Рабочая программа кружка "Мой край"
рабочая программа на тему
Рабочая программа кружка "Мой край" на 4 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 47.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету
«Мой край»
(кружок, духовно – нравственное направление)
Разработала:
Комарова Светлана Фёдоровна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Поныри
2016 г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа предназначена для работы с обучающимися 1 класса. При составлении программы в качестве методической основы использован краеведческий материал.
Рабочая программа рассчитана на один час в неделю и рекомендуется для начальной ступени образования.
Одной из основных задач, стоящих, когда бы то ни было перед учителем, является воспитание у обучающихся любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину. Представление о Родине начинается для младших школьников с улыбки мамы, своего дома и улицы. Родина! Как много значит это слово для человека. В нем радость и счастье, в нем смысл жизни. Среди человеческих чувств выделяется необыкновенно прекрасное по – своему благородству и бескорыстию чувство любви к Родине. Это чувство хранится глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю и доходя до высокого гражданского звучания.
В. А.Сухомлинский говорил: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
В посланиях президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
Как подчеркивает федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, «важнейшей целью современного отечественного образования является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Такое воспитание личности должно начаться как можно раньше: в семье и в начальной школе. В Стандарте говорится о том, что «развитие гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая Родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Интерес к изучению своего края обусловлен желанием познать мир, ведь именно с малой Родины начинается освоение окружающего мира, а для его исследования эффективен краеведческий принцип обучения: от известного к неизвестному. Младшие школьники любознательны, активны, поэтому уже в этом возрасте следует заложить основу познавательного интереса к изучению своего края, создать условия для формирования нравственно – патриотических чувств. В воспитании патриотизма ничто не является несущественным или малосущественным. Нельзя воспитать любовь к Родине, не пробудив любви к деревьям, цветам, отчему дому. Нельзя воспитать любви к своему народу, не воспитав любви к людям, окружающим ребенка. Необходимо, чтобы появилось желание лучше узнать свой край, свою большую и малую Родину. Школьники мало знают о настоящем и прошлом своего края. Важно, чтобы ребенок на доступном для него уровне осознал ценность окружающего микроклимата, в привычном окружении открыл новые стороны.
Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Основными разделами являются географическое, историческое, художественное краеведение.
Изучение краеведения выполняет ряд функций:
- воспитывающее обучение;
- соединение обучения с жизнью;
- осуществление межпредметных связей в преподавании школьных предметов;
- активизацию познавательной деятельности;
- реализацию принципа наглядности в обучении;
- воспитание патриотических чувств и любви к Родине.
Целью краеведческого образования является создание условий для духовно – ценностной и практической ориентации школьника в окружающем мире, развитие личности ребенка, формирование первоначальных представлений о краеведческой науке, формирование навыков исследовательской работы, освоение обучающимися знаний о природных, исторических, социально – культурных системах края, умение работать в группе и коллективе. Для того чтобы достичь этой цели надо помнить, что младшему школьнику важно осознать значение окружающего его микромира. Поэтому следует использовать краеведческий материал во внеклассной и внешкольной работе, опираясь на помощь родителей, районные и областные организации и учреждения. Использовать накопленный материал в учебное время на уроках.
И в тоже время не следует забывать о возрастных особенностях детей и перегружать их лишней информацией. Начальная школа – пропедевтический курс, который способствует осознанию ребенком важности окружающего его микромира. Эффективнее использовать материал, который приближен к обучающимся и личностно значим для них. Если в дошкольном возрасте дети в основном только получают от окружающих повседневную заботу и обязанности их весьма несложны, то в начальной школе возникает множество обязанностей по отношению не только к коллективу, к старшим, но и к обществу в целом. В начальных классах дети получают большое количество знаний о Родине, её природе, истории, её героях. Краеведение призвано сделать эту информацию доступной и понятной для детей. А для этого можно применять самые разнообразные формы работы: беседы, экскурсии, проекты, творческие работы, встречи с людьми разных профессий. Краеведение взаимосвязано с традиционными школьными предметами, но не повторяет сведения из них, а наоборот, дополняет и расширяет. Оно имеет свой объект изучения: жизнь поселка, района, области. Эти вопросы не рассматривает ни один школьный предмет. Организация кружковой работы направлена на приобретение детьми опыта исследовательско – поисковой работы.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время особое внимание уделяется внеурочной работе, гражданскому и патриотическому воспитанию детей.
Новизна программы в том, что она позволяет быть более наблюдательными по отношению к окружающему миру, обогащает практический опыт учеников, способствует получению информации из разных источников, даёт возможность прогнозировать различные изменения, происходящие в родном крае.
Принципы изучения краеведения:
- объективности;
- научности;
- историзма;
- наглядности;
- патриотической направленности;
- коллективности.
Условия реализации образовательной программы.
Программа кружка «Мой край» предназначена для детей 7 -10 лет (младшего школьного возраста), рассчитана на 4 года обучения.
- Планируемые результаты освоения курса:
Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие личностного смысла изучения края;
развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;
формирование эстетических чувств;
развитие навыков сотрудничества.
Предметные:
Формирование отношения к родному краю как важнейшей ценности;
формирование представлений о мире, стране через изучение края;
Понимание роли изучения истории, чтения;
Метапредметные:
Овладение навыками смыслового чтения;
активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
формирование умений планировать учебные действия.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов
Знать понятие «семья», имена, фамилии, отчества, дни рождения членов семьи; сведения о близких родственниках; знать понятия «поколение», «потомки», «предки».
Составление семейного древа.
Знание степени родства в семье.
Второй уровень результатов
Знать профессии предков, профессии родителей.
Знать обязанности членов семьи.
Знать понятие «история», «лента времени»
Третий уровень результатов
Знать о прошлом своей семьи.
Знать о военном прошлом своей семьи.
3.Содержание тем курса:
В 1 классе учащиеся знакомятся с историей своей семьи. Первые 14 часов направлены на изучение своих ближайших родственников, их увлечений, основных сведений о них. Учащиеся осознают какую роль в семье играют они сами, что они могут сделать полезного для своих родителей.
Занятия 15 - 18 направлены на изучение истории происхождения фамилии, имен членов семьи.
Начиная с 19 занятия начинают составление ленты времени семьи и своей собственной, особо выделяя самые знаменательные даты, события.
Занятия 31-33 направлены на сплочение своей семьи, семей одноклассников.
№ п/п | Дата | Тема | Учебно – методическое обеспечение (содержание) | При меча ние | |
1-2 | 07.09 14.09 | Моя семья. | У каждого из нас есть своя семья: мама, папа, бабушки, дедушки,… А что вы о них знаете? Их фамилии, имена, отчества, дни рождения. Задачи изучения семьи. | ||
3 - 4 | 21.09 28.09 | Три способа обрадовать маму. Моя семья. | Дети делятся накопленным материалом друг с другом. Собирают общие сведения о близких и дальних родственниках. Три способа обрадовать маму. | ||
5 -6 | Моя мама. Самое ласковое мамино слово. | Выяснить, что дети знают о своих мамах (автобиографические сведения, интересы). Самое ласковое мамино слово. | |||
7 - 8 | Мой папа. Три способа обрадовать папу. | Выяснить, что дети знают о своих папах (автобиографические сведения, интересы). Три способа обрадовать папу. | |||
9 - 11 | Бабушка и дедушка. Песни моей бабушки. Сказки моей бабушки. | Дети собирают материал о бабушках и дедушках, об их профессиях, занятиях, интересах. Песни и сказки моей бабушки. | |||
12 - 14 | Прабабушка и прадедушка. Долгожители семьи. | Сбор сведений о прабабушках и прадедушках. Долгожители семьи. | |||
15 - 16 | Моя фамилия. Фамилии в родословных. | Показать историю происхождения фамилии, рассказать, что обозначает фамилия для каждого человека. Узнать, какие фамилии встречаются в родословных. | |||
17 - 18 | Что обозначают имена моих родственников | Красочное оформление альбома с фотографиями. | |||
19 - 20 | Самый лучший день в году. | Рисунки, записи. | |||
21 - 24 | «Лента времени» моей жизни. Семейные фотографии. Старые игрушки. | Ознакомление с понятием «история». Кто поможет при составлении «ленты времени», ведь не все из своей жизни помнят дети. Семейные фотографии, старые игрушки, одежда. Дневники и записи, которые вели родители. | |||
25 - 29 | «Лента времени» семьи. Памятные даты. Самый лучший день. Оформление альбома. | Прошлое есть и у твоей семьи. | |||
30 | Подведение итогов работы за год. | Фотографии, рисунки, записи. | |||
31- 33 | Праздник «Моя семья». | Может проходить в виде викторины, чаепития, спортивных соревнований, совместных экскурсий. |
Структура курса
Раздел «Моя семья» 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа.
В программу кружка для 3 - 4 классов входят пять разделов:
- введение (5 ч);
- географическое краеведение (30 ч);
- героические страницы Курской области и Поныровского района (21ч);
- художественное краеведение (8 ч);
- современный Курский край (6 ч).
Содержание
Первый раздел программы «Моя семья» 1 класс (33 ч).
Учащиеся занимаются изучением истории семей, собирают сведения об именах, отчествах, фамилиях всех членов семьи и значениях их имен, материал о близких родственниках.
Автобиографические сведения. Три способа обрадовать маму. Самое ласковое мамино слово. Три способа обрадовать папу.
Дети собирают материал о бабушках и дедушках, об их профессиях, занятиях, интересах. Песни и сказки моей бабушки.
Сбор сведений о прабабушках и прадедушках, долгожителях семьи, о вкладе семьи в развитие края.
Моя фамилия. Показать историю происхождения фамилии, рассказать, что обозначает фамилия для каждого человека. Узнать, какие фамилии встречаются в родословных.
Красочное оформление альбома с семейными фотографиями. Оформление «ленты времени» жизни ребенка, «ленты времени» семьи.
Раздел «Моя семья» (продолжение): 2 класс (34 ч).
Фотовыставка. Самые интересные кадры.
Известные люди семьи.
Праздники семейные. Хобби. Выставка поделок, работ, сделанных своими руками; семейных коллекций.
Самые интересные и полезные мамины нотации. Семейные правоотношения.
Семейные реликвии. Мои родные в годы ВОВ.
Генеалогическое древо.
Устное народное творчество о семье.
«Семья» в литературе. «Споемте, друзья». Семейные познавательные традиции. Праздничные семейные традиции.
«Семейный девиз». «Фамильный герб». Родственники, которыми можно гордиться.
«Лента времени» семьи. Праздник «Семьею дорожить умейте».
В программу кружка «Мой край» для 3 -4 классов входят пять разделов:
- введение (5 ч):
Что изучает краеведение. Краеведческий музей МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа». Достопримечательности Поныровского района и Курской области.
- географическое краеведение (30 ч):
Географическое положение Поныровского района и Курской области. Административное деление района и области. История возникновения названий деревень и поселка. Улицы нашего посёлка. Старые улицы нашего посёлка. Новостройки нашего посёлка. Животный мир Поныровского района и Курской области. Составление Красной книги Поныровского района. Животный мир. Растительный мир района и области. Составление Красной книги Поныровского района. Растительный мир. Лекарственные растения моего края. Развитие сельского хозяйства и промышленности области и района. Водные ресурсы. Экскурсия на водные объекты. Почва нашего края. Полезные ископаемые Курской области. Рельеф края. Климат нашего края. Обобщение собранного материала.
- героические страницы Курской области и Поныровского района (21ч):
Курский край в период Киевской Руси. Курский край в эпоху монголо – татарского нашествия. Смутное время (XVI – XVII века). Куряне в XIX веке. Куряне в русско – японской войне. Гражданская война. Великая Отечественная война. Курская дуга. Поныровцы в годы Великой Отечественной войны. Посещение музея Курской битвы в поселке Поныри. Дети в годы Великой Отечественной войны. Поэма Евгения Долматовского «Поныри». Послевоенные годы. Афганистан в душе моей.
- художественное краеведение (8 ч):
Литературное краеведение. Музыкальное краеведение. Музыкальные коллективы. Художественная самодеятельность района, Дом культуры, Детская школа искусств. Декоративно – прикладное искусство Курской области и Поныровского района. Народные умельцы района и поселка. Увлечения детей и их родителей.
- современный Курский край (6 ч):
Символика Курской области. Наши знаменитые земляки. Профессии наших родителей. Каким бы я хотел видеть свой край.
1 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание |
1 | Раздел «Моя семья». Моя семья. | 1 | У каждого из нас есть своя семья: мама, папа, бабушки, дедушки,… А что вы о них знаете? Их фамилии, имена, отчества, дни рождения. Задачи изучения семьи. |
2 - 3 | Моя семья. Три способа обрадовать маму. | 2 | Дети делятся накопленным материалом друг с другом. Собирают общие сведения о близких и дальних родственниках. Три способа обрадовать маму. |
4 -5 | Моя мама. Самое ласковое мамино слово. | 2 | Выяснить, что дети знают о своих мамах (автобиографические сведения, интересы). Самое ласковое мамино слово. |
6 - 7 | Мой папа. | 2 | Выяснить, что дети знают о своих папах (автобиографические сведения, интересы). Три способа обрадовать папу. |
8 - 10 | Бабушка и дедушка. | 3 | Дети собирают материал о бабушках и дедушках, об их профессиях, занятиях, интересах. Песни и сказки моей бабушки. |
11 - 12 | Прабабушка и прадедушка. | 2 | Сбор сведений о прабабушках и прадедушках. Долгожители семьи. |
13 | Вклад моей семьи в развитие края. | 1 | Сбор сведений о родственниках: место работы, службы. |
14 - 15 | Моя фамилия. | 2 | Показать историю происхождения фамилии, рассказать, что обозначает фамилия для каждого человека. Узнать, какие фамилии встречаются в родословных. |
16 - 17 | Что обозначают имена моих родственников | 2 | Красочное оформление альбома с фотографиями. Рисунки членов семьи. Сбор сведений об именах, которые наследуются в семье. |
18 - 19 | Самый лучший день в году. | 2 | Рисунки, фотографии с комментариями, мини – сочинения и записи. |
20 - 22 | «Лента времени» моей жизни | 3 | Знакомство с понятием «история». Помощь родителей при составлении «ленты времени». Семейные фотографии, видеоматериалы, старые игрушки, одежда, любимые вещи. Дневники и записи, которые вели родители. |
23 - 27 | «Лента времени» семьи | 5 | Прошлое есть и у твоей семьи. Семейные фотографии, видеоматериалы. Предметы, особо значимые в семье. |
28 - 31 | Подведение итогов работы за год. Праздник «Моя семья». | 4 | Фотографии, рисунки, записи. Может проходить в виде викторины, чаепития, спортивных соревнований, совместных экскурсий. |
2 класс
1 - 2 | Семейный альбом | 2 | Фотовыставка. Самые интересные кадры. |
3 - 4 | Династии в семье | 2 | Оформление семейного альбома, «ленты времени» семьи. Известные люди семьи. |
5 - 7 | Мир семейных увлечений | 3 | Праздники семейные. Хобби. Выставка поделок, работ, сделанных своими руками; семейных коллекций. «Сладкий» праздник для всего класса (чаепитие). |
8 | Семейные обязанности и права | 1 | Самые интересные и полезные мамины нотации. Семейные правоотношения. Право быть самим собой. Право на уважительное отношение. Право принимать решения и выражать свои мысли. Какова ответственность родителей за воспитание детей? |
9 | Семейные реликвии | 1 | Выставка. Вещи, особо хранимые в семье. |
10 | Мои родные в годы ВОВ. | 1 | Сбор сведений о родственниках, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Сбор сведений о родственниках, воевавших в «горячих» точках. |
11 – 12 | Генеалогическое древо | 2 | Правила составления родословного древа. Первый способ – «восхождение к предкам», второй – «нисхождение к потомкам». |
13 - 16 | Устное народное творчество о семье | 4 | Пословицы, поговорки, загадки, небылицы о семье. Оформление книги, альбома. |
17 - 19 | «Семья» в литературе | 3 | Стихотворения, басни, потешки. Оформление книги - раскладушки, альбома. |
20 - 21 | «Споемте, друзья» | 2 | Песни о семье, родителях, детях. Оформление книги, альбома. |
22 - 23 | Семейные познавательные традиции | 2 | Книги, журналы, экскурсии, поездки. Семейная книга рекордов. |
24 - 25 | Праздничные семейные традиции | 2 | Игры для детей и взрослых, игра на музыкальных инструментах. Наш дом - театр, мастерская… |
26 | «Семейный девиз» | 1 | Дать понятие «девиз», подобрать девиз для своей семьи. |
27 | «Фамильный герб» | 1 | Познакомить с историей гербов, их значение. Составление герба своей семьи. |
28 - 29 | Родственники, которыми можно гордиться. | 2 | Известные люди семьи. Географическая карта моей родословной. |
30 - 33 | «Лента времени» семьи. | 4 | Продолжение оформления ленты времени. |
34 | Праздник «Семьею дорожить умейте». | 1 | Праздник «Семьею дорожить умейте». |
3 класс
1 | 1 раздел. Введение. Что изучает краеведение. | 1 | Методы краеведческой работы (вспомогательные исторические источники). Посещение детской библиотеки, знакомство с районной газетой. |
2 - 3 | Краеведческий музей МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа» | 2 | История создания музея. Экспонаты. Экскурсоводы – школьники. |
4 - 5 | Достопримечательности Поныровского района и Курской области. | 2 | Фотографии, фильмы, открытки. Экскурсия. Курск. Краеведческий музей. Памятники воинам, защищавшим наш край от немецко – фашистских захватчиков. Поныри. Памятник «Воин – освободитель», железнодорожный вокзал – памятник воинской славы. |
6 - 7 | 2 раздел. Географическое краеведение. Географическое положение Поныровского района и Курской области. | 2 | Работа с картой. Экологические проблемы. Курская область – субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Курская область расположена между 50°54' и 52°26' северной широты и 34°05' 38°31' восточной долготы. Крайняя северная точка области находится в Железногорском, южная в Беловском, западная — в Рыльском, восточная в Касторенском районах. Площадь области равна 29,8 тыс. км². Поныровский район расположен на севере Курской области и занимает 67, 3 кв.км. |
8 | Административное деление района и области. | 1 | Работа с картами России и Курской области. Границы и соседи области и района. |
9 - 10 | История возникновения названий деревень и поселка. | 2 | Работа с картами Курской области и Поныровского района. Посещение детской библиотеки. |
11 | Улицы нашего посёлка. | 1 | План посёлка. Сбор информации об улицах, на которых проживают ученики. Появление поселка на географической карте связано с железной дорогой. |
12 | Старые улицы нашего посёлка. | 1 | В 1902 году первое официальное упоминание поселка как административной единицы. Поселок состоял из трёх улиц: Станционная, Восточная, Почтовая. |
13 | Новостройки нашего посёлка. | 1 | Улицы современного посёлка, в честь кого они получают свои названия. |
14 - 15 | Животный мир Поныровского района и Курской области. | 2 | Красная Книга Курской области. Как помочь лесным животным нашего края? |
16- 17 | Составление Красной книги Поныровского района. Животный мир. | 2 | Работа с Красной книгой области. Животный мир. Посещение библиотеки. |
18 - 19 | Растительный мир района и области. | 2 | Красная Книга Курской области. Лекарственные растения. Центрально – Черноземный заповедник имени В. В. Алёхина. |
20 - 21 | Составление Красной книги Поныровского района. Растительный мир. | 2 | Работа с Красной книгой области. Растительный мир. Посещение библиотеки. |
22 -23 | Лекарственные растения моего края. | 2 | Лекарственные растения и их значение. Оформление гербария или рисунков с описаниями. |
24 - 26 | Развитие сельского хозяйства и промышленности области и района. | 3 | Материалы областных и районных газет. Встречи с интересными людьми. Экскурсии на промышленные предприятия и в сельскохозяйственные кооперативы. |
27 | Водные ресурсы. | 1 | Встреча с работниками коммунальных служб. Беседа «Береги воду». Выпуск листовок – памяток. Беседа о реках курской области. |
28 | Экскурсия на водные объекты. | 1 | Экскурсия. Реки района Свапа, Снова, Полевая Снова (бассейн реки Сейм). |
29 | Почва нашего края. | 1 | Значение почвы. Лесостепная зона, среднерусская почвенная провинция Русской Европейской почвенной области. |
30 | Полезные ископаемые Курской области. | 1 | Работа с картой. Коллекции полезных ископаемых. Курская магнитная аномалия. |
31 | Полезные ископаемые Поныровского района. | 1 | Работа с картой Поныровского района. Коллекция полезных ископаемых. |
32 | Рельеф края. | 1 | Работа с картой. Среднерусская возвышенность. Балки, овраги. |
33 | Рельеф края. | 1 | Экскурсия. Зарисовки. |
34 | Климат нашего края. | 1 | Наблюдения. Научное обоснование. Умеренный пояс лиственной лесной климатической области Европейской части РФ. Народные приметы. |
35 | Обобщение собранного материала. | 1 | Оформление материала. |
4 класс
1 | 3 раздел. Героические страницы Курской области и Поныровского района. Курский край в период Киевской Руси | 1 | Первые упоминания о Курске. Оборонное значение Курской земли. Феодосий Печерский – родоначальник русской духовности. |
2 | Курский край в эпоху монголо – татарского нашествия. | 1 | Древние города. Борьба против кочевников. Нашествие монголо – татар. Коренской монастырь – защита от татарских приходов. |
3 | Смутное время (XVI – XVII века). | 1 | «Добрый царь». Чудотворная икона Курской Божией Матери. XVIII век – русский путешественник Г. И. Шелихов. |
4 | Куряне в XIX веке. | 1 | Курский егерский полк. Ученый В. В. Петров, астроном Ф. А. Семенов, артисты М. С. Щепкин, К. Н. Полтавцев, живописец К. А. Трутовский. |
5 | Куряне в русско – японской войне. | 1 | 1904 – 1905 гг. Поныровец Детушев Ф.С. – матрос крейсера российского флота «Громобой» во время русско – японской войны. |
6 | Гражданская война. | 1 | Крестьянские выступления. |
7 | Великая Отечественная война. | 1 | Мужество и героизм наших земляков. Оборонительные бои. Борьба в тылу врага. |
8 - 9 | Курская дуга. | 2 | Освобождение. Курская битва. Операция «Цитадель», участники Курской битвы. Северный фас Курской дуги. Оккупация поселка и области. |
10 - 15 | Поныровцы в годы Великой Отечественной войны. | 6 | Бои в Понырях. Посещение мемориального комплекса героям Северного фаса Курской дуги, памятников в поселке Поныри, мемориала на Тепловских высотах. Просмотр видеофильмов с хроникой военных лет. |
16 | Посещение музея Курской битвы в поселке Поныри. | 1 | Посещение музея Курской битвы в поселке Поныри (филиал Курского областного краеведческого музея), мемориального комплекса «Героям Северного фаса Курской дуги», тепловских высот. |
17 - 18 | Дети в годы Великой Отечественной войны. | 2 | Сбор материалов, встречи с очевидцами. |
19 | Поэма Евгения Долматовского «Поныри». | 1 | Защита советскими солдатами здания железнодорожной школы - интерната. Поэма Евгения Долматовского «Поныри». Подвиг Ивана Рябова. |
20 | Послевоенные годы. | 1 | Промышленность, сельское хозяйство, культура, образование. |
21 | Афганистан в душе моей. | 1 | Память о земляках, воинах – интернационалистах: рядовом В. Бирюкове, капитане В. Стекачёве. Встреча с воинами, выполнявшими свой служебный долг в Афганистане. |
22 | 4 раздел. Художественное краеведение. Литературное краеведение | 1 | Писатели и поэты Курской области и Поныровского района. А. А. Фет (имение Воробьевка), Аркадий Гайдар (Льгов), Николай Асеев (Льгов), Е. Благинина, Ю. Герман, В. Овечкин, Е. Носов, К. Воробьев, Н. Корнеев. Писатели и поэты Поныровского района: В. Конорев, И. Лепин, В. Давыдков, Г. Ильин, Н.Тубольцев, А. Шитиков. |
23 | Музыкальное краеведение. | 1 | Выдающиеся композиторы: Г. В. Свиридов, М. И. Блантер и др. |
24 | Музыкальные коллективы. | 1 | Капелла Легостаева «Курск», русский камерный оркестр Сергея Проскурина), деятельность областной филармонии. |
25 - 26 | Художественная самодеятельность района. Молодёжный центр, киноконцертный зал. Детская школа искусств. | 2 | Дети нашего класса, обучающиеся в Детской школе искусств. Отделения детской школы искусств. Кружки молодёжного центра. Народный театр. |
27 | Декоративно – прикладное искусство Курской области и Поныровского района | 1 | Декоративно – прикладное искусство Курской области и Поныровского района. Посещение выставок в кино – концертном зале. Знакомство с работами художника - земляка В.А. Рюмшина. Знакомство с творчеством В.Клыкова. |
28 | Народные умельцы района и поселка. | 1 | Встречи с интересными людьми. Институт пожилого человека. Выставка работ поныровцев в музее. |
29 | Увлечения детей и их родителей. | 1 | Практическое занятие. Обмен опытом. Мастер – классы. |
30 | 5 раздел. Современный Курский край. Символика Курской области. | 1 | Символика Курской области, города Курска, поселка Поныри. |
31 -32 | Наши знаменитые земляки. | 2 | Встречи с интересными людьми. Лауреат премии «Курская антоновка» Лыткин М.Л.; профессор МГУ, создатель производства микроводорослевой спирулины Альга Лямин М.Я. |
33-34 | Профессии наших родителей. | 2 | Экскурсия по местам работы родителей. |
35 | Каким бы я хотел видеть свой край. | 1 | Творческий отчет. Оформление газет, листовок, рисунков, компьютерных презентаций. Презентация проектов. |
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, книги, рекомендуемые для чтения, альбомы для ведения семейной ленты времени, фотографии.
Литература:
- Уроки по истории Курского края в школе. Ю. А. Липкинг и др. Курский институт усовершенствования учителей. Курск- 1972г.
- История и современность курского края. Под общей редакцией профессора Б. Н. Королева. Курский областной ИПК и ПРО. Курск, 2007
- Очерки истории Курского края. А. В. Зорин, Г. Ю. Стародубцев, А. Г. Шпилев, О. А. Щеглова. Изд - кий дом «Славянка». Курск, 2008.
- Путешествие в соловьиную страну. А. Балашов. Издание Курской торгово – промышленной палаты,2006г., Курск.
- Курская область. Агропромышленный комплекс Курской области. Курск – 2004 г.
- Большая Курская Энциклопедия. Гл. редактор Ю. А. Бугров. Курское областное краеведческое общество, 2005.
- География Курской области: Учебное пособие для школ курской области. Курск: Изд-во КГПУ,1997г. Кабанова Р. В., Кудинова М. Р., Соколовский Л. Б.
- Курские писатели – детям. Памятка для учащихся младшего школьного возраста. Курск- 1971г.
- Поныри – земля воинской славы России. Составитель З. И. Бабич.
- Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе». «Курскинформпечать», 1993 г. (56 стр.)
- Вопросы истории и краеведения. Отв. редактор и составитель Друговская А. Ю.. Курск, КГМУ, 1999 г. (378 стр.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Наш край" (ФГОС, внеурочная деятельность, дополнительное образование)
Рабочая программа по краеведению в рамках внеурочной деятельности ФГОС, календарно-тематическое планирование "Край наш Тульский" 4 класс...
Рабочая программа "Ставрополье- край родной!"
Рабочая программапо внеурочной деятельности« Ставрополье - край родной!» Программу составила учитель начальных классов:Прокудина Ольга Леонидовнас. КОЧУБЕЕВСКОЕ...
Рабочая программа. Наш край
Рабочая программа. Наш край...
Рабочая программа факультатива "Край родной"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Край родной" на ступени начального образования в 3-4 классах с пояснительной запиской, УУД, приложением....
Рабочая программа "Наш край" 3 класс
Программа разработана с учётом возрастных особенностей третьеклассников, включает занятия аудиторные и внеаудиторные....
Рабочая программа "Мой край"
Рабочая программа кружка "Мой край" для 3 класса...
Рабочая программа "Любимый край"
Рабочая программа "Любимый край". Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися 1-4 классов. Она предполагает организа...