Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в информатике" (4 класс, модуль 20 часов)
рабочая программа по информатике (4 класс) на тему
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной напрвленности "Первые шаги в информатике"
(4 класс, модуль 20 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneur.informatika_4_klass.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. БЕЛОЯРСКИЙ»
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании Педагогического совета | приказом СОШ №3 |
Протокол от «___» __________ № ____ | от ________201__г. №_____ |
СОГЛАСОВАНО | |
заместитель директора | |
_______________/_______________/ | |
«____»___________ 201 г. | |
РАССМОТРЕНО | |
на заседании Методического совета | |
Протокол от «___» _______ 201 г. № ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В ИНФОРМАТИКЕ»
для учащихся 4 класса
Срок реализации: январь – май 2018 год
(20 учебных недель)
Плотников Андрей Николаевич, учитель математики
Белоярский, 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в информатике» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе подпрограммы формирования ИКТ – компетентности учащихся, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа «Занимательная информатика» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальной направленности развития личности.
Актуальность настоящей программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система образования должна решать новую проблему – подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель данной программы – формирования элементов компьютерной грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением индивидуальных и групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Основные задачи программы:
- помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
- помощь в преодолении боязни работы с техникой в том числе решение элементарных технических вопросов;
- изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
- помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
- творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
- развитие умственных и творческих способностей учащихся;
- адаптация ребенка к компьютерной среде;
- овладение основами компьютерной грамотности;
- использование на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач.
В соответствии с общеобразовательной программой в основе программы курса информатики лежит системно – деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно – деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
Содержание программы направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.
Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника и рассчитана на возрастной аспект – 9-10 лет, представляет систему интеллектуально – развивающих занятий для учащихся начальных классов (4 класс). Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. Данная программа рассчитана на 20 часов.
Программа построена на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:
- системность;
- гуманизация;
- междисциплинарная интеграция;
- дифференциация;
- дополнительная мотивация через игру;
- доступность, познавательность и наглядность;
- практико-ориентированная направленность;
- психологическая комфортность
Формы и методы работы:
- игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- совместно – распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- поисковые и научные исследования, проекты.
- творческая деятельность (конструирование, составление мини-проектов).
Планируемые результаты реализации программы
«Первые шаги в информатике»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования |
Внутренняя позиция школьника | |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» | внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости обучения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Познавательные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков | |
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | |
Умение выбрать основание для сравнения объектов | |
сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака | осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии |
Умение выбрать основание для классификации объектов | |
проводит классификацию по заданным критериям | осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии |
Умение доказать свою точку зрения | |
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях | строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей |
Умение определять последовательность событий | |
устанавливать последовательность событий | устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы |
Умение определять последовательность действий | |
определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов | определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию |
Умение использовать знаково-символические средства | |
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач | создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
Умение кодировать и декодировать информацию | |
кодировать и декодировать предложенную информацию | кодировать и декодировать свою информацию |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде | |
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). | понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде. |
Регулятивные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи | |
принимать и сохранять учебные цели и задачи | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
Умение контролировать свои действия | |
осуществлять контроль при наличии эталона | осуществлять контроль на уровне произвольного внимания |
Умения планировать свои действия | |
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале |
Умения оценивать свои действия | |
оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки | самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Коммуникативные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение объяснить свой выбор | |
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора | строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы |
Умение задавать вопросы | |
формулировать вопросы | формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
- представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
- создавать свои источники информации – информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
- создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста, таблиц, рисунков;
- владеть основами компьютерной грамотности;
- использовать на практике полученные знания в виде докладов, программ, решать поставленные задачи;
- готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме;
- придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Формы и средства контроля, оценки и фиксации результатов
Форма подведения итогов реализации программы «Занимательная информатика» – игра, конкурс, защита мини – проекта.
Способы контроля:
- устный опрос;
- комбинированный опрос;
- проверка самостоятельной работы;
- игра;
- защита мини – проектов.
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Результаты проектных работ помещаются в ученическом портфолио.
Материально – техническое обеспечение программы
I. Технические средства обучения:
1) ноутбук или компьютер (на каждого учащегося);
2) проектор;
3) сетевой принтер;
4) устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса;
5) интерактивная доска (или интерактивная панель).
II. Программные средства:
- Операционная система Windows 7 (или иные).
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Простой редактор Web-страниц.
III. Список методической литературы:
- Н.В.Матвеева и др., Информатика: учебник для 4 класса в 2ч., М.: БИНОМ, 2017г.;
- Рабочая тетрадь к учебнику «Информатика» для 4 класса;
- Методические материалы международного проекта videouroki.net (https://videouroki.net)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. БЕЛОЯРСКИЙ»
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании Педагогического совета | приказом СОШ №3 |
Протокол от «___» __________ № ____ | от ________201__г. №_____ |
СОГЛАСОВАНО | |
заместитель директора | |
_______________/_______________/ | |
«____»___________ 201 г. | |
РАССМОТРЕНО | |
на заседании Методического совета | |
Протокол от «___» _______ 201 г. № ____ |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В ИНФОРМАТИКЕ»
на II полугодие 2017 – 2018 учебный год
для учащихся 4 класса
Срок реализации: январь – май 2018 год
(20 учебных недель)
Плотников Андрей Николаевич, учитель математики
Белоярский, 2017
Учебно – тематический план
(20 часов)
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Основы компьютерной грамотности | 2 |
2 | Работа в текстовом редакторе MS Word | 3 |
3 | Работа с графическим редактором MS Paint | 2 |
4 | Работа с табличным редактором Excel | 3 |
5 | Работа в программе MS PowerPoint | 3 |
7 | Компьютерные сети и электронная почта | 2 |
8 | Создание видеороликов | 3 |
9 | Защита мини – проектов | 2 |
Всего | 20 |
Поурочное – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Наименование раздела, темы | |||
4а | 4б | 4в | 4г | ||
Основы компьютерной грамотности | |||||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Правила жизни людей в мире информации. Практическая работа: «Разучивание комплекса профилактических упражнений». | ||||
2 | Устройство компьютера. Базовая конфигурация компьютера: монитор, системный блок, клавиатура, мышь. Периферийные устройства. Практическая работа: «Включение и отключение компьютера. Приёмы работы с клавиатурой и мышью». | ||||
Работа в текстовом редакторе MS Word | |||||
3 | Знакомства с текстовым редактором Word. Практическая работа: «Создание текстового документа. Способы редактирования текста» | ||||
4 | Работа в текстовом редакторе Word. Практическая работа: «Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста. Параметры страниц. Проверка орфографии и грамматики» | ||||
5 | Работа в текстовом редакторе Word. Практическая работа: «Редактирование текста: применение. Использование элементов рисования (надписи WordArt)» | ||||
Работа с графическим редактором MS Paint | |||||
6 | Графический редактор Paint: возможности и основные функции. Знакомство с интерфейсом программы Paint. Практическая работа: «Изучение панели инструментов» | ||||
7 | Создание графических объектов. Редактирование объектов. Практическая работа: «Учимся рисовать, создавать сюжетные картинки» | ||||
Работа с табличным редактором Excel | |||||
8 | Знакомство с табличным редактором Excel Практическая работа: «Изучение и создание таблиц» | ||||
9 | Знакомство с табличным редактором Excel Практическая работа: «Использование формул» | ||||
10 | Знакомство с табличным редактором Excel Практическая работа: «Создание таблиц и диаграмм» | ||||
Работа в программе MS PowerPoint | |||||
11 | Особенности представления в информации в программе MS PowerPoint. Практическая работа: мини-проект «В мире животных» | ||||
12 | Создание слайдов. Макет. Форматирование объектов. Практическая работа: мини-проект «В мире животных» | ||||
13 | Настройка анимации. Дизайн. Практическая работа: мини-проект «В мире животных» | ||||
Компьютерные сети и электронная почта | |||||
14 | Компьютерные сети. Всемирная сеть Интернет. Безопасность в сети Интернет. Практическая работа: «Поиск информации в сети Интернет» | ||||
15 | Электронная почта Практическая работа: «Создание электронного ящика» | ||||
Создание видеороликов | |||||
16 | Знакомство с программой movie maker Практическая работа: «Знакомство с возможностями программы movie maker» | ||||
17 | Знакомство с программой movie maker Практическая работа: «Знакомство с возможностями программы movie maker» | ||||
18 | Знакомство с программой movie maker Практическая работа: «Создание видеоролика» | ||||
Защита мини – проектов | |||||
19 | Определение темы, цели, структуры мини-проекта. | ||||
20 | Защита мини-проектов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ( 3 часа в неделю)
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа России" из расчёта 3 часа в неделю...
Рабочая программа по русскому языку, Бунеев, 4 класс, 5 часов в неделю
по новым стандартам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса кружка «Информатика в играх и задачах»
Учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2013г....
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 4 класс (68 часов)
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственн...
Рабочая программа по курсу «Математика» в 3 классе 170 часов (5 часов в неделю)
Рабочая программа с тематическим планированием по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика, 3 класс", 5 часов в неделю...
рабочая программа по физкультуре 1,3,4 класс 2 часа
Аннотацияк рабочей программе по физической культуре (ФГОС) 1-4 классов Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу Подвижные игры 3 класс (102 часов)
Цели курса:1) удовлетворять биологические потребности учащихся в движениях;2) увеличивать двигательный режим ребенка;3) формировать мотив, потребность в активной двигательной деятельности;4) пов...