Роль родного языка в обучении русскому(неродному) языку в начальной школе
статья на тему
В статье рассмотрен проблемный вопрос по обучению русскому (неродному) языку в национальной школе. Из опыта работы учителей Павловой А.Г. и Захаровой М.Д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обучение русскому(неродному) языку в национальной школе | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Родной язык нам должен быть главною основою
общей нашей образованности и образования каждого из нас
П.А.Вяземский
Роль родного языка в обучении русскому ( неродному) языку в начальных классах
Павлова А.Г. учитель начальных классов
Захарова М.Д. учитель начальных классов
Настало время для объединения усилий учителей родных, русского и иностранных языков в развитии языковой личности.
Ведущим в школьном языковом образовании становится подход, в котором во главу ставятся такие принципы как, оказание педагогической поддержки ребенку в его естественном желании знать несколько языков и вооружиться рациональными способами их овладения. Следовательно, в методике преподавания языков усиливается значение сознательно-сопоставительного метода, основанного на понимании базы родного языка
Цели и задачи языкового межкультурного многоязычного образования в школах РС(Я):
- формирование языковой личности и развитие полилингвистической коммуникативной компетенции школьников, необходимой для общения на родном, русском и иностранном языках;
- развитие способностей школьников использовать язык как средство самообразования, самореализации, самовыражения.
Основными принципами школьного языкового образования являются:
- организацию языкового материала на коммуникативной основе;
- скоординированность обучения языкам, согласованность и преемственность языковых курсов в их содержании и структуре;
- принцип целостности, отсутствие разорванности в знаниях по языковым предметам, качественная полнота, внутреннее единство языкового образования в его систематичности, устойчивости;
- принцип интеграции разных уровней языкового образования;
- принцип демократизма - доступность многообразия содержания, видов и методов в соответствии с потребностями, с возможностями личности ученика.
Целостная система языкового образования в школах Республики Саха (Якутия) состоит из следующих компонентов:
- обучение родным языкам
- обучение русскому языку как государственному и как языку межнационального общения РФ и РС (Я) в якутских школах;
- обучение иностранным языкам.
Для современного языкового образования необходимы междисциплинарная интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный аспект овладения языком. (Концепция школьного языкового образования РС(Я)
Поэтому учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами - описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года.
Дети якутских школ мыслят на родном языке. Вследствие этого удачным является изучение схожих тем на родном языке перед изучением этой же темы на русском. В таком случае уже изученную, осознанную тему на уроках родного языка ученики усваивают на русском значительно легче.
Например: 1 класс
Родной язык | Русский язык |
Дор5оон тыл | Лексика |
Предмет аата | Предложение |
Предмет бэлиэтэ | |
Предмет тугу гынара | |
Буукуба (а\д дифтонг б/д) | |
Ньиргиэрдээх ньиргиэрэ суох б/д | Мягкие и твердые согласные звуки |
Суьуех | Слоги и ударение |
2 класс
Родной язык | Русский язык |
Биир суолталаах тыллар | |
Утары суолталаах тыллар | |
Этии сана чааьа | |
этии тутаах чилиэнэ | |
Тэнийбит , тэнийбэтэх этии | Орфография |
Тыл оло5о уонна сыьыарыыта | |
Текст |
Учителя родного и русского языка начальных классов нашей школы работают сообща, осознавая важность обучения учащихся государственным языкам. Корректировка основных разделов по изучению языков, поможет добиться высоких результатов в выполнении тестовых заданий и проверочных работ по русскому языку.
Ожидаемые результаты:
Получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы"
Презентация раскрывает роль устного счёта в выработке вычислительных навыков у учащихся и развитии личностных качеств у учащихся....
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по русскому языку в 3 «б» классе
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по русскому языку в 3 «б» классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «русского языка» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начальн...
Презентация к уроку русского языка 4 класс по учебному комплекту "Перспективная начальная школа" на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков"
Представлен ход урока " Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков", 4 класс. Презентация содержит проверочную работу -игра "Редактор", представлены значения слов "аббр...
Роль коммуникативных универсальных учебных действий в развитии ребенка в начальной школе.
Роль коммуникативных универсальных учебных действий в развитии ребенка в начальной школе....
Урок русского языка в 3 А классе по УМК «Начальная школа XXI века». Провела : Учитель начальных классов Багеева А.Р. Тема урока: Правописание притяжательных прилагательных
Задачи урока:1) Предметные: знакомство с притяжательными именами прилагательными .2) Метапредметные: 1. Познавательные: общеучебные универсальные действия – ввести термин «...
Урок русского языка 1 класс . Обучение грамоте. Письмо.УМК Перспективная начальная школа. *.4. Списывание с печатного текста
Цель: научиться списывать с печатного текса, находить в нём опасные места. Задачи: — закреплять умение списывать с печатного текста; — развивать рече...