Исследование диалогического взаимодействия младших школьников в совместной деятельности.
проект по логопедии

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx41.98 КБ

Предварительный просмотр:

Лобанева Татьяна Иосифовна

ОГБОУ «Центр образования для детей

с особыми образовательными

потребностями г. Смоленска»

Исследование диалогического взаимодействия младших школьников в совместной деятельности.

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Известно, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими. Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Своевременное исследование и развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. Не развитая диалогическая речь отрицательно влияет на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации, так как полноценная социальная адаптация невозможна без способности к диалогическому общению.

Участниками проекта являются дети начальной школы, учитель-логопед, классный руководитель, родители.  

Объект исследования. Диалоговое взаимодействие младших школьников в педагогическом процессе.

Предмет исследования. Технология диалогового взаимодействия в начальной школе.

Цель проекта: 

Выявить уровень сформированности диалогового взаимодействия младших школьников

Гипотеза. Влияние диалога на эффективность совместной деятельности определяется его речевыми характеристиками, в частности, степенью сформированности у детей коммуникативных умений.

Задачи. 

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме проекта.

2. Раскрыть характеристики технологий диалогового взаимодействия в образовательном процессе.

3. Провести исследование сформированности навыков учебного сотрудничества у младших школьников.

4. Подобрать методику исследования диалогического взаимодействия младших школьников в совместной деятельности.

I. Диалогическая речь, как форма взаимодействия младших школьников.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. В.А. Петровский называет диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.

А.Г. Рузская считает, что наиболее социально значимой для младшего школьника является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Т.А. Топольская в своей работе выделяет следующие типы современного понимания термина диалог в психологии: форма речевого взаимодействия – общение на различные темы, где собеседники дают друг другу возможность выговориться; совместный мыслительный процесс – встреча смысловых позиций участников, выраженная в речи; совместная деятельность собеседников по преодолению противоречий между ними; общение на уровне действительных мотивов деятельности – встреча личностных позиций, смыслов обеих сторон, общение на уровне «смыслов для себя» ; общение, основанное на личностном характере отношений – безоценочное принятие друг друга, эмпатия и конгруэнтность ; экзистенциальное событие – встреча; как средство диагностики и коррекции личностной проблематики субъекта посредством диалогического взаимодействия психолог – субъект.

Таким образом, диалогическое взаимодействие это: условие развития личности; способ понимания, рефлексии (саморефлексии) и взаимодействия личностей; средство познания глубинных уровней человеческой психики.

Ещё до школы обнаруживается неумение пользоваться речью; дети молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым.

Длительное наблюдение показало, что в ситуации неорганизованной игровой деятельности дошкольники, а позже и младшие школьники пользуются в основном двумя формами общения. Для большинства характерна внеситуативно-познавательная форма общения, остальные дети прибегают к еще более элементарной – ситуативно-деловой форме. Ни у одного из них не наблюдалась внеситуативно-личностная форма общения. Нередко дети стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным.

         Приведенные данные свидетельствуют о том, что для развития диалогического взаимодействия у младших школьников необходимо проведение специальной коррекционной работы.

Основные направления коррекционной логопедической работы по развитию диалогической речи у младших школьников.

 Одним из условий развития диалогической речи, по исследованиям А.Г. Рузской, является организация речевой среды, взаимодействия детей друг с другом. Обучение диалогической речи протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях. В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и т.д. Данный метод является самым естественным методом приобщения детей к диалогу, поскольку стимулом к участию в разговоре служат коммуникативные мотивы.

На специальных занятиях по развитию диалогической речи используется прием подготовленной беседы. Подготовленная беседа направлена на то, чтобы научить детей выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, а так же отработать произносительные и грамматические навыки, уточнить смысл известных слов.

В беседе педагог:

1) уточняет и упорядочивает опыт детей;

2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

4) учит просто и понятно излагать свои мысли.

Чтобы беседа проходила живо и доставляла радость, детям читают веселые стихи, сказки, рассматривают с ними картинки. Целью беседы в данном случае является не проверка знаний детей, а обмен чувствами, представлениями, переживаниями, высказывание собственного мнения, рассуждения.

О.Я. Гойхман в своих работах отмечает, что с беседой тесно связано совместное рассказывание.

В совместном с взрослым рассказывании используется следующий прием: взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог. Этот прием широко используется и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек и пр.

         Диалогическому общению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания.

Последние исследования физиологов показали большое значение игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности развивающейся личности ребенка. Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, обещая обеспечить развитие диалогической речи в эмоционально привлекательной для детей форме.

К игровым упражнениям в диалоге можно отнести:

1) любую игру (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию), правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями;

2) передачу литературных текстов по ролям.

Литературные произведения дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировке стихов (чтение стихов по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога. Народная педагогика создала множество потешек, песенок, игр, построенных именно в форме диалогов.

Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Садовник» и др.

Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.

Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2–3 человека). В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка, а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника.

Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений

 Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки. Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Ценность таких игр состоит в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно. Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.

Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол), дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески». Педагог может руководить усвоением той или иной стороны диалога через подбор литературных произведений, при помощи подсказок, советов.

Таким образом, игровые упражнения в диалоге разнообразны. Их связь с литературными произведениями дает детям «лучшие образцы» родной речи, а упражнения, предполагающие свободные импровизированные диалоги без опоры на литературный образец, приближают их к реальному общению.

II. Технология диалогового взаимодействия.

Технология диалогового взаимодействия – это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования. Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Усвоение нового материала при этом происходит, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы.

Диалог – это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. Учебный диалог – это способ отношений. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. Диалог возникает тогда, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «моё мнение», «мне хочется добавить», «моя точка зрения». Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

Технология учебного диалога в нашем понимании – это инструментарий, позволяющий выстраивать эффективное взаимодействие учителя и учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Уточним некоторые параметры данного инструментария.

Различные формы организации учебного сотрудничества школьников и учителя. Наиболее востребованными в системе развивающего обучения это групповая и парная формы диалогового взаимодействия.

Существуют и специальные диалоговые приемы. Многие из них используются отдельными учителями для активизации мыслительной и творческой деятельности школьников, однако, приведенные в систему и используемые в системе, они дают хороший развивающий эффект. Перечислим эти приемы и дадим краткую характеристику некоторым из них.

Активное (эффективное) слушание.

Задавание вопросов. Учим детей задавать «умные вопросы», т.е. такие вопросы, которые позволяют учащимся сделать запрос на косвенную подсказку. Например. Одно из заданий, составленных детьми для рефлексивной проверочной работы в начале года, звучало так: «Составьте предложения с противопоставлением». Не все вспомнили, что такое противопоставление. Значит, нужно попросить о помощи. Обычный вопрос звучал так: «А как это – с противопоставлением?». Другой ребенок попросил: «Приведите пример такого предложения». И наконец, прозвучал «умный вопрос»: «Как можно выразить противопоставление?».

Приведение аргументов.

«Я – оценка» и «Ты – оценка».

Прием «снятия страха». Учитель так организует общение, чтобы у детей не возникало боязни вступать в диалог, высказывать свою точку зрения, ошибаться, искать и находить пути ликвидации ошибок.

Прием «Можно быть глупым», во-первых, помогает ликвидировать тот, страх, о котором речь шла выше, во-вторых, позволяет детям ошибаться без ущерба для успеваемости, в-третьих, заставляет понять, что часто ошибка одного ребенка приводит к правильному решению другого. На данном приеме строится любая групповая работа, поскольку она предполагает действие с гипотезами, большинство из которых, как правило, оказывается ошибочными.

Прием «Пауза ожидания» увеличивает эффективность взаимодействия в группе. Психологи утверждают, что пауза длительностью 5-8 секунд делает вероятность получения правильного ответа больше в два раза, чем в том случае, если пауза длится всего 2-3 секунды.

Нетрадиционные формы уроков, которые не активизируют творческую деятельность учащихся согласно традиционной дидактике, а являясь частью работы в режиме учебного диалога, дают ему новый импульс для развития. Так, например, урок – суд над литературным героем позволяет:

  • развивать навык самоопределения (учащиеся самостоятельно определяют свою роль на таком уроке, свои задачи, пути решения);
  • вести неподготовленный диалог во время «заседания суда», т.е. применять на практике полученные знания о ведении дискуссии;
  • учиться задавать «умные» вопросы;
  • выбирать тему творческого отчета по уровням, самостоятельно определяя область своего знания/ незнания, интересов.

Введение дифференцированной системы проверочных работ также входит в систему технологических приемов учебного диалога, поскольку позволяет развивать навык ведения внутреннего или индивидуального диалога ребенка с самим собой, как с другим. Получая несколько вариантов проверочной работы, ученик вынужден самостоятельно определять область своего знания/незнания (освоение способов действия: по образцу, самостоятельно в рамках известного). При это ведется индивидуальный диалог: Я и Я-Другой. Я-Другой является внутренним оппонентом Я: не соглашается, задает вопросы, приводит свои контраргументы, другими словами, заставляет думать.

Разновозрастное сотрудничество. Дети получают возможность вести диалог с другими учащимися в ситуации «ребенок-учитель» и «ребенок-ученик», примеряя на себя все особенности диалогового поведения учителя как носителя определенной культуры, системы знаний, опыта

Технология диалогового взаимодействия начинается с организации учебного пространства кабинета. Диалоговые формы взаимодействия осуществляются при общении лицом к лицу, поэтому обычная расстановка парт должна быть изменена. Она зависит от количества учащихся в группах. При входе в класс, где по - новому организованно учебное пространство, у учащихся возникает готовность к нестандартной учебной ситуации.

III. Исследование диалогического взаимодействия у младших школьников при совместной деятельности.

Диалоговое взаимодействие при совместной деятельности характеризуется сознательным участием младших школьников в диалоге, умение слушать, умение участвовать в обсуждении проблем и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

К учебным навыкам, способным выстроить эффективное взаимодействие относят навыки:

-вступать в      общение, участвовать   в нём в качестве оппонента;

-организовывать свою работу в    группах;

-  владеть и навыкам культуры речи;

- понять точку зрения другого человека;

- оценить достоинства суждений при совместной работе;

- скоординировать разные точки зрения с целью достижения   результата.

Милованова Т.И. и Прудаева В.Н.  коммуникативные умения и в зависимости от этапа обучения различных речевой деятельности: слушания, чтения и говорения.

В начальной школе отмечают следующие коммуникативные умения и навыки:

1. Умение отстаивать свою позицию, владея приемами диалогической речи.

-  раскрыть свою мысль в письменной речи.

-  вступать в беседу на уроке и в жизни.

- оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом правил русского языка и жизненных речевых ситуаций.  

- высказывать свою точку зрения и пытаться приводить аргументы.

2.   Умения и навыки понять другие позиции (взгляды, интересы).

-  точку зрения автора в литературном произведении;

- понимать позицию собеседника, его аргументы, гипотезы

3. Умение договариваться с людьми, излагать им свои взгляды, с целью сделать что-либо.

- совместно договариваться при общении и следовать принятым правилам. Учиться принимать различные роли (лидера, исполнителя, критика).

-  сотрудничать при решении проблемы (задачи). Учиться относиться к позиции собеседника с пониманием.

   Таким образом, среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий. Это общение и взаимодействие, и работа в команде, т.е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает развитие готовности к общению, приводит к соблюдению этикетных норм, умению социально взаимодействовать, проявлять интеллектуальные, познавательные, творческие способности при общении с окружающими.

Обучение возможно только в процессе общения детей между собой и общения педагога или родителя с детьми. Ведь ребенок, как писал Выготский Л.С., развивается в ситуации сотрудничества.

Учебное сотрудничество организуется с помощью различных способов, приемов. Наиболее распространенным способом учебного сотрудничества при решении учебных задач является дискуссия, обсуждение, проблемный вопрос, то есть учебное сотрудничество предполагает диалог. Начинается оно с умения взрослого грамотно определить зону актуального развития. Тогда ребенок в процессе обучения сможет опираться на свой опыт и не сломаться, не разувериться в своих силах.

         Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, о том, что залогом успешного развития детей является правильная организация диалога младших школьников, которая строится на взаимном уважении и доверии, на сотрудничестве учителя и ученика. В этих условиях важную роль принадлежит технологии диалогового взаимодействия, которая предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем.

IV. Методика исследования диалогового взаимодействия.

С целью выявления уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) использовалась методика Галины Анатольевны Цукерман «Рукавички».

Детям, сидящим парами, выдается каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Критерии оценивания:

1.        Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

2.        Умение детей прийти к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

3.        Умение убеждать, аргументировать;

4.        Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

5.        Взаимопомощь по ходу рисования;

6.        Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

  • Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
  • Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
  • Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Анализ результатов исследования.

Рассмотрим сформированность показателей умений и навыков по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Таблица 1. Показатели сформированности умений и   по согласованию усилий в  организации и осуществления  школьников.

Показатели  сотрудничества

Высокий

Средний уровень

Низкий уровень

Продуктивность  деятельности

16,7%

55,6%

27,8%

Умение  прийти к общему

27,8%

44,4%

27,8%

Умение убеждать,

16,7%

50%

33,3%

Взаимный контроль

27,8%

55,5%

16,7%

Взаимопомощь

33,3%

50%

11,7%

Эмоциональное отношение

27,8%

33,4%

5,6%

В результате исследования умений и навыков по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества были получены данные, представленные в таблице 3.          

                                                                                                   

Таблица 3. Уровень сформированности и навыков по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества школьников.

Анализ данных, представленных в таблице 3, свидетельствует, что у половины исследуемых первоклассников навыков по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества сформированы на среднем уровне, на высоком уровне сформированность умений и навыков сотрудничества в учении выявлена у 22,2% первоклассников, не сформированы навыки учебного сотрудничества у 27,8% первоклассников.

По результатам проектной работы можно выявить влияние речевых характеристик диалога на эффективность совместного решения учащимися мыслительных задач связано со степенью сформированности у них коммуникативных умений, соответствующих целенаправленному общению. В ходе исследования в диалоге младших школьников, направленном на решение задачи, обнаружены элементы, свидетельствующие о стихийном формировании у детей отдельных коммуникативных умений. Вместе с тем диалог учащихся характеризуется также рядом недостатков, говорящих о том, что в целом коммуникативные диалогические умения развиты у них недостаточно.

Выявленные в проекте факты показали важность оптимизации совместной деятельности младших школьников. Эта оптимизация может осуществляться, в частности, путем специального формирования у детей коммуникативных умений, соответствующих целенаправленному диалогу, и рациональной организации их взаимодействия.

Перспективу дальнейшего изучения проблемы исследования можно связать с разработкой комплексной программы, методов и приемов оптимизации детского диалога. В основе которой будет лежать технология диалогового взаимодействия.

Источники:

1.Технология диалогового взаимодействия. https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/tiekhnologhiia-dialoghovogho-vzaimodieistviia.

2. Казакевич А. Н. Диалогическое взаимодействие в психо – коррекционном процессе. https://www.b17.ru/article/266112/

3. Емельянова С. Б. Развитие диалоговой речи у детей. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/10/12/pedagogicheskiy-proekt-razvitie-dialogicheskoy-rechi-u-detey

4. Степанчук О.А. Формирование у младших школьников опыта диалогических отношений в учебном процессе. https://www.dissercat.com/content/formirovanie-u-mladshikh-shkolnikov-opyta-dialogicheskikh-otnoshenii-v-uchebnom-protsesse


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты исследований межличностных отношений младших школьников

В работе представлены различные дидактические игры для гпд, также их можно применять для отработки знаний на уроках....

Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...

Учебные исследования младших школьников во внеурочной деятельности

Учебные исследования младших школьников во внеурочной деятельности...

«Развитие самооценки младших школьников при совместной деятельности на уроках в условиях ФГОС»

развитие самооценки у обучающихся как одного из средств повышения качества обучения...

Самохвалова Ольга Стефановна "Мастер-класс по теме: «Использование технологии проблемно-диалогического обучения младших школьников»

Меня, как  учителя волновала проблема, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для с...

Развитие социальной активности младших школьников через совместные творческие дела.

Программа развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» разработана с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности, поддержания ...