Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги"
рабочая программа по теме
Рабочая программа составлена для работы с младшими школьниками. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира, технологии, на внеклассных занятиях. Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельностный подход в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МБОУ «Куркиёкская СОШ»
Рабочая программа курса
«Первые шаги в науку»
(внеурочная деятельность)
1-4 класс
Учитель начальных классов МБОУ Куркиёкская СОШ» Корень А. Э.
п.Куркиёки
2018
Пояснительная записка
Программа курса «Первые шаги в науку» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы и подходы для решения практической деятельности, мыслить системно, комплексно; непрерывно овладевать новыми знаниями, выявлять творческие способности школьников, развивающиеся в процессе выполнения проектных заданий.
Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках технологии, на внеклассных занятиях. Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный подход, который способствует применению умений, знаний, полученных при изучении школьных дисциплин на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь самостоятельный принцип обучения, но и использовать знания, полученные в ходе изучения других школьных дисциплин.
Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать их дальнейшему образованию, формированию навыков культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал. Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности.
Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. При рекомендации тем творческих проектов, учитывается возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы - временного, творческого коллектива.
Программа обучения рассчитана на обучающихся 1- 4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с проектной деятельностью.
Целью программы является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития этой личности на этапе выполнения проекта и задачами исследовательской деятельности детей в процессе работы над проектом.
Задачи курса:
образовательные: познакомить детей 1 – 4 классов с многообразием проектов, научить самостоятельно находить к ним необходимый минимум материала, формулировать и высказывать свою точку зрения в процессе подготовки проекта, учитывать возможность реализации межпредметных связей, научить решать разнообразные конструкторско – технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов.
развивающие: развивать творчество обучающихся, их наблюдательность, самостоятельность и инициативу; практические умения и навыки при подборе и переработке материала; развивать художественный вкус; совершенствование стиля партнерских отношений в группе.
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; культура труда и этика общения; бережное отношение к источнику знаний – книге, компьютеру, справочной литературе, журналам, газетам.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее востребованность в современной начальной школе, актуальность, развивающая ценность.
Методы работы:
словесные: рассказы детей, сообщения, доклады на заданную тему, подготовка и чтение рефератов - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные: демонстрации поделок, плакатов, макетов, схем, иллюстраций, рисунков. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления, внимания, младших школьников;
практические: – это изготовление плакатов, схем, различных моделей, поделок. Позволяют найти самореализацию личности младшего школьника путем развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств, и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых проектов, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость.
Программа «Первые шаги в науку» учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников. В процессе реализации используются такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информаторами, поисковые работы. Не следует понимать проект как контрольную работу. Проект – творческая работа, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения задания. Такие формы работы позволяют детям почувствовать свою значимость в учебном процессе, ценность общения.
Программа курса «Первые шаги в науку» предусматривает форму контроля знаний: защита проекта в присутствии всего класса. Это мероприятие формирует у учащихся чувство ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 1 академического часа.
Календарно-тематическое планирование курса «Первые шаги в науку»
1 класс
Раздел 1: Введение (8ч)
- Что такое проект?
- Значимость проекта.
- Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение, газеты и журналы, другие источники.
- Выбор предполагаемых участников проекта.
- Виды проектов.
- Выбор темы.
- Где найти информацию?
- Поиск информации
Раздел 2: Проект «Ролевая игра: Числа первого десятка» (8 ч)
- Распределение ролей к данной игре.
- Изготовление макета домика «Терем-теремок»
- Изготовление макета домика «Терем-теремок»
- Изготовление костюма для каждой цифры.
- Изготовление костюма для каждой цифры.
- Изготовление плакатов с заданиями к игре.
- Изготовление плакатов с заданиями к игре.
- Защита проекта в виде инсценирование сказки: «Терем-теремок».
Раздел 3: Проект «8 МАРТА – праздник бабушек и мам» (10 ч)
- Беседа «История возникновения праздника в нашей стране».
- Подготовка и выпуск рисунков портретов: «Это мамочка моя».
- Подбор материала и выпуск классной газеты: «Вот какие наши мамы!»
- Подбор и заучивание стихов, загадок, песен о бабушках и мамах.
- Подбор и заучивание стихов, загадок, песен о бабушках и мамах.
- Изготовление поздравительных открыток для бабушек и мам.
- Проведение анкет с родителями: «Как Ваш ребенок помогает дома»
- Подготовить и провести экскурсию на работу одной из мам.
- Сбор материала и оформление зала для проведения праздника проекта: «8 МАРТА – праздник бабушек и мам».
- Защита проекта «8 МАРТА – праздник бабушек и мам».
Раздел 4: Проект «До свидания, первый класс!» (7 ч)
- Подведение итогов окончания первого класса.
- Подбор стихов, загадок, песен о школьных принадлежностях.
- Подготовка и проведение конкурса мини-сочинений: «Мой любимый предмет».
- Изготовление костюмов для роли букв, в праздничном концерте.
- Изготовление костюмов для роли букв, в праздничном концерте.
- Сбор материала и изготовление газет: «Прощай первый класс», оформление зала.
- Защита проекта в виде праздничного концерта: «До свидания, первый класс!».
2 класс
Раздел 1: Введение (1ч)
Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение, газеты и журналы, другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта.
Раздел 2: Проект “Моя семья”. (7 ч)
Основные понятия раздела: семья - одна из главных ценностей для человека в жизни; необходимо знать историю своей семьи, уважать своих родственников и помнить о них. Часто о человеке судят по его семье; следовательно, свою семью надо создавать на принципах любви и уважения.
- Роль семьи в жизни человека.
- Изучение истории семьи, рода занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения, понимание своей роли в этой семье.
- Сбор фотографий, отражающих родственные и важные моменты в жизни отдельно взятой семьи.
- Оформление небольшого семейного альбома исследуемой семьи.
- Написание эссе о путешествиях, труде и отдыхе данной семьи.
- Родословное древо. Конкурс «Моя родословная».
- Защита проекта.
Раздел 3: Проект “Новый год в моих фантазиях». (8 ч)
- Новый год в моих фантазиях.
- Подготовка нкеты: «ЕЛКА!»
- Поиск информации: почему мы наряжаем елку, откуда к нам пришла традиция ставить хвойное дерево на новогодний праздник и его украшать, какие украшения вешали люди в далекой старине на елку, какие новогодние традиции, остались у нас от далекой старины.
- Поиск наиболее популярных песен о новогоднем празднике.
- Разучивание песен о новогоднем празднике.
- Конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах».
- Самые активные поисковики. Подведение предварительных итогов.
- Новогодние украшения для елки.
- Защита проекта «Новогоднее представление»
Раздел 4: Проект “Перемена” (10 ч)
- Развлекательные игры на перемене. Игры, отличающиеся: по динамике, по целям воспитания. Какие игры подходят для игры на перемене, а какие - нет, потому, что не соответствуют правилам поведения в школе.
- Составление коллекции игр, в которые можно играть на перемене.
- Представление найденных игр.
- Анкета среди родителей и учащихся «Что такое ЗОЖ?»
- Изготовление для родителей информационного стенда, разъясняющего аспекты системы ЗОЖ и принципы построения воспитания ЗОЖ.
- Проблемы здорового образа жизни и охраны здоровья.
- Разучивание игр на развитие чувства времени и умение составлять режим дня.
- Разучивание игр на развитие чувства времени и умение составлять режим дня.
- Подготовка зала к защите проекта.
- Презентация проекта.
Раздел 5: Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе”.(8 ч)
- Урок – экскурсия по школе и прилегающей к ней территории.
- Тестирование «Экологическое состояние территории школы и пришкольного участка».
- Анкета «Что ты можешь сделать для улучшения экологического состояния коридора, класса в здании своей школы».
- Сочинение на тему: «Экологическое состояние школы и его улучшение по моим представлениям»
- Формирование группы «экологической помощи».
- Уборка школьной территории (уборка осенней и весенней листвы, подравнивание кустарников силами детей, высадка однолетних и многолетних цветов и трав).
- Изготовление стенда с фотографиями детей, работающих добровольно по улучшению экологической проблемы в школе и пришкольном участке.
- Презентация проекта.
3 класс.
Раздел 1: «Введение» (1ч)
Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение и другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта.
Раздел 2: Проект «Правильное питание»”. (7 ч)
Основные понятия раздела: дети - это будущее России, их здоровье во многом зависит от правильного питания.
- Значимость правильного питания на примере рассказов, сказок, стихов.
- Анкета «Как надо правильно питаться?».
- Конкурс поделок, газет, викторин. Фотоконкурс о правильном питании.
- Составление рациона недельного питания семьи.
- Создание стенда о правильном питании.
- Украшение класса для презентации поделками, газетами, фотографиями.
- Презентация проекта.
Раздел 3: Проект «Новогодняя елка» (8 ч)
- Беседа - путешествие: «Новогоднее дерево – елка».
- Сбор материала на тему: «Новогоднее дерево – елка».
- Просмотр сказки: «Новогодние приключения Маши и Вити».
- Тест: «Что я знаю о елке?»
- Разучивание наиболее популярных песен о новогоднем празднике.
- Разучивание наиболее популярных песен о новогоднем празднике.
- Конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах»
- Защита проекта в виде новогоднего представления.
Раздел 4: Проект: «Хлеб - всему голова» (8 ч)
- Хлеб и его значимости в рационе питания человека.
- Конкурс поделок, рисунков, газет на тему: «Хлеб – всему голова!».
- Изготовление костюмов для сказки: «Хлеб наше богатство и его надо беречь»
- Подбор и разучивание песен, стихов, загадок, крылатых выражений о ХЛЕБЕ.
- Подбор и разучивание песен, стихов, загадок, крылатых выражений о ХЛЕБЕ.
- Ценность хлеба в блокадном Ленинграде.
- Сочинение на тему: «Хлеб – наше богатство и его надо беречь!».
- Защита проекта в виде сказки на тему: «Хлеб – всему голова!»
Раздел 5: Проект: «Праздник за честь школы» (10 ч)
- Школа и школьные традиции.
- Эссе «Итоги работы класса за прошедшие учебные четверти, награждение отличников учебы и активных участников в жизни школы и класса»
- Конкурс поделок, рисунков, газет к празднику «За честь школы».
- Конкурс поделок, рисунков, газет к празднику «За честь школы».
- Кто учился в нашей школе, сбор материала.
- Подбор и разучивание стихов и песен о школе.
- Подбор и разучивание стихов и песен о школе.
- Подбор и разучивание стихов и песен о школе.
- Оформление выставки поделок, рисунков, газет к празднику «За честь школы»
- Презентация проекта в виде праздника «За честь школы».
4 класс
Раздел 1: «Введение» (1ч)
Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение и другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта.
Раздел 2: Проект “Красная книга родного края”. (7 ч)
- Экскурсия в краеведческий музей «Кирьяж» по теме «Мой родной край».
- Анкета «Мой родной край».
- Знакомство с растениями и животными родного края. Сбор материала о редких растениях и животных нашего края.
- Создание «Красной книги растений и животных родного края»
- Оформление стенда «Как прекрасен наш край».
- Выставка рисунков и поделок о родном крае.
- Защита проекта в виде заседания клуба «Почемучка».
Раздел 3: Проект: «Новогодняя сказка» (8 ч)
- Новогодний праздник, русские традиции. Сбор материала на тему: «Новогодний праздник».
- Просмотр мультипликационных фильмов на тему: «Новогодняя сказка».
- Тест: «Что я знаю об этом празднике?»
- Поиск и разучивание наиболее популярных песен о новогоднем празднике.
- Web-quest «Как встречают Новый год люди всех земных широт»
- Web-quest «Как встречают Новый год люди всех земных широт»
- Конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах»
- Защита проекта в виде новогодней сказки в классе.
Раздел 4: Проект “История нашего посёлка” (10 ч)
- Экскурсия: “Улицы нашего посёлка”
- Экскурсия: “Улицы нашего посёлка”
- Экскурсия: “Старинные постройки нашего посёлка”
- Экскурсия: “Старинные постройки нашего посёлка”
- Заседание клуба «Почемучка» на тему: «Исторические памятники нашего посёлка», сбор материала.
- Заседание клуба «Почемучка» на тему: «Исторические памятники нашего посёлка», сбор материала.
- Сочинение «Что я знаю об этом здании»
- Оформление фотоальбома: «Куркиёки – мой родной посёлок
- Оформление класса к защите проекта: “История нашего посёлка”
- Презентация проекта.
Раздел 5: Проект “Герб посёлка Куркиёки”. (8 ч)
- Начало создания гербов. Откуда идет эта традиция и для чего необходимо иметь городу флаг, герб.
- Сбор материала: «Что изображалось на гербах городов».
- Первичный обмен информацией «Что изображалось на гербах городов, и почему выбор падал именно на эти предметы?»
- Анкета «Что изображено на гербе нашего района?». Сбор материала о создании герба района .
- Сочинение: «Родной посёлок».
- Творческая работа по созданию символа (герба) своего посёлка.
- Оформление стенда «Герб посёлка Куркиёки».
- Презентация проекта «Герб посёлка Куркиёки».
Содержание курса внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»
Тема проекта. | Количество часов | Всего часов. | |||
теория | практика | экскурсии | Массовые мероприятия | ||
1. Введение | 11 | - | - | - | 11 |
2. Ролевая игра: «Числа первого десятка» | 1 | 6 | - | 1 | 8 |
3. «8 МАРТА – праздник бабушек и мам» | 1 | 7 |
1 | 1 | 10 |
4. «До свидания, первый класс» | 1 | 5 | - | 1 | 7 |
5. «Новогодняя елка» | 2 | 5 | - | 1 | 8 |
6. «Моя семья» | 2 | 4 | - | 1 | 7 |
7. «Новый год в моих фантазиях» | 1 | 6 | - |
1 | 8 |
8. «Перемена» | 1 | 8 | - | 1 | 10 |
9. «Учимся решать экологические проблемы в школе» | 1 | 5 | 1 | 1 | 8 |
10. «Правильное питание» | 1 | 5 | - | 1 | 7 |
11. «Хлеб - всему голова» | 1 | 5 | 1 | 1 | 8 |
12. «Красная книга родного края» |
1 | 5 | 1 | 1 | 8 |
13. «Праздник за честь школы» | 1 | 8 | - | 1 | 10 |
14. «Новогодняя сказка» | 2 | 5 | - | 1 | 8 |
15. «История нашего посёлка» |
2 |
5 | - | 1 |
8 |
16. «Герб посёлка Куркиёки» | 2 | 3 | 4 | 1 | 10 |
Итог | 31 | 82 | 8 | 15 | 136 |
Основные требования к знаниям и умениям:
При изучении курса «Первые шаги в науку»
учащиеся должны знать:
- что такое правильное питание;
- памятники нашего района;
- в какие игры можно, а в какие игры нельзя играть на перемене и почему;
- что изображено на гербе нашего района и почему;
- растения нашего края, занесенные в «Красную книгу»;
- традиции школы;
- что значит, экологические проблемы школы и как их решать своими силами;
- родословную своей семьи;
- откуда к нам пришла традиция праздновать Новый год и почему мы наряжаем именно это хвойное дерево на новогодний праздник, как празднуют новый год в других странах;
учащиеся должны иметь общие представления о:
- результатах, к которым ведет составление проекта; о структуре проекта; этапах его выполнения;
учащиеся должны уметь:
- вести поисковую работу по теме, которую определили для исследования;
- посещать музеи, выставки, культурные мероприятия;
- участвовать в работе клубов, проведении праздников,
- читать дополнительную литературу, работать в сети Интернет
- слушать и слышать своего товарища.
Приложение № 1. Система действий учителя и ученика при выполнении проекта.
Этапы | Действия учителя | Действия учащихся |
Предварительный этап | Определение в действиях школьников базового, программного и усложненного уровней усвоение учебного материала. | |
Диагностический этап | Разработка задания для выявления уровня усвоения знаний. Проведение диагностики обученности школьников. Анкетирование учащихся, беседы с классным руководителем, учащимися и их родителями. | Самоопределение ученика в области выбора уровня изучения каждого школьного предмета на основе результатов диагностики и своих интересов. |
Этап распределения учащихся по группам | Организация распределения учащихся по группам. Уточнение содержание обучения для разных групп. Разработка четких требований к уровню образовательной подготовки применительно к каждому уровню. Предоставление учащимся разработанных требований. | Выбор учеником определенной группы. Участие в обсуждении предлагаемых учителем требований к уровню образовательной подготовки в той или иной группе. |
Этап реализации уровневого обучения | Организация работы учащихся в группах. | Организация своей учебной деятельности в рамках выбранной группы. |
Этап оценки результатов образовательной подготовки в условиях уровневого обучения | Оценивание учащихся с позиции приложенных усилий (реализация положительной обратной связи) | Осуществление взаимооценки и самооценки достигнутых результатов. |
Приложение № 2.
Система действий учителя и учащихся на разных стадиях выполнения проекта.
Стадии. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
1. Разработка проектного задания. | ||
1.1. Выбор темы проекта. | Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. | Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме. |
| Учитель предлагает учащимся совместно отработать тему проекта. | Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения. |
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. | Учащиеся самостоятельно отбирают темы и предлагают классу для обсуждения. | |
1.2. Выделение подтем в теме проекта. | Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора. | Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. |
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта | Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т. е. выбирает себе роль). | |
1.3.Формирование творческих групп. | Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности. | Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды. |
1.4. Подготовка материала к исследовательской работе. Формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы. | Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает, задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. | Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке зданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением в классе. |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности. | Учитель принимает участие в обсуждении. | Учащиеся в группе, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности; видеофильм, альбом , натуральные объекты, литературная гостиная и т. д. |
2.Разработка проекта. | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся осуществляют поисковую деятельность. |
3.Оформление результатов. | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся в начале по группам, а потом по взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. |
4. Презентация. | Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или ребят параллельный класс, родителей. | Докладывают о результатах своей работы. |
5. Рефлексия. | Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия. |
Приложение № 3. При работе над проектом необходимо:
- обозначить титульный лист
- название проекта.
- руководителя проектной работы
- состав учащихся
- паспорт проектной работы.
- тип проекта
- цели проекта
- задачи проекта
- гипотезу исследовательской работы
- структуру проекта
- этапы проектной деятельности
- проведение итога проекта (утренник, презентация, защита проекта)
Приложение № 4. к проекту: «Ролевая игра: Числа первого десятка».
Цели проекта:
1. Создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления.
2. Создание условий для закрепления знаний чисел первого десятка, через включение учащихся в различные виды деятельности по закреплению знаний умений и навыков, полученных на уроках математики.
Задачи проекта:
1. Расширение знаний учащихся по теме «Числа первого десятка».
2. Привитие навыков культуры счета.
3.Установка стабильного интереса к навыкам устного счета в пределах десятка.
4. Выявление и решение проблем связанных с запоминанием устного счета в пределах первого десятка.
5. Развитие умения обобщать и сравнивать собранный материал.
Литература:
1. «От одного до десяти» (веселый счет), составитель С. Я. Маршак; издательство «Детская литература» 1959 год.
2. «Классные часы в 1 классе» составитель Я.Ю Мартынова; издательство – торговый дом «Карифей» 2006 год.
3. Методика воспитательной работы. Составитель Л.А. Байкова и другие Рязань, 1993 год.
4. «Веселая математика». Составитель В.В. Волина, ООО Фирма «Издательство АСТ», 1998 год.
Приложение № 5. к проекту: «8 МАРТА – праздник бабушек и мам»
Цели проекта:
Создание условий для развития инициативы, самостоятельного выполнения поисковой деятельности, коммуникативных умений учащихся.
Создание условий для закрепления знаний о празднике 8 – МАРТА, через включения учащихся в различные виды деятельности.
Задачи проекта:
1. Расширение знаний учащихся по теме: «8 – МАРТА»
2. Привития навыков труда при работе с различными материалами, для изготовления поделок к празднику.
3. Выявление и решение проблем связанных с запоминанием стихов, песен, загадок к празднику.
4. Развитие умения находить нужный материал по данной теме.
Литература:
- «Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры для детей начальных классов». Автор составитель С. А. Шин. Изд-е.2 – е. – Ростов – н/Д: изд – во «Феникс», 2003, - 384 с (Серия «Школа радости») «Я на солнышке лижу». Составитель Сергей Козлов; издательство «Малыш» Москва 1989 год.
- © Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД
«Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
Эл. адрес: festival@1september.ru
Приложение №6. к проекту: «До свидания первый класс!»
Цели проекта:
Создание условий для развития творческого потенциала младших школьников, самостоятельного выполнения поисковой деятельности, взаимодействия учителя и учащихся в процессе работы.
Создание благоприятных условий для выполнения проекта, через включения учащихся в различные виды деятельности.
Задачи проекта:
Закрепление знаний учащихся при выполнении работ по образцу.
Привития навыков труда при работе с различными материалами для изготовления поделок, газет, плакатов к празднику.
Выявление и решение проблем связанных с общением детей в ходе выполнения проекта.
Развитие умения отсеивать ненужный материал.
Приложение № 7. к проекту: «Моя семья»
Цели проекта:
Создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления.
Создание благоприятных условий для выполнения проекта, через включения учащихся в различные виды деятельности.
Задачи проекта:
Включение в систему ценностных отношений подростка родственников, ушедших из жизни до его рождения; установление связи между историей семьи и историей Отечества.
Осознание роли семьи в жизни человека. Род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения.
Понятие своей роли в этой семье, подбор фотографий, отражающих родственные и важные моменты в жизни семьи. Также впечатления о семейных путешествиях, труде, отдыхе, создание небольшого семейного альбома.
Вопросы, рассмотренные в проекте и заданные учащимся классов:
1. До какого поколения могу я, мои родители вспомнить имена (фамилии, годы жизни, места рождения) наших предков?
2. Сколько детей было в семьях разных поколений (мамы и папы, бабушек – дедушек, прабабушек и прадедушек)?
3. Откуда родом были ваши предки?
4. Кто из ваших предков прожил самую долгую жизнь ? Кого из них можно назвать долгожителем?
5. Ты знаешь о жизни бабушек, дедушек… А известно ли тебе что – то о жизни их родителей, их бабушек – дедушек?
6. Есть ли в вашей семье семейный архив? Что в нем? Кто хранит семейные реликвии? А ты как относишься к семейному архиву?
Литература:
Автор: Василевская В С; Редактор: Антонов В. В., Чамаева Т. А.
Издат: Вита-Пресс, 2008 г.; Жанр: Другое, Книги для родителей и др.
2. Автор: Алекс Экслер ; Название: «Моя родословная»; Жанр: Юмор; Издат: Вита-Пресс,
2008 г.;
3. Шахерова О. Н. Культура и литература Сибири – Иркутск, 1997 г.
4. Лыхин Ю. Как составить родословную // Сибирское наследство. Иркут. обл. публ. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2004 - № 1 - 3 с.
5. Миронов Ю. Ю. Главная книга семьи // Дошкольная педагогика – ООО “Детство-пресс” - 2004 - № 5 – 55 с. – 6 – 49 с.
6. Старостин А. Родословное древо // Новая Игрушка – М: 1995 - № 2 – 26-27 с.
7. Составитель Исламова С. М. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей – М: - ванта +, 1995 – т 5 – ч 1 – 46-56 с.
Приложение № 8: к проекту: “Новый год в моих фантазиях».
Цели проекта:
1. Создание условий коммуникативных умений учащихся, творческого мышления, развитие интеллектуальных способностей.
2. Создание благоприятных условий для применения новых знаний при выполнении проекта.
Задачи проекта:
1. Обогатить представления детей о празднике.
2. Привития навыков труда при работе с различными материалами, для изготовления костюмов, поделок, плакатов, газет к празднику.
3. Выявление и решение проблем связанных с общением детей в ходе выполнения проекта.
4. Развитие умения находить нужный материал по данной теме.
Вопросы для беседы: «Новый год в моих фантазиях»
Откуда к нам пришел этот праздник?
Когда и почему мы начали праздновать новый год? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями)
Как новый год празднуют в других странах?
Куда кладут подарки в разных странах на новый год?
Вопросы анкеты: «ЕЛКА»
Почему мы наряжаем елку?
Откуда к нам пришла традиция ставить хвойное дерево на новогодний праздник и его украшать?
Какие украшения вешали люди в далекой старине на елку?
Какие новогодние традиции, остались у нас от далекой старины?
Литература:
- Елка // Пчелка: православный сборник для детей, - 1994 год №2 С. 39.
- Крещенские сказания // Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказания, поверья, обычаи и пословицы русского народа. Репр. Изд. М., 1901. – С. 109 – 120.
- Песни зимнего обхода дворов / Подг. Г. Науменко // Народное творчество. – 1989 год. - № 11 – С. 5 -6.
- Святочные истории: Рассказы и стихотворения русских писателей. - М.: Русская книга, 1992 год. – С. 318.
- «Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры для детей», Автор составитель С. А. Шин. Изд-е.2 – е. – Ростов – н/Д: изд – во «Феникс», 2003, - 384 с (Серия «Школа радости»)
- И святы вечера пришли: Святочная песня / Исполн. О. Трушина //Песни Смоленского Поднепровья. – Л., Мелодия, 1985 год.
Приложение № 9, к проекту: “Перемена”.
Цели проекта:
формирование желания быть здоровым,
вести здоровый образ жизни, накопление информации для проведения перемен.
Задачи проекта:
1. мотивировать на здравоохранительное поведение,
2. создать положительные эмоции,
3. учить коммуникативности.
Анкета для родителей
- Что вы понимаете под здоровым образом жизни?
- Как вы считаете, может ли школа помочь ребенку полностью освоить вопросы, касающиеся проблем ЗОЖ и охраны здоровья?
- Кто должен участвовать в воспитании ЗОЖ?
- Знаете ли вы, как проходят перемены в школе?
- Чему учатся дети на перемене?
- Чем вы можете помочь в организационном проведении перемен?
Информация для родителей
Ребенок должен освоить следующие вопросы, касающиеся проблем здорового образа жизни и охраны здоровья:
- знать названия основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
- уметь измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания в состоянии покоя и после физической нагрузки, понимать значение определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;
- понимать значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
- знать и соблюдать правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
- уметь правильно строить режим дня и выполнять его;
- знать основные правила рационального питания с учетом возраста;
- понимать значение двигательной активности для развития здорового организма, уметь удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня;
- знать и выполнять правила профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
- знать основные природные факторы, укрепляющие здоровье, и уметь ими пользоваться;
- уметь составить для себя программу оздоровления на летний и зимний сезоны года и обеспечить ее выполнение;
знать, как охранять свое здоровье от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний, что делать при их возникновении, как оказать себе первую доврачебную помощь;
знать, какие привычки и почему представляют вред для здоровья, не допускать их появления;
знать основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций, уметь распознавать и анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
уметь оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях;
знать лечебные учреждения, профессии врачей-специалистов, которые могут оказать услуги в случае болезни, знать, почему необходимо посещать врача;
знать лечебные свойства некоторых деревьев, кустарников, трав, уметь использовать их для профилактики и лечения некоторых заболеваний, уметь приготовить витаминный травяной чай, фруктовые и овощные коктейли;
знать особенности своего физического и психического развития, характера, памяти, внимания для их совершенствования и коррекции;
знать особенности развития мальчиков и девочек, понимать значение самовоспитания в формировании личности мальчика и девочки;
знать состав, родственные корни своей семьи, любить и почитать отца; мать, уважать других членов семьи, помогать вести хозяйственные дела в семье;
быть осторожным в общении со взрослыми незнакомыми людьми обоего пола, избегая тем самым возможных экстремальных ситуаций;
уметь взаимодействовать с окружающей средой с позиции экологической безопасности, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни.
Проведение линейки для проекта «Перемена»
Учитель:
- Школа – это самая большая семья, в которой свои правила. Они установлены на основе общепринятых правил. Школа – это наш второй дом. А воспитанный человек ведет себя в доме культурно.
Зазвонил телефон.
Учитель:
- Да, я вас слушаю. Незнайка? Выручить тебя? Как мы сможем? У нас тут линейка. Попробуем.
- Дети, звонил Незнайка. Его похитили инопланетяне. Чтобы его спасти, нужно ответить на вопросы инопланетян по правилам поведения в школе. Поможем Незнайке?
(Вносят конверт с вопросами).
- Первый вопрос. Как нужно приветствовать учителя, взрослых, которых вы встречаете по дороге в класс?
Дети отвечают по очереди.
- Со всеми взрослыми надо здороваться «Здравствуйте».
- С друзьями можно употреблять слово «Привет», «Доброе утро».
- Произносить приветствие нужно с улыбкой.
(Разыгрывается ситуация)
Учитель:
- Второй вопрос. Каким должен быть внешний вид ученика?
Дети отвечают по очереди.
- При входе мальчики снимают головные уборы.
- Все переобуваются и кладут уличную обувь в сумку для грязной обуви.
- Главное, не мешать окружающим.
- Форма учеников должна быть чистой и выглаженной.
Учитель:
- Третий вопрос. Можно ли опаздывать на урок?
Дети отвечают по очереди.
- На урок опаздывать нельзя. Тот, кто опоздает, не будет знать, что говорит учитель.
- Опоздавший ученик мешает всему классу.
- В класс нужно приходить за 10 – 15 минут до начала урока.
- Если случилось так, что ты опоздал, то…(ситуация обыгрывается).
Учитель:
- Четвертый вопрос. Как нужно сидеть во время урока?
Дети отвечают по очереди.
1. Парта это не кровать,
И на ней нельзя лежать,
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
2. Учитель спросит, надо встать
Когда он сесть позволит, сядь,
Ответить хочешь, не шуми,
А только руку подыми.
3. Готовиться к уроку надо заранее, до звонка.
4. Все ли у тебя на месте. Надо проверять еще дома.
Учитель:
- Вопрос пятый и самый важный для нашей школы. Что можно делать на перемене в школьном коридоре?
Приложение № 10. к проекту: “Учимся решать экологические проблемы в школе”.
Цели проекта:
1. Создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления.
2. Создание условий для развития чувства сопричастности к решению экопроблем через включение учащихся в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки.
Задачи проекта:
1. Расширение экологических знаний уч-ся.
2. Привитие навыков экологической культуры.
3. Установка стабильного интереса к экологической обстановке своей местности.
4. Выявление и решение экопроблем в условиях населённого пункта.
5. Развитие социальной активности уч-ся (взаимодействие уч-ся с местными органами власти, связь с общественностью).
6. Развитие умения обобщать и сравнивать собранный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/30/picture-461-1490877357.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению факультатив «Экономика: первые шаги»
Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»
«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку "Шаг за шагом"
«Шаг за шагом»/“Step by Step’’ рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1–4-х классов.Автор-составитель:Н.А. Ладик, учитель английского языка МБОУ«Лицей № 1»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/04/picture-60715-1412440707.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".
Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/01/picture-442453-1398952201.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Первые шаги. Уроки развития»
Рабочая программа разработана на основе программы по формированию психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой, программы психологического развития «Уроки пс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-530427-1416229358.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Экономика: первые шаги»
Рабочая программа внеурочной деятельностипо социальному направлению «Экономика: первые шаги»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/08/picture-383355-1491666450.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в экономику"
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономно...