Рабочая программа "Наш край" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа разработана с учётом возрастных особенностей третьеклассников, включает занятия аудиторные и внеаудиторные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_kray.docx | 36.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Наш край» духовно-нравственного направления составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Минобразования и науки России от 06.10.2009 №373.
3. Письмо министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении государственного образовательного стандарта общего образования».
4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
5. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №83.
6. Примерная программа начального образования по окружающему миру и авторской программы А.А.Вахрушева, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С.Раутиана.
Программа курса «Наш край» позволяет организовать и проводить внеурочную деятельность по духовно – нравственному направлению. Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на уровне начального общего образования является социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность.
Изучение родного края становится основой для гармоничного и всестороннего развития личности младшего школьника, создаёт тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души; способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.
Цель: формирование у детей любви к своей малой родине, воспитание патриотизма.
Задачи:
1) формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории Ярославского края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;
2) углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов;
3) развитие интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала.
- формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД, в т.ч. ИКТ-компетентности, определённых ФГОС.
Программа предназначена для школьников 9 лет.
Срок реализации программы — 1 год.
На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю, при 34 учебных неделях — всего 34 часа.
Формы занятий. Занятия по курсу краеведения являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:
- беседы;
- учебные спектакли, сценки;
- праздники, экологические сказки;
- народные, подвижные и интеллектуальные игры;
- ролевые игры;
- работа с наглядными пособиями;
- работа с объектами живой и неживой природы;
- экскурсии.
Формы контроля:
Непосредственное участие младших школьников в:
- праздниках;
- конкурсах;
- олимпиадах;
- концертах;
- социальных проектах ( коллективных творческих делах)
- устные выступления учащихся (подготовка сообщений и выступления с докладом).
- анализ продуктов творческой деятельности ребенка.
Формы организации занятий: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые.
Аудиторные — 33 часа, внеаудиторные — 1 час.
Раздел 2.
Общая характеристика курса.
При организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся в школе основополагающими являются определенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
• современный национальный воспитательный идеал-это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
• система базовых национальных ценностей:
• основные направления духовно-нравственного развития и воспитания:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
- формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Раздел 3.
Описание места курса в ООП НОО
Программа курса «Наш край» ориентирована на глубокое и подробное изучение истории родного края, развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к многовековой истории края. Программа направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО. Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.
Программа реализуется в рамках программы духовно-нравственного развития учащихся, раскрывает ценности: родная земля; заповедная природа; экологическое сознание, любовь к России, своему народу, своему краю (своей малой родине).
Раздел 4.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Система базовых национальных ценностей:
- патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, доброта, честь и честность, достоинство;
- гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, трудолюбие, целеустремлённость и настойчивость;
- наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество - мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Раздел 5.
Результаты освоения курса
Второй уровень результатов
(2-3 класс)
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым: ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой.
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Ярославской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
- предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия.
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- установление причинно-следственных связей;
Планируемые предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- особенности истории и жизни коренного населения Ярославского края;
- о вкладе жителей Ярославского края в развитие и культуру России;
- значимые исторические события, в которых принимали участие земляки;
- свою родословную, значение своего имени;
- символы некоторых городов Ярославского края (герб, флаг, историю из создания).
Учащиеся получат возможность:
- рассказать о достопримечательностях своего края, об интересном человеке-земляке, о своей семье;
- принимать участие в мероприятиях, посвящённых празднованию дат, связанным с героическим прошлым нашей страны;
- проводить наблюдения, фиксировать факты, сравнивать их, обобщать;
- соблюдать правила поведения в обществе.
Раздел 6.
Содержание курса
Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам в старшем звене, расширяется и обогащается представление об окружающем мире, который находится вне поля их чувственного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, коррекции их мышления. Обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе занятий, экскурсий, во время наблюдений в природе, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации картин.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке, на предметных занятиях – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, восприятие, речь.
Содержание курса способствует реализации программы здорового и безопасного образа жизни; духовно-нравственного развития ООП; экологического воспитания; рациональной организации учебного процесса с учётом СанПинов, соблюдении требований к использованию ИКТ-средств.
Раздел 7.
Календарно-тематическое планирование
№п.п. | Дата | Тема занятия | Характеристика учебной деятельности | |
План | Факт | |||
Раздел 1. Мы живём в России. | Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).Преобразовывать полученную информацию в соответствии с заданием и представлять её в виде устного и письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны. Находить и показывать на карте границы России, родного региона. | |||
1. | Географическое положение России. Крупные города РФ. | |||
2. | Кем и чем гордится Россия. | |||
3. | Ярославская область на карте России. Наши соседи. | |||
Раздел 2. Край, в котором я живу. | ||||
4. | Города Ярославского края. | |||
5. | Проект «Сказочная карта нашего края». | |||
6. | Ярославль – город древний, город молодой. | |||
7. | Проект «Исторические памятники Ярославля». | |||
Раздел 3. Моя семья. | Составлять вместе со старшими родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также судьбе представителей разных поколений. | |||
8. | История моего имени. | |||
9. | Проект «История русских имён». | |||
Раздел 4. Наши традиции. | Находить и извлекать необходимую информацию о родном края из текста, иллюстраций, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).Преобразовывать полученную информацию в соответствии с заданием и представлять её в виде устного и письменного текста, рисунка. | |||
10. | Ремёсла нашего края. | |||
11. | Семейный быт. | |||
12. | Пища и домашняя утварь. Традиции русского чаепития. | |||
13. Вн. | Игры и развлечения нашего края. | |||
Раздел 5. Красота природы родного края. | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных и растениях, природных памятниках своего региона и обсуждать полученные сведения. проводить наблюдения во время экскурсий. Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными. Оценивать влияние современного человека на природу. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своими оппонентами. | |||
14. | Геология . Геологические эры развития Земли. Практ. раб. «Лепим динозавра». | |||
15. | Условия жизни в лесу и в городе. | |||
16. Вн. | Экскурсия. Наблюдение за природой. | |||
17. | Фотовыставка «Наблюдаем за птицами». | |||
18. | Муравейник – лечебница для птиц. | |||
19. | Красная книга Ярославской области. Оформление газеты. | |||
20. | Природные памятники Ярославской области. | |||
21. | Игра-путешествие по Рыбинскому «морю». | |||
22. | Природа нашего края в стихах и рассказах. Знакомство с творчеством писателей. | |||
23. | Природа нашего края в произведениях художников Ярославской области. | |||
24. Вн. | Экскурсия в художественный музей. | |||
Раздел 6. Творческая и музыкальная культура Ярославской области. | Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах родного края, в т.ч. и в ходе экскурсий в художественный музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах, традициях и порядках родного края, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками. Изготавливать пластилиновые, бумажные, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их кратким поясняющим текстом (устным или письменным). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своими оппонентами. | |||
25. | Фольклор нашего края. Колыбельные, прибаутки, частушки. | |||
26. | Азбука и первые книги на Руси и в нашем крае. Кирилл и Мефодий – учителя славян, составители славянской азбуки. | |||
27. Вн. | Рукописная книга. Новые буквы и цифры. Русские буквари. Экскурсия в школьный музей. | |||
28. | Книги писателей и поэтов Ярославской области. | |||
29. | Колокольный звон России. Музыканты и композиторы Ярославской области. | |||
30. | Конкурс стихов и песен о нашем крае. | |||
31. Вн. | Праздник «Мой край родной». | |||
Раздел 7. Красота рукотворная. | ||||
32. | Проект «Каменное зодчество края.» | |||
33. | Проект «Каменное зодчество края». | |||
34. | Создаём красоту своими руками. Практическое занятие. |
Раздел 8.
Материально-техническое обеспечение занятий
Необходимое оборудование и оснащение | Необходимо/ имеется в наличии |
Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты:
| + |
Учебно-методические материалы: 1. Примерная программа начального общего образования по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии (труду) | + |
Дидактические и раздаточные материалы по предметам:
| + + + + + + + + + |
1.2.3. Аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предмета:
| ± +- |
ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства:
| + + + + + + |
Учебно-практическое оборудование:
| + + |
Оборудование (мебель): 1. Стол учительский с тумбой. 2. Ученические столы 2-местные с комплектом стульев 3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов 4. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п. 5. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. |
+ + + - - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...