Культура речи.
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2-го класса. 32 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами. Введение курса «Культура общения» необходимо на первой ступени обучения и непрерывное его продолжение течение всего пребывания детей в образовательном учреждении.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.
Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.
Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».
Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
- познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
- развивать коммуникативные способности школьников;
- содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
- формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).
Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.
Мероприятия по подведению итогов реализации программы:
- Театрализация «Театр вежливых ребят»;
- Устный журнал «О невежах и вежливости»;
- Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;
- Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
Ожидаемые результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
- овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».
Программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
2 класс
32 часа (1 час в неделю)
Чистый ручеек нашей речи(5часов). Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Формы речевого этикета. Язык мой - друг мой. Учимся строить предложения. Волшебница речь. Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».
Скажи при встрече: «Здравствуй и прощай» (4часа). Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности.
Спеши делать добро (3часа). «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Улыбнись улыбкою своею. Правила общения. Красота внешняя и внутренняя. Занятие - практикум «Скажи улыбкой».
Азбука вежливости (3часа) Как учиться вежеству. Слово- это тоже поступок. Слова извинения. Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».
Красота внешняя и внутренняя (2часа). Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова.
Этикетные выражения при знакомстве (2часа). Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.
Умей понять другого (2часа). Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».
Ты идёшь в гости (3часа). У тебя в гостях. Правила гостеприимства. Как вести себя в гостях. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто».
Пишите письма (2часа). Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру. Как писать письма, поздравления.
Слушаем – вдумываемся (3часа). Обучение слушанию. Говорящий взгляд.
Раздели печаль и радость другого (2часа). Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.
Итоговое занятие (1час). Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
№ урока | Тема занятий | Дата проведения | |
по плану | фактич. | ||
Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Наука риторика | |||
Волшебница речь | |||
Язык мой - друг мой | |||
Учимся строить предложения | |||
Час – общения. «В гостях у дедушки Этикета» | |||
6. | Чудесные превращения слов | ||
7. | Слова приветствия | ||
8 | Слова прощания | ||
9. | Слова выражения просьбы, благодарности | ||
10. | «Чтобы радость людям дарить, Надо добрым и вежливым быть» | ||
11. | Красота внешняя и внутренняя | ||
12. | Улыбнись улыбкою своею. Занятие практикум «Скажи улыбкой» | ||
13. | Как учиться вежеству | ||
14. | Слово-это тоже поступок | ||
15. | Слова извинения. Этикет – тренинг «Сосчитай вежливые слова» | ||
16. | Правила хорошего тона, дурной тон | ||
17. | Помощники устного слова | ||
18. | Знакомство через посредника и без посредника | ||
19. | Этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка) | ||
20. | Уметь слушать собеседника | ||
21. | Слушали, услышали, прослушали | ||
22. | Как вести себя в гостях | ||
23. | Правила гостеприимства | ||
24. | У тебя в гостях. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто» | ||
25. | Понятия «адресат-адресант» | ||
26. | Напиши мне письмо | ||
27. | То же слово, да не так бы молвить | ||
28 | Настроение, чувства, тон говорящего | ||
29. | Говорящий взгляд | ||
30 | Общение с младшими | ||
31. | Общение с одноклассниками и ровесниками | ||
32. | Итоговое занятие. Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях» | ||
Всего |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"
Беседа даст детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...
Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»
Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....
Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».
На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...
Проект урока русского языка в 4 классе по теме: «Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи) » Образовательная система «Гармония».
Планируемые результаты: Предметные: знать некоторые особенности изменения форм имен существительных;уметь склонять существительные в родительном, дательном падежах.Личностные:Уметь проводить само...
Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)
Урок русского языка в 4 классе УМК "Гармония"...
Родительское собрание по теме: "Культура речи и культура общения"
Представлены высказывания великих писателей о русском языке, правила общения, нормы произношения , вжливые слова....
Культура речи.( по материалам "Русский язык и культура речи для технических ВУЗов" Данцев А.А. Нефёдова Н.В. издательство "Феникс" Ростов на Дону 2002 г. (Учебный мaтериал в раздел "Начальная школа")
Слово, речь — показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, ее совершенствование особенно активно начинается и про...