ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
статья на тему
Одной из главных задач современной школы является проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них здорового образа жизни. Здоровье – совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов в настоящем и будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
БарабашоваТ. М., Бессараб Е. А.
учителя МБОУ «Лицей № 10»
города Белгорода
Одной из главных задач современной школы является проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них здорового образа жизни. Здоровье – совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов в настоящем и будущем.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования большое значение придаёт формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Поэтому мы используем в своей работе программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, которая представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
Для обеспечения выполнения программы необходимо использование здоровьесберегающих технологий. Что такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»? Это комплекс психолого-педагогических приемов и методов работы, подходов к реализации возможных проблем, знакомых большинству педагогов, плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи следующих здоровьесберегающих технологий:
- компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);
- стимулирующие (физические нагрузки, приемы психотерапии);
- информационно-обучающие.
Использование методов и приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уклада жизни города, района, школы, класса.
Целью педагогической деятельности учителя начальных классов является обеспечение положительной динамики состояния здоровья обучающихся посредством применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, формирование у ученика основы здорового образа жизни на уроках и во внеурочной деятельности.
Для достижения цели по формированию здорового образа жизни используются различные методы и приемы:
- практический метод;
- познавательная игра;
- ситуационный метод;
- соревновательный метод;
- другие активные методы обучения.
Средства выбираются в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия: физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; массовые оздоровительные мероприятия, спортивно - оздоровительные праздники; тематические праздники здоровья в рамках внеурочной деятельности.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обеспечивает желание заботиться о своём здоровье, установку на использование здорового питания, использование оптимального двигательного режима, соблюдение режима дня, развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
В нашем учреждении во внеурочной деятельности реализуется программа курса «Растём здоровыми и сильными» авторы Н. Я. Дмитриева, К. А. Семёнова (система Л.В.Занкова), которая рассчитана на два года – 3-4 классы. Она помогает формированию у обучающихся первоначального представления об элементарных нормах здорового образа жизни, подводит к пониманию особенностей организма человека и его возможностей. Программа курса включает два раздела: «В гармонии с окружающим миром» и «Законы здоровья».
Данный курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. На занятиях обучающиеся получают возможность расширить, систематизировать, а главное – практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье.
Приведём пример внеурочного занятия курса «Растём здоровыми и сильными» по теме: «Правильное питание».
Цель занятия: создание условий для формирования у обучающихся основ культуры питания. В качестве оборудования мы использовали: мультимедийную презентацию, карточки с заданиями, звукозапись физминутки, изображения продуктов питания.
В ходе занятия была разыграна ситуация.
Сценка
Бабушка: Какие у вас румяные щёки! Хорошо погуляли?
Внук: Здорово! Но мы такие голодные! Сейчас достанем из холодильника колбасу, сделаем побольше бутербродов и запьём газировкой.
Бабушка: Нет, мои хорошие! Лучше всего сейчас съесть горячий суп. Я приготовила вкусный рассольник и гречневую кашу с мясом. Вы потратили много сил и должны хорошо пообедать.
Внучка: Бабушка, какая разница, что есть. Главное не чувствовать голода.
Бабушка: А ты думаешь, мы едим, чтобы не быть голодными?
Внучка: Конечно!
Бабушка: Чувство голода напоминает нам о том, что пора есть. Еда необходима нашему организму для жизни. А вам ещё нужно расти и быть здоровыми. Вот почему важно не есть всё подряд, лишь бы утолить голод. Нужно есть полезные продукты.
Внук: Наверное, полезные продукты самые вкусные.
Беседа – обсуждение:
- Знаете ли вы, какие продукты называют полезными и почему?
- Что нужно человеку, чтобы быть здоровым?
Работа над пословицами и поговорками
Древняя мудрость гласит: «Всё- яд и всё – лекарство. Дело только в дозе»
- Как вы понимаете эти слова?
- Какие ещё пословицы и поговорки о еде вы знаете?
Плох обед, если хлеба нет.
Поешь рыбки - будут ноги прытки.
Много есть - невелика честь.
Кто долго жуёт, тот долго живёт.
Когда я ем, я глух и нем.
Хорош мёд, да не по горсти в рот.
Составление правил «Как правильно есть».
А) Составление правил питания;
Б) Обсуждение правил в группах
В) Какие правила вы сами выполняете?
Г) О пользе молока для детского питания
- Сколько раз в день нужно принимать пищу? (5 раз)
- Что обычно едите дома на завтрак?
- А в школе? Зачем школьникам дают молоко?
Практическая работа. Составление меню по группам.
Использование игровых ситуаций привлекает внимание детей к изучаемой теме, позволяет обратить внимание обучающихся на своё здоровье, учит заботиться о своём организме, формирует привычку здорового образа жизни, учит быстро и правильно принимать решения в возникающих в жизни ситуациях.
ЛИТЕРАТУРА
- Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова- С.: Учебная литература, 2011. – 143с.
- Дмитриева Н. Я., Семёнова К. А. Программа курса «Растём здоровыми и сильными» (3-4 классы)
- Ильющенко В.В., Берсенева Т.А. Здоровье и образование. – СПб.: 1993. – 243с.
- Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников// Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997. -139с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.-272с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение,2010. -31с.
- http://www.hrono.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности
Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности...
Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы.
Данное выступление раскрывает вопрос формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы и знакомит со структурой работы школы в области здоровьесбережения....
Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в начальной школе.
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образовани. Презен...
Технология формирования здорового и безопасного образа жизни младших школьников
В работе затронуты вопросы улучшения здоровья обучающихся в урочное и в неурочное время. Раскрываются некоторые формы работы по формированию здорового образа жизни....
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни для учащихся 1-4 классов МБОУ «СОШ» пст.Мадмас
Исходя из ООП НОО «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» сформирована программа формирования и безопасного образа жизни для учащихся 1-4 классов МБОУ «СО...
"Школа безопасности» как форма деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема "Риск, наука, обучение на школьном уровне" Сов...
Формирование здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы в условиях учебной деятельности в соответствии с ФГОС
Формирование здорового и безопасного образа жизни — это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведе...