Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности учебного курса «Социокультурные истоки» 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияОсновой для разработки программы послужила авторская программа «Истоки» - результат совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_sotsikulturnye_istoki_1_klass.docx | 35.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Школа-сад №7»
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
Приказ № ___от «__»______2019 г.
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей ______________________________ Протокол №__от «___»____2019 г. Руководитель МО _________________________Ф.И.О. _______________________ подпись | УТВЕРЖДЕНО на заседании методического совета Протокол №___от «___» ____2019 г. Председатель МС ________________________Ф.И.О. _______________________ подпись | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР ______________ Ф.И.О. «___» _________2019 г. _____________ подпись . .
|
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по внеурочной деятельности учебного курса «Социокультурные истоки»
(духовно-нравственное направление)
Класс: 1 «Е»
Уровень образования: начальное общее образование
Уровень усвоения программы: базовый
Срок реализации программы -2019/2020 гг.
Количество часов по учебному плану:
Всего – 33 ч/год (33 учебные недели); 1 ч/неделю
Рабочую программу составила: Измайлова Лариса Алексеевна
г. Ханты-Мансийск
2019
Пояснительная записка
Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ "ЦО "Школа-сад №7", Основой для разработки программы послужила авторская программа «Истоки» - результат совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
* развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
* осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
* создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
* обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Цель: освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры.
Задачи:
- Приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
- Организовать взаимодействие детей и взрослых;
- Создать условия для развития познавательной сферы ребенка;
- Формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;
- Формировать способности получать значимые социокультурные результаты.
Актуальность. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.
В соответствии с учебным планом начального общего образования МБОУ "ЦО "Школа-сад № 7", на изучение предмета «Истоки» в 1 классе отводится – 33 ч (33 учебные недели).
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Личностные УУД.
1. Ставить значимые цели и последовательно стремиться к их достижению;
2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.
3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.
Регулятивные УУД.
1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД.
1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
7. Находить необходимую информацию в Интернете.
Коммуникативные УУД.
- Уметь слушать и слышать.
- Учиться приходить к согласию.
- Уметь общаться в паре, группе и классе.
- Приобщаться к единому контексту категорий и ценностей Истоков.
Учиться доверительному общению с учащимися, родителями и преподавателем.
Обучающиеся научатся:
- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Мира, Слова, Образа, Книги;
- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;
- выражать свои впечатления от услышанной или прочитанной информации;
- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;
- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
- принимать совместное решение;
- анализировать свою работу, работу пары, группы.
Обучающиеся получат возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории: Мир, Слово, Образ, Книга, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;
- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.
.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (33 ч)
Мир (8 часов)
СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.
МИР И ЛАД. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.
ИСТОКИ И ШКОЛА. Истоки глазами детей. Рождественский дар.
ИСТОКИ И РАДУГА. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга – образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.
СКАЗКИ ПУШКИНА. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.
РОДНОЙ КРАЙ. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.
ЩИТ И ГЕРБ. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.
Слово (8 часов)
СЛОВО. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.
ВЕСНА И СЛОВО. Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.
ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое Слово.
СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ. Добро. Доброе слово. Доброе дело.
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.
СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение и почитание.
АЛЕША ПОПОВИЧ. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.
ЧАША ЖИЗНИ. Жизнь. Любовь. Добрые дела.
Образ (8 часов)
РОДНИК – род, родник родное слово, родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.
ОБРАЗ РОДИНЫ. Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.
ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА. Святой Александр Невский – солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.
ОБРАЗ ПРАЗДНИКА. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память
Книга (8 часов)
КНИГА. Книга-живое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец.
КНИГА КНИГ. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.
ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ. Чтение – сердечный дар. Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя.
ПЕРВАЯ КНИГА. МИР КНИГИ. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел учебного курса | Количество часов |
1 класс | ||
1 | Мир. | 8 ч. |
2 | Слово. | 8 ч. |
3 | Образ. | 8 ч. |
4 | Книга | 9 ч. |
Итого: | 33 часа |
4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Примечания | |
план | факт | |||
Раздел 1. Мир. | ||||
1 | Вводный урок. Мир и лад. | |||
2 | Радуга дружбы. | |||
3 | Мои близкие и родные люди. Солнышко, мама и папа. | |||
4 | Семейный праздник. | |||
5 | Слово Жить. | |||
6 | Моя Родина. | |||
7 | Щит и герб. Образ защитника Отечества. | |||
8 | Обобщение к разделу «МИР». | |||
Раздел 2. Слово. | ||||
9 | Слово. Бесценный дар. | |||
10 | Весна и слово. Добродетель. Сад добродетелей. Умиротворение. | |||
11 | Золотое сердечко. Талант. Честное слово. Труд и подвиг. Слово о родителях. | |||
12 | Серебряное копытце. Добро. Доброе дело. | |||
13 | Честное слово. Подвиг. Добрыня Никитич, родительское благословение. | |||
14 | Слово о родителях. Родительское слово. Уважение и почитание. | |||
15 | Святое слово. Алеша Попович. Богатырская доблесть. Чаша жизни. Жизнь. Любовь. Добрые дела. | |||
16 | Обобщающий урок по разделу «СЛОВО». | |||
Раздел 3. Образ. | ||||
17 | Родник. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. | |||
18 | Образ Родины. Родная земля. Отечество. Святая земля. | |||
19 | Образ защитника Отечества Солнце земли русской. | |||
20 | Святой Александр Невский. Ангел – хранитель русского народа. | |||
21 | Образ праздника (День Победы). | |||
22 | Покровительство Георгия Победоносца. | |||
23 | Покаяние и любовь. | |||
24 | Повторение к разделу «ОБРАЗ». | |||
Раздел 4. Книга. | ||||
25 | Книга – живое существо. Книга. Добро и красота. Творец. | |||
26 | Святые Кирилл и Мефодий. | |||
27 | Книга книг. Библия. | |||
28 | Библиотека. Собрание библиотеки. Связь поколений. Книга. | |||
29 | Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. | |||
30 | Практическая работа «Моя Первая Книга». | |||
31 | Дом. Книга. Добро. Истоки. Мир книги. Слово. Образ. | |||
32 | Знания и мудрость. Обобщение к разделу «Книга». | |||
33 | Годовой обобщающий урок. Чистое сердце. Чистая речь. Доброе слово. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...