Отчет руководителя ШМО за 2015 - 2016 учебный год
статья на тему
Материал в помощь руководителю ШМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_o_rabote_shmo_uchiteley_nachalnyh_klassov.docx | 61.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт о работе ШМО учителей начальных классов
в 2015 – 2016 учебном году
В 2015-2016 учебном году педагогический коллектив школы № 57 работал над методической темой «Создание условий для профессионально-личностного роста педагога как одного из основных условий обеспечения качества образования».
Исходя из методической темы, работа учителей начальных классов в 2015-2016 учебном году была направлена на решение проблемы «Повышение качества образовательного процесса посредством внедрения нового стандарта ДНР и применения компетентностного подхода в обучении в начальной школе».
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, Законом об образовании ДНР, учитывая специфику образовательного учреждения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи:
- Создать условия для изучения особенностей нового стандарта ДНР.
- Повышать качество преподавания предмета через применение компетентностного подхода в обучении.
- Формировать условия для выявления одаренных детей и работы с ними, обеспечить качественную подготовку и результативное участие обучающихся в предметных олимпиадах, интернет-олимпиадах, конкурсах.
- Организовать работу по формированию и систематизации банка передового педагогического опыта членов МО.
- Повышать уровень самообразования каждого учителя как одно их требований к условиям внедрения нового стандарта ДНР.
Реализация целей и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов городского и районного уровней, была направлена на защиту прав и интересов всех участников воспитательно-образовательного процесса.
МО учителей начальных классов работало в течение года по плану, составленному и утверждённому в августе 2015 года.
На заседаниях МО проводилось тестирование, анкетирование учителей по владению различными методиками преподавания, осуществлялась самооценка и оценка профессиональной деятельности и личности учителя. В результате выявлялись причины профессиональных затруднений, определялись актуальные направления работы МО.
В методическое объединение учителей начальных классов входит 5 учителей начальных классов.
Анализ уровня кадрового потенциала
Всего | Образование | Стаж работы | Категория | Звание | |
20-30 | свыше 30 | «старший учитель» - 2 | |||
5 | высшее | 2 | 3 | высшая | «учитель – методист» - 1 |
Особенностью работы ШМО в этом учебном году является деятельность в период перехода начального образования на новые стандарты. Обучение проходило по программе «Школа России».
В этом учебном году интенсивно проводилась информационная работа с родителями будущих первоклассников по вопросам организации обучения детей: обсудили образовательный стандарт ДНР, познакомили родителей с образовательной программой школы.
Отличительной особенностью образования младших школьников является организация внеурочной деятельности, которая осуществляется по 5-ти направлениям:
- общеинтеллектуальное
- духовно–нравственное
- спортивно-оздоровительное
- патриотическое
- общекультурное
Итоги заседаний ШМО
В течение учебного года заседания ШМО были направлены на подготовку учителей к работе по новым образовательным стандартам ДНР и проводились по следующим направлениям:
- обновление содержания образования;
- внедрение новых образовательных технологий;
- формирование информационно – коммуникационной культуры педагога;
- формирование исследовательской культуры педагога;
- формирование культуры здоровья участников образовательного процесса;
- формирование системы работы с одаренными детьми и слабоуспевающими детьми;
- инклюзивное образование;
- распространение актуального педагогического опыта.
Заседания ШМО проходили в активной форме: семинары, круглый стол, доклады, обобщение опыта работы аттестующихся учителей и т.д. Особое внимание уделялось вопросам, связанным с образовательным процессом. При этом рассматривались проблемы, возникающие в ходе практической работы учителя.
Формирование информационно – коммуникационной культуры педагога
За последние два года значительно повысился уровень информационно – коммуникационной культуры педагога. Это проявляется:
- в использовании на уроке ИКТ, создании собственных электронных продуктов;
- использование возможностей Интернет при подготовке к урокам;
- участие педагогов в видеоконференциях, вебинарах, конкурсах на педагогических сайтах;
- публикация методических разработок, конспектов уроков, сценариев внеклассных мероприятий в различных интернет порталах;
- использование Интернета для повышения квалификации, знакомства с новыми образовательными технологиями;
- создание собственных страничек и мини-сайтов. (Андрианова И.Ф., Якобчук Л.В.)
Формирование культуры здоровья участников образовательного процесса
Особенностью работы педагогов в этом направлении в последние годы стало применение в работе здоровьесберегающей технологии. Поэтому в данном контексте уместно говорить об использовании ее элементов, таких как:
- работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка;
- частая смена видов деятельности с целью снятия утомляемости;
- создание на уроках комфортной среды для каждого ученика;
- гимнастика для глаз.
Формирование системы работы с одаренными детьми
Это направление является традиционным в работе учителя начальных классов. В последнее время формами такой работы стали:
- школьное научное общество, факультативы, конкурсы, олимпиады (интеллектуальная одаренность);
- кружковая работа, выставки, конкурсы (творческая одаренность);
- соревнования, спартакиады, олимпиады (спортивная одаренность);
- музыкальная студия, концерты, конкурсы (музыкальная одаренность).
Новой формой развития одаренных детей стало участие младших школьников в проектной и исследовательской деятельности. Участие учащихся начальных классов в заочных олимпиадах и викторинах по разным предметам. По итогам участия детей в конкурсах и олимпиадах в начальной школе определяется список одаренных детей, которые награждаются дипломами.
Инклюзивное образование
Дети с ограниченными возможностями обучаются в общеобразовательном учреждении наравне со всеми остальными детьми. В начальной школе таких два: Мышко Дмитрий, Манчха Данил.
Распространение актуального педагогического опыта
Учителя начальной школы не только постоянно совершенствуют свое мастерство через курсы повышения квалификации и в ходе самообразования, но и активно делятся своим опытом с коллегами. Это происходит в следующих формах:
- проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий на школьном уровне;
- проведение семинаров на заседаниях ШМО;
- печатание собственных методических разработок на различных педагогических порталах.
Итоги работы ШМО учителей начальных классов
В этом учебном году вся работа ШМО учителей начальных классов была направлена на формирование у учителей новых подходов к организации учебного процесса, согласно требованиям новых стандартов ДНР.
- Учителя активно внедряют в практику новые образовательные технологии, здоровьесберегающую технологию.
- Учителя используют новые формы работы с одаренными детьми.
- Учителя постоянно занимаются самообразованием, в том числе и развитием собственной ИКТ – компетентности.
Проблемы учителей начальных классов
В ходе реализации новых стандартов ДНР у учителей возникают вопросы, связанные с написанием рабочей программы и плана воспитательной работы, вопросы по организации учебного процесса и внеурочной работы.
Задачи ШМО учителей начальных классов на 2016 – 2017 учебный год:
Направить деятельность ШМО на формирование у педагогов нового подхода к обучению младших школьников, способствовать внедрению в урок новых образовательных технологий.
Развивать информационно – коммуникационную культуру педагогов, направленную на совершенствование образовательного процесса.
Способствовать распространение актуального педагогического опыта учителей начальных классов.
Результаты итогового контроля знаний учащихся 1 класса
В первом классе мониторинг прохождения программного материала осуществляется методами наблюдения и анализа.
Цель работы – определение достижения учащимися 1-го класса уровня обязательной подготовки по русскому языку, а также сформированности некоторых общеучебных умений – правильного восприятия учебной задачи, умения работать самостоятельно, контролировать свои действия, находить несколько правильных ответов, определять задачу, которая не имеет решения.
Анализ итоговой работы по русскому языку
Класс | Успеваемость | Качество | Уровень обученности | Средний балл |
1 | 81,82% | 63,45% | 53,45% | 3,55 |
Основные ошибки, допущенные в диктанте - это пропуск и замена букв, неправильное написание слов с мягким знаком. Анализ допущенных учащимися ошибок позволяет выделить следующие причины:
- отсутствие у части учащихся орфографической зоркости, врожденной грамотности, достаточного уровня сформированности навыков контроля и самоконтроля.
- непрочное усвоение некоторыми учащимися теоретических сведений русского языка и недостаточный уровень сформированности у учащихся умения применять полученные знания на практике.
- отсутствие во многих случаях систематической работы над ошибками.
Анализ итоговой работы по математике
Цель работы – определение достижения учащимися уровня обязательной подготовки по курсу математики 1-го класса, а также сформированности некоторых общеучебных умений – пространственных представлений, ориентации в пространстве, правильного восприятия учебной задачи, контроля и корректировки собственных действий по ходу выполнения задания.
Класс | Успеваемость | Качество | Уровень обученности | Средний балл |
1 | 81,82% | 81,82% | 68,36% | 4% |
Учащиеся 1 класса справляются с решением задач и примеров, умеют сравнивать именованные числа, но допускают ошибки в вычислениях.
Анализ результатов работы по математике позволяет выделить следующие проблемы:
1) Недостаточный уровень сформированности у учащихся умения решать задачи: (анализ условия задачи, составление плана решения задачи, реализация принятого плана с пояснением действий и проверка решения).
2) Средний уровень образного и логического мышления у ряда учащихся.
3) Решение задач на уроках еще не стало предметом самостоятельности учащихся (в классе преобладает фронтальная форма в процессе разбора и решения задач).
4) Трудности в уяснении смысла задачи (особенно, если задача дана в косвенной форме).
5) Слабый навык сформированности у обучающихся контроля и самоконтроля.
Литературное чтение
Цель работы – определение уровня осознанности чтения у учащихся
1-го класса в процессе самостоятельного чтения текста и ответов на вопросы по содержанию текста, а также сформированности некоторых общеучебных умений – правильного восприятия учебной задачи, контроля и корректировки собственных действий в процессе выполнения заданий.
Класс | Высокий уровень | Низкий уровень |
1 | 9 (82%) | 2(18%) |
Результаты проверки техники чтения представлены в виде диаграммы.
На протяжении всего учебного года учитель первого класса в работе с родителями проводила информационную разъяснительную работу по организации учебно-воспитательного процесса, результатам диагностики и мониторинга.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
- По сравнению с началом года у первоклассников улучшились следующие показатели:
- Уровень развития произвольных процессов вырос на 25%.
- Работоспособность детей и внимание остались на хорошем уровне.
- Зрительно-моторные координации улучшились на 16%.
- Ориентация в пространстве листа увеличилась на 4%.
Но прослеживается снижение мотивации учения на 4% и уровня зрительной памяти на 6%. Причиной этого может быть утомление детей и усложнение программы к концу года.
На основе дифференцированного подхода педагоги начальных классов в течение учебного года вели работу с одаренными детьми и учащимися, имеющими слабые знания по предметам, создавали комфортный психологический климат в классах, повышали учебную мотивацию обучающихся, что отразилось в устойчивом повышении качества знаний.
Проблема формирования навыков грамотной письменной речи и письма на сегодняшний день остается одной из главных проблем, стоящих перед начальной школой. Большую роль в решении этой проблемы может и должен оказать обмен опытом и совместное определение направлений в работе всего методического объединения учителей начальных классов и тесная связь с учителями русского языка.
В 2015-2016 учебном году контроль качества обучения в начальной школе осуществлялся согласно плану. В течение года проводился мониторинг уровня сформированности обязательных результатов успеваемости по русскому языку, литературному чтению и математике в виде административных контрольных работ, включающий три этапа: 1 - стартовый (входной) контроль, 2- промежуточный (полугодовой контроль), 3- итоговый (годовой контроль).
Анализ итоговой контрольной работы по русскому языку в 2-4 классах показал, что с работой справилось 100% учащихся, качество выполнения составило 75%, уровень обученности 69,38%.
Анализируя причины ошибок, допущенных учащимися в итоговой работе, можно выделить наиболее важные из них: отсутствие у многих учащихся орфографической зоркости, врожденной грамотности, высокого уровня сформированности навыков контроля и самоконтроля; непрочное (поверхностное) усвоение многими учащимися теоретических сведений (правил) русского языка и недостаточный уровень сформированности у учащихся умения применять полученные знания на практике, отсутствие во многих случаях систематической работы над ошибками, отсутствие должного контроля за выполнением учащимися домашних заданий со стороны родителей.
В целях повышения грамотности учащихся первой ступени обучения необходимо:
- повысить результативность работы по совершенствованию у учащихся навыков письма;
- добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
- систематически осуществлять работу над ошибками, довести до сведения учащихся и родителей алгоритм работы над каждой орфограммой.
Анализ итоговой контрольной работы по математике в 2-4 классах показал, что с контрольной работой справилось 100% учащихся, качество выполнения составило 68,75%, уровень обученности 66,5%.
Среди причин, лежащих в основе выявленных в ходе проведения итоговых работ по математике ошибок, можно выделить следующие, наиболее существенные: недостаточный уровень сформированности у учащихся умения решать геометрические задачи (нахождение площади, периметра фигуры); недостаточный уровень сформированности у учащихся младших классов общего способа работы над задачей (анализ условия задачи, составления плана решения задач, реализация принятого плана с пояснением действий и проверка решения); проблемы в табличном делении, решении примеров на порядок действий, решении уравнений, нахождении части от целого числа, преобразовании именованных величин, недостаточно прочно отработаны приемы работы учащихся с таблицами сложения и вычитания, умножения и деления на этапе доведения навыков до уровня автоматизма, невысокий уровень усвоения учащимися алгоритма вычислений, в записи множителей, при умножении чисел «в столбик», в делении чисел с нулем «в середине», в определении числа цифр в частном, в действиях с многозначными числами, отсутствие должного контроля со стороны родителей за выполнением учащимися домашнего задания.
Проблема повышения уровня математической подготовки учащихся начальных классов, как в плане развития, так и в плане формирования вычислительных навыков и умений решать задачи, остается важной для методического объединения и школы в ближайшее время.
В целях повышения уровня математической подготовленности учащихся младших классов необходимо: повысить персональную ответственность каждого учителя за результат работы; совершенствовать навыки решения всех типов задач.
Всем учителям начальных классов необходимо придерживаться следующего плана действий: тщательно отрабатывать с учащимися таблицу сложения чисел в пределах 10; 20, уделяя достаточно внимания формированию соответствующих вычислительных приемов, добиваясь знания таблицы каждым учащимся наизусть; добиваться усвоения состава каждого числа первого десятка из двух слагаемых; добиваться усвоения каждым учащимся таблицы сложения однозначных чисел; добиваться высокого уровня усвоения соответствующих правил, лежащих в основе вычислительных навыков и приемов сложения и вычитания чисел в пределах 100; добиваться от учащихся обоснования правильности выбора действия при решении простой задачи.
Анализ проверки техники чтения по литературному чтению во 2 – 4 классах показал, что с работой справилось 100% учащихся, качество выполнения составило 84,38%, уровень обученности 82,13%.
По итогам проверки техники чтения, можно выделить наиболее существенные замечания: неэффективное использование приемов работы по развитию фонематического слуха; недостаточная реализация требований к контролю за техникой чтения в классе, ГПД и дома; недостаточный уровень сформированности у учащихся потребности в ежедневном чтении; снижение интереса к чтению вообще, и особенно, к чтению вслух.
В целях ликвидации и предупреждения пробелов по составляющим техники чтения необходимо: регулярно проводить индивидуальный контроль за ходом формирования у учащихся технической стороны чтения; вести строгий учет пробелов, наглядно отражать динамику овладения учащимися приемов чтения; добиваться осуществления регулярного контроля за чтением учащихся дома, обсуждения прочитанного, а также оценке прочитанного самими учащимися; на уроках чтения больше внимания уделять применению различных методик, способствующих повышению техники чтения, такие как “чтение с карандашом”, “жужжащее” чтение (в течение 3-5 минут в начале каждого урока), чтение “парами”, “по цепочке”, “по ролям”, выборочное чтение и т.п.
Результаты мониторинга по русскому языку в 2015/2016 году 2 – 4 классов
Результаты мониторинга по математике в 2015/2016 году 2 - 4 классов
Результаты техники чтения по литературному чтению
в 2015/2016 году в 2 – 4 классах
Результаты мониторинга позволяют сделать вывод, что учащиеся класса усвоили программный материал по данным предметам.
Учителям начальных классов необходимо довести подробную информацию об уровне подготовленности, общем развитии и социуме каждого выпускника начальной школы до учителей среднего звена для координации работы по преемственности, снижению риска возникновения стрессовых ситуаций при переходе учащихся в среднюю школу.
Учителям начальных классов тщательно проанализировать результаты своей педагогической деятельности, выявить положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на уровень преподавания.
В начале каждого учебного года зам. директора по УВР совместно с руководителем МО проводится изучение организации воспитательно-образовательного процесса в период адаптации учащихся 1-х, 4-х классов к новым образовательным условиям.
В соответствии с планом работы была проведена проверка уровня адаптированности обучающихся первых классов. Проверку проводила зам. директора по УВР., школьный психолог. Были посещены уроки, внеклассные мероприятия, проведены индивидуальные беседы, велось наблюдение. Посещение уроков, наблюдение за учащимися во внеурочное время, беседы с родителями обучающихся 1 класса предоставили возможность смягчить процесс адаптации, развивать мотивацию школьного обучения, сохранить физическое и психологическое здоровье учеников. На основании проведенной проверки классному руководителю были даны следующие рекомендации:
- осознать идеи адаптационного периода;
- проводить учебно-воспитательную работу в классе исходя из специфики данного классного коллектива;
- с обучающимися, требующими особого внимания к себе, необходимо вести индивидуальную работу;
- классный руководитель должен проводить работу в детском коллективе, разработанную через систему воспитательной работы;
- необходимо выработать совместные с семьей единые требования в развитии учебных умений обучающихся, их познавательной активности,
- вести психолого–педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.
Вопрос преемственности в обучении и воспитании учащихся между 4-5 классами – решается ежегодно, планируется работа, анализируется деятельность учителя, ведётся работа по преемственности между предметными МО.
По результатам педагогического совета, который проходил совместно с учителями среднего звена, с целью выработки единых требований по преемственности учащихся I и II звена принято решение:
- на уроках математики продолжить работу по развитию математической речи, использовать задания, позволяющие учащимся свободно оперировать названиями компонентов и результатами действий сложения, вычитания, деления и умножения, учить детей рациональным приёмам устного счёта;
- по русскому языку проанализировать программу и запланировать вопросу по сопутствующему повторению тем: перенос слова, границы предложения, написание однородных членов предложения, инфинитива – ть; продолжить работу по формированию каллиграфического навыка;
- учителям начальных классов продолжить работу по выработке единых орфографических требований при ведении дневников учащимися 2 – 4 классов;
Руководителем методического объединения и заместителем директора по УВ,. постоянно осуществлялся контроль за ведением школьной документации, составлялись тексты контрольные работы за четверть (год), проводилась проверка дневников и тетрадей учащихся.
На заседании МО было отмечено, что журналы, личные дела заполнены аккуратно, без грубых нарушений. В соответствии с государственными программами количество часов и темы, отведенные на данный период времени, пройдены по всем предметам. Единый орфографический режим соблюдается. Учителя выполняют инструкцию по ведению классных журналов. Накопляемость отметок обучающимися учителями и учителями – предметниками соответствует инструкции по ведению классных журналов. Тетради учащихся ведутся в соответствии с требованиями, выработанными методическим объединением. По сравнению с предыдущими годами более качественно составлено календарно-тематическое планирование, четко соблюдался график контрольных работ.
Учителями методического объединения была организована неделя начальной школы, в рамках которой были проведены такие мероприятия как «Линейка – открытие «На старт! Внимание! Марш!...»; Визитка класса, математический КВН, путешествие в страну Геометрии, математическая викторина, конкурс чтецов, конкурс рисунков, посещение детской библиотеки, интеллектуальная игра «Почемучка», «Умники и умницы», выставка творческих работ.
На основании результатов работы МО за 2015-2016 учебный год можно сделать следующие выводы:
1. Базовый уровень знаний достигнут во всех классах. Учебные программы по итогам года выполнены, отставаний нет. Все учащиеся начальной школы аттестованы и переведены в следующий класс.
2. Учителя начальной школы работали над повышением качества урока, повышением качества знаний учащихся, формированием условий для развития индивидуальных и творческих способностей учащихся.
3. В условиях перехода на новый стандарт ДНР организация внеурочной развивающей деятельности способствовала развитию творческого потенциала учащихся.
4. Осуществлялся компетентностный подход в учебной деятельности и во внеурочной деятельности учащихся.
Анализ воспитательно-образовательного процесса начальной школы выявил некоторые проблемы, над которыми необходимо работать в следующем учебном году:
1) повышение мотивации педагогов к повышению профессионального мастерства через участие в конкурсах профессионального мастерства, активное участие в учебно-методической работе школы;
2) повышение качества урока через использование эффективных методик, технологий обучения;
3) создание условий для выявления и работы с одаренными детьми;
4) усиление педагогической коммуникации с целью распространения положительного опыта учителей.
РЕШЕНИЕ:
Работу МО начальных классов в 2015-2016 учебном году считать удовлетворительной.
Тема работы МО учителей начальных классов на 2016 -2017 учебный год: «Система работы начальной школы, направленная на обновление содержания начального образования посредством введения нового стандарта ДНР».
Цель: совершенствование образовательного пространства для обеспечения нового качественного образования в соответствии с новым стандартом ДНР.
Задачи:
1.Продолжать оказывать методическую помощь учителям начальной школы в совершенствовании обучения и воспитания младших школьников в условиях перехода на новый стандарт через освоение и использование в образовательном процессе современных методик, форм, технологий обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы классного руководителя на 2015-2016 учебный год
План воспитательной работы поможет классному руководителю спланировать свою деятельность. Содержит темы бесед для уроков бдительности, перечень мероприятий по профилактике правонарушений, темы родител...
ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ на 2015-2016 учебный год
План работы методического объединения классных руководителей на 2015-2016 учебный год...
План работы МО классных руководителей на 2015-2016 учебный год
План работы МО классных руководителей по четвертям....
Отчёт классного руководителя по воспитательной работе с учащимися за I и II полугодие 2015/2016 учебного года. (Классный руководитель ИвановаЕ.С.МАОУ Гимназия №2 г.Балаково)
Общешкольная цель на 2015-16 учебный год:· воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, стремящегося к сохранени...
ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Отчет о проделанной работе МО НШ МБОУ «СОШ№7» за 2015-2016 учебный год
Коллектив начальной школы работал над темой: «Корпоративное обучение эффективным практикам согласно ФГОС».Вся работа МО была направлена на достижение цели: «Создание инклюзивного образовательного прос...
Аналитический отчет за 2015-2016 учебный год.
Отчет по воспитательной работе....