Рабочая программа "Мой край"
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Мой край" для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moy_kray_-_3kl.doc | 235.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги под окном, ласковый всплеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский.
Пояснительная записка
На протяжении многих веков наши предки, обладая огромным житейским и хозяйственным опытом и острой наблюдательностью, не имея никаких приборов, даже часов, умели предсказывать изменения в погоде не хуже современных синоптиков. Ими составлялись природные календари-месяцесловы, которые дошли до нас и нам известны уже как поверья, приметы, пословицы, поговорки, песенки, загадки, сказки и т. д.
Давно замечено, к примеру, что после первых теплых дней мая к моменту цветения черемухи вдруг холодает. Можно подумать: черемуха цветением студит воздух. Или наоборот – холод подгоняет цветение. На самом деле это лишь всем заметное совпадение двух явлений природы, запускаемых одним механизмом – количеством тепла и света, которое Солнце дарит нам в разное время года. Пересечение во времени разных явлений природы представляет собой сложный многоцветный ковер, дающий пищу любознательному уму и чуткому сердцу, отзывчивому на все прекрасное в природе…
То, что дарит нам наша земля – рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные узоры на окнах зимой, нежные резные снежинки, белые лилии в речной заводи – все это привлекает ребенка, пробуждает любознательность и создает сотню вопросов «Что?», «Как?», «Почему?».
Издревле деревенские ребята принимали участие почти во всех календарных и христианских праздниках, где им отводилась особая роль. Чаще всего дети были предвестниками важных событий в жизни сельской общины. В дни зимнего солнцеворота, на Святках, ребята кликали коляду, закликали весну с жаворонками, на Троицу завивали березку.
Но помимо народного земледельческого календаря, у ребят был и свой собственный календарь, игровой и обрядовый. Традиционные небылицы-перевертыши, загадки и дразнилки, игрушки-самоделки (по временам и месяцам года) – их было множество, передавались из поколения в поколение, от подраставших – к младшим. Ритмичные жеребьевки и считалки открывали разные игры. В закличках весны и птиц, солнца и дождя до сих пор сохранились следы древнего обращения людей к природе, являясь своеобразным мостиком приобщения детворы к народным истокам, к самобытным традициям культуры края.
Актуальность программы
Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В третьем тысячелетии задача передачи духовных ценностей человечества приобретает все большее значение. Технический процесс – бесспорный в материальном плане, сопровождается снижением духовности. В культуре появились новые взгляды, идеи. Сознание человека не успевает в своем внутреннем развитии за внешним потоком информации. В личностной системе происходит подмена ценностей. Дети оторваны от природы, имеют психологические проблемы, связанные с социальными условиями, сложностями в общении, физическим нездоровьем. Положение осложняется утратой значительной части культурных традиций, памятников в результате искусственного отторжения от истоков родной культуры массы людей в начале 20 века.
В программе «Мой край» детям предоставляется возможность почувствовать целостность картины мира и культуры родного края, осознания разнообразных связей между объектами и явлениями окружающей среды на территории детского учреждения, лесопарках и водоемах в окрестностях города.
Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены земельно-календарные праздники и художественные образы растений и животных края. В содержании занятий объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов:
- окружающий мир и песенно-игровой фольклор (первых год обучения);
- окружающий мир – экология – живопись (второй год обучения);
- окружающий мир – музыка – художественный труд – экология (третий год).
Новизна программы заключается в:
- объединении биологического, психологического и художественного подхода к изучению природных объектов и народной культуры родного края;
- использовании приемов театрализации, элементов игровых и народных обрядов, способствующих поддержанию неослабевающего интереса в исследовательской деятельности.
Данная программа была составлена на основании программы «Мой край» Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Белгородский областной детский эколого-биологический центр»,
анализа программ Коломиной Н. В «Воспитание основ экологической культуры» и Копцевой Т. А. «Природа и художник», Николаевой С.Р. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками», в содержании использованы материалы пособий Беккера И.Л. «Времена года: книга юного фенолога», Дайн Г. Л. «Детский народный календарь», Степановой О.А. «Игровая школа мышления», Дубровской Н.В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» и др., внесены свои идеи.
Цель программы: формирование у воспитанников системы ценностных отношений к природе и окружающему миру на основе изучения ими природных объектов и народной культуры родного края.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- формировать у детей разнообразные представления о природе, человеке и культуре края;
- формировать умения видеть и оценивать поведение людей с точки зрения экологической допустимости и нравственности;
- формировать у обучающихся нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в природе и искусстве;
- расширять кругозор воспитанников по экологии, биологии, музыке, литературе, живописи, краеведению, психологии, физической культуре;
- способствовать развитию логического мышления, воображения, артистических и творческих данных в благоприятном психологическом климате детского коллектива.
Возраст детей и продолжительность реализации программы
Образовательная программа «Мой край» рассчитана на три года обучения, на детей младшего и среднего школьного возраста. Рекомендуемый возраст детей:
-для первого года обучения – 6-8 лет;
-для второго года обучения – 9-10 лет;
-для третьего года обучения – 10-12 лет.
Занятия проводятся по 1 часу в неделю. Всего 34 часа в год.
Основные формы и методы, применяемые в ходе реализации программы «Мой край»
Большинство занятий (занятия-путешествия, занятия-исследования и пр.) проходит в виде сказок с игровым действием. Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность. Предусмотрены и другие формы учебных занятий: КВН, музыкальная и литературная гостиная, творческая мастерская, устные журналы, практические работы, конференции, кинолектории.
Структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня. Она включает в себя 3 составные части:
1. Теоретическую часть;
2. Практическую часть;
3. Элементы воспитательных бесед.
В ходе занятий используются разные виды деятельности детей: систематизированные наблюдения, упорядоченная их фиксация в календаре природы и рабочих картах, труд в природе, моделирование, работа с микроскопом, музыкальные зарисовки, рисование, лепка, викторины, сценки.
3. Планируемые результаты освоения программы
По окончании 2-го года занятий учащиеся должны:
Знать:
-основные факторы формирования климата;
-лекарственные свойства растений, произрастающих на улицах города;
-причины изменений видового состава растений под влиянием деятельности человека;
-растительный и животный мир микрорайона;
-что такое наблюдение и опыт;
-правила поведения в природе;
-народные пословицы и поговорки, прибаутки, и соответствующие им народные календарные праздники;
-исторические места города;
-разнообразные живописные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;
-разнообразные выразительные средства – цвет, линия, объем, композиция.
Уметь:
-пользоваться микроскопом;
-приготавливать простейшие микропрепараты, их зарисовывать и анализировать;
-строить пищевые цепочки;
-проводить по предложенной схеме наблюдения и исследования за состоянием компонентов природы местности и здоровья человека;
-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, рисунков, описаний, сказок;
-сопоставлять народные приметы с экологическим поведением человека и изменением климата;
-начертить участок маршрута, пользуясь компасом;
-оказывать помощь зимующим животным, птицам;
-провести беседу по истории края;
-передавать в рисунке свет, тень,
-пользоваться начальными сведениями о линии и уровне горизонта.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п/п | Раздел | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практ. | ||
1. | Введение | 1 | 1 | - |
2. | Осенние уборы | 10 | 4 | 6 |
2.1 | Народный календарь | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Растения вокруг нас | 3 | 1 | 2 |
2.3 | Животные готовятся к зиме | 3 | 1 | 2 |
2.4 | Сезонные изменения в неживой природе | 2 | 1 | 1 |
3. | Чародейка – зима | 10 | 4 | 6 |
3.1 | Народный календарь | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Зимние сны растений | 3 | 1 | 2 |
3.3 | Автографы на снегу | 3 | 1 | 2 |
3.4 | Сезонные изменения в неживой природе | 2 | 1 | 1 |
4. | Весенняя музыка | 8 | 4 | 4 |
4.1 | Народный календарь | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Пробуждение растений | 2 | 1 | 1 |
4.3 | Животные весной | 2 | 1 | 1 |
4.4 | Сезонные изменения в неживой природе | 2 | 1 | 1 |
5. | Природа в художественных красках | 2 | 1 | 1 |
6. | Мой город | 2 | 1 | 1 |
7. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 15 | 19 |
4. Календарно – тематическое планирование
занятий кружка «Мой край» на 2013 – 2014 уч.год
№ п/п | Тема занятия | Теория, практика | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Дата | |||||
План | Факт | ||||
Раздел 1. Введение (1ч.) | |||||
1 | Техника безопасности. Цели и задачи кружка. Экология, факторы среды. | Т | Знать: Признаки времен года и образы животных, птиц в картинах русских художников. Понятие «экология», «факторы среды». Общая характеристика экологического состояния Белгородской области. Практика: Анкета «Я и природа», игра «Зайчата в лесу», викторина «В мире природы». | ||
Раздел 2. Осенние уборы (10ч.) | |||||
2 | Народный календарь. Первые приметы осени. | Т | Знать: приметы осени, народные названия осенних месяцев, народные приметы. | ||
3 | Экскурсия «Осенняя флора». | П | Экскурсия «Осенняя флора». Наблюдения за погодой, поведением насекомых и птиц в природе. Оформление календаря природы, конкурс рисунков «Приметы осени». | ||
4 | Признаки наступления листопада у деревьев. Цветочно-декоративные и сорные растения на улицах города. | Т | Знать: Понятия «простой» и «сложный» лист, «хлорофилл», «сорные растения» ( лютик, клевер, канны, кохия, череда, одуванчик и др.) | ||
5 | Классификация плодов и семян. Способы распространения семян. Экскурсия «Цветочно-декоративные и сорные растения». | П | Знать: строение и форму листьев различных деревьев, многообразие плодов и семян. | ||
6 | Экскурсия «Сбор плодов и семян». Практическая работа: «Многообразие простых и сложных листьев» | П | Наблюдения за погодой и осенним состоянием растений (отмирание наземных частей растений, появление плодов и семян). Сбор плодов и семян. | ||
7 | Насекомые и человек. Поведение насекомых осенью. | Т | Знать: Поведение насекомых осенью: бабочка, оса, муравей, паук. Строение паука и паутины. Роль пауков в природе, отражение образа в народных приметах «бабье лето», «длинная паутина летит к нескорому снегу» | ||
8 | Содружество птиц и человека в сохранении зеленого наряда планеты. Экскурсия в парк. | П | Знать: Видовой состав птиц парка Победы: голубь, зяблик, скворец и др. Понятие «миграция». Животные из Красной книги (по Белгородской области). | ||
9 | Экскурсия. «Наблюдения за поведением насекомых и птиц в природе» . | П | Конструирование насекомых, моделирование паутины. Просмотр видеофильма «Жизнь животных» о подготовке животных и птиц к зимнему периоду. Игры: «Паук ловит мух», «Связи в природе». | ||
10 | Солнце – источник света и тепла. Понятие «почва». Структура почвы. | Т | Знать: Смена времен года. Значение солнечных ванн для здоровья человека. Термометр. Экологическая роль почвенного покрова. Особенности почвенного покрова области, растительность. | ||
11 | Практические работы: «Измерение и сравнение длины тени лиственных деревьев в разные промежутки времени», «Состав и цвет почвы». | П | Опыты: «Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч», «Радуга». Изготовление термометра. Моделирование почвенного образца. Оттенки почвенных комочков в художественном моделировании характеров человека. Игра «Солнечная «цепочка». | ||
Раздел 3. Чародейка – зима (10 ч.) | |||||
12 | Народный календарь. Первые приметы зимы. | Т | Знать: приметы зимы, народные названия месяцев, приметы декабря, января, февраля. | ||
13 | Практическая работа: «Измерение толщи снега». Экскурсия. Наблюдения за погодой, поведением птиц в природе. | П | Оформление календаря природы. Рисунки по народным пословицам и приметам: «Что у волка в зубах, то Егорий дал», «Емельян – накрути буран! Мети, Емеля, твоя неделя», «Мороз ленивых хватает, а перед поворотным шапку снимает», «На Трифона звезд много – весне длинная дорога», «На студеного Николу снегу навалит гору». Игры: «Зимние гляделки», «Ловись рыбка». | ||
14 | Роль зеленых растений на планете. Фотосинтез. Значение зеленого цвета в профилактике заболеваний глаз. | Т | Знать: Роль зеленых растений на планете. Значение зеленого цвета в профилактике заболеваний глаз. | ||
15 | Видовой состав хвойных растений области. Практическая работа: «Сравнение шишек различных растений по форме и семенам». | П | Знать: Видовой состав хвойных растений области: ель, сосна, лиственница. Роль сосновых веток в праздничном украшении дома. Охрана хвойных растений от незаконных вырубок. | ||
16 | Применение древесины человеком. Охрана хвойных растений. Практическая работа: «Распознавание растений зимой по коре, форме крон, почкам», | П | Опыты: «Фотосинтез», «Испарение воды листьями разных комнатных растений», | ||
17 | Следы животных на снегу. Образ жизни, внешний вид, повадки и уловки лисы. | Т | Знать: образ жизни, поведение зайца, белки, лисицы, клеста, дятла, синицы, голубя, Образ жизни, внешний вид, повадки и уловки лисы на охоте в народных сказках. Следы животных на снегу: лиса, лось, собака, заяц, мышь. | ||
18 | «Закрома» зимующих птиц. Роль птиц в «рассеивании» леса. Практическая работа: «Изготовление кормушек». | П | Знать: зимующих птиц: сойка, дятел, поползень. Особенности строения лап поползня и дятла. Многообразие кормушек. | ||
19 | Экскурсия «Наблюдения за птицами у кормушек». | П | Игра «Хитрая лиса». Игра-загадка «Отгадай меня». | ||
20 | Ветер. Источники загрязнения воздушной и водной среды. | Т | Знать: Источники загрязнения воздушной среды в районе школы. Влияние транспорта на состояние здоровья человека, растений. Понятие «живая» и «мертвая» вода. Мертвое море и озеро Байкал. Роль соли в жизни животных и человека. Примеры негативного влияния человека на водный (снежный) покров: соль на дорогах, песок и пр. | ||
21 | Практические работы: «Уход за комнатными растениями», «Выращивание кристалла соли». | П | Опыты: «Теплый и горячий воздух», «Воздух держит тепло», «Вода-растворитель», «Масляное пятно». Составление памяток «Соль – вред или польза». Просмотр видеофильма «Окружающая среда». Соотношение деятельности человека с народной поговоркой «Наум наставит на ум». | ||
Раздел 4. Весенняя музыка(8ч.) | |||||
22 | Народный календарь. Приметы ранней весны. | Т | Знать: Первые приметы весны. Народные названия весенних месяцев. | ||
23 | Практическая работа: «Выращивание дубка (или каштана)». | П | Опыт: «Влияние тепла, воды, воздуха на развитие проростков». Игра «Четыре стихии». Ролевая игра «Не узнала меня!», «Бабочки в декоративных пятнах», сбор моделей. | ||
24 | Биологические особенности первых цветов. Первоцветы Красной книги. Охрана редких растений в Белгородской области. | Т | Знать: Биологические особенности первых цветов: подснежник, мать-и-мачеха, медуница, пролеска. Первоцветы Красной книги. Охрана редких растений в Белгородской области. Понятие «ярусность». Съедобные и лекарственные растения на улицах города: лопух паутинистый, одуванчик, мать – и – мачеха, подорожник, кислица. | ||
25 | Практические работа «Определение высоты растений разных ярусов». Экскурсия «Городской парк». | П | Проекты: листовок «Берегите первоцветы», «Лекарственная клумба». Развешивание листовок в микрорайоне. Моделирование первоцветов. Составление памятки «Цветочный пищескоп». Игра «Съешь меня . Работа с газетными вырезками об охране первоцветов по Белгородской области!» Ролевая игра «У Айболита». | ||
26 | Голуби – символ мира. Роль голубей в жизни человека. Синоптики в природе: пауки, дождевые черви, пчелы, муравьи и пр. | Т | Знать: Видовое разнообразие голубей. Голубиная почта. Причины истребления странствующего голубя. Характер пищи. Искусственные гнездовья: голубятни, скворечники, синичники. | ||
27 | Проект: «Столовая для городских соседей – голубей», наблюдения за поведением и кормлением голубей. | П | Практические работы: «Древо обыкновенного голубя», «Составление циклограммы погоды по приметам народного календаря за поведением животных и растений». Игра «Птицелов». | ||
28 | Почва как «характер ландшафта». Природные ориентиры: стороны горизонта. Компас. Ориентирование на местности. | Т | Знать: Влияние человека на почвенный покров: вытаптывание, бытовые отходы и пр. Переработка бытового мусора: бумага, металлолом. | ||
29 | Практические работы: «Определение сторон света по тени, ветвям, коре деревьев». | П | Ориентирование на местности. Проект «Мы строим Экополис». Игра «Что за шум?» | ||
Природа в художественных красках (2 ч.) | |||||
30 | Символ Солнца в живописи. Образы ветра в картинах русских художников | Т | Знать: Понятия: «теплые цвета», «холодные краски», «живой пейзаж», «силуэт», «характер линии», «загораживание» в набросках рисунков растений, «толщина и плавность линии» в передаче силуэтов, «цветогамма», «натюрморт». Техника исполнения: «мазок» (примакивание), работа «изонитью» и воском, «размазывание», «пунктир», «закрашивание карандашом», «процарапывание». Светотень. по сюжетам народных былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Руслан и Людмила». Эмоциональный тон изображения природы в картинах И. Шишкина «Сосновый бор», В. Сурикова «Взятие снежного городка», И. Левитана «Золотая осень» . | ||
31 | Экскурсия в художественный музей «Природа глазами художника» | П | Практические работы: «Передача образа дерева силуэтом – карандаш, тушь (тополь на белом фоне)», работа «изонитью»: «В паучьей сети» (игла или перо, нить, чернила), «Отражение оттенков природных объектов и воздуха (чистого, задымленного, в легкой дымке костра) в технике закрашивания карандашом», «Цветы в технике промакивания», «Картинки в пальчиках», «Рисунки, спрятанные в звездах». | ||
Мой город (2ч.) | |||||
32 | Время возникновения крепости Белгород. Символика Белгородской области. Достопримечательности Белгорода. | Т | Знать: Время возникновения крепости Белгород. План-схема городской черты 17 и 20 века. Князь Трубецкой Ю.Ю. – первый губернатор города. Белгород в годы Великой Отечественной войны. Биографии и подвиги героев-участников ВОв, чьих именами названы улицы города: маршал Конев И.С., Шаландин В.С., Ватутин Н.Ф., Жуков Г.К., Попов А.И., Лебедь М.П., Апанасенко И.Р. Достопримечательности Белгорода: диорама «Огненная дуга», аллея Героев, скульптурные композиции: «Воспоминание» в Театральном сквере, «Девушка, пускающая мыльные пузыри» («Мечты»), Соборная площадь и др. Образ князя Владимира в истории края. | ||
33 | Экскурсии: по памятным местам парка Победы и в диораму «Огненная дуга» | П | Достопримечательности Белгорода. | ||
34 | Итоговое занятие (1ч.) |
5. Содержание второго года обучения
Раздел 1. Введение
Теория: Техника безопасности. Знакомство с планом работы кружка. Признаки времен года и образы животных, птиц в картинах русских художников. Понятие «экология», «факторы среды». Общая характеристика экологического состояния Белгородской области.
Практика: Анкета «Я и природа», игра «Зайчата в лесу», викторина «В мире природы».
Форма занятия: КВН «Классификация животного и растительного мира», устный журнал «Наш чистый край».
Методы и приемы: практический (конструирование, викторина, решение логических задач, игры), словесный (рассказ, беседа, дискуссия), иллюстративный.
Дидактическое оснащение занятия: карта области, таблица «Общая классификация животного и растительного мира», репродукции картин русских художников, Д/игра «Красный, желтый, с зеленцой», анкеты, лото «В мире животных».
Формы подведения итогов: викторина, загадки, логические задачи.
Раздел 2. Осенние уборы
Народный календарь
Теория: Первые приметы осени. Народные названия месяцев: сентябрь (жовтень, рюин, хмурень), октябрь (грязник), ноябрь (студень, листогной, г рудень, полузимник). Приметные дни сентября (14.09 – Симеон Летопроводец, 23.09 – Петр – Павел–рябинники, 28.09 – Никита – гусятник). Рябина – для хвори нет кручины. Приметные дни октября (1.10 – Арина – шиповница, 20.10 – Сергий-заиндиви дубравы, 25.10 – Андроник и Пров, 28.10 - Ефимий). Представления предков о небесных созвездиях. Приметные дни ноября (4.11 – Казанская, 20.11 – Федот-ледостав, 21.11 – Михайлов день). Осенняя фантазия в образах тени.
Практика: Проект «Определение соответствия народной приметы «На Ефимия и мушки и зверюшки в норки лезут – там теплее» с погодой и временем перелета птиц». Рисунки по народным пословицам и приметам: «Семеон лето провожает, бабье лето наводит», «Гуси летят – зимушку за собой тащат», «До обеда осень, после обеда – зимушка-зима», «В день Андроника можно шестом до звезды достать, совком звездной россыпи почерпнуть», «Осенняя пора – птица со двора». Народные игры: «Осенние капели», «Не сгори», «Охотник и утки», «Найди свою звезду».
Экскурсия «Осенняя флора». Наблюдения за погодой, поведением насекомых и птиц в природе. Оформление календаря природы.
Форма занятия: экскурсия, метод проектов (или творческая мастерская).
Методы и приемы: практический (наблюдения, игры, сравнение, рисование, загадки), словесный (рассказ, беседа, сказка), метод проектов.
Дидактическое оснащение занятия: календарь природы, сигнальные карточки, Д/игра «На что похоже», Д/игра «Найди пару», Д/игра «В больнице, карта созвездий, коллекция плодов.
Формы подведения итогов: защита творческих работ, конкурс рисунков «Приметы осени», календарь природы.
Растения вокруг нас
Теория: Понятия «простой» и «сложный» лист, «хлорофилл», «сорные растения». Отражение народной пословицы «дрожит как осиновый лист» в признаках наступления листопада у деревьев. Цветочно-декоративные и сорные растения на улицах города: лютик, клевер, канны, кохия, череда, одуванчик и др. Классификация плодов и семян. Историческая справка о появлении в нашей стране томата, гороха, шиповника. Витаминный сок.
Практика: Практические работы: «Многообразие простых и сложных листьев», «Сравнение внешнего вида уличных сорных растений, занесенных в помещение и растущих на клумбах», «Рисунки, спрятанные в пальчиках: сходство листьев со строением руки человека». Опыт: «Движение растений к свету». Композиция «Осенний букет на ниточках».
Экскурсия «Цветочно-декоративные и сорные растения». Наблюдения за погодой и осенним состоянием растений (отмирание наземных частей растений, появление плодов и семян). Сбор плодов и семян. Игра «Каштанка»
Форма занятия: экскурсия, творческая мастерская, лабораторная работа, занятие – путешествие.
Методы и приемы: словесный (рассказ, сказка, беседа, объяснение), практический (сравнение, рисование, практическая работа, наблюдение, работа с гербарием), наглядный.
Дидактическое оснащение занятия: гербарий листьев древесно-кустарниковых растений, открытки цветочно-декоративных растений, таблица «Сроки листопада лиственных деревьев», коллекции плодов и семян, лабораторное оборудование, плакат, рабочие карты, модели, трафареты, атлас-определитель, Д/игра «Лети, лепесток», «Цветочный калейдоскоп».
Формы подведения итогов: рабочие карты наблюдений за сроком листопада у лиственных деревьев, загадки, викторина, вечер рассказов «Разговоры с природой».
Животные готовятся к зиме
Теория: Насекомые и человек. Поведение насекомых в связи с уменьшением количества тепла осенью: бабочка, оса, муравей, паук. Строение паука и паутины. Роль пауков в природе, отражение образа в народных приметах «бабье лето», «длинная паутина летит к нескорому снегу». Содружество птиц и человека в сохранении зеленого наряда планеты. Видовой состав птиц парка Победы: голубь, зяблик, скворец и др. Понятие «миграция». Животные из Красной книги (по Белгородской области).
Практика: Практические работы: «Строение ножек насекомых», «Строение ротового аппарата бабочки». Наблюдения за поведением насекомых и птиц в природе, конструирование насекомых, моделирование паутины. Просмотр видеофильма «Жизнь животных» о подготовке животных и птиц к зимнему периоду. Игры: «Паук ловит мух», «Связи в природе».
Экскурсия в краеведческий музей «Птицы осенью»
Форма занятия: экскурсия, кинолекторий «Жизнь животных», занятие – исследование.
Методы и приемы: словесный (дискуссия, рассказ, объяснение), практический (проблемная ситуация, сравнение, наблюдение, моделирование, конструирование, работа с моделями, просмотр видеофильма, игры), наглядный.
Дидактическое оснащение занятия: карта области, видеофильм «Жизнь животных», рисунки птиц из Красной книги, модели паутины, схемы, плакат, Д/игра «Где крыша дома твоего», фланелеграф.
Формы подведения итогов: театр-экспромт «Ануфрий-паучок», сбор пищевых цепочек, викторина, игры, конкурс стихотворений о насекомых.
Сезонные изменения в неживой природе
Теория: Солнце – источник света и тепла. Смена времен года. Значение солнечных ванн для здоровья человека. Термометр. Понятие «почва». Структура почвы. Экологическая роль почвенного покрова. Особенности почвенного покрова области, растительность.
Практика: Практические работы: «Измерение и сравнение длины тени лиственных деревьев в разные промежутки времени», «Состав и цвет почвы», «Водопроницаемость и влагоемкость песка, глины», «Содержание воздуха и минеральных веществ в почве», «Типы корневых систем», «Влияние меловых примесей в воде на дыхание корней». Опыты: «Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч», «Радуга». Изготовление термометра. Моделирование почвенного образца. Оттенки почвенных комочков в художественном моделировании характеров человека. Игры: «Солнечная «цепочка».
Форма занятия: КВН «По следам осени», прогулка, занятие – исследование, практическая работа, творческая мастерская.
Методы и приемы: словесный (дискуссия, беседа, рассказ, объяснение), практический (проблемная ситуация, игры-тренинги, сравнение, наблюдение, моделирование, работа с моделями, практическая работа) наглядный.
Дидактическое оснащение занятия: образцы почв, лопатки, лабораторное оборудование, плакат, рабочие карты, модели, зеркальца, лото «Почва и растительность», Д/игра «Какое время года?», карта области.
Формы подведения итогов: викторина, конкурс поделок «Из комочка на показ вылеплю сейчас я Вас!», рабочие карты, сбор моделей, защита творческих работ-памяток «Здоровье и солнце», игры, оформление дневников наблюдений.
Раздел 3. Чародейка – зима
Народный календарь
Теория: Первые приметы зимы. Народные названия месяцев: декабрь (лютень, студень), январь (просинец, перезимье), февраль (вьюговей, свадебник, снежень). Приметные дни декабря (9.12 – Егорий-зимний, 14.12 – Наум наставит на ум, 19.12 – Никола-зимний). Снежинки – кружева. Приметные дни января (5.01 – Федул, 21.01 – Емельян, 31.01 – Афанасий). Зимняя фантазия в образах облаков. Приметные дни февраля (6.02 – Аксинья-весноуказательница, 14.02 – Трифон-перезимник, 17.02 – Никола студеный). Роль свечи в убранстве дома.
Практика: Практическая работа: «Измерение толщи снега в 3-х местах: у забора, на тропинке, на открытом месте». Рисунки по народным пословицам и приметам: «Что у волка в зубах, то Егорий дал», «Емельян – накрути буран! Мети, Емеля, твоя неделя», «Мороз ленивых хватает, а перед поворотным шапку снимает», «На Трифона звезд много – весне длинная дорога», «На студеного Николу снегу навалит гору».. Игры: «Зимние гляделки», «У Федула», «Ловись рыбка».
Экскурсии: «Декабрь в народном календаре», «Январь в народном календаре», «Февраль в народном календаре». Наблюдения за погодой, поведением птиц в природе. Оформление календаря природы.
Форма занятия: экскурсия, метод проектов (или творческая мастерская).
Методы и приемы: практический (наблюдения, игры, сравнение, рисование, загадки), словесный (рассказ, беседа, сказка), метод проектов.
Дидактическое оснащение занятия: календарь природы, сигнальные карточки, линейки, Д/игра «Снежные теплички», Д/игра «Найди пару»
Формы подведения итогов: защита творческих работ, календарь природы, викторина, игры на природе.
Зимние сны растений
Теория: Роль зеленых растений на планете. Фотосинтез. Видовой состав хвойных растений области: ель, сосна, лиственница. Применение древесины человеком. Охрана хвойных растений от незаконных вырубок. Роль сосновых веток в праздничном украшении дома. Значение зеленого цвета в профилактике заболеваний глаз.
Практика: Практические работы: «Распознавание растений зимой на территории детского учреждения и по аллее Д/с «Космос» по коре, форме крон, почкам», «Сравнение шишек различных растений по форме и семенам». Опыты: «Фотосинтез», «Испарение воды листьями разных комнатных растений», «Вещества, тормозящие рост растения осенью (черенки)». Упражнения для глаз: «повороты», «ближе – дальше», «черное – белое» и др. Проект «Я построю дом». Обсуждение детских рисунков о елке в произведениях различных писателей в библиотеке им. Пушкина. Игра с моделями «Я дубок, и ты, дубок», эстафета «Беличьи забавы».
Экскурсии в обл. ЭБЦ на выставку новогодних композиций «Берегите елочки» и по аллее у Д/с «Космос»
Форма занятия: литературная гостиная, экскурсия, практическая работа, семинар.
Методы и приемы: практический (наблюдения, практическая работа, игры, сравнение, рисование, загадки, работа с моделями, дискуссия, литературные чтения), словесный (рассказ, беседа, сказка), метод проектов.
Дидактическое оснащение занятия: календарь природы, восковые карандаши, детские рисунки и книги писателей о хвойных растениях, трафареты, Д/игра «Что такое?», «У Лешего в гостях», шишки, плакат лабораторное оборудование.
Формы подведения итогов: защита проектов «Я построю «Дом», календарь природы, тест, игры – упражнения для глаз, ролевая игра «Фотография листа», сбор моделей.
Автографы на снегу
Теория: Следы животных на снегу: лиса, лось, собака, заяц, мышь. Образ жизни, внешний вид, повадки и уловки лисы на охоте в народных сказках. «Закрома» зимующих птиц: сойки, дятла, поползня. Роль птиц в «рассеивании» леса. Особенности строения лап поползня и дятла. Многообразие кормушек.
Практика: Практическая работа: «Изготовление кормушек», наблюдения за птицами у кормушек. Композиция из цветной бумаги «В лесу». Игра «Хитрая лиса». Игра-загадка «Отгадай меня».
Форма занятия: КВН «По следам зимы», занятие – путешествие, творческая мастерская.
Методы и приемы: практический (наблюдения, практическая работа, игры, сравнение, решение логических задач, загадки), словесный (рассказ, беседа, сказка), наглядный.
Дидактическое оснащение занятия: коллекции следов животных и птиц, рисунки животных и птиц, модели пищевых цепей, цветная бумага, ножницы, Д/игра «Отгадай меня», модели лап птиц.
Формы подведения итогов: ролевая сказка «Где обедал воробей», трудовой десант по развешиванию кормушек, загадки, викторина, логические задачи.
Сезонные изменения в неживой природе
Теория: Ветер. Источники загрязнения воздушной среды в районе детского учреждения. Влияние транспорта на состояние здоровья человека, растений. Понятие «живая» и «мертвая» вода. Мертвое море и озеро Байкал. Роль соли в жизни животных и человека. Примеры негативного влияния человека на водный (снежный) покров: соль на дорогах, песок и пр.
Практика: Практические работы: «Исследование воздуха на содержание твердых примесей в комнате и на улице», «Исследование снега на общую химическую токсичность методом биотестирования», «Уход за комнатными растениями», «Выращивание кристалла соли». Опыты: «Теплый и горячий воздух», «Воздух держит тепло», «Вода-растворитель», «Масляное пятно». Составление памяток «Соль – вред или польза». Просмотр видеофильма «Окружающая среда». Соотношение деятельности человека с народной поговоркой «Наум наставит на ум». Игра «Слухачи».
Экскурсия «Природа глазами человека»
Форма занятия: экскурсия, занятие – исследование, практическая работа, творческая мастерская, кинолекторий.
Методы и приемы: словесный (дискуссия, беседа, рассказ, объяснение), практический (проблемная ситуация, игры-тренинги, сравнение, наблюдение, рисование, практическая работа) наглядный.
Дидактическое оснащение занятия: лабораторное оборудование, аудиопизапись «Звуки окружающего мира», видеофильм «Окружающая среда», плакат, экскурсионная карта, рабочие карты, фланелеграф.
Техническое оснащение занятий: магнитофон, микроскоп.
Формы подведения итогов: викторина «Экомир», рабочие карты, решение проблемных ситуаций, ролевая игра «Слухачи».
Раздел 4. Весенняя музыка
Народный календарь
Теория: Первые приметы весны. Народные названия месяцев: март (зимобор, сухий, протальник), апрель (снегогон, капризник, плут, лукавец), май (травень). Приметные дни марта (9.03 – Обретение, 14.03 – Евдокия – плющиха, 30.03 – Алексей – кувшин пролей). Понятие «проростки». Роль тепла и воды в пробуждении семян и плодов различных растений. Приметные дни апреля (18.04 – Федул-ветрянник, 24.04 – Антип-половод, 29.04 – Арина-рассадница). Видовое разнообразие бабочек. Понятие «полный» и «неполный» метаморфоз. Бабочки Красной книги. Приметные дни мая (8.05 - Марк, 17.05 – Пелагея, 26.05 – Лукерья-комарница).
Практика: Практическая работа: «Выращивание дубка (или каштана)». Опыт: «Влияние тепла, воды, воздуха на развитие проростков». Игра «Четыре стихии». Ролевая игра «Не узнала меня!», «Бабочки в декоративных пятнах», сбор моделей.
Экскурсии: «Март в народном календаре», «Апрель в народном календаре», «Май в народном календаре»
Форма занятия: практическая работа, экскурсия, творческая мастерская, занятие-сказка.
Методы и приемы: практический (наблюдения, игры, сравнение, рисование, загадки), словесный (рассказ, беседа, сказка), наглядный.
Дидактическое оснащение занятия: лабораторное оборудование, плакат, коллекция семян растений и насекомых, модели развития проростков и стадии развития бабочек, открытки с изображением бабочек, Д/игра «Что за чем», Д/игра «Красная книга Незнайки».
Формы подведения итогов: конкурс рисунков «Как прекрасен мир весной!», календарь природы, викторина, рабочие карты, ролевая игра «Не узнала меня!», сбор моделей.
Растения вокруг нас
Теория: Биологические особенности первых цветов: подснежник, мать-и-мачеха, медуница, пролеска. Первоцветы Красной книги. Охрана редких растений в Белгородской области. Жилкование листьев. Побег. Понятие «ярусность». Съедобные и лекарственные растения на улицах города: лопух паутинистый, одуванчик, мать – и – мачеха, подорожник, кислица.
Практика: Практические работы: по гербарию «Типы жилкования у комнатных и древесно-кустарниковых растений», «Определение высоты растений разных ярусов». Опыт: «Передвижение веществ в растении» (черенки). Работа с газетными вырезками об охране первоцветов по Белгородской области. Проекты: листовок «Берегите первоцветы», «Лекарственная клумба». Развешивание листовок в микрорайоне. Моделирование первоцветов. Составление памятки «Цветочный пищескоп». Игра «Съешь меня!». Ролевая игра «У Айболита».
Экскурсия «Городской парк».
Форма занятия: литературная гостиная (агитбеседа), занятие – исследование, экскурсия, занятие-путешествие.
Методы и приемы: практический (наблюдения, игры, сравнение, рисование, моделирование, практическая работа, решение проблемных ситуаций), иллюстративный, словесный (объяснение, рассказ, беседа, дискуссия), метод проектов.
Дидактическое оснащение занятия: календарь природы, сигнальные карточки, Д/игра «На охране природы», Д/игра «Я первый!», гербарий комнатных и древесно-кустарниковых растений», лабораторное оборудование, модели, карта мира, открытки первоцветов, газетные вырезки, листовки, фланелеграф.
Техническое оснащение занятия: микроскоп.
Формы подведения итогов: защита творческих работ (листовок), викторина, решение проблемных ситуаций, рабочие карты наблюдений, ролевая игра «У Айболита».
Животные весной
Теория: Голуби – символ мира. Видовое разнообразие голубей. Роль голубей в жизни человека. Голубиная почта. Причины истребления странствующего голубя. Характер пищи. Искусственные гнездовья: голубятни, скворечники, синичники. Синоптики в природе: пауки, дождевые черви, пчелы, муравьи и пр.
Практика: Проект: «Столовая для городских соседей – голубей», наблюдения за поведением и кормлением голубей. Практические работы: «Древо обыкновенного голубя», «Составление циклограммы погоды по приметам народного календаря за поведением животных и растений». Игра «Птицелов».
Форма занятия: КВН «Калейдоскоп натуралиста», практическая работа, занятие-путешествие, занятие-сказка.
Методы и приемы: словесный (дискуссия, беседа, рассказ, объяснение), практический (проблемная ситуация, игры-тренинги, сравнение, наблюдение, моделирование, работа с моделями, практическая работа) наглядный.
Дидактическое оснащение занятия: Д/игра «Кубик-рубик», открытки птиц, карта мира, модели птиц, плакат, фланелеграф, фотоальбом, модели пищевых цепочек, скворечники.
Формы подведения итогов: календарь природы, викторина, тематический вечер «По следам странствующего голубя», защита творческих работ, ролевая игра «Синица в руке», трудовой десант «Поможем птицам».
Сезонные изменения в неживой природе
Теория: Почва как «характер ландшафта». Влияние человека на почвенный покров: вытаптывание, бытовые отходы и пр. Переработка бытового мусора: бумага, металлолом. Природные ориентиры: стороны горизонта. Компас. Ориентирование на местности. Шумовое загрязнение.
Практика: Практические работы: «Влияние состава почвы и доступа воздуха на развитие корней растений», «Определение сторон света по тени, ветвям, коре деревьев». Композиция «Жизнь старых вещей». Проект «Мы строим Экополис». Игра «Что за шум?»
Экскурсия «По следам спортсменов». Нанесение на маршрут экскурсионной тропы примеры негативного влияния человека на почву.
Форма занятия: экскурсия, практическая работа, занятие-исследование.
Методы и приемы: словесный (дискуссия, беседа, рассказ, объяснение), практический (проблемная ситуация, игры-тренинги, сравнение, наблюдение, моделирование, работа с моделями, практическая работа) наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятия: календарь природы, гербарий растений, коллекция коры древесных растений, экскурсионная карта, сигнальные карточки, образцы почв, лабораторное оборудование, Д/игра «Кто лишний».
Техническое оснащение занятий: магнитофон.
Формы подведения итогов: рабочие карты, проекты «Мы строим «Экополис», выставка поделок «Жизнь старых вещей», тесты, занимательные упражнения, сбор моделей, проблемные ситуации.
Раздел 5. Природа в художественных красках
Теория: Символ Солнца в живописи. Понятия: «теплые цвета», «холодные краски», «живой пейзаж», «силуэт», «характер линии», «загораживание» в набросках рисунков растений, «толщина и плавность линии» в передаче силуэтов, «цветогамма», «натюрморт». Техника исполнения: «мазок» (примакивание), работа «изонитью» и воском, «размазывание», «пунктир», «закрашивание карандашом», «процарапывание». Светотень. Образы ветра в картинах русских художников по сюжетам народных былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Руслан и Людмила». Эмоциональный тон изображения природы в картинах И. Шишкина «Сосновый бор», В. Сурикова «Взятие снежного городка», И. Левитана «Золотая осень» и пр.
Практика: Практические работы: «Отражение осени в декоративных пятнах (кисть, гуашь)», «Передача образа дерева силуэтом – карандаш, тушь (тополь на белом фоне)», работа «изонитью»: «В паучьей сети» (игла или перо, нить, чернила), «Отражение оттенков природных объектов и воздуха (чистого, задымленного, в легкой дымке костра) в технике закрашивания карандашом», «Цветы в технике промакивания», «Картинки в пальчиках», «Рисунки, спрятанные в звездах».
Экскурсия в художественный музей «Природа глазами художника»
Форма занятия: экскурсия, творческая мастерская.
Методы и приемы: словесный (рассказ, сказка, беседа, объяснение), практический (сравнение, рисование, наблюдение, работа с гербарием), наглядный.
Дидактическое оснащение занятия: репродукции картин художников, Д/игра «Коллекция репродукций», Д/игра «Путанка-запутанка», Д/игра «Поиск по признакам», гербарий растений, перья, схемы – модели, атлас-определитель, плакат.
Формы подведения итогов: конкурс рисунков «Палитра красок», театр-экспромт «В мастерской художника», викторина – игра «Кисточка».
Раздел 6. Мой город
Теория: Время возникновения крепости Белгород. План-схема городской черты 17 и 20 века. Символика Белгородской области. Князь Трубецкой Ю.Ю. – первый губернатор города. Белгород в годы Великой Отечественной войны. Биографии и подвиги героев-участников ВОв, чьих именами названы улицы города: маршал Конев И.С., Шаландин В.С., Ватутин Н.Ф., Жуков Г.К., Попов А.И., Лебедь М.П., Апанасенко И.Р. Достопримечательности Белгорода: диорама «Огненная дуга», аллея Героев, скульптурные композиции: «Воспоминание» в Театральном сквере, «Девушка, пускающая мыльные пузыри» («Мечты»), Соборная площадь и др. Образ князя Владимира в истории края.
Практика: литературные обсуждения газетных статей.
Экскурсии: по памятным местам парка Победы и в диораму «Огненная дуга»
Форма занятия: экскурсия, устный журнал «Они будут жить» о героях–белгородцах - участниках Великой Отечественной войны, занятие – путешествие.
Дидактическое оснащение занятия: карта города, портреты героев-участников Великой Отечественной войны, фотографии и открытки летнего Белгорода, рисунки с геральдикой города, Д/игра «Тайна древнего города».
Формы подведения итогов: каталог «Хронология улиц», маршрутные листы, рефераты.
Раздел 7. Итоговое занятие
Практика: Презентация лучших работ «Мой край родной»: защита проекта на выбор, конкурс стихов собственного сочинения, ролевая игра «Мы все друг другу нужны!». Выбор летнего задания.
Форма занятия: Презентация «Мой край родной».
Методы и приемы: практический (логические задачи, рисование, сравнение), словесный (беседа, словесные игры), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятия: модели, картины, детская карта мира, коллекции насекомых и гербарий растений, аудиозапись классической музыки, аквариум, раздаточный материал, дневники наблюдений, макеты проектов.
Техническое оснащение занятий: магнитофон.
Формы подведения итогов: выставка стихов «Мой край родной», защита проектов, ролевая игра «Мы все друг другу нужны!», анкета
6.Формы и средства контроля
Механизм оценки результатов деятельности довольно гибок. Главным достижением является участие в тематических вечерах, театрах-экспромтах, ролевых играх, роль в которых предусмотрена для каждого ребенка, но только в том случае, если он трудится в полную меру своих возможностей. Предусмотрены и другие формы контроля:
-тестирование учащихся по материалам программы объединения;
-занимательные упражнения (викторины, музыкальные и словесные, подвижные игры, загадки, кроссворды, графические упражнения, пословицы-перевертыши);
-индивидуальное моделирование и конструирование;
-решение проблемных ситуаций об экологическом состоянии окружающей среды в Белгородской области.
-анализ ведения дневников наблюдений за исследуемыми объектами или рабочих карт;
-подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет и других творческих работ.
Результатом исследовательской деятельности является:
-участие в конкурсах-выставках детских поделок, рисунков или сказок с представлением визитной карточки своего объекта изучения;
-участие воспитанников в Российском заочном конкурсе «Интеллектуально-творческий потенциал России»;
-участие в мини-конференциях по вопросам решения проблемных ситуаций об экологическом состоянии окружающей среды в Белгородской области.
7. Учебно-методические средства обучения
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Основная литература
| ||
Технические средства обучения | ||
Аудио / видеомагнитофон Магнитная доска | Д Д | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения. | К Д | |
Оборудование класса Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала | К Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру система Л.В. Занкова Разработчик программы: Смородинова Елена Эдуардовна, учитель начальных классов МОУ гимназии №1 города Комсомольска - на - Амуре Хабаровского края
Рабочая программа разработана в соответствии с новыми стандартам и предусматривает формирование УУд в условиях реализации ФГОС...
Рабочая программа "Введение в изучение родного края", 2-4 класс
Рабочая программа по краеведению "Введение в изучение родного края", 2-4 класс...
Рабочая программа по факультативу "Наш Край"
Тематическое планирование составлено по учебному пособию "Наш Край" С.А.Конопкиной и др. и расчитано на учащихся 2 и 3 классов Владимирской области....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяны Ивановны
Внеурочная деятельность для учителей начальной школы...
Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс
Рабочая программа по кружку «Брянский край. История родного края» для 3-го класса разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...
Рабочая программа по курсу "Брянский край" 2 класс "Природа родного края"
Курс "Брянский край"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...