Доклад "Личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя в условиях внедрения ФГОС"
статья на тему

Лопатина Наталья Владимировна

В  докладе указаны основные функции классных руководителей в уловиях внедрения ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Локлад23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Личностно – профессиональная позиция педагога как воспитателя в условиях внедрения ФГОС»

         В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения  возрастают воспитательные функции школы.

        Главные задачи современной школы по ФГОС-  раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

        Цель воспитательной работы современной школы по ФГОС-  помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.

      Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

       Деятельность классного руководителя обеспечивает новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. Классный руководитель становится активным участником заключения взаимной договоренности между школой и родителями по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.

      Классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна  создавать условия для проявления инновационной активности детей.

   Актуальными являются социальные вызовы современному педагогу-воспитателю:

- расслоение населения (в том числе молодёжи) по уровню обеспеченности и уровням образования;

- плотно работающие с сознанием ребёнка различные средства массовой информации (телевидение, интернет, печать) и видео-аудио-компьютерная индустрия;

- разрастание в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;

- экспансия молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;

- нарастание межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.

      Достойно ответить на эти вызовы сможет только педагог,   способный организовать и поддержать самоопределение детей.

      Социальная деятельность классного руководителя должна быть направлена на формирование гражданской идентичности с целью консолидации общества, снижение рисков социально-психологической напряженности в детском коллективе, достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями. 

    Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник, но и педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент.

    Личностно-профессиональное развитие педагога-воспитателя находится в прямой зависимости от самообразования и саморазвития.

    Становление профессионального сознания педагога-воспитателя должно пройти три этапа:

I – рефлексивный анализ, направленность сознания на деятельность, а не на объект.

II – ценностно-смысловое самоопределение педагога как воспитателя.

III – личностно-профессиональное саморазвитие педагога.

    Профессиональная позиция педагога в сфере воспитания – это способ реализации педагогом базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребёнка

Критерии  готовности учителя как воспитателя к реализации требований ФГОС:

  • принятие целей нового образовательного стандарта, изменений;
  •  организация   сотрудничества;
  •  владение способами организации внеурочной образовательной деятельности отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;
  •  владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной  среды школы;
  •   отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;
  •   предоставление школьникам возможности проявления инициативы.

Совершенствование  профессиональной  позиции педагога – воспитателя школы реализуется через различные формы деятельности:

       - самообразование;

       - посещение курсов по ВР;

       - участие в конкурсах методических разработок по ВР на школьном, муниципальном и региональном уровнях;

      - участие в работе секции воспитания и педагогических советов.

     Задачи деятельности педагога как воспитателя  по ФГОС -  формирование здорового образа жизни; формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; защита прав и интересов обучающихся ; организация системной работы с обучающимися в классе; гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; организация социально значимой, творческой деятельности.

     Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно- ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом.

    Функции классного руководителя: 1)  Организационно- координирующие. 2) Коммуникативные . 3) Аналитико- прогностические . 4) Контрольные.

 1.Организационно-координирующие 1. Организационно-координирующие - обеспечение связи ОУ с семьей; установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога ДО); проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся; взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;

 организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организация внеурочной деятельности; стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом; ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, воспитательный план работы классного руководителя).  

2. Коммуникативные: регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.    

3. Аналитико- прогностические: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение состояния и перспектив развития коллектива класса.  

4. Контрольные: Ежедневный контроль за успеваемостью каждого обучающегося,  за посещаемостью учебных занятий обучающимися, контроль за внеурочной деятельностью.

   Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых ФГОС

  Данный материал может быть полезен студентам педагогам-психологам (как будущим специалистам, работающим в школе) для осознания и понимания их деятельности: психологического сопровождения...

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

Темы занятий по психологическому просвещению педагогов начальной школы в условиях внедрения ФГОС

Данный материал является основой, планом создания программы по психологическому просвещению педагогов начальной школы, содержт основные положения программы, показывает логику работы по теме экзистенци...

выступление пед.совет Преемственность при переходе из начального общего образования на основную общую ступень в условиях внедрения ФГОС в общеобразовательном процессе по изобразительной деятельности. Современный урок по ФГОС.

Принципиальным отличием нового стандарта является и то, что во главу угла ставится ребенок, и нам педагогам приходится преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разраба...

Деятельность педагога-психолога в условиях внедрения ФГОС ОВЗ

Введение федерального государственного образовательного стандарта фактически изменило педагогическое образование на психолого-педагогическое, что обозначило необходимость обучения, ориентированного на...

Нестандартная форма логопедических занятий как способ повышения познавательной активности школьников в условиях внедрения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями (сборник "Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды") 2021г

В статье рассматриваются различные формы нестандартных логопедических занятий, описываются характеристики основных видов занятий. На основе проведенных исследований доказывается их эффективность в пов...