Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги"
рабочая программа по теме
Рабочая программа составлена для работы с младшими школьниками. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира, технологии, на внеклассных занятиях. Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельностный подход в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pervye_shagi.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МБОУ «Куркиёкская СОШ»
Рабочая программа курса
«Первые шаги в науку»
(внеурочная деятельность)
1-4 класс
Учитель начальных классов МБОУ Куркиёкская СОШ» Корень А. Э.
п.Куркиёки
2018
Пояснительная записка
Программа курса «Первые шаги в науку» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы и подходы для решения практической деятельности, мыслить системно, комплексно; непрерывно овладевать новыми знаниями, выявлять творческие способности школьников, развивающиеся в процессе выполнения проектных заданий.
Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках технологии, на внеклассных занятиях. Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный подход, который способствует применению умений, знаний, полученных при изучении школьных дисциплин на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь самостоятельный принцип обучения, но и использовать знания, полученные в ходе изучения других школьных дисциплин.
Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать их дальнейшему образованию, формированию навыков культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал. Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности.
Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. При рекомендации тем творческих проектов, учитывается возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы - временного, творческого коллектива.
Программа обучения рассчитана на обучающихся 1- 4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с проектной деятельностью.
Целью программы является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития этой личности на этапе выполнения проекта и задачами исследовательской деятельности детей в процессе работы над проектом.
Задачи курса:
образовательные: познакомить детей 1 – 4 классов с многообразием проектов, научить самостоятельно находить к ним необходимый минимум материала, формулировать и высказывать свою точку зрения в процессе подготовки проекта, учитывать возможность реализации межпредметных связей, научить решать разнообразные конструкторско – технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов.
развивающие: развивать творчество обучающихся, их наблюдательность, самостоятельность и инициативу; практические умения и навыки при подборе и переработке материала; развивать художественный вкус; совершенствование стиля партнерских отношений в группе.
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; культура труда и этика общения; бережное отношение к источнику знаний – книге, компьютеру, справочной литературе, журналам, газетам.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее востребованность в современной начальной школе, актуальность, развивающая ценность.
Методы работы:
словесные: рассказы детей, сообщения, доклады на заданную тему, подготовка и чтение рефератов - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные: демонстрации поделок, плакатов, макетов, схем, иллюстраций, рисунков. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления, внимания, младших школьников;
практические: – это изготовление плакатов, схем, различных моделей, поделок. Позволяют найти самореализацию личности младшего школьника путем развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств, и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых проектов, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость.
Программа «Первые шаги в науку» учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников. В процессе реализации используются такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информаторами, поисковые работы. Не следует понимать проект как контрольную работу. Проект – творческая работа, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения задания. Такие формы работы позволяют детям почувствовать свою значимость в учебном процессе, ценность общения.
Программа курса «Первые шаги в науку» предусматривает форму контроля знаний: защита проекта в присутствии всего класса. Это мероприятие формирует у учащихся чувство ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 1 академического часа.
Календарно-тематическое планирование курса «Первые шаги в науку»
1 класс
Раздел 1: Введение (8ч)
- Что такое проект?
- Значимость проекта.
- Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение, газеты и журналы, другие источники.
- Выбор предполагаемых участников проекта.
- Виды проектов.
- Выбор темы.
- Где найти информацию?
- Поиск информации
Раздел 2: Проект «Ролевая игра: Числа первого десятка» (8 ч)
- Распределение ролей к данной игре.
- Изготовление макета домика «Терем-теремок»
- Изготовление макета домика «Терем-теремок»
- Изготовление костюма для каждой цифры.
- Изготовление костюма для каждой цифры.
- Изготовление плакатов с заданиями к игре.
- Изготовление плакатов с заданиями к игре.
- Защита проекта в виде инсценирование сказки: «Терем-теремок».
Раздел 3: Проект «8 МАРТА – праздник бабушек и мам» (10 ч)
- Беседа «История возникновения праздника в нашей стране».
- Подготовка и выпуск рисунков портретов: «Это мамочка моя».
- Подбор материала и выпуск классной газеты: «Вот какие наши мамы!»
- Подбор и заучивание стихов, загадок, песен о бабушках и мамах.
- Подбор и заучивание стихов, загадок, песен о бабушках и мамах.
- Изготовление поздравительных открыток для бабушек и мам.
- Проведение анкет с родителями: «Как Ваш ребенок помогает дома»
- Подготовить и провести экскурсию на работу одной из мам.
- Сбор материала и оформление зала для проведения праздника проекта: «8 МАРТА – праздник бабушек и мам».
- Защита проекта «8 МАРТА – праздник бабушек и мам».
Раздел 4: Проект «До свидания, первый класс!» (7 ч)
- Подведение итогов окончания первого класса.
- Подбор стихов, загадок, песен о школьных принадлежностях.
- Подготовка и проведение конкурса мини-сочинений: «Мой любимый предмет».
- Изготовление костюмов для роли букв, в праздничном концерте.
- Изготовление костюмов для роли букв, в праздничном концерте.
- Сбор материала и изготовление газет: «Прощай первый класс», оформление зала.
- Защита проекта в виде праздничного концерта: «До свидания, первый класс!».
2 класс
Раздел 1: Введение (1ч)
Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение, газеты и журналы, другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта.
Раздел 2: Проект “Моя семья”. (7 ч)
Основные понятия раздела: семья - одна из главных ценностей для человека в жизни; необходимо знать историю своей семьи, уважать своих родственников и помнить о них. Часто о человеке судят по его семье; следовательно, свою семью надо создавать на принципах любви и уважения.
- Роль семьи в жизни человека.
- Изучение истории семьи, рода занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения, понимание своей роли в этой семье.
- Сбор фотографий, отражающих родственные и важные моменты в жизни отдельно взятой семьи.
- Оформление небольшого семейного альбома исследуемой семьи.
- Написание эссе о путешествиях, труде и отдыхе данной семьи.
- Родословное древо. Конкурс «Моя родословная».
- Защита проекта.
Раздел 3: Проект “Новый год в моих фантазиях». (8 ч)
- Новый год в моих фантазиях.
- Подготовка нкеты: «ЕЛКА!»
- Поиск информации: почему мы наряжаем елку, откуда к нам пришла традиция ставить хвойное дерево на новогодний праздник и его украшать, какие украшения вешали люди в далекой старине на елку, какие новогодние традиции, остались у нас от далекой старины.
- Поиск наиболее популярных песен о новогоднем празднике.
- Разучивание песен о новогоднем празднике.
- Конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах».
- Самые активные поисковики. Подведение предварительных итогов.
- Новогодние украшения для елки.
- Защита проекта «Новогоднее представление»
Раздел 4: Проект “Перемена” (10 ч)
- Развлекательные игры на перемене. Игры, отличающиеся: по динамике, по целям воспитания. Какие игры подходят для игры на перемене, а какие - нет, потому, что не соответствуют правилам поведения в школе.
- Составление коллекции игр, в которые можно играть на перемене.
- Представление найденных игр.
- Анкета среди родителей и учащихся «Что такое ЗОЖ?»
- Изготовление для родителей информационного стенда, разъясняющего аспекты системы ЗОЖ и принципы построения воспитания ЗОЖ.
- Проблемы здорового образа жизни и охраны здоровья.
- Разучивание игр на развитие чувства времени и умение составлять режим дня.
- Разучивание игр на развитие чувства времени и умение составлять режим дня.
- Подготовка зала к защите проекта.
- Презентация проекта.
Раздел 5: Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе”.(8 ч)
- Урок – экскурсия по школе и прилегающей к ней территории.
- Тестирование «Экологическое состояние территории школы и пришкольного участка».
- Анкета «Что ты можешь сделать для улучшения экологического состояния коридора, класса в здании своей школы».
- Сочинение на тему: «Экологическое состояние школы и его улучшение по моим представлениям»
- Формирование группы «экологической помощи».
- Уборка школьной территории (уборка осенней и весенней листвы, подравнивание кустарников силами детей, высадка однолетних и многолетних цветов и трав).
- Изготовление стенда с фотографиями детей, работающих добровольно по улучшению экологической проблемы в школе и пришкольном участке.
- Презентация проекта.
3 класс.
Раздел 1: «Введение» (1ч)
Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение и другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта.
Раздел 2: Проект «Правильное питание»”. (7 ч)
Основные понятия раздела: дети - это будущее России, их здоровье во многом зависит от правильного питания.
- Значимость правильного питания на примере рассказов, сказок, стихов.
- Анкета «Как надо правильно питаться?».
- Конкурс поделок, газет, викторин. Фотоконкурс о правильном питании.
- Составление рациона недельного питания семьи.
- Создание стенда о правильном питании.
- Украшение класса для презентации поделками, газетами, фотографиями.
- Презентация проекта.
Раздел 3: Проект «Новогодняя елка» (8 ч)
- Беседа - путешествие: «Новогоднее дерево – елка».
- Сбор материала на тему: «Новогоднее дерево – елка».
- Просмотр сказки: «Новогодние приключения Маши и Вити».
- Тест: «Что я знаю о елке?»
- Разучивание наиболее популярных песен о новогоднем празднике.
- Разучивание наиболее популярных песен о новогоднем празднике.
- Конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах»
- Защита проекта в виде новогоднего представления.
Раздел 4: Проект: «Хлеб - всему голова» (8 ч)
- Хлеб и его значимости в рационе питания человека.
- Конкурс поделок, рисунков, газет на тему: «Хлеб – всему голова!».
- Изготовление костюмов для сказки: «Хлеб наше богатство и его надо беречь»
- Подбор и разучивание песен, стихов, загадок, крылатых выражений о ХЛЕБЕ.
- Подбор и разучивание песен, стихов, загадок, крылатых выражений о ХЛЕБЕ.
- Ценность хлеба в блокадном Ленинграде.
- Сочинение на тему: «Хлеб – наше богатство и его надо беречь!».
- Защита проекта в виде сказки на тему: «Хлеб – всему голова!»
Раздел 5: Проект: «Праздник за честь школы» (10 ч)
- Школа и школьные традиции.
- Эссе «Итоги работы класса за прошедшие учебные четверти, награждение отличников учебы и активных участников в жизни школы и класса»
- Конкурс поделок, рисунков, газет к празднику «За честь школы».
- Конкурс поделок, рисунков, газет к празднику «За честь школы».
- Кто учился в нашей школе, сбор материала.
- Подбор и разучивание стихов и песен о школе.
- Подбор и разучивание стихов и песен о школе.
- Подбор и разучивание стихов и песен о школе.
- Оформление выставки поделок, рисунков, газет к празднику «За честь школы»
- Презентация проекта в виде праздника «За честь школы».
4 класс
Раздел 1: «Введение» (1ч)
Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение и другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта.
Раздел 2: Проект “Красная книга родного края”. (7 ч)
- Экскурсия в краеведческий музей «Кирьяж» по теме «Мой родной край».
- Анкета «Мой родной край».
- Знакомство с растениями и животными родного края. Сбор материала о редких растениях и животных нашего края.
- Создание «Красной книги растений и животных родного края»
- Оформление стенда «Как прекрасен наш край».
- Выставка рисунков и поделок о родном крае.
- Защита проекта в виде заседания клуба «Почемучка».
Раздел 3: Проект: «Новогодняя сказка» (8 ч)
- Новогодний праздник, русские традиции. Сбор материала на тему: «Новогодний праздник».
- Просмотр мультипликационных фильмов на тему: «Новогодняя сказка».
- Тест: «Что я знаю об этом празднике?»
- Поиск и разучивание наиболее популярных песен о новогоднем празднике.
- Web-quest «Как встречают Новый год люди всех земных широт»
- Web-quest «Как встречают Новый год люди всех земных широт»
- Конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах»
- Защита проекта в виде новогодней сказки в классе.
Раздел 4: Проект “История нашего посёлка” (10 ч)
- Экскурсия: “Улицы нашего посёлка”
- Экскурсия: “Улицы нашего посёлка”
- Экскурсия: “Старинные постройки нашего посёлка”
- Экскурсия: “Старинные постройки нашего посёлка”
- Заседание клуба «Почемучка» на тему: «Исторические памятники нашего посёлка», сбор материала.
- Заседание клуба «Почемучка» на тему: «Исторические памятники нашего посёлка», сбор материала.
- Сочинение «Что я знаю об этом здании»
- Оформление фотоальбома: «Куркиёки – мой родной посёлок
- Оформление класса к защите проекта: “История нашего посёлка”
- Презентация проекта.
Раздел 5: Проект “Герб посёлка Куркиёки”. (8 ч)
- Начало создания гербов. Откуда идет эта традиция и для чего необходимо иметь городу флаг, герб.
- Сбор материала: «Что изображалось на гербах городов».
- Первичный обмен информацией «Что изображалось на гербах городов, и почему выбор падал именно на эти предметы?»
- Анкета «Что изображено на гербе нашего района?». Сбор материала о создании герба района .
- Сочинение: «Родной посёлок».
- Творческая работа по созданию символа (герба) своего посёлка.
- Оформление стенда «Герб посёлка Куркиёки».
- Презентация проекта «Герб посёлка Куркиёки».
Содержание курса внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»
Тема проекта. | Количество часов | Всего часов. | |||
теория | практика | экскурсии | Массовые мероприятия | ||
1. Введение | 11 | - | - | - | 11 |
2. Ролевая игра: «Числа первого десятка» | 1 | 6 | - | 1 | 8 |
3. «8 МАРТА – праздник бабушек и мам» | 1 | 7 |
1 | 1 | 10 |
4. «До свидания, первый класс» | 1 | 5 | - | 1 | 7 |
5. «Новогодняя елка» | 2 | 5 | - | 1 | 8 |
6. «Моя семья» | 2 | 4 | - | 1 | 7 |
7. «Новый год в моих фантазиях» | 1 | 6 | - |
1 | 8 |
8. «Перемена» | 1 | 8 | - | 1 | 10 |
9. «Учимся решать экологические проблемы в школе» | 1 | 5 | 1 | 1 | 8 |
10. «Правильное питание» | 1 | 5 | - | 1 | 7 |
11. «Хлеб - всему голова» | 1 | 5 | 1 | 1 | 8 |
12. «Красная книга родного края» |
1 | 5 | 1 | 1 | 8 |
13. «Праздник за честь школы» | 1 | 8 | - | 1 | 10 |
14. «Новогодняя сказка» | 2 | 5 | - | 1 | 8 |
15. «История нашего посёлка» |
2 |
5 | - | 1 |
8 |
16. «Герб посёлка Куркиёки» | 2 | 3 | 4 | 1 | 10 |
Итог | 31 | 82 | 8 | 15 | 136 |
Основные требования к знаниям и умениям:
При изучении курса «Первые шаги в науку»
учащиеся должны знать:
- что такое правильное питание;
- памятники нашего района;
- в какие игры можно, а в какие игры нельзя играть на перемене и почему;
- что изображено на гербе нашего района и почему;
- растения нашего края, занесенные в «Красную книгу»;
- традиции школы;
- что значит, экологические проблемы школы и как их решать своими силами;
- родословную своей семьи;
- откуда к нам пришла традиция праздновать Новый год и почему мы наряжаем именно это хвойное дерево на новогодний праздник, как празднуют новый год в других странах;
учащиеся должны иметь общие представления о:
- результатах, к которым ведет составление проекта; о структуре проекта; этапах его выполнения;
учащиеся должны уметь:
- вести поисковую работу по теме, которую определили для исследования;
- посещать музеи, выставки, культурные мероприятия;
- участвовать в работе клубов, проведении праздников,
- читать дополнительную литературу, работать в сети Интернет
- слушать и слышать своего товарища.
Приложение № 1. Система действий учителя и ученика при выполнении проекта.
Этапы | Действия учителя | Действия учащихся |
Предварительный этап | Определение в действиях школьников базового, программного и усложненного уровней усвоение учебного материала. | |
Диагностический этап | Разработка задания для выявления уровня усвоения знаний. Проведение диагностики обученности школьников. Анкетирование учащихся, беседы с классным руководителем, учащимися и их родителями. | Самоопределение ученика в области выбора уровня изучения каждого школьного предмета на основе результатов диагностики и своих интересов. |
Этап распределения учащихся по группам | Организация распределения учащихся по группам. Уточнение содержание обучения для разных групп. Разработка четких требований к уровню образовательной подготовки применительно к каждому уровню. Предоставление учащимся разработанных требований. | Выбор учеником определенной группы. Участие в обсуждении предлагаемых учителем требований к уровню образовательной подготовки в той или иной группе. |
Этап реализации уровневого обучения | Организация работы учащихся в группах. | Организация своей учебной деятельности в рамках выбранной группы. |
Этап оценки результатов образовательной подготовки в условиях уровневого обучения | Оценивание учащихся с позиции приложенных усилий (реализация положительной обратной связи) | Осуществление взаимооценки и самооценки достигнутых результатов. |
Приложение № 2.
Система действий учителя и учащихся на разных стадиях выполнения проекта.
Стадии. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
1. Разработка проектного задания. | ||
1.1. Выбор темы проекта. | Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. | Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме. |
| Учитель предлагает учащимся совместно отработать тему проекта. | Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения. |
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. | Учащиеся самостоятельно отбирают темы и предлагают классу для обсуждения. | |
1.2. Выделение подтем в теме проекта. | Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора. | Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. |
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта | Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т. е. выбирает себе роль). | |
1.3.Формирование творческих групп. | Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности. | Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды. |
1.4. Подготовка материала к исследовательской работе. Формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы. | Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает, задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. | Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке зданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением в классе. |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности. | Учитель принимает участие в обсуждении. | Учащиеся в группе, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности; видеофильм, альбом , натуральные объекты, литературная гостиная и т. д. |
2.Разработка проекта. | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся осуществляют поисковую деятельность. |
3.Оформление результатов. | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся в начале по группам, а потом по взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. |
4. Презентация. | Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или ребят параллельный класс, родителей. | Докладывают о результатах своей работы. |
5. Рефлексия. | Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия. |
Приложение № 3. При работе над проектом необходимо:
- обозначить титульный лист
- название проекта.
- руководителя проектной работы
- состав учащихся
- паспорт проектной работы.
- тип проекта
- цели проекта
- задачи проекта
- гипотезу исследовательской работы
- структуру проекта
- этапы проектной деятельности
- проведение итога проекта (утренник, презентация, защита проекта)
Приложение № 4. к проекту: «Ролевая игра: Числа первого десятка».
Цели проекта:
1. Создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления.
2. Создание условий для закрепления знаний чисел первого десятка, через включение учащихся в различные виды деятельности по закреплению знаний умений и навыков, полученных на уроках математики.
Задачи проекта:
1. Расширение знаний учащихся по теме «Числа первого десятка».
2. Привитие навыков культуры счета.
3.Установка стабильного интереса к навыкам устного счета в пределах десятка.
4. Выявление и решение проблем связанных с запоминанием устного счета в пределах первого десятка.
5. Развитие умения обобщать и сравнивать собранный материал.
Литература:
1. «От одного до десяти» (веселый счет), составитель С. Я. Маршак; издательство «Детская литература» 1959 год.
2. «Классные часы в 1 классе» составитель Я.Ю Мартынова; издательство – торговый дом «Карифей» 2006 год.
3. Методика воспитательной работы. Составитель Л.А. Байкова и другие Рязань, 1993 год.
4. «Веселая математика». Составитель В.В. Волина, ООО Фирма «Издательство АСТ», 1998 год.
Приложение № 5. к проекту: «8 МАРТА – праздник бабушек и мам»
Цели проекта:
Создание условий для развития инициативы, самостоятельного выполнения поисковой деятельности, коммуникативных умений учащихся.
Создание условий для закрепления знаний о празднике 8 – МАРТА, через включения учащихся в различные виды деятельности.
Задачи проекта:
1. Расширение знаний учащихся по теме: «8 – МАРТА»
2. Привития навыков труда при работе с различными материалами, для изготовления поделок к празднику.
3. Выявление и решение проблем связанных с запоминанием стихов, песен, загадок к празднику.
4. Развитие умения находить нужный материал по данной теме.
Литература:
- «Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры для детей начальных классов». Автор составитель С. А. Шин. Изд-е.2 – е. – Ростов – н/Д: изд – во «Феникс», 2003, - 384 с (Серия «Школа радости») «Я на солнышке лижу». Составитель Сергей Козлов; издательство «Малыш» Москва 1989 год.
- © Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД
«Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
Эл. адрес: festival@1september.ru
Приложение №6. к проекту: «До свидания первый класс!»
Цели проекта:
Создание условий для развития творческого потенциала младших школьников, самостоятельного выполнения поисковой деятельности, взаимодействия учителя и учащихся в процессе работы.
Создание благоприятных условий для выполнения проекта, через включения учащихся в различные виды деятельности.
Задачи проекта:
Закрепление знаний учащихся при выполнении работ по образцу.
Привития навыков труда при работе с различными материалами для изготовления поделок, газет, плакатов к празднику.
Выявление и решение проблем связанных с общением детей в ходе выполнения проекта.
Развитие умения отсеивать ненужный материал.
Приложение № 7. к проекту: «Моя семья»
Цели проекта:
Создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления.
Создание благоприятных условий для выполнения проекта, через включения учащихся в различные виды деятельности.
Задачи проекта:
Включение в систему ценностных отношений подростка родственников, ушедших из жизни до его рождения; установление связи между историей семьи и историей Отечества.
Осознание роли семьи в жизни человека. Род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения.
Понятие своей роли в этой семье, подбор фотографий, отражающих родственные и важные моменты в жизни семьи. Также впечатления о семейных путешествиях, труде, отдыхе, создание небольшого семейного альбома.
Вопросы, рассмотренные в проекте и заданные учащимся классов:
1. До какого поколения могу я, мои родители вспомнить имена (фамилии, годы жизни, места рождения) наших предков?
2. Сколько детей было в семьях разных поколений (мамы и папы, бабушек – дедушек, прабабушек и прадедушек)?
3. Откуда родом были ваши предки?
4. Кто из ваших предков прожил самую долгую жизнь ? Кого из них можно назвать долгожителем?
5. Ты знаешь о жизни бабушек, дедушек… А известно ли тебе что – то о жизни их родителей, их бабушек – дедушек?
6. Есть ли в вашей семье семейный архив? Что в нем? Кто хранит семейные реликвии? А ты как относишься к семейному архиву?
Литература:
Автор: Василевская В С; Редактор: Антонов В. В., Чамаева Т. А.
Издат: Вита-Пресс, 2008 г.; Жанр: Другое, Книги для родителей и др.
2. Автор: Алекс Экслер ; Название: «Моя родословная»; Жанр: Юмор; Издат: Вита-Пресс,
2008 г.;
3. Шахерова О. Н. Культура и литература Сибири – Иркутск, 1997 г.
4. Лыхин Ю. Как составить родословную // Сибирское наследство. Иркут. обл. публ. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2004 - № 1 - 3 с.
5. Миронов Ю. Ю. Главная книга семьи // Дошкольная педагогика – ООО “Детство-пресс” - 2004 - № 5 – 55 с. – 6 – 49 с.
6. Старостин А. Родословное древо // Новая Игрушка – М: 1995 - № 2 – 26-27 с.
7. Составитель Исламова С. М. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей – М: - ванта +, 1995 – т 5 – ч 1 – 46-56 с.
Приложение № 8: к проекту: “Новый год в моих фантазиях».
Цели проекта:
1. Создание условий коммуникативных умений учащихся, творческого мышления, развитие интеллектуальных способностей.
2. Создание благоприятных условий для применения новых знаний при выполнении проекта.
Задачи проекта:
1. Обогатить представления детей о празднике.
2. Привития навыков труда при работе с различными материалами, для изготовления костюмов, поделок, плакатов, газет к празднику.
3. Выявление и решение проблем связанных с общением детей в ходе выполнения проекта.
4. Развитие умения находить нужный материал по данной теме.
Вопросы для беседы: «Новый год в моих фантазиях»
Откуда к нам пришел этот праздник?
Когда и почему мы начали праздновать новый год? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями)
Как новый год празднуют в других странах?
Куда кладут подарки в разных странах на новый год?
Вопросы анкеты: «ЕЛКА»
Почему мы наряжаем елку?
Откуда к нам пришла традиция ставить хвойное дерево на новогодний праздник и его украшать?
Какие украшения вешали люди в далекой старине на елку?
Какие новогодние традиции, остались у нас от далекой старины?
Литература:
- Елка // Пчелка: православный сборник для детей, - 1994 год №2 С. 39.
- Крещенские сказания // Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказания, поверья, обычаи и пословицы русского народа. Репр. Изд. М., 1901. – С. 109 – 120.
- Песни зимнего обхода дворов / Подг. Г. Науменко // Народное творчество. – 1989 год. - № 11 – С. 5 -6.
- Святочные истории: Рассказы и стихотворения русских писателей. - М.: Русская книга, 1992 год. – С. 318.
- «Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры для детей», Автор составитель С. А. Шин. Изд-е.2 – е. – Ростов – н/Д: изд – во «Феникс», 2003, - 384 с (Серия «Школа радости»)
- И святы вечера пришли: Святочная песня / Исполн. О. Трушина //Песни Смоленского Поднепровья. – Л., Мелодия, 1985 год.
Приложение № 9, к проекту: “Перемена”.
Цели проекта:
формирование желания быть здоровым,
вести здоровый образ жизни, накопление информации для проведения перемен.
Задачи проекта:
1. мотивировать на здравоохранительное поведение,
2. создать положительные эмоции,
3. учить коммуникативности.
Анкета для родителей
- Что вы понимаете под здоровым образом жизни?
- Как вы считаете, может ли школа помочь ребенку полностью освоить вопросы, касающиеся проблем ЗОЖ и охраны здоровья?
- Кто должен участвовать в воспитании ЗОЖ?
- Знаете ли вы, как проходят перемены в школе?
- Чему учатся дети на перемене?
- Чем вы можете помочь в организационном проведении перемен?
Информация для родителей
Ребенок должен освоить следующие вопросы, касающиеся проблем здорового образа жизни и охраны здоровья:
- знать названия основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
- уметь измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания в состоянии покоя и после физической нагрузки, понимать значение определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;
- понимать значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
- знать и соблюдать правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
- уметь правильно строить режим дня и выполнять его;
- знать основные правила рационального питания с учетом возраста;
- понимать значение двигательной активности для развития здорового организма, уметь удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня;
- знать и выполнять правила профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
- знать основные природные факторы, укрепляющие здоровье, и уметь ими пользоваться;
- уметь составить для себя программу оздоровления на летний и зимний сезоны года и обеспечить ее выполнение;
знать, как охранять свое здоровье от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний, что делать при их возникновении, как оказать себе первую доврачебную помощь;
знать, какие привычки и почему представляют вред для здоровья, не допускать их появления;
знать основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций, уметь распознавать и анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
уметь оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях;
знать лечебные учреждения, профессии врачей-специалистов, которые могут оказать услуги в случае болезни, знать, почему необходимо посещать врача;
знать лечебные свойства некоторых деревьев, кустарников, трав, уметь использовать их для профилактики и лечения некоторых заболеваний, уметь приготовить витаминный травяной чай, фруктовые и овощные коктейли;
знать особенности своего физического и психического развития, характера, памяти, внимания для их совершенствования и коррекции;
знать особенности развития мальчиков и девочек, понимать значение самовоспитания в формировании личности мальчика и девочки;
знать состав, родственные корни своей семьи, любить и почитать отца; мать, уважать других членов семьи, помогать вести хозяйственные дела в семье;
быть осторожным в общении со взрослыми незнакомыми людьми обоего пола, избегая тем самым возможных экстремальных ситуаций;
уметь взаимодействовать с окружающей средой с позиции экологической безопасности, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни.
Проведение линейки для проекта «Перемена»
Учитель:
- Школа – это самая большая семья, в которой свои правила. Они установлены на основе общепринятых правил. Школа – это наш второй дом. А воспитанный человек ведет себя в доме культурно.
Зазвонил телефон.
Учитель:
- Да, я вас слушаю. Незнайка? Выручить тебя? Как мы сможем? У нас тут линейка. Попробуем.
- Дети, звонил Незнайка. Его похитили инопланетяне. Чтобы его спасти, нужно ответить на вопросы инопланетян по правилам поведения в школе. Поможем Незнайке?
(Вносят конверт с вопросами).
- Первый вопрос. Как нужно приветствовать учителя, взрослых, которых вы встречаете по дороге в класс?
Дети отвечают по очереди.
- Со всеми взрослыми надо здороваться «Здравствуйте».
- С друзьями можно употреблять слово «Привет», «Доброе утро».
- Произносить приветствие нужно с улыбкой.
(Разыгрывается ситуация)
Учитель:
- Второй вопрос. Каким должен быть внешний вид ученика?
Дети отвечают по очереди.
- При входе мальчики снимают головные уборы.
- Все переобуваются и кладут уличную обувь в сумку для грязной обуви.
- Главное, не мешать окружающим.
- Форма учеников должна быть чистой и выглаженной.
Учитель:
- Третий вопрос. Можно ли опаздывать на урок?
Дети отвечают по очереди.
- На урок опаздывать нельзя. Тот, кто опоздает, не будет знать, что говорит учитель.
- Опоздавший ученик мешает всему классу.
- В класс нужно приходить за 10 – 15 минут до начала урока.
- Если случилось так, что ты опоздал, то…(ситуация обыгрывается).
Учитель:
- Четвертый вопрос. Как нужно сидеть во время урока?
Дети отвечают по очереди.
1. Парта это не кровать,
И на ней нельзя лежать,
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
2. Учитель спросит, надо встать
Когда он сесть позволит, сядь,
Ответить хочешь, не шуми,
А только руку подыми.
3. Готовиться к уроку надо заранее, до звонка.
4. Все ли у тебя на месте. Надо проверять еще дома.
Учитель:
- Вопрос пятый и самый важный для нашей школы. Что можно делать на перемене в школьном коридоре?
Приложение № 10. к проекту: “Учимся решать экологические проблемы в школе”.
Цели проекта:
1. Создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления.
2. Создание условий для развития чувства сопричастности к решению экопроблем через включение учащихся в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки.
Задачи проекта:
1. Расширение экологических знаний уч-ся.
2. Привитие навыков экологической культуры.
3. Установка стабильного интереса к экологической обстановке своей местности.
4. Выявление и решение экопроблем в условиях населённого пункта.
5. Развитие социальной активности уч-ся (взаимодействие уч-ся с местными органами власти, связь с общественностью).
6. Развитие умения обобщать и сравнивать собранный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению факультатив «Экономика: первые шаги»
Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»
«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку "Шаг за шагом"
«Шаг за шагом»/“Step by Step’’ рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1–4-х классов.Автор-составитель:Н.А. Ладик, учитель английского языка МБОУ«Лицей № 1»...
Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".
Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Первые шаги. Уроки развития»
Рабочая программа разработана на основе программы по формированию психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой, программы психологического развития «Уроки пс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Экономика: первые шаги»
Рабочая программа внеурочной деятельностипо социальному направлению «Экономика: первые шаги»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в экономику"
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономно...