Аналитический отчет за 2015-2016 учебный год.
материал (2 класс) на тему

Швецова Фаина Александровна

Отчет по воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_za_2015-2016_god.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Аналитический отчет  о проделанной  воспитательной работе

 за 2015-2016 учебный год

Специальной (корреционной) школы – интернат   VIII вида №108.

Воспитатель: Швецова Ф.А.

На период начала  учебного года по списку во 2 «А» классе количественный состав составлял 13 человек (12 мальчиков, 1 девочка). В течении года Хасков Ярослав  был переведен в соц.защиту (28.09.15), Штейнберг Всеволод был переведен в общеобразовательную школу (07.12.15), во второй четверти в класс поступили новые учащиеся – Шаламберидзе Анастасия и Филиппов Артем. На период окончания 2015-2016 уч.г. в классе по списку 13 человек (11 мальчиков, 2 девочки). Имеются дети входящие в «Группу риска» - Березнев Максим, Подварко Всеволод.

Социальный портрет воспитанников группы 2 «А» класса.

Состав воспитанников по половому признаку

Мальчиков

Девочек

11человек (84,5%)

2(15,5%)

Социальный портрет семьи воспитанников

Полная семья

Неполная семья

Семья группы «риска»

Опекаемые(приемные)

Многодетные семьи

5

2

1

1

5

Социальный статус воспитанников

Дети – сироты

Опекаемые(приемные)

---

2

Структура заболеваемости воспитанников

Снижение зрения

ЧТБ

ЖКТ

2 чел (15,3%)

2 чел (15,3%)

3 чел (16,9%)

Характеристика воспитанников группы

На начало 2015 – 2016 учебного года в группе числилось 13 детей. У всех воспитанников были выявлены различные отклонения в развитии (диагноз умственная отсталость разного генеза), сложная адаптация, эмоциональная неустойчивость нарушения правил поведения, слабая подготовка к школе, отсутствие навыков самообслуживания, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Игровая деятельность преобладала над учебной.

Эти проблемы возникли в новых условиях воспитания и обучения, переход из других учебных учреждений, образование нового коллектива и т.д.

Таким образом, выявились противоречия: между недостаточным уровнем возможностей и потенциальных способностей воспитанников с ОВЗ в силу их психофизических особенностей и необходимостью достижения качественных показателей результата воспитанности;

Проанализировав современные требования к содержанию образования, были изучены психолого – педагогические характеристики воспитанников, выявлены дети с проблемами и определена  

цель педагогической деятельности: создание условий для формирования социально – коммуникативных навыков у детей с ОВЗ на основе комплексного подхода, через различные виды деятельности.

Задачи:

Формировать усвоение и принятие нравственных ценностей, норм и правил поведения в обществе, навыки сознательной дисциплины;

Работать над укреплением физического и психического здоровья;

Формировать коммуникативные навыки для организации досуга и быта;

Развивать индивидуальные личностные качества каждого ребёнка.

Оказать помощь в формировании эмоционально-волевой сферы детей.

Выработать единые требования со специалистами в воспитании детей.

Динамика показателей результата воспитанности за 2015 – 2016 года

Направление

четверть

Коммуникативность

Знание правил общения в коллективе

Сформированность культуры общения

Выработанность навыков санитарно-гигиенических навыков ухода за собой

Сформированность навыков самообслуживания

Развитие творческого мышления и воображения

Выработанность стандартных норм поведения в типичных ситуациях.

1.

35%

42%

40%

41,5%

33,4%

2.

40%

45%

50%

44%

35%

3.

53%

55%

45%

52%

37%

4.

61,5%

60%

58,5%

55%

40%

год

65%

65%

65%

60%

50%

Итог: В период 2015-2016 учебного года отмечается положительная динамика показателей результата воспитанности у воспитанников.

Воспитанники развивают творческие способности в кружках и секциях школьного и дополнительного образования.

Динамика показателей охвата воспитанников дополнительным образованием за 2015 – 2016 учебный  год.

Наименование кружков

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

«Фольклорный ансамбль»

2 чел.

2 чел.

3чел.

4чел.

4 чел.

«Шумовой оркестр»

2 чел.

2 чел.

3 чел.

3 чел.

3 чел.

Спортивный час.

11 чел.

10 чел.

12 чел.

12чел.

12чел.

«Сказкатерапия»

5чел.

5 чел.

5 чел.

5 чел

5 чел.

«Цветные ладошки»

5 чел.

5 чел.

6 чел.

6чел.

6 чел.

«LEGO»

7чел

7чел

7чел

7чел

7чел

Интерактивная игра.

8 чел

8 чел

8 чел

8 чел

8 чел

Психомоторика

6 чел

6 чел

6 чел

6 чел

6 чел

ЛФК

4 чел

5чел

5 чел

6 чел

6 чел

Итог: В период 2015-2016 учебного года отмечается положительная динамика

показателей охвата воспитанников группы дополнительным образованием. Воспитанники группы активно принимают участие в предметных неделях, в школьных, районных, областных  и международных конкурсах и соревнованиях.

Результаты участия обучающихся (воспитанников) в выставках, конкурсах,

соревнованиях и т.д.

Название мероприятия с указанием статуса

Фамилия, имя

Результат

участия

Районный смотр – конкурс «Лучшая елочная игрушка

Для елки в Воронцовском парке»

«Новый год у самоделкина»

Панин Георгий

Ткачук Рустам

Подварко Всеволод

Улитина Татьяна

Кульга Андрей

Грамота участника

Грамота участника

Грамота участника

Грамота участника

Открытый конкурс детского художественного творчества. «Новогодние чудеса»

Г.Солнцево, профессор Никас Сафронов.

Шаламберидзе Анастасия

Березнев Максим

Рузская Анастасия

Диплом II степени

Диплом II степени

Диплом II степени

Районный конкурс «Пасхальные мотивы»

Филиппов Артем

Шаламберидзе Анастасия

Березнев Максим

Улитина Татьяна

Фрадков Михаил

Дипломы участника

Районный конкурс изобразительного искусства

«Живая планета»

Березнев Максим

Улитина татьяна

Колесников Никита

Грамота за участие

Спортивный праздник «А ну-ка парни»

Команда 2 «А» класса

Грамота за 1 место

Международный конкурс-фестиваль детского и молодежного творчества, номинация «Мой край»

Рузская Анастасия

Дипломант III степени

Школьный конкурс газет  «День учителя»

Школьный конкурс газет к «23 Февраля»

Школьный конкурс газет «Новый год»

Школьный конкурс газет «8 Марта»

Школьный конкурс рисунков «9 Мая»

Коллектив 2 «А» класса

Участники

Подготовка и проведение театрализованно – фольклорного праздника для начальной школы «Осенние посиделки»

Коллектив 2 «А» класса.

Участники - организаторы

Проведение открытого мероприятия на «Неделе здоровья»

«Если хочешь быть здоров»

Коллектив 2 «А» класса.

Участники – организаторы.

Участие в школьных праздниках:

«День учителя»

«Новый год»

«Масленица»

«8 марта»

«А ну –ка парни»

Коллектив  2«А» класса

Участники

Традиции группы

Так же в группе сложились традиции: подведение итогов работы актива группы, Дни именинников, операция «Уют». Праздники, посвящённые знаменательным датам, чаепитие «Ура, каникулы», экскурсии на природу.

Анализ условий воспитательного процесса.

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.

Воспитание – это процесс, т. е. постоянно меняющееся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребёнка. Необходимо помнить, что по мере взросления, развития ребёнка, коррекции его дефекта и развития механизмов компенсации его позиция как объекта воздействия меняется.

Основные направления создания воспитательной среды:

- создание системы позитивно действующих факторов: оформление школы, участка школы, спален, туалетных комнат, столовой, игровых и пр.; — разработка разновариантных моделей воспитательных занятий, бесед, экскурсий и создание из них научно-методической базы, которой мог бы пользоваться любой воспитатель;

- организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития информирование механизмов компенсации (игротерапия, оригами, арттерапия, психодрама, куклотерапия).

Ребёнок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учёта его возрастных интересов. Именно поэтому воспитательный процесс строю на двух моментах: мотивы и ведущие виды деятельности для младшего школьного возраста:

Мотивы:

Потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

Настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания;

Потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

Игра в её наиболее развитой форме: предметная, сюжетно – ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой формируется и развивается ориентация ребёнка в самых общих, основных сферах человеческой деятельности;

Учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, так как в процессе её вырабатывается вся система отношений ребёнка с окружающими взрослыми.

Результаты, полученные за период 2015-2016 учебного года позволили мне сделать вывод о том, что решение проблемы создание условий для формирования социально – коммуникативных навыков у детей с ОВЗ на основе комплексного подхода, через различные виды деятельности, на достаточном уровне.

Диагностико-аналитическая деятельность совместно со специалистами школы дала возможность своевременно выявлять отклонения в развитии детей и систематически отслеживать личные достижения учащихся во внеурочной деятельности.

Воспитательная работа строилась  по пяти основным направлениям и в соответствии с разработанной программой  «Духовно нравственное воспитание и развитие обучающихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Основы социализации и общения:

- познавательная деятельность;

- нравственно-правовая деятельность, ценностно – ориентационная, экологическая деятельность – правила поведения в различных жизненных ситуациях, занятия по ППБ, ПДД, ОБЖ, самоорганизация;

- нормы внешнего вида, правила этики.

Физкультурно – оздоровительное воспитание обучающихся воспитанников:

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- просветительская работа по формированию ЗОЖ, соблюдению личной гигиены и сохранению своего здоровья;

Трудовое воспитание:

- трудовая, общественно-полезная деятельность;

- самообслуживание, совместные творческие дела, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе.

Нравственно - эстетическое воспитание:

- творческая деятельность, участие в творческих конкурсах, посещение выставок творческих работ учащихся школы, других образовательных учреждений, жителей города;

- художественно – эстетическая деятельность – оформление и дизайн класса, школы, участие в проведении праздников;

- участие в кружках дополнительного образования;

- участие в школьных, районных концертах, смотрах, конкурсах;

- приобщение к музыке, к культуре, посещение музыкальных концертов;

Гражданско – потриотическое:

- посещение выставок;

-встреча с ветеранами;

-участие в выставках, концертах, конкурсах;

Мониторинг детей проводился каждую четверть .

Входная диагностика помогает определить начальное, первичное состояние проблемы.

Итоговая – позволяет определить эффективность и результативность моей профессионально деятельности.

Организовывая воспитательный процесс, была создана атмосфера доброжелательности, понимания, ценности  ученика. Чтобы каждый воспитанник чувствовал себя комфортно. Все режимные моменты проводились своевременно, в соответствии с требованиями. В педагогической деятельности сочетались обучение,  воспитание и коррекция воспитанников. Для воспитанников была создана воспитывающая среда, которая имела общеразвивающее значение и носила коррекционную направленность, т.к. отвечала поставленным задачам.

В практической деятельности соблюдались  нормы и правила профессиональной этики. В специальной коррекционной школе важно не навредить социальному, нравственному здоровью детей. Для этого создана благоприятная атмосфера, ситуация успеха, уважение  личности каждого ребенка, использование бесконфликтного общение, безусловное принятие каждого ребенка, каким бы он не был.

Работа с родителями велась постоянно.

В течении года составлялись переспективные планы на четверть, в них указывались все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, тематика наглядно – стендовой информации. В свою очередь родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех акциях и совместных мероприятиях школы и класса.

Ведущие цели взаимодействия с семьей – создание в классе необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности школьника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьей.

Информирование родителей о ходе образовательного и воспитательного процессов:

Индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской творческой деятельности.

В соответствии с годовым планом проводились общие  групповые родительские собрания, систематически внутри класса для родителей оформлялись стенгазеты и коллективные работы, выпускались  информационные листки.

Перед родительским комитетом стояла не простая задача: доводить до каждой семьи и педагогов идеи сотрудничества.

Результатом взаимодействия педагогов и родителей являются: повышение активности родителей в жизни школы и класса; выставки совместных работ детей и родителей, участие в праздниках и досугах, совместной  познавательно- творческой деятельности, спортивных мероприятиях.

Вывод о проделанной работе за 2015-2016 учебный год:

В результате проделанной работы у воспитанников сформировались следующие умения и навыки адаптивного поведения и жизненно необходимых навыков:

сформирована личностная идентификация: «Кто я?» — имя, пол, внешность. Знают свои желания, потребности, сильные и слабые стороны;

имеют начальные представления и навыки коммуникативного поведения: человек — существо социальное; есть разные способы общения; владеют навыками речевого обращения в различных ситуациях; умеют использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб; умеют вести диалог, беседу; знают, что такое конфликт и как его можно избежать;

повышен уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления (эти навыки и умения проверяются школьным психологом);

сформированы навыки ответственности за свое состояние здоровья;

владеют навыками (т.е. автоматически, аккуратно) личной гигиены, самообслуживающего труда: чистить зубы, причесываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ, ванну; ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой (красивый и комфортный); содержать свое рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии, владеть навыками уборки класса, спальни;

развиты начальные механизмы творческого воображения: могут описать ощущения при прослушивании музыки; нарисовать настроение; сделать поделку в различных техниках.

сформирована система учебных и элементарных трудовых навыков и умений: умеют играть с игрушками, в настольную игру, работать с книгой; любят читать (или хотя бы, чтобы им читали; знают технологию поведения на уроке, при самоподготовке и пр.) .

коллектив сплочён, в группе есть актив, к планированию общественной деятельности привлекались воспитанники группы, высказывая свои интересы, желания и возможности. В отдельных случаях воспитанники могли повлиять на детей нарушающих правила поведения, призывая их к соблюдению правил и норм, высказывая свою точку зрения на происходящее. Все воспитанники имеют общественные поручения. В течение года поручения менялись, чтобы каждый мог проявить себя в общественной жизни группы, имея разные социальные роли. Воспитанники старались ответственно относиться к порученному делу.

Но на фоне положительных моментов отмечаются и отрицательные: взаимоотношения со сверстниками и взрослыми у Березнева М., Филиппова А., Подварко Вс.,Бурмистров Д.,  и Кульга А.  на низком уровне, частые нарушения правил поведения в школе и общественных местах. Взаимоотношения в коллективе сложные, перечисленные воспитанники могут позволить сквернословие, обидеть одноклассников, нарушить правила поведения. С этими детьми проводилась постоянная индивидуальная коррекционная работа.

Для получения объективных данных были освоены :

- методы педагогической диагностики

- способы устанавливать логические связи между результатами и созданными условиями работы

- умение диагностирования проблем, навыком прогнозирования и проектирования механизмов их ликвидации. 

В течении года в работе  использовались  современные педагогические технологии:

Педагогика сотрудничества (Макаренко, Сухомлинский);

Личностно-ориентированного развивающего обучения (Якиманская);

Игровые технологии (Шмаков);

Технология КТД (Иванов);

Здоровьесберегающие технологии

Технология диагностики и развития психических процессов (Карпова);

Технология оказания психологической помощи (Овчаровой).

Технология нестандартных воспитательных часов предусматривает следующие формы: экскурсии, встречи с интересными людьми, дискуссии, интеллектуальные игры, практикумы, тренинги, моделирование ситуаций, КТД.

Были пройдены курсы,  для  профессиональной компетентности в процессе саморазвития и самосовершенствования:

  1.  «Развитие различных форм государственно- общественного управления образованием в условиях изменения правовых основ регулирования отношений в сфере образования» (72 часа)

Постоянно пополнялся  образовательный  портал, в котором регулярно  выкладывались методические  материалы  по коррекционной работе, для обменом опытом:

http://nsportal.ru/shvetsova-faina-aleksandrovna

Анализ выполнения требования к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показали стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.

Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации и родителей, а также использование приемов коррекционного обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.

В минувшем году были выявлены следующие проблемы и недостатки:

- не все родители прислушиваются к советам воспитателей, специалистов (психолога, логопеда…), медсестры, врача, психиатра. В связи с этим возникают проблемы детей: есть нарушения в звукопроизношении, поведении, не вовремя ставятся прививки или не пройдена диспансеризация, опоздания и пропуски, не правильное лечение или вовсе его отсутствие…и т.д.

Годовые задачи на 2016-2017 учебный год.

Результаты деятельности группы за 2015-2016 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.

С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем  году, намечены следующие задачи на 2016-2017 учебный год.

  1. Продолжение целенаправленной работы с детьми по всем воспитательным областям;
  2. Совершенствование работы по взаимодействию с родителями;
  3. Расширение коррекционно- развивающей среды в классе;
  4. Повышение уровня педагогического мастерства.
  5. Продолжение работы по рабочей программе «Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы  VIII  вида».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет за 2012-1013 учебный год

В данном отчете дан анализ работы учителя за 2012-2013 уч. год....

Отчет руководителя ШМО за 2015 - 2016 учебный год

Материал в помощь руководителю ШМО...

ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Аналитическая справка по итогам 2015/2016 учебного года

Аналитическая справка составлена на основе учебных достижений обучающихся за  прошедший учебный год....

Аналитический отчёт о результатах работы кафедры начального образования за 1 полугодие 2015-2016 учебного года

Аналитический отчёт о результатах работы кафедры начального образования за  1 полугодие 2015-2016 учебного года...

Аналитический отчет о работе педагога – психолога: Ахмедуллиной Адели Фанисовны за учебный 2015 – 2016 год.

На 2015 – 2016 учебный год, была поставлена следующая цель: содействовать в создании системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении адаптированной основной образовательной программы нач...

Аналитический отчет за 2020- 22 учебный год

Аналтический отчет за 2020-22 учебный год....