Тематическое планирование по внеурочной деятельности
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 101
с углубленным изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза Рябова Сергея Ивановича
городского округа Самара
__________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам. директора по ВР Директор
протокол № __ МБОУ СОШ №101 МБОУ СОШ №101
г.о. Самара
________Ионова М.В. ________М.И. Ровинская _________К.В.Макаров
«__»________20___г. «__»________20___г. «__»________20___г.
Приказ №____от______г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Самара театральная»
направление: социальное
Классы: 2-3-4
Составили учителя: Осипова Е.И. Ровинская М.И. Ионова М.В
Семенкина Т.Н. Алёшина Л.В. Бигдай Е.А.
Сарычева Н.М. Атякшева Т.А.
Кол-во часов: 34 часа (1 час в неделю)
Планирование составлено на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС
Самара
2014
Пояснительная записка
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.
Программа «Самара театральная» составлена на основе:
- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова. Сборник программ. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);
- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А.
Общая характеристика программы.
Цель программы: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи программы:
Обучающаяся:
- формирование специальных знаний и умений в области театрального искусства
Воспитательная:
- создание творческой мастерской;
- создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность.
- привить аккуратность, опрятность, культуру труда и поведения, умения ценить труд и красоту.
Развивающая:
- развивать навыки коммуникативного общения;
- развивать самостоятельность при изготовлении изделий;
- через театр привить интерес к мировой художественной культуре
и дать первичные сведения о ней.
Социально-педагогическая:
- формирование общественной активности и самореализации в социуме;
- формирование личностно-ориентированной позиции воспитанника;
- повышение занятости детей в свободное время.
Оздоровительная:
- формирование здорового образа жизни, через правильную организацию труда и отдыха.
Отличительными особенностями и новизной программы является:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- посещение спектакля
- работа в малых группах
- актёрский тренинг
- экскурсия
- выступление
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем.
Описание места курса в учебном плане.
Программа внеурочной деятельности «Самара театральная» рассчитана на 102 часа, из расчёта 1 час в неделю:
34 часа на первом году обучения (2 класс)
34 часа на втором году обучения (3 класс)
34 часа на третьем году обучения (4 класс)
Занятия проводятся в свободное от учебных занятий время, в выходные, на каникулах.
Место проведения: школа, учреждения дополнительного образования, театры города Самары и Самарской области.
День и время внеаудиторных занятий назначается учителем по предварительной договоренности с администрацией школы и культурными учреждениями города Самары.
Планируемые результаты освоения программы.
Учащиеся должны знать
- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.).
Учащиеся должны уметь
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням:
- Приобретение школьником социальных знаний:
Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
- Формирование ценностного отношения к социальной реальности:
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура).
- Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия:
Школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при просмотре спектаклей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- различать произведения по жанру;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).
Содержание курса «Самара театральная».
Программа «Самара театральная»» включает разделы:
- Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
- Мы и театр. Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению». Изготовление кукол, декораций.
- Знакомство с актёрским мастерством. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Интонация. Импровизация. Диалог. Монолог.
- Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Для изучения разделов «Театр» и «Знакомство с актёрским мастерством» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования»
И.А. Генераловой.
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Тема раздела | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||||
всего занятий | аудиторные занятия | внеаудиторные занятия | всего занятий | аудиторные занятия | внеаудиторные занятия | всего занятий | аудиторные занятия | внеаудиторные занятия | ||
I четверть | Театр | 3 | 3 | - | 3 | 3 | - | 3 | 3 | - |
Просмотр спектаклей в театрах города | 6 | 1 | 5 | 6 | 1 | 5 | 6 | 1 | 5 | |
II четверть | Знакомство с актерским мастерством | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Театр | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | |
Просмотр спектаклей в театрах города | 4 | - | 4 | 4 | - | 4 | 4 | - | 4 | |
III четверть | Мы и театр | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Знакомство с актерским мастерством | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | |
Театр | 2 | 2 | - | 2 | 2 | - | 2 | 2 | - | |
Просмотр спектаклей в театрах города | 5 | 1 | 4 | 5 | 1 | 4 | 5 | 1 | 4 | |
IV четверть | Мы и театр | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Театр | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | |
Просмотр спектаклей в театрах города | 5 | - | 5 | 5 | - | 5 | 5 | - | 5 | |
Итого | 34 | 13 | 21 | 34 | 13 | 21 | 34 | 13 | 21 |
Тематическое планирование занятий курса «Самара театральная»
на 2013 – 2014 учебный год
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | теория | практика |
I четверть | ||||
1 | Азбука театра | 1 | 1 | - |
2 | Просмотр спектакля «Дружим с азбукой дорог» театра «Витражи» | 1 | - | 1 |
3 | Зритель в зале | 1 | 1 | - |
4 | Куклы и люди, которые в них играют | 1 | 1 | - |
5, 6, | Театр кукол. Просмотр спектакля «Кот в сапогах» | 3 | - | 3 |
8 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 | 1 | - |
9 | Просмотр спектакля «Лесная сказка» театра «Витражи» | 1 | - | 1 |
II четверть | ||||
10, 11 | Мы играем, мы мечтаем | 2 | 1 | 1 |
12 | Посещение школы искусств «Радуга». Концерт | 1 | - | 1 |
13 | За кулисами театра. В мастерской художника. | 1 | 1 | - |
14 | Просмотр спектакля «Смелый пожарник» театра «Витражи» | 1 | - | 1 |
15, 16 | Новогоднее представление во Дворце культуры | 2 | - | 2 |
III четверть | ||||
17 | Мимика и жесты. Пластика и походка | 1 | 1 | - |
18, 19 | Создаем афишу | 2 | 1 | 1 |
20 | Современный театр | 1 | 1 | - |
21 | Просмотр спектакля в постановке учеников МБОУ СОШ № 101 | 1 | - | 1 |
22 | Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы. | 1 | 1 | - |
23, 24, 25 | Филармония. Просмотр спектакля «Золушка». | 3 | - | 3 |
26 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 | 1 | - |
IV четверть | ||||
27 | Куклы на сцене. Создание пальчиковых кукол. | 1 | 1 | - |
28 | Просмотр спектакля «Чародеи» театра «Витражи» | 1 | - | 1 |
29 | Игры с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй. | 1 | - | 1 |
30, 31, 32 | Театр Оперы и Балета. Просмотр спектакля «Белоснежка и семь гномов». | 3 | - | 3 |
33 | Просмотр спектакля «Первобытная история» театра «Витражи» | 1 | - | 1 |
34 | Театральная викторина «Театр начинается с вешалки». | 1 | 1 | - |
3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | теория | практика |
I четверть | ||||
1 | Театры нашего города. | 1 | 1 | - |
2 | Просмотр спектакля «Дружим с азбукой дорог» театра «Витражи». | 1 | - | 1 |
3 | Как создается спектакль. | 1 | 1 | - |
4 | Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы. | 1 | 1 | - |
5, 6, | Филармония. Просмотр представления по абонементу. | 3 | - | 3 |
8 | Беседа после просмотра представления. Иллюстрирование. | 1 | 1 | - |
9 | Просмотр спектакля «Лесная сказка» театра «Витражи» | 1 | - | 1 |
II четверть | ||||
10, 11 | Наш театр. Учимся актерскому мастерству. | 2 | 1 | 1 |
12 | Посещение школы искусств «Радуга». Концерт. | 1 | - | 1 |
13 | За кулисами театра. В мастерской костюмера. | 1 | 1 | - |
14 | Просмотр спектакля «Смелый пожарник» театра «Витражи» | 1 | - | 1 |
15, 16 | Новогоднее представление во Дворце культуры | 2 | - | 2 |
III четверть | ||||
17 | Общение через жесты. | 1 | 1 | - |
18, 19 | Создаем эскизы костюмов. | 2 | 1 | 1 |
20 | Современный театр. | 1 | 1 | - |
21 | Просмотр спектакля в постановке учеников МБОУ СОШ № 101 | 1 | - | 1 |
22 | Театр для юного зрителя. | 1 | 1 | - |
23, 24, 25 | ТЮЗ «СамарТ». Просмотр спектакля «Гуттаперчивый мальчик». | 3 | - | 3 |
26 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 | 1 | - |
IV четверть | ||||
27 | Куклы на сцене. Создание перчаточных кукол. | 1 | 1 | - |
28 | Просмотр спектакля «Чародеи» театра «Витражи» | 1 | - | 1 |
29 | Игры с перчаточными куклами. Разыгрывание сценических историй. | 1 | - | 1 |
30, 31, 32 | Театр Драмы. Камерная сцена. Просмотр спектакля «Ослиная шкура». | 3 | - | 3 |
33 | Просмотр спектакля «Первобытная история» театра «Витражи» | 1 | - | 1 |
34 | Театральная викторина «Театр начинается с вешалки». | 1 | 1 | - |
4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | теория | практика |
I четверть | ||||
1 | Театральные профессии. | 1 | 1 | - |
2 | Просмотр спектакля «Дружим с азбукой дорог» театра «Витражи». | 1 | - | 1 |
3 | Театральные жанры. | 1 | 1 | - |
4 | Древнегреческий театр. Драматическое искусство. | 1 | 1 | - |
5, 6, | Театр Драмы. Просмотр спектакля «Звуки музыки». | 3 | - | 3 |
8 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 | 1 | - |
9 | Просмотр спектакля «Лесная сказка» театра «Витражи» | 1 | - | 1 |
II четверть | ||||
10, 11 | Искусство декламации. | 2 | 1 | 1 |
12 | Посещение школы искусств «Радуга». Концерт. | 1 | - | 1 |
13 | За кулисами театра. В мастерской режиссера. | 1 | 1 | - |
14 | Просмотр спектакля «Смелый пожарник» театра «Витражи» | 1 | - | 1 |
15, 16 | Новогоднее представление во Дворце культуры | 2 | - | 2 |
III четверть | ||||
17 | Возможности человеческого тела и использование его в различных видах искусства. | 1 | 1 | - |
18, 19 | Создаем декорации. | 2 | 1 | 1 |
20 | Современный театр. | 1 | 1 | - |
21 | Просмотр спектакля в постановке учеников МБОУ СОШ № 101 | 1 | - | 1 |
22 | Оперное искусство в театре. | 1 | 1 | - |
23, 24, 25 | Театр Оперы и Балета. Просмотр спектакля «Бременские музыканты». | 3 | - | 3 |
26 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 | 1 | - |
IV четверть | ||||
27 | Куклы на сцене. Создание кукол - марионеток. | 1 | 1 | - |
28 | Просмотр спектакля «Чародеи» театра «Витражи» | 1 | - | 1 |
29 | Игры с куклами - марионетками. Разыгрывание сценических историй. | 1 | - | 1 |
30, 31, 32 | Филармония. Просмотр концерта юных дарований. | 3 | - | 3 |
33 | Просмотр спектакля «Первобытная история» театра «Витражи» | 1 | - | 1 |
34 | Театральная викторина «Театр начинается с вешалки». | 1 | 1 | - |
Список литературы.
1. Генералова И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.
3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства».
4. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел"
Тематическое планирование по социальному направлению внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел", 3 класс....
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности. Кружок "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" (проектная деятельность)
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №61»Ленинского района города Саратова «Рассмотрено» Руководитель МО ____________ Н.В.Юрина...
Тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс "Математика и конструирование"
Программа по предмету «Математика и конструирование» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы ка...
тематическое планирование по внеурочной деятельности "Календарь природы"
Материал составлен с требованиям ФГОС. Направлен на воспитание любви и бережного отношения к природе, традициям родного народа....
Рабочая программа и учебно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" (3 класс) ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельностиинтеллектуальное направление (модифицированная)...
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир деятельности", 2 класс, УМК "Перпектива"
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир деятельности" во 2 классе с УУД (УМК "Перпектива")...
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Музейная и экскурсионная деятельность" в 3 классе
Внеурочная деятельность. Календарно-тематическое планирование по дополнительной образовательной деятельности "Музейная и экскурсионная деятельность" 3 класс....