Программа внеурочной деятельности по курсу «Дидактическая игра» 1- 5 класс.
рабочая программа по теме
В нашей программе описаны универсальные учебные действия с 1 по 5 класс по курсу "Дидактическая игра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_kursu_didakticheskaya_igra.docx | 56.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I – II вида»
Программа
внеурочной деятельности по курсу «Дидактическая игра»
1- 5 класс.
Составили воспитатели:
Автор:Ильясова Г.Г.
Соавтор: Бидянова В.А.
Миасс
2016 Г.
Оглавление:
1.Универсальные учебные действия………………………………. .6
2.Содержание курса..…………………………………………………3
3. Приложение…………………….…..………………………………26
Универсальные учебные действия по курсу внеурочной деятельности «Дидактическая игра» | ||||
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1 класс | 1.Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 2. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством воспитателя. 2. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством воспитателя. 3. Определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством воспитателя. 4. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным воспитателем. | 1. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 2. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков. | 1. Отвечать на вопросы воспитателя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре. 5. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
Универсальные учебные действия по курсу внеурочной деятельности «Дидактическая игра» | ||||
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
2 класс | 1. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 2.Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 3.Проявлять самостоятельность в разных видах игр. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством воспитателя. 2. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством воспитателя. 3. Определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством воспитателя. 4. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным воспитателем. 5. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. | 1. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы | 1. Отвечать на вопросы воспитателя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге. 4. Участвовать в паре. 5. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. 6.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 7. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
Универсальные учебные действия по курсу внеурочной деятельности «Дидактическая игра» | ||||
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
3 класс | 1. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 2.Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 3.Проявлять самостоятельность в разных видах игр. 4. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. | 1. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. 5. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.) 6. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. 7. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | 1. Отвечать на вопросы воспитателя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге. 4. Участвовать в паре. 5. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. 6.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 7. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 8. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 9.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
Универсальные учебные действия по курсу внеурочной деятельности «Дидактическая игра» | ||||
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
4 класс | 1. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 2.Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 3.Проявлять самостоятельность в разных видах игр. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях самостоятельно. 5. Определять правильность выполнения задания, на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе образцов. 6. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения. 7. Использовать при выполнения задания инструменты и приборы. |
1. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. 5. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.) 6. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. 7. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 4. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. |
Универсальные учебные действия по курсу внеурочной деятельности «Дидактическая игра» | ||||
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
5 класс | 1. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 2.Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 3.Проявлять самостоятельность в разных видах игр. 4. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Определять цель учебной деятельности самостоятельно. 3. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. 4. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 5. Использовать при выполнения задания инструменты и приборы. 6. Определять правильность выполнения задания, на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе образцов. | 1. Отвечать на вопросы учителя, самим задавать вопросы. 2. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 3. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. 4. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.) 5. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. 6. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 7.Описание предметов по плану. 8. Нахождение ошибок в текстах. | 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 4. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, проявлять доброжелательное отношение к партнерам. 5.Критично относиться к своему мнению. 6. Понимать точку зрения другого. |
Планируемые результаты.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Выпускник должен научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной точкой зрения;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника(партнера) , организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с воспитателем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Выпускник должен научится:
- соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
- участвовать в паре;
- участвовать в диалоге;
- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- понимать точку зрения другого;
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
-стараться уважать позицию партнера в процессе совместной деятельности.
В сфере познавательных универсальных учебных действий у выпускников будут сформированы навыки использования знаковосимволических средств, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
Выпускник должен научится:
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- способность к самооценке на основе критерия успешности;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,, иллюстрация и др.);
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение. Выпускник должен научится:
- определять цель учебной деятельности самостоятельно.
- оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
- самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
- использовать при выполнения задания инструменты и приборы.
- определять правильность выполнения задания, на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе образцов.
В сфере метапредметных универсальных учебных действий выпускник получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- под руководством учителя распределять роли, сотрудничать, оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
- стараться уважать позицию партнёра в процессе совместной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Дидактическая игра»
1-5 класс
Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: 1 — обучающая, которую преследует взрослый, 2— игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с нарушениями слуха, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения.
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Все эти принципы предусмотрены в системе расположения игр, данных в программе.
Игры направлены на развитие восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения. Данные группы игр выделены условно, потому что в каждой игре может быть определено несколько целей. Это и развитие внимания, мелкой моторики, мышления и других психических процессов. В процессе использования предлагаемых игр происходит развитие интереса к игровой деятельности. В процессе подбора и описания игр учтены особенности познавательного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушенным слухом.
С помощью дидактических игр может, быть преодолено неблагополучие в умственном развитии ребенка с ОВЗ, возникшее из-за задержек в его воспитании и обучении и включающее применение коррекционно-развивающих методов и приемов. Все игры апробированы в работе с детьми, воспитывающимися в школьных образовательных учреждениях компенсирующего вида.
Цель дидактических игр – обучать детей, тренировать и развивать их психические процессы(развитие памяти, внимания, мышления, восприятия) и прививать им положительные черты характера.
Задачи:
- развитие познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитие речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Приемы и методы:
-помощь воспитателя в словесном оформлении ответа;
- выполнение поручений с последующим отчетом;
- словесные упражнения;
- описание предметов по плану;
- выделение предмета по существенным признакам;
- классификация по различным основаниям;
- заполнение таблиц;
- нахождение ошибок в тексте;
- упражнение на внимание;
- нахождение отличий картинок и предметов;
- отгадывание ребусов, кроссвордов;
- определение предметов на ощупь;
- сравнение, обобщение, анализ;
- нахождение предметов в окружающей обстановке по определенным параметрам: цвету, форме, материалу;
- употребление наречий «прямо», «вверху», «внизу», « слева», «справа»;
- ориентирование на листе бумаги;
- знания о геометрических фигурах и цвете, форме;
- анализ, установление простейших причинно-следственных связей, делать обобщения;
- знание обобщающих понятий по основным темам.
Приложение
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
по дидактической игре 3 класса.
Корректировка программы. По плану: Фактически: __________________. Причина: (больничные лист, праздничные дни). Корректировка программы: объединены занятия № __ и № __. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность по курсу "Подвижные игры народов мира". 1 класс.
Внеурочная деятельность по курсу "Подвижные игры народов мира" для первого класса. Программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты с УУД, содержание программы, календарно-темат...
Программа внеурочной деятельности надпредметного курса "Мир деятельности", 1 класс
Основной, системообразующей линией данной программы внеурочной деятельности является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, к...
Программа курса внеурочной деятельности «Подвижные и спортивные игры» 3 класс
Программа курса внеурочной деятельности "Подвижные и спортивные игры " 68 часов...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу Подвижные игры "Веселая зарядка"
Укрепление здоровья детей, формирование двигательной активности, развитие физических качеств, формирование культуры общения со сверстниками....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19
Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности учебного курса «Социокультурные истоки» 1 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияОсновой для разработки программы послужила авторская про...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Функциональная грамотность" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Функциональная грамотность" 1 класс...