Рабочая программа по факультативу "Наш Край"
рабочая программа (2,3 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_kray_2.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Уляхинская основная общеобразовательная школа
Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Наш край»
Составила:
учитель начальных классов
Богданова С.В.
Уляхино, 2012
Пояснительная записка
Программа факультатива «Наш край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа обучения рассчитана на школьников 2-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей, культурой, природой, народным творчеством родного края.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории и культуре Владимирской области.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Владимирской области, культурой,природой, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю. 6
Методической основой программы, является самостоятельное творчество детей с использованием игр, изобразительной и театральной деятельности, чтения, экскурсий, бесед, викторин, праздников, конкурсов, наблюдений.
Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы. Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Наш край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы, урок-игра, урок- путешествие, урок- викторина. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведческо– туристические технологии, проектные технологии.
Программа «Наш край» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков:
- Выполнение домашних творческих заданий.
- Работа с литературой (реферат).
- Участие в конкурсах.
- Стендовая защита.
- Защита доклада.
- Коллективные игры.
- Викторины.
- Индивидуальные тестирования детей.
- Отчеты по экскурсиям.
- Отчеты по практическим работам.
- Анализ творческих работ детей (рисунков, стихов, рассказов).
Занятия по факультативу проходят 1 раз в неделю, т.е. 34 часа в год.
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Тематика занятий | Творческие работы учащихся | Количество часов | Дата проведения |
Славяне, Русь, Владимирская земля | 1 | |||
1 | Знакомство с предметом, учебником | 1 | ||
2 | Славяне | 1 | ||
3 | Народные верования. Языческие обряды и праздники | 1 | ||
4 | Крещение Руси. Сказ о Владимире Красное Солнышко | 1 | ||
5 | Владимир Мономах и Владимир Красное Солнышко- основатели древнего города Владимира | 1 | ||
6 | Золотые ворота | 1 | ||
7 | Грозные дни монголо- татарской осады | 1 | ||
8 | Обобщение по разделу «Славяне, Русь, Владимирская земля» | 1 | ||
Герои земли владимирской, их нравственный подвиг | ||||
9 | Русь былинная | 1 | ||
10 | Илья Муромец- богатырь земли русской | 1 | ||
11 | Сказание о Петре и Февронии | 1 | ||
12 | Андрей Боголюбский | 1 | ||
13 | Александр Невский | 1 | ||
14 | Обобщение по разделу «Герои земли владимирской, их нравственный подвиг» | 1 | ||
Праздники христианской Руси | ||||
15 | Круг светлых дней | Сочинение «Мой любимый праздник» | 1 | |
16 | Церковный календарь | 1 | ||
17 | Земледельческий календарь | Оформление стенгазеты «Народный месяцеслов» | 1 | |
18 | Рождество | Конкурс чтецов | 1 | |
19 | Масленица | 1 | ||
20 | Пасха | Презентация «Пасха у разных народов» | 1 | |
21 | Троица | 1 | ||
22 | Обобщение по разделу «Праздники христианской Руси» | 1 | ||
Крестьянское жилище и утварь | ||||
23 | Русская изба | 1 | ||
24 | Внутреннее убранство русской избы | Составление изразца для чудо- печки с поучением | 1 | |
25 | Крестьянская утварь | 1 | ||
26 | Крестьянский двор | Фотовыставка «Крестьянский двор» | 1 | |
27 | Русская кухня | Составление книги русских рецептов | 1 | |
28 | Обобщение по разделу «Крестьянское жилище и утварь» | 1 | ||
Крестьянская одежда | ||||
29 | Как одевались на Руси | Творческая работа в парах | 1 | |
30 | Женский костюм на Руси | Нахождение элементов женского костюма на картинах русских художников | 1 | |
31 | Русский народный костюм | Изготовление кукол в русских костюмах | 2 | |
32 | Обобщение по разделу «Крестьянская одежда» | 1 | ||
33 | Итоговое занятие | 1 |
Тематическое планирование 3 класс
№п/п | Тема | Кол- во часов | Дата |
Природа Владимирского края | |||
1. | Природные памятники. Заказники Владимирской области | 1 | |
2. | Лекарственные растения | 1 | |
3. | Растения Владимирского края, занесенные в Красную книгу | 1 | |
4. | Животный мир | 1 | |
5. | Животные Владимирского края, занесенные в Красную книгу | 1 | |
6. | Природа нашего края в стихах и рассказах | 1 | |
7. | Природа нашего края в произведениях художников Владимирского края | 1 | |
8. | Обобщение по разделу | 1 | |
Певческая и музыкальная культура Владимирского края | |||
9. | Колыбельные, пестушки, прибаутки | 1 | |
10. | Колокольный звон России | 1 | |
11. | Музыканты и композиторы Владимирского края | 1 | |
12. | Обобщение по разделу | 1 | |
Каменная летопись Владимирского края. Наши святыни | |||
13. | Успенский собор | 1 | |
14. | Владимирская Богоматерь. Андрей Рублев | 1 | |
15. | Дмитриевский собор | 1 | |
16. | Церковь Покрова на Нерли | 1 | |
17. | Город будущего | 1 | |
18. | Обобщение по разделу | 1 | |
Декоративно- прикладное искусство малой родины | |||
19. | Путешествие за красотой | 1 | |
20. | Деревянное зодчество | 1 | |
21. | Полотняная сказка | 1 | |
22. | Мстерские мастера | 1 | |
23. | Стеклянных дел мастера | 1 | |
24. | Игрушка- небалушка | 1 | |
25. | Владимирские рожки | 1 | |
Азбука и первые книги на Руси | |||
26. | Как люди научились писать | 1 | |
27. | Первые книги древней Руси | 1 | |
28. | Обобщение по разделу | 1 | |
Творчество писателей и поэтов Владимирского края | |||
29. | С.К.Никитин | 1 | |
30. | Т.А. Андреева, А.И.Шлыгин | 1 | |
31. | С.В.Ларин | 1 | |
32. | Б.А.Костин | 1 | |
33. | Н.Н.Богословский | 1 | |
34. | Контрольный урок | 1 |
Основные требования к знаниям и умениям
При изучении программы факультатива «Наш край» учащиеся должны знать:
- Историю своей семьи;
- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае.
- Общее представление о «следах времени», об изменениях облика города. Выполнение инструкции «движение по городу». Развитие воображения;
- Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события («экспедиция» для детей – приключение и азарт).
Учащиеся должны уметь:
- участвовать с беседами с информантами;
- посещать музеи и другие культурные учреждения;
- участвовать в игровой забаве, в праздниках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Родной свой край люби и знай". Научно-познавательное направление
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “ма...
Вариант рабочей программы курса "Мой край", учитывающего региональные, этно-культурные особенности и потребности обучающихся
Дополнительная образовательная программа для 1 класса курса «Мой край» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...
Рабочая программа кружка "Родной край"
Рабочая программа кружка "Родной край" для 3 класса (проектная деятельность)...
Рабочая программа "Мой многонациональный край"
Рабочая программа "Мой многонациональный край предназначен для учащихся 2-4 классов ....
Рабочая программа "Мой многонациональный край"
Рабочая программа "Мой многонациональный край предназначен для учащихся 2-4 классов ....
Рабочая программа по курсу "Край наш Тульский"
Программа разработана в рамках проведения занятий внеурочной деятельности....
Рабочая программа по Брянскому краю в 4 классе
В помощь учителю начальных классов...