Мой проект
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Разработка примерной программы по патриотическому воспитанию младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:
« Воспитание гражданственности и патриотизма у детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности »
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 9.02 по 13.02. 2015 года
2 сессия с 16.02 по 20.02. 2015 года
Выполнила:
Кошечкина Людмила Геннадьевна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №145
г.о Самара
2015 г.
Анализ ситуации.
Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.
Прежде чем освещать возможные практические подходы и формы работы в данном направлении, необходимо определиться с многообразием понятии и терминов.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:
«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [18].
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [19].
Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Будущее России в руках подрастающего поколения. Это истина, но, к сожалению, в последнее время и избитая оскомина. Неверие в собственное Отечество – это трагедия нынешнего поколения. Нигилизм взрослых передается и нашим детям. Школа, в стенах которой проходит детство, отрочество и юность подрастающего поколения, обладает той силой, которая может донести до «неверующих» истину – гражданско – патриотическое воспитание – это важная часть жизни общества, основа стабильности и будущего, это залог сильной и непоколебимой России.
Важность гражданско-патриотического воспитания учащегося в деятельности образовательного учреждения подчеркивается в ФГОСах нового поколения. В «портрет ученика основной школы» заложены такие характеристики как: «любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством…».
В общеобразовательном учреждении ключевая роль в деле воспитания школьника отводится классному руководителю. Ему в помощь представлено множество разнообразных методических разработок по указанному направлению. Однако для достижения наилучших результатов процесс гражданско-патриотического воспитания школьника должен иметь системный и непрерывный характер.
Проект представляет собой долгосрочную программу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
Цель проекта – формирование патриотического сознания и становление активной гражданской позиции школьников посредством внеурочной деятельности.
Задачи проекта:
- Формирование понимания долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества).
- Воспитание у школьников чувства патриотизма и любви к Родине на примере героического прошлого нашей страны, бессмертного подвига ее народа.
- Приобщение учащихся к духовным ценностям народа, к культурному наследию России.
- Воспитание любви и уважения к своей малой родине.
- Формирование активной гражданской позиции, политико-правовой культуры.
Нормативно-правовая база:
- Конституция Российской Федерации.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы».
- Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
- Федеральный закон «Об образовании».
- Федеральный закон «О днях воинской славы».
- Федеральным законом «О воинской обязанности и воинской службе».
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
- Устав МБОУ СОШ
География проекта: г.о. Самара, МБОУ СОШ
Участники проекта: учащиеся начальных классов МБОУ СОШ.
Сроки реализации проекта. Проект является долгосрочным.
Планируемые результаты:
- Формирование гражданственности, всестороннего развития личности, ее социализации.
- Воспитание у учащихся чувства любви к Отечеству, уважения к государственной символике России. Привитие уважения к своей малой Родине, землякам.
- Воспитание учащихся в духе демократических ценностей, выработки и реализации способностей каждого к активному и ответственному участию в жизни общества и государства.
- Формирование высокого уровня правовой, политической культуры.
И как следствие этого - устойчивое развитие России, формирование гражданского общества и укрепление демократического правового государства
Практическая значимость: возможность реализации в общеобразовательных учреждениях Самарской области.
Средствами реализации образовательного проекта могут быть: совместная творческая деятельность учащихся и педагога, где ученик и учитель – равноправные партнеры, помощники и консультанты; активная мыслительная деятельность; создание реальных образовательных и социальных ситуаций, в рамках которых учащиеся исследуют, проблематизируют, анализируют, организуют собственную деятельность по достижению поставленных задач. Потому главными средствами в образовательном проекте становятся способность и умение как педагога, так и ученика правильно ставить цель, выявлять существенную проблему и определять четкие задачи по достижению необходимого результата в реальных или имитирующих реальную обстановку ситуациях.
Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности
Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, выделяем группы методов, которые могут быть представлены следующей таблицей:
№ п/п | Группа методов | Методы | Свойства методов |
I. | Методы формирования сознания личности | Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера | Постановка ребёнка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании. |
II. | Методы органи-зации деятель-ности и форми-рования опыта гражданского поведения | Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуа-ций, коллективное творческое дело, метод проектов | Необходимо создавать ситуации, в которых ребёнок упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения. |
III. | Методы стимулирования деятельности и поведения | Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха | Необходимо побуждать ребёнка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение. |
Считаю важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, активности воспитанников;
- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
- принцип опоры на положительное в человеке;
- принцип включения в деятельность.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
В рамках реализации проекта осуществляются следующие виды деятельности, обеспечивающие достижение поставленных целей и задач:
• культурно-массовая;
• конкурсно-игровая;
• информационная;
• поисковая;
• диагностическая;
• аналитическая.
В ходе реализации проекта используются следующие формы работы:
• беседы/лекции
• тестирование/анкетирование
• встречи с интересными людьми
• интерактивные и ролевые игры
• конкурсы
• викторины
• посещение музеев, мест боевой славы
• уроки мужества
• военно-спортивная игра
• тренинги
• выставки и др.
Психологическое обеспечение проекта
Включает в себя следующие компоненты:
1) создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях и мероприятиях;
2) побуждение мотивации подростков к изучению исторического наследия и общественно-полезной деятельности;
3) применение разнообразных групповых и массовых форм работы.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Проект реализовывается педагогами-организаторами и классными руководителями При необходимости к реализации проекта могут привлекаться другие специалисты, а также заинтересованные лица и исполнители из других организаций.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Для реализации проекта необходимо:
- помещение для проведения занятий и мероприятий;
- оборудование для подготовки (компьютер, принтер, ксерокс);
- техническое оборудование для проведения мероприятий (компьютер, проектор, фотоаппарат, магнитно-маркерная доска, музыкальное оборудование и др.);
- расходные материалы (бумага формата А-4 и А-3, ватманы, маркеры, грамоты и др.);
- призы и сувениры для мероприятий;
- форма и символика (пилотки, погоны, значки, эмблемы);
- полоса препятствий;
- комплект плакатов по строевой и огневой подготовке;
- компасы;
- методическая литература и тематические диски.
Современные образовательные технологии:
1.ИКТ
2.Метод проектов
3.Обучение на основе учебных ситуаций
4. Здоровьесберегающие технологии
5.Технология уровневой дифференциации
Этапы реализации программы.
- Организационный.
- Диагностика уровня сформированности гражданско-патриотических качеств учащихся (анкетирование, тестирование, опрос).
- Изучение нормативно-правовой базы.
- Изучение имеющегося методического материала по данной теме.
- Составление программы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников с учетом результатов мониторинга.
- Основной:
- Реализация плана работы по гражданско-патриотическому воспитанию классного коллектива.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные | |||||||
1. | Участие в постоянно действующих районных конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников. | Ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители | |||||||
2. | Проведение тематических линеек по истории России ,символике России и Самары | Ежегодно | Зам. директора по ВР, учителя | |||||||
3. | Участие в акции «Вахта памяти»: -встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла; -линейки, посвященные памятным датам истории; -общешкольная линейка, посвященная Дню Победы
| Ежегодно | Зам. директора по ВР, | |||||||
5. | Участие в акции «День единства » | Ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители | |||||||
6. | Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница» в школе и районе | Ежегодно | Зам. директора по ВР,классные руководители, преподаватель ОБЖ | |||||||
7. | Пополнение банка педагогической информации материалами по организации и осуществлению патриотического воспитания школьников. | Ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители | |||||||
8. | Организация традиционных встреч: - ветеранов с обучающимися школы, посвященных Победе в ВОВ 1941-1945 г. - с вдовами погибших на войне; - с воинами-интернационалистами; - с участниками ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС - с призывниками | Ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители | |||||||
9. | Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа. | Ежегодно | Зам. директора по воспитательной работе, учителя | |||||||
10. | Участие обучающихся в конкурсах проектов: - «Я – гражданин России», -«Патриотическое воспитание обучающихся» . | Ежегодно | Зам. директора по воспитательной работе, учителя истории, классные руководители | |||||||
11. | Проведение общешкольного конкурса «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека, Дню матери, Дню защиты детей | Ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители | |||||||
12. | Проведение уроков мужества, посвященных, Дню Защитника Отечества и Дню Победы. | Ежегодно | Классные руководители, | |||||||
13. | Проведение легкоатлетического кросса для обучающихся, посвященного Дню Победы. | ежегодно | Совет старшеклассников, учителя физкультуры | |||||||
14. | Проведение памятных дней: - День Победы -День вывода войск из Афганистана - День защитников Отечества - День единства | ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители | |||||||
15. | Участие в акциях: · «Солдатские письма» · «Герои живут рядом» · «От сердца к сердцу» - «Дети России- солдатам Отечества» | ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители | |||||||
16. | Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов | ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители | |||||||
17. | Использование символов Российской Федерации при проведении школьных мероприятий. | постоянно | Зам. директора по ВР, учителя | |||||||
18. | Посещение музея боевой славы
| ежегодно | учителя истории | |||||||
19. | Организация и проведение конкурса рисунков «Я только слышал о войне»
| ежегодно | Зам. директора по ВР, уч.ИЗО, | |||||||
21. | Классные часы на тему «Герои и подвиги» | ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители | |||||||
22. | Участие в конкурсе «Лучшая открытка ветерану» | ежегодно | Педагоги – организаторы, учитель ИЗО | |||||||
23. | Конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам войны | ежегодно | учителя | |||||||
24. | Акция : «Ветеран живет рядом» « Письмо солдату» « Посылка солдату» | ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители | |||||||
25 | Фотовыставка «Война и моя семья»
| ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители | |||||||
26. | Конкурс чтецов «Дети о войне» | ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители | |||||||
27. | Конкурс-инсценированной патриотической песни «Прикоснись к подвигу сердцем»
| ежегодно | Зам. директора по ВР, учителя истории, классные руководители | |||||||
28. | Организация участия педагогов во всероссийском конкурсе методических пособий «Растим патриотов России» | ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители | |||||||
29. | Педсовет для классных руководителей «Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования». | 2015 | Зам. директора по ВР | |||||||
30. | Семинар-практикум для классных руководителей «Патриотическое воспитание учащихся: особенности, опыт, проблемы» | 2015 | Зам. директора по ВР | |||||||
31. | Обобщение опыта работы педагогов на темы: | Ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители. | |||||||
- «Патриотизм XXI века: формирование его на традициях прошлого и современного опыта»; | ||||||||||
- «Организация работы по патриотическому воспитанию в системе образования: инновационные подходы и технологии». | ||||||||||
32. | Создание банка информационных и методических материалов по обеспечению патриотического воспитания обучающихся | Ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители. | |||||||
34. | Конкурс рисунков «Война глазами детей» | ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители. | |||||||
35. | Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции «Георгиевская ленточка» под девизом «Мы помним, мы гордимся» | ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители. | |||||||
37. | Проведение мероприятий, посвященных: Снятию блокады города Ленинграда (1944 год) | Ежегодно | Педагоги – организаторы, классные руководители. | |||||||
Разгрому советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год) | Ежегодно | классные руководители | ||||||||
Разгрому советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве | Ежегодно | классные руководители, учителя истории | ||||||||
38. | Операция « Как живёшь, ветеран?» Посещение частей МЧС, просмотры фильмов о войне. Уроки мужества | Постоянно | Классные руководители, учащиеся, родители |
- Заключительный (рефлексивный):
- Организация диагностических мероприятий с классным коллективом.
- Отчет-презентация.
- Составление перспективного плана работы по гражданско-патриотическому воспитанию членов классного коллектива .
Направления деятельности.
- Моя малая родина.
- Нетленные страницы Великой Отечественной войны.
- Правовая культура подрастающего поколения.
- Культурное наследие России.
Проект осуществляется через такие виды деятельности как поисково-исследовательская, учебно – познавательная, творческо – игровая.
Степень вовлеченности в мероприятия членов классного коллектива с каждым учебным годом увеличивается. К 4 классу ученики при поддержке классного руководителя самостоятельного проводят мероприятия гражданско-патриотической направленности в стенах школы. Перспективный план работы позволяет развить личностные качества каждого члена классного коллектива, в том числе: ответственность, самостоятельность, целеустремленность, активность. Данный план помогает ученику приобрести навыки поисковой, исследовательской, проектной деятельности ,умения выступать на публике и оппонировать. Подобная работа раскрывает творческий потенциал учащегося.
Литература
1. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
2. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.
3. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
4. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
5. Воронцов, В. Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 380 с.
6. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».
8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
9. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
10. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
11. Мизиковский Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. – М.: Просвещение, 1990. – 237 с.
12. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 134 с.
13. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г. А.Колодницкий,
В. Н.Латчук, В. В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М. И.Хабнер. – М.:
Дрофа, 2001. – 192 с.
14. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
15. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебно-методические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. А. Н.Кузибецкий, Е. В.Никульшина. – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с.
16. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / сост. Н. В.Мазыкина, Б. И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. – М.: Мнемозина, 2000. – 192 с.
17. Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Военное издательство, 1994. – 328 с.
18. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с.160.
19. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 512 с.
20. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.
Интернет-ресурсы
Федеральные ресурсы на официальных порталах федеральных органов исполнительной власти информационно-правового, методологического и общеметодического характера:
1. портал Президента Российской Федерации - http://www.president.kremlin.ru
2. портал Совета Безопасности - http://www.scrf.gov.ru
3. порталы Минобразования России - http://www.informika.ru; http://www.gov.edu.ru (методическое обеспечение образовательного процесса и патриотического воспитания).
4. портал Минобороны России - http://www.mil.ru (нормативно-правовое основы воинской службы)
4) Мультимедийные ресурсы
1) Государственная символика Российской Федерации. Приволжский Федеральный округ. Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"
ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта Я – горожанин!О...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"
Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени. http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...
Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"
Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"
Тема урока: «Мы – пассажиры»Цель: Позн...
Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!
Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить 1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....