Рабочая программа "Любимый край"
рабочая программа на тему
Рабочая программа "Любимый край". Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися 1-4 классов. Она предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по родному краю и направлена на социализацию обучающихся, на познание и исследование окружающего мира, на межличностное общение и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubimyy_kray.docx | 42.55 КБ |
lyubimyy_kray_2_kl._ktp.docx | 15.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ
в краевом конкурсе методических разработок, направленных на формировании УУД с учетом требований ФГОС НОО, ООО
- Беликова Кристина Валерьевна
- МБОУ «СОШ № 5» , учитель начальных классов
- Лучшая программа молодого педагога по одному из направлений внеурочной деятельности
- Рабочая программа внеурочной деятельности «Любимый край»
Муниципальное образование Тбилисский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол № 1
от 30 августа 2013 года
Председатель педсовета
___________________ Л. П. Дудкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружка «ЛЮБИМЫЙ КРАЙ»
Духовно – нравственное направление
Срок реализации программы: 4 года
Возраст обучающихся: 6 – 10лет
Составитель: учитель начальных классов Беликова К. В.
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися 1-4 классов. Она предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по родному краю и направлена на социализацию обучающихся, на познание и исследование окружающего мира, на межличностное общение и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
Основной принцип программы – диалогичность. Кроме него, фундаментальное значение имеют принципы природосообразности, культуросообразности, коллективности, гражданственной и патриотической направленности.
Общение через диалог предполагает субъектно-субъектные отношения между педагогом и обучающимся, где предметом общения будет социальное окружение, экономические отношения между людьми, научные исследования и творчество.
Принцип диалогичности, прежде всего, предполагает личностный контакт между собеседниками на основе взаимопонимания, где связующей нитью диалога является познание внутреннего мира друг друга, единство встречи, открытость и доверие собеседников, их сотворчество.
Принцип природосообразности предполагает, что проблемно-ценностное общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать учащегося сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное развитие.
Принцип культуросообразности предполагает, что ценностное общение школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими нашему региону.
Принцип коллективности предполагает, что коммуникации, осуществляемые в детско-взрослых общностях, коллективах различного типа, дает школьнику опыт жизни в обществе, опыт понимания окружающего мира, взаимопонимания с окружающими его людьми, создает условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для обучающихся идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей.
Таким образом, цель настоящей внеурочной программы:
формировать у школьников:
- представление о путешествии (экскурсии) как способе познания окружающего мира,
- способность к общению в открытой общественной среде и готовность к самостоятельной жизни в окружающем социуме,
развивать:
- мышление, любознательность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников;
воспитывать:
- уважение к окружающим людям, различным профессиям, кдруг другу.
Программа предполагает проведение регулярных ежемесячных экскурсий со школьниками ( в расчете 4 часа на экскурсию и обработку экскурсионных материалов).
Описание места курса в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ « СОШ №5», всего на изучение курса «Любимый край» в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1-м классе - 33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 34 часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Возрастная группа: 6 – 10 лет
2. Учебно-тематический план
I класс (33 часа)
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |
аудит. | внеауд. | ||||
1. | Вводное занятие | 4 | 2 | 2 | Знакомство с понятием « социум», « «занятость населения», «культура и быт», «досуг». Рассмотрение вопросов о жизни станицы, района, края. Просмотр презентаций о районе, крае. Обсуждение с обучающимися тематики предстоящих экскурсий. ТБ при поездке автобусом, при пеших экскурсиях. |
2. | Экскурсия в осенний парк | 4 | 1 | 3 | Наблюдения над осенними изменениями в природе, сбор природного материала для поделок. Обсуждение экскурсии, рисование на тему «Осенний парк» |
3. | Экскурсия на почту | 4 | 2 | 2 | Составление плана и маршрута экскурсии в соответствии с тематикой экскурсии, разработка индивидуальных заданий каждому участнику экскурсии. Знакомство с понятиями «адрес», «адресат», « отправитель», «индекс» и т.д. Составление отчета об экскурсии, рисование на тему «Почта России» |
4. | Поездка в музыкальный театр в г. Краснодара | 8 | 2 | 6 | Беседа с обучающимися о театре, об истории создания первых театров, о театральных профессиях. Различные театральные жанры. Просмотр детского музыкального спектакля. Оформление классной выставки рисунков «В театре» |
5. | Экскурсия в Детскую Школу Искусств» | 4 | 2 | 2 | Введение ребят в мир искусства. Знакомство обучающихся со школой искусств, с художественно-эстетическим, с музыкальным и хореографическим отделениями, с работой преподавателей, с выставочными детскими работами. Посещение концерта юных музыкантов . Рисование на тему «В мире музыки» |
6. | Экскурсия в парк, к часовне | 4 | 2 | 2 | Беседа о подвиге сотни Гречишкина, посещение памятного места в парке. Обсуждение экскурсии, просмотр презентации, оформление фотовыставки. |
7. | Поход на берег реки Кубань | 5 | 1 | 4 | Обсуждение с обучающимися предстоящего похода. ТБ при пеших экскурсиях. Наблюдение над весенними изменениями в природе, сбор материалов для гербария, составление отзыва о походе, конкурс рисунков «Моя Кубань» |
Итого: | 33 | 12 | 21 |
2 класс (34 часа)
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |
аудит. | внеауд. | ||||
1. | Вводное занятие | 3 | 1 | 2 | Рассмотрение вопросов о жизни станицы, района, края. Просмотр презентаций о районе, крае. Обсуждение с обучающимися тематики предстоящих экскурсий. ТБ при поездке автобусом, при пеших экскурсиях. |
2 | Осенний поход | 4 | 1 | 3 | Обсуждение с обучающимися предстоящего похода. ТБ при пеших экскурсиях. Наблюдение над весенними изменениями в природе, сбор материалов для гербария, составление отзыва о походе, конкурс рисунков «Кубанская осень» |
3 | Экскурсия в парк к часовне | 3 | 1 | 2 | Беседа о подвиге сотни Гречишкина, посещение памятного места в парке. Обсуждение экскурсии, просмотр презентации, оформление фотовыставки. |
4 | Поездка в г. Усть-Лабинск, в Суворовскую крепость | 6 | 2 | 4 | Беседа о Суворове, его военной деятельности на Кубани, посещение крепости в устье Лабы. Обсуждение поездки, оформление стенгазеты с фотоматериалами и рисунками. |
5. | Поездка в кукольный театр в г. Краснодар | 6 | 1 | 5 | Беседа с обучающимися о кукольном театре, просмотр спектакля. Оформление классной выставки рисунков « Театр кукол»» |
6. | Экскурсия на хлебопекарню. | 3 | 1 | 2 | Беседа с обучающимися о роли хлеба в жизни человека. Профессия пекарь, организация и технология изготовления хлеба. Оформление материалов экскурсии. Пословицы и поговорки о хлебе.
|
7. | Весенняя экскурсия на берег реки Кубань | 3 | - | 3 | Обсуждение с обучающимися темы предстоящего похода. ТБ при пеших экскурсиях. Наблюдение над весенними изменениями в природе, сбор информации для проекта , составление отзыва о походе. |
8 | Поездка в г. Горячий Ключ | 6 | 1 | 5 | Беседа о ТБ при автобусных поездках, знакомство с маршрутом. Посещение Богатырских пещер, Дантова ущелья. Обсуждение, конкурс рисунков |
Итого: | 34 | 8 | 26 |
3 класс (34 часа)
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |
аудит. | внеауд. | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | Обсуждение с обучающимися тематики предстоящих экскурсий. ТБ при поездке автобусом, при пеших экскурсиях. | |
2. | Осенний поход в лес, на берег р. Кубань | 5 | 1 | 4 | ТБ при пеших экскурсиях, беседа «Ядовитые растения». Сбор материалов для гербария. Оформление выставки «Растения нашей местности» |
3. | Поездка в Лаго-Наки | 8 | 2 | 6 | Просмотр видеофильма о пещерах, ТБ при поездке автобусом, во время экскурсии. Посещение пещер, водопадов. Оформление отчета по материалам поездки. |
4. | Экскурсия в районный музей | 4 | 2 | 2 | Беседа об истории родной станицы, достопримечательностях, знатных людях района. Разработка индивидуальных заданий всем участникам экскурсии, просмотр презентации «Родная станица» |
5. | Поездка в театр г. Армавира, в музей | 6 | 1 | 5 | ТБ при поездке, беседа «Как себя вести в театре». Посещение театра и музея. Подготовка устного выступления «Чем интересна эта поездка» |
6. | Экскурсия в церковь | 4 | 2 | 2 | Знакомство с правилами поведения в храме, расширение представления о приближающемся празднике Пасхи. Обсуждение экскурсии, рисование на тему «Светлое воскресенье» |
7. | Весенний поход | 4 | 4 | ТБ при пешем походе, сбор материала для проекта «Весна в природе». Обсуждение похода, рисование на тему « Весна на Кубани» | |
8. | Подготовка итоговых работ | 2 | 2 | 2 | Беседа с обучающимися о различных формах итоговых работ. Проект, реферат, выступление , исследовательская работа. Выбор различных форм итоговых работ.Написание рефератов, проектов, творческих проектов, исследовательских работ обучающимися. |
Итого: | 34 | 11 | 23 |
4 класс (34 часа)
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |
аудит. | внеауд. | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | Обсуждение с обучающимися тематики предстоящих экскурсий. ТБ при поездке автобусом, при пеших экскурсиях. | |
2 | Автобусная экскурсия по району | 3 | 1 | 2 | Знакомство с достопримечательностями: курганы, Волчьи ворота. Просмотр презентации.обсуждение экскурсии. |
3 | Поездка в Гуамское ущелье | 8 | 2 | 6 | Просмотр видеофильма об ущелье, ТБ при поездке автобусом, во время экскурсии. Посещение ущелья. Оформление отчета по материалам поездки. |
4 | Осенний поход | 4 | 1 | 3 | ТБ при пеших экскурсиях, беседа « лекарственные растения Кубани». Сбор материалов для гербария. Оформление выставки «Лекарства на полянке» |
5 | Экскурсия в Детскую Школу искусств | 3 | 1 | 2 | . Посещение концерта юных музыкантов . Обсуждение концерта. Рисование на тему «В мире музыки» |
6 | Поездка в музыкальный театр в г. Краснодар | 7 | 2 | 5 | ТБ при поездке, беседа «Поведение в театре». Посещение театра. Обсуждение спектакля. Рисование на тему «Театр» |
7 | Поездка «Сафари парк» | 6 | 2 | 4 | ТБ при поездке, беседа «Поведение в общественных местах». Обсуждение экзотических животных |
8. | Итоговое занятие | 2 | 2 | Написание рефератов, проектов, творческих проектов, исследовательских работ | |
Итого: | 34 | 12 | 22 |
Содержание курса:
1 класс
1.Вводное занятие
Подбор педагогом материалов об административно-территориальном делении территории России, об окружающем социуме. Знакомство с понятием , «экономика», «занятость населения», «культура и быт», «досуг». Подготовка педагогом вопросов о жизни, района, края. Просмотр презентаций о районе, крае. Обсуждение с обучающимися тематики предстоящих экскурсий. ТБ при поездке автобусом, при пеших экскурсиях.
Практическая работа: Составление плана и маршрута экскурсии в соответствии с тематикой экскурсии, разработка индивидуальных заданий каждому участнику экскурсии, подготовка вопросов к экскурсоводам.
Экскурсия в осенний парк
Наблюдения над осенними изменениями в природе, сбор природного материала для поделок. Обсуждение экскурсии, рисование на тему «Осенний парк»
Экскурсия на почту
Составление плана и маршрута экскурсии в соответствии с тематикой экскурсии, разработка индивидуальных заданий каждому участнику экскурсии. Знакомство с понятиями «адрес», «адресат», « отправитель», «индекс» и т.д. Составление отчета об экскурсии, рисование на тему «Почта России»
Поездка в музыкальный театр г. Краснодара
Беседа с обучающимися о театре, об истории создания первых театров, о театральных профессиях. Различные театральные жанры. Просмотр детского музыкального спектакля. Оформление классной выставки рисунков «В театре»
Экскурсия в Детскую Школу Искусств
Введение ребят в мир искусства. Знакомство обучающихся со школой искусств, с художественно-эстетическим, с музыкальным и хореографическим отделениями, с работой преподавателей, с выставочными детскими работами. Посещение концерта юных музыкантов . Рисование на тему «В мире музыки»
Экскурсия в парк к часовне
Беседа о подвиге сотни Гречишкина, посещение памятного места в парке. Обсуждение экскурсии, просмотр презентации, оформление фотовыставки.
Поход на берег реки Кубань
Обсуждение с обучающимися предстоящего похода. ТБ при пеших экскурсиях. Наблюдение над весенними изменениями в природе, сбор материалов для гербария, составление отзыва о походе, конкурс рисунков «Моя Кубань»
Подготовка итоговых работ.
Беседа с обучающимися о различных формах итоговых работ. Проект, реферат, выступление , исследовательская работа. Выбор различных форм итоговых работ.
Практическая работа: Написание рефератов, проектов, творческих проектов, исследовательских работ обучающимися.
2 класс
1.Вводное занятие
Рассмотрение вопросов о жизни станицы, района, края. Просмотр презентаций о районе, крае. Обсуждение с обучающимися тематики предстоящих экскурсий. ТБ при поездке автобусом, при пеших экскурсиях.
Осенний поход
Обсуждение с обучающимися предстоящего похода. ТБ при пеших экскурсиях. Наблюдение над весенними изменениями в природе, сбор материалов для гербария, составление отзыва о походе, конкурс рисунков «Кубанская осень»
Экскурсия в парк к часовне
Беседа о подвиге сотни Гречишкина, посещение памятного места в парке. Обсуждение экскурсии, просмотр презентации, оформление фотовыставки.
Поездка в г. Усть-Лабинск, в Суворовскую крепость
Беседа о Суворове, его военной деятельности на Кубани, посещение крепости в устье Лабы. Обсуждение поездки, оформление стенгазеты с фотоматериалами и рисунками.
Поездка в г. Краснодар, в кукольный театр
Беседа с обучающимися о кукольном театре, просмотр спектакля. Оформление классной выставки рисунков « Театр кукол»»
. Экскурсия на хлебопекарню.(4 часа).
Беседа с обучающимися о роли хлеба в жизни человека. Профессия пекарь, организация и технология изготовления хлеба.
Практическая работа: Оформление материалов экскурсии. Пословицы и поговорки о хлебе.
Весенняя экскурсия на берег р. Кубань
Обсуждение с обучающимися темы предстоящего похода. ТБ при пеших экскурсиях. Наблюдение над весенними изменениями в природе, сбор информации для проекта , составление отзыва о походе.
Поездка в г. Горячий Ключ
Беседа о ТБ при автобусных поездках, знакомство с маршрутом. Посещение Богатырских пещер, Дантова ущелья. Обсуждение, конкурс рисунков
3 класс
Вводное занятие
Обсуждение с обучающимися тематики предстоящих экскурсий. ТБ при поездке автобусом, при пеших экскурсиях.
Поход на берег реки Кубань
ТБ при пеших экскурсиях, беседа «Ядовитые растения». Сбор материалов для гербария. Оформление выставки «Растения нашей местности»
Поездка в Лаго-Наки
Просмотр видеофильма о пещерах, ТБ при поездке автобусом, во время экскурсии. Посещение пещер, водопадов. Оформление отчета по материалам поездки.
Экскурсия в районный музей
Беседа об истории родной станицы, достопримечательностях, знатных людях района. Разработка индивидуальных заданий всем участникам экскурсии, просмотр презентации «Родная станица»
Поездка в театр г. Армавир
ТБ при поездке, беседа «Как себя вести в театре». Посещение театра и музея. Подготовка устного выступления «Чем интересна эта поездка»
Экскурсия в церковь
Знакомство с правилами поведения в храме, расширение представления о приближающемся празднике Пасхи. Обсуждение экскурсии, рисование на тему «Светлое воскресенье»
Весенний поход
ТБ при пешем походе, сбор материала для проекта «Весна в природе». Обсуждение похода, рисование на тему « Весна на Кубани»
Итоговое занятие
Беседа с обучающимися о различных формах итоговых работ. Проект, реферат, выступление , исследовательская работа. Выбор различных форм итоговых работ. Написание рефератов, проектов, творческих проектов, исследовательских работ обучающимися.
4 класс
Вводное занятие
Обсуждение с обучающимися тематики предстоящих экскурсий. ТБ при поездке автобусом, при пеших экскурсиях.
Автобусная экскурсия по району
Знакомство с достопримечательностями: курганы, Волчьи ворота. Просмотр презентации. Обсуждение экскурсии.
Поездка в Гуамское ущелье
Просмотр видеофильма об ущелье, ТБ при поездке автобусом, во время экскурсии. Посещение ущелья. Оформление отчета по материалам поездки.
Осенний поход
ТБ при пеших экскурсиях, беседа « лекарственные растения Кубани». Сбор материалов для гербария. Оформление выставки «Лекарства на полянке»
Экскурсия в Детскую Школу искусств
Посещение концерта юных музыкантов . Обсуждение концерта. Рисование на тему «В мире музыки»
Поездка в музыкальную школу г. Краснодар
ТБ при поездке, беседа «Поведение в театре». Посещение театра. Обсуждение спектакля. Рисование на тему «Театр»
Поездка в «Сафари парк»
ТБ при поездке, беседа «Поведение в общественных местах». Обсуждение экзотических животных.
Итоговое занятие
Написание рефератов, проектов, творческих проектов, исследовательских работ.
Материально-техническое обеспечение курса «Любимый край»
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. Библиотечный фонд | |
| 1 1 1 |
2.Печатные пособия | |
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток, календари знаменательных дат) | 20 |
3.Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |
| 10 1 1 |
4.Технические средства обучения | |
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц Интерактивная доска Персональный компьютер Принтер Сканер Мультимедийный проектор Телевизор | 1 1 1 1 1 1 1 |
5.Экранно-звуковые пособия | |
Видеофильмы по содержанию курса Аудиозаписи | 5 5 |
Согласовано Согласовано
на заседании МО учителей нач. кл. заместитель директора по ВР
протокол заседания МО №_1 ____________Н.В. Гуман
от «____» августа 2014 г. «_____»______________2014 г.
________________ Л. А. Пасюкова
Предварительный просмотр:
№ | Наименование разделов, блоков, тем | всего часов | Дата проведения | Характеристика деятельности обучающихся | |
план | факт | ||||
1 2 3 | Вводное занятие. Рассмотрение вопросов о жизни станицы, района, края. Обсуждение с обучающимися тематики предстоящих экскурсий. ТБ при поездке автобусом, при пеших экскурсиях. | 1 1 1 | 7.09 14.09 21.09. | Рассмотрение вопросов о жизни станицы, района, края. Просмотр презентаций о районе, крае. Обсуждение с обучающимися тематики предстоящих экскурсий. ТБ при поездке автобусом, при пеших экскурсиях. | |
4 5-8 | Осенний поход. Обсуждение предстоящего похода. ТБ при пеших экскурсиях. Составление отзыва о походе, конкурс рисунков «Кубанская осень» Осенний поход. Наблюдение над осенними изменениями в природе, сбор материалов для гербария, | 1 4 | 28. 09 5.10 | Обсуждение с обучающимися предстоящего похода. ТБ при пеших экскурсиях. Наблюдение над осенними изменениями в природе, сбор материалов для гербария, составление отзыва о походе, конкурс рисунков «Кубанская осень» | |
9 10-11 | Беседа о подвиге сотни Гречишкина, просмотр презентации Экскурсия в парк к часовне. | 1 2 | 2.11 16.11 | Беседа о подвиге сотни Гречишкина, посещение памятного места в парке. Обсуждение экскурсии, просмотр презентации, оформление фотовыставки. | |
12 13-16 17 | Беседа о Суворове, его военной деятельности на Кубани Поездка в г. Усть-Лабинск, в Суворовскую крепость Обсуждение поездки, оформление стенгазеты с фотоматериалами и рисунками. | 1 4 1 | 23.11 30.11 28.12 | Беседа о Суворове, его военной деятельности на Кубани, посещение крепости в устье Лабы. Обсуждение поездки, оформление стенгазеты с фотоматериалами и рисунками. | |
18 19-23 | Беседа с обучающимися о кукольном театре. Оформление классной выставки рисунков « Театр кукол» Поездка в кукольный театр в г. Краснодар | 1 5 | 18.01 25.11 | Беседа с обучающимися о кукольном театре, просмотр спектакля. Оформление классной выставки рисунков « Театр кукол» | |
24 25-26 | Беседа с обучающимися о роли хлеба в жизни человека. Экскурсия на хлебопекарню. | 1 2 | 1.03 9.03 | Беседа с обучающимися о роли хлеба в жизни человека. Профессия пекарь, организация и технология изготовления хлеба. Оформление материалов экскурсии. Пословицы и поговорки о хлебе. | |
27-29 | Весенняя экскурсия на берег реки Кубань | 3 | 22.03 | Обсуждение с обучающимися темы предстоящего похода. ТБ при пеших экскурсиях. Наблюдение над весенними изменениями в природе, сбор информации для проекта , составление отзыва о походе. | |
30 31-34 | Беседа о ТБ при автобусных поездках, знакомство с маршрутом. Поездка в г. Горячий Ключ. | 1 4 | 19.04 17. 05 | Беседа о ТБ при автобусных поездках, знакомство с маршрутом. Посещение Богатырских пещер, Дантова ущелья. Обсуждение, конкурс рисунков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру система Л.В. Занкова Разработчик программы: Смородинова Елена Эдуардовна, учитель начальных классов МОУ гимназии №1 города Комсомольска - на - Амуре Хабаровского края
Рабочая программа разработана в соответствии с новыми стандартам и предусматривает формирование УУд в условиях реализации ФГОС...
Рабочая программа "Введение в изучение родного края", 2-4 класс
Рабочая программа по краеведению "Введение в изучение родного края", 2-4 класс...
Рабочая программа по факультативу "Наш Край"
Тематическое планирование составлено по учебному пособию "Наш Край" С.А.Конопкиной и др. и расчитано на учащихся 2 и 3 классов Владимирской области....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяны Ивановны
Внеурочная деятельность для учителей начальной школы...
Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс
Рабочая программа по кружку «Брянский край. История родного края» для 3-го класса разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...
Рабочая программа по курсу "Брянский край" 2 класс "Природа родного края"
Курс "Брянский край"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...