Программа по краеведению 3-4 класс Липецкая область.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3,4 класс) по теме

Елена Борисовна Зеленова

Программа "Краеведение" 3-4 класс расчитана на 1раз в неделю.(34 нед.). Программа вклёчает и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon 6.doc23 КБ
Microsoft Office document icon 5.doc27 КБ
Microsoft Office document icon 4.doc28 КБ
Microsoft Office document icon 3.doc28.5 КБ
Microsoft Office document icon 2.doc28 КБ
Microsoft Office document icon 1.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение.

1 ч.х 34 нед.=34 ч.

№ урока.

Тема урока.

Дата проведения.

Фактическая дата проведения.

Примечание.

1

2

3

4,5

6

7

8,9

1

2

3

4

5,6

7

1

2,3

4,5

6

7

8,9

10

1,2

3

4

5,6

7

8

         1  четверть.(9 ч.)

         Введение (2 ч.)

Особенности карты Липецкой области.

Описание территории родного края.

            Мир природы (14 ч.)

Поверхность нашего края.

Подземные богатства. Их использование человеком.

Плодородие почв Липецкой области (чернозёмы.)

Реки, озёра, родинки Липецкой области.

Растения нашего края: луговые, лесные, болотные.

    2 четверть.(7 ч.)

Съедобные и ядовитые грибы Липецкой области.

Культурные растения на территории Липецкой области.

Животные нашего края : насекомые ,рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери).

Дикие и домашние животные.

Урок-экскурсия «Богат и разнообразен мир природы нашего края.»

Обобщающий урок « Разнообразие мира природы родного края.»

      3 четверть.( 10 ч.)

« Мир истории.»(10 ч.)

 Территория края во времена Древней  Руси.

Пётр Великий в истории Липецкой области.

Страницы истории нашего края 19 века.

Великая война – великая победа.

Страницы истории нашего края на рубеже 20-21 вв.

Урок- экскурсия по местам боевой и исторической славы.

Обобщающий  урок « Ожившие страницы прошлого.»

 «Охрана природы Липецкой области.»(3 ч.)

 

      4 четверг( 8 ч.)

Охраняемые природные территории родного края.

Красная книга Липецкой .области.

    Родной край в жизни человека.(3 ч.)

Значение знаний о природе, истории родного края в  жизни человека.

Театры, музеи, библиотеки на территории родного края.

   Повторение и обобщение.(2 ч.)

Урок-викторина «Люби и знай свой край родной.»

Урок-проект «Парк будущего.».

 



Предварительный просмотр:

Урок 12. 13. Разнообразие животного мира Липецкой области (выполнение творческой

работы по теме).

Урок 14. Заповедные места родного края.

Урок 15, 16. Времена года.

Урок 17. Погода на территории родного края.

Урок 18. Народные приметы о погоде.

Урок 19. Природа каждому нужна.

Урок 20. Обобщающее повторение по теме «Маленькие открытия родного края».

Тема IV. Народное творчество в родном крае. 4 часа

Урок 21. Устное народное творчество Липецкой области. Урок 22. Игры и забавы прошлого и настоящего в родном крае. Урок 23, 24. Путешествие в город мастеров.

Тема V. Добрые дела жителей родного края. 6 часов

Урок 25. Труженики родного края.

Урок 26. Наши земляки - защитники Отечества.

Урок 27. Добрые дела красят человека (выполнение творческой работы по теме).

Урок 28. Герои Великой Отечественной войны - сыны и дочери земли Липецкой.

Урок 29. 30. Замечательные люди Липецкого края (устный журнал).

VI. Повторении е и обобщение. Люби и знай свой край родной. 4 часа

Урок 31. Урок-викторина «Кто лучше знает о крае родном? Кто больше расскажет о нем?»

Урок 32.Урок-конкурс «Я живу на Липецкой земле». Урок 33. Я познаю мир. Всей семьей на природу. Урок 34. Нет земли краше, чем Родина наша.



Предварительный просмотр:

Труженики родного края. О тех, кто растит хлеб, выплавляет металл, защищает Родину, открывает мир добра и красоты (театры, библиотеки, художники (В. Лузанов. О. Малявкин, В. Соболев, В. Сорокин и др.) , писатели (И. Бунин. Е. Замятин, А Левитов, М. Пришвин и др.). путешественники (П. П. Семенов-Тян-Шанский). Связь поколений. Герои Великой Отечественной войны - сыны и дочери земли Липецкой. Вспомним всех поименно.

Практикум по речевому развитию:

  1. Часть  речи  -  глагол.  Изменение  глаголов  по  числам  и  временам.
    Многозначность. Глаголы близкие и противоположные по смыслу.
  2. Состав слова (памятник, народная, доброта, мужество, героический).
  3. Работа со словарем:

а/ слова с непроверяемыми написаниями (герои, памятник, победа.

солдат, комбайн, комбайнер):

б/ Липецкий Энциклопедический словарь.

Тематика чтения: С. Сериков «Река Воронеж»; очерки «Великий русский путешественник (Семенов-Тян-Шанский)». «Элекролампа Ладыгина», «Подвиг народа» ( Б. Шальнев, В. Шахов «Мир детства: родная культура»).

Творческая работа: сочинение на тему «Добрые дела красят человека».

Творческая работа: составление текста поздравительной открытки ветеранам.

Устный журнал «Замечательные люди Липецкого края».

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать: основные сведения о выдающихся людях родного края (по усмотрению учителя).

Учащиеся должны уметь: составлять описание добрых дел людей, живущих в Липецкой области (см. творческую работу).

VI. Повторении е и обобщение. Люби и знай свой край родной. 3 часа

Викторина «Кто лучше знает о крае родном? Кто больше расскажет о нем?»

Конкурс рисунков «Я живу на Липецкой земле».

Творческая работа: оформление фотоколлажа «Я познаю мир. Всей семьей на природу»,

Литературно-музыкальная композиция «Нет земли краше, чем Родина наша».

Примерное тематическое планирование

Тема 1. Край ты мой, родимый край! 4 часа

Урок 1. Родной край - малая родина.

Урок 2. Есть такая земля - Липецкая область.

Урок 3. Карта Липецкой области.

Урок 4. Удивительное рядом ( выполнение творческой работы по теме).

Тема II. Как хорошо, что есть семья. 5 часов

Урок 5. Моя семья.

Урок 6. Мама и папа идут на работу.

Урок 7. Праздники в семье.

Урок 8. Выдающиеся люди родного края об отчем доме.

Урок 9. Дом, в котором мы живем (выполнение творческой работы по теме).

Тема III. Маленькие открытия родного края. 11 часов

Урок 10, 11. Пейзажи природы Липецкой области.



Предварительный просмотр:

а/ слова с непроверяемыми написаниями (аллея, погода, сирень, береза, осина, животное, соловей, земляника, болото);

б/ топонимический словарь Липецкого края (Волчье, Гпилуша, Дубки, Ивово, Малинки, Рябинки, Топки, Ягодное);

в/ Липецкий Энциклопедический словарь.

Тематика чтения: М. Пришвин «Берестяная трубочка», «Цветущие травы», «Расцвет шиповника», «Как распускаются разные деревья», «Дятел», «Ежи»; Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Деревья дышат», А. Пушкин «Птичка», «Только что на проталинах весенних»; И. Бунин «После половодья», «Пустой зелени ельник у дороги» (по усмотрению учителя).

Творческая работа: составление рассказа из данных предложений. («Чем дятел кормится»).

Творческая работа: выставка рисунков «Цветы родного края».

Игровая деятельность:

  1. Дидактическая игра «Кто, где живет и чем питается?»
  2. Игра-путешествие по лесным тропинкам «Природа каждому нужна».
  3. Пальчиковые игры-физминутки: «Цветок», «Жук», «Аист», «Дождь», «Речка».
  4. Игра «Поиграем в слова».
    Природоведческий диктант (угадай по описанию).
    Информационный час «Это интересно знать».

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать: десять названий растений, произрастающих на территории Липецкой области (пять деревьев, пять названий травянистых растений - цветы, ягоды);

четыре названия съедобных и ядовитых грибов Липецкой области; пять названий животных, обитающих в лесах края.

Учащиеся должны уметь: выявлять особенности состояния природы родного края в зависимости от времени года;

составлять описание образа жизни животных, проживающих на территории края. Тема IV. Народное творчество в родном крае. 4 часа.

Малые фольклорные жанры «На ярмарке» (пословицы, песни, потешки, скороговорки, загадки, считалки). Игры и забавы. В гости к мастеру. Удивительный мир игрушек. Елецкое кружево.

Практикум по речевому развитию:

  1. Составление предложений. Распространенные и нераспространенные
    предложения. Знаки препинания в конце предложения.
  2. Виды текстов и стиль речи.
  3. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог,
    союз, местоимение.
  4. Работа со словарем:

а/ слова с непроверяемыми написаниями (картина, рисунок, потом, рассказ, чувство, песок);

б/ Липецкий Энциклопедический словарь. Тематика чтения:

Народные песни, пословицы, скороговорки, загадки. М.Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня». Творческая работа: «Путешествие в город мастеров» (урок-сказка).

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать: три загадки о растениях и животных родного края, две пословицы о труде.

Учащиеся должны уметь: составлять небольшие рассказы об изделиях народного промысла Липецкой области (елецкое кружево, романовская игрушка).

Тема V. Добрые дела жителей родного края. 6 часов



Предварительный просмотр:

в/ Липецкий Энциклопедический Словарь.

Тематика чтения:

И. Бунин «О счастье мы всегда лишь вспоминаем». «Родине»; Л. Толстой «Шат и Дон»; Б. Шальнев «Есть такая земля»; Б. Александров «Береза - символ России»; Н. Михалков «Родина» ( по усмотрению учителя).

Творческая работа: составление связного текста из деформированных предложений.

( «Зеленая Стража», «Помогите птицам»).

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

суть понятия «малая родина»; шесть названий населенных пунктов Липецкой области (название населенного пункта, где школьник проживает, название областного центра, название двух городов и двух сел Липецкой области); название главной реки Липецкой области - реки Дон с притоком Воронеж.

Учащиеся должны уметь:

составлять небольшое описание того, что находится в ближайшем окружении (см. творческую работу).

Тема II. Как хорошо, что есть семья. 5 часов

Разговор о маме и папе, бабушках и дедушках, о сестрах и братьях. Мама и папа идут на работу. Праздники в семье. Родительский дом - основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты. Выдающиеся люди родного края о своих родителях, отчем доме. Практикум по речевому развитию:

  1. Работа со словарем настроений по картине В.Я. Соболева «Портрет матери».
    1960 г. (какими словами можно передать настроение, которое вызывает у вас эта картина;
    какие чувства хотел выразить художник в этой картине?). Виды предложений по цели
    высказывания и по интонации.
  2. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в
    словосочетании.
  3. Состав слова (бабушка, дедушка, сестричка, братик, родительский).
  4. Работа со словарем: адрес, квартира, комната, отец, ужин, коллектив, обед,
    совет, праздник.

Тематика чтения: М. Пришвин «Родина», Л. Толстой «Косточка», «Отец и сыновья», А. Пушкин «Няне». 3. Воскресенская «Мама». Н. Саконская «Разговор о маме», Б. Емельянов «Мамины руки». А. Барто «Разлука». Е. Благинина «Вот такая мама», Л. Воронкова «Что сказала бы мама» (по усмотрению учителя).

Творческая работа: «Написать свою открытку маме».

Творческая работа: сочинение-описание «Дом, в котором мы живём».

Игровая деятельность: пальчиковая игра «Наша семья».

     Час общения: « О родных и близких людях с любовью». Требования к знаниям и умения

Учащиеся должны знать: состав своей семьи; место работы родителей. Учащиеся должны уметь: составлять описание своего дома.

Тема III. Маленькие открытия родного края. 11 часов

Родные пейзажи, леса с торжественным гулом в вершинах деревьев, луга с россыпью цветов (растения, кустарники, ягодные, грибы). Разнообразие животного мира (звери и птицы). Заповедные места. Времена года. Погода на территории родного края. Народные приметы о погоде.

Практикум по речевому развитию:

  1. Образные слова и выражения в нашей речи.
  2. Части речи. Роль прилагательных для точной выразительной речи. Роль
    глаголов. Слова близкие и противоположные по значению.
  3. Состав слова (лесные, ласточка, полянка, кустик, ягодка)
  4. Работа со словарём:


Предварительный просмотр:

Основные цели данной программы - формирование у младших школьников представления о социокультурной картине родного края, развитие способностей коммуникативного взаимодействия в социальном бытие.

Реализация целей программы предусматривает решение следующих задач:

  • формирование у школьников знаний об уникальности, культурных и природных
    особенностях родного края посредством реализации в учебном процессе коммуникативной
    функции родного языка;
  • формирование эмоционально-ценностного отношения к родному дому, семье, школе
    как части культурного наследия родного края;

-        формирование  умений  и   навыков  социальных  отношений  на основе  анализа
культурного и природного наследия своего родного края.

Задачи изучения родного края соотносятся с конкретными задачами обучения русскому языку в начальных классах, которые сводятся к следующему:

  • овладение речевой деятельностью в разных ее видах:
  • усвоение основ знаний из области фонетики, грамматики, лексики, морфемики;
    -формирование  каллиграфических,  орфографических  и  пунктуационных  навыков,

речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

-        обогащение словарного запаса [1].

Основными понятиями содержания данного предметного курса выступают понятия малой родины, родного дома, родного языка, народной культуры, окружающей природы.

Круг и содержание краеведческих знаний, тематика и формы организации учебной деятельности в данной программе определяются с учетом возрастных особенностей школьников и доступности с педагогической и практической сторон.

Организационные основы предполагают однопредметное и многопредметное включение данной программы в образовательный процесс. При включении учебного материала программы в содержание таких учебных предметов как русский язык, литературное чтение, природоведение необходимо учитывать соответствие материала темам и основному содержанию указанных предметов. Реализация в рамках предмета по выбору осуществляется за счет учебного времени вариативной части базисного плана.

Реализация данной программы использование разных форм и методов учебной деятельности. Среди них использование методов устного изложения материала (беседы, объяснения, рассказы), выполнение творческих и практических работ.

[1] Программа «Русский язык», автор Т.Г. Рамзаева.

3 класс

 (34 часа, 1 раз в неделю)

Тема I. Край ты мой, родимый край! 4 часа

Родной край - малая родина. Родина - место, где родился человек, где живут его родные люди. Происхождение слова «родина». Поэтические строки о родине.

Карта Липецкой области. Имена существительные, имена прилагательные на карте Липецкой области. Заглавная буква в названиях городов, деревень, рек, озер Липецкой области.

Практикум по речевому развитию:

  1. Повторение и закрепление знаний об однокоренных словах. Два признака
    однокоренных слов - общая часть и общее значение на примере слов «родина», «родной».
  2. Повторение   и    закрепление   знаний   о   роли    имен   существительных   и
    прилагательных,    глаголов.     Написание    заглавной    буквы    в    собственных    именах
    существительных.

3.   Работа со словарём:

а/ слова с непроверяемым написаниями (улица, город, деревня, народ, приветливо, Родина);

б/ топонимический словарь Липецкого края (Данков. Елец. Задонск. Битюг. Воронеж, Дон);



Предварительный просмотр:

Программа «Краеведение»

3-4 классы
( 34 часа , 1 раз в неделю)

Пояснительная записка

Необходимость развития подрастающего поколения в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае и его лучших людях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма, в усвоении и воспроизводстве социального опыта.

Реализация краеведческого компонента на начальной ступени школьного образования ориентирует педагогический процесс на формирование у ребенка социокультурной картины окружающего мира, приобретение знаний и умений социальных отношений в ближайшем окружении. Психолого-педагогические исследования показывают, что младший школьный возраст является сензетивным для процесса социализации. Овладение учебной деятельностью обусловлено потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, желанием занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. При этом следует учитывать, что процесс формирования отношений у младшего школьника имеет свои особенности. С одной стороны повышенная эмоциональность, сопровождающая процесс познания, а также становление эмпатийно-рефлексивных качеств, предоставляют возможность ребенку осознать свое личностное отношение к тому, что его окружает. С другой младший школьник воспринимает окружающий мир конкретно - образно и ему еще сложно самостоятельно выявлять социальную значимость явлений и объектов. Использование в учебно-воспитательном процессе социализирующих возможностей краеведческой деятельности способствует разрешению данного противоречия. Изучение родного края позволяет сформировать у ребенка социокультурную картину мира, знания и умения социальных отношений в знакомых конкретных их проявлениях.

Успешное вхождение ребенка в общественную среду и активное воспроизводство системы социальных связей возможно только при развитии у него коммуникативно-речевых способностей, где язык и речь выступают как ступени единого познания языка: от коммуникативно-речевых ситуаций к языку и от языка к речи, от лексики к грамматике. Речь производна от социального контекста, она - своеобразная «карта» территории, которая отображает такие социальные категории как роли, статусы, ситуации, события через выбор тех или иных языковых средств. Младший школьник усваивает опыт социальных отношений, прежде всего-через языковой обмен в определенных социальных ситуациях. При этом передача и восприятие социальной информации посредством языка у ребенка имеет непосредственную связь с состоянием его эмоциональной жизни.

Одной из важнейших специфических характеристик краеведения является его интегративная сущность. Краеведение включает в себя сведения по родному языку и литературе, истории, географии, биологии и другим областям знаний. Так как в младшем школьном возрасте важным для социализации компонентом содержания школьного образования является родной язык и литература, то реализацию социально-педагогической функции краеведения на начальной ступени школьного образования целесообразно осуществлять через преподавание краеведческого курса на основе изучения родного языка и литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по теме :Животные Липецкой области".

Вработу включены подборки материала о животных Лтпецкой области, Красной книге области с презентацией....

Презентация по теме :Животные Липецкой области".

Презентация к проекту"Животные Липецкой области"...

Архитектурные памятники Липецкой области

В презентации рассказывается об архитектурных памятниках Липецкой области....

Сочинение « Если был бы я… Дениской»Выполнил ученик 2 б класса МБОУ лицея №5 города Ельца Липецкой области

Творческая детская работа «В стране Фантазии».   Сочинение « Если был бы я… Дениской»...

Классный час 2 класс "Символы Липецкой области".

Классный час для 2 класса "Символы Липецкой области"....

Классный час в 3 «В» классе «Путешествие по Липецкой области»

Подготовила и провела :учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3 г. УсманьЛомакина Л.М.Цель: знакомство ребят с историей образования Липецкой области; расширение знаний детей о природе, культур...

Классный час в 3 «В» классе «Путешествие по Липецкой области»

Подготовила и провела :учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3 г. УсманьЛомакина Л.М.Цель: знакомство ребят с историей образования Липецкой области; расширение знаний детей о природе, культур...