Программа по краеведению (внеурочная деятельность) 2 класс 70 часов
Родина бывает разная, Но у всех она одна! З. Александрова. Стихи. М, "Детская литература", 1965, с.167
Пояснительная записка
Согласно ФГОС, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. «Необходимо учителю вооружиться методом изучения окружающей действительности…Он должен быть в сущности краеведом» (Н.А. Крупская) Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения. Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам: В общей направленности: - признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;
- выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом уч-ся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке уч-ся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.
В содержании: - изложение содержания с территориально – хронологических позиций;
- понимание краеведения как курса, позволяющего уч-ся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир;
- пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, улицы, дома;
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;
В организации: - реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа уч-ся реального объекта изучения – гор, лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
- придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение уч-ся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, геологические, этнографические, фольклорные и археологические и т.п.), экскурсии и туристические походы.
Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Образовательные задачи: - формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта.
Воспитательные задачи: - развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;
- пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей;
- наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
- изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи: - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса уч-ся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Предполагаемые результаты обучения. - освоение знаний об основных краеведческих понятиях;
- особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации
Занятия будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки. Учебно-тематический план (70 часов)
№ |
Наименование темы | Количество часов | всего | экскурсии | примечания | 1 | Из истории края – 25 часов Введение |
3 | Экскурсия по улицам города | Игра «Знаешь ли ты улицы города?» Авторский видеофильм | 2 | Древняя история края | 3 | Из истории города Мончегорска | Презентация | 3 | История заселения и освоения поселка Мончегорск | 7 | Краеведческий музей | Конкурс «Родословие»; «Старая фотография рассказала…» | 4 | Наш край на карте (границы, площадь, административный центр, символика, населен. пункты) | 7 | | | 5 | Население (численность, нац. состав, воспроизводство, демографическая ситуация, трудовые ресурсы) | 5 | | | 6 | Природа родного края - 23 часа Конкурс творческих литературных работ | 6.1. | Геологическая история и рельеф района Полезные ископаемые | 3 | Экскурсии в Музей цветного камня | | 6.2. | Климат | 4 | | | 6.3. | Озера | 4 | | Экологич. акция «Голубое ожерелье» | 6.4. | Памятники природы | 4 | -родники -реки -горы -пруды | | 6.5. | Растительный мир | 4 | | | | Животный мир | 4 |
| | 7 | Хозяйство и промышленность – 22 часа | 7.1 | Градообразующие предприятия, их роль в жизни города и района. | 6 | Экскурсии на предприятия | | 7.2. |
|
| | | 8 | Загадочный мир названий | 6 | | Викторина Улицы города | 9 | Культурное наследие края | 6 | Встречи с творческими лю ьми родного края | Акция «Подари экспонат музею» | 10 | Итоговое занятие | 4 | | |
| Итого | 70 |
|
|
Содержание программы 1. Введение (3 часа) Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края. 2. Древняя история края (3 часа) Первые следы пребывания человека на территории края. Памятники истории и культуры на территории края. Экскурсии
3. История заселения и освоение Мончегорска (7 часов) Исторические вехи заселения в прошлом и краткая характеристика заселения в период начала развития металлургии на территории Мурманской области Вклад геологов в развитие металлургической отрасли нашего края. Возникновение комбината Североникель. Экскурсии – «краеведческие музеи в городе» Творческие конкурсы: «Родословие», «Старая фотография рассказала…» 4. Наш край на карте (7 часов) Физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, площадь, административный центр, символика; географические координаты района и населенных пунктов. Практические задания: нанесите «соседей» нашего района на контурную карту; нанесите на контурную карту населенные пункты района
5. Население (5 часов) Численность населения, его воспроизводство, национальный состав; размещение по территории района, городское, сельское; почему более привлекателен для людей городской образ жизни; проблемы молодежи в районе; занятия населения района.
6. Природа родного края (23 часа) 6.1. Геологическая история и рельеф района. Полезные ископаемые – 3 часа Геологическая история района, рельеф, средняя высота местности, максимальные и минимальные точки; выделяющиеся формы рельефа, их изменения в процессе выветривания; характер влияния человека на природу своей местности; процессы изменения рельефа; горные породы, слагающие основные формы рельефа в районе, полезные ископаемые; выяснение зависимости между рельефом и направлением дорог, рельефом и расположением населенных пунктов, рельефом и расположением полей, садов, огородов в районе. Изучение почвенного покрова района (в том числе своей территории). Условие его образования. Границы распространения той или иной почвенной разновидности. Естественное плодородие почвы – важнейшее её свойство. Проблемы использования в хозяйственной деятельности почв. Экскурсии в парк и по городу Практические работы (на местности): зарисовки знакомых мест в городе
Полезные ископаемые Мурманской области Название полезного ископаемого (горные породы) | Основные минералы, входящие в его состав | Свойства | Особые свойства | применение | | | цвет | блеск | твердость | | | | | | | | | |
6.2. Климат (4 часа) Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)
6.3.Голубое ожерелье (4часа) Реки нашего района, их расположение, наиболее известные ключи, родники, заболоченные участки. Хозяйственное использование рек в прошлом и сейчас (для коммунальных нужд, промышленности, рекреационных целей); источники загрязнения и водоохранные мероприятия. Роль болот в гидрографии района. Загадки природы (ОЗЕРО Имандра)
Практические работы Назовите и опишите реку, которая протекает на вашей малой родине (название реки___________; исток реки находится___________________; притоками реки являются_______________________; река впадает в____________; ледостав на реке наблюдается с ___________по_____________; ледоход___________; воду реки используют для____________; анализ по образцу воды в лаборатории – вкус_____. нанесите реку на контурную карту района; нанесите на контурную карту крупные реки Мончегорского района
Наблюдения: осенний ледостав, весенний ледоход (сроки); измерение температуры воды в реке в разные сроки; определение мутности по сезонам; определение толщины льда. Экологическая акция «Голубое ожерелье».
6.4. Памятники природы (4 часа) Статус особо охраняемых территорий ончегорского района, их тип (государственный природный заказник – зоологический; ботанические памятники природы, геологические памятники природы, гидрологические памятники природы Экскурсии к памятникам природы - Экологический центр
6.5. Растительный мир (4 часа) Животный мир (4 часа) Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу; лесные ресурсы (проблема сохранности, меры по восстановлению, выращиванию и уходом за лесом); Практическая работа. Описание состояния лесов нашего края; оказание помощи лесничеству в восстановлении лесов нашего края; пропаганда знаний о пользе растительного и животного мира нашего края среди младших школьников и взрослого населения; Экскурсии – в лесничество, встреча с главным лесничим района с целью получения теоретического материала о лесных богатствах нашего края; в лес с целью ознакомления с природным комплексом леса в разных частях нашего района; в местный краеведческий музей с целью знакомства с растительным и животным миром нашего района. 7. Хозяйство и промышленность (22 часа) 7.1. Градообразующие предприятия, их роль в жизни города и района (6 часов) Географические особенности размещения ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства; почему металлургический, машиностроительный и лесохимический комплексы получили развитие в районе, а специализацией сельского хозяйства стало животноводство; ведущие профессии; история развития хозяйства; современные трудности развития отраслей хозяйства, их причины. Экскурсии на любое промышленное предприятие района. Практическая работа сбор информации и составление характеристики о ведущих промышленных предприятиях района. 7.2. Инфраструктурный комплекс Сфера услуг – здравоохранение, образование, предприятия обслуживания населения, связь, ЖКХ, рекреационные услуги. 8. Загадочный мир названий (6 часов) Происхождение и объяснение наиболее значимых названий Легенды и предания. 9. Культурное наследие края (6 часов) Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта. Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков. 9. Итоговые занятия (4 часа) Подведение итогов учебного года, повторение пройденного.
Литература |