Пошаговое моделирование внеурочной деятельности. Вертикальная тема : Великий и могучий русский язык. Название проекта: Коммуникативная роль русского языка.
методическая разработка (2 класс) на тему
Пошаговое моделирование внеурочной деятельности. Вертикальная тема : Великий и могучий русский язык.
Название проекта: Коммуникативная роль русского языка.
Участники проекта: 2 класс
Время проведения: ноябрь-декабрь
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пошаговое моделирование внеурочной деятельности
Вертикальная тема : Великий и могучий русский язык.
Название проекта: Коммуникативная роль русского языка.
Участники проекта: 2 класс
Дата проведения: ноябрь-декабрь Время проведения : ноябрь - декабрь (24часа)
Разработчик: учитель начальных классов МОУ Прогимназия № 48 Кабалина В.В.
1 шаг Уровень планируемых результатов Задачи и результаты ВД | 2 шаг | 3 шаг | 4 шаг | |
Формы ВД | Воспитательное содержание занятий (указать ключевые моменты) | Формируемые УУД П - познавательные К - коммуникативные Р - регулятивные | Детско-взрослые общности (роль взрослого) | |
1 уровень Создание условий для получения знаний о коммуникативной функции русского языка | Мозговой штурм | Занятие 1. Вводное Учитель погружает детей в тему проекта, побуждает их к определению границ темы (маршрут «рассыпан» и спрятан в большом конверте), обсуждению формы презентации проекта. Дети высказывают предложения о предстоящей работе, согласуют форму представления проекта, записывают идеи. | П - умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осознанно и произвольно строить устное высказывание К - умение понимать возможность существования позиций, отличной от собственной; умение ориентироваться на позицию партнера; формулировать собственное мнение и позицию. Р – умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать деятельность. | Педагог – организатор деятельности |
Беседа | Занятие 2. «Наш дар бессмертный - речь». Учитель дает представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа, о роли языка в человеческом обществе. Дети по желанию отвечают на заданные вопросы; осуществляют целевое слушание. | П- умение выдвигать предположения и обосновывать их; умение осознанно и произвольно строить устное высказывание К - умение воспринимать на слух объяснение учителя, ответы детей; строить понятное для собеседника высказывания. Р – умение принимать и сохранять учебную задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения. | ||
Работа со словарями. | Занятие 3-4. Учитель мотивирует детей на поисковую деятельность по работе со словарем; организует деление на группы; регулирует работу групп, по мере необходимости осуществляет помощь в выполнении работы. Дети по желанию распределяются на группы, согласовывают между собой действия, ищут значения новых слов («коммуникация», «ценность», «нравственность», «роль» и т.д.), записывают значения слов в дневники школьной жизни. | П - умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием справочной литературы. К – умение согласовывать усилия по решению поставленной задачи; договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать другие мнения. Р – умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | ||
Работа со средствами СМИ, интернета | Занятие 5-6. Учитель мотивирует детей на поисковую деятельность по работе со средствами СМИ, интернета; организует деление на группы; регулирует работу групп, по мере необходимости осуществляет помощь в выполнении работы; создает условий для получения знаний о коммуникативной функции русского языка. Дети по желанию распределяются на группы (работа на компьютерах, средствами СМИ), согласовывают между собой действия, ищут публикации о детях – маугли. | П - умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием средств СМИ, интернета. К – умение согласовывать усилия по решению поставленной задачи; договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать другие мнения. Р – умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | ||
Просмотр документального фильма | Занятие 7. Учитель мотивирует детей к просмотру документального фильма « Дети – маугли»; ставит задачу просмотра: понять и объяснить к чему приводит нехватка общения в жизни человека; организует просмотр фильма. Дети смотрят фильм. | П - умение анализировать аудио- и видеоинформацию. К – умение слушать и слышать. Р – умение осуществлять самоконтроль своей деятельности. | ||
2 уровень Создание условий для формирования ценностного отношения к русскому как средству общения | Дискуссия | Занятие 8. «Язык как средство коммуникации». Учитель побуждает детей к участию в дискуссии; регулирует проблемно-ценностное общение; дает возможность понять и ответить на ряд вопросов, возникающих во время дискуссии (Тяжело ли быть необщительным? Живое или виртуальное общение, что важнее и интересней? и т.д. ) Дети участвуют в дискуссии, взаимодействуют друг с другом и учителем. | П - умение выдвигать предположения и обосновывать их; осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; выполнять осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; делать выводы, обобщения. К – умение слушать и слышать; понимать возможность существования позиций, отличной от собственной; умение ориентироваться на позицию партнера; формулировать собственное мнение и позицию. Р – умение принимать и сохранять учебную задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения. | Педагог и дети -равноправные участники проекта |
Просмотр выпуска «Ералаш» | Занятие 9. «Ну, почему мы так говорим?» Учитель мотивирует детей к просмотру выпуска «Ералаш»; содействует осмыслению детьми родного языка, как основного средства общения; ставит задачу просмотра: понять и объяснить почему нужно бережно относиться к языку, как к достоянию народа, культуры. Дети смотрят фильм | П - умение анализировать аудио- и видеоинформацию. К – умение слушать и слышать. Р – умение осуществлять самоконтроль своей деятельности. | ||
Чтение и осуждение произведения | Занятие 10. Чтение и обсуждение произведения В. Осеева «Волшебное слово». Учитель создает условия для работы над развитием нравственных качеств личности; организует деление на группы; ставит задачи для чтения; регулирует работу групп; организует обсуждение содержания произведения; Мотивирует потребность употреблять в речи вежливые слова. Дети в группах читают произведение В. Осеевой «Волшебное слово»; участвуют в беседе по обсуждению характеров героев, выражают свое отношение к понятию «вежливость». | П - умение выдвигать предположения и обосновывать их; осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; выполнять осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно- следственные связи. К – умение слушать и слышать; понимать возможность существования позиций, отличной от собственной; умение ориентироваться на позицию партнера; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, уточняя непонятное. Р – умение принимать и сохранять учебную задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения. | ||
Беседа | Занятие 11. Формулы речевого этикета. Учитель дает представление о речевом этикете, что он играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений; знакомит учащихся с различными этикетными формулами, показывает необходимость соблюдения правил речевого этикета; мотивирует на участие в беседе. Дети по желанию отвечают на заданные вопросы; осуществляют идентификацию (осмысление) сущности понятия «речевой этикет | П- умение выдвигать предположения и обосновывать их; умение осознанно и произвольно строить устное высказывание К - умение воспринимать на слух объяснение учителя, ответы детей; строить понятное для собеседника высказывания. Р – умение принимать и сохранять учебную задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения; обнаруживать отклонения и отличия от эталона. | ||
Игра | Занятие 12. «Истории из жизни» Учитель мотивирует детей к предстоящей деятельности; объясняет правила игры, побуждает к правдивому рассказу. Дети участвуют в игре, рассказывают друг другу истории из своей жизни, отвечая на вопросы карточек (темы для разговора) передавая друг другу «Камень повествования»; взаимодействуют друг с другом и учителем | П - умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; осознанно и произвольно строить устное высказывание К - умение понимать и воспринимать на слух рассказы учащихся; строить монологическое высказывание, понятное для собеседника. Р – умение принимать и сохранять учебную задач; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | ||
Игра | Занятие 13. «Комплимент» Учитель мотивирует детей к предстоящей деятельности; объясняет правила игры; содействует развитию потребности употреблять в речи вежливые слова. Дети участвуют в игре, распределяют роли; взаимодействуют друг с другом и учителем, употребляя комплимент в начале, середине и по завершении разговора. | П - умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; осознанно и произвольно строить устное высказывание К - умение слушать собеседника; осознанно формулировать речевое высказывание; строить высказывание , понятное для партнеров. Р – умение принимать и сохранять учебную задач; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать отклонения и отличия от эталона. | ||
Игра | Занятие 14. «Открой ларчик» Учитель мотивирует детей к предстоящей деятельности; объясняет правила игры; содействует созданию и поддержанию дружеской, благоприятной обстановки для решения проблем и общения между учащимися Дети участвуют в игре, взаимодействуют друг с другом и учителем во время игры , отбирают пословицы и поговорки о правилах общения. | П - умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; анализ объектов с выделением необходимых признаков; выдвигать предположения и их обосновывать; искать доказательства и аргументы. К - умение слушать собеседника; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Р – умение принимать и сохранять учебную задач; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать ее. | ||
Игра | Занятие 15 «Пресс- конференция» Учитель мотивирует детей к предстоящей деятельности; объясняет правила игры; предлагает карточки с опорными словами; содействует получению детьми опыта вступления в общение с незнакомыми людьми. Дети участвуют в игре, распределяют роли в парах; подбирают круг вопросов для общения с незнакомыми людьми, при выборе вопросов пользуются опорными словами. | П - умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; осознанно и строить устное высказывание К - умение слушать собеседника; осознанно формулировать речевое высказывание; строить высказывание, понятное для партнеров. Р – умение принимать и сохранять учебную задач; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять взаимоконтроль. | ||
Встречи с интересными людьми | Занятие 16 Встреча с учителем русского языка Учитель мотивирует детей к предстоящей встрече; побуждает повторить правила общения для установления и поддержания речевого, делового контакта; предлагает карточки с опорными словами; содействует получению детьми опыта вступления в общение с человеком, знающим в совершенстве русский язык. Дети распределяют роли в парах; подбирают круг вопросов для общения с учителем русского языка, при выборе вопросов пользуются опорными словами. | П - умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; осознанно и строить устное высказывание К – умение задавать вопросы, уточняя непонятное; слушать собеседника; осознанно формулировать речевое высказывание; строить высказывание, понятное для собеседника Р – умение принимать и сохранять учебную задач; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | ||
Тренинг «Учимся быть общительными» | Занятие 17-18. «Симметричные рисунки» Учитель мотивирует детей к предстоящей деятельности; побуждает повторить правила работы с партнёром; способствует развитию у детей умений и навыков общения друг с другом. Дети распределяют роли в парах; обсуждают какие рисунки будут рисовать на «варежках»; взаимодействуют друг с другом и учителем.
| П - умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; осознанно и строить устное высказывание К – умение задавать вопросы, уточняя непонятное; слушать собеседника; осознанно формулировать речевое высказывание; строить высказывание, понятное для собеседника; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в том числе в ситуации столкновения интересов. Р – умение принимать и сохранять учебную задач; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | ||
Изготовление памятки | Занятие 19 «Правила общения». Учитель побуждает детей к изготовлению памятки с правилами общения; помогает детям разделиться на группы для выполнения заданий мотивирует на отбор материала для памятки ; организует обсуждение выбранного материала; контролирует работу групп, при необходимости помогает. Дети разбиваются на группы по желанию; обсуждают вид будущей памятки; анализируют собранный материал; выбирают наиболее значимые на их взгляд правила; готовят макет памятки; взаимодействуют друг с другом и учителем. | П - умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; постановку и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К – умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Р – умение планировать – определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; принимать и сохранять учебную задачу. | ||
Работа с дневником школьной жизни | Занятие 20 Рефлексия. Учитель предлагает детям обобщить знания, полученные в ходе проекта, выразить свое отношение к проведенным мероприятиям проекта. Дети работают в дневнике школьной жизни; выражают свое отношение к проведенным мероприятиям проекта с помощью шкалы оценки, рисунков, письменных сообщений. | П - умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать информацию. К – умение формулировать собственное мнение и позицию. Р – умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности; принимать и сохранять учебную задачу. | ||
Мозговой штурм | Занятие 21 Подготовка к защите проекта. Учитель побуждает детей обобщить знания, полученные в ходе проекта, подготовиться к публичному выступлению; мотивирует выбор претендентов на публичное выступление; содействует выбору материала для публичного выступления; помогает учащимся в подготовке к выступлению. Дети обсуждают кандидатов на публичное выступление, учитываются выборы по желанию; осуществляют отбор материала для публичного выступления; проводят подготовку к празднику. | П - умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; выдвигать гипотезу и обосновывать ее; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, делать выводы и обобщение К – умение формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Р – умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; принимать и сохранять учебную задачу | ||
3 уровень Создание условий для получения социально значимого опыта вступления в общение с незнакомыми людьми | Интервью | Занятие 22 Интервью с взрослым человеком. Учитель мотивирует на вступление в контакт с незнакомыми работниками Прогимназии; содействует получению опыта общения с взрослыми; помогает в выборе вопросов к взрослому. Дети предлагают взять интервью у взрослого человека, работника Прогимназии,; делятся на группы, структурируют знания по общению с взрослым человеком; строят речевые высказывания; обсуждают кандидатуры работников Прогимназии для проведения интервью (повара, технический персонал, воспитатели детского сада, сторож и т.д.); определяют список вопросов к взрослому. | П - умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации; структурировать знания; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем К – умение планировать сотрудничество с взрослым человеком – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р – умение принимать и сохранять учебную задачу; выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент. | Педагог и дети -равноправные участники проекта |
Презентация памятки | Занятие 23 Презентация памятки для родителей и учащихся. Учитель Дети предлагают презентацию правил общения учащимся начальной школы и родителям. . | П - умение осуществлять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем К –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р – умение принимать и сохранять учебную задачу; выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени. | ||
Праздник | Занятие 24 Праздник русского языка. Игра «Пойми меня». Учитель побуждает детей в публичном выступлении показать свое отношение к русскому языку, как средству общения людей. Дети анализируют собранный материал; выступают . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружной конкурс проектов младших школьников « Гулливер» Секция – гуманитарная ( русский язык) Название работы «Тайны языка. Фразеологизмы»
После рождения в жизни каждого человека происходят важные события. В течении жизни он всё время учиться: играть, ходить, говорить. С приходом в школу, моим любимым предметом стал рус...
Конспект урока по русскому языку 2 класс VIII вид тема "Подбор названий действий к названиям предметов. Кто как голос подает?"
конспект урока по русскому языку 2 класс VIII вид....
Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект» Тема: Выполнение презентации по теме проекта.
Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект»Тема: Выполнение презентации по теме проекта....
Учебно-методический комплект внеурочного занятия на тему «Интеллектуальная игра по русскому языку» (конспект + презентация + раздаточный материал)
Учебно-методический комплект внеурочного занятия на тему «Интеллектуальная игра по русскому языку» (конспект + презентация + раздаточный материал)...
Методический паспорт учебного проекта. Название проекта – «Новогодняя сказка».
Методический паспорт учебного проекта....
Проект Тема: «В названии каждой улицы история своя» " История улицы Т.В. Красикова д.Сухоноска"
Деревня Сухоноска - наша малая родина. Это большая деревня, где есть все необходимое для жизни: школа, детский сад, библиотека, амбулатория и много домов. Эти здания находятся на разных ул...
Название проекта: «Мои полезные поделки из мусора». Тип проекта: творческий с элементами исследования
Актуальность проекта: Бытовые отходы загрязняют окружающую среду. Большая их часть не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Чтобы сделать окружающую среду бол...