Программа по краеведению, 1 класс.
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа разработана для 1 класса, с учётом 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.po_kraevedeniyu_1_kl._saksanovskaya_e.v..doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Князева Нина Афанасьевна
Краткая биография
Князева Нина Афанасьевна (31.01.1948, г. Кунгур), кандидат педагогических наук (1987), доцент. В 1971 г. закончила факультет начальных классов Пермского пединститута. Работала учителем начальных классов в школах г. Чебаркуля Челябинской области и Перми. В 1981-1993 гг. работала на кафедре педагогики и методики начального обучения ПГПИ. С 1993 г. заведующая кафедрой педагогики начального обучения и воспитания в Пермском педуниверситете. Занимается проблемами школьного краеведения. Ею разработан курс "Краеведение в методике преподавания в начальной школе", создана программа краеведческих занятий, апробированная в школах Перми, в Нытвенской гимназии, начальной школе пос. Звездный и др.
В 1994 г. Н. А. Князева создала при кафедре лабораторию по проблемам школьного краеведения. В 1997 г. лаборатория была включена в Российскую ассоциацию "Воспитание". Н. А. Князева участвует в научно-практических конференциях по проблемам краеведения, организовала 10 таких конференций в педуниверситете. Член общества "Краевед Прикамья", член ученого совета Пермского областного краеведческого музея, где возглавляет сокцию по проблемам школьного краеведения. Первой в регионе сделала попытку создать для начальной школы комплекс учебных пособий по краеведению "Маленький пермяк". Ей принадлежит около 60 научных трудов.
Годы жизни
Пояснительная записка
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…».
2. Цель – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.
- Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.
- Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
- Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
Вид деятельности
краевед 4. Содержание программы Тематический план на третий год обучения
№ п/п | Тема | Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения | Отслеживание результатов |
1 | Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. | Правила безопасного поведения на занятиях. Беседа. Игра. | Устные ответы. Игра. |
2 | Что возьму с собой в поход? Правила безопасного поведения в походе. | Правила безопасного поведения в походе. Беседа. | Устные ответы. Игра. |
3-4 | Однодневный туристический поход. Сбор природного материала. Наблюдения за осенними изменениями в природе. | Наблюдения в природе. Сбор природного материала. Подвижные игры на свежем воздухе. | Устные ответы. Игра. Составление схемы маршрута (высокий уровень), кто затрудняется – рисунок. |
5-6 | Моя семья. Семейные традиции. | Практическая деятельность по созданию презентаций о семье (5-8 слайдов) Творческий отчет. | Устные ответы. Презентация (5-8 слайдов) о своей семье. Творческий отчет. |
7-8 | Бабушки и дедушки. Родословная. | Практическая деятельность по составлению родословной. Поисковая работа. Беседа. | Устные ответы. Схема родословной своей семьи. |
9 | Имя твоё. | Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой. | Устные ответы. Составление листа с описанием значения своего имени в портфолио. |
10-11 | Моя школа – мой дом. | Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения. | Устные ответы. Тест. |
12-13 | Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. | Беседа. Индивидуальная, самостоятельная работа по составлению плана. | Устные ответы. Творческий отчет. |
14 | Обзорная экскурсия в краеведческий музей. Памятные места города. | Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения. | Устные ответы. |
15-16 | Мой город. Из истории образования города. Воткинская ГЭС. | Экскурсия на ГЭС. Беседа. Наблюдения. | Устные ответы. Рисунки. Рассказ-экскурсия по родному городу. |
17-18 | Промышленные предприятия города. | Заочная экскурсия по городу. Фронтальная беседа. | |
19 | Мой край на карте страны. | Фронтальная и индивидуальная работа с картой. | Устные ответы. |
20-22 | Народы Прикамья. | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах. | Устные ответы. Творческий отчет. |
23-24 | С днем рождения Пермский край! Мой вклад в дело процветания края. | Игра-викторина. Работа, в группах, в парах. | Устные ответы. Игра-викторина. |
25-28 | Однодневный поход «Зимние забавы». | Наблюдения в природе. Подвижные игры на свежем воздухе. | Устные ответы. Игра. |
29-31 | Удивительная природа. Растительный мир Прикамья. | Экскурсия в краеведческий музей. Беседа. Индивидуальные сообщения. Чтение художественной литературы, беседа по прочитанному. Рисунок. Обзор периодической печати по теме. | Устные ответы. Игра. Рисунок. |
32-33 | Животный мир Прикамья. | ||
34-37 | Творчество писателей Прикамья. | ||
38-40 | Экскурсия на СЮН. | Экскурсия. Беседа. Наблюдения. | Устные ответы. |
41-43 | Красная книга Прикамья. | Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в городскую библиотеку. Обзор литературы по данной теме. Беседа. Практическая, индивидуальная работа по созданию странички Красной книги. Сообщения. | Устные ответы. Творческий отчет. Тест. |
44-45 | Экскурсия в Зеленое хозяйство города. | Экскурсия. | Устные ответы. |
46-48 | Широкая масленица. | Игры на свежем воздухе. | Устные ответы. Игра. |
49-51 | Экскурсия в пожарную часть. Сохрани свой город от пожаров. | Экскурсия. Практическая работа. | Устные ответы. Игра. |
52-54 | Конкурс исследовательских работ «Юный краевед». | Исследовательская работа. | Устные ответы. Исследовательская работа. |
55-56 | Заповедники и заказники Прикамья. | Беседа по теме. | Устные ответы. Тест. |
57-58 | Экскурсия в музей Космонавтики МОУ СОШ №4. Мой город в истории освоении космоса. | Экскурсия. Просмотр фильма-презентации по теме. | Устные ответы. Рисунок. |
59-61 | День птиц. Акция «Синичник». | Практическая деятельность по созданию синичника. | Устные ответы. Творческий отчет. |
62-63 | Реки Прикамья. Кама — голубая дорога Прикамья. | Практическая работа с картой Пермского края. Определение местонахождения и названия рек края. | Устные ответы. Тест. |
64-65 | Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи. | Экскурсия в краеведческий музей. Составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ» Практическая работа, индивидуальная работа. | Устные ответы. Творческий отчет. |
66-68 | Экологическая тропа. В лес за здоровьем! | Прогулка-экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе. Беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края. | Устные ответы. Творческий отчет. Итоговый тест. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по краеведению 3-4 класс Липецкая область.
Программа "Краеведение" 3-4 класс расчитана на 1раз в неделю.(34 нед.). Программа вклёчает и тематическое планирование....
авторская образовательная программа по краеведению "Родимая сторона - мать" для начальных классов
Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.Программа призвана обог...
Программа по краеведению, 1 класс.
Программа разработана для 1 класса, с учётом 1 час в неделю....
Рабочая программа. "Литературное краеведение". Программа "Школа России".
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и тематическое планированиеПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 2-4 классы...
Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина" 2 класс
Нормативно-правовой и документальной основой рабочей Программы внеурочной деятельности обучающихся являются:· Федеральный закон от 10 июля 1992 год...
Рабочая программа по краеведению Удмуртии 3 класс
Рабочая программа и календарно -тематическое планирование...
Рабочая программа для 2 класса по курсу краеведения "Мы - дети природы"
Курс краеведения «Мы – дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир», представлен в Базисном учебном плане общеобразовател...