Бесконфликтное взаимодействие младших школьников
методическая разработка (1 класс) на тему
Как учить дружить в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beskonfliktnoe_vzaimodeystvie1.rar | 2.19 МБ |
Коммуникативно-личностное развитие младших школьников | 59 КБ |
приложение | 25 КБ |
приложение | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Уржума Кировской области
Тема:
«Обучение бесконфликтному взаимодействию младших школьников в детском коллективе».
Кряжевских Надежда Алексеевна,
учитель начальных классов,
высшая категория.
г. Киров
2016 г.
Повышенная социально – психологическая напряжённость – характерная черта современного общества. Не является в этом отношении исключением и школа.
С первых дней учения первоклассники не умеют слушать учителя и друг друга, договариваться между собой, разрешать конфликты. Ребёнку в раннем школьном возрасте присуща определённая агрессивность. Дети проявляют агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых они видели ежедневно и она стала нормой его жизни. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения приводит к тому, что у детей не формируется нравственный стержень поведения.
В изучении личности младшего школьника для меня актуальной стала проблема обучения бесконфликтному взаимодействию в детском коллективе.
Многие дети в первом классе были импульсивны, часто ссорились, не могли договориться друг с другом. 7 человек постоянно устраивали драки, обижали детей, не контролировали своё поведение, что приводило к конфликту.
Что такое конфликт?
А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов характеризуют: «Конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями».
Конфликт ассоциируется с негативными эмоциями и такими состояниями, как напряжение, беспокойство, зависть, ревность, вражда, обида, досада, боль, травма, стресс, апатия, ярость, гнев.
Что же необходимо для появление конфликта?
Основой конфликта является конфликтная ситуация, включающая инцидент. Как считают авторы этой концепции Ф.М. Бородник и Н.М. Коряк, для того, чтобы ситуация переросла в реальный конфликт, необходимо открытое столкновение, т.е. инцидент.
Каждая из противоборствующих сторон стремясь обладать объектом конфликта, нацелена на получение позитивного результата только для себя, т.е. на выигрыш только одной из сторон.
Конфликтная ситуация
Инцидент
Конфликтную ситуацию может спровоцировать мимолётный гнев, неумение контролировать свои чувства и правильно проанализировать ситуацию, агрессивное поведение.
Агрессивное поведение – это взаимодействие, в ходе которого одним человеком наносится вред (физический или психический) другому. Различают прямую и косвенную агрессию. К прямой агрессии относят словесную – когда насмешничают, обзывают, сквернословят; материальную – когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество; физическую – когда дерутся, толкают, дергают за волосы. К косвенной агрессии относят частичное ингорирование – непринятые в игры, разговоры, спектакли; полное игнорирование – бойкот.
АГРЕССИЯ
ПРЯМАЯ КОСВЕННАЯ
СЛОВЕСНАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ ИГНОРИРОВАНИЕ
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОЛНОЕ ЧАСТИЧНОЕ
Для изучения агрессии детям была предложена анкета (приложение).
Признаками агрессивного поведения младшего школьника являются:
- упрямство, стремление возражать, отказываться;
- драчливость вспыльчивость;
- приступы гнева, ярости, негодования;
- желание обидеть, унизить, оскорбить;
- властность, потребность настаивать на своём;
- эгоцентризм, неумение понять интересы другого;
- самоуверенность, завышенная самооценка.
Наличие 6-7 признаков говорит о высокой агрессивности, 3-5 – о средней, 1-2 – о низкой.
Метод наблюдения выявил следующие показатели:
Была проведена анкета для определения уровня агрессивного поведения. Исследование индивидуальных особенностей (приложение).
Отсутствие агрессивности не лучший вариант для ребёнка. Такие дети не умеют постоять за себя и других, они не возражают, соглашаются, стараются всегда оставаться в тени. Их пассивность, несамостоятельность, нерешительность и некоторая заторможенность мешают развитию произвольной регуляции поведения, столь важной для обучения в школе.
Такие дети нуждаются в стимуляции активности и раскрепощённости, им надо давать задания, предполагающие проявление инициатива и самостоятельности. Они очень нуждаются в поощрении и доброжелательном внимании, чтобы почувствовать уверенность в собственных силах.
Как работать с агрессивным школьником?
Ведь он драчливый и раздражительный, может помешать работе всего класса, да и ему самому не сладко от собственной неуравновешенности и гневливости. Нужно изучить интересы и склонности агрессивного ребёнка. Почаще давать поручения, требующие решительности, инициативы, опираясь на его положительные качества. Помочь освоить не только командирские, но и подчинённые, второстепенные роли в коллективной деятельности детей.
Семья, в которой бытуют жестокие, суровые взаимоотношения создаёт условия для роста агрессивности.
Унижать, наказывать ребёнка, требовать покорности и беспрекословного послушания – значить своими руками культивировать несдержанность и злобность.
Для родителей проведены родительские собрания на тему: «Почему агрессивны наши дети?», «Нестандартный ребёнок».
Даны памятки для родителей (приложение):
- Что делать родителям непослушных детей;
- Родителям очень непослушных детей;
- Правила семейного воспитания.
Родительский комитет проводит интересные мероприятия для сплочения дружного коллектива:
- День именинника;
- Новый год;
- Поездка в цирк;
- Праздник «23+8»;
- День семьи.
Противоположным полюсом конфликтности является толерантность. Слово «толерантность» происходит от латинского tolerantia – терпение.
Толерантность – система внутренних ресурсов личности, отражающая готовность и способность личности позитивно и продуктивно решать сложные задачи взаимодействия с самим собой и другим, отличающимся по внешности, мыслям, чувствам, ценностям, поведению, способствующая невосприимчивости к провоцирующим факторам социальной среды.
Формирование толерантности – это начальный этап процесса её становления и развития в ходе специально организованной деятельности, направленной на расширение области осознанной компетентности.
Известный психотерапевт Максуэлл Мольц в книге «Я – это Я, или Как стать счастливым» рассматривает важные условия саморазвития, или обретения толерантности:
- осознать образ собственного я, уметь смотреть правде в глаза;
- реагировать на факты, а не на представления о них;
- больше доверять самооценке, а не оценке и стремиться позитивно относиться к другим;
- реагировать менее эмоционально на внешние раздражители;
- уметь отсрочить свою реакцию;
- избавиться от чувства обиды, жалости к себе;
- уметь прощать себя и других;
- уметь направлять свою агрессию в нужное русло;
- уметь реально оценивать ситуацию, не делал из мухи слона;
- сформулировать собственные цели и чётко стремиться к их достижению.
Основные критерии толерантности:
- позиция на равных и учёт интересов другого;
- отказ от насилия;
- осознанное отношение к себе, к другим, к обществу;
- подчинение правилам, законам (по доброй воле, а не по принуждению);
- позитивные цели (нацеленные на результат);
- способность сохранять внутреннее устойчивое равновесие в трудной ситуации;
- способность личностного выбора.
Проблема исследования состоит в необходимости обучения школьников бесконфликтному взаимодействию и снижении у них агрессии.
На классных часах разработаны способы решения конфликта и стратегия поведения в конфликте.
Стратегия поведения в конфликте:
- Соперничество
- Избегание
- Сотрудничество
- Приспособление
- Компромисс
Но сколь разнообразны ни были бы стратегии в конфликтной ситуации, непременным условием для её конструктивного разрешения является:
- умение понять своего оппонента, посмотреть на ситуацию его глазами;
- желание объективно разобраться в причинах конфликта;
- готовность сдерживать свои негативные чувства;
- готовность обоих найти выход из трудной ситуации. Необходимо делать акцент не на «Кто виноват?», а на «Что делать?».
Для того, чтобы взаимодействие учащихся было бесконфликтным разработала программу «В гармонии с собой». Цель воспитания в начальной школе – создание условий для развития личности учения. Одна из задач воспитательной работы – способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
Направление воспитательной работы: здоровье, интеллект, общение, нравственность, досуг, семья.
Проводится индивидуальная работа ежедневно.
Разработана система классных часов на нравственную тему, тренинги, игры (притложения). Организация учебного сотрудничества учащихся при работе в парах и группах помогает межличностному взаимодействию.
Гипотеза исследования подтвердилась в том, что снизилась психологическая перезагрузка, у детей улучшились отношения с окружающими.
Повысился уровень коммуникации младших школьников с 30 до 60%, поэтому взаимодействие стало бесконфликтным.
Успех профилактической работы обеспечивается соблюдением трёх необходимых условий:
- использование индивидуального подхода к личности ребёнка;
- формирование детского коллектива;
- работа с семьёй.
Таким образом можно выстроить ряд условно-воспитательных ситуаций, в которых снимается настрой на ситуацию конфликта и последовательно присваиваются методы коммуникации, оценки, самооценки.
Средством решения этих задач является коллективно-организованная деятельность, участникам которых становится каждый ребёнок.
Предварительный просмотр:
Анкета
(для детей)
- Есть ли в твоем классе ребята, которые обижают, дразнят своих одноклассников, учеников других классов?
- Дружишь ли ты с ребятами, которых часто обижают?
- Как к ним относятся другие ребята?
- За что чаще всего дразнят, обижают? (Внешность, личные качества, «смешная» фамилия, что-то еще.)
- Обижали ли тебя когда-нибудь твои одноклассники или друзья? Как?
- Что ты чувствовал при этом?
- Когда твои одноклассники обижают кого-нибудь в твоем присутствии, что ты делаешь? (Стоишь в стороне и наблюдаешь за происходящим, встаешь на сторону обидчиков, защищаешь жертву, что-то еще.)
- Что чаще всего делает тот, кого обижают?
- Помогает ли это остановить обидчиков?
- Кто, по-твоему, виновен? (Те, кто обижает, дразнит; тот, кого обижают, дразнят; кто-то еще.)
- Можешь ли ты остановить обидчиков без посторонней помощи?
- Если нет, то кто мог бы тебе в этом помочь?
- Хотел бы ты помочь тем ребятам, которых обижают, дразнят?
- Как ты думаешь, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе?
Спасибо за участие!
Предварительный просмотр:
Агрессивный ребёнок
- Надо ли бороться с агрессивностью ребёнка?
Ответ психолога:
Не следует стремиться к тому, чтобы полностью избавиться от агрессивности. Агрессивность кроме отрицательных имеет и положительные стороны. Она может проявляться в активности, а не только в непослушании и сопротивлении. Агрессивность способна развить дух инициативы или породить замкнутость и враждебность, может сделать ребёнка упорным, либо безвольным.
Важно поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать отрицательным.
Поняв естественную природу агрессивности, взрослым будет легче отказаться от строгости и быть ласковее, внимательнее к агрессивному ребёнку.
Ребёнку агрессивность присуща. Она базируется на инстинктах:
1) Инстинкт самосохранения.
В его природе заложена агрессивность, как одна из форм существования. Ребёнок- младенец в полной зависимости от окружающих - здесь инстинкт самосохранения проявляется в пассивно-оборонительной форме страха, что вызывает недоверие к окружающему миру и враждебность. Игнорирование детского плача усиливает страх, а значит и недоверие и враждебность.
2) Инстинкт свободы.
Тугое пеленание, постоянное нахождение ребёнка в кроватке, манеже, низкие коляски - всё это способствует появлению у ребёнка желания вырваться на свободу, сметая всё на своём пути.
3) Инстинкт собственности.
Всё, что видит ребёнок, он считает своим. Мать, всех, кто за ним ухаживает, он считает своей собственностью. Делиться непереносимо. Заставлять ребёнка делиться игрушками, сладким, - значит усиливать враждебность.
4) Инстинкт познания - это антогонист инстинкту самосохранения.
Ломает вещи - хочет узнать, посмотреть, как устроено. Наказание за это ребёнок воспринимает как нелюбовь, жестокость, а значит, и он может быть жестоким.
Аллан Фромм, автор известной книги «Азбука для родителей», считает, что есть лучший способ против чрезмерной агрессивности в ребёнке - это проявление к нему любви. Мы, конечно же, любим своего ребёнка, но кроме любви испытываем и досаду, и раздражение, и нетерпение. Эти чувства часто проявляются более убедительно, чем любовь.
Если агрессивность проявляется в первые 2-3 года жизни малыша, он будет изливать её непосредственно на нас. Так будет продолжаться ещё несколько лет. Он будет плакать, кричать, не слушаться, а иногда и попытается ударить своих родителей. Всё это совершенно нормально. Если же он был чересчур избалован и заласкан в первые 3 или 4 года, его психическое развитие окажется замедленным, и тогда любое изменение нашего отношения к нему будет вызывать агрессивные действия, которые он выплеснет на нас. Но ещё хуже, если его возмущение постоянно подавляется, оно накапливается и проявляется нередко лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до причин, агрессивность выливается в иные формы. Поэтому терпение - первая добродетель в этом вопросе.
Досаждает родителям, когда в семье дети ссорятся и дерутся. Это действует на нервы, огорчает. Надо утешаться тем, что со временем враждебность у детей почти всегда ослабевает. Желание драться - это естественное явление, длящееся долго, которое, возможно, было и у нас в первые годы жизни. Чем меньше родители будут реагировать на ссору или драку своих детей, тем правильнее поступят. Оставаясь без взрослых, они, как правило, забывают про свои ссоры и дружно играют. В результате вмешательства родителей драка приобретает значение важного события. Ребёнок, которого слегка ударили, принимается кричать, будто ему причинили нестерпимую боль, ведёт себя инфантильно, а тот, кто причинил боль, получает возможность приврать. И то, и другое хуже самой потасовки. Чем быстрее родители вмешаются в ссору, тем громче дети будут орать при следующей драке.
Самое полезное, что могут предпринять взрослые, помимо того, что сделают вид, будто ничего не слышат и не видят, - развести детей как можно дальше друг от друга. А утешать и разбираться, что случилось, следует только после того, как дети совсем успокоятся.
Точно так же стоит реагировать на драки детей с друзьями, вне дома. Если же ребёнок постоянно ссориться, надо обратить внимание на причины чрезмерной агрессивности.
Надо помнить, что от агрессивности больше всего страдает сам ребёнок. Он в ссоре с родителями, теряет друзей, использует лишь минимальную часть своих интеллектуальных возможностей и живёт в постоянном раздражении из-за мучительного гнёта злобы и собственной вины. Если агрессивность не уменьшается со временем, если она привычна и неконтролируема - получается несчастный ребёнок, неспособный обрести мир внутри себя и улучшить отношения с окружающими.
В идеале родители должны быть людьми психологически зрелыми, уметь жить в согласии друг с другом и своими детьми и с собственными отцами и матерями. Тогда агрессивность, естественная для раннего возраста, перейдёт плавно впоследствии в активность, предприимчивость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию «Формирование ИКТ-компетентности на основе взаимодействия младшего школьника с информационной образовательной средой» 2013г
Понятия "информационная грамотность" и "ИКТ-компетентность", их взаимосвязь и формирование у мл.школьников....
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЗРИТЕЛЬНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬННОГО ИСКУССТВА
В статье раскрываются вопросы коррекции зрительно-двигательного взаимодействия обучающихся с ЗПР...
Обучение навыкам бесконфликтного общения младших школьников
Статья "Обучение навыкав бесконфликтного общения младших школьников"....
Программа тренинга «Межличностное взаимодействие младших школьников»
Программа тренинга «Межличностное взаимодействие младших школьников» предназначена для 2 класса начальной школы и рассчитана на 10 занятий. Мы знаем, что отношения с другими людьми за...
Исследование диалогического взаимодействия младших школьников в совместной деятельности.
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе ...
Статья "Взаимодействие младших школьников со сверстниками"
С межличностными отношениями человек сталкивается на протяжении всей жизнь, начиная с момента рождения и до самой смерти. Они являются важнейшим элементом нашей жизни. Межличностные отношения – ...