дополнительная образовательная программа кружка по нравственно-патриотическому воспитанию "Смоленский край, навек любимый!"
рабочая программа на тему
Программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_nravstvenno-patrioticheskomu_vospitaniyu_kruzhok.doc | 363 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Салют»
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
«Смоленский край, навек любимый!»
Оглавление
I. Паспорт программы «Смоленский край, навек любимый!». 3
III. Тематическое планирование по программе «Смоленский край, навек любимый!». 13
Блок 2. «Мой любимый детский сад». 15
Блок 3. «Город, в котором я живу». 17
IV. Содержание программы «Смоленский край, навек любимый!» 24
Блок 2. «Мой любимый детский сад». 27
Блок 3. «Город, в котором я живу». 29
V. Методическое обеспечение программы «Смоленский край, навек любимый!». 33
I. Паспорт программы «Смоленский край, навек любимый!».
Название Программы | Воспитательная Программа «Смоленский край, навек любимый!». |
Цель Программы | Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному городу, к Смоленскому краю, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего города, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. |
Задачи Программы |
|
Период реализации | С 2011года. |
Нормативно-правовая база |
|
Сроки реализации Программы | 3 года для детей средней,старшей и подготовительной группы с 4 до 7 лет. |
Организация контроля над реализацией Программы | Педагогическая диагностика детей на начало и конец учебного года. |
Ожидаемые результаты | Наличие у детей знаний об истории возникновения города Смоленска, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике; возникновение стойкого интереса к будущему родного города и края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семей воспитанников к нравственно-патриотическому воспитанию детей. |
II. Пояснительная записка
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины вы руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего города и края.
Отсюда вытекают следующие проблемы:
- какими должны быть формы и содержание воспитательно-образовательного процесса, чтобы, не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю;
- какие формы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим городом и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками образовательной школы и библиотеки, музея, при знакомстве с местными и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.
Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Исследования О.П. Радыновой, Е.П. Горловой, Н.Е. Шурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры.
В программе «Смоленский край, навек любимый!» нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями города, лучшими людьми города (лучшими строителями, героями труда и ВОВ, культуры и искусства); с основными профессиями, наиболее значимыми в нашем городе, достопримечательностями, традициями, православными центрами нашего города и области.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции и обычаи нашего города и края.
Программа разработана с учетом следующих источников:
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, основной целью которой было создание системы патриотического воспитания;
- Программа воспитания и обучения детей в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой;
- Программа Николаевой С.Н. «Юный эколог» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- Программа Князевой О.Л. и Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры».
- Программа Кузьмина И.А. по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Истоки».
- Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». Под ред. Оверчук Т.И.
- Программа Баранниковой О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду».
- Программа Зеленовой Н.Г. и Осиповой Л.Е. для старшей группы «Мы живем в России».
- Программа Фесюковой Л.Б. «Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет».
- Программа Лопатиной А. и Скребцовой М. «Нравственное воспитание дошкольников».
Программа предполагает работу с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (с 3 до 6 лет). Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.
Система работы рассчитана на 3 календарных года. Программа состоит из 3 блоков: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Город, в котором я живу». Данные блоки занятий тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: непосредственно образовательной, самостоятельной деятельности, совместной деятельности со взрослым. Место реализации программы – детский сад и семья.
Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Формы проведения занятий: беседы, открытые занятия, участие в концертах, инсценировка сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии, заочные путешествия.
Целью программы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.
Задачи программы:
- Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным краем.
- Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.
- Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.
- Сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей.
- Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
- Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.
Ожидаемый результат:
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
К концу реализации программы дети должны:
- Знать свой домашний адрес, название города, области.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности города и области, уметь рассказать о них.
- Знать профессии своих родителей.
- Знать краткие сведения об истории города и края.
- Знать символику города Смоленска и Смоленской области, России
- Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности города и области.
- Знать о почетных гражданах города.
- Знать стихи поэтов и работы художников Смоленской области.
- Знать правила безопасного поведения на природе и на улицах города.
- Иметь элементарные представления об охране природы.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
III. Тематическое планирование по программе «Смоленский край, навек любимый!».
Блок 1. «Моя семья».
Цель: сформировать у детей целостное представление о семье, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего.
Блок «Моя семья» состоит из 7 тематических занятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Содержание | Задачи | Формы работы | Методы и приемы |
Семь Я | Воспитывать у детей нравственные качества, такие как любовь, к самым близким людям. Внушать детям чувство гордости за свою семью, стремление заботиться о пожилых людях. | Занятия, совместные досуги с родителями, игры КВНы, «Что, где, когда?», праздники, выставки, вечера встреч. | Беседы, составление рассказов, чтение художественной литературы, проекты. |
Место работы моих родителей | Прививать уважение к труду родителей, закреплять знание профессий и понимать значимость их труда. | Экскурсии на предприятия нашего города, встречи, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. | Беседы, составление рассказов о профессиях, чтение стихов «А что у вас?» С. Михалкова, рисование. |
Дедушка и бабушка – верные друзья | Воспитывать доброжелательное отношение к старшим в семье, заботиться о них и уважать. | Занятия, праздники, сюжетно-ролевые игры, конкурсы. | Беседы, встречи, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий, изготовление поделок. |
Уклад и традиции семьи | Продолжать знакомить детей с семейными традициями. Уважать интересы каждой семьи. | Театральная деятельность, игры, концерты, семейный клуб «Расти здоровым, малыш». | Беседы «Моя любимая игрушка», «Самая интересная книга». Домашние праздники «Все мы можем сообща». |
Древо семьи (старшая группа) | Познакомить детей с родословной своей семьи. | Занятия, выставки, сюжетно-ролевые игры. | Беседы «Моя семья», «Мои дедушка и бабушка», рисование древа семьи. |
Родной очаг | Прививать любовь к своему родному дому, учить видеть, отображать свои видения в рисунках (герб семьи). | Взаимопосещение семей сверстников, сюжетно-ролевые игры. | Рисование «Герб моей семьи», беседы. |
Защитники отечества | Воспитывать у детей чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины. | Занятия, встречи, праздники, сюжетно-ролевые игры. | Беседы с родственникам, которые служили в армии. Рассматривание фотографий, изготовление сувениров и альбомов. |
Блок 2. «Мой любимый детский сад».
Цель: сформировать у детей представление о детском саде, как о социуме, объекте истории и культуры.
Блок «Мой любимый детский сад» состоит из 5 тематических занятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Содержание | Задачи | Формы работы | Методы и приемы |
По дороге в детский сад | Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес. | Занятия, сюжетно-ролевые игры. | Рисование детского сада, группы, друзей, любимых игрушек и т.д. |
История детского сада | Познакомить детей с историей детского сада. | Вечера воспоминаний. | Беседы, рассматривание фотоальбомов, слайдов, проект, презентация «Давайте познакомимся». |
Традиции детского сада | Познакомить детей с традициями детского сада. | Вечера встреч, дни рождения, праздники, конкурсы, соревнования. | Вечера встреч, дни рождения, юбилей, беседы, рассматривание фото. |
Территория детского сада | Знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями. | Прогулки; экологические тропинки на территории детского сада, трудовые поручения. | Беседы, моделирование участков. |
Заботливые люди (профессии сотрудников детского сада) | Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. | Экскурсии по д/с: на кухню, в прачечную, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»; сюжетно-ролевые игры. | Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду, рисование. |
Блок 4. «Моя страна - Россия».
Цель: воспитать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой город, интерес к его истории и стремление сделать свой город богаче и краше.
Блок «Город, в котором я живу» состоит из 11 тематических занятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Содержание | Задачи | Формы работы | Методы и приемы |
История возникновения города Смоленска | Сформировать представления детей об исторических корнях города (об истории возникновения города). Учить детей умению работать с картой г. Смоленска, находить свой дом, местоположение детского сада. | Занятия, экскурсии по городу, музей, выставки ко Дню города, работа с картой | Беседы, рассказы о городе, рассматривание карты, фотоальбомов, презентация «Любимый город ». |
Символика родного города | Познакомить детей с гербом и флагом с их историей, происхождением. | Занятия, посещение музея, библиотеки. | Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций. Рисование гербов, флагов. |
Традиции нашего города | Познакомить детей с традициями нашего города, научить детей их соблюдать. | Занятия, экскурсии, выставки, участие в городских мероприятиях. | Беседы, рассматривание иллюстраций, рисование. |
Памятники воинам, погибшим в годы ВОВ | Вызывать у детей желание подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми. | Экскурсии к памятникам. | Беседы, рассматривание фотоальбомов. |
Бюст старшего лейтенанта А.А. Федосова, погибшего на боевом посту | Познакомить с жизнью и боевым подвигом А.А. Федосова. Воспитывать чувство патриотизма. | Экскурсии к памятнику, в музей. | Беседы, встречи с соратниками. |
Памятный знак жертвам радиационных катастроф | Познакомить детей с историческим местом города; воспитывать уважение к участникам ликвидации последствий Чернобыльской аварии. | Экскурсии к памятнику. | Беседы, встреча с участниками ликвидации последствий Чернобыльской аварии. |
Бюст Реве Б.М. – почетному строителю города Десногорска | Познакомить с жизнью и трудовой деятельностью почетного строителя Ревой Б.М. | Экскурсии к памятнику, в музей. | Беседы, встречи с соратниками, рассказы воспитателя, рассматривание фотоальбомов. |
Почетные люди «Аллея Славы», Доска почета г.Десногорска Доска почета САЭС | Вызвать у детей интерес к людям, живущим в городе Десногорске. Воспитывать уважение и чувство гордости за них. | Занятия, встречи, выставки, экскурсия «Почетные люди г.Десногорска». | Беседы, рассказы воспитателей о почетных людях, рассматривание иллюстраций, фотоснимки. |
Храм «Всех скорбящих Радосте» «Храм Стефана Великопермского» | Приобщать детей к православной традиции русского народа. | Экскурсии, кружок по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Истоки»; уроки добротолюбия. | Беседы, встречи, праздники, экскурсии, уроки творчества, игры, слайд-фильмы, чтения. |
Центры культуры (спортивная школа, музей, ДК, почта, библиотеки). Культурно-развлекательные, образовательные центры города | Развивать творческие способности, формировать культурный уровень детей. | Экскурсии, кружки, участие в городских мероприятиях. | Беседы, встречи, праздники, экскурсии, уроки творчества, игры. |
Растительный мир | Знакомить детей с растительным миром города; с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе. | Занятия, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе. | Опыты, рассматривание картин, слайдов о природе, рисование, беседы. |
Животный мир | Знакомить детей с животным миром города; исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное, заботливое отношение к животному миру. | Экологические тропы, организация зимних столовых для птиц, занятия, игры. | Наблюдение за животными, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек, прибауток, рисование. |
Водоемы | Дать представление о водоемах города, их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоемах. | Экологические тропы, прогулки, праздники. | Наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы. |
Уроки безопасности | Дать понятие об ядовитых растениях и опасных животных; о возможных травмах на природе; научить оказывать первую помощь; учить соблюдать правила поведения на природе. | Занятия «Уроки доктора Айболита», экологические тропы. | Дидактические и подвижные игры. |
Блок 3. «Край мой Смоленский».
Цель: воспитать любовь и уважение к родному краю; развить в детях чувство гордости за свой край; вызвать интерес к истории и традициям родной Смоленщины.
Блок «Край мой Смоленский» состоит из 7 тематических занятий. Практические занятия проводятся в виде заочных путешествий, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических и сюжетно-ролевых игр.
Содержание | Задачи | Формы работы | Методы и приемы |
1. История Смоленского края (г.Смоленска) | Сформировать представление об исторических корнях Смоленского края. Учить детей умению работать с картой Смоленской области, находить свой город, областной центр, гг. Рославль, Гагарин, Вязьму. | Занятия, заочные путешествия, выставки, экскурсии в краеведческий музей. Работа с картой Смоленской области. | Беседы, рассказы о Смоленске и других городах Смоленской области, рассматривание карты области, фотоальбомов. |
2. Достопримечательности Смоленского края и г.Смоленска | Познакомить детей с достопримечательностями некоторых мест родного края (Успенский Собор в г.Смоленске, Смоленская крепостная стена, усадьба Глинки в Новоспасском и пр.). | Занятия, заочные путешествия, КВН, художественное творчество. | Презентация «Смоленский край, навек любимый!», беседы, рассматривание иллюстраций. |
3. Знаменитые люди Смоленщины | Вызвать у детей интерес и гордость за знаменитых людей Смоленщины. | Занятия, выставки. | Беседы, рассказы воспитателя, рассматривание фотоальбомов, презентационное чтение стихов смоленских поэтов (А.Твардовский, М.Исаковский), слушание музыки Глинки. |
4. Изучение родной природы | Расширить представления детей о животном и растительном мире родного края, его своеобразии и особенностях. Воспитать в детях интерес к окружающему миру, желание помогать и заботиться о животных и растениях; воспитать в детях бережное отношение к природе, умение видеть и чувствовать красоту родного края; познакомить детей с Красной книгой Смоленской области. Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на природе. | Занятия, викторина «Люби и знай свой родной край», экскурсии, целевые прогулки, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе. | Рассматривание картин, иллюстраций книг, альбомов с изображениями растительного и животного мира Смоленской области; разучивание стихов о природе. |
5. Традиции, обычаи Смоленщины | Познакомить детей с традициями и обычаями Смоленщины; сделать вклад в формирование у них высокого культурного уровня; приобщить детей к православным традициям русского народа; сделать вклад в развитие творческих способностей детей. | Экскурсии, занятия, кружок по духовно-нравственному воспитанию «Истоки», утренники, уроки добротолюбия, участие в городских мероприятиях. | Беседы, рассказы воспитателей, встречи, праздники, уроки творчества, игры, чтения, экскурсии. |
6. Символика родного края | Познакомить детей с символикой родного края, с историей и происхождением герба, флага. | Занятия, посещение музея, библиотеки. | Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций, рисование аппликация, дидактические игры. |
7. «Никто не забыт, ничто не забыто» | Воспитать интерес к истории своей Родины, к истории военного времени; объяснить, что народ с благодарностью чтет память защитников отечества; познакомить с памятниками ВОВ и войны 1812 года; воспитать чувство уважения к ветеранам ВОВ и других военных конфликтов. | Экскурсии к памятнику, в музей, занятия, выставки. | Рассказы воспитателей о ветеранах войны Смоленщины, встречи с ветеранами ВОВ, праздники, рассматривание иллюстраций макетирование. |
IV. Содержание программы «Смоленский край, навек любимый!»
Блок 1. «Моя семья».
Цель: сформировать у детей целостное представление о семье, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего.
Блок дает представление о семье.
Семья состоит из близких и дальних родственников. Самые близкие родственники: мать и отец, братья и сестры. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. О них все в семье заботятся. Понимание того, как поддерживаются в семье родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляется в семье забота, любовь, уважение друг к другу.
В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке и заботятся друг о друге. Каждый человек в семье имеет право высказать свое мнение, но окончательное решение принимает взрослый.
В каждой семье есть вещи, которые напоминают о важных событиях. Есть праздники, которые называются семейными (дни рождения, свадьбы, юбилеи, встречи), традиции семьи, реликвии, любимые увлечения. Старшее поколение знакомит детей со своим родословным древом.
В семье важны и необходимы все.
Рассмотрим подробно, как реализуется блок «Моя семья». В средней группе продолжается работа, начатая во 2-ой младшей группе: воспитание любви к маме, к другим членам семьи. Родители знакомят детей с историей семьи, рассказывают, где родились и жили дедушка и бабушка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
В старшем дошкольном возрасте продолжают уделять внимание тому, что взрослые члены семьи не только выполняют обязанности по дому, но и работают. Поэтому дети должны им помогать. Например: помыть посуду, полить комнатные растения и т.д. Дети должны заботиться о взрослых так же, как взрослые заботятся о них. Особое внимание уделяется заботе о престарелых членах семьи – бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках.
В этом возрасте дети начинают подражать взрослым: мальчики – мужчинам, девочки – женщинам. Следует использовать это стремление и показать детям, что мальчики уже могут вести себя как настоящие мужчины: уступить место девочке, помочь расставить физкультурные пособия, защитить маленьких девочек, если их обижают и т.д. А девочки могут вести себя как хозяйки в группе: следить за порядком, помочь мальчикам красиво застелить постели и др. Таким образом, семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества.
В старшей группе необходимо впервые познакомить детей с родословным древом и проводить эту работу совместно с родителями. Большой интерес вызывает у детей рассматривание семейных альбомов, которые они по просьбе воспитателей приносят в группу. Предлагать детям узнать, кто из членов семьи, родственников служил в армии, воевал. Нужно показывать детям, что история их семьи неразрывно связана с историей родного города в котором они живут с историей страны и т.д.
Семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества, его части.
Для сотрудничества с родителями необходимо было сформировать у них следующие убеждения:
- Чтобы учить, необходимо много знать и уметь.
- Тот, кто занят воспитанием ребенка, развитием его духовности, должен верить в самого ребенка.
- Верить в свои возможности, никогда не опускать руки, даже тогда, когда кажется, что ничего не получается. Необходимо верить в силу гуманной педагогики.
На этих трех «китах» держатся главные принципы:
- терпение,
- созидательная любовь,
- сотрудничество.
Блок 2. «Мой любимый детский сад».
Цель: сформировать у детей представление о детском саде, как о социуме, объекте истории и культуры.
Дошкольное детство важная ступень в развитии личности ребенка.
Блок знакомит детей с детским садом как вторым домом. Здесь они могут реализовывать свои потребности, где должны благополучно и интересно жить.
Детский сад дорог каждому ребенку. Люди, которые в нем работают, заботятся об их физическом и психическом здоровье. Каждый ребенок с уважением относится к работникам детского сада: называет по имени отчеству, улыбается при встрече и не забывает поздравить с праздниками.
Каждый воспитанный ребенок старается сделать приятное (помочь собрать игрушки, убрать мусор и т.д.). Он учится общаться с взрослыми и сверстниками, усваивает основы культуры поведения: быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно, уметь научить другого тому, что умеет сам; играть дружно, быть справедливым.
В этом возрасте необходимо уделить внимание знакомству дошкольников с сотрудниками детского сада, с обязанностями тех сотрудников, работу которых дети не могут непосредственно наблюдать, например кладовщицы, кастелянши, оператора стиральных машин, сторожа, ведь эти люди так же заботятся о детях в детском саду, как и другие сотрудники.
В нашем детском саду есть традиции, с которыми дети не только знакомятся, но являются активными участниками. Это такие мероприятия, как: выставка поделок из природного материала, в которой принимают участие сотрудники, дети, родители, где каждый старается проявить свое творчество, оригинальность, выдумку и фантазию, театральные постановки, праздник Рождества, День защитника Отечества, День Энергетика, День Матери, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», неделя игр и игрушек, во время которой ребята ходят друг к другу в гости, продолжая знакомиться с детским садом и приобретая новых друзей.
Продолжаются целевые прогулки по территории детского сада, дети привлекаются к труду по благоустройству участка.
Блок 3. «Город, в котором я живу».
Цель: воспитать чувство привязанности и любви к своему родному городу, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой город, интерес к его истории и стремление сделать свой город богаче и краше.
Блок знакомит детей с родным городом.
У каждого города есть своя история, своя символика. Как и у человека, у города есть свое имя, которое что-то обозначает, есть день рождения (день основания) и есть много других дат, по которым определяют его историю. Дети учатся видеть красоту и многообразие растительного и животного мира города и его окрестностей. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе.
В средней группе начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем (блок «Мой любимый город»). Основной целью проводимой работы является воспитание в ребёнке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт. На этом этапе собирается, анализируется и доводится до детей вся интересная информацию, где они живут (город, микрорайон), в том числе:
- исторические факты местного значения;
- окружающая природа с потребительской позиции и с точки зрения признания самоценности природы;
- достопримечательности нашего города;
- наши знаменитые земляки.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Знакомство с гербом города на этом этапе ещё не проводится. Между тем в беседах непременно акцентируется внимание детей на тех моментах, которые впоследствии дети увидят на гербе.
В старшей группе начинается подготовительный этап к основной работе следующего года по ознакомлению с основными государственными символами и городской геральдикой.
Блок знакомит детей с родным краем.
Формирование у детей системы знаний о своей Родине, в данном блоке представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климат, природа), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного края, знания названия областного центра, других городов Смоленской области, символики г. Смоленска), некоторые исторические сведения (о жизни Смолян в разные исторические периоды, о подвигах Смолян в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города Смоленска. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.
Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний, предполагает формирование у них определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Задача воспитывать у детей чувство привязанности к родному краю, по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Можно рассказать детям о своих любимых местах г.Смоленска, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатели отбирают сами, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе «За что я люблю свой край» дети вспомнят то, что о нем узнали.
Критерии результативности обучения:
- Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям Смоленского края.
- Использовать в активной речи фольклор.
- Уметь играть в русские народные игры.
- Знать памятники культуры, историю возникновения г. Смоленска.
- Знать животный и растительный мир края.
- Знать наиболее важные исторические события истории родного края.
- Знать символику г.Смоленска.
Закончить хочется словами Д.С. Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...».
V. Методическое обеспечение программы «Смоленский край, навек любимый!».
Средняя группа.
Неделя Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | «Наш детский сад»- презентация «Давайте познакомимся». Беседа о городе: День города - это день рождения города. Беседы о летнем отдыхе: где они отдыхали, на чем ехали, что видели. | Беседа «Моя семья». Беседа о родном городе: дети – тоже жители этого города. Беседы о летнем отдыхе: продолжить разговор, где дети отдыхали летом. | «Кто нас лечит в д/с?». Экскурсия в медицинский кабинет Целевая прогулка: удобства в городских домах. Беседа о летнем отдыхе: беседуя с детьми о том, где они отдыхали, воспитатель спрашивает о природе. | Беседы с детьми о домашних адресах: адрес – это название микрорайона, номер дома и номер квартиры. Работа в уголке краеведения: природа родного города |
Октябрь | «Кто такой повар?». Экскурсия на пищеблок. Работа с родителями: о необходимости выучить с детьми дом. адрес. Рассказывание русской народной сказки. | Занятие «Если ты заболел». Экскурсия в медицинский кабинет. Подвижная русская народная игра | «Я, ты, он, она» - беседа о членах семьи Целевая прогулка: Благоустройство домов. Беседа о родном крае: Смоленская область - большая, в ней много городов, поселков и деревень. | Работа по заучиванию домашних адресов: у д/с тоже есть свой адрес, называет микрорайон, в котором находится д/с. Работа в уголке краеведения: природа города, название города, областного центра. |
Ноябрь | Экскурсия в прачечную. Игры со строительным материалом: построить свою улицу и дать название. Работа в книжном уголке: чтение стихотворения П.Воронько «Лучше нет родного края». | Беседа о родном городе: чисто там, где не сорят. Игры с матрешками и пирамидками: матрешки и пирамидки – игрушки народные, потому что их придумал русский народ. | Работа в уголке краеведения: достопримечательности родного города. Беседа о работниках детского сада: экскурсия в прачечную. | Работа в уголке краеведения: водоемы родного города. Беседа «Моя любимая игрушка». Чтение детям русских народных потешек. |
Декабрь | Целевая прогулка: уборка улиц от снега. Пение песен и чтение стихов о детском саде Занятие «Хорошо у нас в саду». | «Любимые занятия моей семьи» - беседа Работа в уголке краеведения: название города, подумать, почему люди так его назвали. Беседа «Когда я стану взрослым». | С/р игра «Семья» Рассматривание картины Т. Сорокин «Семья» Беседа о родном городе: дети тоже могут сделать так, чтобы город был красивым. Работа в уголке краеведения: зимняя природа города. | Игра-занятие «Мое имя». Чтение К.Ушинский «Петушок с семьей» Работа в уголке краеведения: Десна – река родного города. |
Январь | Беседа «Зачем нужен детский сад?». Беседа о том, кто, куда ездил на новогоднее представление. Чтение русских народных потешек. | Коллективная работа «Украсим улицу города к Новому году». Работа в уголке краеведения: святые места Смоленска Рассматривание с детьми иллюстраций. | Работа по заучиванию домашних адресов: кто еще его не знает, заучить наизусть. Инсценировка русской народной сказки «Репка».
Беседа «Мой дом - семья». | Работа в уголке краеведения: главная достопримечательность родного города. Предложить детям найти изображение главной достопримечательности города на различных иллюстрациях. Рассматривание предметов народно-прикладного искусства. |
Февраль | Целевая прогулка по близлежащей улице: магазины. Работа в книжном уголке: природа города. | Беседа о городе Смоленске. Беседа «Хочу быть как папа» Рассказ о празднике День защитника Отечества. | Самостоятельные наблюдения детей: труд сотрудников детского сада Русская народная подвижная игра «Зайчики». | Беседа о празднично украшенных улицах: праздник – день защитника Отечества. Рассматривание в книжном уголке книги с потешками. |
Март | Рисование: цветочек для мамочки. Беседа: хочу быть, как мама. Беседа о русских народных сказках: рассказать детям незнакомую им русскую народную сказку. | Беседа: Смоленск-главный город нашего края. Кто был в городе Смоленске? Русская хороводная игра. | Беседа о родном городе: места отдыха горожан. Беседа «Моя мама работает в детском саду». | Целевая прогулка: благоустройство города. «Наш участок» - благоустройство. Русские народные подвижные игры. |
Апрель | Работа в уголке краеведения: достопримечательность родного города Просмотр видеофильма. | Беседа о родном городе: где в родном городе вы были? Достопримечательности Смоленска. Инсценировка сказки «Теремок» | Целевая прогулка по участку детского сада. Рассказ воспитателя «Смоленское поозерье. Рассматривание предметов народно-прикладного искусства. | Индивидуальная работа с детьми по заучиванию домашних адресов. Рассматривание иллюстраций в книжном уголке: храмы, церкви, источники. |
Май | Игры со строительным материалом: построить улицу и украсить ее. Беседа о родном крае: вспомнить название главного города области, что они могут рассказать о своем крае. | Целевая прогулка: по празднично украшенной улице. Наш народ отмечает День Победы. «Мой дедушка рассказывал» - беседы с детьми. | Беседа о празднике День Победы. Лепка «Летит самолет» Д/и «Кому что надо?» (о профессиях работников детского сада). | Работа в уголке краеведения: рассмотреть изображения родного города, города Смоленска. Беседа о родном крае: рассмотреть иллюстрации с изображением природы Смоленского края. |
Июнь-август | Закрепление и повторение пройденного материала. |
Старшая группа.
Месяцы | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Беседа с детьми о летнем отдыхе «Мои любимые места отдыха». Занятие «Родной очаг». | Конкурс рисунков «Дом, в котором я живу». Беседа: история города Смоленска | Праздник д/с «Мой любимый детский сад». Беседа: мой адрес. | Презентация «Мой любимый город». |
Октябрь | Рассказ воспитателя Днепр - главная река Смоленской области. Сюжетно-ролевая игра «Семья». | Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников детского сада. Д/и «Кому что надо?». | Чтение рассказа Г.Браиловской «Наши мамы, наши папы». Рассматривание фотовыставки «Отдыхаем всей семьей». | Занятие «Знакомство со строительными профессиями». Игра со строительным материалом «Построй свой дом». |
Ноябрь | Дидактическое упражнение «Угадай, где и кем я работаю». Встреча с родителями «Моя профессия». | Занятие по развитию речи «Мой любимый детский сад». Рассматривание альбома «Мой любимый детский сад». | Занятие «Чем славится Смоленская область?». Просмотр мультфильма «Мульти-Россия. Смоленская область». | Фотовыставка на тему «Мамочка милая, мама моя» (ко Дню матери). Беседа: как я маме помогаю. |
Декабрь | Беседа о труде в семье, об их обязанностях как членов семьи. Беседа: традиции в моей семье. | Экскурсия в библиотеку. Вечер поэзии (песни, стихи о родном городе, крае). Изготовление новогодних игрушек для малышей. | Выставка рисунков и макетов «Смоленская крепостная стена». Занятие «Мои родители - энергетики». | Рассматривание альбома «Природа моего края». Беседа «Правила поведения на природе». |
Январь | Занятие «Семейные и национальные праздники». | Прослушивание песен о родном городе (в записи). Знакомство с Красной Книгой Смоленской области. | Дидактическая игра «Узнай, где я нахожусь». Беседа: мой дом – детский сад. | Праздник «Все мы можем сообща». Рассматривание фотоальбомов «Я расту!». |
Февраль | Изготовление подарков папам, дедушкам. Рассказ воспитателя «Самые красивые места родного края». | Рассказ воспитателя «Достопримечательности Смоленского края». Природоохранная акция «Берегите птиц и животных нашего края». | Спортивные развлечения «Мама, папа, я – спортивная семья». Беседа «Мой папа самый лучший». | Занятие по развитию речи «Работа над понятием «родня». Чтение стихотворения А.Ким «Моя родня». |
Март | Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму». Изготовление подарков мамам, бабушкам. | Природоохранная акция «Спасти и сохранить». | Занятие «Бабушка милая моя». Чтение рассказа В. Сухомлинского «У бабушки дрожат руки». | Беседа «Люди каких национальностей живут в нашем городе и области?». Составление безопасных маршрутов в детский сад. |
Апрель | Занятие «Почетные люди нашего города». | «День взаимопомощи» - совместное мероприятие с родителями по озеленению территории детского сада. Рассматривание карты г.Смоленска | Рассказ воспитателя о символике города Десногорска. Д/и «Найди свой герб». | Целевая прогулка к памятникуЛавочкина. Беседа «Доброй памятью жив человек». |
Май | Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов | Высаживание цветов на клумбы детского сада. Рассматривание альбома «Города Смоленской области». | Рассматривание альбома «Земляки-герои». Просмотр слайд-шоу «Достопримечательности г.Смоленска». | Беседа: город Смоленск – областной центр. Сбор лекарственных трав в окрестностях нашего города. Изготовление гербариев. |
Июнь-август | Закрепление и повторение пройденного материала
|
Подготовительная группа
Месяцы | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Чтение отрывка из стихотворения Б. Житкова «тЧо я видел». Коллективная работа «С днем рождения, любимый город». | Занятие «Мужчины и женщины в семье». Знакомство с символикой Смоленской области и г.Смоленска. | Беседа «Талантливые люди нашего города». Знакомство с картой Смоленской области. | Художественное творчество «Флаг г.Десногорска». Выставка детских работ «Мой любимый город». |
Октябрь | Конкурс рисунков «Мой любимый детский сад». Д/и «Из чего построен дом». | Экскурсия по экологической тропе (растительный мир города). Рассматривание фотографий «Растительный мир Смоленского края». | Занятие «Истоки возникновения родного Смоленска». Утренник «Осенины». | Работа по карте Смоленской области «Где я живу?». Д/и «Жилое-нежилое». |
Ноябрь | Занятие «История детского сада». С/р игра «Я работаю поваром в д/с». | Д/и «Все работы хороши – выбирай на вкус» (о профессиях в детском саду). Беседа «Зачем нужна деревня?». | Придумывание герба группы. Занятие «Я, семья, род, народ». | Праздник, посвященный Дню Матери. Рассматривание фотовыставки «Сердце матери – в детях». |
Декабрь | Д/и «Кто живет в деревне?». | Изготовление поделок к Новогодей мастерской Изготовление альбома «Знаменитые люди Смоленщины». | Занятие «Мы и Смоленск». | Рассказ воспитателя о традиции встречать новый год. Утренник для детей и родителей «Здравствуй, здравствуй, Новый год!». |
Январь | Занятие «Генеалогическое древо моей семьи». Тематическое занятие «Водоемы Смоленской области». | Занятие «Чем богат Смоленский край?». Беседа о правилах дорожного движения «Светофорик». | Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса, дома, детского сада). Рассказ воспитателя «Фольклор Смоленского края». | Конкурс рисунков «Герб моей семьи». Занятие «А. Твардовский». Чтение отрывков стихотворений. |
Февраль | Просмотр видеофильмов «Защитники отечества». Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках отечества. | Занятие «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). «Лекарственные растения нашей области». | Конкурс рисунков «Мой папа на работе». Беседа «Город-герой Смоленск». | Спортивное развлечение «Вместе с папой». Работа с картой Смоленской области |
Март | Изготовление подарков для мам и бабушек. | Занятие «Мир природы». Занятие «Семейные реликвии». | Рисование «Портрет мамы». Д/и «Какая она, моя мама?». | Чтение рассказа В.Осеевой «Кто хозяин?». Занятие «Как рубашка в поле выросла». |
Апрель | Храмы Смоленска Работа с картой Смоленской области (гг. Рославль, Гагарин, Вязьма). | Тематическое занятие «Ю.Гагарин». | Занятие «Вспомним историю Смоленска». | «День взаимопомощи» - уборка территории детского сада. Изготовление подарков для ветеранов. |
Май | Встреча с ветеранами ВОВ Участие в традиционной городской праздничной программе, посвященной Дню Победы. | Музыкально-литературная композиция «Вечно живые». Д/и «Узнай наш герб, узнай наш флаг». | Итоговое занятие «Край мой Смоленский». Итоговое занятие кружка | Занятие «Березка – символ нашей Родины». Познавательная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Что я знаю о Смоленщине?». |
Июнь-август | Закрепление и повторение пройденного материала. |
Перспективное планирование по работе с родителями | |||
Месяцы | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 |
Сентябрь | Анкета для родителей, определяющая их отношение к нравственно-патриотическому воспитанию детей. Природоохранная акция «Собирая - охраняй». | Совместная экскурсия по родному городу. Праздник «Мой любимый детский сад». | Участие родителей и детей в праздничной демонстрации, посвященной Дню города. Выставка детских работ «Мой любимый город». |
Октябрь | Изготовление фотоальбомов «Здоровая семья». Написание родителями сочинения «Мой ребенок». | Конкурс «Осенний букет». Фотовыставка «Отдыхаем всей семьей». | Фотовыставка «Город, в котором я живу». Оформление альбома «Любой труд у нас в почете». |
Ноябрь | Оформление фотоальбома «Вот какой я!». Семейный досуг «Наша дружная семья». | Семейная гостиная «Мы родом из детства» (вечер воспоминаний). Родительское собрание «Воспитание в семье юного патриота». | Фотовыставка ко Дню матери «Сердце матери – в детях». Родительское собрание «Я, семья, род, народ». |
Декабрь | Новогодний утренник «Новогодний хоровод». Природоохранная акция «Не рубите елочку зеленую». | Информация в родительском уголке «Важные даты нашего города и области». Изготовление фотоальбома «Особенные места Смоленщины». | Конкурс поделок «Новогодний сундучок». Изготовление фотоальбома «Знаменитые люди Смоленщины». |
Январь | Акция «Покормите птиц зимой». | Создание снежных построек на участке детского сада. Консультация «Родословная – старинная русская традиция». | Консультация для родителей “Родословная – старинная русская традиция”. Выставка совместных рисунков детей и родителей «Профессия моих родителей». |
Февраль | Оформление газеты «Роль отца в воспитании детей». Клуб «Расти здоровым, малыш!». | Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья». Оформление газеты «Отцовская забота». | Утренник «Какой хороший папа!». Спортивное развлечение «Вместе с папой». |
Март | Конкурс «Мисс бабушка». Творческая выставка мягких игрушек «Мамиными руками». | Развлечение «Мама милая моя». | КВН «А ну-ка, девочки!». Групповое занятие «Семейные реликвии». |
Апрель | Встреча с родителями «Моя профессия». Акция «Пусть прогулка станет интересней» (благоустройство территории детской площадки). | Составление генеалогического древа семьи. Совместное составление с детьми схем безопасных маршрутов в детский сад и домой. | Конкурс «Герб моей семьи». Уборка территории детского сада «День взаимопомощи». |
Май | «Мама, папа, я – театральная семья». Оформление фотоальбома «Один день в моей семье». | Викторина «Что мы знаем о городе». Фотовыставка «Защитники отечества». | . Встреча с ветеранами ВОВ. |
Июнь | Изготовление фотоальбома «Город мой любимый». Конкурс рассказов «Традиции в моей семье». | Участие в праздничной программе «Всемирный день детства». Выпуск газеты «Отдыхаем всей семьей». | Спортивное развлечение «Всей семьей на стадион!». Изготовление фотоальбома «Животные Смоленского края». |
Июль | Семейное закаливание «Солнце, воздух и вода – наша дружная семья». Познавательная викторина «Путешествие Почемучек». | Изготовление фотоальбома «Природа Смоленского края». Круглый стол «Роль совместного отдыха детей и родителей». | Конкурс рисунков «Самая лучшая семья». Консультация для родителей «Защитим детей от…». |
Август | Путешествие по тропе здоровья. Выставка работ из природного материала «Творим вместе». | Изготовление фотоальбома «Растения Смоленского края». Экскурсия по окрестностям города, знакомство с лекарственными растениями. | Творческая гостиная «Изготовление атрибутов правил дорожного движения». Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад». |
Диагностика детей по программе
«Смоленский край, навек любимый!».
Уровни освоения программы:
На начало и конец учебного года педагогами проводится срез знаний детей по трем уровням: высокий, средний и низкий.
Дети с низким уровнем знаний испытывают трудности в общении, слабо ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками наблюдаются частые проявления негативного поведения. Выражено отставание в развитии связной речи, в следствии чего ребенок не может внятно выражать свои мысли.
Дети со средним уровнем знаний имеют представление о правилах культуры поведения и выполняют их в привычной для них обстановке. Однако в новых условиях могут испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослых, осуществлять элементарный самоконтроль. Ребенок со средним уровнем знаний знает и называет членов своей семьи, знаем местонахождение детского сада, имя и отчество воспитателя, младшего воспитателя. Знает и называет профессии, название города, в котором он живет, его достопримечательности, транспорт на улицах города , знает некоторых граждан города Десногорска, название областного центра. Называет и участвует в праздниках, организуемых в детском саду.
Дети с высоким уровнем знаний хорошо ориентированы в правилах культуры поведения, охотно вступают в общение, поведение и общение ребенка устойчиво, положительно направленно. Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел, умеет сам выдвинуть идеи, составить план действий, организовать партнеров. Ребенок проявляет активный познавательный интерес к миру. Хорошо знает и называет членов своей семьи, родственников, сотрудников детского сада. Умеет высказываться о знаменитых земляках, знает профессии горожан, название транспорта, достопримечательности родного города. Знает областной центр, некоторые его достопримечательности, знаменитых людей Смоленской области, 4-5 городов Смоленской области. Умеет работать с картой Смоленской области.
Диагностика детей по программе «Смоленский край, навек любимый!».
Блоки ФИО ребенка | «Моя семья» | «Мой любимый детский сад» | «Город, в котором я живу» | «Край мой Смоленский» | Уровень знания детей | |||||||||||||||||||||||||
Знание членов семьи и умение их называть | Место работы родителей | Соблюдение порядка личных вещей | Стремление к труду | Знание названия детского сада и его местонахождение. | Знание имени, отчества сотрудников детского сада. | Участок детского сада | Профессии в детском саду | Знание названия города, где он находится | Достопримечательности города | Знание некоторых почетных граждан города | Профессии горожан | Памятники ВОВ | Храмы Смоленска | Растения | Животные | Правила поведения в природе | История родного края | Умение работать с картой Смоленской области, находить 4-5 городов | Знание кратких сведений об истории г.Смоленска | Знание символики Смоленской области | Достопримечательности родного края | Знаменитые люди Смоленщины | Растительный мир Смоленского края | Животный мир Смоленского края | Водоемы | Знание правил поведения на природе и на улицах города | ||||
Адамович В | ||||||||||||||||||||||||||||||
Байков Т. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Байкова С | ||||||||||||||||||||||||||||||
Борщев Д | ||||||||||||||||||||||||||||||
Греков К | ||||||||||||||||||||||||||||||
Васильев М | ||||||||||||||||||||||||||||||
Голобородко | ||||||||||||||||||||||||||||||
Воробьев Т | ||||||||||||||||||||||||||||||
Земцева Д | ||||||||||||||||||||||||||||||
Исламалиев | ||||||||||||||||||||||||||||||
Козлов А | ||||||||||||||||||||||||||||||
КозловаН | ||||||||||||||||||||||||||||||
Кузьмин Р | ||||||||||||||||||||||||||||||
Кречко С | ||||||||||||||||||||||||||||||
Кривцов С | ||||||||||||||||||||||||||||||
Макарова К | ||||||||||||||||||||||||||||||
Марченкова | ||||||||||||||||||||||||||||||
Мустафаева | ||||||||||||||||||||||||||||||
Петров А | ||||||||||||||||||||||||||||||
Петухова Н | ||||||||||||||||||||||||||||||
Парфенов И | ||||||||||||||||||||||||||||||
Спириденко | ||||||||||||||||||||||||||||||
Спивак А | ||||||||||||||||||||||||||||||
ФедороваА | ||||||||||||||||||||||||||||||
Чуковенков | ||||||||||||||||||||||||||||||
Холзунов Е | ||||||||||||||||||||||||||||||
Пономарева Л | ||||||||||||||||||||||||||||||
Курочкина П |
VI. Литература
- Баевский В.С. Поэты земли Смоленской. – Смоленск, 2001.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г.
- Васильева – Гангус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989.
- Воспитательная система «Маленькие россияне». Под общ. ред. Оверчук Т.И. Ред.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1982.
- Гагарин В. Мой брат Юрий. – М., 1979.
- Головкина А.В. Край мой Смоленский. – Смоленск, 1995.
- Города России. Большая Российская Энциклопедия. – М.: 1994.
- Дошкольное воспитание. Ребенок в детском саду. № 3. 2006.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: Скрипторий 2003, 2010.
- Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований: Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
- Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.:АСТ, 2007.
- Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1998.
- Красная книга Смоленской области. – Смоленск, 1994.
- Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников: Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. – М.: Амрита, 2010.
- Лубячов М.Д. Смоленск. – М.: 1988.
- Махалева Н.Е. Расскажу о городе своем. – М., 2009.
- Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Оверчук Т.И. Авт.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Мосалова Л.Л. Я и мир. – М.: Детство – пресс, 2009.
- Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. Авт.-сост. Антонов Ю.Е. – М.: АРКТИ, 2010.
- От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Ражнев Г. Герб Смоленска. – Смоленск, 1993.
- Справочник старшего воспитателя. № 1. 2007.
- Фалькович Г.А., Барылкина Л.П. Край мой Смоленский. – Смоленск, 1995.
- Фесюкова Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет. – Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010.
- Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. – М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка"Добродея"
Пояснительная записка, цель, задачи, формы и методы работы, ожидаемый результат,планирование....
Дополнительная образовательная программа кружка художественно — эстетической направленности в средней группе «В мастерской гномиков».
Дополнительная образовательная программакружка художественно — эстетической направленностив средней группе«В мастерской гномиков»Составители:Богова Наталья Михайловна,Вторцева Татьяна ИгоревнаПо...
Дополнительная образовательная программа кружка «Милосердия»
Проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения всегда была и остается одной из главных в педагогике .воспитание призвано развивать,укрекплять и поддерживать в детях гуманное,...
Дополнительная образовательная программа кружка "Здравствуй, театр!"
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением сл...
Дополнительная образовательная программа кружка "Мир из бумаги"
Дополнителтная образовательная программа кружка "Мир из бумаги"Срок реализации 2 годаВозрастная категория обучающихся: с 8 лет...
Дополнительная образовательная программа кружка «Юные инспектора дорожного движения» (ЮИДД)
Программа кружка «Юные инспектора дорожного движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасн...
Дополнительная образовательная программа кружка "Я-гражданин России"
кружок Я- гражданин России...