнительный анализ периметра многоугольников.

Практическое задание: конструирование выпуклых  и невыпуклых многоугольников из ТИКО-деталей.

Материалы:  конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 5: «Объем» (2 ч)

Теория: единицы измерения объема, сравнительный анализ объемов кубов (малого и большого).

Практическое задание: конструирование кубов (большого и малого) из ТИКО-деталей, измерение объема кубов с помощью наполнителя.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель, мультимедийная презентация занятия «Объем».

Тема № 6: «Симметрия» (2 ч)

Теория: понятие «ось симметрии», различение симметричных и несимметричных фигур.

Практическое задание: конструирование симметричных фигур на основе осевой симметрии.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Симметрия».

Тема № 7:  «Тематическое конструирование» (9 ч)

Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Выставка современных технических средств», список фигур для конструирования.

Практическое задание: моделирование фигур для выставки (транспорт, бытовая, военная техника и т.п.).

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.

3 год обучения

Тема № 1:  «Многогранники» (17 ч)

Теория: понятия «многогранник», «четырехугольная пирамида», «октаэдр».

Практическое задание: конструирование октаэдра, исследование многогранника, работа в тетради.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), тетради для исследований.

Тема № 2:  «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч)

Теория: -

Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО.

Тема № 3: «Объем» (2 ч)

Теория: формула вычисления объема куба.

Практическое задание: сравнительный анализ объемов разных видов четырехугольных призм.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель, мультимедийная презентация занятия «Объем».

Тема № 4: «Симметрия» (2 ч)

Теория: понятие «центр симметрии», различение симметричных и не симметричных фигур.

Практическое задание: конструирование симметричных фигур на основе центральной симметрии.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 5:  «Тематическое конструирование» (10 ч)

Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Космодром», список фигур для конструирования.

Практическое задание: конструирование разного вида призм, пирамид из ТИКО-деталей; сравнительный анализ объема фигур.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель,

4 год обучения

Тема № 1:  «Многогранники» (14 ч)

Теория: понятия «многогранник», «кубооктаэдр».

Практическое задание: конструирование кубооктаэдра из развертки, исследование многогранника, работа в тетради.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), схема развертки кубооктаэдра, тетрадь для исследований.

Тема № 2: «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч)

Теория: -

Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО.

Тема № 3: «Объем» (2 ч)

Теория: понятие «мера объема».

Практическое задание: сравнительный анализ объемов различных многогранников.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель.

Тема № 4: «Изучение основ теории вероятности» (2 ч)

Теория: знакомство с элементами теории вероятности.

Практическое задание: исследование вероятности выпадения той или иной грани игрового куба через практическую работу; работа в тетради.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), таблица вероятностных значений, тетрадь.

Тема № 5: «Изометрические проекции» (2 ч)

Теория: проекции куба на плоскость.

Практическое задание: конструирование изометрических проекций куба.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 6: «Симметрия» (2 ч)

Теория: осевая и центральная симметрия.

Практическое задание: конструирования узоров на основе осевой и центральной симметрии.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 7: «Тематическое конструирование» (5 ч)

Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Детская игровая площадка», список фигур для конструирования.

Практическое задание: моделирование фигур для детской площадки.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.

Рекомендации

  1. Использование на занятиях набора «Геометрия» в сочетании с набором «Школьник» значительно расширяет диапазон развития фантазии и воображения учащихся, предоставляет возможность для конструирования оригинальных фантазийных конструкций со сложной структурой.
  2. Для фиксирования результатов исследований и практической работы учащихся с конструктором рекомендуется включать в 3 – 4  классах работу в тетрадях.
  3. В процессе проведения занятий рекомендуется сочетание индивидуальной конструкторской деятельности, работы в парах, групповое и коллективное конструирование
  4. Для эффективной организации коллективного конструирования по теме рекомендуется  разложить конструктор по деталям (квадраты в одной коробке, треугольники в другой и т.д.)

Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности «Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО» (кружок моделирования «Геометрика»)

           Обеспечение программы методическими видами продукции:

     1. Мультимедийные презентации занятий –

             - «Многоугольники»

- «Четырехугольники»

- «Логический квадрат»

- «Периметр многоугольника»

- «Куб»

- «Объем»

- «Симметрия»

- «Каталог геометрических фигур и тел»

- «Моделирование многогранников. Правильные многогранники»

- «Моделирование многогранников. Архимедовы тела».

                  Дидактический материал представлен:

  1. Схемы плоскостных фигур
  2. Схемы разверток многогранников

                Материально-техническое оснащение занятий:

  1. Конструктор для объемного моделирования ТИКО – набор «Геометрия» - 20 штук;
  2. Столы – 10 штук;
  3. Стулья – 20 штук;
  4. Стеллаж для хранения конструктора – 1 штука;
  5. Мультимедийное оборудование.

          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/mladshiy_shkolnik/  -  программа, методический и дидактический материал для кружка «Геометрика».                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках математики»

В статье представлены упражнения на развитие пространственного мышления у учащихся младших классов....

"Развитие логического мышления младшего школьника через игру"

Тема материалов из опыта работы: «Развитие логического мышления младшего школьника через игру».Автор опыта: Торопова О.В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5 г. Нарьян-Мара».В младшем школьном во...

Развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы

В настоящее время наше общество вышло на новый этап развития. В нравственной и социальной сферах появляются новые позиции. Для успешного развития общества требуются люди с высоким образованием, больши...

«Духовно-нравственное воспитание младшего школьника через краеведческую работу во внеурочной деятельности учителя»

Из опыта работы учителя «Духовно-нравственное воспитание младшего школьника через краеведческую работу во внеурочной деятельности учителя»...

Тема: «Развитие критического мышления младших школьников через чтение и письмо как средство активизации познавательной активности на уроках в начальной школе »

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к образованию.    Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию....

Образовательный проект на тему «Развитие креативного мышления младших школьников через использование «Lap book» на уроках английского языка.

Технологии не стоят на месте, вместе с ними меняется общество, и возникает необходимость воспитания нового поколения в соответствии с требованиями не только настоящего времени, но и будущего. Эти пере...