Тема по самообразованию «Формирование ИКТ-компетентности на основе взаимодействия младшего школьника с информационной образовательной средой» 2013г
материал по теме

Брызгалина Вера Вячеславовна

Понятия "информационная грамотность" и "ИКТ-компетентность", их взаимосвязь и формирование у мл.школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ИКТ-компетентности на основе взаимодействия младшего школьника с информационной образовательной средой.

Говоря об информационной культуре младшего школьника, имется в виду не только процесс совершенствования информационных знаний и умений ученика, но и особенности формирования его информационного мировоззрения, информационных вкусов и потребностей, формирование его готовности относиться к информации избирательно, в соответствии с принятыми нормами и ценностями человеческого общества.

Существует сходство и различие понятий≪информационная грамотность≫ и ≪ИКТ-компетентность≫, тем более что оба термина имеют прямое отношение к материалам федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Термин информационная грамотность появился в материалах ФГОС в 2008 году при публикации в сети Интернет программы развития информационной грамотности младших школьников.

Информационная грамотность трактуется авторами программы как совокупность умений работы с информацией (сведениями).Программа развития информационной грамотности нацелена на освоение младшими школьниками общих навыков работы с информацией. В программе говорится, что выпускники начальной школы будут уметь:

• оценивать потребность в дополнительной информации;

• определять возможные источники информации и способы ее поиска

• осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;

• анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);

• организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;

• наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;

• создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);

• использовать информацию для построения умозаключений;

• использовать информацию для принятия решений;

• при работе с информацией применять средства информационных

и коммуникационных технологий.

В Примерной ООП четвертого издания дается определение учебной ИКТ-компетентности как способности ≪решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника≫Две программы не взаимозаменяемы. Скорее, они дополняют друг друга.

Информационно-коммуникационные технологии являются важным инструментом формирования универсальных учебных действий младших школьников. Наряду с традици-онными методиками целесообразно широкое использование в начальной школе цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Обязательная составляющая этого процесса – активная компьютеризация начального общего образования.

В Примерной ООП (в разделе 2.1.4) читаем: ≪Ориентировка младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования≫.Там же перечислены разделы обучения младших школьников эле-ментам ИКТ-компетентности и компьютерной грамотности, которые невозможно реализовать без персональных компьютеров (ПК). В частности, предполагается, что при знакомстве со средствами ИКТ, гигиеной работы с компьютером выпускник научится:

использовать безопасные для органов зрения, нервной системы,опорно-двигательного аппарата, эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

В процессе изучения технологии ввода информации в компьютер выпускник научится: вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото  и видеокамеры,микрофона и т.д.), сохранять полученную информацию; владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов; рисовать изображения на графическом планшете; сканировать рисунки и тексты.

Выпускник начальной школы должен научиться обработке и поиску информации: подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ; собирать числовые данные в

естественнонаучных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной

задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео  и аудиозаписей, фотоизображений; пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический ор-

фографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять

список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); заполнять учебные базы данных.

Выпускник научится созданию, представлению и передаче сообщений: создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; создавать сообщения в виде аудио  и видеофрагментов или цепочки экранов с исполь-зованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; готовить и представлять презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; создавать диаграммы, планы территории и пр.; создавать изображения, пользуясь графическими

возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Изучение раздела ≪Планирование деятельности, управление и организация≫ предполагает обучение школьника умениям: создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах; определять последовательность выполнения действий, со-

ставлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя и др.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ-компетентность), но и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий.При освоении личностных, регулятивных познавательных, коммуникативных УУД предполагается формировать: критическое отношение к информации и избирательность ее восприятия; уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; основы правовой культуры в области использования информации; практические навыки поиска, фиксации,структурирования информации, обмена гипермедиасообщениями и даже опыт общения школьников в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся должно происходить в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Примерная ООП содержит рекомендации по вкладу каждой учебной дисциплины в формирование ИКТ-компетентности младших школьников. При планировании этой работы каждому конкретному учителю следует учитывать возможности той информационно-образовательной среды (ИОС), которая сформирована и развивается в его образовательном учреждении. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеклассной деятельности школьников.

 Выполнение программы формирования ИКТ-компетентности младших школьников средствами разных учебных дисциплин – довольно сложная задача. Она требует:

• специального планирования уроков на базе компьютерного класса по разным предметам в рамках учебного года (уроков, объединенных общей идеей последовательного развития ИКТ-

компетентности младших школьников);

• мощной специальной подготовки учителей к проведению этих уроков (следует помнить, что кроме пользовательских навыков учителю потребуются новые организационные умения, так как проводить такие уроки с делением класса на группы невозможно, следует научиться работать с персональными компьютерами в рамках одного урока сменным составом);

• доступа в компьютерный кабинет каждого класса начальной школы, занимающегося по новым стандартам, как минимум,1 раз в неделю (особенно актуальной становится системати-

ческая работа в компьютерном классе при использовании электронных приложений к учебникам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Статья в сборнике научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Казань.2013...

Инновационный опыт учителя МБОУ СОШ №2 г.Городца Федотовой Ирины Васильевны "Формирование читательской компетентности как основа развития младших школьников"

В данной статье описывается опыт работы за 2 года по теме "Формирование читательской компетентности у учащихся начальных классов"....

Смысловое чтение как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников в поликультурной образовательной среде

Глобальные процессы информатизации общества, увеличение  количества  текстовой    информации, предъявление  новых  требований  к  ее  анализу, система...

Развитие письменной коммуникации школьников в информационно-образовательной среде

В настоящее время учителя-логопеды, учителя-дефектологи и методисты центров дополнительного образования вынуждены осуществлять свою профессиональную деятельность в дистанционном формате, осуществлять ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Как известно, основы функциональной грамотности закладываются в  начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию...

Презентация ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Функциональная грамотность — способность работать с информацией для решения жизненных задач ( метапредметный навык)...