«Экономика» направление «Социальное» для 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Экономика»
направление «Социальное»
для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika.docx | 35.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области
Рекомендовано Утверждено
методическим советом школы приказ № ………….
протокол № … от ………2016 г. от ……………2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Экономика»
направление «Социальное»
для 1 класса
Составитель:
Фролова Наталья Анатольевна
учитель начальных классов
Староюрьево 2016
Пояснительная записка
Актуальность
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Отбор содержания подчиняется следующим принципам:
1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений,
на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.
С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Задачи программы :
- формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
- обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
- развивать основы потребительской культуры;
- расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
- способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;
- формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
- показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Логика программы представляет собой систему содержательных линий.
Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих тем.
Программа рассчитана да детей 1 класса.
Режим занятий — 1 час в неделю, всего 34 ч.
Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Формы деятельности:
практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в школьную столовую;
— экскурсия в библиотеку;
— экскурсия в художественный музей;
— сюжетно-ролевые игры;
— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
Тематический план программы
№п/п | Наименование разделов/модулей, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
аудиторные | внеаудиторные | ||||
Я и моя семья | 7 | 7 | |||
1 | Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. | 1 | 1 | Изображение семейного портрета. | |
2 | Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. | 1 | 1 | Изображение родственного древа | |
3 | Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. | 1 | 1 | Игра «Мой дом» | |
4 | Важность уюта, целесообразность порядка. | 1 | 1 | Игра «Уют моего дома» | |
5 | Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам. | 1 | 1 | Просмотр видео. | |
6 | Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. | 1 | 1 | Игра «Я — хозяин большого дома». | |
7 | Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. | 1 | 1 | Просмотр мультфильма «Трое в Простоквашино» | |
Моё и чужое | 7 | 5 | 2 | ||
8 | Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. | 1 | 1 | Беседа «Как нужно относиться к своей и чужой собственности» Беседа «Формы собственности» | |
9 | Личные вещи человека. | 1 | 1 | Беседа «Мои личные вещи» | |
10 | Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия) | 1 | 1 | Тема исследования «Как становятся собственниками» | |
11-12 | Как человек становится собственником: | 2 | 1 | 1 | Игра «Страна Обмения». |
13-14 | Как нужно относиться к своей и чужой собственности | 2 | 2 | Игра «Моё и чужое» Беседа «Формы собственности» | |
Почему люди трудятся | 11 | 10 | 1 | ||
15 | Труд — это полезная деятельность людей. | 1 | 1 | Беседа «Труд наших предков» | |
16 | Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. | 1 | 1 | Пословицы и поговорки о труде. | |
17 | Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. | 1 | 1 | Ролевая игра. | |
18 | Ценность труда людей разных профессий. | 1 | 1 | Экскурсия в библиотеку. | |
19 | Ценность труда людей разных профессий. | 1 | 1 | Ролевая игра. | |
20 | Важность домашнего труда для ведения хозяйства. | 1 | 1 | Игра «Магазин» | |
21 | Важность домашнего труда для ведения хозяйства. | 1 | 1 | Игра «Учимся вести хозяйство» | |
22 | Важность домашнего труда для ведения хозяйства. | 1 | 1 | Игра «Учимся вести хозяйство» | |
23 | Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. | 1 | 1 | Беседа «В чем ценность знаний» | |
24 | Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства | 1 | 1 | Ролевая игра « Я – ученик» | |
25 | Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства | 1 | 1 | Ролевая игра « Я – ученик» | |
Все работы хороши | 9 | 9 | |||
26 | Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер). | 1 | 1 | Встреча с человеком интересной профессии; | |
27 | Какие бывают профессии по предмету труда. | 1 | 1 | Исследование профессий, связанных с техникой. | |
28 | Какие бывают профессии по предмету труда. | 1 | 1 | Исследование профессий, связанных с созданием произведений искусства и культуры. | |
29 | Какие бывают профессии по предмету труда. | 1 | 1 | Исследование профессий, связанных с бизнесом. | |
30 | Какие бывают профессии по предмету труда. | 1 | 1 | Исследование профессий, связанных с работой в природе. | |
31 | Как люди выбирают профессию. | 1 | 1 | Рисование на тему профессий. | |
32 | Профессии членов семьи. | 1 | 1 | «Трудовые награды в моей семье» | |
33 | Как люди получают профессию. | 1 | 1 | Проект «Как получить профессию и как стать мастером своего дела». | |
34 | Подведение итогов | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 34 | 31 | 3 |
Содержание программы
1 класс
Я и моя семья (7ч)
Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.
Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.
Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.
Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.
Моё и чужое (7ч)
Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).
Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.
Как нужно относиться к своей и чужой собственности.
Почему люди трудятся (11ч)
Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.
Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства.
Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.
Все работы хороши (9ч)
Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).
Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).
Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.
Предполагаемые результаты реализации программы
При изучении программы ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему«Труд», школьник осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают о важности заботы не только о себе, но и о своих близких. Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Универсальные учебные действия:
— сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;
— объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».
— обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.
- обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
— объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
-уважать труд людей разных профессий;
— классифицировать профессии по предмету труда;
— рассказывать о профессиях.
К концу обучения в 1 классе ученик узнает:
— что такое собственность;
— почему все люди трудятся;
— какие бывают профессии;
— как нужно относиться к своей и чужой собственности.
К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться:
— самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в школьную столовую;
— экскурсия в библиотеку;
— экскурсия в художественный музей;
— сюжетно-ролевые игры;
— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
— встреча с человеком интересной профессии;
— рисование на тему профессий;
— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».
Формы контроля
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Методические рекомендации
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Материально-техническое обеспечение программы
№п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
Учебно-методическая литература
7.Т.Смирнова, Т.Проснякова. Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2-4 классов. | 1 1 1 1 1 1 1 | |
2 | Печатные пособия | |
Т.Смирнова. Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах. Учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация «Фёдоров», 2010г | 1 | |
3 | Технические средства обучения | |
Компьютер, проектор. | 2,2 | |
4 | Экранно-звуковые пособия | |
нет | ||
5 | Игры и игрушки | |
- | ||
6 | Оборудование кабинета | |
Компьютер, проектор. | 2,2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Приобщение воспитанников к ценностям казачьей культуры, как одно из ффективных направлений социально-реабилитационной работы"
Данная программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям Казачьей культуры, знакомство с народными традициями и обычаями казаков, с сокровищами устного казачьего творчества, традициями ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки самопознания » Направление «Социально-личностное» для 1-4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки самопознания » Направление «Социально-личностное»для 1-4 классов...
Презентация «Приобщение воспитанников к ценностям казачьей культуры, как одно из эффективных направлений социально-реабилитационной работы».
Материал содержит презентацию работы по программе «Приобщение воспитанников к ценностям казачьей культуры, как одно из эффективных направлений социально-реабилитационной работы»....
Основные направления социально – психологической работы с семьёй, имеющей ребёнка с ОВЗ.
В последнее время огромное внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). «Особый ребёнок» - так мягко называют педагоги детей, нуждающихся в особых условиях жизнед...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город, в котором я живу…» направление «социальное» для учащихся 1-4 класса
Данная программа разработана с целью формирования основ петербургской идентичности и развитию культурного самосознания юного петербуржца посредством обращения к историко-культурному наследию города...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математические ступеньки» направленность:социально-педагогическая уровень программы:ознакомительный
Рабочая программа кружка «Математические ступеньки» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа добрых дел» направление – социальное для учащихся 2 класса
Внеурочная деятельность 2 класс "Школа добрых дел"...