Слова приветствия
классный час (2 класс) на тему
Конспект классного часа по программе "Культура речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova_privetstviya.docx | 76.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Мичуринск
Конспект классного часа для 2 класса
по программе: «Культура речи».
крепким могучим
сильным здоровым
Быть
Подготовила и провела:
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 19 с.п.
Полянская Э.Н.
2016 г.
Тема урока: Слова приветствия
Цель урока:
Познакомить детей со словами приветствия, научить правильно употреблять эти слова в речевой практике.
Задачи:
- Выяснить значение и происхождение слов приветствий.
- Развивать умение вести диалог, используя вежливые слова и обращения.
- Воспитывать культуру речи.
- Речевая гимнастика.
Упражнение № 1.
Сели правильно, красиво. Улыбнулись. Вдохнули-выдохнули. (3-4 раза) Упражнение № 2. Раз - два - три - четыре - пять .Приподнялись,
Чуть присели и соседа не задели.
- Сообщение темы и целей занятия.
- Доскажи словечко.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого ...
(спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит ...
(добрый день)
Ребенок вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, ...
(здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости
Говорим: Простите, ...
(пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят ...
(до свидания)
- Ребята, о чём мы сегодня с вами поговорим? А теперь послушайте стихотворение и скажите, о каких именно вежливых словах пойдёт речь?
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
«Доброе утро!»-
Солнцу и птицам.
«Доброе утро!»-
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
- Сегодня мы с вами вспомним «волшебные слова». Слова приветствия.
- Беседа по теме занятия.
- Какие из них вы знаете? (Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Здравствуйте! И т. д.)
«Здравствуйте!» — Это слово одно из первых и у тебя и у меня. Ты услышал его сразу, как только начал жить и говорить. Нет дня, чтобы человек не произнес его. Проснулся, открыл глаза: «Здравствуйте! Доброе утро!» Так на земле начинается день.
«Здравствуйте!» Кажется на первый взгляд, какое оно простое и самое обыкновенное слово. А какое оно солнечное! И сколько радости, света несет в себе! В нем все: и тепло, и встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья.
«Здравствуйте!» — говорят люди. Одно только здравствуйте! — а на лицах улыбки, и беседа дружней.
- Слово «здравствуйте» от какого слова образовано?
- Здравствуйте — от слова ЗДОРОВЬЕ, то же, что БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ. Это одно из слов приветствия.
- Как вы понимаете значение слова «приветствовать»? (Значит обращаться к кому-то при встрече.)
- Запишите слово ЗДРАВСТВУЙТЕ в тетрадь.
Это интересно!
- Слово «здравствуйте» — очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими как дерево, дуб, например. И теперь, когда мы произносим это слово, желаем человеку быть здоровым, крепким, сильным.
На доске рисунок дерева:
Добрые слова
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
« С добрым утром!»— я кричу.
«Добрый день!»— кричу я вслед
Всем, идущим на обед.
«Добрый вечер!»- отвечаю
Всем собравшимся за чаем.
О. Дриз.
- Какие слова-приветствия прозвучали в этом стихотворении?
- Атеперь послушайте стихотворение Раима Фархади и подумайте, как его можно озаглавить.
Добрые слова
Я хочу на зорьке встать,
Солнце первым повстречать,
Крикнуть: - С добрым утром, Солнце!
И оно мне улыбнется!
Сразу станет мир светлей,
Зашумят листвой деревья,
Звонче запоет ручей,
Зорче будет взгляд, добрее.
Дерево мне дарит тень.
Говорю я: Добрый день!
Дереву тому, как другу.
Ветерок подул опять
Над полями возле речки...
- Добрый ветер! Добрый вечер!
Перед сном смотрю в окно—
Сколько звезд— светящих точек!
Было бы без них темно.
Им скажу я: - Доброй ночи!
-Что общего в стихотворениях О. Дриз и Р. Фархади? (Они—о добрых словах.)
- Какое настроение было у авторов? Докажите.
- Почему-то никак не получается быть вежливым у Петруся из стихотворения И. Кульской «Невежливая вежливость».
Обещал отцу Петрусь
- Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить!
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит— утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал,
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок.
Нес вожатый гору книг,
А Петро с ограды— прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер!
- Ты,— вожатый закричал,
- И невежа, и нахал.
Петя очень удивлён:
- Разве был невежлив он?
- Какие вежливые слова произносил Петя?
-Почему стихотворение называется «Невежливая вежливость».
- Что бы вы посоветовали Петрусю?
- Какими словами и как он должен был вам ответить?
- А каким словом вы закончите разговор?
Составление диалога.
- Вы идете в гости и по дороге встречаетесь с приятелем. Какой разговор между вами мог бы произойти. Давайте составим диалог и разыграем эту сценку.
- Здравствуй, Петя! Рад тебя видеть!
- Привет, Саша, я тоже очень рад нашей встрече.
- Как идут твои дела?
- Отлично! А ты как поживаешь? Что такой нарядный?
- Хорошо. Я иду в гости.
- Ну, до свидания. Будь здоров!
- Пока. Всего хорошего.
- Кто должен поздороваться первым?
а)Мальчик или девочка;
б)Бабушка, сидящая на скамейке, или девочка, проходящая мимо;
в)Ученица или учитель.
Учитель пишет на доске (или вывешивает заранее подготовленные) фразы:
4. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
На доске слова:
Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Привет! Салют!
Рад вас видеть!
Как вы поживаете? и т.д.
- Дети! Постарайтесь ответить:
а) Какие слова употребляют, приветствуя друг друга?
б) С какими из них обращаются к любому собеседнику?
в) Только близкому знакомому?
г) Как говорят, желая подчеркнуть особенно хорошее расположение к собеседнику?
Помни:
а) Куда бы ты ни пришел: в гости, в школу, в учреждение — здоровайся первым.
б) Сидя не здороваются — нужно вставать.
в) Если ты идешь со старшими и они здороваются с кем-нибудь, ты должен поздороваться тоже.
г) Первым не протягивай руку старшим, жди, когда они подадут тебе руку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: СЛОВА ПРИВЕТСТВИЯ. ОТРАБОТКА ПОРЯДКА ДЕЙСТВИЙ ПРИ СПИСЫВАНИИ
Педагогические задачи: создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить письму предложений с соблюдением гигиенических норм; способствовать усв...
Конспект занятия элективного курса "Речевой этикет" во 2 классе по теме "Слова-приветствия"
Конспект занятия элективного курса "Речевой этикет" во 2 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Слова-приветствия"...
Конспект урока русского языка в 1 классе Тема: Речевой этикет: слова приветствия. Отработка порядка действий при списывании.
Речевой этикет: слова приветствия. Отработка порядка действий при списывании....
Конспект урока в 1 классе по Русскому языку - «Речевой этикет: слова приветствия, прощения, извинения»
Создание условий для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.Планируемые достижения:...
Урок "Речевой этикет: слова-приветствия. Интонация предложение: восклицательный знак в конце предложения"
Разработка урока русского языка.Тема урока: «Речевой этикет: слова-приветствия. Интонация предложений; восклицательный знак в конце предложений ».1 класс....
Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Речевой этикет слова приветствия, прощания, извинения»
Данная технологическая карта урока русского языка 1 классе по теме «Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения» разработана к учебнику УМК «Началь...
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения".
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения"....