Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу Подвижные игры "Веселая зарядка"
рабочая программа по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)
Укрепление здоровья детей, формирование двигательной активности, развитие физических качеств, формирование культуры общения со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_podvizhnye_igry.docx | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Западный административный округ
Частное учреждение общеобразовательная организация
школа «Ступени»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по курсу: Подвижные игры «Веселая зарядка»
Уровень обучения: начальное общее образование, 1-4 классы
Количество часов: 34 часа в в год (1 час в неделю)
Учитель: Марков Андрей Владимирович
Программа разработана на основе: Комплексной программы физического воспитания 1-11 классов, авторы В.И.Лях, А.А. Зданевич, Москва, Просвещение, 2012 год.
Москва, 2018г.
Пояснительная записка
Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые им качества, как сила, ловкость.
Программа факультативного курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
«Подвижные игры» - факультативный курс для учащихся начальной школы, дополняющий уроки физической культуры. Использование данного курса способствует повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ученика.
Цель данной программы – укрепление здоровья детей, формирование двигательной активности, развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, формирование культуры общения со сверстниками, самостоятельности в двигательной деятельности.
Основные задачи курса:
- Повысить уровень двигательной активности.
- Способствовать физическому, психическому развитию детей.
- Развивать активность и творчество учащихся, любознательность, честность.
- Вызвать интерес к занятию «Подвижные игры», позволить детям ощутить красоту и радость движений.
Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей.
Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.
Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.
Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества - идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.
Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.
Задачу формирования целостного мировоззрения обучающихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
• требованиях к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
• Федеральном законе «Об образовании в РФ»;
• Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
• программе внеурочной деятельности начального общего образования школы «Ступени»;
• приказе Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.
Личностные, метапредмнтные и предметные
результаты освоения курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 1—4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
* овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем (35׳) в системе целого учебного дня один раз в неделю.
Программа
(34 часа, 1 час в неделю)
Бессюжетные игры (9 часов)
Данные игры типа ловишек, перебежек, салок. Отличается наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Развиваются: самостоятельность, глазомер, быстрота и ловкость движений, ориентировка в пространстве. Дети учатся координировать свои действия. Упражняясь в играх данного раздела дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мяч, шар, скакалка). Эти игры чаще всего основаны на простых движениях: беге, ловле, прятании. Такие игры доступны всем.
Игры-забавы (7 часов)
В работе с детьми используются игры-забавы, аттракционы. Не будучи особо важными для физического развития, они часто проводятся на спортивных праздниках, на вечерах досуга. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бежать в мешке, выполнить движение с закрытыми глазами)
Это веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющие им радость, но и требующие от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
Народные игры (учащихся класса) (8 часов)
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.
Любимые игры детей (предложенные детьми) (9 часов)
В данный раздел включены игры, которые предложили сами дети. Все игры коллективны. Дети выступают в роли ведущих, объясняют и проводят игру. Педагог следит за ходом игры, дает советы. У детей появляется интерес к самостоятельному проведению игры, сохраняется эмоционально-положительное настроение и хорошие взаимоотношения играющих. Дети приучаются ловко и стремительно действовать в игровой ситуации, оказывать товарищескую помощь, добиваться достижения цели и при этом испытать радость. Ребята учатся самостоятельно и с удовольствием играть.
Знания и умения учащихся
К концу учебного года учащиеся должны
понимать:
- роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья;
знать:
- разные виды подвижных игр;
уметь:
- передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях;
- выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
использовать:
- изученные виды упражнений для утренней гимнастики.
Примерное тематическое планирование
I Бессюжетные игры (9ч.)
1 | «Вороны и воробьи» | 1 ч. |
2 | «Ловишки-перебежки» | 1 ч. |
3 | «Паровозик» | 1 ч. |
4 | «Белые медведи» | 1 ч. |
5 | «На одной ноге» | 1 ч. |
6 | «Петушиный бой» | 1 ч. |
7 | «Веселый бег» | 1 ч. |
8 | «Попади в след» | 1 ч. |
9 | «Землемеры» | 1 ч. |
II Игры-забавы (7ч.)
1 | «Охота на тигра» | 1 ч. |
2 | «Донести рыбку» | 1 ч. |
3 | «Черепаха-путешественница» | 1 ч. |
4 | «Собери орехи» | 1 ч. |
5 | «Повяжу я шелковый платочек» | 1 ч. |
6 | «Дриблинг» | 1 ч. |
7 | «Пролезь сквозь мешок» | 1 ч. |
III Народные игры (8 ч.)
1 | Русская народная игра «Краски» | 1 ч. |
2 | Русская народная игра «Стадо» | 1 ч. |
3 | Таджикская народная игра «Нахчирбози», «Горный козел» | 1 ч. |
4 | Украинская народная игра «Хлибчик», «Хлебец» | 1 ч. |
5 | Чеченская народная игра «Гдалах ловзар» (Игра в башню) | 1 ч. |
6 | Дагестанская народная игра «Папа хныкал» («Достань шапку») | 1 ч. |
7 | Бурятская народная игра «Шоно ба хурьгад» ( «Волк и ягнята») | 1 ч. |
8 | Казахская народная игра «Байга» («Конное состязание») | 1 ч. |
IV Любимые игры детей (9 ч.)
1 | «Увернись от мяча» | 1 ч. |
2 | «Сильный бросок» | 1 ч. |
3 | «Космонавты» | 1 ч. |
4 | «Второй лишний» | 1 ч. |
5 | «Два мороза» | 1 ч. |
6 | «Большой мяч» | 1 ч. |
7 | «Шлепанки» | 1 ч. |
8 | «Прятки» | 1 ч. |
9 | «Перехватчики» | 1 ч. |
Материально - техническое обеспечение
Для учителя:
1.Лях В.И. «Программа физического воспитания» М. «Просвещение» , 2015.
2.Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2014 г.
3.Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми», Москва «Просвещение», 2010 г.
4.Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г.
5.Игровые и рифмованные формы физических упражнений: сценки, игры – подражания, комплексы упражнений, стихотворения с движениями. Авт.-сост. С.А. Авилова, Т.В. Калинина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 111с.
6.К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений. Авт.-сост. В.Ф. Феоктистова, Л.В. Плиева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 154с.
Для учащихся:
- Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой.- М., 2012 г.
- Вавилова Е. Н. Бегай, прыгай, метай.- М., 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Развитие речи"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа кружка рассчитана на 4 года....
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Школа вежливости"
Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации федерального государственного образова...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курс «Уроки правильного общения» 3 класс
Программа разработана на основе- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В....
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире подвижных игр" 1-4 класс
Модернизация образования ставит задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся. В связи с этим в 1-4-х классах вводиться дополнительная внеурочная деятельность по физической культуре. Программа «В м...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19
Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...