рабочая программа "Самоделкино"
рабочая программа (2 класс) по теме

Уварова Юлия Викторовна

Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству "Самоделкино" для 2-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_samodelkiny_uvarova_yuv.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Вилинская средняя общеобразовательная школа №1»

Бахчисарайского района Республики Крым

Рассмотрено
Руководитель  ШМО учителей          

начальных классов

___________ Ю.В. Уварова

Протокол № _____      

от «___» _____________ 2015 г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР

   __________  Т.В. Голдаева

от  «____ »  ___________ 2015 г.

Утверждаю
Директор МКОУ

«Вилинская СОШ №1»

_________ Л.Н. Зусько

Приказ № _______

от «_____ » _________ 2015 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

«САМОДЕЛКИНЫ»

2-А, Б, В класс

Базовый уровень

Учитель: Уварова Юлия Викторовна

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Самоделкины» разработана  на основе следующих нормативных документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

-  примерной программы  внеурочной деятельности В.А. Горького (сборник программ  внеурочной деятельности из серии «Стандарты второго поколения» издательство Просвещение 2011г. ;

-  учебного плана МКОУ «Вилинская СОШ №1»;

- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программы МКОУ «Вилинская СОШ №1».

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Умелые руки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

Актуальность и практическая значимость программы. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы «Самоделкины» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Цель программы: развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.

Задачи программы:

  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • привитие интереса к искусству, развитие познавательной активности детей;
  • воспитание эстетических представлений и трудолюбия, умения наблюдать и выделять характерные черты изготавливаемой поделки;
  • совершенствование трудовых умений и навыков.

Общая характеристика программы  

В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки.

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно. Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки, знакомятся с искусством родного края. Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.

Форма реализации программы

Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются  индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.

          Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

           Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.

Основные методы и технологии

  Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа. Методы контроля: консультация, доклад, выступление, выставка, презентация, мини-конференция.

Технологии:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии

Возраст детей и их психологические особенности

                Дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:

 - «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;

- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Общее количество часов: 135 часов

Из расчёта:

1 час в неделю:

•        1 класс – 33 часа,

•        2 класс – 34 часов,

•        3 класс – 34 часов,

•        4 класс – 34 часов.

Планируемые  результаты освоения учащимися программы курса «Самоделкины»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Содержание учебного предмета 2 класс (34 часа)

Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими  изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки.

Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку по выполнению работы.

1.Введение (1 час).

  • Введение в образовательную программу 2 года обучения.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.

2.Работа с природными бросовым  материалом (10 часов).

  • Экскурсия в природу. Сбор природного материала.(1час)
  • Изготовление композиций из засушенных листьев «Сова» (1 час)
  • Изготовление поделки «Маленькие парусники» (1час)
  • Мозаика из природного материала на пластилиновой основе (2часа)
  • Картина из круп «Домик в деревне» (2часа)
  • Работа с фольгой «Лебедь» (1час)
  • Мозаика из кусочков пластиковых трубочек.(1час)
  • Художественные образы из готовых форм.  Декорирование баночки. (1час)

3.Работа с бумагой и картоном (12 часов).

  • Виды бумаги и картона.
  • Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов)
  • Изготовление объемных игрушек из картона «Слон», «Олень»(1час)
  • Подарок для мамы «Оригинальная сумочка».(1час)
  • Изготовление «живых» игрушек из картона «Хрюша».(1час)
  • Мозаика из бумажных комочков. (1час)
  • Изготовление гирлянд, игрушек, вырезание снежинок.(2 часа)
  • Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей (2 часа)
  • Конструирование из бумаги. «Мягкая» игрушка из бумаги. (1час)
  • Прямое плетение из полосок бумаги.(2часа)

4.Работа с тканью.(4 часа).

  • Знакомство с профессией швеи .

•        Прием выполнения швов « вперед иголку», .  (1час)

  • Лоскутная мозаика (1 час)
  • Техника «Изонить», выполнение работы – 2 часа.  

    5.Работа с пластилином, соленым тестом (3 часа).

Профессия  скульптора.

  • Лепка из пластилина «Яркая бабочка»( 1 час)
  • Работа с соленым тестом «Ёжик». «Клубничка» (2часа)

   6.Работа с бисером  (3  часа )

  • Плетение на проволоке. Плоские фигурки по замыслу детей.(1час)
  • Изготовление коллективного панно «Муха-Цокотуха» (2часа)

  7. Итоговое занятие (1 час).

       Выставка творческих работ.

Тематическое планирование

№ п/п

             Наименование

             раздела

Всего часов

Контрольные работы

Практическая часть

1

Введение

1

2

Работа с природным и бросовым материалом

10

7

       2

Работа  с бумагой и картоном

12

11

3

Работа с тканью.

4

2

5

Работа с пластилином, соленым тестом

3

3

6

Работа с бисером

3

2

7

Итоговое занятие

1

Итого:

34

25

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 2 класс

№ п/п

Сроки выполнения

Название, количество часов

Формы контроля

Практическая часть

Примечание

план

факт

Вводное занятие (1ч)

1

2а   04.09

Инструктаж по ТБ.  Знакомство с программой 2-го года обучения, материалами и инструментами.

2б  01.09

2в   02.09

Работа с природным и бросовым материалом (10 ч)

2

2а  11.09

Экскурсия в природу. Сбор природного материала.

2б  08.09

2в  09.09

3

2а  18.09

Изготовление композиций из засушенных листьев «Сова»

Аппликация «Сова»

2б  15.09

2в  16.09

4

2а  25.09

Изготовление поделки «Маленькие парусники»

Поделка «Мал.пар.»

2б  22.09

2в  23.09

5

2а  02.10

Мозаика из природного материала на пластилиновой основе.

2б  29.09

2в  30.09

6

2а  09.10

Мозаика из природного материала на пластилиновой основе.

Панно

2б  06.10

2в  07.09

7

2а  16.10

Картина из круп «Домик в деревне»

Картина

2б  13.09

2в  14.09

8

2а  23.10

Картина из круп «Домик в деревне»

2б  20.10

2в  21.10

9

2а   06.11

Работа с фольгой «Лебедь»

Поделка

2б  03.11

2в  04.11

10

2а   13.11

Мозаика из кусочков пластиковых трубочек

Панно

2б  10.11

2в  11.11

11

2а   20.11

Художественные образы из готовых форм. Декорирование баночки.

поделка

2б  17.11

2в   18.11

Работа с бумагой и картоном (12 ч)

12

2а   27.11

Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на бумажную фабрику. Изготовление объемной игрушки «Слон», «Олень»

Игрушка

2б 24.11

2в  25.11

13

2а  04.12

Подарок для мамы «Оригинальная сумочка»

Поделка

2б  01.12

2в  02.12

14

2а   11.12

Изготовление «живых» игрушек из картона «Хрюша»

Игрушка

2б  08.12

2в  09.12

15

2а   18.12

Мозаика из бумажных комочков.

Панно

2б  15.09

2в  16.09

16

2а   25.12

Изготовление гирлянд, игрушек, вырезание снежинок

Гирлянды

2б  22.12

2в  23.12

17

2а  15.01

Изготовление гирлянд, игрушек, вырезание снежинок

Снежинки

2б  12.01

2в  13.01

18

2а   22.01

Изготовление гирлянд, игрушек, вырезание снежинок

Новогодние игрушки

2б  19.01

2в  20.01

19

2а   29.01

Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей.

Открытки

2б  26.01

2в  27.01

20

2а   05.02

Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей.

Открытки

2б  02.02

2в  03.02

21

2а  12.02

Конструирование из бумаги. Игрушка «Гусеница», «Улитка»

Игрушка

2б  09.02

2в  10.02

22

2а   19.02

Прямое плетение из полосок бумаги. Плетение корзиночки

2б  16.02

2в  17.02

23

2а   26.02

Прямое плетение из полосок бумаги. Плетение корзиночки

Поделка

2б  23.02

2в  24.02

Работа с тканью (4 часа)

24

2а   04.03

Знакомство с профессией швеи. Приемы выполнения швов «вперед иголку»

2б  01.03

2в  02.03

25

2а  11.03

Лоскутная мозаика.

Панно

2б  08.03

2в  09.03

26

2а   18.03

Техника «Изонить». Беседа

2б  15.03

2в  16.03

27

2а  25.03

Выполнение работы в технике «Изонить».

Картина

2б  22.03

2в  23.03

Работа с пластилином, соленым тестом (3 часа)

28

2а  08.04

Профессия скульптора. Лепка из пластилина «Яркая бабочка»

Поделка

2б  05.04

2в  06.04

29

2а   15.04

Работа с соленым тестом «Ежик»

Поделка

2б  12.04

2в  13.04

30

2а   22.04

Работа с соленым тестом «Клубничка»

Поделка

2б  19.04

2в  20.04

Работа с бисером (3 часа)

31

2а   29.04

Плетение на проволоке. Плоские фигурки.

Поделка

2б  26.04

2в  27.04

32

2а   06.05

Изготовление коллективного панно «Муха-Цокотуха»

2б  03.05

2в  04.05

33

2а   13.05

Изготовление коллективного панно «Муха-Цокотуха»

Панно

2б  10.05

2в  11.05

Итоговое занятие (1 час)

34

2а   20.05

Подведение итогов. Выставка творческих работ.

2б  17.05

2в  18.05

             

Критерии оценивания

В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающихся  по определенным критериям:

  • подведение итогов(в виде выставки готовых работ) в конце каждого полугодия (январь, май);
  • система награждения и поощрения обучающихся, лучшие грамотами и призами;
  • организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося.

Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

Выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления школы, класса для проведения праздничных утренников

Учебно-методическое обеспечение:

1. Дополнительная литература.

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. Т.Н. Проснякова  Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.

2. Интернет-ресурсы.

1. Сайт Страна Мастеров  http://stranamasterov.ru

2. Сайт Всё для детей  http://allforchildren.ru

       3. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru

       4. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru

       5. Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...