Пояснительная записка
Сегодня, когда нашему обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства, с высоким уровнем самосознания, на первое место встаёт вопрос о создании духовно-нравственной среды воспитания и формирование творческой индивидуальности.
Существуя в современном мире, мы не оторваны от того, что было много лет назад. Важно понимать, что многое в сегодняшний мир пришло из прошлого, почему именно в таком виде, благодаря кому и чему сохранился жизненный опыт поколений. Необходимо донести до сознания детей, что мы должны сохранить опыт предков и всё лучшее передать своим детям, в будущее. Ведь без прошлого нет будущего. Поэтому, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, особенно актуальная сегодня.
Роль воспитания на основе традиций казачества на современном этапе возрастает. Воспитание детей было одним из главных задач для казаков. Им прививали любовь к родной земле, ответственное отношение к порученному делу – к защите рубежей своей Отчизны. Изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания.
Анализ источников показывает, что казачество имело чётко поставленную цель воспитания. Казачье воспитание осуществлялось на основе гуманистических принципов и методов и опиралось на хозяйственный уклад, бытовые традиции, общественные нормы жизнедеятельности, позволяющие надёжно поддерживать и охранять устойчивость и жизнеспособность казачества.
Данная программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям Казачьей культуры, знакомство с народными традициями и обычаями казаков, с сокровищами устного казачьего творчества, традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами казачьих умельцев, расширяет кругозор ребят, воспитывает любовь к малой родине, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего.
История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества. Поэтому, мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Актуальность данной программы, ее отличительная особенность состоят в том, что работа в этом направлении позволит оградить детей и подростков от дурного влияния улицы, негативных влияний действительности. И как показывает практика, изучение истоков казачьей культуры помогает не только более глубокому осмыслению истории своего народа, но и формирует в детях этическое самосознание, чувство принадлежности к великому народу с тысячелетней историей.
Новизна программы заключается в том, что создаётся модель воспитательной среды, развивающей личность воспитанника как субъекта культуры и духовности, в условиях реабилитационного процесса.
Знакомство детей с духовным достоянием предков поможет расти им не «Иванами, родства не помнящими», а людьми с высокими моральными правилами и нравственными заповедями, лежащие в основе казачьей культуры.
Программа ценна тем, что знакомясь шире и глубже с жизнью и бытом казаков, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили казаки на Руси. Это несёт в себе неиссякаемые возможности развития у детей художественного творчества.
Программа «Приобщение воспитанников к ценностям казачьей культуры» представляет собой интегрированный курс, рассчитана на 1 год по сезонным разделам (3 месяца) и предназначена для работы с детьми младшего и среднего возраста (7-14лет).
Занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек. Проводится занятие два раза в неделю, во второй половине дня. В год проводится 96 занятий. Продолжительность занятий 30 минут.
В процессе реализации программы, с целью более глубокого осмысления материала, к практическим занятиям планируется привлечение психолога, музыкального руководителя, педагога физ. воспитания.
Для достижения большего педагогического эффекта, для поддержания интереса к курсу среди подростков, для обеспечения должной наглядности предполагается широкое использование на занятиях технических средств обучения: аудио и видеозаписей, слайдов, фильмов, репродукций картин, использование музыки в качестве фона.
Программа опирается на принципы построения общей дидактики:
- связь с жизнью, реалистичность, контролируемость, последовательность;
- индивидуальный подход в обучении и художественном развитии детей;
- доступность материала, его повторность;
- построение программного материала от простого к сложному;
• наглядность
Цель программы
- Приобщить детей к истокам казачьей культуры – фольклору, традициям, народно-прикладному искусству, народной музыке, театру.
- Познакомить с особенностями казачьей культуры, с сокровищами устного казачьего творчества.
- Формировать основы художественной культуры детей через казачье декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы:
1.Обучающие:
- познакомить детей с историческим прошлым и традициями казачьего народа, с предметами казачьего быта и их назначением;
- пробудить интерес к казачьей культуре;
- дать представления о разнообразных древних казачьих ремёслах;
- познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.
- познакомить с казачьим творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
- формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.
2. Развивающие:
- развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора;
• развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно -
прикладному искусству;
- способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;
- развивать нравственно-патриотические и духовные качества детей;
- развивать двигательную активность, укрепление здоровья, ЗОЖ.
3. Воспитательные:
- прививать любовь и бережное отношение к родному краю, в котором живёшь, сохранение духовной культуры;
- сформировать умение находить прекрасное в казачьем творчестве;
- воспитывать у детей патриотические чувства и духовность;
- содействовать сближению поколений.
Формы и методы, используемые в работе по программе
Методы работы по ознакомлению детей с казачьим творчеством
- Словесные методы:
- рассказ, беседа о казачьих обычаях и традициях;
- вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;
- использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
- интеллектуальные и дидактические игры.
2. Наглядные методы:
- использование экспонатов, подлинных вещей;
- просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о казачьем быте.
3. Практические методы:
- использование казачьих песен и танцев;
- проведение казачьих игр;
- использование казачьих костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
- применение игрушек и изделий казачьих промыслов;
- представление кукольного театра;
- разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
- самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование
различных инструментов и материалов для изображения.
4. Методы контроля: ролевые игры, контрольный срез.
Формы
1. Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные.
2. Совместная деятельность.
3. Праздники народного календаря и развлечения.
4. Наблюдения в быту и природе.
- Экскурсии в музей и детскую библиотеку.
- Организация конкурсов рисунков и поделок.
- Посещение тематических выставок.
- Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
Этапы реализации программы
Первый этап – подготовительный - проведение мониторинга динамики первоначального уровня творческой самореализации воспитанников в целом - наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игры, общение с взрослыми и сверстниками, изобразительная, театрализованная, музыкальная, элементарная трудовая деятельность и др.)
Цель: выявить наличие знаний, умений, навыков на начало года по вопросам: певческие, игровые, танцевальные навыки, овладение фольклорным материалом, знания содержания сказок, малых фольклорных форм, казачьих праздников и игр.
Второй этап – основной этап - «вхождения» в казачье искусство, практического знакомства с ним, организация и проведение циклов занятий, совместных экскурсий и мероприятий, проведение конкурсов и викторин.
Знакомство с фольклором, его жанровой поэтикой. Первое посещение детьми казачьей горницы, знакомство с казачьими играми и забавами, казачьими праздниками и обрядами, образцами казачьих художественных промыслов.
Цель:
- познакомить с обычаями, традициями, с обрядовыми праздниками, трудом казачьего народа по народному календарю, с поэтическим казачьим творчеством;
- приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей казачьего творчества и с казачьими промыслами;
- самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписи;
- самостоятельно переносить свои впечатления в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
3 этап – Заключительный - обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, проведение мониторинга динамики успешности прохождения обучения на занятиях народного творчества обучающимися и сопоставление новых достижений ребенка с его прошлыми успехами; итоговый контроль. Занятия – праздники по народному календарю являются своеобразным завершением освоения конкретных календарных тем года, подведением итогов занятий в течение реализации программы.
Цель: определить у детей уровень усвоения программного материала, умение осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о казачьей культуре.
Содержание программы
Календарно тематическое планирование включает в себя проведение интегрированных занятий с изучением следующих разделов:
1. Устный фольклор
Простейшие детские стихи, пестушки, считалки, положены в основу «ритмического настроя», с которого начинается каждое занятие, а также и в основу «пальчиковых игр», которые развивают у ребёнка свободу движений, образное мышление, память, внимание и речь. Сюда включены сказки, прибаутки, загадки.
2. Этнографические сведения
Имеют большое образовательное и воспитательное значение. Это беседы о традиционном быте казаков и его исторических изменениях, праздниках, о значении в жизни декоративно – прикладного искусства, экскурсий в краеведческий музей.
3. Игры
Это важнейший компонент, воспитывающий наших детей. В этот раздел входят музыкальные, спортивные и драматические игры.
4. Фольклорный театр
Наряду с народными праздниками, это наиболее сильное средство для того, чтобы ребёнок почувствовал себя в той культуре, в которую его погружают на занятиях казачьего фольклора. Разыгрывая простейшие сцены, дети получают возможность попробовать себя в различных ролях.
4.Праздники – это самая яркая собирательная часть фольклора, в которой находят своё применение очень многие сферы фольклорного творчества народа. Здесь предполагается знакомство с календарными, трудовыми и русскими праздниками, включая подготовку и проведение таких праздников, как «Рождество», «Святки», «Троица», «Масленица».
5. Творческая мастерская «Виды декоративной росписи в технике Папье -маше»
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись казачьего народа.
На протяжении всех занятий дети знакомятся с произведениями живописи, казачьего декоративно-прикладного искусства, изучают традиции развития промыслов и ремесел казачества, знакомятся с различными видами декоративной росписи.
На занятиях дети учатся делать предметы народного быта с помощью технологии папье - маше, окрашивать их различными видами декоративной росписи.
Занятия помогают детям найти увлечения, вызвать интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно.
В процессе работы раскрываются индивидуальные и творческие способности детей. Передавая в творчестве свое мироощущение, дети стремятся к достижению того, чтобы каждая вновь созданная вещь была произведением искусства.
Календарно – тематическое планирование
Знакомство с устным казачьим творчеством
| Тема
Занятия
| Форма
занятия
| Фольклорное
содержание
| Цель занятия
|
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
| «В курене я живу. К себе всех гостей приглашаю»
| Беседа
| 1.Первое посещение детьми казачьей горницы и знакомство с пословицами, поговорками о казачьем быте и гостеприимстве
2.Загадывание загадок о предметах крестьянского труда
| 1.Познакомить детей с казачьей горницей, предметами её быта, с пословицами и поговорками о казачьем быте
2.Учить представлять, слушать и отгадывать загадки
|
| Фольклор, его жанровая поэтика.
казачьи пестушки, потешки
| Художественно – речевое занятие
| 1.Беседа о фольклоре, как об устном жанре казаков.
2. Разучивание жанровой поэтики: пестушки, потешки.
3. Проведение казачьих игр «У дядюшки Трифона », «Золотые ворота »
| 1.Дать первоначальные понятия и познакомить с жанровой поэтикой казачьего фольклора:
- потешки;
- прибаутки, небылицы;
- заклички, молчанки, считалки;
- скороговорки, дразнилки, страшилки
2. Учить применять считалки в казачьих играх
|
| « В гости к Хозяюшке » за прибаутками и небылицами
| Игровая программа
| 1.Знакомство с различными прибаутками и небылицами
2.Загадывание загадок о предметах казачьего быта, о курене
3.Проведение игры
« Заря – зарница »
| 1.Познакомить с малыми жанрами казачьего фольклора: прибаутки, небылицы
2.Учить правильно произносить их
3.Развивать речь и дикцию
4.Продолжить знакомство с казачьими играми
|
| « В гости к Хозяюшке » за дразнилками, жеребьевками, считалками, загадками
| Фольклорная азбука
| 1.Разучивание детских считалок, жеребьевок, дразнилок на примере казачьих игр
2.Загадывание загадок о курене и предметах быта.
3.Повторение знакомых и разучивание новых пословиц о дружбе и смелости
| 1.Вспомнить детские считалки, разучивать их на примере игр, детские дразнилки, где и когда их используют
2.Развивать речь, дикцию, память
|
| Казачьи игры с песнями и приговорами
| Музыкальная игра
| 1.Разучивание казачьих игр с песнями и приговорами.
| 1.Познакомить с новыми казачьими играми, где переплетаются песня и приговоры
2.Учиться сопоставлять игру и песню, как единое целое
3.Развивать эмоционально – волевую сферу
|
| « В гости к Хозяюшке » за пословицами, скороговорками и поговорками
| Конкурсная программа
| 1.Беседа о пословицах и поговорках
2.Конкурс скороговорок.
3.Проведение казачьих игр « Бабка – Ежка »
| 1.Дать понятие о пословице, поговорке и скороговорке как фольклорных жанрах
2.Развивать речь, дикцию
3.Учить быстро и четко воспроизводить услышанное
|
| Тема
Занятия
| Форма
занятия
| Фольклорное
содержание
| Цель занятия
|
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
| Веселые посиделки. « На завалинке » - импровизированное представление
| Осенние посиделки
| 1.Обобщение изученных жанров фольклора:
-потешки, приговоры, небылицы;
-скороговорки, пословицы, поговорки, считалки;
-загадки, заклички
| 1.Закрепить понятия жанров казачьего фольклора; уметь их различать
2.Формировать целостное восприятие детского фольклора
3.Воспитывать уважительное отношение к казачьему творчеству
4.Развивать память, кругозор,
эмоционально - волевую сферу
ребенка
|
| « Октябрь пахнет капустой »
Сергиев день – 8 октября
| Фольклорная азбука
| 1.Беседа о характерных для октября явлениях природы, обычаях и казачьих праздниках.
2.Знакомство с предметами домашнего обихода казаков (деревянное корытце, ухват, тяпка, прялка)
| 1.Познакомить с обычаями, приметами и пословицами октября
2.Познакомить с технологией приготовления
казаков квашения капусты и что для этого использовали
|
| «Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит»
Покров – 14 октября
| Беседа
| 1.Беседа о характерных приметах октября, на основе народных примет 2.Рассказ о празднике Покров день
| 1.Познакомить с обычаями и приметами этого праздника
2.Вспомнить пословицы об этом празднике: « к Покрову натопи курень без дров
(утеплить курень)»
« На покров до обеда осень, а после обеда зима »
|
| « Гончарные мастеровые »
| Игра драматизация
| 1.Рассказ о гончарном промысле.
2.Дидактическая игра: « Что как называется ? » ( кувшин, кринка,
плошка, миска)
3.Чтение и инсценировка сказки « Лиса и кувшин»
| 1.Познакомить с историей возникновения гончарного промысла
2.Сравнивать разные виды посуды при помощи всех анализаторов (тактильного, зрительного, слухового)
3.Развивать творческие способности, учить самостоятельно выбирать выразительные средства при передаче образов и действий героев
|
| Чудесный сундучок
| Дидактическая игра
| 1.Дидактическая игра « Кто спрятался ? » отгадывание загадок о домашних животных
2.Повторение потешек и попевок о домашних животных
| 1.Уметь слушать и воспринимать на слух.
2.Развивать способности сопос-тавлять услышанное с действительностью
3.Воспитывать любовь к
животным и бережное отношение к ним
|
| Ярмарка « Что нам осень принесла? »
| Посиделки с чаепитием
| 1.Беседа об осени с использованием народных примет, песенок, загадок, пословиц, потешек
2.Проведение игр 3.Изготовление коллективной аппликации из осенних листьев
4.Чаепитие
| 1.Вспомнить и закрепить через жанры казачьего фольклора все приметы осени, ее дары в природе;
2.Развивать ловкость, быстроту, координацию движений
|
| Тема
Занятия
| Форма
занятия
| Фольклорное
содержание
| Цель занятия
|
Н
О
Я
Б
Р
Ь
Н
О
Я
Б
Р
Ь
| Казачьи промыслы кузнечное
и
гончарное,
обработка дерева,
лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти
| Познавательное занятие
| 1.Рассказ о промыслах, обработка дерева.
(Презентация)
«2.Викторина
« Угадай »
| 1.Познакомить с историей возникновения казачьих промыслов
2.Закрепить знания о видах промыслах на примере демонстрации репродукций и самодельных предметов
|
| Казачьи промыслы
гончарное,
обработка дерева
| Творческое занятие
| 1.Рассмотрение на примере демонстрационного материала предметы казачьего искусства: Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки;
Гончарные игрушки для детей – свистульки, конь, петух
2. Изготовление предметов казачьих промыслов в технике папье – маше (по выбору детей)
| 1.Учить изготавливать предметы с помощью техники папье-маше в определенной последователь-ности
2.Развивать творческое воображение, творческий замысел
|
| Казачьи промыслы
лозоплетение
| Творческое занятие
| 1.Рассмотрение на примере демонстрационного материала предметы народного искусства
2.Учиться овладевать техникой плетения этого промысла
| 1.Учить выполнять из тонкой ивовой лозы корзинки, с определенной последовательность
2.Развивать творческое воображение, творческий замысел
|
| Казачьи промыслы
вышивка
| Творческое занятие
| 1.Рассмотрение на примере демонстрационного материала предметы народного искусства
2.Учиться распознавать технику вышивания этого промысла
3. Знакомство с техникой вышивания
| 1.Учить овладевать техникой вышивания в определённой последовательности
2.Развивать творческое воображение, творческий замысел
|
| Казачьи промыслы
кузнечное ремесло
| Познавательное творческое
занятие
| 1.Рассмотрение на примере демонстрационного материала предметы кузнечного мастерства
2. Знакомство с типами кузнечного орнамента
3. Продолжение работы по изготовлению предметов казачьих промыслов (по замыслу детей)
| 1.Учить распознавать типы орнамента кубанской ковани: растительный (листья, гроздья, стебли, злаки, цветы), геометрический, зооморфные изображения (птицы, драконы, морские коньки)
2.Развивать воображение, творческий замысел
|
| Казачьи промыслы
«Ярмарка чудес»
| Фольклорное занятие
| 1.Проведение интеллектуальной игры «Поле чудес»
2.Театрализованное представление
3.Организация демонстрационной выставки творческих работ детей
| 1.Закрепить знания о казачьих промыслах России
2. Развивать способность узнавать и сравнивать виды цветового орнамента промыслов
3. Учить передавать образы и действия сказочных героев
|
| Тема
занятия
| Форма
занятия
| Фольклорное
содержание
| Цель занятия
|
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
| Чти всегда следы прошлого
«Быт и хозяйственный уклад казаков»
| Познавательное занятие
| 1.Рассказ о быте и хоз. укладе казаков (Презентация)
2.Пословицы о труде
| 1.Познакомить с бытом и хозяйственным укладом казаков, проникнуться духом прошлого
2.Вспомнить пословицы о труде.
3.Развивать память и расширять кругозор
|
| « Какова пряха, такова на ней и рубаха»
« Мужская и женская одежда казаков»
| Познавательное игровое занятие
| 1.Рассказ о мужской и женской одежде (Презентация)
2.Игра « Поле чудес » по теме:
« Быт и основные занятия казаков»
| 1.Познакомить с одеждой казаков и казачек
2.Закрепить знания о казачьем быте и занятии казаков
|
| « Мужская и женская обувь, головные уборы казаков»
| Познавательное игровое занятие
| 1.Рассказ о мужской и женской обуви казаков, из чего делали, что использовали для украшений
2.Интеллектеллектуальная игра
«Что? Где? Когда?»:
«Мужская и женская одежда казаков»
| 1.Познакомиться с историей зарождения обуви и головных уборов казаков
2.Закрепить знания об истории создания одежды казаков
3.Расширение кругозора
4.Развитие познавательного интереса
|
| Чти всегда следы прошлого
« Места проживания, строительства жилищ казаков»
| Познавательное творческое занятие
| 1.Рассказ воспитателя о старине, о казачьей культуре, обычаях и традициях. Места проживания, строительства жилищ
2.Рисунки детей по собственному замыслу
| 1.Познакомить с казачьими обычаями и традициями, строительством жилищ
2.Научить отличать их от других построек
3.Формировать умение и навыки, необходимые для осуществления творческих замыслов изобразительной деятельности
|
| По страницам
« Библии »
| Диспут
| 1.Знакомство с Библией и её содержанием
2. Игра « Поле чудес » по теме: « Места проживания казаков»
| 1.Познакомить с книгой Библией, рассказать о её роли в жизни казачества
2.Побуждение детей к диспуту
3. Закрепить знания о местах проживания казаков и их жилищах
|
| Рождественский пост – что он нам принесёт
| Экскурсия в Свято – Троицкий собор
с. Енотаевки
| 1.Посещение православного храма
2.Беседа с батюшкой Храма
| 1.Познакомить с библейской традицией православного народа о соблюдении рождественского поста, его значимости
2.Воспитывать духовное отношение к ближним и окружающим людям, учиться сострадать и сопереживать
|
Знакомство с народными календарно – обрядовыми праздниками
| Тема
Занятия
| Форма
занятия
| Фольклорное
содержание
| Цель занятия
|
Я
Н
В
А
Р
Ь
Я
Н
В
А
Р
Ь
| « Пришла Коляда – отворяй ворота »
| Театрально – игровое занятие
| 1.Разыгрывание сценок колядования
2.Рассказ воспитателя об обычаях колядования
3.Театрализация обычаев праздника
| 1.Познакомить с обычаями
колядования и колядками через инсценирование колядочных песен, проникнуться в прошлое и суметь донести их в нашу современность
2.Развивать коммуникативные
навыки
|
| « К бабушке на рождественские посиделки »
| Святочные гадания
| - Игры
- Загадки
- Конкурсы
- Святочные гадания
| 1.Вспомнить рождественские колядки, песни, стихи, воспроизводить их эмоциональным настроем
2.Познакомиться со святочными гаданиями на Руси
|
| « Крещение праздником Господня »
| Экскурсия в Енотаевский Свято – Троицкий собор
| 1.Рассказ о значении храмов на Руси
2.Посещение Свято – Троицкого кафедрального Собора. Беседа о правилах поведения в Храме
3. Рассказ батюшки об обряде Крещения
| 1.Познакомить с внутренним устройством и убранством Храма
2. Знакомство с алтарем ( главная часть храма, где находятся священнослужители), иконостасом, росписями на библейские сюжеты
|
| « История казачьей кухни »
| Фольклорная азбука
| 1.Рассказ о том, как и чем питались казаки на Руси.
2.Чтение пословиц о хлебе, киселе
3.Игра « Разгадай кроссворд»
| 1.Познакомить с казачьими традициями на Руси: печь хлеб, пироги, печево; соблюдение поста и о праздничной казачьей еде
2.Закрепить свои знания в познавательной деятельности в разгадывании кроссворда
|
| « История казачьей кухни »
| Кулинарное занятие
«Пирожки с капустой»
| 1.Беседа о разнообразной кухни казаков, о её разносолье
(Презентация)
2.Дети самостоятельно приготовляют тесто и печёные изделия
3. Угощение всех воспитанников за самоваром
| 1.Познакомить с казачьей кухней
2. Познакомить с технологией приготовления теста для пирожков и начинки
3. Научить детей практическим навыкам их приготовления
|
| « История казачьей кухни »
| Кулинарное занятие
« Пельмени с картошкой»
| 1. Продолжение беседы о разнообразной кухни казаков, о её разносолье
(Презентация)
2.Дети самостоятельно приготовляют пельменное тесто и картофельную
начинку для пельменей
3. Угощение всех воспитанников
| 1. Продолжить знакомство с казачьей кухней
2. Познакомить с технологией приготовления пельменного теста, начинки для пельменей
3. Научить детей практическим навыкам их приготовления
|
| Тема
Занятия
| Форма
занятия
| Фольклорное
содержание
| Цель занятия
|
|
|
|
|
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
| « Казачья деревянная посуда »
| Художествен-
но-речевое занятие
| 1.Рассказ о казачьей деревянной посуде, ее историческом прошлом
2.»Интеллектуальная игра « Поле чудес » по теме: « Казачья кухня »
| 1.Познакомить с историей казачьей деревянной посуды, её видами, формой и предназначением
2.Закрепить полученные знания в интеллект. игре
|
|
|
|
|
| « Мы –
богатыри »
| Творческое занятие
| 1.Беседа о былинах. Чтение былин
« Илья Муромец » и « Соловей Разбойник »
2.Конкурс рисунков « Мы – богатыри »
3.Интеллектуальная игра «Поле чудес»: « Казачья деревянная посуда »
| 1.Познакомить с понятием былина
2.Развивать нравственные качества через эмоциональное воздействие былин, развивать фантазию и творческое
воображение
2.Закрепить знания об истории казачьей посуды
|
|
|
|
|
| « Сретение
Господне » - 15 февраля
| Творческая мастерская
| 1.Рассказ воспитателя о празднике и традиционной символике
2.Изготовление поделки « Птенцы »
| 1.Познакомить детей с событиями и смыслом « Сретение Господне »
2.Побуждать желание детей готовиться к православным праздникам и быть причастными к ним
3.Формировать умения и навыки, необходимые для осуществления творческих замыслов декоративно – прикладной деятельности.
|
|
|
|
|
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
| « Богатырские потешки »
| Игровая программа
| 1.Рассказ воспитателя о защитниках Руси
( Суворов, Кутузов, Александр Невский, Минин –
Пожарский)
2.Конкурс рисунков
3.Игровая программа
| 1.Познакомить с защитниками Руси
2.Развивать ловкость, быстроту
3.Воспитать чувство взаимовыручки и помощи, сопереживания за товарища
4.Побуждать детей к познавательно – исследовательской деятельности праздника
|
|
|
|
|
| Широкая Масленица Встреча
| Игровая программа
| 1.Рассказ о праздновании Масленицы, её истории, обычаях и обрядах
2.Проведение казачьих игр:
« Горки», « Снежная крепость »,
« Снежный тир »
| 1.Познакомить с русским праздником - Масленица
2.Развивать ловкость, меткость
3.Воспитывать чувство сопереживания и взаимовыручки к товарищу
|
|
|
|
|
М
А
Р
Т
| Масляничные посиделки «Заигрыш»
| Фольклорное занятие
| 1.Разыгрывание докучных сказок, прибауток, загадок, потешек, пословиц и поговорок.
2.Проведение казачьих игр.
| 1.Развивать речь обогащать словарный запас
2.Продолжить знакомство и пополнить свой запас знаний новыми жанрами
3.Прививать интерес к казачьим обычаям
|
| « Ой блины, блины, ой блиночки мои »
| Кулинарное занятие
| 1.Рассказ о праздновании масленичной затеи казаками– выпечка и пении песен, используемые в эти дни
2.Проведение казачьих.игр
| 1.Познакомить детей с русской масляничной затеей – выпечка блинов
2.Научить ставить блинное тесто и печь блины 3.Познакомить с рецептами блинов и разными способами их приготовления.
4.Прививать навыки к хозяйству, домоводству
|
| « По фольклорным островам » Разгуляй
| Музыкальная викторина
| 1.Викторина « Песни Жар – Птицы»
| 1.Прививать интерес к казачьим обрядам
2.Развивать умение угадывать песни, которые звучат во время разных календарных обрядовых праздников
|
М
А
Р
Т
| « Забытая старина: традиции, ремёсла, мастера»
| Турнир знатоков
| 1.Беседа о видах художественного казачьего ремесла
2.Проведение турнира знатоков
народного творчества
| 1.Вспомнить образцы казачьего прикладного искусства на Руси, историей художественных промыслов и народных ремёсел
2. Развитие познавательного интереса
|
| Тёщины посиделки «Короб чудес »
| Художественно – речевое занятие
| 1.Познавательная игра по теме:
« Детская казачья игрушка »
| 1.Развивать познавательный интерес к казачьим промыслам
2. Пополнить и закрепить свои знания через познавательные игры, загадки
|
| Прощёный день Фольклорный праздник
| Театрализованное представление
| 1. Проведение инсценированного обрядового праздника «Зиму провожаем, весну – красну встречаем»
| 1.Приобщение к истокам казачьей культуры, к её корням
2.Развивать эмоциональное состояние детей, их творческие способности, мимику, пластику, память
|
| Тема
Занятия
| Форма
занятия
| Фольклорное
содержание
| Цель занятия
|
А
П
Р
Е
Л
Ь
А
П
Р
Е
Л
Ь
| « Праздник казачьей песни » Музыкальная викторина « Угадай
мелодию »
| Музыкальная викторина
| 1.Отгадывание детьми знакомых фольклорных произведений
2.Проведение музыкальных игр
« Где был Иванушка», « Летал, летал воробей », « Золотые ворота »
| 1.Вспомнить и закрепить полученные знания в казачьих песнях
2.Приобщение к миру музыки, развитие детского творчества в музыкальной деятельности
|
| « Из глубины веков ». В тридевятом царстве волшебный мир народной русской сказки
| Театрализовано – игровое занятие
| 1.Рассказать о видах сказок:
- волшебной;
- бытовой;
- о животных;
- докучных
2.Разучивание и инсценировка сказки О. Выготской « Золотое яичко »
| 1.Познакомить с понятием сказки, уметь различать её виды, развивать речь
2.Воспитывать интерес к театрально – игровой деятельности
|
| « Вербное воскресенье – День Егория Вешнего »
| Весенние посиделки с подвижными играми
| 1.Рассказ хозяйки о праздновании Вербного Воскресенья казаков
2.Проведение казачьих.игр « Верба – вербочка », « Заря – зарница »
| 1.Познакомить с
историей и традициями православного праздника
2.Развивать интерес к старообрядческим играм
|
| Пасха
« День святых чудес»
| Театрализовано – игровое, репетиционное занятие
| 1.Беседа о праздновании « Дня святых чудес»
Чтение Библии
2.Проведение казачьих игр
« Верба - вербочка», знакомство с пасхальными песнями
3.Разучивание слов и ролей Пасхальной сказки
| 1.Познакомить с днём « Святых чудес », его традициями и обычаями, символикой и играми
2.Прививать любовь и интерес к старообрядческим играм
|
| Фольклорный праздник
« Пасхальная сказка»
| Театрализованное представление
| Показ театрализованного представления
« Пасхальная сказка»
| 1.На примере сказочных героев, довести до сознания детей, что добро всегда побеждает зло
2.Воспитывать заботу о ближнем
3.Учить следовать нравственным заповедям
|
| Тема
Занятия
| Форма
занятия
| Фольклорное
содержание
| Цель занятия
|
М
А
Й
| « Победа в воздухе не вьётся, а руками достается »
| Беседа – экскурсия
| 1.Рассказ о казаках, как о воинах и защитниках Отечества
2.Поговорки о храбрости, смелости: « Храбрый – побеждает, трус – погибает », « Успех не разлучен с храбрым »,
« Смелость города берет », « Кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел»
3.Посещение митинга « Покло-нимся великим тем годам »
| 1.Рассказать о храбрости воинов казаков, о преемственности их подвигов в поколениях
2.Воспитать чувство взаимопомощи и смелости
|
| « Красная
горка »
| Игровая программа
| 1.Беседа о русском православном празднике
2.Игровая программа
| 1.Познакомить с обычаями этого дня казаков
2.Провести традиционные нар. игры
|
| « Праздник и праздничное поведение »
| Занятие с элементами исследования
| 1.Показать самобытность казачьего народа, проявляющуюся в культуре застолья
2.Вспомнить пословицы и поговорки о казачьем гостеприимстве, о шутках, забавах
| 1.Продолжить знакомство детей с одной из форм общения казаков в праздники
2.Воспитывать уважительное отношение к национальному наследию
|
| « Ляльник »
| Театрализовано- игровое репетиционное занятие
| 1.Рассказ о девичьем празднике посвящённый весне – про Ляльник
2.Разучивание слов и ролей в сказке
« О Ляле »
| 1.Познакомить с девичьем праздником, его традициями, обрядами
2.Уметь вживаться и перевоплощаться в театрализ. роли
|
| « Прощание с « куренем » (посиделки с угощением )
| Художественно -речевое занятие
| 1.Заключительная беседа о казачьем курене
2.Словесные казачьи игры
3.Рассказывание докучных сказок
4.Пение частушек
| 1.Закрепить свои знания о казачьей традиционной кухне и курене
2.Развивать знания о казачьих играх и забавах
3.Уметь рассказывать докучные сказки
|
Критерии оценки детей
Степень проявления показателей: низкий, высокий, средний.
1. Уметь использовать в активной речи потешки, считалки, загадки.
2. Уметь играть в казачьи подвижные игры, используя считалки.
3. Имеют ли богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Осмысленное и активное участие детей в казачьих праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
5. Знание истории казачьего костюма, головных уборов.
6. Используют атрибуты казачьей культуры в самостоятельной деятельности.
7.Узнают и называют знакомые виды казачьего декоративно-прикладного искусства.
8.Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие.
9.Владеют ли техникой росписи в соответствии с казачьими промыслами
Ожидаемые результаты:
В результате освоения программы дети должны
Знать:
- Семейные традиции казаков;
- Традиционные занятия казаков (чем занимались, чем питались, как одевались)
Уметь:
- Пользоваться народным календарем;
- Организовывать сообща казачьи праздники;
- Сравнивать казачью культуру с другими культурами
Воспитывать в себе:
- Уважающую себя личность ( думающую, творческую и свободную), пробудив интерес к семейным традициям и стать посредником между поколениями своей семьи;
- Умение видеть прекрасное в казачьем творчестве
Риски
При реализации программы педагогу необходимо учитывать то, что возможно дети не смогут в полном объеме усвоить программный материал. Этому могут препятствовать ряд трудностей:
- низкое развитие общеучебных умений и навыков успешного освоения программы;
- низкая учебная мотивация;
- несформированность навыков общения;
- наличие тяжелых психических расстройств;
- активное нежелание подростка работать в группе;
- индивидуальные особенности: специфика мышления, памяти, внимания, темп
деятельности, личностные особенности;
- отсутствие эмоционального контакта с взрослым;
- неустойчивая работоспособность ребенка, высокая утомляемость,
истощаемость;
- дети из асоциальных семей;
- преждевременный отъезд ребенка из приюта, в связи с переводом в другое
учреждение
|