Деятельность педагога-психолога в условиях внедрения ФГОС ОВЗ
статья на тему
Введение федерального государственного образовательного стандарта фактически изменило педагогическое образование на психолого-педагогическое, что обозначило необходимость обучения, ориентированного на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_pedagoga-psihologa_v_usloviyah_vnedreniya_fgos_ovz.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность педагога-психолога
в условиях внедрения ФГОС ОВЗ
Введение федерального государственного образовательного стандарта фактически изменило педагогическое образование на психолого-педагогическое, что обозначило необходимость обучения, ориентированного на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
А разве раньше школа и педагоги этого не делали? А что тогда изменилось сейчас? Как изменяется роль педагога-психолога образования в решении задач реализации ФГОС?
ФГОС меняет требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к их структуре и содержанию, а также к условиям их реализации. Наряду с высоким уровнем знаний не менее важной задачей обучения является проблема социализации школьников.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные.
Заложенный в основу стандарта компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу. Смысл такого подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи.
При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.
Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.
В связи с этим перед педагогами-психологами образования возникают новые задачи:
- Разработать систему оценки качества образования, соответствующую новому стандарту.
- В совместном сотрудничестве с учителем оценивать уровень формирования компетенций.
- Вместе с учителем отслеживать формирование надпредметных компетенций учащихся, их личностное развитие и в итоге - уровень их социализации.
- Совместно с педагогом и другими взрослыми обеспечивать контроль за развитием учащихся, давать оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей.
Новые образовательные Стандарты существенно изменили «расстановку сил» всех участников образовательного процесса. Психолог из второстепенного участника должен превратиться в ключевую фигуру. Педагоги, которые работали в ЗУНовской парадигме, занимаясь в основном тренировкой детей, сейчас должны перейти к парадигме развивающей, которая предполагает, в первую очередь, всестороннее развитие ребенка. В рамках этой новой парадигмы педагог-психолог становится фигурой, равновеликой фигуре учителя.
Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, педагог-психолог получает новые обязанности:
- Отвечает за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся;
- Отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям. В том числе в условиях организации инклюзивных процессов в образовании;
- Владеет соответствующими компетенциями построения индивидуальных образовательных траекторий, (знать, как построить эту работу и распределить ответственность между различными участниками образовательного процесса).
Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного пространства в условиях реализации ФГОС предполагают и расширение перечня используемых психолого-педагогических технологий, а именно:
- моделирование и проектирование (образовательного пространства, образовательных маршрутов, индивидуальных траекторий развития);
- экспертиза (оценка соответствия образовательной среды – образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов – поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, уровню психологической компетентности);
- мониторинг (исследование развивающего характера и безопасности образовательной среды; психологический анализ урока; преодоление психолого-педагогических проблем участников образовательного процесса, в том числе диагностика сформированности УУД);
- консилиум (как совместная педагогическая рефлексия решения задач индивидуальной стратегии сопровождения ребенка, определение конкретных путей их решения в условиях специализированного обучения и т.д.);
- Тьюторство (проектирование зоны ближайшего развития, работа с личным интересом – потребностью – учащегося, формирование творческих компетентностей ит.д.);
- адресность (определение характера проблемы; поиск специалиста, способного решить проблему; содействие в установлении контакта со специалистом; подготовка сопроводительной документации; отслеживание результатов взаимодействия);
- информационные технологии (сетевое взаимодействие, веб-сайт ОУ, интерактивные системы информирования, мультимедийные презентации в просветительской и консультативной деятельности, компьютерная психодиагностика).
Кроме того, в обучении средней и старшей ступеней обучения также используются: проектные; исследовательские, дискуссионные технологии, а также педагогика сотрудничества, учебных проблемных ситуаций, проблемного диалога, обучение смысловому чтению, ИКТ-технологии.
Критерии эффективности системы психологического сопровождения.
Критериями эффективности деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС являются:
1. Динамика уровня развития и воспитанности обучающихся.
2. Улучшение адаптационных возможностей; положительная динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы.
3. Рост психологической компетентности педагогов, рост профессионального уровня коллектива, повышение эффективности форм работы с детьми и родителями.
4. Улучшение психологического климата в педагогическом и классных коллективах.
5. Рост профессионального мастерства учителей, изменение характера их затруднений, уменьшение количества затруднений в элементарных психологических вопросах.
6. Сотрудничество, сотворчество всех участников образовательного процесса, демократизм действий с опорой на данные диагностики (мониторинговых исследований) свобода выбора методов и средств обучения.
В новой парадигме психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации; при этом педагог-психолог обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса.
Введение новых образовательных стандартов требует модернизации системы управления школой: важное место в образовательном процессе должно занимать психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разъяснительная и информационная работа.
Психическое здоровье учащихся
В ситуации, когда в ходе образовательного процесса увеличиваются нагрузки на ребенка (не важно, эмоциональные или учебные) субъектами образовательного процесса явно не планируется желание «перегрузить» ребенка, а достичь большей обученности и воспитанности в соответствии с имеющимся федеральным стандартом.
Отсутствие четких и понятных для педагогов критериев максимальной, но в то же время оптимальной нагрузки вызывает необходимость со стороны других «вспомогательных» субъектов образования контролировать состояние ребенка уравнивания эти воздействия с имеющимися у ребенка возможностями.
Создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды предполагает
- психологическое сопровождение детей «группы риска», в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, профессиональная ориентация обучающихся;
- сопровождение педагогов в аттестационный период, проведение профилактических мероприятий с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений;
- размещение стендовой информации по вопросам психологии и оказания психологической помощи различными организациями - проведение организационно-методической работы, анализа результативности и эффективности психологического сопровождения.
Кроме этого в сопровождении образовательного процесса могут присутствовать мероприятия, которые ориентированы на выполнение специального запроса конкретного общеобразовательного учреждения (психологическое сопровождение экспериментальной деятельности и т.д.)
Индивидуализация образовательных маршрутов рассматривается в широком смысле, т.е. от развития одаренности детей до сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Для сохранения психического и физического здоровья, развития их одарённости, педагогу-психологу совместно с педагогическим коллективом необходимо решать задачи по разработке индивидуальных образовательных маршрутов; формированию адекватной самооценки; охране и укреплению физического и психологического здоровья; профилактике неврозов; предупреждению изоляции одаренных детей в группе сверстников; развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.
Для обеспечения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время разработана концепция федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом регулирования настоящего Стандарта обучающихся с ОВЗ являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы.
Стандарт преследует цели:
- обеспечение равенства возможностей для каждого
обучающегося с ОВЗ и создания оптимальных специальных условий для получения качественного образования;
- обеспечение государственных гарантий получения образования обучающимися с ОВЗ;
- обеспечение единства образовательного пространства Российской
Федерации относительно начального школьного образования обучающихся с ОВЗ.
Стандарт является основой для:
- разработки и реализации всех видов образовательных программ - Основной образовательной программы; Адаптированной образовательной программы; Специальной индивидуальной образовательной программы;
- разработки примерных образовательных программ начального школьного образования (далее – Примерные программы);
- разработки нормативов финансового обеспечения реализации Основной образовательной программы; Адаптированной образовательной программы; Специальной индивидуальной образовательной программы;
- формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;
- подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.
Состав группы обучающихся с ОВЗ в настоящее время явно меняется, при этом выделяются два взаимосвязанных процесса. Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжёлыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развёрнутой системы специальных условий обучения и воспитания, что невозможно не учитывать при создании стандарта.
В его разработке должны быть представлены варианты, предусматривающие значительно более низкие в сравнении со здоровыми сверстниками уровни образования. Вместе с тем наряду с «утяжелением» состава обучающихся с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция.
Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ достигает к началу школьного обучения близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.
Существенную роль в таком изменении ситуации играет раннее (на первых годах жизни) выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ, принципиально новых подходов и технологий их обучения.
Часть наиболее «благополучных» детей с ОВЗ «уходят» в общеобразовательное пространство. Однако действующий ФГОС общего образования не предусматривает удовлетворения их особых образовательных потребностей в полном объёме, что в результате ставит под угрозу реализацию права этих детей на получение адекватного их возможностям ипотребностям образования, максимальную реализацию реабилитационного потенциала.
На фоне интеграции/инклюзии части наиболее «благополучных» обучающихся с ОВЗ растёт доля детей со сложной структурой нарушения развития. Эти взаимосвязанные тенденции изменения состава обучающихся являются устойчивыми, вследствие чего встают задачи более точной, чем в настоящее время, дифференциации уровней образования детей с ОВЗ и обеспечения гарантий получения специальной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Достижения в развитии цифровых технологий, отоларингологии, аудиологии, специальной психологии и коррекционной педагогики, согласованные действия специалистов разного профиля в системе междисциплинарной помощи детям с ОВЗ приводят к появлению новых групп обучающихся с ОВЗ - их медицинский и социально-психологический статус меняется на протяжении детства.
Это означает, что Стандарт должен предусматривать и обеспечивать возможность гибкой смены образовательных Программ и условий для получения образования.
Так, в категории лиц с тяжелыми нарушениями слуха выделена в последние десятилетия группа детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации, их число неуклонно растет на современном этапе.
Уникальность ситуации с имплантированными детьми заключается в том, что их социально-психологический статус меняется в процессе постоперационной реабилитации трижды.
До момента подключения речевого процессора ребенок может характеризоваться в соответствии с устоявшимися классификациями как глухой, слабослышащий с тяжелой тугоухостью, оглохший (сохранивший речь или теряющий ее).
После подключения процессора состояние слуха детей уравнивается – все благополучно прооперированные становятся детьми, которые могут ощущать звуки интенсивностью 30-40 дБ, что соответствует легкой тугоухости.
Итак, Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ОВЗ должен учитывать современные тенденции в изменении состава этой группы обучающихся и выступать инструментом решения возникших на практике проблем.
Первый вариант стандарта - А.
Вариант А адресован обучающимся с ОВЗ, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.
Второй вариант стандарта - В
Обучающийся с ОВЗ получает образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным Программам.
Третий вариант стандарта – С
Обучающиеся с ОВЗ получает образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным Программам. Образование в варианте С не сопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстников. В структуре содержания адаптированной основной образовательной Программы «академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, использование адаптированной образовательной Программы, которая при необходимости индивидуализируется.
Четвёртый вариант стандарта – Д
Обучающийся с ОВЗ получает образование, уровень которого определяется его индивидуальными возможностями. При значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. В варианте стандарта Д обязательной и единственно возможной является индивидуальная специальная образовательная Программа.
Обучающийся с ОВЗ находится в среде сверстников с различными ограничениями здоровья, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребёнка. Обязательной является специальная организация всей жизни обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей в условиях образовательной организации и дома.
Требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, её смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Вариант стандарта Д, как и С, предусматривает не только адаптацию ребёнка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.
Представленные четыре варианта стандарта (А, В, С, Д) рассматриваются как интегральные характеристики требований к уровню конечного результата школьного образования, структуре Программ (основной образовательной; адаптированной основной образовательной, специальной индивидуальной образовательной), условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ОВЗ.
Категория детей с ОВЗ | Варианты СФГОС |
Глухие дети | I, II, III, IV |
Слабослышащие дети | I, II, III |
Слепые дети | I, II, III, IV |
Слабовидящие дети | I, II, III |
Дети с речевыми нарушениями | I, II, III |
Дети с двигательными нарушениями | I, II, III, IV |
Дети с задержкой психического развития | I, II, III |
Умственно отсталые дети | III, IV |
Дети с расстройствами аутистического спектра | I, II, III, IV |
Основные задачи деятельности педагога-психолога:
- Создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей учащихся.
- Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
- Проведение диагностических исследований по программе мониторинга требований ФГОС.
- Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
- Участие в развитии и проектировании развивающей образовательной среды школы.
Основные направления деятельности
I. Работа с учащимися и ученическими коллективами
Задачи
- Отслеживание психического развития конкретных детей, уровня сформированности универсальных учебных действий на отдельных возрастных этапах
- Создание условий для реализации возрастных и индивидуально-психологических возможностей учащихся в образовательном процессе.
- Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
- Развитие психологической компетентности учащихся.
- Создание условий для социально-психологического развития ученических коллективов.
Основные виды деятельности
- Психолого-педагогическая диагностика сформированности универсальных учебных действий, участие в мониторинге реализации ФГОС.
- Развивающая работа со всем ученическим коллективом.
- Психологическое обучение и просвещение школьников.
- Коррекционно-развивающая и консультативная работа с отдельными учащимися.
- Диспетчерская работа.
II. Работа психолога с родителями
Задачи
- Повышение уровня психологической компетентности родителей учащихся.
- Включение родителей в процессе решения образовательных и развивающих задач в отношении их ребенка и класса в целом.
Виды деятельности
- Консультирование родителей конкретных учащихся по проблемам воспитания и психологического развития их детей.
- Информирование и просвещение родителей.
- Совместная развивающая работа родителей с детским коллективом.
III. Работа с педагогическим коллективом школы
Задачи
- Совместное решение психолого-педагогических проблем и задач развития учащихся.
- Предоставление педагогам психологической информации о процессе развития отдельных учащихся и ученических коллективов.
- Участие в проектировании и анализе уроков в соответствии с требованиями ФГОС по формированию универсальных учебных действий.
- Анализ и проектирование социально-психологической среды класса, способствующей обучению и развитию учащихся.
- Оказание комплексной помощи ребенку, имеющему трудности в обучении и развитии.
Виды деятельности
- Проектирование и анализ уроков в соответствии с требованиями ФГОС по формированию универсальных учебных действий.
- Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, воспитанием и психологическим развитием учащихся и ученических коллективов.
- Подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов.
- Разработка и реализация совместных программ психолого-педагогической работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом.
- Методическая поддержка работы классного руководителя с учащимися и родителями.
IV. Работа с администрацией
Задачи
- Согласование планов психологической работы с планами работы других структур, программой школы, концепцией развития по реализации требований ФГОС.
- Предоставление психологической информации, необходимой для принятия руководителем обоснованных управленческих решений.
Виды деятельности
- Консультации с администрацией по вопросам деятельности психолога.
- Информирование администрации по психологическим вопросам.
- Совместное планирование.
Необходимая управленческая поддержка деятельности психолога
1. Внесение в план школы диагностических, развивающих и обучающих мероприятий психологической службы (психолога) по реализации ФГОС.
2. Создание условий для реализации сотрудничества педагогов и психологов (организация и поддержка управленческими решениями работы психологических консилиумов, контроль за выполнением решений консилиумов и проведением запланированных психолого-педагогических мероприятий и т.д.).
3. Создание общешкольной концепции сотрудничества с родителями.
4. Создание кабинета психолого-педагогического сопровождения, обеспечение необходимыми материалами и оборудованием для осуществления деятельности педагога-психолога.
5. Получение согласия родителей на проведение диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий с их детьми.
6. Рассмотрение и утверждение планов и программ психологической работы.
7. Обеспечение возможностей для привлечения других специалистов к работе с трудными случаями (логопеда, психоневролога, нейропсихолога, нарколога и т.д.).
8. Предоставление времени для методической работы и обработки данных диагностики.
Методическое обеспечение деятельности психолога
1. Обеспечение психолога диагностическими материалами для проведения скрининговых исследований в классах, работающих в условиях новых ФГОС.
2. Научно-методическое обеспечение диагностики, проводимой психологом в рамках мониторингов образовательных программ и отслеживания результатов собственной деятельности.
4. Обеспечение коррекционно-развивающими программами для организации помощи детям, учащихся в условиях новых ФГОС
5. Обеспечение методической литературой и методическими разработками для просветительской работы с родителями и педагогами.
6. Обеспечение необходимыми методическими материалами для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы (игрушки, развивающие материалы, музыкальное сопровождение и др.).
7. Обеспечение методическими материалами для организации сотрудничества педагогов и психологов школы (консилиумов, совместных психолого-педагогических программ и проектов и т.д.).
Документация
- План работы на год и на каждую четверть (понедельный).
- Журнал со следующими разделами:
- развивающие занятия;
- консультации (отдельно — детей, педагогов и родителей);
- направления к специалистам.
- Программы развивающих занятий и учебных курсов.
- Тематические планы учебных курсов по психологии.
- Справки по итогам мониторингов проводимых мероприятий и реализуемых программ.
- Диагностические карты учащихся и класса.
- Отчет и аналитическая справка по итогам года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.
Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности....
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС НОО II поколения
Проектная деятельность учащихся...
Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых ФГОС
Данный материал может быть полезен студентам педагогам-психологам (как будущим специалистам, работающим в школе) для осознания и понимания их деятельности: психологического сопровождения...
Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...
Деятельность классного руководителя в условиях внедрения ФГОС
деятельность классного руководителя в начальной школе...
Педагогический проект "Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС"
Педагогический проект раскрывает особенности организации проектной деятельности в младшей школе....
Презентация Влияние информационных технологий на проектную деятельность младших школьников в условиях внедрения ФГОС
Главная задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и в достижении нового качества результатов...