Рабочая программа. "Литературное краеведение". Программа "Школа России".
рабочая программа по чтению по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и тематическое планирование
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 2-4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_kraevedenie_2_-_4_klassy.doc | 279 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ
2 КЛАСС
МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №218»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по литературному краеведению 2 класса МОУ СОШ №218 создана на основе программы регионального компонента по литературному краеведению (авторы Л.Е.Кочут, Н.П.Черношейкина). Рабочая программа учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов и тем учебного предмета.
Структура документа
Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане школы, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, требования к оснащению учебного процесса.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения литературному краеведению во 2 классе направлено на формирование функциональной грамотности, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Кроме общих задач литературного образования предмет «Литературное краеведение» решает специфические задачи:
- восстанавливает утраченные связи современного человека с культурой своего народа, историей родного края;
- приобщает обучающихся к богатой культуре Пензенского края;
- углубляет теоретические знания в области местного народного творчества, уделяя внимание эстетическому воспитанию;
- воспитывает уважение к представителям различных культур
Этим обусловлена актуальность данного предмета.
Успешность изучения предмета литературного краеведения обеспечивает результативность обучения по другим предметам 2 класса.
Специфика начального курса литературного краеведения заключается в его тесной интеграции с другими предметами:
- с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);
- с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;
- с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал своё понимание прочитанного;
- с уроками окружающего мира: иметь представление о народах пензенского края, их занятиях, быте, орудиях труда, вере. Разнообразие животного и растительного мира, особенности климата.
Эти предметы представляют собой единый курс, в котором обучение сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного края. В настоящее время для всех очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа, историей родного края. Этим обусловлена актуальность данного курса.
В основе программы регионального компонента по литературному краеведению лежат два направления:
- знакомство с литературно-художественными ценностями края;
- воспитание у учащихся позиции «художник слова».
Первое направление предусматривает первичное знакомство с жанровым разнообразием, богатством литературного наследия народностей края. Знакомит с рассказами, стихотворениями; малыми формами фольклора. Развивает художественный кругозор учащихся. Предполагает, также знакомство с биографиями и творчеством поэтов и писателей и людьми, которые прославляют своим творчеством пензенский край.
Второе направление позволяет привить любовь к культуре родного края и гордость за людей, которые проживают на его территории (посещение городской библиотеки, литературного музея, краеведческого музея, спектаклей в театрах города и др.)
Работа в этом направлении способствует развитию креативных способностей учащихся, обогащению языка посредством высказывания собственных суждений и отношений к литературному искусству.
Книги писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы. Через книгу, рассказывающую о родном крае, воспитывается жажда познания, интерес к поискам нового, раскрывается творческая мысль, воспитывается активный читатель-книголюб.
Формы и методы включения краеведческой информации в структуру образовательного и воспитательного процесса могут быть разнообразными: занятия в классе, экскурсии, фольклорные праздники и т.д. – это зависит от конкретных условий:
- наличие соответствующей литературы;
- индивидуальных особенностей класса.
В поддержку начального обучения на уроках литературного краеведения при знакомстве с произведениями в рамках регионального компонента необходимо рассматривать и языковые средства художественной выразительности: сравнение, эпитеты, рифма, метафоры и другие по необходимости.
На уроках краеведения необходимо закреплять результаты внедрения регионального компонента через первичные навыки слушания литературных произведений пензенских авторов и пересказ содержания, развитие фантазии и образного мышления в непосредственном соприкосновении с местным литературным материалом.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного краеведения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения. Система работы по литературному краеведению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании рабочей программы.
Основные содержательные линии
В программе по литературному краеведению представлено пять основных содержательных линий. Первая содержательная линия – Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
Цели обучения
Цель литературного образования – освоение литературных произведений, в том числе и региональных. Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, обогащение духовного мира, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонационального Пензенского края; патриотизма, гордости за свою родину, давшую созвездие талантов.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный план школы отводит на изучение литературного краеведения во 2 классе 34 часа в год (1 час в неделю). Предмет обеспечен учебником «Серебряный родник» М.Л.Савина, Т.Н.Козина, Пенза.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения предметного содержания литературного краеведения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др. Называть имена известных писателей и поэтов пензенского края и их произведения (не менее 2-3); малые жанры разных народностей пензенского края; произведения разных авторов народностей края (по выбору учащихся). Различать малые формы фольклора народностей края; легенды и мифы разных авторов края, написанные по мотивам народных преданий; особенности отдельных произведений писателей и поэтов края; элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление). Приводить примеры малых фольклорных форм разных народностей края (пословицы, поговорки, загадки и др.), уметь высказывать оценочное суждение о прочитанном фольклорном произведении; пересказывать произведения любимых авторов.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа)
Круг чтения и опыт читательской деятельности
Круг чтения. Виды устного народного творчества Пензенской области, записанные А.Анисимовой. Потешки, считалочки, заклички – приговорки, пословицы и поговорки, народные загадки жителей Пензенского края. Народные сказки (мордовские и татарские, их отличия от русских сказок). Произведения выдающихся представителей литературы (Е.Мягкова, В.Поляков, Г. Горланов, П.Дружинин, М.Смирнова, Н.Лукошкина, И.Токмакова), доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Пензенском крае, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле и др.[1]
Техника чтения. Определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).
Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.
Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям.
Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.
Пользоваться справочным словом для получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Виды речевой деятельности.
Слушание (аудирование) (7 ч)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Чтение (14 ч)
Способ чтения: правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами.
Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов, искажения окончаний, искажения ударений. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).
Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.
Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).
Говорение (11 часов)
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение
пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).
Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Письмо (2 часа)
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).
Требования к уровню подготовки оканчивающих 2 КЛАСС
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них
уметь
- правильно читать целыми словами (темп чтения вслух не менее 50 слов в минуту);
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (темп не менее 70 слов в минуту);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объем не более 1 с.);
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (5 – 6 стихотворений и 1 – 2 отрывка из прозы по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
- имена известных писателей и поэтов пензенского края и их произведения (не менее 2-3);
- малые жанры разных народностей пензенского края;
- произведения разных авторов народностей края (по выбору учащихся)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ
3 КЛАСС
МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №218»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по литературному краеведению 3 класса МОУ СОШ №218 создана на основе программы регионального компонента по литературному краеведению (авторы Л.Е.Кочут, Н.П.Черношейкина). Рабочая программа учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов и тем учебного предмета.
Структура документа
Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, требования к оснащению учебно – воспитательного процесса.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения литературному краеведению в начальной школе направлено на формирование функциональной грамотности, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Кроме общих задач литературного образования предмет «Литературное краеведение» решает специфические задачи:
- восстанавливает утраченные связи современного человека с культурой своего народа, историей родного края;
- приобщает обучающихся к богатой культуре Пензенского края;
- углубляет теоретические знания в области местного народного творчества, уделяя внимание эстетическому воспитанию;
- воспитывает уважение к представителям различных культур
Этим обусловлена актуальность данного предмета.
Успешность изучения курса литературного краеведения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного краеведения заключается в его тесной интеграции с другими предметами:
- с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);
- с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;
- с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал своё понимание прочитанного;
- с уроками окружающего мира: иметь представление о народах пензенского края, их занятиях, быте, орудиях труда, вере. Разнообразие животного и растительного мира, особенности климата.
Эти предметы представляют собой единый курс, в котором обучение сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного края. В настоящее время для всех очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа, историей родного края. Этим обусловлена актуальность данного курса.
В основе программы регионального компонента по литературному краеведению лежат два направления:
- знакомство с литературно-художественными ценностями края;
- воспитание у учащихся позиции «художник слова».
Первое направление предусматривает первичное знакомство с жанровым разнообразием, богатством литературного наследия народностей края. Знакомит с рассказами, стихотворениями; малыми формами фольклора. Развивает художественный кругозор учащихся. Предполагает, также знакомство с биографиями и творчеством поэтов и писателей и людьми, которые прославляют своим творчеством пензенский край.
Второе направление позволяет привить любовь к культуре родного края и гордость за людей, которые проживают на его территории (посещение городской библиотеки, литературного музея, краеведческого музея, спектаклей в театрах города и др.)
Работа в этом направлении способствует развитию креативных способностей учащихся, обогащению языка посредством высказывания собственных суждений и отношений к литературному искусству.
Книги писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы. Через книгу, рассказывающую о родном крае, воспитывается жажда познания, интерес к поискам нового, раскрывается творческая мысль, воспитывается активный читатель-книголюб.
Формы и методы включения краеведческой информации в структуру образовательного и воспитательного процесса могут быть разнообразными: занятия в классе, экскурсии, фольклорные праздники и т.д. – это зависит от конкретных условий:
- наличие соответствующей литературы;
- индивидуальных особенностей класса.
В поддержку начального обучения на уроках литературного краеведения при знакомстве с произведениями в рамках регионального компонента необходимо рассматривать и языковые средства художественной выразительности: сравнение, эпитеты, рифма, метафоры и другие по необходимости.
В поддержку начального обучения на уроках литературного краеведения при знакомстве с произведениями в рамках регионального компонента необходимо рассматривать и языковые средства художественной выразительности: сравнение, эпитеты, рифма, метафоры и другие по необходимости.
На уроках краеведения необходимо закреплять результаты внедрения регионального компонента через первичные навыки слушания литературных произведений пензенских авторов и пересказ содержания, развитие фантазии и образного мышления в непосредственном соприкосновении с местным литературным материалом.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного краеведения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения. Система работы по литературному краеведению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании рабочей программы.
Основные содержательные линии
В программе по литературному краеведению представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
Цели обучения
Цель литературного образования – освоение литературных произведений, в том числе и региональных. Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России; патриотизма, гордости за свою родину, давшую созвездие талантов.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный план школы отводит на изучение литературного краеведения во 2 классе 34 часа в год (1 час в неделю). Предмет обеспечен учебником «Серебряный родник» М.Л.Савина, Т.Н.Козина, Пенза.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения предметного содержания литературного краеведения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др. Называть имена известных писателей и поэтов пензенского края и их произведения (не менее 2-3); малые жанры разных народностей пензенского края; произведения разных авторов народностей края (по выбору учащихся). Различать малые формы фольклора народностей края; легенды и мифы разных авторов края, написанные по мотивам народных преданий; особенности отдельных произведений писателей и поэтов края; элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление). Приводить примеры малых фольклорных форм разных народностей края (пословицы, поговорки, загадки и др.), уметь высказывать оценочное суждение о прочитанном фольклорном произведении; пересказывать произведения любимых авторов.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа)
Круг чтения и опыт читательской деятельности
Круг чтения. Виды устного народного творчества Пензенской области, записанные А.Анисимовой. Потешки, считалочки, заклички – приговорки, пословицы и поговорки, народные загадки жителей Пензенского края. Народные сказки (мордовские и татарские, их отличия от русских сказок). Произведения выдающихся представителей литературы (А. Майков, И Крылов, М. Лермонтов, А. Куприн, А. Блок, С. Аксаков, Ф. Атянин, С. Гуляевский, А. Сазонов, Д. Злобин, В. Агапов, Н. Баранов, И. Панькин), доступные для восприятия младшими школьниками. Детские периодические издания.
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Пензенском крае, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.[2]
Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.
Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.
Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Виды речевой деятельности.
Слушание (аудирование) (5 ч)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Чтение (15 ч)
Способ чтения: правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами.
Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов, искажения окончаний, искажения ударений. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).
Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.
Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).
Говорение (10 часов)
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение
пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).
Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Письмо (4 часа)
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).
Требования к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
- знать наизусть не менее 3 стихотворений классиков отечественной литературы;
- знать не менее 2 – 3 народных сказок, уметь их пересказывать;
- знать более 6 – 7 пословиц, 2-3 крылатых выражений, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них
уметь
- правильно читать целыми словами (темп чтения вслух не менее 70 слов в минуту);
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (темп не менее 90 слов в минуту);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (3 – 4 стихотворения и 2 - 3 отрывка из прозы по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- самостоятельно читать произведение и книги в соответствии с изучаемыми темами, писателями и жанрами;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
- имена известных писателей и поэтов Пензенского края и их произведения (не менее 3- 4);
- малые жанры разных народностей Пензенского края;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- - работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ
4 КЛАСС
МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №218»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по литературному краеведению 4 класса создана на основе программы начального общего образования по литературному краеведению МОУ СОШ №218. Рабочая программа учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов и тем учебного предмета.
Структура документа
Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, требования к оснащению учебно – воспитательного процесса.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения литературному краеведению в начальной школе направлено на формирование функциональной грамотности, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного краеведения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного краеведения заключается в его тесной интеграции с другими предметами:
- с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);
- с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;
- с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал своё понимание прочитанного;
- с уроками окружающего мира: иметь представление о народах пензенского края, их занятиях, быте, орудиях труда, вере. Разнообразие животного и растительного мира, особенности климата.
Эти предметы представляют собой единый курс, в котором обучение сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного края. В настоящее время для всех очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа, историей родного края. Этим обусловлена актуальность данного курса.
В основе программы регионального компонента по литературному краеведению лежат два направления:
- знакомство с литературно-художественными ценностями края;
- воспитание у учащихся позиции «художник слова».
Первое направление предусматривает первичное знакомство с жанровым разнообразием, богатством литературного наследия народностей края. Знакомит с рассказами, стихотворениями; малыми формами фольклора. Развивает художественный кругозор учащихся. Предполагает, также знакомство с биографиями и творчеством поэтов и писателей и людьми, которые прославляют своим творчеством пензенский край.
Второе направление позволяет привить любовь к культуре родного края и гордость за людей, которые проживают на его территории (посещение городской библиотеки, литературного музея, краеведческого музея, спектаклей в театрах города и др.)
Работа в этом направлении способствует развитию креативных способностей учащихся, обогащению языка посредством высказывания собственных суждений и отношений к литературному искусству.
Книги писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы. Через книгу, рассказывающую о родном крае, воспитывается жажда познания, интерес к поискам нового, раскрывается творческая мысль, воспитывается активный читатель-книголюб.
Формы и методы включения краеведческой информации в структуру образовательного и воспитательного процесса могут быть различными – это зависит от конкретных условий:
- наличие соответствующей литературы;
- индивидуальных особенностей класса.
В поддержку начального обучения на уроках литературного краеведения при знакомстве с произведениями в рамках регионального компонента необходимо рассматривать и языковые средства художественной выразительности: сравнение, эпитеты, рифма, метафоры и другие по необходимости.
На уроках краеведения необходимо закреплять результаты внедрения регионального компонента через первичные навыки слушания литературных произведений пензенских авторов и пересказ содержания, развитие фантазии и образного мышления в непосредственном соприкосновении с местным литературным материалом.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного краеведения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения. Система работы по литературному краеведению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.
Основные содержательные линии
В программе по литературному краеведению представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
Цели обучения
Изучение литературного краеведения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России; патриотизма, гордости за свою родину, давшую созвездие талантов.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный план школы отводит на изучение литературного краеведения в 4 классе 34 часа в год (1 час в неделю), примерное распределение часов резерва в 3 классе – 2 часа.
Учебник «Серебряный родник» М.Л.Савина, Т.Н.Козина, Пенза.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения предметного содержания литературного краеведения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др. Называть имена известных писателей и поэтов пензенского края и их произведения (не менее 2-3); малые жанры разных народностей пензенского края; произведения разных авторов народностей края (по выбору учащихся). Различать малые формы фольклора народностей края; легенды и мифы разных авторов края, написанные по мотивам народных преданий; особенности отдельных произведений писателей и поэтов края; элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление). Приводить примеры малых фольклорных форм разных народностей края (пословицы, поговорки, загадки и др.), уметь высказывать оценочное суждение о прочитанном фольклорном произведении; пересказывать произведения любимых авторов.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа)
Круг чтения и опыт читательской деятельности
Круг чтения. Произведения устного народного творчества (колыбельные, потешки, считалочки, заклички – приговорки, пословицы и поговорки, народные сказки). Произведения выдающихся представителей литературы (М. Лермонтов, Е. Милавин, А. Карасев, Ф. Ракушин, С. Устьянцева, Ф. Буслаев, В. Подольский, В. Поляков, А. Сазонов. М. Смирнова), доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.[3]
Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.
Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.
Пользоваться справочным слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Виды речевой деятельности.
Слушание (аудирование) (4 ч)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Чтение (12 ч)
Способ чтения: правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами.
Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов, искажения окончаний, искажения ударений. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).
Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.
Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).
Говорение (12 часов)
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение
пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).
Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Письмо (6 часов)
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).
Требования к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них
уметь
- правильно читать целыми словами (темп чтения вслух не менее 90 слов в минуту);
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (темп не менее 110 слов в минуту);
- определять тему, главную мысль произведения, развитие событий в тексте, структуру текста, главную мысль произведения и соотносить ее с заглавием;
- соотносить основное содержание текста с иллюстрациями;
- устанавливать связи внутри событий;
- кратко характеризовать, описывать основную мысль произведения, героев произведения, свое отношение к прочитанному произведению;
- пользоваться библиотечным фондом и справочной литературой;
- пересказывать текст (объем не более 2 с.);
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (6 - 7 стихотворений и 2 - 3 отрывка из прозы по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
- имена известных писателей и поэтов пензенского края и их произведения (не менее 3- 4);
- малые жанры разных народностей пензенского края;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Литературное краеведение 2 класс
34 часа (1 час в неделю)
Программа:
Учебник «Серебряный родник» М.Л.Савина, Т.Н.Козина, Пенза.
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Примечание |
1 | 1 четверть Вводный урок «Самое великое чудо» | |||
1 | Экскурсия в литературный музей «Бабушкин коробок». | |||
2 | Виды устного народного творчества Пензенской области, записанные А. Анисимовой. | |||
3 | Виды устного народного творчества Пензенской области. Колыбельные. | |||
4 | Потешки жителей Пензенского края. | |||
5 | Считалочки жителей Пензенского края. | |||
6 | Народные загадки жителей Пензенского края. | |||
7 | Заклички – приговорки. | |||
8 | Пословицы и поговорки Пензенского края | |||
9 | Посещение центральной городской библиотеки. Литературная викторина. | |||
10 | Народные сказки. | |||
11 | Русские народные сказки. | |||
12 | Мордовские и татарские сказки. Их отличия от русских народных сказок. | |||
13 | Посещение библиотеки семейного чтения. Путешествие по сказкам. | |||
14 | Люблю природу русскую. Природа в творчестве поэтов и писателей. | |||
15 | Экскурсия в городской краеведческий музей. Природа в творчестве художников. | |||
16 | Экскурсия в городской краеведческий музей. Природа в творчестве композиторов. | |||
17 | Е. Мягкова «Опята». | |||
18 | В. Поляков «Снегири». | |||
19 | Г. Горланов «Зимние сны». | |||
20 | П. Дружинин «Скворцы прилетели» | |||
21 | М. Смирнова «Милая роща» | |||
22 | М. Смирнова «Пройдись по Пензенскому краю». | |||
23 | Н. Лукошина «Встану утром рано». | |||
24 | С. Устьянцева «Не поймем никак…» | |||
25 | И. Токмакова «Сосны шумят». | |||
26 | И. Токмакова «Сосны шумят». | |||
27 | И. Токмакова «Сосны шумят». | |||
28 | Создание небольших письменных ответов на поставленные вопросы по прочитанному произведению. | |||
29 | Редактирование сочинения. | |||
30 | Посещение городской центральной библиотеки «Ты, любовь моя, земля Пензенская». | |||
31 | Экскурсия в музей. «Замечательные люди нашего края». | |||
32 | Обобщающий урок. | |||
33 | Резерв. | |||
34 | Резерв. |
Литературное краеведение 3 класс
34 часа (1 час в неделю)
Л.Е.Кочут, Н.П.Черношейкина Литературное краеведение (Программа регионального компонента. Начальные классы 2 – 4).
Учебник: «Серебряный родник» М.Л.Савина, Т.Н.Козина, Пенза.
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Примечание |
1 | Вводный урок «Славные имена». | |||
2 | Экскурсия в литературный музей «Бабушкин коробок». | |||
3 | Поэзия крестьянских праздников. | |||
4 | А. Майков «Сенокос». | |||
5 | А. Майков «Ласточка». | |||
6 | Экскурсия в центральную городскую библиотеку. Литературная викторина. | |||
7 | Создание письменных ответов на поставленные вопросы по прочитанному произведению. | |||
8 | И. Крылов. Пензенские истоки басни «Свинья под дубом». | |||
9 | И. Крылов. Пензенские истоки басни «Свинья под дубом». | |||
10 | Экскурсия в литературный музей. М. Ю. Лермонтов и Пензенский край. | |||
11 | М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». | |||
12 | М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». | |||
13 | Обучающее сочинение по картине. | |||
14 | А. Куприн «Ральф», «Бальт». | |||
15 | Экскурсия в городской краеведческий музей. Рождественские посиделки. | |||
16 | Поэзия крестьянских праздников. А. Блок «Рождество». | |||
17 | А. Плещеев «Зимний вечер», «Старик». | |||
18 | П. Дружинин «Зима». | |||
19 | Поэзия крестьянских праздников. Колядки. Масленица. | |||
20 | С. Аксаков «Детские годы Багрова – внука». | |||
21 | С. Аксаков «Детские годы Багрова – внука». | |||
22 | Сочинение – миниатюра. | |||
23 | Ф. Атянин «Воробей и медведь». | |||
24 | С. Гуляевский «Сказки». | |||
25 | А. Сазонов «Воробей». | |||
26 | А. Блок «Вербочки». Н. Куленко «Весенняя верба воскресла». | |||
27 | Поэзия крестьянских праздников. Д. Злобина «Жаворонки», «Троицын день». | |||
28 | В. Агапов «Жаворонок». | |||
29 | Н. Баранов «И пришла мне мысль». | |||
30 | Составление очерка. | |||
31 | И. Панькин «Легенды о мастере Тычка». | |||
32 | Обобщающий урок. | |||
33 | Подготовка к фольклорному празднику. | |||
34 | Фольклорный праздник. |
Литературное краеведение 4 класс
34 часа (1 час в неделю)
Программа:
Учебник «Серебряный родник» М.Л.Савина, Т.Н.Козина, Пенза.
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Примечание |
1 | Вводный урок «Ты, любовь моя, земля Пензенская». | |||
2 | Экскурсия в литературный музей «М. Ю. Лермонтов». | |||
3 | Славные имена. Экскурсия в библиотеку семейного чтения. М. Ю. Лермонтов. | |||
4 | Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" - уникальный историко-культурный памятник общенационального значения. | |||
5 | М. Лермонтов «Кавказ». | |||
6 | Обучающее сочинение. | |||
7 | Е. Милавин «Я в лес вхожу. Какая благодать». | |||
8 | А. Карасев «Родной проселок». | |||
9 | Экскурсия по городу. | |||
10 | Сочинения – миниатюра о родном городе. | |||
11 | Ф. Ракушин «Я часто вижу ночь сырую…» | |||
12 | С. Устьянцева «Волшебное имя». | |||
13 | С. Устьянцева «За окошком вечер темный». | |||
14 | Сочинение – зарисовка. | |||
15 | Ф. Буслаев «Мои воспоминания». | |||
16 | В. Подольский «Уже все травы скошены». | |||
17 | Экскурсия в городской краеведческий музей. Природа в творчестве художников и композиторов. | |||
18 | Сочинение по картине. | |||
19 | В. Поляков «Музыка родной земли». | |||
20 | В. Поляков «Обыкновенный еж». | |||
21 | А. Сазонов «Минька – дед и Минька – внук». | |||
22 | М. Смирнова «Стариков родник». | |||
23 | Книжка – малышка. | |||
24 | Экскурсия в ДЭБЦ | |||
25 | Посещение городской центральной библиотеки «Мои земляки – ветераны Великой Отечественной войны». | |||
26 | Экскурсия в городской краеведческий музей «Вахта памяти». | |||
27 | Великая Отечественная. | |||
28 | Великая Отечественная. | |||
29 | Великая Отечественная. | |||
30 | Великая Отечественная. | |||
31 | Отзыв о прочитанной книге. | |||
32 | Обобщающий урок. | |||
33 | Подготовка к фольклорному празднику. | |||
34 | Фольклорный праздник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Литературное чтение. УМК «Школа России»
1. Роль и место дисциплиныИзучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.2. Адреса...
Рабочая программа. Литературное краеведение.
Рабочая программа учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных час...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Литературное чтение" УМК "Школа России", 1 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое плантрование уроков литературного чтения в 1 классе составлено в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2
Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2...
Рабочая программа "Литературное краеведение"
Рабочая программа по литературному краеведению для 2 класса...
Рабочая программа "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе
Рабочая программа по лпредмету "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе...
Рабочая программа Литературное чтение 4кл "Школа России"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, КТП, содержание учебного материала....