Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в информатике" (4 класс, модуль 20 часов)
рабочая программа по информатике (4 класс) на тему

Плотников Андрей Николаевич

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной напрвленности "Первые шаги в информатике"

(4 класс, модуль 20 часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneur.informatika_4_klass.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. БЕЛОЯРСКИЙ»

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Педагогического совета

приказом СОШ №3                                                                                                                                                        

Протокол от «___» __________  № ____

от ________201__г. №_____                                                                                                                                  

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

_______________/_______________/

 «____»___________   201    г.

РАССМОТРЕНО

на заседании Методического совета

Протокол от «___» _______   201    г.  № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В ИНФОРМАТИКЕ»

для учащихся 4 класса

Срок реализации: январь – май 2018 год

(20 учебных недель)

Плотников Андрей Николаевич, учитель математики

Белоярский, 2017

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в информатике» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе подпрограммы формирования ИКТ – компетентности учащихся,  в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа «Занимательная информатика» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальной направленности развития личности.

Актуальность настоящей программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система образования должна решать новую проблему – подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Цель данной программы – формирования элементов компьютерной грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением индивидуальных и групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Основные  задачи  программы:

  • помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
  • помощь в преодолении боязни работы с техникой в том числе решение элементарных технических вопросов;
  • изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
  • помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
  • творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
  • развитие умственных и творческих способностей учащихся;
  • адаптация ребенка к компьютерной среде;
  • овладение основами компьютерной грамотности;
  • использование на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач.  

В соответствии с общеобразовательной программой в основе программы курса информатики лежит системно – деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно – деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Содержание программы направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.

Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника  и  рассчитана на возрастной аспект – 9-10 лет, представляет систему интеллектуально – развивающих  занятий для учащихся начальных классов (4 класс). Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. Данная  программа рассчитана на 20 часов.

Программа построена на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:

  • системность;
  • гуманизация;
  • междисциплинарная интеграция;
  • дифференциация;
  • дополнительная мотивация через игру;
  • доступность, познавательность и наглядность;
  • практико-ориентированная направленность;
  • психологическая комфортность

Формы и методы  работы:

  • игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
  • совместно – распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).
  • поисковые и научные исследования, проекты.
  • творческая деятельность (конструирование, составление мини-проектов).

Планируемые результаты реализации программы

«Первые шаги в информатике»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

Внутренняя позиция школьника

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости обучения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Познавательные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение анализировать объекты с целью выделения признаков

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

Умение выбрать основание для сравнения объектов

сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака

осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии

Умение выбрать основание для классификации объектов

проводит классификацию по заданным критериям

осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии

Умение доказать свою точку зрения

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

Умение определять последовательность событий

устанавливать последовательность событий

устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы

Умение определять последовательность действий

определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов

определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию

Умение использовать знаково-символические средства

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Умение кодировать и декодировать информацию

кодировать и декодировать предложенную информацию

кодировать и декодировать свою информацию

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде.

Регулятивные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи

принимать и сохранять учебные цели и задачи

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Умение контролировать свои действия

осуществлять контроль при наличии эталона

осуществлять контроль на уровне произвольного внимания

Умения планировать свои действия

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале

Умения оценивать свои действия

оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение  как по ходу его реализации, так и в конце действия

Коммуникативные универсальные действия

Ученик научится

Ученик  получит возможность научиться

Умение объяснить свой выбор

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы

Умение задавать вопросы

формулировать вопросы

формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

ПРЕДМЕТНЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:

  • представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
  • создавать свои источники информации – информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста, таблиц, рисунков;
  • владеть основами компьютерной грамотности;
  • использовать на практике полученные знания в виде докладов, программ, решать поставленные задачи;
  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме;
  • придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами. 

Формы и средства контроля, оценки и фиксации результатов

Форма подведения итогов реализации программы «Занимательная  информатика» – игра, конкурс, защита мини – проекта.

Способы контроля:

  • устный опрос;  
  • комбинированный опрос;
  • проверка самостоятельной работы;
  • игра;
  • защита мини – проектов.

Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Результаты проектных работ помещаются в ученическом портфолио.

Материально – техническое обеспечение программы

I.  Технические средства обучения:

1)   ноутбук или компьютер (на каждого учащегося);

2)   проектор;

3)   сетевой принтер;

4)   устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания  всего класса;

5)   интерактивная доска (или интерактивная панель).

II.  Программные средства:

  1. Операционная система Windows 7 (или иные).
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Клавиатурный тренажер.
  6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  7. Звуковой редактор.
  8. Система оптического распознавания текста.
  9. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  10. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  11. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  12. Программа интерактивного общения.
  13. Простой редактор Web-страниц.

III. Список методической литературы:

  1. Н.В.Матвеева и др., Информатика: учебник для 4 класса в 2ч., М.: БИНОМ, 2017г.;
  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Информатика» для 4 класса;
  3. Методические материалы международного проекта videouroki.net (https://videouroki.net)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. БЕЛОЯРСКИЙ»

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Педагогического совета

приказом СОШ №3                                                                                                                                                        

Протокол от «___» __________  № ____

от ________201__г. №_____                                                                                                                                  

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

_______________/_______________/

 «____»___________   201    г.

РАССМОТРЕНО

на заседании Методического совета

Протокол от «___» _______   201    г.  № ____

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В ИНФОРМАТИКЕ»

на II полугодие 2017 – 2018  учебный год

для учащихся 4 класса

Срок реализации: январь – май 2018 год

(20 учебных недель)

Плотников Андрей Николаевич, учитель математики

Белоярский, 2017

Учебно – тематический план

(20 часов)

Наименование раздела

Количество часов

1

Основы компьютерной грамотности

2

2

Работа в текстовом редакторе MS Word

3

3

Работа с графическим редактором MS Paint

2

4

Работа с табличным редактором Excel

3

5

Работа в программе MS PowerPoint

3

7

Компьютерные сети и электронная почта

2

8

Создание видеороликов

3

9

Защита мини – проектов

2

Всего

20

Поурочное – тематическое планирование

п/п

Дата

Наименование раздела, темы

Основы компьютерной грамотности

1

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Правила жизни людей в мире информации.

Практическая работа:  «Разучивание комплекса профилактических  упражнений».

2

Устройство  компьютера. Базовая конфигурация компьютера: монитор,  системный блок,  клавиатура,  мышь. Периферийные устройства.

Практическая работа:  «Включение и отключение  компьютера. Приёмы  работы с клавиатурой и мышью».

Работа в текстовом редакторе MS Word

3

Знакомства  с  текстовым  редактором  Word.

Практическая работа: «Создание текстового документа. Способы редактирования текста»

4

Работа  в  текстовом  редакторе  Word.

Практическая работа: «Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста. Параметры страниц. Проверка орфографии и грамматики»

5

Работа  в  текстовом  редакторе  Word.

Практическая работа: «Редактирование   текста: применение. Использование элементов рисования (надписи WordArt)»

Работа с графическим редактором MS Paint

6

Графический  редактор  Paint:  возможности  и  основные  функции. Знакомство с интерфейсом программы Paint.  

Практическая работа:  «Изучение  панели  инструментов»

7

Создание  графических  объектов. Редактирование объектов.

Практическая работа: «Учимся рисовать, создавать сюжетные картинки»

Работа с табличным редактором Excel

8

Знакомство с табличным редактором Excel

Практическая работа: «Изучение и создание таблиц»

9

Знакомство с табличным редактором Excel

Практическая работа: «Использование формул»

10

Знакомство с табличным редактором Excel

Практическая работа: «Создание таблиц и диаграмм»

Работа в программе MS PowerPoint

11

Особенности представления в информации в программе MS PowerPoint.

Практическая работа: мини-проект «В мире животных»

12

Создание слайдов. Макет. Форматирование объектов.

Практическая работа: мини-проект «В мире животных»

13

Настройка анимации. Дизайн.

Практическая работа: мини-проект «В мире животных»

Компьютерные сети и электронная почта

14

Компьютерные сети. Всемирная сеть Интернет. Безопасность в сети Интернет.

Практическая работа: «Поиск информации в сети Интернет»

15

Электронная почта

Практическая работа: «Создание электронного ящика»

Создание видеороликов

16

Знакомство с программой movie maker

Практическая работа: «Знакомство с возможностями программы movie maker»

17

Знакомство с программой movie maker

Практическая работа: «Знакомство с возможностями программы movie maker»

18

Знакомство с программой movie maker

Практическая работа: «Создание видеоролика»

Защита мини – проектов

19

Определение темы, цели, структуры мини-проекта.

20

Защита мини-проектов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ( 3 часа в неделю)

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа России" из расчёта 3 часа в неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса кружка «Информатика в играх и задачах»

Учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2013г....

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 4 класс (68 часов)

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственн...

Рабочая программа по курсу «Математика» в 3 классе 170 часов (5 часов в неделю)

Рабочая программа с тематическим планированием по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика, 3 класс", 5 часов в неделю...

рабочая программа по физкультуре 1,3,4 класс 2 часа

Аннотацияк рабочей программе по физической культуре (ФГОС) 1-4 классов Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу Подвижные игры 3 класс (102 часов)

Цели курса:1) удовлетворять биологические потребности учащихся в движениях;2) увеличивать двигательный режим ребенка;3) формировать мотив, потребность в активной двигательной деятельности;4) пов...