рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ekonomika_pervye_shagi.docx | 49.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пристенская основная общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
«Принято» на педагогическом совете МОУ «Пристенская ООШ» Валуйского района Белгородской области Протокол № ___ от «__» ____________2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Пристенская ООШ» Валуйского района Белгородской области _____________ Ветренко Л.Л. «____»____________2016г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Пристенская ООШ» Валуйского района Белгородской области _____________Даньшина Г.П. Приказ № ___ от «___»____2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
социального направления «Экономика: первые шаги»
(факультатив)
возраст обучающихся – 7-10 лет
Срок реализации: 4 года
Программу составила:
Грачева Татьяна Ивановна,
1квалификационная категория
с.Пристень
2016 год
Результаты освоения факультатива «Экономика: первые шаги»
- Личностные результаты
При изучении факультатива ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Обучающиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьник осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Обучающиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).
2. Метапредметные результаты
К концу первого года обучения (1 класс) ученик научится:
- сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;
- объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый»;
- обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности;
- обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
- объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
- проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
- осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы;
- уважать труд людей разных профессий;
- классифицировать профессии по предмету труда;
- рассказывать о профессиях.
К концу второго года обучения (2 класс) ученик научится:
- различать потребности по видам;
- определять потребности домашних питомцев;
- формулировать свои потребности;
- определять потребности своих близких;
- оценивать свои желания и возможности их реализации;
- соотносить виды товаров и место их приобретения;
- различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
- кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.
К концу третьего года обучения (3 класс) ученик научится:
- раскрывать причины возникновения денег;
- различать российские и иностранные деньги
- объяснять, как оплачивают товары и услуги;
- определять размер сдачи при осуществлении покупки;
- устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;
- выделять существенные характеристики товара;
- производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;
- осуществлять простейшие экономические расчёты;
- планировать результаты экономии и бережливости;
- планировать результаты экономии и бережливости;
- взаимодействовать и договариваться в процессе игры.
К концу четвертого года обучения (4 класс) ученик научится:
- определять источники формирования богатства;
- сравнивать возможные пути распоряжения богатством;
- различать материальные и нематериальные ценности;
- обосновывать важность меценатства и милосердия;
- объяснять, что такое налоги и для чего они нужны;
- обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
- проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
- осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы;
- различать виды ресурсов;
- обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;
- уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.
3. Предметные результаты
К концу обучения в 1 классе ученик узнает:
- что такое собственность;
- почему все люди трудятся;
- какие бывают профессии;
- как нужно относиться к своей и чужой собственности.
К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться:
- самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы.
К концу обучения в 2 классе ученик узнает:
- какие бывают потребности;
- почему все потребности нельзя удовлетворить;
- какие бывают товары и услуги;
- где можно приобрести товары и услуги;
- почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека.
К концу обучения в 2 классе ученик сможет научиться:
- соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
- различать товары и услуги.
К концу обучения в 3 классе ученик узнает:
- о деньгах и их роли в жизни человека и общества;
- о доходах и расходах в семье;
- о формировании бюджета семьи.
К концу обучения в 3 классе ученик сможет научиться:
- составлять свой бюджет;
- отличать российские деньги от иностранных;
- рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи.
К концу обучения в 4 классе ученик узнает:
- основные виды ресурсов;
- как производят товары;
- какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;
- почему налоги важны для существования государства.
К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться:
- определять ресурсы, необходимые для производства товара;
- объяснять важность меценатства и милосердия.
Содержание факультатива «Экономика: первые шаги»
В ходе реализации программы используются как групповая, так и индивидуальная формы
обучения, каждый раздел программы предусматривает использование игровой и
практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными
заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания
1 класс (17ч)
Я и моя семья
Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.
Форма занятия: путешествие, инсценирование, моделирование
Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи.
Форма занятия: беседа
Важность уюта, целесообразность порядка.
Форма занятия: игра, отгадывание загадок, беседа
Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.
Форма занятия: рассказ, беседа
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.
Форма занятия: беседа, работа с калькулятором и счетами, составление бюджета семьи
Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.
Форма занятия: игра «вопрос-ответ», беседа
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Генеральная уборка»;
— игра «Я — хозяин большого дома».
Моё и чужое
Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека.
Форма занятия: беседа, рассказ
Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).
Форма занятия: беседа, слушание музыки
Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.
Форма занятия: исследование
Как нужно относиться к своей и чужой собственности.
Форма занятия: практическая работа, беседа
Игровая и исследовательская деятельность:
— тема исследования «Как становятся собственниками»;
— игра «Страна Обмения».
Почему люди трудятся (КТД)
Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.
Форма занятия: игра, беседа, инсценирование.
Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий.
Форма занятия: заочная экскурсия, беседа
Важность домашнего труда для ведения хозяйства.
Форма занятия: игра
Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.
Форма занятия: викторина
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в школьную столовую;
— экскурсия в библиотеку;
— экскурсия в художественный музей;
— сюжетно-ролевые игры;
— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
Все работы хороши (игра)
Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).
Форма занятия: заочная экскурсия
Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).
Форма занятия: беседа, рассказ, презентация
Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.
Форма занятия: исследование
Практическая и игровая деятельность:
— встреча с человеком интересной профессии;
— рисование на тему профессий;
— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».
2 класс (34ч)
Что нам нужно для жизни
Потребности — это всё то, что требуется для жизни.
Форма занятия: беседа, рисование
Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).
Форма занятия: беседа, просмотр и обсуждение видеосюжета
Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.
Форма занятия: рассказ, беседа, работа с иллюстрациями
Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.
Форма занятия: рассказ, беседа
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;
— рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».
Хочу, могу и надо
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.
Форма занятия: дискуссия
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания.
Форма занятия: рассказ, беседа, дидактическая игра.
Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь.
Форма занятия: рассказ, беседа, коллаж
Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения).
Форма занятия: рассказ, беседа, работа в группах
Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).
Форма занятия: творческая деятельность, рассказ, беседа
Практическая и игровая деятельность:
— рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».
Как товары и услуги исполняют желания
Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить.
Форма занятия: рассказ, беседа, заочная экскурсия
Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары.
Форма занятия: рассказ, дидактическая игра
Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке.
Форма занятия: рассказ, беседа, дидактическая игра
Продавец — профессия человека, который продаёт товары.
Форма занятия: рассказ, беседа, заочная экскурсия
Покупатель — человек, покупающий товары.
Форма занятия: рассказ, беседа, заочная экскурсия
Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения).
Форма занятия: рассказ, беседа, просмотр видеосюжета, заочная экскурсия
Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.
Форма занятия: рассказ, беседа, просмотр видеосюжета, заочная экскурсия
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.
Форма занятия: беседа, обмен мнениями, проектная деятельность
Практическая и игровая деятельность:
— изготовление изделий из природного материала для подарка;
— игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;
— экскурсия в магазин;
— экскурсия на почту;
— мастер-классы «Я умею и могу научить всех».
3 класс (34ч)
Жила-была денежка
Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками.
Форма занятия: занятие-сказка
Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи.
Форма занятия: устный журнал
Необходимость обмена. Бартер.
Форма занятия: рассказ, беседа, игра
Как появились деньги.
Форма занятия: конференция
Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная.
Форма занятия: путешествие, устный журнал
Купюры — бумажные деньги.
Форма занятия: рассказ, беседа, презентация
Рубли и копейки — деньги России.
Форма занятия: рассказ, беседа, просмотр видеосюжета
Валюта — иностранные деньги. Доллар — валюта США, евро — валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.
Форма занятия: рассказ, беседа, заочная экскурсия
Практическая и игровая деятельность:
— рисование страны Натурального хозяйства;
— рисование денег страны Экономики;
— игра «Путешествие в страну Обмению»;
— рассматривание коллекций разных монет.
У всякого товара есть цена
Деньги — средство для оплаты товаров и услуг.
Форма занятия: рассказ, беседа
Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача — это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара.
Форма занятия: рассказ, беседа, экскурсия
Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.
Форма занятия: рассказ, беседа, сюжетно-ролевая игра
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в магазин;
— игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг.
Что нужно знать, чтобы товары покупать?
Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку.
Форма занятия: исследование
Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Форма занятия:
Чек как документ, подтверждающий покупку.
Форма занятия: рассказ, беседа, сюжетно-ролевая игра
Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются?
Форма занятия: исследование
Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка.
Форма занятия: рассказ, беседа, сюжетно-ролевая игра
Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.
Форма занятия: дискуссия
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— игры: «Магазин», «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»;
— тема проекта «Реклама продукта»;
— исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»;
— изготовление упаковки для подарка.
Доход не бывает без хлопот
Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие.
Форма занятия: устный журнал
Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.
Форма занятия: рассказ, беседа
Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов.
Форма занятия: практическая работа
Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.
Форма занятия: презентация, игра
Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.
Форма занятия: рассказ, беседа, игра
Практическая и игровая деятельность:
— составление семейного бюджета, составление личного бюджета;
— нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла;
— экскурсия в банк;
— игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»;
— рисование банковской карты.
«Дом невелик, да лежать не велит»
Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи.
Форма занятия: рассказ, беседа
Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство.
Форма занятия: беседа
Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло).
Форма занятия: рассказ, беседа с элементами дискуссии
Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.
Форма занятия: занятие-путешествие
Практическая и игровая деятельность:
— путешествие в страну Минуток.
4 класс (34ч)
Богатство и бедность
Как создаётся богатство.
Форма занятия: рассказ, беседа
Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса).
Форма занятия: экскурсия-исследование
Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.
Форма занятия: рассказ, беседа с элементами дискуссии
Открытия и изобретения.
Форма занятия: рассказ, беседа
Создание новых технологий.
Форма занятия: рассказ, беседа
Важность знаний в создании богатства.
Форма занятия: рассказ, беседа с элементами дискуссии
Ценности материальные и нематериальные.
Форма занятия: устный журнал
Богатство и культура.
Форма занятия: рассказ, беседа с элементами дискуссии
Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству.
Форма занятия: круглый стол
Богатство и милосердие.
Форма занятия: рассказ, конкурс пословиц и поговорок
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.
Форма занятия: конференция
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;
— тема проекта «Как распорядиться богатством»;
— тема доклада «Русские меценаты».
Труд — основа жизни
Ценность и значимость труда.
Форма занятия: рассказ, беседа
Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ.
Форма занятия: конференция
Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата.
Форма занятия: рассказ, беседа
Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе.
Форма занятия: рассказ, беседа
Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы.
Форма занятия: рассказ, беседа
В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы.
Форма занятия: рассказ, беседа, экскурсия
Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).
Форма занятия: конференция
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).
Форма занятия: рассказ, беседа
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Форма занятия: рассказ, беседа
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Служба быта»;
— встреча с человеком интересной профессии;
— экскурсия в школьную столовую;
— экскурсия в библиотеку;
— экскурсия в художественный музей;
— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
Как товары производят
Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.
Форма занятия: рассказ, беседа, практическая работа
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы.
Форма занятия: рассказ, беседа
Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Форма занятия: презентация
Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров.
Форма занятия: рассказ, беседа, практическая работа
Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары.
Форма занятия: конференция
Важность труда людей разных профессий.
Форма занятия: дискуссия, сюжетно-ролевая игра
Производители — люди, которые создают (производят) товары.
Форма занятия: рассказ, беседа
Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Форма занятия: рассказ, беседа
Фабрика, завод — места, где производят товары.
Форма занятия: рассказ, беседа, исследование
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— прогулка в парк за природным материалом;
— изготовление изделий из природного материала для подарка;
— игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;
— экскурсия в магазин;
— экскурсия на почту;
— проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д.;
— рисование на темы проектов.
Тематическое планирование факультатива «Экономика: первые шаги»
1 класс (17ч)
№ п/п | Название раздела и тем | Часы учебного времени | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Я и моя семья | 6 | 5 | 1 |
2 | Моё и чужое | 4 | 3,5 | 0,5 |
3 | Почему люди трудятся | 4 | 3 | 1 |
4 | Все работы хороши | 3 | 2 | 1 |
Всего | 17 |
2 класс (34ч)
№ п/п | Название раздела и тем | Часы учебного времени | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Что нам нужно для жизни | 8 | 4 | 4 |
2 | Хочу, могу и надо | 10 | 6 | 4 |
3 | Как товары и услуги исполняют желания | 16 | 12 | 4 |
Всего | 34 |
3 класс (34ч)
№ п/п | Название раздела и тем | Часы учебного времени | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Жила-была денежка | 9 | 7 | 2 |
2 | У всякого товара есть цена | 4 | 2,5 | 1,5 |
3 | Что нужно знать, чтобы товары покупать? | 9 | 6 | 3 |
4 | Доход не бывает без хлопот | 7 | 4 | 3 |
5 | «Дом невелик, да лежать не велит» | 5 | 4,5 | 0,5 |
Всего | 34 |
4 класс (34ч)
№ п/п | Название раздела и тем | Часы учебного времени | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Богатство и бедность | 12 | 11 | 1 |
2 | Труд – основа жизни | 10 | 8 | 2 |
3 | Как товары производят | 12 | 9 | 3 |
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению факультатив «Экономика: первые шаги»
Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в экономику"
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономно...
рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги на сцене"
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в информатике" (4 класс, модуль 20 часов)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной напрвленности "Первые шаги в информатике"(4 класс, модуль 20 часов)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги"
Рабочая программа составлена для работы с младшими школьниками. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира, технологии, на внеклассных занятиях. Использование метода проект...
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги учёного"
Научно-исследовательское направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку» (клуб) 1- 4 класс...