Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям "Удивительный мир слов"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая прграмма по коррекционно-развивающим занятиям "Удивительный мир слов" для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_4_klass_udiv_mir_slov.docx | 326.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Удивительный мир слов» (автор Л.В.Петленко, В.Ю. Романова. Занятия направлены на выполнение миссии школы: «Способствовать становлению личности, готовой самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способной к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способной учиться всю жизнь, адаптироваться к быстро меняющимся условиям» по направлению «Духовно – нравственное воспитание школьников».
Деятельность уч-ся, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
Общая характеристика
«Удивительный мир слов» — курс для младших школьников, в содержании которого
рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников.
Программа рассчитана на 34 часа в год, с проведением занятий один раз в неделю продолжительность 40 минут.
Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания
Важными ориентирами содержания являются:
—развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
—формирование представлений о языке как универсальной ценности;
—изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
—развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
—развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы .
В процессе изучения данных занятий ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания
букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Особенности содержания обучения.
В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание занятий строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
—уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Содержание программы
Мир полон звуков
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
Универсальные учебные действия:
—участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- анализировать информацию, представленную на рисунке;
—сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
—наблюдать за функцией и ударением в слове;
—контролировать правильность постановки ударения в словах;
—осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);
—находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):
—разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
—игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;
—проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
—мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».
Азбука, прошедшая сквозь века
Солунские братья.
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел.
Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё».
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Универсальные учебные действия:
—сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;
—интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;
—наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.
Практическая и игровая деятельность:
—чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
- экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
—конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);
—рисование: «Весёлая буква Ё».
Всему название дано
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Универсальные учебные действия:
—формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
—составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
—осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
—воспринимать на слух и понимать информационный текст;
—сравнивать толкование слова в различных словарях;
—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
Практическая и игровая деятельность:
—игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
—мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;
—проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;
—конкурс «Придумываем название для новых конфет».
Как делаются слова
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов.
Корень — главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса.
Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с помощью приставки.
Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием«моделей» частей слова.
Универсальные учебные действия:
—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
—самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
—наблюдать образование слов в русском языке;
—анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;
—анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;
—наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение(происхождение) слова;
—группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);
—взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
—находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Практическая и игровая деятельность:
—игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;
—лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
—конструирование слов по словообразовательным моделям;
—проект «Как конфеты получают свои названия».
Секреты правильной речи
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
Универсальные учебные действия:
—наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
—выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
—различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
—оценивать уместность использования слов в тексте;
—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
—соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
Практическая и игровая деятельность:
—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его»,«Закончи пословицы»;
—решение кроссвордов;
—составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;
—составление шуточных рассказов и стихов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема урока | ДАТА | Основное содержание | Характеристика деятельности учащихся. | Примечание | ||||
план | факт | ||||||||
Мир полон звуков (6 ч) | |||||||||
1 | Звуки вокруг нас. | 03.09 | Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим. Для чего служит человеческая речь? Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл? Такие разные гласные и согласные. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | |||||
2 | Фабрика речи. | 10.09 | Сравнивать произношение гласных и согласных звуков; наблюдать за функцией и ударением в слове; | ||||||
3 | Бессмыслица + бессмыслица = смысл. | 17.09 | Анализировать информацию, представленную на рисунке; мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?». | ||||||
4 | Полоса препятствий. | 24.09 | |||||||
5 | Рисуем звуками. | 01.10 | |||||||
6 | Трудности словесного ударения. | 08.10 | Контролировать правильность постановки ударения в словах; проект «Как я говорил, когда был маленьким». | . | |||||
Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч) | |||||||||
7 | Буквы старые и новые. | 15.10 | Солунские братья. Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки. Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы. | Сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы; чтение р.н.сказок | |||||
8 | Так считали наши предки. | 22.10 | Интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности. чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы. | ||||||
9 | Страницы древних книг. | 05.11 | Наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов. | ||||||
10 | Живая и весёлая буква алфавита. | 12.11 | Наблюдать использование строчных и прописных букв. Конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки). | ||||||
11 | Загадки русской графики. | 19.11 | Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы. | Сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; рисование: «Весёлая буква Ё». | |||||
Всему название дано (5 ч) | |||||||||
12 | Рождение языка. | 26.11 | Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? О чём может рассказать слово «борщ»? Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь великорусского языка» В.И. Даля. | Формулировать собственное мнение, аргументировать его, игра: «Найди слово». Игра:«Отгадай по признакам» | |||||
13 | Сколько слов в языке? | 03.12 | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания. Игра:«Отгадай по признакам» | ||||||
14 | Имена, имена, имена… | 10.12 | Составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств. | ||||||
15 | Увлекательные истории о самых простых вещах. | 17.12 | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания. Мини -сочинение «Я – сын, ученик, спортсмен…». | ||||||
16 | Словари — сокровищница языка. | 24.12 | Сравнивать толкование слова в различных словарях; конкурс «Придумываем название для новых конфет». | ||||||
Как делаются слова. (7ч) | |||||||||
17 | «Дальние родственники». | 14.01 | История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов. Слова производные и непроизводные. Словообразовательные связи слов. Корень – главная часть слова. Группы однокоренных слов. Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова. | Анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными; игра «Что раньше, что потом». | |||||
18 | Слова «готовые» и «сделанные». | 21.01 | Моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; игра «Словообразовательное домино». | ||||||
19 | Есть ли «родители» у слов? | 28.01 | Анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными. Игра «Найди родственное слово» | ||||||
20 | Внимание, корень! | 04.02 | Наблюдать образование слов в русском языке лингвистический эксперимент «Свойства корня». | ||||||
21 | Такие разные суффиксы. | 11.02 | Наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова. Игра «Весёлые превращения». | ||||||
22 | Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? | 18.02 | Наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова. | ||||||
23 | Что нам стоит слово построить? | 25.02 | Механизм образования слов с помощью приставки.. | Проект «Как конфеты получают свои названия». |
| ||||
Секреты правильной речи(11ч) | |||||||||
24 | Словарное богатство русского языка. | 04.03 | Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов. Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении. Многозначные слова. «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары. Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные. История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы. | Наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; игра «Не повторяться». | |||||
25 | Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик». | 11.03 | Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. Составление шуточных рассказов и стихов. | ||||||
26 | Выбираем точное слово. | 18.03 | Наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; игра «Объясни слово, не называя его». | ||||||
27 | Одно или много? | 01.04 | Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы». | ||||||
28 | Когда у слов много общего? | 08.04 | наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах. Составление шуточных рассказов и стихов. | ||||||
29 | Когда значения спорят? | 15.04 | различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте. Решение кроссвордов. | ||||||
30 | Слова одинаковые, но разные. | 22.04 | Наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю. составление мини-словариков: «Собираю антонимы». | ||||||
31 | Слова одинаковые, но разные. | 29.04 | Различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Игра «Закончи пословицы». | ||||||
32 | «Местные жители» и «иностранцы». | 06.05 | Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника. | ||||||
33 | Как рождаются фразеологизмы? | 13.05 | Наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текста. | ||||||
34 | Выбор фразеологизма в речи. | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий для ребёнка с ОВЗ по типу 5.1
Методика предусматривает проведение занятий в индивидуальной форме. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю 30-35 минут в 1 классе.Данная программа заключается в том, чт...
Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по математике для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа создана для учащихся с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Математика" (М.И. Моро, 2016). УМК "школа России"...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно -развивающих занятий по русскому языку для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "русский язык" во 2 классе ( УМК Школа России, уч. В.П. Канакина, 2016 г.)...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по литературному чтению для детей c ОВЗ, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Литературное чтение" -2 класс (УМК Школа России, уч. Л.Ф.Климанова, 2016 г.)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса коррекционно – развивающейся области «ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства дет...
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов
Данная программа является адаптированным вариантом для детей имеющих сложную структуру дефекта программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащ...