рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги на сцене"
рабочая программа (3 класс) на тему
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»
СОГЛАСОВАНО Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ВР на педагогическом совете Директор школы
______Антоненкова Т. В. Протокол №1 от 30.08.17 г. ______ Егоренкова М.М.
«01» сентября 2017 г. «01» сентября 2017 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Первые шаги на сцене»
для 3 А класса на 2017-2018 учебный год
направление: социальное
Учитель: Артамонова Н. П.
I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 и рассчитана на 4 года.
Театральный кружок в начальной школе является предметом внеурочной деятельности. Наравне с основными предметами образования он способствует развитию и раскрытию творческих способностей учащихся, всестороннему развитию личности, формирует навыки коллективного общения, прививает интерес к искусству, развивает эстетический вкус, воспитывают понимающего театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, творческим мышлением, кругозором, собственным мнением, что само по себе, учитывая дефицит театральной культуры в малых городах, уже достаточно весомо.
В основу программы театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Особенностями программы является:
деятельностный подход к воспитанию и развитию ученика средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и креативных качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного кружка для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал подростка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, эстетический художественный вкус, культуру общения, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Очень важны и отношения между участниками кружка. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач руководителя кружка – создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Занятия кружка связаны с уроками технологии, музыки, изобразительного искусства, литературного чтения. Это отражается в ходе изготовления декораций, реквизитов, костюмов, при инсценировании музыкальных и художественных произведений.
Занятия строятся исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников, их интересов, материальной базы, возможной связи с близлежащими детскими учреждениями, учреждениями культуры.
Кружок «Первые шаги на сцене» выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции. Исходя из этого сформулированы цель и задачи.
Цель.
Воспитание целостной, всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, эффективно общаться, индивидуально развиваться.
Задачи.
1. Прививать любовь к сценическому искусству.
2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, Социализировать учащихся: воспитание умения согласовывать свои действия с партнерами, овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся, активизация познавательных интересов, развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения, воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.
5. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
6. Учить действовать на сценической площадке естественно, развивать эмоционально - личностную сферу: устранение страхов, овладение навыками внутреннего раскрепощения, развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции, развитие воображения, развитие драматургического мышления.
7. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать интонационной выразительностью речи, т.е. вырабатывать технические навыки (формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения: обучение владению навыками правильного дыхания, верной артикуляции; дикционного звукопроизношения)
8. Способствовать позитивному общению родителей с собственным ребенком: изменение отношения к собственному ребенку через игру (в сторону понимания и принятия); вовлечение родителей в тесное взаимодействие в воспитательном процессе.
Форма занятий - групповые и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления, эпизода для различного вида репетиций. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, дискуссии, тренинги, ролевые игры, интеллектуальные упражнения, экскурсии в театр, спектакли и праздники.
2. Общая характеристика предмета.
В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников, способного эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществить через обучение и творчество на театральных занятиях. В начальной школе театральное творчество не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно связанный с обучением. Младшие школьники с удовольствием включаются в театральную игру, довольно легко вживаются в образ своего героя, сопереживают. Участвуя в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Детям нравится играть, нравится выступать перед сверстниками. Очень значимым плюсом в работе кружка является его мобильность. Театральные представления могут быть даны в любом месте – в школе, в классе, в детском саду, на детской площадке летнего оздоровительного лагеря.
Воспитание позиции актёра – творца помогает накопить эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт младшего школьника и развивает его. Создание театрального спектакля – вершина достижений участников в этом плане. Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начало каждого ребенка.
Попытка «сыграть героя» расширяют представления детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актерском искусстве. Играть достоверно, узнаваемо, оказывается, не так-то легко, для этого нужны и умения, и знания. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).
Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера.
Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы зрителям – сверстникам, родителям, учителям. Программа кружка имеет несколько направлений.
Направление «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Достаточно много времени в работе кружка уделено регулярному тренингу (используются элементы игры), который проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, что пробуждает творческую фантазию, физическую выносливость, чувство свободы, непосредственность, смелость. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.
Направление «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Направление «Театральная игра» предусматривает приобретение учеником профессиональных навыков, но главное – это развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Направление «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.
3. Место курса в учебном плане.
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 34 ч.
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
Личностные: сформированность социальных компетенций, ценностно-смысловых установок и моральных норм: система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, его результатам, толерантное отношение к окружающим, любовь к Родине, родному краю, почитание традиций и обычаев народов России;
Метапредметные: умение осознанно использовать речевые и другие средства в соответствии с коммуникационной задачей для выражения чувств, мыслей и потребностей для планирования своей деятельности; ученик сможет освоить способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией, лежащие в основе взаимодействия всех участников образовательного процесса), научится высказывать обоснованное мнение и выслушивать мнение других, осуществлять причинно-следственный анализ (коммуникативные УУД).
Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция (обеспечивающие учащимся организацию учебного процесса); познавательные УД, помогающие учащимся владеть информацией. Ученик сможет: осуществлять обоснованный выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач; выбирать или самостоятельно искать средства для решения поставленной задачи, достижения определенной цели; составлять план решения задачи, проблемы, проекта (Регулятивные УУД).
Предметные:
в основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами; воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов (1 год) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
5. Содержание программы.
Третий год обучения
Раздел 1. Магия слов. Создание спектакля (3 ч)
Драматургия – основа театра. Путь от литературного текста через все театральные цеха до спектакля на сцене. Работа драматурга. Чтение по ролям пьесы «Петрушка и
подушка» с различными интонациями и темпами речи. Постановка отрывка из пьесы «Петрушка и подушка».
Раздел 2. Язык жестов, или Как стать воспитанным (2 ч)
Основной язык литературы – речь, слово. Разыгрывание историй «Из жизни древнего
племени», «Объяснение в любви». Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра. Упражнения «Испорченный телефон», «Пантомима».
Раздел 3. Учимся говорить красиво, или Как избавиться от «каши» (4 ч)
Дикция. Осанка. Самомассаж. Артикуляционная гимнастика.
Дикция. Тренинг гласных. Тренинг согласных. Интонация (вопросительная, повествовательная, восклицательная). Темп речи. Медленный и быстрый темп речи. Чтение
стихотворения в разных темпах. Содержание текста и темп речи.
Раздел 4. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург (2 ч)
Писатель, поэт, драматург – сравнительная характеристика. Сравнение литературных
произведений. Отличие пьесы от рассказа или сказки. Жанры в драматургии: комедия,
драма, мелодрама, трагедия.
Раздел 5. Рифма, или Похожие «хвосты» (4 ч)
Рифма. Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в предлагаемых обстоятельствах. Поэты. Сочинение стихотворений. Ритм. Овладение темпом речи, интонацией. Детские считалки. Сочинение считалок.
Раздел 6. Искусство декламации, или «Штранная иштория» (5 ч)
История возникновения ораторского искусства. Лучшие ораторы древности.
Значение тренинга в преодолении дефектов речи. Выразительное чтение стихотворения П. Синявского «Встретил жук…». Значение скороговорок в речеголосовом тренинге. Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной выразительности. Сочинение истории из скороговорок.
Раздел 7. Играем в слова, или Моя Вообразилия (3 ч)
Роль воображения в профессии актёра и режиссёра, поэта и писателя, в жизни человека. Развитие образного и слухового восприятия литературного текста. Чтение сказки Л. Петрушевской «Пуськи бятые» и её разыгрывание. Сочинение собственной сказки на
тарабарском языке. Чтение стихотворения Л. Кэрролла «Воркалось…».
«Я – животное, растение, насекомое».
Раздел 8. Дом для чудесных представлений (11 ч)
Импровизация. Понятие импровизации. Игра «Превращение».
Упражнения «Тень», «Зеркало». Экспромт «Сказка». Диалог, монолог, или театр одного
актёра. Понятия: монолог, диалог. Внутренний монолог. Чтение сказки С. Козлова «Снежный цветок». Чтение по ролям пьесы С. Козлова «Поющий поросёнок». Театр кукол, или как самому сделать перчаточную куклу. Наша мастерская: перчаточные куклы.
Изготовление перчаточной куклы. Изготовление ширмы для кукольного театра.
Репетиция урока-концерта. Открытый урок-концерт.
6. Календарно-тематическое планирование для 3-А класса на 2017-2018 учебный год.
№ п/п
| Тема занятия | Дата по плану | Дата факт. | Аргументация изменений |
1. | Чтение по ролям пьесы «Петрушка и подушка» |
|
|
|
2. | Распределение ролей. Репетиция в группах |
|
|
|
3. | Показ отрывков |
|
|
|
4. | Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра |
|
|
|
5. | Разыгрывание историй «Из жизни древнего племени» |
|
|
|
6. | Дикция. Тренинг гласных звуков |
|
|
|
7. | Тренинг согласных звуков |
|
|
|
8. | Интонация, или «Спрашивайте – отвечаем». Чтение стихотворений с разной интонацией |
|
|
|
9. | Темп речи: торопимся или медлим. Чтение стихотворений в разном темпе |
|
|
|
10. | Литературная часть в театре. Драматург и пьеса |
|
|
|
11. | Театральные жанры, или Грустное и смешное рядом |
|
|
|
12. | Рифма |
|
|
|
13. | Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в предлагаемых обстоятельствах |
|
|
|
14. | Ритм |
|
|
|
15. | Детские считалки, или «Эники-беники» |
|
|
|
16. | История возникновения ораторского искусства |
|
|
|
17. | Выразительное чтение стихотворения П. Синявского «Встретил жук» |
|
|
|
18. | Скороговорки, или «Шла Саша по шоссе…» |
|
|
|
19. | Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной выразительности |
|
|
|
20. | Сочинение истории из скороговорок |
|
|
|
21. | Воображение в профессии актёра и режиссёра, поэта и писателя, в жизни человека |
|
|
|
22. | Сочинение сказки на тарабарском языке |
|
|
|
23. | Чтение стихотворения Л. Кэрролла «Воркалось…» в предлагаемых обстоятельствах |
|
|
|
24. | Импровизация, или Театр-экспромт. Понятие импровизации. Игра «Превращение» |
|
|
|
25. | Упражнения «Тень», «Зеркало» |
|
|
|
26. | Экспромт «Сказка» |
|
|
|
27. | Диалог, монолог, или Театр одного актера. Понятия: монолог, диалог |
|
|
|
28. | Внутренний монолог. Чтение сказки С. Козлова «Снежный цветок». |
|
|
|
29. | Чтение по ролям пьесы С. Козлова «Поющий поросёнок» |
|
|
|
30. | Театр кукол, или Как самому сделать перчаточную куклу |
|
|
|
31. | Наша мастерская: перчаточные куклы. Изготовление перчаточной куклы |
|
|
|
32. | Изготовление ширмы для кукольного театра |
|
|
|
33. | Репетиция урока-концерта |
|
|
|
34. | Открытый урок-концерт |
|
|
|
7. Материально-техническое обеспечение программы.
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
2. Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И. и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
3. Организация внеурочной деятельности. Методическое пособие. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО».
4. Мониторинг и диагностика в управлении воспитательным процессом в школе. Сост. Черноусова Ф.П. – М.: Издательство «Перспектива», 2011.
5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15)).
6. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
7. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
8. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.
9. Игры, обучение, тренинг/Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993.
10. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001.
8. Планируемые результаты изучения программы:
1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.
2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь,
чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.
3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном
контексте и содержании.
4. Развитие творческого потенциала личности.
5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и
результат своей собственной деятельности.
6. Развитие исполнительских способностей.
7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.
8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
9. Умение пользоваться театральными понятиями и терминами: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.
10. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим
делом – оформлении декораций, музыкального оформления спектакля.
11. Владение нормами достойного поведения в театре.
По завершении третьего года учащиеся должны знать:
– театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка», «действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм; назначение всех театральных цехов, профессии в театре; историю возникновения ораторского искусства, лучших ораторов древности.
Должны уметь:
– самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
– пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния,
находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;
– создавать пластические импровизации на заданную тему;
– сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_pervye_shagi_na_stsene_3_klass.docx | 38.15 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»
СОГЛАСОВАНО Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ВР на педагогическом совете Директор школы
______Антоненкова Т. В. Протокол №1 от 30.08.17 г. ______ Егоренкова М.М.
«01» сентября 2017 г. «01» сентября 2017 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Первые шаги на сцене»
для 3 А класса на 2017-2018 учебный год
направление: социальное
Учитель: Артамонова Н. П.
I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 и рассчитана на 4 года.
Театральный кружок в начальной школе является предметом внеурочной деятельности. Наравне с основными предметами образования он способствует развитию и раскрытию творческих способностей учащихся, всестороннему развитию личности, формирует навыки коллективного общения, прививает интерес к искусству, развивает эстетический вкус, воспитывают понимающего театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, творческим мышлением, кругозором, собственным мнением, что само по себе, учитывая дефицит театральной культуры в малых городах, уже достаточно весомо.
В основу программы театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Особенностями программы является:
деятельностный подход к воспитанию и развитию ученика средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и креативных качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного кружка для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал подростка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, эстетический художественный вкус, культуру общения, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Очень важны и отношения между участниками кружка. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач руководителя кружка – создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Занятия кружка связаны с уроками технологии, музыки, изобразительного искусства, литературного чтения. Это отражается в ходе изготовления декораций, реквизитов, костюмов, при инсценировании музыкальных и художественных произведений.
Занятия строятся исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников, их интересов, материальной базы, возможной связи с близлежащими детскими учреждениями, учреждениями культуры.
Кружок «Первые шаги на сцене» выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции. Исходя из этого сформулированы цель и задачи.
Цель.
Воспитание целостной, всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, эффективно общаться, индивидуально развиваться.
Задачи.
1. Прививать любовь к сценическому искусству.
2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, Социализировать учащихся: воспитание умения согласовывать свои действия с партнерами, овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся, активизация познавательных интересов, развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения, воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.
5. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
6. Учить действовать на сценической площадке естественно, развивать эмоционально - личностную сферу: устранение страхов, овладение навыками внутреннего раскрепощения, развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции, развитие воображения, развитие драматургического мышления.
7. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать интонационной выразительностью речи, т.е. вырабатывать технические навыки (формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения: обучение владению навыками правильного дыхания, верной артикуляции; дикционного звукопроизношения)
8. Способствовать позитивному общению родителей с собственным ребенком: изменение отношения к собственному ребенку через игру (в сторону понимания и принятия); вовлечение родителей в тесное взаимодействие в воспитательном процессе.
Форма занятий - групповые и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления, эпизода для различного вида репетиций. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, дискуссии, тренинги, ролевые игры, интеллектуальные упражнения, экскурсии в театр, спектакли и праздники.
2. Общая характеристика предмета.
В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников, способного эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществить через обучение и творчество на театральных занятиях. В начальной школе театральное творчество не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно связанный с обучением. Младшие школьники с удовольствием включаются в театральную игру, довольно легко вживаются в образ своего героя, сопереживают. Участвуя в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Детям нравится играть, нравится выступать перед сверстниками. Очень значимым плюсом в работе кружка является его мобильность. Театральные представления могут быть даны в любом месте – в школе, в классе, в детском саду, на детской площадке летнего оздоровительного лагеря.
Воспитание позиции актёра – творца помогает накопить эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт младшего школьника и развивает его. Создание театрального спектакля – вершина достижений участников в этом плане. Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начало каждого ребенка.
Попытка «сыграть героя» расширяют представления детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актерском искусстве. Играть достоверно, узнаваемо, оказывается, не так-то легко, для этого нужны и умения, и знания. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).
Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера.
Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы зрителям – сверстникам, родителям, учителям. Программа кружка имеет несколько направлений.
Направление «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Достаточно много времени в работе кружка уделено регулярному тренингу (используются элементы игры), который проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, что пробуждает творческую фантазию, физическую выносливость, чувство свободы, непосредственность, смелость. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.
Направление «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Направление «Театральная игра» предусматривает приобретение учеником профессиональных навыков, но главное – это развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Направление «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.
3. Место курса в учебном плане.
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 34 ч.
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
Личностные: сформированность социальных компетенций, ценностно-смысловых установок и моральных норм: система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, его результатам, толерантное отношение к окружающим, любовь к Родине, родному краю, почитание традиций и обычаев народов России;
Метапредметные: умение осознанно использовать речевые и другие средства в соответствии с коммуникационной задачей для выражения чувств, мыслей и потребностей для планирования своей деятельности; ученик сможет освоить способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией, лежащие в основе взаимодействия всех участников образовательного процесса), научится высказывать обоснованное мнение и выслушивать мнение других, осуществлять причинно-следственный анализ (коммуникативные УУД).
Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция (обеспечивающие учащимся организацию учебного процесса); познавательные УД, помогающие учащимся владеть информацией. Ученик сможет: осуществлять обоснованный выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач; выбирать или самостоятельно искать средства для решения поставленной задачи, достижения определенной цели; составлять план решения задачи, проблемы, проекта (Регулятивные УУД).
Предметные:
в основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами; воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов (1 год) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
5. Содержание программы.
Третий год обучения
Раздел 1. Магия слов. Создание спектакля (3 ч)
Драматургия – основа театра. Путь от литературного текста через все театральные цеха до спектакля на сцене. Работа драматурга. Чтение по ролям пьесы «Петрушка и
подушка» с различными интонациями и темпами речи. Постановка отрывка из пьесы «Петрушка и подушка».
Раздел 2. Язык жестов, или Как стать воспитанным (2 ч)
Основной язык литературы – речь, слово. Разыгрывание историй «Из жизни древнего
племени», «Объяснение в любви». Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра. Упражнения «Испорченный телефон», «Пантомима».
Раздел 3. Учимся говорить красиво, или Как избавиться от «каши» (4 ч)
Дикция. Осанка. Самомассаж. Артикуляционная гимнастика.
Дикция. Тренинг гласных. Тренинг согласных. Интонация (вопросительная, повествовательная, восклицательная). Темп речи. Медленный и быстрый темп речи. Чтение
стихотворения в разных темпах. Содержание текста и темп речи.
Раздел 4. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург (2 ч)
Писатель, поэт, драматург – сравнительная характеристика. Сравнение литературных
произведений. Отличие пьесы от рассказа или сказки. Жанры в драматургии: комедия,
драма, мелодрама, трагедия.
Раздел 5. Рифма, или Похожие «хвосты» (4 ч)
Рифма. Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в предлагаемых обстоятельствах. Поэты. Сочинение стихотворений. Ритм. Овладение темпом речи, интонацией. Детские считалки. Сочинение считалок.
Раздел 6. Искусство декламации, или «Штранная иштория» (5 ч)
История возникновения ораторского искусства. Лучшие ораторы древности.
Значение тренинга в преодолении дефектов речи. Выразительное чтение стихотворения П. Синявского «Встретил жук…». Значение скороговорок в речеголосовом тренинге. Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной выразительности. Сочинение истории из скороговорок.
Раздел 7. Играем в слова, или Моя Вообразилия (3 ч)
Роль воображения в профессии актёра и режиссёра, поэта и писателя, в жизни человека. Развитие образного и слухового восприятия литературного текста. Чтение сказки Л. Петрушевской «Пуськи бятые» и её разыгрывание. Сочинение собственной сказки на
тарабарском языке. Чтение стихотворения Л. Кэрролла «Воркалось…».
«Я – животное, растение, насекомое».
Раздел 8. Дом для чудесных представлений (11 ч)
Импровизация. Понятие импровизации. Игра «Превращение».
Упражнения «Тень», «Зеркало». Экспромт «Сказка». Диалог, монолог, или театр одного
актёра. Понятия: монолог, диалог. Внутренний монолог. Чтение сказки С. Козлова «Снежный цветок». Чтение по ролям пьесы С. Козлова «Поющий поросёнок». Театр кукол, или как самому сделать перчаточную куклу. Наша мастерская: перчаточные куклы.
Изготовление перчаточной куклы. Изготовление ширмы для кукольного театра.
Репетиция урока-концерта. Открытый урок-концерт.
6. Календарно-тематическое планирование для 3-А класса на 2017-2018 учебный год.
№ п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата факт. | Аргументация изменений |
Чтение по ролям пьесы «Петрушка и подушка» | ||||
Распределение ролей. Репетиция в группах | ||||
Показ отрывков | ||||
Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра | ||||
Разыгрывание историй «Из жизни древнего племени» | ||||
Дикция. Тренинг гласных звуков | ||||
Тренинг согласных звуков | ||||
Интонация, или «Спрашивайте – отвечаем». Чтение стихотворений с разной интонацией | ||||
Темп речи: торопимся или медлим. Чтение стихотворений в разном темпе | ||||
Литературная часть в театре. Драматург и пьеса | ||||
Театральные жанры, или Грустное и смешное рядом | ||||
Рифма | ||||
Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в предлагаемых обстоятельствах | ||||
Ритм | ||||
Детские считалки, или «Эники-беники» | ||||
История возникновения ораторского искусства | ||||
Выразительное чтение стихотворения П. Синявского «Встретил жук» | ||||
Скороговорки, или «Шла Саша по шоссе…» | ||||
Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной выразительности | ||||
Сочинение истории из скороговорок | ||||
Воображение в профессии актёра и режиссёра, поэта и писателя, в жизни человека | ||||
Сочинение сказки на тарабарском языке | ||||
Чтение стихотворения Л. Кэрролла «Воркалось…» в предлагаемых обстоятельствах | ||||
Импровизация, или Театр-экспромт. Понятие импровизации. Игра «Превращение» | ||||
Упражнения «Тень», «Зеркало» | ||||
Экспромт «Сказка» | ||||
Диалог, монолог, или Театр одного актера. Понятия: монолог, диалог | ||||
Внутренний монолог. Чтение сказки С. Козлова «Снежный цветок». | ||||
Чтение по ролям пьесы С. Козлова «Поющий поросёнок» | ||||
Театр кукол, или Как самому сделать перчаточную куклу | ||||
Наша мастерская: перчаточные куклы. Изготовление перчаточной куклы | ||||
Изготовление ширмы для кукольного театра | ||||
Репетиция урока-концерта | ||||
Открытый урок-концерт |
7. Материально-техническое обеспечение программы.
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
2. Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И. и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
3. Организация внеурочной деятельности. Методическое пособие. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО».
4. Мониторинг и диагностика в управлении воспитательным процессом в школе. Сост. Черноусова Ф.П. – М.: Издательство «Перспектива», 2011.
5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15)).
6. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
7. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
8. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.
9. Игры, обучение, тренинг/Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993.
10. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001.
8. Планируемые результаты изучения программы:
1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.
2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь,
чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.
3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном
контексте и содержании.
4. Развитие творческого потенциала личности.
5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и
результат своей собственной деятельности.
6. Развитие исполнительских способностей.
7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.
8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
9. Умение пользоваться театральными понятиями и терминами: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.
10. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим
делом – оформлении декораций, музыкального оформления спектакля.
11. Владение нормами достойного поведения в театре.
По завершении третьего года учащиеся должны знать:
– театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка», «действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм; назначение всех театральных цехов, профессии в театре; историю возникновения ораторского искусства, лучших ораторов древности.
Должны уметь:
– самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
– пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния,
находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;
– создавать пластические импровизации на заданную тему;
– сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению факультатив «Экономика: первые шаги»
Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»
«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку "Шаг за шагом"
«Шаг за шагом»/“Step by Step’’ рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1–4-х классов.Автор-составитель:Н.А. Ладик, учитель английского языка МБОУ«Лицей № 1»...
Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".
Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Первые шаги. Уроки развития»
Рабочая программа разработана на основе программы по формированию психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой, программы психологического развития «Уроки пс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Экономика: первые шаги»
Рабочая программа внеурочной деятельностипо социальному направлению «Экономика: первые шаги»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в экономику"
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономно...