Рабочая программа кружка "Мой край"
рабочая программа на тему

Комарова Светлана Федоровна

Рабочая программа кружка "Мой край" на 4 года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx47.12 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

«Мой край»

(кружок, духовно – нравственное направление)

                Разработала:

Комарова Светлана Фёдоровна,

учитель  начальных классов,

высшая квалификационная категория

Поныри

2016 г.


  1. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

            Программа предназначена для работы с обучающимися 1  класса. При составлении программы в качестве методической основы использован краеведческий материал.

Рабочая программа рассчитана на один час в неделю и рекомендуется для начальной ступени образования.

Одной из основных задач,  стоящих,   когда бы то ни было  перед учителем, является воспитание у обучающихся любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину.  Представление о Родине начинается для младших школьников с улыбки мамы, своего  дома и улицы. Родина! Как много значит это слово для человека. В нем радость и счастье, в нем смысл жизни. Среди человеческих чувств выделяется необыкновенно прекрасное по – своему благородству и бескорыстию чувство любви к Родине. Это чувство хранится глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю и доходя до высокого гражданского звучания.

 В. А.Сухомлинский говорил: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

В  посланиях президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной  истории».

Как подчеркивает федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, «важнейшей целью современного отечественного образования является воспитание, социально – педагогическая поддержка  становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного  гражданина России». Такое воспитание личности должно начаться как можно раньше: в семье и в начальной школе. В Стандарте говорится о том, что «развитие гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая Родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Интерес к изучению своего края обусловлен желанием познать мир, ведь  именно с малой Родины начинается  освоение  окружающего мира, а  для его исследования эффективен краеведческий принцип обучения: от известного к неизвестному.  Младшие школьники  любознательны, активны, поэтому  уже в этом возрасте следует заложить основу  познавательного интереса  к изучению своего края, создать условия для формирования нравственно – патриотических чувств. В воспитании патриотизма ничто не является несущественным или малосущественным. Нельзя воспитать любовь к Родине, не пробудив любви к деревьям, цветам, отчему  дому. Нельзя воспитать любви к своему народу, не воспитав любви к людям, окружающим ребенка. Необходимо, чтобы появилось желание лучше узнать свой край, свою большую и малую Родину. Школьники мало знают о настоящем и прошлом своего края. Важно, чтобы ребенок на доступном для него уровне осознал ценность окружающего микроклимата, в привычном окружении открыл новые стороны.

Краеведение предполагает комплексное изучение родного края.  Основными разделами являются географическое, историческое, художественное краеведение.

Изучение краеведения выполняет ряд функций:

  • воспитывающее обучение;
  • соединение обучения с жизнью;
  • осуществление межпредметных связей в преподавании школьных предметов;
  • активизацию познавательной деятельности;
  • реализацию принципа наглядности в обучении;
  • воспитание патриотических чувств и любви к Родине.

Целью краеведческого образования является создание условий для духовно – ценностной и практической ориентации школьника в окружающем мире, развитие личности ребенка, формирование первоначальных представлений  о краеведческой науке, формирование навыков исследовательской работы,  освоение обучающимися знаний о природных, исторических, социально – культурных системах края, умение работать в группе и коллективе. Для того  чтобы достичь этой цели надо помнить, что младшему школьнику важно осознать значение окружающего его микромира.  Поэтому  следует использовать краеведческий материал во внеклассной и внешкольной работе, опираясь на помощь родителей, районные и областные организации и учреждения. Использовать накопленный материал в учебное время на  уроках.

И в тоже время не следует забывать о возрастных особенностях детей и перегружать их лишней информацией. Начальная школа – пропедевтический курс, который способствует осознанию ребенком важности окружающего его микромира. Эффективнее использовать материал, который приближен к обучающимся и личностно значим для них. Если в дошкольном возрасте дети в основном только получают от окружающих повседневную заботу и обязанности их весьма несложны, то в начальной школе возникает множество обязанностей по отношению не только к коллективу, к старшим, но и к обществу в целом. В начальных классах дети получают большое количество знаний о Родине, её природе, истории, её героях. Краеведение призвано  сделать эту информацию доступной и понятной для детей. А для этого можно применять самые разнообразные формы работы: беседы, экскурсии, проекты, творческие работы, встречи с людьми разных профессий. Краеведение взаимосвязано с  традиционными  школьными  предметами, но не повторяет сведения из них, а наоборот, дополняет и расширяет. Оно имеет свой объект изучения: жизнь поселка, района, области. Эти вопросы не рассматривает ни один школьный предмет. Организация кружковой работы направлена на приобретение детьми опыта исследовательско – поисковой работы.  

Актуальность данной программы  обусловлена тем, что  в последнее время особое внимание уделяется внеурочной работе, гражданскому и патриотическому воспитанию детей.

Новизна программы в том, что она позволяет быть более наблюдательными по отношению к окружающему миру,  обогащает практический опыт  учеников, способствует получению информации из разных источников, даёт возможность прогнозировать   различные изменения, происходящие в родном крае.

Принципы изучения краеведения:

  • объективности;
  • научности;
  • историзма;
  • наглядности;
  • патриотической направленности;
  • коллективности.

Условия реализации образовательной программы.

Программа кружка «Мой край»  предназначена для детей 7 -10  лет (младшего школьного возраста),  рассчитана на 4 года обучения.  

  1. Планируемые результаты освоения курса:

Личностные:  Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

развитие личностного смысла изучения края;

развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;

формирование эстетических чувств;

развитие навыков сотрудничества.

Предметные:

Формирование отношения к родному краю как важнейшей ценности;

формирование представлений о мире, стране через изучение края;

Понимание роли изучения истории, чтения;

Метапредметные:

Овладение навыками смыслового чтения;

активное использование речевых средств  для решения познавательных  и коммуникативных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

формирование умений планировать учебные действия.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов

Знать понятие «семья», имена,  фамилии, отчества,  дни рождения членов семьи;  сведения о близких родственниках;  знать понятия «поколение», «потомки», «предки».                                                                    

   Составление семейного древа.

Знание степени родства в семье.

Второй уровень результатов

Знать профессии предков, профессии родителей.

Знать обязанности членов семьи.

Знать понятие «история», «лента времени»

Третий уровень результатов

Знать  о прошлом своей семьи.

Знать  о военном прошлом своей семьи.

3.Содержание тем курса:

В 1 классе учащиеся знакомятся с историей своей семьи. Первые 14 часов направлены на изучение своих ближайших родственников, их увлечений, основных сведений о них. Учащиеся осознают какую роль  в семье играют они сами, что они могут сделать полезного для своих родителей.

Занятия 15 - 18  направлены на изучение истории происхождения фамилии, имен членов семьи.

Начиная с 19 занятия начинают составление ленты времени семьи и своей собственной, особо выделяя самые знаменательные даты, события.

Занятия 31-33 направлены на сплочение своей семьи, семей одноклассников.


№ п/п

Дата

Тема

Учебно – методическое обеспечение

(содержание)

При

меча

ние

1-2

07.09

14.09

Моя семья.

У каждого из нас есть своя семья: мама, папа, бабушки, дедушки,… А что вы о них знаете? Их фамилии, имена, отчества, дни рождения. Задачи изучения семьи.

3 - 4

21.09

28.09

Три способа обрадовать  маму.

Моя семья.

Дети делятся накопленным материалом друг с другом. Собирают общие сведения о близких и дальних родственниках. Три способа обрадовать маму.

5 -6

Моя мама.

Самое ласковое мамино слово.

Выяснить, что дети знают о своих мамах (автобиографические сведения, интересы). Самое ласковое мамино слово.

7 - 8

Мой папа. Три способа обрадовать папу.

Выяснить, что дети знают о своих папах (автобиографические сведения, интересы). Три способа обрадовать папу.

9 - 11

Бабушка и дедушка.

Песни моей бабушки. Сказки моей бабушки.

Дети собирают материал о бабушках и дедушках, об их профессиях, занятиях, интересах. Песни и сказки моей бабушки.

12 - 14

Прабабушка и прадедушка. Долгожители семьи.

Сбор сведений о прабабушках и прадедушках. Долгожители семьи.

15 - 16

Моя фамилия.

Фамилии в родословных.

Показать историю происхождения фамилии, рассказать,  что обозначает фамилия для каждого человека. Узнать, какие фамилии встречаются в родословных.

17 - 18

Что обозначают имена моих родственников

Красочное оформление альбома с фотографиями.

19 - 20

Самый лучший день в году.

Рисунки, записи.

21 - 24

«Лента времени» моей жизни. Семейные фотографии.  Старые игрушки.

Ознакомление с понятием «история». Кто поможет при составлении «ленты времени», ведь не все из своей жизни помнят дети. Семейные фотографии, старые игрушки, одежда. Дневники и записи, которые вели родители.

25 - 29

«Лента времени» семьи. Памятные даты. Самый лучший день. Оформление альбома.

Прошлое есть и у твоей семьи.

30

Подведение итогов работы за год.

Фотографии, рисунки, записи.

31- 33

Праздник «Моя семья».

Может проходить в виде викторины, чаепития, спортивных соревнований, совместных экскурсий.


Структура курса

Раздел  «Моя семья»  1 класс – 33  часа, 2 класс – 34 часа.

В программу кружка  для 3 - 4 классов  входят пять  разделов:

  •  введение (5 ч);
  • географическое краеведение (30 ч);
  • героические страницы Курской области и Поныровского района (21ч);
  • художественное краеведение (8 ч);
  • современный Курский край (6 ч).

Содержание

Первый раздел программы «Моя семья» 1 класс (33 ч).

Учащиеся занимаются  изучением истории семей, собирают сведения об именах, отчествах, фамилиях  всех членов семьи и  значениях их  имен, материал  о близких родственниках.

Автобиографические сведения. Три способа обрадовать маму. Самое ласковое мамино слово. Три способа обрадовать папу.

Дети собирают материал о бабушках и дедушках, об их профессиях, занятиях, интересах. Песни и сказки моей бабушки.

Сбор сведений о прабабушках и прадедушках, долгожителях  семьи, о вкладе  семьи в развитие края.

Моя фамилия. Показать историю происхождения фамилии, рассказать,  что обозначает фамилия для каждого человека. Узнать, какие фамилии встречаются в родословных.

Красочное оформление альбома с семейными фотографиями. Оформление «ленты  времени»  жизни ребенка, «ленты  времени» семьи.

Раздел «Моя семья» (продолжение):  2 класс (34 ч).

Фотовыставка. Самые интересные кадры.

Известные люди семьи.

Праздники  семейные. Хобби. Выставка поделок, работ, сделанных своими руками; семейных коллекций.

Самые интересные и полезные мамины нотации. Семейные правоотношения.

Семейные реликвии. Мои родные в годы ВОВ.

Генеалогическое древо.

Устное народное  творчество о семье.

«Семья» в литературе. «Споемте, друзья». Семейные познавательные традиции. Праздничные семейные традиции.

«Семейный девиз». «Фамильный герб». Родственники, которыми можно гордиться.

«Лента времени» семьи. Праздник «Семьею дорожить умейте».

В программу кружка «Мой край» для 3 -4 классов  входят пять  разделов:

  •  введение (5 ч):

Что изучает краеведение. Краеведческий музей МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа». Достопримечательности Поныровского района и Курской области.

  • географическое краеведение (30 ч):

Географическое положение Поныровского района и Курской области. Административное деление района и области. История возникновения названий деревень и поселка. Улицы нашего посёлка. Старые улицы нашего посёлка. Новостройки нашего посёлка. Животный мир Поныровского района и Курской области. Составление Красной книги Поныровского района. Животный мир. Растительный мир района и области. Составление Красной книги Поныровского района. Растительный мир. Лекарственные растения моего края. Развитие сельского хозяйства и промышленности области и района. Водные ресурсы. Экскурсия на водные объекты. Почва нашего края. Полезные ископаемые  Курской области.  Рельеф края. Климат нашего края. Обобщение собранного материала.

  • героические страницы Курской области и Поныровского района (21ч):

Курский край в период Киевской Руси. Курский край в эпоху монголо – татарского нашествия. Смутное время (XVI – XVII века). Куряне в XIX веке.  Куряне в русско – японской войне. Гражданская война. Великая Отечественная война. Курская дуга. Поныровцы в годы Великой Отечественной войны. Посещение музея Курской битвы в поселке Поныри. Дети в годы Великой Отечественной войны. Поэма Евгения Долматовского «Поныри». Послевоенные годы. Афганистан в душе моей.

  • художественное краеведение (8 ч):

Литературное краеведение. Музыкальное краеведение. Музыкальные коллективы. Художественная самодеятельность района, Дом культуры, Детская школа искусств.  Декоративно – прикладное искусство Курской области и Поныровского района. Народные умельцы района и поселка. Увлечения детей и их родителей.

  • современный Курский край (6 ч):

Символика  Курской области. Наши знаменитые земляки. Профессии наших родителей. Каким бы я хотел видеть свой край.

1 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание

1

Раздел «Моя семья».

Моя семья.

1

У каждого из нас есть своя семья: мама, папа, бабушки, дедушки,… А что вы о них знаете? Их фамилии, имена, отчества, дни рождения. Задачи изучения семьи.

2 - 3

Моя семья.

Три способа обрадовать маму.

2

Дети делятся накопленным материалом друг с другом. Собирают общие сведения о близких и дальних родственниках. Три способа обрадовать маму.

4 -5

Моя мама.

Самое ласковое мамино слово.

2

Выяснить, что дети знают о своих мамах (автобиографические сведения, интересы). Самое ласковое мамино слово.

6 - 7

Мой папа.

2

Выяснить, что дети знают о своих папах (автобиографические сведения, интересы). Три способа обрадовать папу.

8 - 10

Бабушка и дедушка.

3

Дети собирают материал о бабушках и дедушках, об их профессиях, занятиях, интересах. Песни и сказки моей бабушки.

11 - 12

Прабабушка и прадедушка.

2

Сбор сведений о прабабушках и прадедушках. Долгожители семьи.

13

Вклад моей семьи в развитие края.

1

Сбор сведений о родственниках:  место работы, службы.

14 - 15

Моя фамилия.

2

Показать историю происхождения фамилии, рассказать,  что обозначает фамилия для каждого человека. Узнать, какие фамилии встречаются в родословных.

16 - 17

Что обозначают имена моих родственников

2

Красочное оформление альбома с фотографиями. Рисунки членов семьи. Сбор сведений об именах, которые наследуются в семье.

18 - 19

Самый лучший день в году.

2

Рисунки, фотографии с комментариями, мини – сочинения и  записи.

20 - 22

«Лента времени» моей жизни

3

Знакомство  с понятием «история». Помощь родителей  при составлении «ленты времени». Семейные фотографии, видеоматериалы, старые игрушки, одежда, любимые вещи. Дневники и записи, которые вели родители.

23 - 27

«Лента времени» семьи

5

Прошлое есть и у твоей семьи. Семейные фотографии, видеоматериалы. Предметы, особо значимые  в семье.

28 - 31

Подведение итогов работы за год. Праздник «Моя семья».

4

Фотографии, рисунки, записи.  

Может проходить в виде викторины, чаепития, спортивных соревнований, совместных экскурсий.

2 класс

1 - 2

Семейный альбом

2

Фотовыставка. Самые интересные кадры.

3 - 4

Династии в семье

2

Оформление семейного альбома, «ленты времени» семьи. Известные люди семьи.

5 - 7

Мир семейных увлечений

3

Праздники  семейные. Хобби. Выставка поделок, работ, сделанных своими руками; семейных коллекций. «Сладкий» праздник для всего класса (чаепитие).

8

Семейные обязанности и права

1

 Самые интересные и полезные мамины нотации. Семейные правоотношения. Право быть самим собой. Право на уважительное отношение. Право принимать решения и выражать свои мысли. Какова ответственность родителей за воспитание детей?

9

Семейные реликвии

1

Выставка. Вещи, особо хранимые в семье.

10

Мои родные в годы ВОВ.

1

Сбор сведений о родственниках, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Сбор сведений о родственниках, воевавших в «горячих»  точках.

11 – 12

Генеалогическое древо

2

Правила составления родословного  древа. Первый способ – «восхождение к предкам», второй – «нисхождение к потомкам».

13 - 16

Устное народное  творчество о семье

4

Пословицы, поговорки, загадки, небылицы о семье. Оформление книги, альбома.

17 - 19

«Семья» в литературе

3

Стихотворения, басни, потешки. Оформление книги - раскладушки,  альбома.

20 - 21

«Споемте, друзья»

2

Песни о семье, родителях, детях.  Оформление книги, альбома.

22 - 23

Семейные познавательные традиции

2

Книги, журналы, экскурсии, поездки.  Семейная книга рекордов.

24 - 25

Праздничные семейные традиции

2

Игры для детей и взрослых, игра на музыкальных инструментах.    Наш дом -  театр, мастерская…

26

«Семейный девиз»

1

Дать понятие «девиз», подобрать девиз для своей семьи.

27

«Фамильный герб»

1

Познакомить с историей гербов, их значение. Составление герба своей семьи.

28 - 29

Родственники, которыми можно гордиться.

2

Известные люди семьи. Географическая карта моей родословной.

30 - 33

«Лента времени» семьи.

4

Продолжение оформления ленты времени.

34

Праздник «Семьею дорожить умейте».

1

Праздник «Семьею дорожить умейте».

3 класс

1

1 раздел. Введение. Что изучает краеведение.

1

Методы краеведческой работы (вспомогательные исторические источники). Посещение детской библиотеки, знакомство с районной газетой.

2 - 3

Краеведческий музей МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа»

2

История создания музея. Экспонаты. Экскурсоводы – школьники.

4 - 5

Достопримечательности Поныровского района и Курской области.

2

Фотографии, фильмы, открытки. Экскурсия. Курск. Краеведческий музей. Памятники воинам, защищавшим наш край от немецко – фашистских захватчиков. Поныри. Памятник «Воин – освободитель», железнодорожный вокзал – памятник воинской славы.

6 - 7

2 раздел. Географическое краеведение. Географическое положение Поныровского района и Курской области.

2

Работа с картой.   Экологические проблемы. Курская область – субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального  федерального округа. Курская область расположена между 50°54' и 52°26' северной широты и 34°05' 38°31' восточной долготы. Крайняя северная точка области находится в Железногорском, южная в Беловском, западная — в Рыльском, восточная в Касторенском районах.  Площадь области равна 29,8 тыс. км². Поныровский район расположен на севере Курской области и занимает 67, 3 кв.км.

8

Административное деление района и области.

1

Работа с картами России и Курской области.

Границы и соседи области и района.  

9 - 10

История возникновения названий деревень и поселка.

2

Работа с картами Курской области и Поныровского района. Посещение детской библиотеки.

11

Улицы нашего посёлка.

1

План посёлка. Сбор информации об улицах, на которых проживают ученики. Появление поселка на географической карте связано с железной дорогой.

12

Старые улицы нашего посёлка.

1

В 1902 году первое  официальное упоминание поселка как административной единицы. Поселок состоял из трёх улиц: Станционная, Восточная, Почтовая.

13

Новостройки нашего посёлка.

1

Улицы современного посёлка, в честь кого они получают свои названия.

14 - 15

Животный мир Поныровского района и Курской области.

2

Красная Книга Курской области. Как помочь лесным животным нашего края?

16- 17

Составление Красной книги Поныровского района. Животный мир.

2

Работа с Красной книгой области. Животный мир. Посещение библиотеки.

18 - 19

Растительный мир района и области.

2

Красная Книга Курской области. Лекарственные растения. Центрально – Черноземный заповедник имени В. В. Алёхина.

20 - 21

Составление Красной книги Поныровского района. Растительный мир.

2

Работа с Красной книгой области. Растительный мир. Посещение библиотеки.

22 -23

Лекарственные растения моего края.

2

Лекарственные растения и их значение. Оформление гербария или рисунков с описаниями.

24 - 26

Развитие сельского хозяйства и промышленности области и района.

3

Материалы областных и районных газет. Встречи с интересными людьми. Экскурсии на промышленные предприятия и в сельскохозяйственные кооперативы.  

27

Водные ресурсы.

1

Встреча с работниками коммунальных служб. Беседа «Береги воду». Выпуск листовок – памяток. Беседа о реках курской области.

28

Экскурсия на водные объекты.

1

Экскурсия. Реки района Свапа, Снова, Полевая Снова (бассейн реки Сейм).

29

Почва нашего края.

1

Значение почвы. Лесостепная зона, среднерусская почвенная провинция Русской Европейской почвенной области.

30

Полезные ископаемые  Курской области.  

1

Работа с картой. Коллекции полезных ископаемых. Курская магнитная аномалия.

31

Полезные ископаемые Поныровского района.

1

Работа с картой Поныровского района. Коллекция  полезных ископаемых.

32

Рельеф края.

1

Работа с картой. Среднерусская возвышенность. Балки, овраги.

33

Рельеф края.

1

Экскурсия. Зарисовки.

34

Климат нашего края.

1

Наблюдения. Научное обоснование.  Умеренный пояс лиственной лесной климатической области Европейской части РФ.

Народные приметы.

35

Обобщение собранного материала.

1

Оформление материала.

4 класс

1

3 раздел. Героические страницы Курской области и Поныровского района.

Курский край в период Киевской Руси

1

Первые упоминания о Курске. Оборонное значение Курской земли. Феодосий Печерский – родоначальник русской духовности.

2

Курский край в эпоху монголо – татарского нашествия.

1

Древние города. Борьба против кочевников. Нашествие монголо – татар. Коренской монастырь – защита от татарских приходов.

3

Смутное время (XVI – XVII века).

1

«Добрый царь». Чудотворная икона Курской Божией Матери.  XVIII век – русский путешественник Г. И. Шелихов.

4

Куряне в XIX веке.

1

Курский егерский полк. Ученый В. В. Петров, астроном Ф. А. Семенов, артисты М. С. Щепкин, К. Н. Полтавцев, живописец К. А. Трутовский.

5

Куряне в русско – японской войне.

1

1904 – 1905 гг. Поныровец Детушев Ф.С. – матрос крейсера российского флота «Громобой» во время русско – японской войны.

6

Гражданская война.

1

Крестьянские выступления.

7

Великая Отечественная война.

1

Мужество и героизм наших земляков. Оборонительные бои. Борьба в тылу врага.

8 - 9

Курская дуга.

2

Освобождение. Курская битва. Операция «Цитадель», участники Курской битвы. Северный фас Курской дуги. Оккупация поселка и области.

10 - 15

Поныровцы в годы Великой Отечественной войны.

6

Бои в Понырях. Посещение мемориального комплекса героям Северного фаса Курской дуги,  памятников  в поселке Поныри, мемориала на Тепловских высотах. Просмотр видеофильмов с хроникой военных лет.

16

Посещение музея Курской битвы в поселке Поныри.

1

Посещение музея Курской битвы в поселке Поныри (филиал Курского областного краеведческого музея), мемориального комплекса «Героям Северного фаса Курской дуги», тепловских высот.

17 - 18

Дети в годы Великой Отечественной войны.

2

Сбор материалов, встречи с очевидцами.

19

Поэма Евгения Долматовского «Поныри».

1

Защита советскими солдатами здания железнодорожной школы  - интерната. Поэма Евгения Долматовского «Поныри». Подвиг Ивана Рябова.

20

Послевоенные годы.

1

Промышленность,  сельское хозяйство, культура, образование.

21

Афганистан в душе моей.

1

Память о земляках, воинах – интернационалистах: рядовом В. Бирюкове, капитане В. Стекачёве.  Встреча с воинами, выполнявшими свой служебный долг в Афганистане.

22

4 раздел. Художественное краеведение. Литературное краеведение

1

Писатели и поэты Курской области  и Поныровского района. А. А. Фет (имение Воробьевка), Аркадий Гайдар (Льгов), Николай Асеев (Льгов), Е. Благинина, Ю. Герман, В. Овечкин, Е. Носов, К. Воробьев, Н. Корнеев. Писатели и поэты Поныровского района: В. Конорев, И. Лепин, В. Давыдков, Г. Ильин, Н.Тубольцев, А. Шитиков.

23

Музыкальное краеведение.

1

Выдающиеся композиторы: Г. В. Свиридов, М. И. Блантер и др.

24

Музыкальные коллективы.

1

Капелла Легостаева «Курск», русский камерный оркестр Сергея Проскурина), деятельность областной филармонии.

25 - 26

Художественная самодеятельность района. Молодёжный центр, киноконцертный зал.  Детская школа искусств.  

2

Дети нашего класса, обучающиеся в Детской школе искусств. Отделения детской школы искусств. Кружки  молодёжного центра. Народный театр.

27

Декоративно – прикладное искусство Курской области и Поныровского района

1

Декоративно – прикладное искусство Курской области и Поныровского района. Посещение выставок в кино – концертном зале. Знакомство  с работами художника  - земляка В.А. Рюмшина. Знакомство с творчеством В.Клыкова.

28

Народные умельцы района и поселка.

1

Встречи с интересными людьми. Институт пожилого человека. Выставка  работ  поныровцев в музее.

29

Увлечения детей и их родителей.

1

Практическое занятие. Обмен опытом. Мастер – классы.

30

5 раздел. Современный Курский край.

Символика  Курской области.

1

Символика Курской области, города Курска, поселка  Поныри.

31 -32

Наши знаменитые земляки.

2

Встречи с интересными людьми. Лауреат премии «Курская антоновка» Лыткин М.Л.; профессор МГУ, создатель производства микроводорослевой спирулины Альга Лямин М.Я.

33-34

Профессии наших родителей.

2

Экскурсия по  местам  работы родителей.

35

Каким бы я хотел видеть свой край.

1

Творческий отчет. Оформление газет, листовок, рисунков, компьютерных презентаций. Презентация проектов.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, книги, рекомендуемые для чтения, альбомы для ведения семейной ленты времени, фотографии.

Литература:

  1. Уроки по истории Курского края в школе. Ю. А. Липкинг и др. Курский институт усовершенствования учителей. Курск- 1972г.
  2. История и современность курского края. Под общей редакцией профессора Б. Н. Королева. Курский областной ИПК и ПРО. Курск, 2007
  3. Очерки истории Курского края. А. В. Зорин, Г. Ю. Стародубцев, А. Г. Шпилев, О. А. Щеглова. Изд - кий дом «Славянка». Курск, 2008.
  4. Путешествие в соловьиную страну. А. Балашов. Издание Курской торгово – промышленной палаты,2006г., Курск.
  5. Курская область. Агропромышленный комплекс Курской области. Курск – 2004 г.
  6. Большая Курская Энциклопедия. Гл. редактор Ю. А. Бугров. Курское областное краеведческое общество, 2005.
  7. География Курской области: Учебное пособие для школ курской области. Курск: Изд-во КГПУ,1997г. Кабанова Р. В., Кудинова М. Р., Соколовский Л. Б.
  8. Курские писатели – детям. Памятка для учащихся младшего школьного возраста. Курск- 1971г.
  9. Поныри – земля воинской славы России.  Составитель З. И. Бабич.  
  10. Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной  работе». «Курскинформпечать», 1993 г. (56 стр.)
  11. Вопросы истории и краеведения. Отв. редактор и составитель Друговская А. Ю.. Курск, КГМУ, 1999 г.  (378 стр.)  

                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Наш край" (ФГОС, внеурочная деятельность, дополнительное образование)

Рабочая программа по краеведению в рамках внеурочной деятельности ФГОС, календарно-тематическое планирование "Край наш Тульский" 4 класс...

Рабочая программа "Ставрополье- край родной!"

Рабочая программапо внеурочной деятельности« Ставрополье - край родной!»     Программу составила учитель начальных  классов:Прокудина Ольга Леонидовнас. КОЧУБЕЕВСКОЕ...

Рабочая программа. Наш край

Рабочая программа. Наш край...

Рабочая программа факультатива "Край родной"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Край родной" на ступени начального образования в 3-4 классах с пояснительной запиской, УУД, приложением....

Рабочая программа "Наш край" 3 класс

Программа разработана с учётом возрастных особенностей третьеклассников, включает занятия аудиторные и внеаудиторные....

Рабочая программа "Мой край"

Рабочая программа кружка "Мой край" для 3 класса...

Рабочая программа "Любимый край"

Рабочая программа "Любимый край".           Рабочая  программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися 1-4 классов. Она предполагает организа...