Рабочая программа внеурочной деятельности в клубе «Удивительный мир слов»
рабочая программа (1 класс) на тему

Негай Гаянэ Врежевна

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю.Романовой "Удивительный мир слов" (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.В. Виноградовой; " Начальная школа XIX века»; Вентана-Граф, Москва, 2011г.), в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_mir_slov.docx92.28 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей

поселка городского типа Афипского

муниципального образования Северский район Краснодарского края

УТВЕРЖДЕНО

 решение педагогического совета

 протокол № 1

 от    __  августа  2014  года

 Председатель педагогического  совета

 ________________                    ___________

  подпись руководителя ОУ           Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности в клубе «Удивительный мир слов»

                                                                   

Ступень обучения (класс )                     начальное общее  образование (2 класс)

Количество часов   34                            Уровень   базовый

Составила                                                Негай Г. В.

Продолжительность освоения – 3 года

Возрастной диапазон начала освоения программы – 8-10 лет

Направление - общеинтеллектуальное       

Программа разработана на основе   программ внеурочной деятельности : 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-

Граф, 2011


       

Пояснительная записка

            Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю.Романовой "Удивительный мир слов" (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.В. Виноградовой; " Начальная школа XIX века»; Вентана-Граф, Москва, 2011г.), в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Цели обучения.

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

Структура программы. Программа включает три раздела:

— пояснительная записка;

— основное содержание факультатива;

— тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждого раздела.

Общая характеристика факультатива. «Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Место факультатива в учебном плане. Изучение факультатива целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 34 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе).

Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания факультатива. Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:

— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

—формирование представлений о языке как универсальной ценности;

— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту

и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Особенности содержания обучения. Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

Формы, методы, технологии обучения        Содержание внеурочной деятельности строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение  курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.       Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и   деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

Личностные,  метапредметные (компетентностные),  предметные результаты внеурочной деятельности.

Личностные результаты

     У обучающегося будут сформированы:_ учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; - мотивация для углублённого изучения курса русского языка -_ умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; _ понимание причин успеха в учебной деятельности; _ умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

Обучающийся получит возможность для формирования: _ выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; _ устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; _ адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; _ осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им.

Метапредметные  результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:  - планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели; - понимать смысл инструкции учителя; - осуществлять взаимный контроль; -  проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности -  оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

       Обучающийся получит возможность научиться: -  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

 - искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.

Познавательные универсальные учебные действия:

     Обучающийся научится: - устанавливать причинно-следственные связи; - выбирать основания  и критерии для сравнения,  классификации объектов; - искать, анализировать информацию;  - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях; – понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; – обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    Обучающийся получит возможность научиться: - добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; – в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения  задач. – под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно; - строить логические цепи рассуждений. 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится: – договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов; – строить понятные для партнера высказывания;

– контролировать действия партнеров в совместной деятельности; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; – проявлять инициативу в коллективных работах.

Обучающийся получит возможность научиться: – следить за действиями других участников совместной деятельности; – принимать другое мнение и позицию; – строить понятные для партнера высказывания. - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Предметные результаты

- сравнивать произношение гласных и согласных звуков; — наблюдать за функцией и ударением в слове; — контролировать правильность постановки ударения в словах - наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; — выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи; — различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; —подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; — оценивать уместность использования слов в тексте; -анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов; — анализировать значение и строение слова и на основании анализа  делать вывод о том, являются ли слова родственными —наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах; —соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника; —самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях.

Формы, средства проверки, способы оценки результатов обучения

    Надо помнить, что задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер.      Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

   В курсе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний: самоконтроль, взаимоконтроль в процессе  отработки, обучающий контроль – в системе обучающих самостоятельных и творческих работ, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

         Обоснование УМК

     Внеурочная деятельность направлена на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

1. С.В. Иванова,  М.И. Кузнецова Русский язык: методическое пособие: 2 класс С.В. Иванова,  М.И. Кузнецова. – 3–е изд., доп. М.:  Вентана – Граф, 2011. – 240 с.

2. С.В. Иванова,  М.И. Кузнецова  Русский язык в начальной школе. Контрольные работы, тесты,  диктанты, тесты диагностические задания. 1-4 классы. Пособие для учителя : в 2-х ч. – М.:  Вентана – Граф, 2013. – 176 с.

3. Кузнецова М.И. Пишем грамотно. Рабочие тетради в 2 –х частях. Вентана-Граф, Москва, 2014г.

Содержание программы

2 класс

Разделы

Универсальные учебные действия:

Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):

Кол-во часов

1

Мир полон звуков. Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим. Для чего служит человеческая речь? Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл? Такие разные гласные и согласные. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов.

— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

— анализировать информацию, представленную на рисунке;

— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

— наблюдать за функцией и ударением в слове;

— контролировать правильность постановки ударения в словах;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

— разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

— игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

— проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

— мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

6  ч

2

Азбука, прошедшая сквозь века.  Солунские братья. Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки. Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы.

— сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

— интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

— наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

— чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

— конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

— рисование: «Весёлая буква Ё».

5 ч

3

Всему название дано. Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? О чём может рассказать слово «борщ»? Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

— воспринимать на слух и понимать информационный текст;

— сравнивать толкование слова в различных словарях;

—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

— игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

— мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;

— проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

— конкурс «Придумываем название для новых конфет».

5 ч

4

Как делаются слова. История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов. Слова производные и непроизводные. Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов. Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.

—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

— самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

— наблюдать образование слов в русском языке;

— анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

— анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

— игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

— лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

— конструирование слов по словообразовательным моделям;

— проект «Как конфеты получают свои названия».

7 ч

5

Секреты правильной речи. Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов. Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов. Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении. Многозначные слова. «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные. История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

— наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

— различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

— оценивать уместность использования слов в тексте;

—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

—соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;

— решение кроссвордов;

— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

— составление шуточных рассказов и стихов.

11 ч

Итого

34 ч

3 класс

Разделы

Универсальные учебные действия:

Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):

Кол-во часов

1

Из истории языка

Устаревшие слова.

Почему слова устаревают.

Значения устаревших слов.

Использование устаревших слов в современном языке.

Старые и новые значения.

Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре.

Как появляются новые слова.

— наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;

— уточнять значение слова по толковому словарю;

— сравнивать толкование слова в различных словарях;

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;

—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой);

— проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье);

— игра «В музее слов»;

— проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова».

2 ч

2

Загадки простого предложения

Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов.

Интонация предложения. Логическое ударение.

Зачем нужны второстепенные члены предложения.

Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов.

Описание предметов в художественных текстах.

Внешность и характер в портретах мастеров слова.

Распространение простого предложения с помощью обстоятельств.

Когда необходимы обстоятельства.

Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах.

Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).

Однородные члены предложения. Распространение предложения с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными?

Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов  предложения.

Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов?

Знаки препинания при однородных членах.

—наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;

— устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;

— наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения;

— исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;

— осуществлять учебное сотрудничество;

— контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;

— составлять письменное высказывание по предложенному образцу;

— оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;

— оценивать положительные качества личности одноклассников;

— создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект «Безопасный маршрут»);

— сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;

— работать с информацией, представленной в виде модели;

— соотносить схемы предложений с их моделями;

— анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа

место постановки запятой.

— лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?», «Как можно перестроить предложение, чтобы выразить все возможные для него смысловые оттенки»; инсценировка диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения;

— творческая работа над сочинением-описанием «Любимая ёлочная игрушка», «Мамин портрет»;

— игры: «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника), «Отгадай предмет по описанию», «Чепуха»;

— проект «Безопасный маршрут»;

— творческая работа «Приглашение на праздник»;

— конкурс «Самый длинный однородный ряд»;

—конструирование предложений с однородными членами по моделям;

— игры: «Поставь на место запятую», «Составь предложение по схеме», «Повтори и продолжи».

9 ч

3

Лабиринты грамматики

Слово в грамматике.

Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

— наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;

— на основе наблюдения форм имён существительных в текстах строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;

— воспринимать на слух и понимать информационный текст;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;

— самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;

— осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

— игры: «Наоборот», «Кто больше»;

— проекты: «Что рассказали падежи о себе», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».

2 ч

4

О существительных по существу

Почему изучение грамматики начинается с имени существительного.

От чего зависит род имени существительного.

Употребление в речи существительных общего рода.

Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе.

Как определить число несклоняемых существительных.

Всегда ли существительные имели только два числа?

Для чего существительные изменяются по падежам?

История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»).

Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий.

Значение имён.

12 ч

5

Такие разные признаки предметов

Значение имён прилагательных.

Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных.

Как в старину использовали прилагательные в обращениях.

Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения.

Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных.

Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения.

Значение относительных прилагательных.

Что называют притяжательные прилагательные.

Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…).

Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.

— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

— анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных;

—контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;

—выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства;

—осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках;

—составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме;

—самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;

— осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;

—контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

— проект «Значения цветовых прилагательных»;

— игры: «Сделай комплимент», «Строим дом»;

— викторина «Самый-самый»;

— игра-соревнование «Подбери словечко».

9 ч

Итого

34 ч

4 класс

Разделы

Универсальные учебные действия:

Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):

Кол-во часов

1

Поиграем со звуками, словами и предложениями

Фонетические и графические правила и закономерности.

Слово, его значение и лексические нормы.

Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.

— фонетические и графические задачи;

— игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;

— решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;

— игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;

— шутливые лингвистические вопросы;

—отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.

7 ч

2

Пора действовать!

Глагол в языке и речи.

Особенности текста-повествования и текста-описания.

Видовые пары глаголов, их значение.

Глаголы в личной форме.

Повествование от первого и третьего лица.

Использование временнќх форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.

Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.

О чём может рассказать личная форма глагола.

Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.

Форма условного наклонения глагола.

Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.

Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.

Использование глаголов в прямом и переносном значении.

Художественное олицетворение.

Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Глаголы в пословицах и загадках.

Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.

— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;

— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,

контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

—составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;

—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

—лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;

—игра «Меняемся ролями»;

—творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;

—ролевая игра «Просить или приказывать?»;

—составление загадок с помощью глаголов;

—игра-соревнование «Орфографический поединок».

14 ч

3

Числа и слова

Как используются числительные в речи.

Обозначение дат и времени с помощью числительных.

Числительные во фразеологизмах и пословицах.

Нормы употребления имён числительных.

Исправление речевых ошибок.

—наблюдать использование числительных в речи;

—воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

—находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;

—выступать перед одноклассниками;

—соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.

—проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;

—викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».

5 ч

4

Прочные связи

Как связаны слова в словосочетании.

Словосочетания свободные и связанные.

Словосочетания с типом связи согласование.

Слова каких частей речи могут согласовываться.

Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.

Сочетаемость слов.

Словосочетания с типом связи управление.

Слова каких частей речи имеют «способность управлять».

Трудности в выборе формы слова при управлении.

Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.

Словосочетания с типом связи примыкание.

—наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

—проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;

—наблюдать особенности различных словосочетаний;

—сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);

—создавать устное высказывание на предложенную тему;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

—игра «Словосочетания в пазлах»;

—ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;

—конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);

—творческая работа «Путешествие туда и обратно»;

—итоговый конкурс «Любимые игры со словами».

7 ч

5

Любимые игры со словами

1 ч

Итого

34 ч

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения образовательного процесса

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Для учителя

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М –во образования и науки Рос. Федерации. М. :Просвещение, /2011

1

Программа курса «Удивительный мир слов». Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией /Н.В.Виноградовой;  «Начальная школа XIX века». /Л.В.Петленко, В.Ю. Романова /М.: Вентана-Граф/ 2011

1

Русский язык: методическое пособие: 2 класс. С.В. Иванов,  М.И. Кузнецова М.: Вентана-Граф 2013

1

Русский язык в начальной школе. Контрольные работы, тесты,  диктанты, тесты диагностические задания. 1-4 классы. Пособие для учителя : в 2-х ч. С.В. Иванов,  М.И. Кузнецова М.: Вентана-Граф 2013

1

Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы.Вып.2 М. Анохина Волгоград: Учитель, 2007

1

Русский язык.2-4 классы: сочинения и изложения Г.Т. Дьячкова Волгоград:Учитель2008

1

Дидактические карточки-задания по русскому языку: для 2класса Е.А. Нефодова М.: Астрель: АСТ 2009

1

Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э. Ярославль 1998

1

Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.  Тарабарина Т.И. Ярославль: Академия развития, 2007

1

Былины, старины, старинки… Начальная школа1998

1

Кто я? Беседы с мудрецами в кругу семьи:, , Н.Н.Светловская Начальная школа1999

1

Культура общения. Книга для учащихся 2 класса. Н.А. Лемяскина Воронеж2005

1

Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006

1

Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

1

Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005

1

Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО

1

Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990

1

Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007

1

Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000

1

Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007

1

Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005

1

Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964

1

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012

1

Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988

1

Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2004

1

Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007

1

Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007

1

Для учащихся

Пишем грамотно. Рабочие тетради в 2 –х частях. /М.И. Кузнецова/ М.: Вентана-Граф/2014

4

Орфографический словарь: для учащихся  1-4 классов. С необходимыми пояснениями Н.Г.Кушакова Волгоград: Учитель2003

3

Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся М.С.Лапатухина Под ред. Ф.П.Филина М.:Просвещение1981

1

2.Печатные пособия

1

Журнал “Начальная школа”

1

Журнал «Духовно-нравственное воспитание»

1

Журнал «Воспитание школьников»

1

Журнал “Народное образование”

1

Журнал «Учитель»

1

Газета «Первое сентября»

1

3.Технические средства обучения

Демонстрационная панель с набором  приспособлений для крепления таблиц и карт.

1

Магнитная доска

1

Экспозиционный экран

1

Мультимедийный проектор

1

Персональный компьютер для учителя

1

Персональный компьютер для учеников

28

4.Экранно-звуковые пособия

Мультимедийный проектор

1

Персональный компьютер

1

Интерактивная доска Smart

1

5.Игры и игрушки

«Диктор» (произнесение скороговорок),

«Наборщик»

«Превращение слов»

«Волшебный квадрат»

«Слоговой аукцион»

 «Найди слово»

«Отгадай по признакам»

«Что раньше, что потом»

«Словообразовательное лото»

«Словообразовательное домино»

«Найди пару»

«Четвёртый лишний»

«Весёлые превращения»

«Найди родственное слово»

 «Табу»,

«Не повторяться»

«Объясни слово, не называя его»

«Закончи пословицы»;

Оборудование класса

Ученические столы двухместные

15

Стол учительский

1

Шкафы для хранения одежды и обуви

2

Шкафы для хранения школьных пособий

2

Тумба для таблиц

1

Доска настенная для вывешивания иллюстративного материала

1


Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности в клубе «Удивительный мир слов»

2 класс

Тема урока

Элементы основного содержания (дидактические единицы в соответствии с примерной программой)

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерители

Дата

Оборудование

По плану

По факту

Мир полон звуков (6 ч)

1

Звуки вокруг нас.

Отличие  звуков речи от других звуков, которые мы слышим.

Знать отличие  звуков речи от других звуков, которые мы слышим.

Проекты Игра «Звуки бывают разные…»

2

Фабрика речи.

Для чего служит человеческая речь? Как устроен речевой аппарат? Формировать представление, что такое правильная речь.

Знать: правильная речь - это речь без ошибок

Уметь говорить по правилам, которые есть в русском языке.

Текущий Проекты

3

Звуки и слова.

 Связаны ли между собой звуки и смысл?

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать

собственное мнение и аргументировать его

—игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»

4

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Уметь сравнивать произношение гласных и согласных звуков

Текущий Как я говорил, когда был маленьким

5

Такие разные гласные и согласные.

Различать звуки и буквы: звуки речи гласные и согласные, ударные и безударные, согласные звонкие и глухие, парные, непарные

Знать  звуки речи гласные и согласные, ударные и безударные, согласные звонкие и глухие, парные, непарные

Уметь обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков на письме.

мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?

6

Правильное ударение и произношение слов.

Повторить умение выделять ударный слог. Трудности словесного ударения.

Наблюдать за функцией и ударением в слове. Уметь распознавать буквы ударных и безударных гласных в словах.

взаимный контроль

Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)

7

Кириллица, название букв древней азбуки.

экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности)

Знать древние памятники письменности

Текущий

8

Как появились буквы современного русского алфавита.

Буквы современного русского алфавита.  Как появилась буква «Ё».

Знать  буквы алфавита

Уметь писать буквы русского алфавита

рисование «Весёлая буква Ё».

9

Буквы старые и новые.

Сравнение кириллицы и современного алфавита.

Использование букв алфавита для обозначения чисел

Сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов

 чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы 

10

Особенности древнерусского письма

Оформление красной строки

и заставок, слов и предложений

Уметь оформлять красную строку при письме

конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для

красной строки)

11

Строчные и прописные буквы.

Особенности использования букв.

Наблюдать использование строчных и прописных букв.

Уметь писать прописные буквы в словах

Текущий

Всему название дано (5 ч)

12

Рождение языка.

Как возникла наша письменность. Рисуночное письмо.

Знать, как возникла письменность

Текущий

13

Сколько слов в языке?

Какие слова появились первыми.

Звукоподражательные слова у разных народов.

Формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении

проблемы

Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»

14

Имена, имена, имена…

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира?

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания

проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»

15

Увлекательные истории о самых простых вещах.

Лексическое богатство языка.

О чём может рассказать слово «борщ»?

Уметь объяснять лексическое значение слова

конкурс «Придумываем название для новых конфет»

16

Словари — сокровищница языка.

Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Знать: основные приёмы поиска нужного слова.

Уметь: определять значения незнакомых слов; устанавливать с помощью контекста и толкового словаря.

Текущий

Как делаются слова (7 ч)

17

История происхождения слов.

Поиск информации о происхождении слов.

Объяснять значение

(происхождение) слова;

Тематический

18

Слова производные и непроизводные

Словообразовательные связи слов. Слова «готовые» и «сделанные».

Наблюдать образование слов в русском языке

игра «Что раньше, что потом»

19

Корень — главная часть слова.

Знакомство с основной частью слова – корень.

Характеризовать корень как главную, обязательную часть слова.

Тематический

20

Группы однокоренных слов.

Понятие: родственные – однокоренные слова.

Уметь анализировать значение и строение слова и на основании анализа

делать вывод о том, являются ли слова родственными

Игра «Найди родственное слово»

21

 Такие разные суффиксы.

Механизм образования слов с помощью суффикса.

Наблюдать значения суффиксов

Текущий

22

Образование слов с помощью приставки.

Механизм образования слов с помощью приставки.

Наблюдать значения приставок

Тематический

23

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием

«моделей» частей слова.

Конструирование слов по словообразовательным моделям.

Уметь группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования)

Игры: «Словообразовательное лото»,

«Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний»,

«Весёлые превращения

Секреты правильной речи (11 ч)

24

Слово и его значение.

Отрабатывать умение самостоятельно толковать значение слова.

Знать: толкование слов

Уметь:  уточнять значение  слова по словарю

игра «Объясни слово, не называя его»

25

Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов.

Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов.

Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения

коммуникативной задачи

Тематический

26

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

Исправление ошибок в словоупотреблении

Наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю

Текущий

27

Многозначные слова.

Познакомить с однозначными и многозначными словами.

Наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова

по толковому словарю

Текущий

28

«Очеловечивание» мира

Употребление слов в прямом и переносном   значении

Уметь различать употребление в тексте слов в прямом и переносном  значении.

Текущий

29

Синонимы.

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.

Уметь подбирать синонимы для устранения повторов в тексте

составление мини-словарика«Собираю синонимы

30

Антонимы.

Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Уметь подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их

сравнении

составление мини-словарика: «Собираю

антонимы», 

31

Омонимы и их многообразие.

 Использование омонимов в речи.

Наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты

их использования.

Текущий

32

Слова исконно русские и заимствованные.

«Местные жители» и «иностранцы».

Находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках

Текущий

33

История возникновения фразеологизмов.

Познакомить с устойчивыми сочетаниями слов- фразеологизмами

Знать:  значения устойчивых и свободных сочетаний слов

Уметь: расширять словарный запас учащихся.

Текущий Игры «Не ошибись», «Продолжи фразеологизм»

34

Выбор фразеологизма в речи.

Наблюдать за значением и использованием фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

Знать: значения устойчивых и свободных сочетаний слов.

Уметь: сравнивать фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов

составление мини-словарика «Собираю фразеологизмы»


Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности в клубе «Удивительный мир слов»

3 класс

Тема урока

Элементы основного содержания (дидактические единицы в соответствии с примерной программой)

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерители

Дата

Оборудование

По плану

По факту

Из истории языка (2 ч)

Старые и новые слова в языке.

Сокровища бабушкиного сундука.

Загадки простого предложения (9 ч)

«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении.

Важные мелочи.

Требуется определение.

Требуется определение.

Важные обстоятельства.

Важные обстоятельства.

Необходимо дополнить.

«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж».

Стройтесь в ряд! Запятые, по местам!

Лабиринты грамматики (2 ч)

Слово в грамматике.

Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика.

О существительных по существу (12 ч)

«Лебедь белая плывёт».

Может ли род быть общим?

Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?

Как быть, если нет окончания?

Один, два, много.

Почему именительный падеж назвали именительным?

Как «работает» родительный падеж?

«Щедрый» падеж.

Винительный падеж — великий маскировщик.

Падеж-работяга.

Любимая «работа» предложного падежа.

Кому принадлежат имена собственные?

Такие разные признаки предметов (8 ч)

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах.

«Красны девицы» и «добры молодцы».

Всё познаётся в сравнении.

Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем.

Что из чего и для чего?

Что кому принадлежит?

Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных.

«Крокодиловы слёзы».

Итоговое занятие.


Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности в клубе «Удивительный мир слов»

4 класс

Тема урока

Элементы основного содержания (дидактические единицы в соответствии с примерной программой)

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерители

Дата

Оборудование

По плану

По факту

Поиграем со звуками, словами и предложениями (7 ч)

Смотрю, говорю, слушаю.

Смотрю, говорю, слушаю.

Лексические загадки.

Лексические загадки.

Словесный конструктор.

Занимательная грамматика.

Занимательная грамматика.

Пора действовать! (14 ч)

Для чего нужны глаголы?

Для чего нужны глаголы?

Делать и сделать — не одно и то же.

Меняемся ролями.

Вчера, сегодня, завтра.

Одно вместо другого.

Она меня поняла и приняла.

Кто говорит, кто действует?

Сумею победить!

Мечтаем и фантазируем.

Дай-подай… и поезжай!

Дай-подай… и поезжай!

Живые образы.

Орфографический поединок.

Числа и слова (4 ч)

Для чего нужны числительные?

Важные даты истории нашей страны (города, края).

Рекорды в цифрах.

За семью печатями.

Прочные связи (7 ч)

Треугольный шарик.

Как водить машину за нос?

Послушный «подчинённый».

О «земляной» или «земной» красоте.

Строгий «управляющий».

В Сибири и на Урале.

Связаны смыслом.

Любимые игры со словами (1 ч)

Любимые игры со словами

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Удивительный мир слов"

«Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его по...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Экологический клуб «Почемучки»

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе...

Рабочая программа внеурочной деятельности 3 класса "Удивительный мир слов"

Рабочая программа учителя  по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Удивительный мир слов» для учащихся 3-х классов рассчитана на 34 часа. Рабочая программа курса ...

Рабочая программа внеурочной деятельности научного клуба "Ключ и Заря"

Рабочая программа внеурочной деятельности научного клуба "Ключ и Заря" для 4 класса на 2016-2017 учебный год....

Рабочая программа внеурочной деятельности научного клуба "Ключ и Заря" 1 класс

Программа внеурочной деятельности научного клуба «КЛЮЧ И ЗАРЯ» составлена в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программой  С.Н.Ямшининой, с учетом заданий, расположенных в к...

Рабочая программа внеурочной деятельности ЭКО-клуба "Росинка"

Рабочая программа внеурочной деятельности ЭКО-клуба «РОСИНКА» имеет естественнонаучную направленность. Направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаи...

Рабочая программа внеурочной деятельности по риторике «Волшебная сила слов» (1-4 классы)

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК «Перспектива» (авторы Л.Ф.Климан...