Педагогический проект "Мы живём в России"
проект на тему
Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Ведь патриотизм имеет характерные черты – веротерпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе. Школа не может оставаться безучастной к гражданскому самосознанию детей, без которого невозможно формирование полноценной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект "Мы живём в России" | 351.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Щучинская СОШ»
Эртильского муниципального района Воронежской области
Педагогический проект
«Мы живём в России»
(Воспитание патриотизма у младших школьников)
Подготовила Пономарёва Вера Ивановна,
учитель начальных классов, ВКК
Паспорт педагогического проекта
Название проекта | «Мы живём в России» (Воспитание патриотизма у младших школьников) |
Автор проекта | Пономарёва Вера Ивановна, учитель начальных классов |
Участники проекта | ученики начальных классов |
Поддержка проекта | *администрация МКОУ «Щучинская СОШ» Эртильского муниципального района Воронежской области |
Цель проекта | *формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию. |
Инновации | *формирование патриотических чувств младших школьников к своей малой родине средствами краеведения |
Значимость | *воспитание чувства патриотизма, любви к своей малой родине и великой России. |
Продолжительность | С 2013-2014 учебного года по 2016-2017 учебный год |
Адрес, контакты | 397020 Воронежская область, Эртильский район, с.Щучье, улица Гагарина, дом 28. Телефон: 8 950 77 3 93 80 E-mail : werona5995@mail.ru |
Содержание.
Паспорт проекта
- Обоснование выбора темы проекта.
1. Социальная проблема
2.Основная цель
3. Ведущая идея проекта
4. Задачи проекта
5. Инновации проекта
6. Актуальность проекта
7. Практическая значимость проекта
8. Гипотеза
9. Основные объекты исследования
10. Методы работы над проектом
11. Новизна проекта: цель и формы воспитания
12. Правовая база
- Теоретическая часть.
- Сущность патриотического воспитания младших школьников.
- Патриотическое воспитание через образовательный процесс.
- Краеведение в патриотическом воспитании младших школьников.
- Сотрудничество семьи и школы.
- Внеурочная деятельность
- Практическая часть. Описание проекта.
1. Содержательная часть проекта
2. Прогнозируемые результаты проекта
3. Критерии эффективности проекта
- Заключительная часть.
- Источники информации
- Приложения
Обоснование выбора темы проекта.
Социальная проблема
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В настоящее время нашему государству требуется новый социальный тип личности, нужны люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности». В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение. Необходимость патриотического воспитания младших школьников связана с тем, что сейчас очень много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране. Именно поэтому образовательным учреждениям, прежде всего, начального звена нужна сегодня программа гражданского и военного патриотического воспитания школьников.
Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Ведь патриотизм имеет характерные черты – веротерпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе. Школа не может оставаться безучастной к гражданскому самосознанию детей, без которого невозможно формирование полноценной личности. Актуальность проблемы развития гражданского самосознания обусловлена потребностью общества и государства в формировании гражданина, который должен обладать определенными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми), ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромисс), а также желанием участвовать в общественно - политической жизни.
Система работы по патриотическому воспитанию в рамках педагогического проекта «Мы живём в России» включает в себя пять основных компонентов:
- Патриотическое воспитание через образовательный процесс.
- Патриотическое воспитание средствами краеведения.
- Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
- Патриотическое воспитание через внеурочную деятельность.
- Патриотическое воспитание средствами кружковой деятельности.
1
2.Основная цель
Педагогический проект ставит основной целью воспитание младших школьников юными патриотами своей малой родины и великой России через комплексное использование всех имеющихся возможностей современных образовательных технологий обучения и воспитания.
3. Ведущая идея проекта
Воспитывая юных патриотов своего родного края, мы воспитываем патриотов России.
4. Задачи проекта
*активизация работы по гражданскому и патриотическому воспитанию;
*формирование у младших школьников чувства гордости и верности Родине,
*формирование у учащихся высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма;
*воспитание любви к родному краю, Родине, её истории, культуре, традициям;
*привитие культуры отношений, навыков общественной жизни.
5. Инновации проекта
В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Здесь представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
6.Актуальность проекта
В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, мы считаем особенно актуальным.
2
Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию детей. Возникает острая необходимость в переосмыслении вопросов гражданско-патриотического воспитания участниками воспитательного процесса. Не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении надо многое изменить в подходах и содержании воспитательной работы.
Я, как автор проекта уверена, что при его реализации в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско - патриотических чувств: любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения, чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине. Проект разработан и содержит серьёзную и системную работу на протяжении всего начального этапа обучения и воспитания младших школьников по формированию нравственных качеств личности учащихся, работу ума, души и сердца ребёнка. Необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка.
Таким образом, проблема патриотического воспитания актуальна, своевременна и современна.
7. Практическая значимость проекта
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.
Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотизм в нашей стране – это не искусственно придуманное, навязанное нам извне понятие. Это своеобразная народная идеология, корнями, уходящая в глубину истории. К сожалению, внимание к этой первоочередной задаче снизилось. И как результат – дети наши растут с ослабленным чувством национального долга, низкими знаниями исторических и культурных корней нашего общества. В этом и состоит практическая значимость педагогического проекта «Воспитание патриотизма у младших школьников».
8. Гипотеза
Процесс формирования патриотических чувств у младших школьников будет эффективным, если патриотизм будет востребован в обществе, если не прервётся связь поколений, если
реализация программы патриотической направленности будет осуществляться на государственном уровне.
9. Основные объекты исследования
Объектом исследования является процесс патриотического воспитания младших школьников через образовательный процесс в условиях ФГОС, через краеведение и сотрудничество с родителями и общественностью.
3
10. Методы работы над проектом
- опрос;
- сбор воспоминаний, записей, фотографий;
- работа с архивным материалом;
- анализ;
- систематизация;
- анкетирование;
- обобщение;
- участие в конкурсах;
- вовлечение в деятельность;
- стимулирование;
- сотрудничество;
- доверие;
- личный пример.
11. Новизна проекта: цель и формы воспитания
Новизна проекта заключается в инновационном подходе к решению проблемы воспитания патриотических чувств у младших школьников средствами краеведения.
Цель воспитания патриотизма у младших школьников заключается в развитии у них следующих качеств:
- воспитание у школьников чувства личного самоуважения через его добродетельные поступки, проявление любви и уважения к членам семьи, почтительное отношение к старшему поколению;
- формирование объективного представления о личном окружении человека, умения подать себя правильно в обществе на основе принятых норм;
- через проявление интереса к собственной семейной истории, ее личным традициям, уважение к прошлому страны формируется любовь к своей малой родине, а также ответственность за ее будущее.
Формы патриотического воспитания во внеурочной деятельности.
- Классный час
- Экскурсия
- Праздник
- Круглый стол, диспут
- Конкурс, викторина, КВН, станционная игра
- Встреча с интересными людьми и др.
12.Правовая база для составления проекта:
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Постановление ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30 декабря 2015 г. № 1493 О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
Теоретическая часть
- Сущность патриотического воспитания младших школьников.
В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
В настоящее время заметно вырос интерес учёных и педагогов к проблеме гражданско-патриотического воспитания. Это видно по многочисленным публикациям в прессе и появлению документов на государственном уровне. Усиление внимания к гражданско-патриотическому воспитанию обусловливает необходимость совершенствования форм и методов работы с детьми в этом направлении.
Патриотизм – слово греческого происхождения – определяется в толковом словаре русского языка, составленном С.И. Ожеговым, как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. И, соответственно, патриот (гр.: – земляк, соотечественник) – это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. У патриотизма множество разнообразных и неоднозначных трактовок, но самая распространенное определение патриотизма коротко и ясно – это любовь к своей Родине.
Российская Федерация - очень многонациональное государство, в котором сплетаются и контактируют между собой различные вероисповедания, языки, народности и культуры. Именно поэтому важно обеспечить качественное патриотическое воспитание уже сегодня, чтобы дети с первых школьных лет приучались к толерантности, веротерпимости, уважению к другому языку и культуре, дружбе с другими народностями.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Это именно та черта человека, которая делает его достойным гражданином своей страны, полноценной личностью. Школа должна научить младших школьников гордиться своей Родиной и народом, уважать их великую нелёгкую историю. Многое даёт школа: именно она закладывает тот основополагающий фундамент, на котором будет строиться их дальнейшее представление о мире в широком понимании.
Патриотизм характеризует человека как полноценно развитую личность, которая знает, чего хочет, любит свою страну, у которой сложилось своё представление об общей картине мира.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [Леонтьев А. А., 2002, 4 - 6].
5
Наиболее значимые для современности достижения опыта патриотического воспитания, накопленной советской школой, нашли отражение в трудах А.А. Аронова, В.А. Безродного, В.С. Ильина, Н.М. Конжиева, И.Ф. Выдрина. Вопросы военно-патриотического воспитания, подготовки воина-интернационалиста рассматриваются в работах А.Г. Базанова, А.В. Барабанщикова, Г.В. Средина, А.Н. Вырщикова, А.А. Черкасова. В новейшей истории России проблема модернизации патриотического воспитания представлена в диссертационных исследованиях В.А. Белевцева, И.В. Горбачевой, И.В. Ипполитовой, В.В. Марьина, Н.Н. Михеева, Н.А. Сиволобовой, В.Т. Татаренко и др.
Патриотическое воспитание младших школьников имеет свои особенности, которые определяются своеобразием их личностного развития. Психологи (А. А. Люблинская, В. А. Крутецкий, Ш. А. Амонашвили и др.) отмечают такие особенности психического развития личности ребенка данного возраста, как импульсивность, общую недостаточность волевой саморегуляции, повышенную эмоциональность, склонность к подражанию, большую активность, доверчивость, известную внушаемость и податливость, огромный авторитет учителя .Патриотическое воспитание младших школьников имеет свои особенности, которые определяются своеобразием их личностного развития. Поэтому, организуя патриотическое воспитание, мы опираемся на психологические особенности младших школьников.
В. А. Сухомлинский писал: «Очень важно, чтобы высокие слова о Родине и возвышенные идеалы не превратились в сознании наших воспитанников в громкие, но пустые фразы, чтобы они не обесцветились, не стерлись от частого произношения...
Особенно недопустимо вкладывать в уста маленьких детей те слова, которых они еще не понимают. То, что составляет для народа святыню, может из-за этого превратиться в пустой звук».
Патриотическое воспитание через образовательный процесс в условиях ФГОС.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. Ключевые идеи его реализации определены в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и Примерных программах воспитания и социализации младших школьников.
В развитии образовательной системы России сегодня наблюдается новый этап. В настоящее время уже опубликован пакет документов ФГОС НОО. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
6
Патриотическое воспитание самых маленьких граждан нашей страны должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение истинных патриотов. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России. Это они, став взрослыми, возродят величие нашей Родины, приумножат её силу и богатство, сделают более качественной жизнь населения страны.
Воспитание патриотических чувств у детей все время было и остается одним из главнейших направлений в работе учителя младших классов через образовательный процесс.
Краеведение как важный фактор патриотического воспитания младших школьников.
Практика показывает, что только целенаправленная краеведческая работа помогает воспитывать чувства патриотизма у младших школьников, показывая им на конкретных примерах, любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование предков, раскрывая моральные, духовные и человеческие качества наших современников. Самый эффективный путь формирования патриотического воспитания – это ознакомление детей с историей и культурой их малой Родины, т.е. посредством краеведческой деятельности.
В моей педагогической практике сложились определенные формы работы по краеведческому направлению патриотического воспитания школьников, которые эффективно применяю во внеурочной деятельности. Изучение своей малой родины способствует общему образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.
Главными задачами нашего краеведческого кружка «Истоки» являются: углубленное изучение истории школы, села, края; поиск, сбор и изучение краеведческого материала; воспитание патриотизма и гражданских чувств, уважения к истории малой родины, к традициям и обычаям своего народа, сохранение памятников истории. Кружок помогает удовлетворить индивидуальные интересы учащихся, развить их творческие способности, расширить знания, вовлечь в практическую деятельность, сформировать навыки научного исследования. Формы занятий и методы работы кружка разнообразны, это и беседы, викторины, конкурсы, встречи, конференции, экскурсии, практические занятия в библиотеке и школьном музее. Краеведческая работа начинается с первого класса изучением истории своей семьи, позже ребята проводят мини-исследования о том, с чем связано название их населённого; следующим этапом является знакомство с достопримечательностями района и его окрестностями. Итогами краеведческой деятельности учащихся являются видеофильмы, фотоальбомы, защита проектных работ.
Сотрудничество семьи и школы.
В гражданско-патриотическом воспитании ребенка огромную роль играет семья. Именно в семье зарождается чувство патриотизма. Семья — это маленькая страна, маленькая Родина. Любовь к Родине начинается с любви к отцу, маме, бабушке, деду, сестре, брату и другим близким людям. Вырастая, ребенок трансформирует любовь к семье в любовь к Родине, а ценности, заложенные в семье, формируют у него гражданско-патриотические чувства.
Семья является ячейкой общества, в семье происходит социализация подрастающего поколения. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Вот почему важным условием патриотического воспитания детей считаю тесную взаимосвязь с родителями. Главной формой работы с родителями было и остаётся родительское собрание.
7
Уже на самом первом собрании знакомлю родителей со словами А. С. Макаренко: «Хотите, чтобы были хорошие дети, — будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем».
Известный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир и смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество приносит людям много горя, а обществу — вред».
Если в семье ребенок не научится с пониманием и любовью относиться к близким, а привыкнет следовать только своим прихотям и желаниям, если он с детства привыкнет только брать, но не научится отдавать, то в этом случае и речи не будет о формировании гражданства или патриотизма. Главное в воспитании юного гражданина — достижение душевого единения, нравственной связи родителей с ребенком. А для этого необходимо находить время для общения. В наше время, когда поток информации, получаемой ребёнком извне, трудно проконтролировать, приобретает наибольшее значение родительский авторитет, поэтому главным фактором успешного воспитания гражданина и патриота в семье является гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые окружают ребёнка.
В помощь семье при воспитании гражданина приходит школа. Именно здесь начинаются первые шаги в познании и участии ребенка в общественной жизни страны. Гражданско-патриотическое воспитание школьников – это первоочередная задача современного демократического общества, которая с успехом сегодня реализуется. В школе закладываются такие необходимые личностные качества, как целеустремленность, настойчивость, стремление к правде, неравнодушие и взаимопомощь. Именно она изначально берет на себя функции по формированию понимания ребенком справедливости, а также дает возможность оценить гражданские поступки отдельных людей. Поэтому кропотливые усилия родителей, а также педагогов и всего общества в воспитании ребенка, в целом обязательно приведут к формированию благородной личности, которая до самого конца будет осознавать свою причастность к судьбе Отечества.
Патриотическое воспитание через внеурочную деятельность.
Патриотическое воспитание в школе осуществляется как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности. Этот процесс широко использует возможности учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО представляет образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Применение игровых технологий не только в урочной, но и во внеурочной деятельности является актуальным и эффективным средством воспитания гражданско-патриотических ценностей учащихся. Многочисленные активные формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, сформировать любовь к Родине, ответственность перед близкими людьми, миролюбие, заботу об окружающей среде.
Давайте же решать все проблемы, шагая в ногу с положительными эмоциями, воспитывая, прежде всего, в себе чувство глубокого патриотизма и передавая его своим ученикам.
Патриотическое воспитание средствами кружковой деятельности.
Внеурочная работа в рамках кружковой деятельности является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.
Изучение истории родной земли, истории Отечества, культурных традиций, духовных традиций считается важнейшим направлением в воспитании у детей патриотизма, чувства любви к Отчизне, к малой и большой Родине, к семье. На протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе действует кружок «Истоки», который имеет свою содержательную линию и конкретные задачи для каждого года обучения.
- Практическая часть. Программа реализации проекта.
№ п/п | Форма работы | Название | Месяц | Направления патриотического воспитания | ||
1 класс | ||||||
Содержательная линия: «Мой дом – моя семья - моя школа». | ||||||
1. | Утренник | «Здравствуй, школа!» | сентябрь | Внеурочная деятельность | ||
2. | Родительское собрание | «Мы – одна семья!» | сентябрь | Сотрудничество с родителями | ||
3. | Праздник | «Посвящение в первоклассники» | сентябрь | Внеурочная деятельность | ||
4. | Классный час | “Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть”. | октябрь | Внеурочная деятельность | ||
5. | Игра – практикум | “Подари другому радость”. | октябрь | Внеурочная деятельность | ||
6 | Круглый стол | «Из истории нашей школы» | ноябрь | Внеурочная деятельность | ||
7 | Классный час | «Права и обязанности школьника» | ноябрь | Образовательный процесс | ||
8 | Коллективное творческое дело | «С любовью к маме» | ноябрь | Внеурочная деятельность | ||
9 | Этическая беседа | «Добрые слова» | ноябрь | Образовательный процесс | ||
10 | Родительское собрание | «Семейные праздники и их значение для ребенка» | декабрь | Сотрудничество с родителями | ||
11 | Круглый стол | «Новогодние традиции моей семьи» | декабрь | Сотрудничество с родителями | ||
12 | Семейный праздник | «Новогодние игрушки из детства моих родителей» | декабрь | Сотрудничество с родителями | ||
13 | Новогодний карнавал | «В дверь стучится Новый год» | декабрь | Внеурочная деятельность | ||
14 | Классный час | «Все профессии важны, все профессии нужны!» | январь | Образовательный процесс | ||
15 | Спортивная эстафета | «Весёлые старты» | февраль | Внеурочная деятельность | ||
16 | Классный час | «Здравствуй, спорт!» | февраль | Внеурочная деятельность | ||
17 | Родительское собрание | «Режим дня» | февраль | Внеурочная деятельность | ||
18 | Праздник | «Рыцарский турнир» | февраль | Внеурочная деятельность | ||
19 | Конкурсно–игровая программа | « В гостях у Золушки» | март | Внеурочная деятельность | ||
20 | Классный час | «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» | март | Внеурочная деятельность | ||
21 | Коллективное творческое дело | «Мое семейное древо» | март | Сотрудничество с родителями | ||
22 | Родительское собрание | «Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни» | март | Сотрудничество с родителями | ||
23 | Трудовой десант | «Порядок вокруг школы» | апрель | Внеурочная деятельность | ||
24 | Операция «Забота» | «Встреча птиц» | апрель | Внеурочная деятельность | ||
25 | Классный час | Войны священные страницы навеки в памяти людской (история семьи в военные годы) | май | Внеурочная деятельность | ||
26 | Спортивный праздник | «Если хочешь быть здоров - занимайся спортом» | май | Внеурочная деятельность | ||
27 | Праздник | «До свидания, 1 класс!» | май | Внеурочная деятельность |
№ п/п | Форма работы | Название | Месяц | |||||||||
2 класс | ||||||||||||
Содержательная линия: «Мой край-моя малая родина». | ||||||||||||
1. | Праздник | «Здравствуй, школа» | сентябрь | |||||||||
2. | Классный час | «Наши славные символы» | сентябрь | Образовательный процесс | ||||||||
3. | Экологический десант | «Дорогу зеленым!» | сентябрь | Краеведение | ||||||||
4. | Станционная игра | «Знатоки родного края» | октябрь | Краеведение | ||||||||
5. | Родительское собрание | «Учим беречь природу» | октябрь | Краеведение | ||||||||
6 | Коллективное творческое дело (создание книжки-раскладушки) | «Краса земли-река Битюг»» | октябрь | Краеведение | ||||||||
7. | Коллективное творческое дело | «Столовая для пернатых» | ноябрь | Краеведение | ||||||||
8. | Экскурсия в краеведческий музей | «Природа Эртильского района» | ноябрь | Краеведение | ||||||||
9. | Классный час | “ИИз истории родного села”. | ноябрь | Внеурочная деятельность | ||||||||
10 | Классный час | «Главный закон страны» | декабрь | Образовательный процесс | ||||||||
11 | Праздник | «У новогодней елки» | декабрь | Внеурочная деятельность | ||||||||
12 | Классный час (интерактивная экскурсия) | «Заповедники Воронежской области» | январь | Краеведение | ||||||||
13 | Родительское собрание | «Патриотическое воспитание в семье» (обмен опытом) | январь | Сотрудничество с родителями | ||||||||
14 | Спортивная эстафета | «А ну ка, мальчики!» | февраль | Внеурочная деятельность | ||||||||
15 | Конкурсно-игровая программа | «В гостях у Золушки» | март | Внеурочная деятельность | ||||||||
16 | Экскурсия в музей | «Животный мир Эртильского района» | март | Краеведение | ||||||||
17 | Родительское собрание | «Что читают наши дети» | апрель | Сотрудничество с родителями | ||||||||
18 | Экскурсия в этнографический музей под открытым небом «Деревенька 17-19 веков» | «Как жили наши предки» | апрель | Краеведение | ||||||||
19 | Урок Памяти | «Никто не забыт и ничто не забыто» | май | Краеведение | ||||||||
20 | Конкурсно-игровая программа | «Будь готов служить Отчизне!» | май | Внеурочная деятельность | ||||||||
21 | Защита проекта | “История моей семьи в истории области”. | май | Краеведение | ||||||||
22 | Конкурс стихов | «Великая война- великая Победа» | май | Внеурочная деятельность |
№ п/п | Форма работы | Название | Месяц | |||
3 класс | ||||||
Содержательная линия: «Моя страна». | ||||||
1. | Праздник | «День Знаний» | сентябрь | Внеурочная деятельность | ||
2. | Интеллектуально-познавательный классный час | “Страна, где я живу”. | сентябрь | Образовательный процесс | ||
3. | Тематический классный час | «Права и обязанности ученика» | сентябрь | Образовательный процесс | ||
4. | Викторина с посещением лесного массива | «Лес – богатство нашей Родины» | октябрь | Краеведение | ||
5. | Классный час | “Из истории родного села”. | октябрь | Краеведение | ||
6. | Классный час | «Русский язык богат и могуч» | октябрь | Образовательный процесс | ||
7. | Родительское собрание | «Как воспитать настоящего патриота?» | ноябрь | Сотрудничество с родителями | ||
8. | Устный журнал | “Я – житель Воронежской области”. | ноябрь | Краеведение | ||
9. | Классный час | “С чего начинается Родина”. | ноябрь | Краеведение | ||
10. | Круглый стол | «Международный день толерантности» | ноябрь | Образовательный процесс | ||
11. | Классный час | “С чего начинается Родина”. | ноябрь | Краеведение | ||
12. | Десант | «Доброе дело» | ноябрь | Краеведение | ||
13. | Экологическая игра | «В зимнем парке» | декабрь | Краеведение | ||
14. | Родительское собрание | «Путешествие маршрутом добрых чувств, поступков, дел и отношений» | декабрь | Сотрудничество с родителями | ||
15. | Классный час | «Закон для нас. Закон внутри нас» | декабрь | Образовательный процесс | ||
16. | Классный час | “Охранять природу – значит охранять Родину”. | декабрь | Краеведение | ||
19. | Конкурс фотографий | “Моя малая родина ”. | январь | Внеурочная деятельность | ||
20. | Праздник русских традиций | “Преданья старины глубокой”. | январь | Краеведение | ||
24. | Праздник | «Слава богатырям России» | февраль | Краеведение | ||
25. | Военно-спортивная игра на местности | «Служу Отечеству» | февраль | Внеурочная деятельность | ||
26. | Праздник | «Слово о маме» | март | Внеурочная деятельность | ||
27. | Классный час | «Человек. Личность. Гражданин» | март | Образовательный процесс | ||
29. | Экскурсия в Эртильский краеведческий музей | «Культура и традиции моего края» | апрель | Краеведение | ||
30. | Устный журнал | «Дорога к звездам» | апрель | Внеурочная деятельность | ||
31. | Классный час с презентацией | «Вспомним всех поимённо..» | май | Краеведение | ||
32. | Конкурс патриотической песни | «Россия – Родина моя» | май | Внеурочная деятельность | ||
33. | Малая спартакиада | «Выше, быстрее, сильнее!!!» | май | Внеурочная деятельность |
№ п/п | Форма работы | Название | Месяц | ||
4 класс | |||||
Содержательная линия: «Патриоты России». | |||||
1. | Праздник | “День знаний”. | сентябрь | Внеурочная деятельность | |
2. | Исторический диалог | “Мы школьники, а это значит…”. | сентябрь | Образовательный процесс | |
3. | Исторический диалог | «Дмитрий Донской» | сентябрь | Кружок «Герои Земли Русской» | |
4. | Исторический диалог | «Александр Невский – личность нации« | октябрь | Кружок «Герои Земли Русской» | |
5.5 | Исторический диалог | «Пётр Первый» | октябрь | Кружок «Герои Земли Русской» | |
6. | Исторический диалог | «Пётр Первый на воронежской земле» | октябрь | Образовательный процесс | |
7. | Классный час | “Права и обязанности ученика”. | ноябрь | Образовательный процесс | |
8. | Исторический диалог | «Минин и Пожарский» | ноябрь | Кружок «Герои Земли Русской» | |
9. | Исторический диалог | «Суворов А.В.» | ноябрь | Кружок «Герои Земли Русской» | |
13. | Исторический диалог | «Ф.Ф.Ушаков» | декабрь | Кружок «Герои Земли Русской» | |
17. | Исторический диалог | «М.И.Кутузов» | декабрь | Кружок «Герои Земли Русской» | |
20. | Исторический диалог | «П.С.Нахимов» | январь | Кружок «Герои Земли Русской» | |
22. | Исторический диалог | «Сражение за Москву. Великая Отечественная война» | февраль | Кружок «Герои Земли Русской» | |
23. | Исторический диалог | «Великая Отечественная война, Сталинградская битва.» | февраль | Кружок «Герои Земли Русской» | |
24. | Исторический диалог | «Великая Отечественная война, Курская битва.» | февраль | Кружок «Герои Земли Русской» | |
25. | Исторический диалог | «Великая Отечественная война, Оборона Ленинграда.» | февраль | Кружок «Герои Земли Русской» | |
26. | Исторический диалог | «Великая Отечественная война, Сражение за Воронеж» | март | Кружок «Герои Земли Русской» | |
27. | Исторический диалог | Герои Отечества | март | Кружок «Герои Земли Русской» | |
28. | Исторический диалог | Воины-интернационалисты | март | Кружок «Герои Земли Русской» | |
34. | Практикум | Письмо ветерану | май | Образовательный процесс | |
35. | Исторический диалог | Бессмертный полк | май | Внеурочная деятельность |
14
3.2.Прогнозируемые результаты проекта
Предполагаемые положительные изменения в поведении учеников:
- проявление интереса к русским традициям и промыслам, к истории и культуре России;
- проявление уважительного отношение к труду;
- проявление чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- проявление чувства гордости за достижения Родины;
- демонстрация развитых коммуникативных навыков, умение вести диалог;
- доброжелательность, вежливость.
У детей формируются такие понятия и ценности, как: «Родина», «малая Родина», «народ», «патриот», «семья», «природа», «дружба», «уважение старших», «право и обязанность».
Заключительная часть.
Проект «Мы живём в России» является актуальным образовательным проектом, направленным на патриотическое воспитание младших школьников.
Проект соответствует духу нового времени, поскольку наше государство нуждается в подрастающем поколении - патриотах своей Родины, способных укрепить и защитить своё Отечество.
Проект содействует осуществлению государственной политики в вопросе внедрения «Патриотизма как национальной идеи», определённой президентом Российской Федерации В.В. Путиным.Проект актуален, востребован, необходим.
Патриотизм — важное моральное качество, которое проявляется в любви к малой Родине и к стране в целом. Без патриотизма человек не будет уважать Родину, общество и своих близких людей. Гражданско-патриотическое воспитание – это неустанная каждодневная деятельность всех, кто причастен к формированию национальных и общих моральных ценностей у молодого поколения. В первую очередь в этой роли выступает семья, а также школа и высшие учебные заведения. От уровня гражданско-патриотического воспитания детей во многом зависит становление общества и правового государства в нашей стране. От того, как они будут воспитаны, зависит – какой будет наша страна, родина. Поэтому сегодня мы должны воспитать патриотов, Граждан России с большой буквы! Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что данная система патриотического воспитания младших школьников способствует социализации личности, т.е. активному приспособлению к среде обитания, принятию и ответственному выполнению законов существования человека в природе и обществе, помогает ребёнку осознать себя гражданином города, страны, мира. А это создаёт надежную опору на жизненном пути ребёнка.
- Источники информации
1.Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. М.: «Глобус», 2007.
2.Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование Начальная школа (плюс и минус). - 2002. - № 4. - С. 4-6.
3.А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения).
15
4.Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
5.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. – 240с.
6.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2006 №8 – С. 17.
Интернет-ресурсы
- http://www.standart.edu.ru/
- http://womanadvice.ru/patrioticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov
- Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru
16
Приложение 1
Результаты мониторинга.
1.Какие чувства вызывает у вас слово Россия, Родина, Отчизна?
По результатам тестирования можно увидеть, что к 4 классу у детей изменилось отношение к Родине, родному краю, ответы детей уже к 11 годам осознанные и уверенные.
2.Какие качества человека ты считаешь важными?
17
Приложение 2.
Критерии эффективности проекта:
Обучающиеся 1-2 классов
Знаю:
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям; характер и личностные особенности своих родных, их привычки, интересы и потребности;
-роль каждого члена семьи в ее жизни;
-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
-состояние здоровья членов моей семьи;
-материальное положение семьи;
-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;
-круг знакомств семьи;
-важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины членов семьи и др.);
-семейный этикет;
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким.
Умею:
-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;
-понять и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
18
-в согласии делать общие дела;
-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
-составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;
-хранить семейные реликвии;
-донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих своих детей и внуков;
-разумно пользоваться своими правами в семье;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;
-строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общаться с ними на уровне культуры отношений и общения;
-правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье;
-вести здоровый образ жизни;
-оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом и проблем каждого члена семьи в частности;
-создавать домашний уют, оказывать помощь в решении бытовых вопросов жизни
семьи;
-организовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения;
-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов достойными человека
способами;
-делать приятное своим родным и близким.
Действую:
-участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи;
-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;
-поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими вне моего дома; -добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
19
-посильно участвую в решении семейных проблем;
-участвую в организации досуга семьи;
-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;
-берегу мир и покой моей семьи;
-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи
Обучающиеся 3 – 4ых классов:
Знаю:
-историю России;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю своего народа и его нравы;
-историю государственных символов России;
-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
-что входит в понятие «русская душа», «менталитет народа»;
-духовные и нравственные основы россиян;
- свой родной язык;
-родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный
календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка, архитектура, кино, театр и др.
-основы национальной кухни;
-основы народной медицины.
Умею:
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
20
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;
-грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи
живое слово своего народа;
-отличить подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массового;
-петь песни своего народа;
-рассказывать народные сказки, предания и сказания;
-исполнять традиционные народные танцы, пляски;
-готовить национальные блюда;
-готовить и проводить народные праздники;
-играть в народные игры, водить хороводы;
-использовать в своей одежде и в убранстве своего дома, своей квартиры народные
мотивы;
-правильно использовать рецепты народной медицины;
-изготавливать изделия из серии народных промыслов;
-ценить красоту и богатства родной природы;
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;
-умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.
Действую:
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
-овладеваю богатствами духовного наследия России;
-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;
-читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных людей;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;
21
-отношусь к Другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;
-не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства;
-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-готовлю и провожу дома и в школе народные праздники;
-участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры;
-хожу в походы по родному краю;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим
меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;
-участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружаю-
щей жизни;
-вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.
22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
природоведение в 3 классе "Дом в котором мы живём"
Урок-игра обобщающий...
Урок-проект по теме: "Город, в котором мы живём".
На этом уроке учащиеся вспомнят, что такое город, поупражняются в подборе схем к словам на тему "Город", прочитают статьи о том, как Москва стала Москвой, посмотрят видеофильм о достопримечательностях...
Спортивно-игровая программа "На Ямале мы живём"
Данное спортивное состязание на практике знакомит учащихся 3-4 классов с национальными видами спорта, закрепляются знания о родном крае....
Город, в котором мы живём ( конспект урока с ЭОР)
Конспект урока окружающего мира в 1 классе ( УМК "Школа 2100") с разработанным к нему электронным образовательным ресурсом...
"Время вспять, мы живём отгремевшей войной....."Литературно - музыкальная композиция
Война всегда начинается внезапно, хотя спустя поколение для историков она покажется неизбежной. В 1041 году началась самая страшная, самая близкая, самая дорогая - Великая Отечественная вой...
Живём в настоящем, думаем о будущем"
Презентация об образовательной системе "Школа 2100"....
Краткосрочная программа социально – педагогической направленности «Мир, в котором мы живём…»
Краткосрочная программа социально – педагогической направленности «Мир, в котором мы живём…»...