Дополнительная образовательная программа "Любим мы родной язык"
рабочая программа на тему

Гриневич Александра Александровна

Программа «Любим мы родной язык» помогает научить детей правильно и грамотно писать, обогатить речь обучающихся, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Образовательная программа «Любим мы родной язык» носит интеллектуально-познавательную направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop.programma_grinevich.doc412 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

города Котовска Тамбовской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Любим мы родной язык»

для детей 7-10 лет

(срок реализации 4 года)

                                                                       Составитель: Гриневич Александра Александровна,

                                                                                    учитель начальных классов МБОУ «СОШ»

                                                                                    города Котовска  Тамбовской области

Пояснительная записка

  Программа « Любим мы родной язык » разработана на основании:

  Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г .№ 03- 296;

  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от   6 октября 2009 года № 373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции  Российской Федерации  22 декабря   2009 года, регистрационный № 15785);.

 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от  26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован  Министерством юстиции  Российской Федерации   04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707).

           

Направленность дополнительной образовательной программы:

Русский язык – сложный учебный предмет. Он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.

Программа «Любим мы родной язык» помогает научить детей правильно и грамотно писать, обогатить речь обучающихся, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Образовательная программа «Любим мы родной язык» носит интеллектуально-познавательную направленность.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Актуальность выбора курса «Любим мы родной язык» определена тем, что у детей младшего школьного возраста слабо развиты речь, орфографическая зоркость, грамотность

Педагогическая целесообразность программы:

 Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “ Любим мы родной язык ”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Содержание и методы обучения программы содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Цель и задачи курса.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

      Отличительными  особенностями программы  «Любим мы родной язык» являются:

определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

    Программа кружка построена так, что в течение занятия у детей сохранена высокая мотивация, дети чувствуют психологический комфорт. На занятиях кружка дети в игровой форме узнают об этиологии слов, некоторые исторические данные о словарях и происхождении букв. Ненавязчиво затрагиваются все разделы русского языка «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:

Программа рассчитана на детей 7-10 лет

       Срок реализации дополнительной образовательной программы:

Срок реализации программы – 4 года

Количество часов в неделю - 2

Количество часов в год – 68

    Общее количество часов – 272

Формы проведения занятий:

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

  Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента

  в   занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

   В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Режим занятий:

Занятия групповые. Количество часов в неделю - 2. Продолжительность занятий 45 минут (1-4 класс).

       Ожидаемые результаты.

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты 

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Способы определения их результативности:

Формы и методы контроля:

-устный опрос;

-тестирование;

-участие в олимпиадах по русскому языку, в интеллектуальных играх, творческих конкурсах.

          Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Программой предусмотрен контроль усвоения материала в конце каждого года обучения:

-после 1 класса  – КВН;  

-после 2 класса – творческий конкурс; олимпиада по русскому языку;

-после 3 класса – тестирование;

-после 4 класса - олимпиада по русскому языку.

Учебно-тематический план  

1 класс- 68 ч.

п/п

Наименование темы

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего (час).

Наш помощник- язык .

8

4

12

1-4

Речь устная и письменная

2

1

3

5-7

Что такое слово?

3

1

4

8-10

В мире звуков

1

1

2

11-13

Игротека

2

1

3

В мире слов и звуков.

4

4

8

14-17

Звуки и буквы – не одно и то же

3

3

18-19

Что такое метограммы?

1

1

2

20-22

Конкурс рисунков.

3

3

Живые буквы.

26

12

38

23-24

Жили были гласные и согласные

2

2

25

Учись различать.

1

1

26

Игротека.

1

1

27-28

Волшебник Ударение

2

2

29

Почему так говорят

1

1

30

Такие разные гласные.

1

1

31

Такие разные, разные согласные

1

1

32

Сравнения

1

1

33

В слове столько гласных, сколько и слогов.

1

1

34-35

Русские народные загадки. Составление простых загадок.

2

2

36

Зачем шипят шипящие?

1

1

37

Познакомьтесь: алфавит!

1

1

38-39

Игротека

2

2

40

Привет, пословица!

1

1

41-42

Поговорим о предложении

2

2

43-44

Еще немного о предложении

2

2

45-46

Игротека

2

2

47

Знакомимся с анаграммами

1

1

48

Что такое текст?

1

1

49

Что мы пишем с большой буквы?

1

1

50

Игротека

1

51

О безударных гласных

1

1

52

О парных звонких и глухих согласных

1

1

53

Слова - приятели

1

1

54

Игротека

2

2

55

Слова – неприятели

1

1

56

Волшебное слово предлог

.

1

1

57

Что такое фразеологизм?

1

1

58

Слова-пришельцы

1

1

59

Учимся различать слова разных частей речи

1

1

Культура общения.

5

3

8

60-61

Волшебные слова.

2

1

3

62-63

Об одном и том же по-разному.

1

1

2

64

Ты и твой собеседник.

1

1

65-66

Ролевая игра.

1

1

2

Итоговый контроль.

1

1

2

67-68

Защита проектов.

2

2

Итого:

43

23

68

Учебно-тематический план  

2 класс- 68 ч.

№п/п

Наименование темы

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего (час).

Волшебная страна «Фонетика»

5

15

20

1-2

Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв?

1

2

3

3-4

Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”.

1

2

3

5-7

Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания.

1

2

3

8-9

Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару

1

2

3

10-11

Звонкие и глухие «одиночки». Почему они так называются?

Игра – сказка «Пропавшие имена».

1

2

3

12-13

Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки

2

2

14-15

«Грамматическое домино»

Игры Деда Буквоеда.

1

1

16-17

Шипящие согласные. Игра «Волшебный клубок орфограмм».(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)

1

1

18-20

Шипящие согласные. Игра «Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)”праздничный урок. Обобщение изученного материала.

1

1

Волшебная страна «Грамматика»

5

10

15

21-22

Легкие головоломки. Технология составление головоломок.

1

1

2

22-23

Слог. Игра «Собери слово». Перенос слов.

Правила переноса.

2

2

24-25

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении.

1

1

2

26-27

«Грамматическое домино”. Форма проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак).

1

2

3

28-29

Играем в загадки. Технология составления загадок.

1

1

2

30-32

Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения.

1

2

3

33-34

Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов.

Сопоставление звуковой и буквенной записи слов.

1

1

В стране «Слов»

2

8

10

35-36

Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.

1

1

2

37-38

Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник.

1

1

2

39-40

Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.

2

2

41-42

Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

2

2

43-44

Существительные – слова с предметным значением. Сказка «Приключение в стране «Имя Существительное».

2

2

В гостях у частей речи

5

10

15

45-46

Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра “Лишнее слово”

2

2

47-48

Звонкие и глухие «двойняшки». В стране «Двойняшек»(парные согласные на конце слов)

1

1

2

49-50

Приключения в стране «Имя существительное».

1

1

2

51-52

Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии

1

2

3

53-54

Приключения в стране «Имя прилагательное».

2

2

55-57

Дружба имени существительного с прилагательным

1

1

2

58-59

Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

1

1

2

Упражнения для закрепления

3

5

8

60-61

Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка.

Игра – соревнование «Кто больше знает слов на букву ..»

1

1

2

62-63

Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить?

1

1

2

64-65

Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов..

1

1

66-67

Крылатые слова и выражения.(фразеологизмы)

1

1

2

68

Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка.

1

1

Итого:

20

48

68

Учебно-тематический план  3 класс- 68 ч.

№п/п

Наименование темы

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего (час.)

Дружим с грамматикой

5

17

22

1-2

Хорошо ли ты знаешь грамматику?

Рассказ – беседа. Игры – соревнования: «Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?», «Умеешь ли ты правильно и точно говорить?»

1

2

3

3-4

Сокровища родного языка.

Беседа о богатстве русского языка.

2

2

5-6

Незаменимый мягкий знак.

Роль мягкого знака в словах.

1

1

7-8

Путешествие по стране «Удвоенных согласных».

1

2

3

4

9-11

Хорошо ли ты знаешь алфавит?Для чего нужен алфавит?

Работа со словарями.

1

2

3

12-14

Волшебник «Ударение». Рубрика «Говори правильно»

1

2

3

15-16

Из чего же, из чего же состоят слова?

2

2

17-18

Часть слова ,которая ,изменяется, окончанием называется.

Как корень слова учил окончания уму – разуму.

1

1

19-20

В стране парных звонких и глухих согласных.

2

2

21-22

В стране парных звонких и глухих согласных.

1

1

2

Дружим с орфографией

5

13

18

23-24

Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).

2

2

25-26

Дружим с грамматикой.

Безударные гласные, проверяемые ударением.

1

1

2

27-28

Непроверяемые безударные гласные.Работа с орфографическим словарем.

1

2

3

29-30

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Непроизносимые согласные.

2

2

31-32

Новые друзья корней – приставки.

1

1

33-34

Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. Разделительный твердый знак.

1

1

2

35-36

Слова – части речи.

1

1

2

37-38

Имя существительное – часть страны. Речь.

1

1

2

39-40

Как у существительных род появился.

2

2

Изучаем части страны «Речь»

8

20

28

41-42

Доброе утро, имя прилагательное!

2

2

43-44

Имя прилагательное – часть страны Речь.

2

2

45-46

Моя мама – имя существительное.

(О связи имени прилагательного с именем существительным).

2

2

47-48

Глагол – часть страны Речь.

2

2

49-50

Глагол – часть страны Речь. Время и число глагола.

1

2

3

51-52

Глагол и его друзья. Глагол в предложении.

1

1

53-55

Как мама Глаголиха учила глагольчиков.(Неопределенная форма гаголов).

2

1

3

56-57

С кем дружит глагол?

1

2

3

58-60

С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!

1

2

3

61-64

Правописание –тся,- ться и ца на конце глаголов и существительных.Составление алгоритма.

1

3

4

65-68

А все–таки она хорошая! (О роли орфографии).Рассказ – беседа о роли орфографии.

2

1

3

Итого:

18

50

68

Учебно-тематический план  4 класс- 68 ч.

п/п

Наименование темы

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего (час.)

Речь. Техника и выразительность речи.

1

2

3

1

Какую речь хочется слушать?

1

1

2

Узнай по голосу.

1

1

3

Выразительное чтение текстов.

1

1

Слово.

10

27

37

4

Многозначные слова

1

1

5

Такие разные.

1

1

6

Конкурс рисунков.

1

1

7

Омонимы, омоформы, омофоны.

1

1

8

Учись различать.

1

1

9

Фразеологизмы

1

1

10

Почему так говорят.

1

1

11

Подбери фразеологизмы.

1

1

12

Словарь фразеологизмов.

1

1

13

Сравнения.

1

1

14

Работа с текстом

1

1

15

Творческая работа.

1

1

16

Олицетворение.

1

1

17

Работа с текстом

1

1

18

Творческая работа..

1

1

19

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

1

20

Работа с текстом.

1

1

21

Творческая работа.

1

1

22

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные

1

1

23

Работа с текстом.

1

1

24

Творческая работа.

1

1

25

Откуда приходят слова.

1

1

26

Слова-пришельцы.

1

1

27

Словарь заимствованных слов.

1

1

28

Этимология.

1

1

29

Этимологический словарь.

1

1

30

Конкурс творческих работ.

1

1

31

Как тебя зовут.

1

1

32

Значение женских имён.

1

1

33

Значение мужских имён.

1

1

34

Происхождение отчеств.

1

1

35

Наши фамилии.

1

1

36

Происхождение своей фамилии.

1

1

37

Откуда произошла твоя фамилия?

1

1

38

Названия нашего края.

1

1

39

Устаревшие слова.

1

1

40

Объясни выражения.

1

1

Предложение и словосочетание.

2

2

4

41

Редактирование и распространение предложений.

1

1

42

Редактирование и распространение предложений.

1

1

43

Редактирование и распространение предложений.

1

1

44

Редактирование и распространение предложений.

1

1

Текст.

8

14

22

45

Типы текстов.

1

1

46

Работа с произведениями.

1

1

47

Определение опорных слов.

1

1

48

Связь предложений в тексте.

1

1

49

Работа с текстом.

1

1

50

Цепная связь предложений в тексте.

1

1

51

Работа с текстом.

1

1

52

Творческая работа.

1

1

53

Параллельная связь предложений в тексте.

1

1

54

Работа с текстом.

1

1

55

Творческая работа.

1

1

56

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

1

1

57

Творческая работа.

1

1

58

Единый временной план текста.

1

1

59

Работа с текстом.

1

1

60

Творческая работа.

1

1

61

Стили речи.

1

1

62

Художественная речь.

1

1

63

Разговорная и деловая речь.

1

1

64

Словари.

1

1

65

Работа со словарями.

1

1

66

Волшебные слова.

1

1

Итоговый контроль.

1

1

2

67

Защита проектов.

1

1

68

Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь. Итоговое занятие.

1

1

Итого:

18

50

68

Содержание программы

Содержание курса не дублирует, а расширяет базовый курс по русскому языку и дает возможность познакомиться учащимся с интересными, нестандартными вопросами. За рамками образовательной программы данный курс предусматривает углубленное изучение знаний по темам: «Морфология», «Орфография», «Синтаксис», «Лексика», « Фразеология». В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Занятия позволяют сформировать у детей не только индивидуальные учебные навыки, но и навыки работы в коллективе.

Содержание курса 1 класс (68 часов)

Тема 1. Наш помощник - язык. (12 ч.)

Речь устная и письменная. Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.

Тема 2. В мире слов и звуков. (8ч.)

         Прямое и переносное значение слов. Что такое слово?

Понятие слова, знакомство с ребусом. В мире звуков. Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух». Игротека. Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма». Звуки: гласные, согласные; твердые, мягкие; глухие, звонкие. Транскрипция (звукопись). Замена звука (буквы). Слабая, сильная позиция. Орфоэпия.

                             

                               Тема 3. Живые буквы(38 ч.)

Отличие гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв. Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метограмм. Способы отличия твердых согласных звуков от мягких. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости –глухости, твердости-мягкости. Решение метограмм. Рифмование слов.

                       Тема4. Культура общения(8 ч.)

Волшебные слова: слова-приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

                       

                         Тема 5. Итоговый контроль(2 ч.)

                       

                       Содержание курса 2 класс (68 часов)

Тема 1.Волшебная страна «Фонетика» (20ч.)

Волшебная страна «Фонетика». Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование. Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры «Расколдуй слово», «Да-нет». Удивительные звуки. Игры «Невидимки звуки», «Читай наоборот». Тест на развитие слухового внимания. Звонкие и глухие «двойняшки». Сказка «Про ошибку». Игра «Найди пару». Звонкие и глухие «одиночки». Почему они так называются. Игра – сказка «Пропавшие имена». Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина «Интересные буквы и звуки».

Тема 2. Волшебная страна «Грамматика» (15 ч.)

Добрый “волшебник” – ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Добрый “волшебник” - Ударение. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

Тема 3. В стране «Слов» (10 ч.)

Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование «Кто больше знает слов на букву …». Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить? Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

                            Тема 4 . В гостях у частей речи (15 ч.)

Существительные – слова с предметным значением. Сказка «Приключение в стране «Имя Существительное». Приключения в стране “Имя существительное». Приключения в стране «Имя прилагательное». Дружба имени существительного с именем прилагательным. Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

                      Тема 5.Упражнения для закрепления (8 ч.)

Легкие головоломки. Технология составление головоломок. Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии. Играем в загадки. Технология составления загадок. Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка.

Содержание курса 3 класс (68 часов)

Тема 1. Дружим с грамматикой (22ч.)

Рассказ – беседа. Игры – соревнования: «Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?», «Умеешь ли ты правильно и точно говорить?» (Составление рассказов по картинке), «Сколько слов ты знаешь?» Незаменимый мягкий знак. Путешествие по стране «Удвоенных согласных». Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных). Как корень слова учил окончания уму – разуму. Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные).

Тема 2. Дружим с орфографией (18 ч.)

(О роли орфографии). Рассказ – беседа о роли орфографии. Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки.

Тема 3.Изучаем части страны «Речь» (25 ч.)

Слова – части речи. Имя существительное – часть страны Речь. Доброе утро, имя прилагательное! Имя прилагательное – часть страны Речь. Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным). Глагол – часть страны Речь. Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Время глагола). С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!

Тема 4.Упражнения для закрепления (13 ч.)

Легкие головоломки. Технология составление головоломок. Волшебный клубок орфограмм. Ребусы и шарады. Рассказ – беседа о роли орфографии и грамматики. Играем в загадки. Технология составления загадок. Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка.

Содержание курса 4 класс (68 часов)

Тема 1.Речь. Техника и выразительность речи (3 ч.)

Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Тема2.Слово (37 ч.)

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Тема 3.Предложение и словосочетание (4 ч.)

Предложение. Умение редактировать предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Тема 4.Текст (22 ч.)

Тема, микротема основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный ( художественный и научный ). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста и в тексте с параллельным построением. Видо-временная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Тема 5. Итоговый контроль (2 ч.)

Легкие головоломки. Технология составление головоломок. Волшебный клубок орфограмм. Ребусы и шарады. Рассказ – беседа о роли орфографии и грамматики. Играем в загадки. Технология составления загадок. Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные  слова.                                                                                                            Антонимы, многозначные слова.                                                                                         Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.                                                                                                          Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя.                                                                                      Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

Содержание занятий.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу   2 - го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.                                                                            Состав слова.                                                                                                                         Признаки родственных слов.                                                                                                  Виды пересказа.                                                                                                                                                                                                            

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.                                                                                    Пересказать текст.

Основные требования к знаниям и умениям

 учащихся к концу  3-го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.

Содержание курса

Основные требования к знаниям и умениям

 учащихся к концу 4-го класса

учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические  и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

           Стремлением учить серьёзному увлекательно объясняется особое внимание к отбору занимательного текстового материала: постановка задач проблемного характера при введении нового знания, использование игровых приёмов, забавных сюжетов, рисунков. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия.

  • лингвистические словари;
  • карточки с играми и заданиями;
  • тексты для работы на занятиях;
  • карточки по изучаемым темам;
  • тематический материал из периодической печати;
  • наглядный материал;
  • технические средства (компьютер, проектор, экран, магнитофон).

 

   Список литературы:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
  16. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  17. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  18. Одинцов  В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.

Методическая литература для детей:

  1. Неусыпова Н.М. Толковый словарик русского языка. - М., 1988.
  2. Шмаков С. А. Игры - шутки, игры - минутки. - М., 1997.
  3. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва, «Новая школа», 1993.

    Сайты конкурсов, олимпиад:

-http://www.prodlenka.org

-http://www.farosta.ru.

-http://metodsovet.su/

-http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по английскому языку

Дополнительная образовательная программа по английскому языку " Английский для малышей" предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель программы: вызвать интерес у детей к изу...

Дополнительная образовательная программа "Мой родной край"

Данная программа направлена на   развитие у обучающихся мотивации к познанию родного края и расширение  культурного опыта.     Програм...

Дополнительная образовательная программа по английскому языку "Играем и поем"

В нашей мире с каждым годом увеличивается количество зарубежных стран, многосторонние связи с которыми неуклонно расширяются. Исходя из этого, все большее количество педагогов и родителей понимают, чт...

Дополнительная образовательная программа по английскому языку.

Разработана дополнительная программа по английскому языку для дошкольников, рассчитанная на 2 года: группы от 5 до 6 лет и группа о т6 до 7 лет....

Образовательная программа по родному языку

Образовательная программа по родному языку по системе развивающего обучения. 2 класс...

Дополнительная образовательная программа по русскому языку "Занимательная грамматика" (1-4)

Дополнительная образовательная программа по русскому языку "Занимательная грамматика" (1-4)...

Дополнительная образовательная программа по русскому языку «Мой могучий русский язык»

Дополнительная образовательная программа по русскому языку «Мой могучий русский язык»...