Доклад" Этнокультурное образование детей в начальной школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения".
статья на тему

Афонькина Татьяна Александровна

    Образование этнически культурной личности, на мой взгляд, не может быть не ориентировано на воспитание и обучение учащегося как носителя традиций и обычаев духовной культуры народа.

    Новые условия заставляют пересматривать прежние позиции, ставят педагогов перед необходимостью искать новые подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. В этой ситуации школа должна служить своему народу и государству, поэтому должна быть национальной, патриотической и строиться на принципах православной нравственности, народности и научности.

     Основной идеей нашей школы этнокультурного образования детей в начальной школе с родным ( нерусским) и русским ( неродным) языком обучения является идея исторического единства русского и других народов, величие и богатство Отечества и подготовка учащихся к защите Родины, национального кровного братства, духовного совершенствования личности, милосердия и трудового воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnoe_obrazovanie_mladshih_shkolnikov.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

     Обучение ребенка в начальной школе – чрезвычайно сложный процесс и один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Начало обучения изменяет жизнь ребенка. 

   Наша школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, воспитании его в духе братской любви ко всем людям и мы обязаны научить младших школьников умению различать зло, коренящийся в сердце человека.

     Русский этнограф, собиратель старины М.Забылин в последней четверти XIX века обращает внимание на тот факт, что: «... в наших учебных заведениях преподаватели... мало говорят об обычаях и образе жизни наших предков, в сказках, былинах, поверьях, песнях встречается очень много правды о родной старине, и в поэзии их передается весь народный характер века, с его обычаями и понятиями».
   Этническая педагогика уходит своими корнями в далекое прошлое, сохраняет в себе опыт многих поколений, но она обращена и в будущее, так как использует этнокультурный опыт для организации жизни современных поколений, воспитывая их на лучших традициях своего народа. Нет таких вопросов воспитания, которые не были бы отражены в этнокультуре. К.Д.Ушинский показал, что в различных жанрах народного творчества, особенно в сказках, имеются оригинальные педагогические идеи: «Это первые и блестящие попытки... народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». (Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л„ 1949, Т.6,с.300).
   Образование этнически культурной личности, на мой взгляд, не может быть не ориентировано на воспитание и обучение учащегося как носителя традиций и обычаев духовной культуры народа.

    Новые условия заставляют пересматривать прежние позиции, ставят педагогов перед необходимостью искать новые подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. В этой ситуации школа должна служить своему народу и государству, поэтому должна быть национальной, патриотической и строиться на принципах православной нравственности, народности и научности.

     Основной идеей нашей школы этнокультурного образования детей в начальной школе с родным ( нерусским) и русским ( неродным) языком обучения является идея исторического единства русского и других народов, величие и богатство Отечества и подготовка учащихся к защите Родины, национального кровного братства, духовного совершенствования личности, милосердия и трудового воспитания.

      Реализация содержания этнокультурного образования осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода. Рекомендуется отбор педагогических средств соответствующих эмоционально-действенным характеристикам возрастных особенностей младших школьников, учитывающих субъектно-объектную направленность их познавательной деятельности. Предполагается применение педагогических технологий развивающего обучения, а также проектных, игровых, информационных, коммуникативных, здоровьесберегающих технологий.

     Основные направления деятельности обучающихся – познавательная, исследовательская, эмоционально-ценностная, игровая, практическая. Условием успешной реализации этнокультурного содержания является разнообразие методов и приемов, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников: моделирование, наблюдения, дидактические игры, инсценировки, сочинение загадок и сказок, викторины, использование приемов создания проблемных ситуаций, ситуаций осмысления поведения и отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, разбор конкретных жизненных ситуаций, изготовление поделок и игрушек, конкурсы чтецов стихотворений поэтов Мордовии, конкурсы рисунков, творческие проекты, презентации, изготовление тематических альбомов, стендов и выставок, исследовательские задания.

     Ведущими формами организации деятельности являются занятия в классе, утренники, экскурсии, прогулки, заочные путешествия, посещение музеев и выставок, участие в городских и сельских народных праздниках.        Предусматривается коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся. В целом для занятий по изучению этнокультурного наследия характерным является создание эмоционально-положительной атмосферы, доверительного диалогического общения педагога с учениками, между самими учениками.

      Своеобразным накопителем и транслятором этнических традиций, норм, ценностей, обеспечивающих преемственность воспитания, является семья. Это первая и наиболее значимая для ребенка социальная ячейка, в которой он начинает осознавать свою этническую принадлежность. Отсюда одним из непременных условий эффективности этнокультурного образования школьников является сотрудничество школы с родителями – привлечение их к сбору материала для пополнения развивающей среды и экспозиций мини-музея по этнокультуре края, проведение консультаций на темы этнокультурного образования в семье, привлечение к организации и участию в мероприятиях, проводимых учителем с учениками класса, домашние задания школьникам для совместной работы со старшими членами семьи.

     Наша школа по контингенту учащихся многонациональная. В школе обучаются эрзя, русские, татары.

     В моем  классе  обучаются такие дети, у которых один из родителей русский и сам ребенок говорит на русском языке. С этими учениками я работаю дополнительно

   Этнокультурный компонент стал важным фактором в учебно-воспитательном процессе. Данный процесс я  строю с учетом следующих принципов:

Принцип патриотизма

 Обучение и воспитание должны:  соответствовать истории, характеру, традиции народа; осуществляться на принципах уважения, любви и преданности своему Отечеству, веры в будущее России.

   Принцип историзма

  Гуманитарные предметы строятся на исторической основе. Изучение других предметов должно сопровождаться сведениями об истории развития соответствующих наук.

Принцип воспитывающего обучения

  Школьные дисциплины рассматриваются не как цель, а как средство воспитания личности учащихся.

 Одной из задач, поставленной передо мной является воспитание высоконравственной, духовно богатой и физически здоровой личности. Осуществление реализации данной задачи происходит через:

Совершенствование педагогического процесса, которое предполагает:

а) интеграцию обучения и воспитания; 

б) раннее изучение мордовского языка (с 1 класса);

д) активизация мотивации учащихся на учебную и внеучебную деятельность;

е) создание системы воспитательной работы на основе возрождения народных традиций, обычаев, обрядов, элементов народной педагогики.

2.      Повышение компетентности и профессионализма педагогов, предполагающее овладение новыми педагогическими технологиями, методикой диагностики, расширение эрудиции, способности выходить за рамки собственного предмета, конструктивно взаимодействовать с коллегами.

3.      Создание условий для самовыражения и самоопределения учащихся строятся  на:

-  основе диагностики склонностей и способностей, интересов учеников;

      - развитии самоуправления учащихся;

      -  расширении сети кружков по интересам.

    С учащимися в плане развития класса с этнокультурным компонентом работают не только я, но и все  педагоги нашей школы. Совместно мы проводим календарно – обрядовые праздники, а именно:

-     Фольклорный праздник «На завалинке».

-     Покров « Бейга якамо» – октябрь.

   - Рождественские посиделки – январь.

-     Молодецкие забавы – декабрь.

-     Масленица – март.

-     Эрзянь келень чи– апрель.

-     Праздник «Русские березки».

-     Троица.

-     Ярмарки.

-     Экскурсии в музеи.

-     Выставки рисунков на тему «Народные промыслы».

Что я ожидаю от данной работы.

 Ведение этнокультурного компонента позволит:

-         полно представить богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности;

-         углубленно изучать русский язык через его историю, связь с литературой, культурой;

-         последовательно приобщать школьников к родной литературе, помогая им понять самих себя, свой психологический склад, свою сущность;

-         воспитать образованного, творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации;

-         интегрировать традиционные учебные предметы;

- развивать экскурсионную и исследовательскую работу младших школьников.

    Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что этнокультурное образование детей в начальной школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, позволяет ребёнку само реализовываться, укреплять межнациональную дружбу,  жить в многонациональном сообществе, бережно и терпимо относиться к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу обучение грамоте по УМК « Учим русский язык» 1 класс для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по курсу обучение грамоте по УМК « Учим русский язык»1 класс для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения....

Тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса по фгос с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения /М.В. Голованова, О.Ю. Шарапова; под ред. М.В. Черкезовой/

Тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса по фгос с родным (нерусским) и  русским (неродным) языком обучения/М.В. Голованова, О.Ю. Шарапова; под ред. М.В. Черкезовой/...

Учебно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса. Для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения/ /И.В. Сафонова, И.В. Чиж, М.В. Черкезова/

КТП планирование  по литературному чтению для 2 класса. Для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения/  /И.В. Сафонова, И.В. Чиж, М.В. Черкезова/...

Роль родного языка в обучении русскому(неродному) языку в начальной школе

В статье рассмотрен проблемный вопрос по обучению русскому (неродному) языку в национальной школе. Из опыта работы учителей Павловой А.Г. и Захаровой М.Д....

Для обучающихся с русским неродным языком обучения.

Для обучающихся с русским неродным языком обучения....

Рабочая программа 1 класс Русский язык (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь...