Программа внеурочной деятельности надпредметного курса "Мир деятельности", 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Основной, системообразующей линией данной программы внеурочной деятельности является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp._1_klass._doc.doc | 112 КБ |
pz_mir_deyatelnosti.doc | 255.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1Г КЛАССА
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным*) | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||||
Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | Вид | Форма | |||||||
Первая четверть (8 часов) | ||||||||||
1 | Учиться… А что это значит? | 1 | Представление об учебной деятельности. Два основных этапа учебной деятельности. | Знать основную цель и результат учебной деятельности. | Умение фиксировать прохождение 2 этапов учебной деятельности и опыт самооценки | Тематический | Беседа | «Мир деятельности», 1 класс: CD-диск с презентациями и печатным материалом. М.: Национальное образование, 2012. | ||
2 | Учитель и ученик | 1 | Функции ученика и учителя в учебной деятельности. Роль учителя в учебной деятельности: помощник и организатор. | Знать основные функции ученика и учителя на уроке. | Умение определять функцию учителя в учебной деятельности, опыт самооценки на основе применения эталона | Текущий | УО | |||
3 | Я ученик. Правила поведения на уроке | 1 | Основные правила поведения ученика на уроке | Знать правила поведения ученика на уроке | Выполнять правила поведения ученика на уроке и опыт самооценки на основе применения эталона | Текущий | Практическая работа | |||
4 | Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности | 1 | Понятие «активность в учебной деятельности» как личностном качестве, необходимом ученику для успеха в учении. | Понимать значимость активной позиции в учебной деятельности. | Умение проявлять активность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения. Приобрести опыт определения истинных и ложных ценностей. | Творческая работа | Беседа | |||
5 | Учимся дружно. Работа в парах | 1 | Простейшие правила работы в парах. | Знать простейшие правила работы в парах. | Применять правила работы в парах при совместной работе в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Текущий | УО | |||
6 | Я ученик: что я уже знаю и умею | 1 | Основные правила поведения ученика на уроке. Простейшие правила работы в парах. | Знать правила поведения ученика на уроке. Знать простейшие правила работы в парах. Знать на личностном уровне ценностную диаграмму. | Выполнять правила поведения ученика на уроке и опыт самооценки на основе применения эталона. Применять правила работы в парах при совместной работе в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Приобрести опыт определения истинных и ложных ценностей. | Тематический | Практическая работа | |||
7-8 | Резерв | 2 | ||||||||
Вторая четверть (7 часов) | ||||||||||
9 | Как научиться быть внимательным | 1 | Необходимость быть внимательным в учебной деятельности. | Знать простейшие приёмы развития устойчивого внимания. | Мотивация к развитию своего внимания, умение выполнять упражнения для развития внимания и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Текущий | УО | «Мир деятельности», 1 класс: CD-диск с презентациями и печатным материалом. М.: Национальное образование, 2012. | ||
10 | Затруднение – мой помощник в учении | 1 | Затруднение – необходимый этап учения. Способ действий «затруднение – думаю». Причина затруднения. | Представление о затруднении как необходимом этапе учения и о правильном отношении со стороны ученика | Умение спокойно относится к затруднениям в учебной деятельности, грамотно их фиксировать | Текущий | Беседа | |||
11 | Ценности нашей жизни. Здоровье. | 1 | Ценности жизни каждого человека: жизнь и здоровье. | Знать приоритет ценности здоровья. Знать правила, позволяющие сохранять здоровье при выполнении УД | Умение применять правила, позволяющие сохранить здоровье при выполнении УД, и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Ответственность каждого человека за своё здоровье. | Тематический | Рассказ | |||
12 | Учимся дружно. Работа в группах | 1 | Правила группового взаимодействия в учебной деятельности. | Знать простейшие правила группового взаимодействия в УД | Умение применять правила работы в группе в УД и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Текущий | Практическая работа | |||
13 | Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности | 1 | Ценностное качество личности: терпение. Понятие «терпение в учебной деятельности» | Знать о значимости терпения, как личностного качества необходимого ученику в процессе учения | Умение быть терпеливым в УД, опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Тематический | УО | |||
14 | Я ученик: что я уже знаю и умею | 1 | Ценности жизни каждого человека: жизнь и здоровье. | Знать приоритет ценности здоровья. Знать правила, позволяющие сохранять здоровье при выполнении УД | Умение применять правила, позволяющие сохранить здоровье при выполнении УД, и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Ответственность каждого человека за своё здоровье. | Текущий | Практическая работа УО | |||
15 | Резерв | 1 | ||||||||
Третья четверть (10 часов) | ||||||||||
16 | Диагностика № 1 | 1 | Диагностика сформированного уровня общеучебных знаний и универсальных учебных действий. | Тематический | Практическая работа | «Мир деятельности», 1 класс: CD-диск с презентациями и печатным материалом. М.: Национальное образование, 2012. | ||||
17 | Как выяснить, что я не знаю | 1 | Представление о структуре 1 этапа учебной деятельности | Знать последовательность действий на 1 этапа УД | Уметь фиксировать последовательность действий на 1 этапа УД и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Текущий | УО | |||
18 | Зачем ученику домашнее задание | 1 | Представление об учебной деятельности вне уроков. Цель выполнения домашнего задания. | Понимать значимость выполнения ДЗ, знать алгоритм выполнения ДЗ | Мотивация к выполнению ДЗ, умение грамотно формулировать его цель и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Текущий | Рассказ | |||
19 | Семья – мой помощник в учении | 1 | Как правильно обратиться за помощью в семье в процессе учебной деятельности и как построить взаимодействие с семьей. Семья – мой помощник в учении. | Понимать ценностное отношение к своей УД как составной части успешной жизни своей семьи, её истории | Умения применять правила взаимодействия со взрослыми при выполнении ДЗ и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Тематический | Беседа | |||
20 | Пробное учебное действие | 1 | Пробное учебное действие и затруднение как необходимый этап учения | Иметь представление о пробном учебном действии как необходимом этапе учения. Знать цели пробного действия и установит форму фиксации затруднения: «Я не могу выполнить …» | Уметь правильно формулировать цель пробного учебного действия на уроке, фиксировать индивидуальное затруднение во внешней речи и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Текущий | УО | |||
21 | Не могу? – Остановлюсь, чтобы подумать | 1 | Шаг учебной деятельности – «остановлюсь, чтобы подумать» | Знать о шаге УД - «остановлюсь, чтобы подумать» как необходимом этапе преодоления затруднения | Умение обдумывать ситуацию при возникновении затруднения и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Текущий | Беседа | |||
22 | Причина затруднения | 1 | Представление о причине затруднения в учебной деятельности при открытии нового знания | Знать простейший образец формулирования причины затруднения в УД | Умение формулировать причину затруднения и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Текущий | УО | |||
23 | Праздник: «Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или История о том, что значит учиться» | 1 | Что значит учиться? (Два основных этапа учебной деятельности.). Цели и результат учебной деятельности. | Знать об учебной деятельности, ее цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги. Знать о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика. | Опыт пребывания в учебной деятельности. Уметь следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Уметь доказывать правильность выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон). | Итоговый | Праздник | |||
24 | Я ученик: что я уже знаю и умею | 1 | Ценности истинные и ложные | Они знакомятся с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться. | У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. | Тематический | Практическая работа | |||
25 | Резерв | 1 | ||||||||
Четвёртая четверть (7 часов) | ||||||||||
26 | Как проверить свою работу | 1 | Образец и его роль при самопроверке | Знать алгоритм самопроверки своей работы | Умение проверять свою работу по образцу и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Текущий | УО | «Мир деятельности», 1 класс:CD-диск с презентациями и печатным материалом. М.: Национальное образование, 2012. | ||
27 | Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности | 1 | Представление о понятии «честность» в учебной деятельности. Ценностные качества личности: честность. | Понимать значимость честности в УД, как личностного качества необходимого в процессе обучения | Умение проявлять честность в УД и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности. | Текущий | Беседа | |||
28 | Диагностика № 2 | 1 | Диагностика сформированного уровня общеучебных знаний и универсальных учебных действий. | Тематический | Практическая работа | |||||
29 | Личностные качества ученика: доброжелательность в учебной деятельности | 1 | Понятие «доброжелательность» в учебной деятельности. Ценностные качества личности: доброжелательность. | Понимать значимость доброжелательности в УД как личностного качества необходимого ученику в процессе обучения | Умение проявлять доброжелательность в УД и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности. | Текущий | Рассказ | |||
30 | Я ученик: что я уже знаю и умею» (Творческая гостиная для детей и родителей) | 1 | Умение учиться. | Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. | Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков. | Тематический | Творческая гостиная | |||
31-32 | Резерв | 2 |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир деятельности» предназначена для обучающихся начального общего образования (1 - 4 классов). Она служит для реализации внеурочной деятельности в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта. Рабочая программа «Мир деятельности» имеет социальную направленность.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир деятельности» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана, авторской программы Петерсон Л.Г. (Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. «Мир деятельности»: Программа надпредметного курса по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1- 4 классов общеобразовательной начальной школы. М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2012.)
Рабочая программа внеурочной деятельности ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- «Мир деятельности», 1 класс. Учебное пособие для учащихся с разрезным материалом и наклейками / Под ред. Л.Г. Петерсон. М.: Национальное образование, 2012;
- «Мои открытия», 1 класс. Эталоны к курсу «Мир деятельности»/ Под ред. Л.Г. Петерсон. М.: Национальное образование, 2012;
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с нормативными документами:
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №2106 от 28.12.2010г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части здоровья обучающихся, воспитанников»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидеомиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированным Минюстом России 03.03.2011, рег. №19993;
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»;
- письмом Департамента образования ЯНАО от 14.05.2012 № 801-15-01-2431 по организации внеурочной деятельности обучающихся;
- приказом МБОУ СОШ №8 от 01.09.2014г. № 376 -од «Об утверждении Положения о внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №8»;
- Образовательной программой МБОУ СОШ № 8.
Новизна рабочей программы внеурочной деятельности «Мир деятельности» состоит в реализации требований федерального государственного образовательного стандарта на ступени начального общего образования в условиях внеурочной деятельности. При реализации программы будут учтены современные психолого- педагогические подходы, заложенные в новых стандартах. Системно-деятельностный подход и созданная на ее основе концепция развития универсальных учебных действий подводят к новому пониманию образовательных результатов обучающихся.
Актуальность и педагогическая целесообразность рабочей программы внеурочной деятельности «Мир деятельности» исходит из идеи интеграции основного и внеурочного образования, что позволяют создать максимально комфортные условия для раскрытия творческого потенциала и развития обучающихся, сохранения и укрепления здоровья, выполнения запросов социума и потребностей детей начальной школы и их родителей.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что прокладывает принципиально новый путь к формированию универсальных учебных действий и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе самых последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.)
Программа рассчитана на 32 (1 класс)/34 (2 - 4 классы) часа в год (1 час в неделю) в рамках внеурочной деятельности во второй половине учебного дня.
Целью внеурочной деятельности «Мир деятельности» для учащихся 1- 4 классов является теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.
Программа внеурочной деятельности «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
I. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т. д.
III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).
Основной, системообразующей линией данной программы внеурочной деятельности является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта.
Человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, он должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.
Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточного уровня развития мышления и познавательных процессов, владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т. д. применение знаний будет как минимум затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными вовсе.
Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности.
Таким образом, данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В программе внеурочной деятельности «Мир деятельности» новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя.
Включение детей в учебную деятельность на занятиях по внеурочной деятельности «Мир деятельност» осуществляется на основе дидактической системы деятельностного метода обучения.
Использование ТДМ в учебном процессе создает условия для выполнения учащимися на каждом занятии всего комплекса УУД, определенных ФГОС. Так, например, в ходе каждого занятия, независимо от его предметного содержания:
- на этапе 2 дети отрабатывают умение фиксировать затруднение в индивидуальной деятельности;
- на этапах 3−4 они определяют цели и задачи собственной учебной деятельности, выбирают средства и способы реализации целей, выдвигают и проверяют гипотезы, выделяют и анализируют существенные признаки явлений действительности, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют и обобщают, осваивают навыки общения и коммуникации, принятия решений, работы с информацией и др.;
- на этапе 5 учащиеся взаимодействуют между собой в достижении поставленных общих целей, формулируют собственную позицию, осваивают навыки решения проблем;
- на этапе 6 проводят самоконтроль, а на этапе 9 − самооценку достигнутых результатов;
- на всех этапах они осваивают структуру учебной деятельности в ее целостности, учатся ориентироваться в мире нравственных и этических ценностей.
Опыт выполнения универсальных учебных действий, полученный учащимися на предметных уроках в ТДМ, дети обобщают в ходе занятий по программе внеурочной деятельности «Мир деятельности» и на этой основе строят общие способы выполнения УУД. Затем они их закрепляют и отрабатывают на уроках по разным учебным предметам − математике и русскому языку, окружающему миру и чтению, что обеспечивает системность и надежность формирования умения учиться.
Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается следующей системой дидактических принципов, построенных, как и сама технология, теоретическим способом.
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и метапредметного) на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
При организации учебной деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже в основном сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных задач приобретает формирование умения учиться.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает освоение детьми современного содержания образования в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, активности, преемственности, сознательного усвоения знаний, научности и др.).
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БАЗА
В процессе преподавания программы внеурочной деятельности «Мир деятельности» используется разработанный комплексный мониторинг результатов обучения, основными целями которого являются:
1) определение уровня сформированности метапредметных знаний на основе программы внеурочной деятельности «Мир деятельности» и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика;
2) составление плана коррекционной работы как для каждого ученика индивидуально, так и для класса в целом.
Разработанный мониторинг включает в себя разные аспекты проявлений универсальных умений ребенка.
В программе внеурочной деятельности «Мир деятельности» предложена комплексная диагностика сформированности УУД учащихся, которая включает в себя следующие процедуры:
- тестирование учащихся – диагностика сформированности надпредметных знаний;
- выполнение учащимися практической работы – диагностика сформированности надпредметных умений;
- наблюдение педагога – диагностика сформированности надпредметных умений;
- наблюдение родителей (анкета для родителей) – диагностика сформированности надпредметных умений;
- анкетирование педагога (классного руководителя) – профессиональные установки педагога;
- анкетирование родителя – установки и принципы взаимодействия родителей с ребенком.
Таким образом, характеристики разработанной педагогической диагностики учащихся (п. 1–4), которые имеют определяющее значение для конечного результата, опосредованно корректируются с итогами анкетирования педагога (п. 5), родителей (п. 6).
При проведении данной диагностики сопоставляются около 35 показателей. В результате удается получить максимально объективную картину уровня сформированности у учащихся УУД, выявить наиболее благоприятные или, наоборот, проблемные факторы, влияющие на их формирование, установить способы преодоления
выявленных затруднений или дальнейшего развития успешных результатов.
ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
Программа внеурочной деятельности «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данной программы внеурочной деятельности является формирование положительной познавательной мотивации учащихся. Поэтому обязательными является выполнение перечисленных ниже требований.
- Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.
- Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.
- Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет никакие оценки не выставляются.
- Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов – на «Лесенке успеха» в учебном пособии. По программе внеурочной деятельности «Мир деятельности» использовать не количественные, а качественные оценки. Например, аналогом отметок могут быть оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще».
Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года в рамках программы внеурочной деятельности «Мир деятельности», а итоговый − на уроках. Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.
Например, ученик в индивидуальной беседе со взрослым может сам зафиксировать свои достижения и проблемы (то, над чем ему еще надо поработать), предложить свой вариант итоговой оценки, сравнить свой вариант с вариантом, обоснованным учителем, и, если потребуется, сам скорректировать свой выбор. Вера ребенка в себя и способность к адекватной самооценке своих достижений – ключевые метапредметные умения, определенные ФГОС.
Фиксация итоговой оценки может быть различной, однако важно, чтобы отметки были позитивными. Например, можно использовать отметки «зачет», «хорошо», «отлично» или +, +!, +!! и т.д.
УЧЕБНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 1−4 КЛАССОВ
1 КЛАСС
1 ч в неделю, всего 32 ч
Организационно-рефлексивная линия (9 часов). У учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности, ее цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон).
Что значит учиться? (Два основных этапа учебной деятельности.). Цели и результат учебной деятельности. Функции учителя и ученика на уроке.
Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор).
Адаптированная структура первого этапа учебной деятельности на уроке («Что я не знаю?»): повторение необходимого для открытия нового знания; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.
Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение − думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.
Адаптированная структура второго шага учебной деятельности – «Сам найду способ!»: цель, построение нового способа действий; усвоение нового знания; самопроверка, исправление ошибок.
Цель учебной деятельности. От «не знаю» к «знаю». От «знаю» к «умею».
Цель выполнения домашнего задания.
Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.
Что значит учиться (адаптированная структура учебной деятельности: 10 шагов)
Коммуникативная линия (3 часа). Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков.
Структура и способы общения. Основные правила общения, основанный на доброжелательности (вежливые слова, сочувствие, комплименты, вред кличек)
Правила поведения на уроке. Правила работы в паре, в группе.
Правила выражения и распознавания эмоций в совместной работе.
Основные роли в структуре коммуникации: автор и понимающий.
Познавательная линия (1 час). У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.
Как научиться быть внимательным. Как исправить свою ошибку.
Ценностная линия (6 часов). У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.
Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье. Истинные и ложные ценности. Духовные и материальные ценности.
Жизнь и здоровье. Семья. Родина. Природа и Земля. Знание. Семья – мой помощник в учении.
Ценностные качества личности: активность, честность, терпение, доброжелательность.
Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Праздник первоклассника «Что значит уметь учиться?» (1 час).
Диагностика (2 часа).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1 КЛАСС
Основные требования к метапредметным результатам учащихся к концу первого года обучения:
Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа.
Знать основные функции ученика и учителя на уроке.
Знать основные правила общения и уметь их применять.
Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.
Знать цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания.
Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.
Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия.
Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений).
Уметь формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания выявленных проблем.
Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.
Знать структуру первого этапа учебной деятельности (6 шагов: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения), приобрести опыт их осознанного прохождения.
Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять.
Знать правила поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать правила культурного выражения своих эмоций в совместной работ, приобрести опыт их применения.
Знать основные приемы развития внимания, приобрести опыт их применения.
Иметь представления о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знать простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения.
Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.
2 КЛАСС
1 ч в неделю, всего 34 ч
Организационно-рефлексивная линия (10 часов). Расширяются представления учащихся об учебной деятельности, о структуре шагов, которые помогают открыть новое знание на уроках. Уточняются учебные шаги: фиксация затруднения, постановка цели, подбор средств, фиксация результата. Формируется представление об эталоне как критерии и о доказательстве утверждений с помощью ссылки на эталон. Уточняется различие между знанием и умением и, в частности, между знанием о том, что значит учиться (учить себя), и умением учиться, а также изучаются шаги, которые необходимы для определения того, что не умеешь. Особое внимание уделяется освоению способов коррекции своих ошибок на основе метода рефлексивной самоорганизации, знакомству с инструментами для проверки своей работы. Составляется алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.
Знаю и умею. Умение учиться как умение выполнять шаги учебной деятельности (12 шагов).
Уточнение роли учителя как помощника и как руководителя на каждом шаге учебной деятельности.
Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Алгоритм выполнения домашнего задания. Алгоритм исправления своей ошибки.
Подробный образец. Самопроверка по подробному образцу с целью выяснения места ошибки.
Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
Постановка цели деятельности. Знакомство с простейшим способом постановки цели учебной деятельности.
Подбор способов и средств для открытия нового знания.
Результат открытия нового знания. Эталон. Знакомство с простейшим способом фиксации и формулирования результата на уроке открытия нового знания.
Урок-помощник: знакомство с двумя этапами урока, общее представление об адаптированной структуре самостоятельной коррекции собственных ошибок (7 шагов).
Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок. Самоконтроль правильности выполнения коррекционных учебных действий. Опыт самооценки собственных учебных действий на уроках разных типов.
Коммуникативная линия (4 часа). Продолжается работа по формированию представлений и положительного опыта культурного общения. Учащиеся знакомятся с позициями автора и понимающего, ролью мимики и жестов в процессе общения, учатся слушать и слышать друг друга. Уточняются правила коммуникативного взаимодействия между позициями автора и понимающего.
Стили общения. Правила общения с учителем.
Роли автора и понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия.
Правила для согласованного взаимодействия между автором и понимающим.
Как научиться «слышать» собеседника. Как в общении справиться со своими эмоциями, не вызывать негативных эмоций у других.
Как не вступать в конфликт.
Роль мимики и жестов в процессе общения.
Познавательная линия (2 часа). Учащиеся получают представление о рабочем настрое ученика, учатся применять простейшие приемы создания рабочего настроения на уроке. Начинается знакомство с мыслительными операциями, необходимыми для выстраивания умозаключений, обобщений, выводов. Учащиеся учатся анализировать различные объекты, определяя их свойства.
Как исправить свою ошибку: уточнённый алгоритм исправления ошибок.
Внимание, память, речь. Как научиться быть внимательным. Как улучшить свою память. Как усовершенствовать свою речь. Настроение. Приемы, помогающие ученику создать рабочее настроение.
Наблюдение как метод познания. Анализ, сравнение, устное описание объекта наблюдения и происходящих с ним изменений.
Анализ объекта. Построение простейшего алгоритма анализа объекта и применение его в различных учебных и жизненных ситуациях.
Ценностная линия (4 часа). У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Знание выступает как общечеловеческая ценность. Умение учиться в этой системе выступает как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей. Продолжается работа над качествами личности, помогающими успешно учиться, такими как целеустремленность и самостоятельность, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне. Акцентируется внимание на каждом ученике класса как ценности. А также формируется целостный образ коллектива класса, способного решать различные задачи.
Ценности нашей жизни: знание.
Уточнение ценностной диаграммы класса: физкультура и спорт; труд; созидание; личность; культура. Духовные ценности как общемировые.
Умение учиться как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей.
Ценностные качества личности: целеустремленность и самостоятельность.
Мы разные – и в этом наша сила.
Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Диагностика (2 часа).
Резерв (8 часов).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
2 КЛАСС
Основные требования к метапредметным результатам учащихся к концу второго года обучения:
Уметь различать знания и умения.
Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь при введении нового знания осознанно их проходить под руководством учителя (повторение необходимого; обобщение повторения; предъявление пробного учебного действия; выполнение пробного учебного действия; фиксирование своего затруднения; выявление причины своего затруднения; постановка цели; планирование действий и подбор средств; действия по плану; получение результата; применение нового знания; самоконтроль). Приобрести опыт самооценки под руководством учителя собственной учебной деятельности.
Знать два этапа коррекционной деятельности, адаптивную структуру первого этапа (повторение необходимого; обобщение повторения; выполнение самостоятельной работы № 1; проверка своей работы по образцу; проверка своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия; выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня), уметь ее осуществлять, приобрести опыт самооценки под руководством учителя своей коррекционной деятельности.
Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения.
Уметь выявлять причину собственных затруднений в выполнении учебных действий.
Уметь формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения.
Уметь определять средства для открытия нового знания.
Уметь фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон.
Знать алгоритм исправления ошибок, уметь его применять.
Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки.
Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.
Знать правила взаимодействия с учителем, уметь их применять.
Знать простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой и жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения.
Знать правила поведения «автора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать правила поведения «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать алгоритм анализа, уметь его применять.
Знать и принять на личностном уровне качества целеустремленность и самостоятельность.
Принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.
Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму, сформулировать отношение к умению учиться как личностной ценности, основе личного успеха в созидании истинных и материальных и духовных ценностей.
3 КЛАСС
1 ч в неделю, всего 34 ч
Организационно-рефлексивная линия (7 часов). В структуре учебной деятельности уточняется этап построения плана и действия по плану, первичное применение нового знания. Основное внимание уделяется формированию умения находить место и причину затруднения как на уроке открытия, так и на уроке-помощнике, и на этой основе планировать свою учебную деятельность. Для этого организуется построение учащимися соответствующих алгоритмов, которые затем постоянно применяются в ходе предметных уроков. Знакомство со структурой учебных шагов на втором этапе коррекционной деятельности позволяет формировать умение, самостоятельно исправлять свои ошибки. Данное умение имеет принципиальное значение для качества усвоения предметных знаний, которое не потеряло своего значения и в наше время.
Уточнение структуры учебной деятельности.
Нахожу место и причину затруднения на уроке открытия нового знания. Алгоритм выявления места затруднения. Алгоритм выявления причины затруднения.
План. Алгоритм перевода цели в задачи (планирование) учебной деятельности.
Учусь составлять план.
Урок открытия. Учусь применять новое знание.
Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе.
Как научиться применять новое знание без ошибок. Структура 2 этапа урока-помощника (6 шагов).
Самоконтроль и самооценка своих исполнительских учебных действий.
Коммуникативная линия (3 часа). У учащихся формируется понимание личностной значимости культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Они знакомятся с правилами ведения диалога и приобретают опыт их применения. Уточняются и закрепляются правила групповой работы, роли «автора», понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия, при этом учащиеся знакомятся с новой ролью − «критика». Внимание уделяется подготовке собственного выступления, раскрываются секреты успешного выступления.
Мои интересы и потребности. Для чего мы общаемся.
Правила общения со сверстниками в школе. Как справиться со своим плохим настроением и не испортить настроение другим.
Секреты успешного выступления.
Новая роль в структуре коммуникации: критик, организатор.
Что такое «диалог». Правила ведения диалога.
Познавательная линия (6 часов). Учащиеся знакомятся с приемами запоминания. Далее они знакомятся с новыми операциями – сравнение и обобщение − и со способами саморазвития своего мышления как инструмента познания. Формируются начальные представления о моделях как об упрощенных заместителях исследуемых объектов, сохраняющих их существенные свойства, и о методе моделирования. Знакомятся с наблюдением как методом познания, учатся выполнять простейшие наблюдения объектов. Внимание уделяется также развитию навыков самопознания, распознавания своих чувств, умения «переключить» свои эмоции, с «негатива» на «позитив», формированию первичного положительного опыта управления своим эмоциональным состоянием.
Как развивать своё мышление. Анализ и синтез. Сравнение и обобщение. Классификация. Аналогия.
Исследование как метод познания.
Учусь запоминать. Учусь сравнивать. Учусь обобщать.
Учусь моделировать. Виды моделей: предметные, знаковые, графические, алгоритмы, блок-схемы.
Учусь наблюдать.
Чувства – мои помощники в учебе.
Ценностная линия (2 часа). У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Рассматривается «вера в себя» как инструмент для достижения успеха в учебе. Уделяется внимание дружбе как ценности в жизни человека и общества.
Личностные качества ученика: вера в себя, воля, трудолюбие, решительность.
Уточнение ценностей диаграммы класса: чтение, дружба.
Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Диагностика (4 часа).
Резерв (8 часов).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
3 КЛАСС
Основные требования к метапредметным результатам к концу третьего года обучения:
Знать уточненную структуру из 12 шагов учебной деятельности, уметь осознанно осуществлять данные шаги при введении нового знания под руководством учителя, приобрести опыт их самооценки.
Знать алгоритм выявления места и причины затруднения в результате выполнения пробного действия, уметь его применять.
Знать, что такое план, и понимать его отличительные признаки.
Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.
Знать алгоритм выявления места и причины затруднения при выполнении самостоятельной работы, уметь его применять.
Знать алгоритм первичного применения нового знания, уметь его применять.
Знать уточненную структуру коррекционной деятельности и адаптивную структуру второго этапа коррекционной деятельности из 6 шагов: постановка цели; продумывание плана; действия по плану (выполнение работы над ошибками); выполнение самостоятельной работы № 2 с проверкой по эталону; выполнение заданий повышенной сложности; анализ своей деятельности на уроке. Уметь под руководством учителя ее осуществлять и приобрести опыт самооценки.
Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности.
Знать правила успешного выступления, уметь их применять.
Знать правила поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать правила построения диалога, приобрести опыт их применения.
Уметь строить диалог со сверстниками.
Знать основные приемы развития памяти.
Знать алгоритм сравнения объектов, приобрести опыт его применения.
Знать алгоритм обобщения, приобрести опыт его применения.
Знать, что такое модель, уметь использовать модели для фиксирования нового знания.
Знать алгоритм наблюдения объектов, приобрести опыт его применения.
Знать, какие бывают чувства, уметь определять свое эмоциональное состояние.
Знать и принять на личностном уровне качество − веру в себя.
Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – дружбу.
4 класс
1 ч в неделю, всего 34 ч
Организационно-рефлексивная линия (5 часов). В структуре учебной деятельности уточняются этапы мотивации и самоопределения, проектирования, включения в систему знаний, рефлексии и самооценки. Особое внимание при построении проектов уделяется формированию умения делать осознанный выбор средств и способов их реализации, строить разнообразные проекты, как на содержании различных учебных дисциплин, так и при решении практических жизненных задач. Уточняется и расширяется алгоритм самопроверки и исправления ошибок. На основе опыта, приобретенного на предыдущих этапах обучения, они строят алгоритм рефлексии и самооценки собственной учебной деятельности. Полученные знания о том, что значит учиться, переводятся в умение учиться в ходе предметных уроков. В завершение проводится диагностика сформированного уровня общеучебных знаний и универсальных учебных действий.
Я ученик: «Хочу. Знаю, как надо. Могу». Схема мотивации и самоопределение в учебной деятельности. Что дает личностное самоопределение.
Алгоритм самопроверки и исправления ошибок.
Проекты и их реализация в учебной деятельности. Структура проектирования: цель, план, сроки, средства, способ. Проекты и их реализация в жизни и в учении.
Новое знание как часть целого мира. Включение нового знания в систему знаний. Ответ на вопрос: «Как мне может помочь новое знание?».
Подведение итогов – важный шаг учебной деятельности. Соотнесение результатов с целью. Ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?». Алгоритм самооценки учебной деятельности.
Коммуникативная линия (5 часов). Продолжается отработка коммуникативных умений учащихся, они знакомятся с новыми ролями в структуре коммуникативного взаимодействия − ролью «арбитра» и ролью «организатора», которые в учебном процессе чаще всего выполняет учитель. Акцент делается на формировании навыков сотрудничества в командной работе, умении видеть и использовать в коллективной работе сильных сторон каждого ученика. Для этого организуется осмысление каждым из детей и коллективом класса в целом своих сильные стороны. С другой стороны, продолжается работа над прокладыванием ими путей саморазвития. Учащиеся знакомятся также с понятиями «спора» и «дискуссии», учатся правильно вести дискуссию, грамотно договариваться, идти на компромисс.
Учимся дружно. Дискуссия. Отличие дискуссии от спора. Как правильно вести дискуссию.
Новая роль в структуре коммуникации: организатор.
Новая роль в структуре коммуникации: арбитр.
Сотрудничество. Как создать успех в коллективной работе. Мой вклад в работу коллектива.
Как научиться договариваться. Компромисс – шаг навстречу.
Познавательная линия (4 часа). Учащиеся знакомятся с новыми операциями − классификация, аналогия − и со способами саморазвития своего мышления как инструмента познания. Идет знакомство с простейшими методами работы с текстами, а также методами поиска и представления информации. Это позволяет организовать самостоятельное прохождение учащимися основных шагов учебной деятельности.
Учусь работать с информацией.
Учусь работать с текстом.
Действую по аналогии.
Учусь классифицировать.
Ценностная линия (4 часа). Продолжается знакомство с ценностными ориентирами в жизни. Учащиеся знакомятся с ценностью – саморазвитие. Учатся быть самокритичными, уважать и терпеливо относиться к другим. Все изученные ценностные категории составляют ценностную диаграмму личности ученика.
Ценности нашей жизни: саморазвитие.
Личностные качества: самокритичность, уважение и терпимость к другим.
Мои сильные стороны как ученика. Над чем мне еще надо работать. Составление личностной диаграммы качеств.
Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Диагностика (4 часа).
Резерв (8 часов).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
4 КЛАСС
Основные требования к метапредметным результатам к концу четвертого года обучения:
Знать уточненную структуру учебной деятельности, уметь ее осознанно осуществлять при введении нового знания под руководством учителя и выполнять самооценку.
Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осознанно осуществлять и выполнять самооценку.
Знать алгоритм самопроверки и исправления ошибок, уметь его применять.
Знать структуру проектирования − цель, план, сроки, средства, способ, − приобрести опыт построения практико-ориентированных проектов.
Уметь делать осознанный выбор в учебной деятельности и приобрести положительный опыт личностного самоопределения.
Знать правила систематизации и включения нового знания в систему знаний.
Знать алгоритм рефлексии и самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
Знать признаки отличия спора и дискуссии, приобрести опыт ведения дискуссии.
Знать функции «организатора», приобрести опыт их применения в совместной работе.
Знать функции «арбитра» в совместной работе, приобрести опыт обращения к арбитру в ситуации, когда критериев для разрешения конфликтной ситуации недостаточно.
Знать основные правила сотрудничества в командой работе, приобрести опыт работы в команде.
Знать основные правила создания договоренности в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач.
Знать основные правила работы с текстом, уметь их применять.
Знать алгоритм классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять.
Приобрести опыт выявления своих сильных качеств и своих проблем как ученика и на этой основе приобрести первичный опыт построения программы саморазвития.
Знать и принять на личностном уровне качества самокритичность и уважение к другим, приобрести опыт их успешного применения.
Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – саморазвитие.
Знать свои сильные стороны как ученика, принять на личностном уровне ценностную диаграмму качеств ученика (4 класс).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1 КЛАСС
1 ч в неделю, всего 32 часа
№ п/п | Тема, цель |
I четверть (8 часов) | |
1 | Тема: «Учиться… А что это значит?» |
2 | Тема: «Учитель и ученик» |
3 | Тема: «Я ученик. Правила поведения на уроке» |
4 | Тема: «Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности» |
5 | Тема: «Учимся дружно. Работа в парах» |
6 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
7–8 | Резерв (2 урока) |
II четверть (7 часов) | |
9 | Тема: «Как научиться быть внимательным» |
10 | Тема: «Затруднение – мой помощник в учении» |
11 | Тема: «Ценности нашей жизни. Здоровье» |
12 | Тема: «Учимся дружно. Работа в группах» |
13 | Тема: «Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности» |
14 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
15 | Резерв (1 урок) |
III четверть (10 часов) | |
16 | Урок диагностики № 1 |
17 | Тема: «Как выяснить, что я не знаю» |
18 | Тема: «Зачем ученику домашнее задание» |
19 | Тема: «Семья – мой помощник в учении» |
20 | Тема: «Пробное учебное действие» |
21 | Тема: «Не могу? – Остановлюсь, чтобы подумать» |
22 | Тема: «Причина затруднения» |
23 | Праздник: «Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или История о том, что значит учиться» |
24 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
25 | Резерв (1 урок) |
IV четверть (7 часов) | |
26 | Тема: «Как проверить свою работу» |
27 | Тема: «Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности» |
28 | Урок диагностики № 2 |
29 | Тема: «Личностные качества ученика: доброжелательность в учебной деятельности» |
30 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» (Творческая гостиная для детей и родителей) |
31–32 | Резерв (2 урока) |
2 класс
1 ч в неделю, всего 34 часа
№ п/п | Тема, цель |
I четверть (9 часов) | |
1 | Тема: «Ценности нашей жизни. Знание» |
2 | Урок диагностики № 1 |
3 | Тема: «Домашнее задание делаю сам» |
4 | Тема: «Проверяю свою работу. Подробный образец» |
5 | Тема: «Как исправить свою ошибку» |
6 | Тема: «Настроение – мой помощник в учебе» |
7 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
8−9 | Резерв (2 урока) |
II четверть (8 часов) | |
10 | Тема: «Учусь называть свое затруднение» |
11 | Тема: «Как построить новое знание?» (Структура II этапа УД ) |
12 | Тема: « Я – автор, я – понимающий» |
13 | Тема: «Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий» |
14 | Тема: «Учимся дружно. Слушаю и слышу» |
15 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
16−17 | Резерв (2 урока) |
III четверть (10 часов) | |
18 | Тема: «Ставлю цель» |
19 | Тема: «Ключи к новым знаниям» |
20 | Тема: «Результат открытия нового знания. Эталон» |
21 | Тема: «Личностные качества: целеустремленность в учебной деятельности» |
22 | Тема: «Я знаю. Я умею» |
23 | Тема: «Как выяснить, что я не умею» |
24 | Тема: «Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов» |
25 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
26−27 | Резерв (2 урока) |
IV четверть (7 часов) | |
28 | Тема: «Личностные качества: самостоятельность в учебной деятельности» |
29 | Урок диагностики №2 |
30 | Тема: «Учусь анализировать» |
31 | Тема: «Мы разные – и в этом наша сила» (Гостиная для родителей) |
32 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
33–34 | Резерв (2 урока) |
3 класс
1 ч в неделю, всего 34 часа
№ п/п | Тема, цель |
I четверть (9 часов) | |
1 | Тема: «Личностные качества: вера в себя» |
2 | Тема: «Учусь запоминать» |
3 | Урок диагностики знаний № 1 |
4 | Тема: «Урок открытия. Нахожу место и причину затруднения» |
5 | Тема: «План» |
6 | Тема: «Учусь составлять план» |
7 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
8−9 | Резерв (2 урока) |
II четверть (8 часов) | |
10 | Тема: «Учусь сравнивать» |
11 | Тема: «Учусь обобщать» |
12 | Тема: «Учусь моделировать» |
13 | Тема: «Учусь наблюдать» |
14 | Тема: «Секреты успешного выступления» |
15 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
16−17 | Резерв (2 урока) |
III четверть (10 часов) | |
18 | Тема: «Учимся дружно. Я − критик» |
19 | Тема: «Учимся дружно. Что такое диалог» |
20 | Тема: «Урок открытия. Учусь применять новое знание» |
21 | Тема: «Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе» |
22 | Тема: «Как научиться применять новое знание без ошибок» |
23 | Тема: «Как самому оценить свою работу» |
24 | Тема: «Чувства – мои помощники в учебе» |
25 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
26−27 | Резерв (2 урока) |
IV четверть (7 часов) | |
28 | Тема: «Ценности нашей жизни. Дружба» |
29 | Урок диагностики знаний №2 |
30−31 | Урок диагностики умений |
32 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
33–34 | Резерв (2 урока) |
4 класс
1 ч в неделю, всего 34 часа
№ п/п | Тема, цель |
I четверть (9 часов) | |
1 | Тема: «Ценности нашей жизни. Саморазвитие» |
2 | Тема: «Я ученик: «Хочу. Знаю, как надо. Могу» |
3 | Урок диагностики знаний № 1 |
4 | Тема: «Личностные качества: самокритичность в учебной деятельности» |
5 | Тема: «Алгоритм самопроверки и исправления ошибок» |
6 | Тема: «Проекты и их реализация в учебной деятельности» |
7 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
8−9 | Резерв (2 урока) |
II четверть (8 часов) | |
10 | Тема: «Учусь работать с информацией» |
11 | Тема «Учусь работать с текстом» |
12 | Тема: «Действую по аналогии» |
13 | Тема: «Учусь классифицировать» |
14 | Тема: «Новое знание – часть целого мира» |
15 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
16−17 | Резерв (2 урока) |
III четверть (10 часов) | |
18 | Тема: «Учимся дружно. Дискуссия» |
19 | Тема: «Учимся дружно. Организатор» |
20 | Тема: «Учимся дружно. Как научиться договариваться» |
21 | Тема: «Учимся дружно. Арбитр» |
22 | Тема: «Учимся дружно. Сотрудничество» |
23 | Тема: «Личностные качества ученика: уважение и терпимость к другим» |
24 | Тема: «Подведение итогов – важный шаг учебной деятельности» |
25 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
26−27 | Резерв (2 урока) |
IV четверть (7 часов) | |
28 | Урок диагностики знаний №2 |
29–30 | Урок диагностики умений |
31 | Тема: «Мои сильные стороны как ученика» |
32 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
33–34 | Резерв (2 урока) |
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Занятия продолжительностью 40 минут проводятся 1 раз в неделю в группах 12-15-детей.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир деятельности» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы. Реализация педагогической идеи формирования у обучающихся умения учиться: диктует применение методов, приемов активного обучения и современных образовательных технологий. Информационно-коммуникационные, проектные, диалоговые, тренинговые, игровые технологии диктуют формы занятий.
Формы занятий: групповая, парная, коллективная, индивидуальная (самостоятельная), экскурсии.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир деятельности» предусматривает достижение 2 уровней результатов:
Первый уровень результатов предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта участия в выполнении коллективных работ в группах.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение обучающихся к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основной формой организации учебного процесса по программе внеурочной деятельности является учебное занятие. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только практические задания, но упражнения для профилактики нарушений зрения, осанки и т.д. Возрастные особенности обучающихся 1-4 классов требуют обязательного использования игровых приемов, художественного слова, наглядности, практического применения детских работ. Большую часть занятия отводить активной работе обучающихся. Работа по программе носит преимущественно продуктивный характер. Значительная часть времени отводится коллективной работе. Так как коллективная работа учит воспитанников взаимопомощи друг другу, учит работать сообща. Необходимым условием во внеурочной деятельности является создание ситуации успеха. Каждое занятие заканчивать свободными упражнениями, цель которых помочь воспитаннику поверить свои силы, почувствовать себя успешным. Обязательно включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся. Использовать технологии В.Ф.Базарного, В.И.Ковалько, практические методы И.В.Чупаха, методические рекомендации М.М.Безруких и разработки психологических упражнений Н.В.Самоукиной. На занятиях следует придерживаться принципов здоровьесбережения обучающихся:
- принцип двигательной активности (разработка занятий в режиме двигательной активности - проведение большей части занятия в свободной форме);
- принципа оздоровительного режима (организация обучения в режиме динамических поз: чередования сидения, стояния и передвижения по кабинету);
- принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания (включить упражнения физкультминутки);
- принцип психологической комфортности;
- принцип опоры на индивидуальные особенности и способности обучающегося.
Для реализации данных принципов применять методы и формы обучения, в основе которых лежит личностно-ориентированный подход.
Обеспечение программы материально-технической базой.
Наличие кабинета с хорошим освещением;
Столов и стульев по количеству детей, размерами по возрасту;
Стенды для оформления детских работ;
Доска;
Инструменты и материалы для работы;
Музыкальный фонд (классика)
ЛИТЕРАТУРА
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Просвещение, 2011.
2.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».// Вестник образования, № 4,2010.
3.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. «Мир деятельности»: Программа надпредметного курса по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы. М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2012.
4.«Мир деятельности», 1, 2 класс: Демонстрационные материалы. М.: Национальное образование, 2012.
5.«Мир деятельности», 1, 2 класс:CD-диск с презентациями и печатным материалом. М.: Национальное образование, 2012.
6.«Мир деятельности», 1, 2 класс: Учебное пособие с разрезным материалом и наклейками / Под ред. Л.Г. Петерсон. М.: Национальное образование, 2012.
7.«Мир деятельности», 1 класс: «Мои открытия»: Эталоны / Под ред. Л.Г. Петерсон. М.: Национальное образование, 2012.
8. Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников, Методический конструктор: пособие для учителя.- М: Просвещение, 2011. – 223 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность", 4 класс 2016-2017 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру, а т...
Программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность". 2 класс
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ...
Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов" Театральная деятельность" с КТП
Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Театральная деятельность" с КТП общекультурноно направления развития личности...
Программа внеурочной деятельности "Общественно - полезная деятельность " 4 класс
Цель: развитие и воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной труд...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Игровая деятельность" 1 класс
Рабочая программа "Игровая деятельность" составлена в соответствии ФГОС...
программа внеурочной деятельности ( Экскурсионная деятельность 2 класс)
Внеурочная экскурсионная деятельность "Москва Музейная" 2 класс...