Развитие межполушарного взаимодействия младшего школьника.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Широкова  Елена Владимировна

Упражнения на развития межполушарного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_pedchteniya_2024.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Широкова Елена Владимировна

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Ушмунская общеобразовательная школа.

Должность: учитель начальных классов.

Тема: Развитие межполушарного взаимодействия у младших школьников.

"Руки учат голову" (Иван Петрович Павлов)

От развития межполушарного взаимодействия зависит успеваемость ребенка в школе и его успешная жизнь в дальнейшем. Зачастую слабое развитие одного из полушарий становится причиной трудностей обучения письму и чтению.

Полушария головного мозга выполняют разные функции. Правое полушарие отвечает за способности к творчеству и эмоциональность. Левое полушарие отвечает за логику и речевую деятельность. Взаимосвязанная работа двух полушарий обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Необходимо развивать межполушарные связи; это очень просто сделать, если мы вспомним, что за работу полушария отвечает противоположная сторона тела, то есть, выполняя движения левой рукой или ногой, мы активизируем правое полушарие, а работая правой ногой или рукой — левое. Если постараться выполнять движения одновременно двумя руками, то мы сможем развивать межполушарные связи.

В ходе практических экспериментов, ученые Николай Александрович Бернштейн (советский психофизиолог), Александр Романович Лурия (один из основателей нейропсихологии), Любовь Семёновна Цветкова (специалист в области нейропсихологии),  Марионилла Максимовна Кольцова (советский физиолог), Людмила Владимировна Фомина, Френк Бильгоу, Пол Денисон и многие другие учёные пришли к утверждению, что успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей.

Главным инструментом при выполнении «гимнастики мозга» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия необходимо выполнять, каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Сначала выполнять упражнения будет сложно, поэтому торопиться не надо, когда начнет получаться, можно увеличивать темп. Эти упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, даже если межполушарные взаимодействия сформированы.

Для развития межполушарных связей существует множество упражнений и игр, но перед началом их выполнения нужно сначала вспомнить, где левая и правая сторона. Попросить поднять ребёнка правую, а затем левую руку.

Включение  упражнений в учебный процесс позволяет лучше усваивать материал. Они также помогают развивать внимание, память, мышление и прекрасно дополнят приёмы по скорочтению.

Большую результативность данные упражнения дают при соблюдении основного требования: точное выполнение движений. Доведённые до автоматизма , упражнения способствуют созданию новый нейронных сетей, что расширяет возможности мозга.

Заниматься нужно ежедневно, поэтому использования упражнений можно и нужно рекомендовать родителям, чьи дети испытывают трудности в обучении. Каждое упражнение выполняется по  1-2 минуте. Выполнять можно в любом порядке и сочетании. Продолжительность выполнения зависит от возраста и может составлять от 5-10 минут до 20-35 минут в день.

Самый благоприятный период для развития межполушарных связей- это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий окончательно ещё не сформирована.

Упражнения должны проводиться в эмоционально-комфортной обстановке, если есть возможность под спокойную музыку. Все указания даются чётко, спокойно. Выполнять упражнения можно стоя или сидя за столом, дома  и на уроках физической культуры можно и лёжа.

Упражнения могут быть использованы в практике любого педагога. Они органично включаются в структуру группового и индивидуального занятия. Можно использовать в качестве утренней гимнастик перед началом урока, так как они дают высокую умственную энергию. Так же можно применять в качестве динамической паузы на уроке или занятии.

Данные упражнения «оживляют» и оптимизируют образовательный процесс, снижают утомляемость детей, повышается работоспособность.

Использоваться должны разнообразные комплексы упражнений:

- растяжка («дерево», «сорви яблоко», «снеговик»);

-дыхательные упражнения («ныряльщик», «дышим носом», «свеча»);

- глазодвигательные упражнения («горизонтальные восьмёрки», «взгляд влево вверх», «лягушка»);

 -перекрёстно-латеральные движения.( «мельница», «колено-локоть», «перекрёстное марширование»).

Об этих упражнениях я уже говорила ранее, но мы занимались индивидуально с детьми ОВЗ и выполняли задания только в специальных прописях,  сегодня мы проводим групповые занятия в урочное и внеурочное время.

Если у ребёнка не получается сразу выполнять одновременно двумя руками, нужно сначала научиться одной рукой, затем другой и далее пробовать уже двумя руками.

Упражнения для групповых занятий:

- «заяц-коза-вилка» (2 пальца вверх, затем мизинец и указательный вверх, затем указательный, средний и безымянный вместе);

-«лезгинка» ( складываем левую руку в кулак, большой палец отставляем в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаемся к мизинцу левой. После этого одновременно меняем положение правой и левой рук в течение 10-15 смен позиций.

-«фонарик» (необходимо поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз-два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, а пальцы левой руки сжаты. На «два»: чередование, пальцы левой руки выпрямлены, а пальцы правой руки сжаты.

- «дразнилки» ( зеркальное отображения движений в парах);

- «пирамидки» (одновременно двумя руками по цветам собираем 2 пирамидки);

- «рисование на песке» (одновременно двумя руками рисуем на песке одинаковые изображения»;

- «кто лучше» (одновременное написание цифр и букв двумя руками – на уроках математике и русского языка);

- «чудесный музыкант» ( одна рука «играет» на рояле, другая «стучит» в барабан»;

- «помоги собачки добраться до косточки» ( одновременно двумя руками по линиям помогаем добраться собачкам до косточек);

- «варим компот и борщ»  (одновременно двумя руками в одну кастрюлю складываем продукты для компота,  в другую для борща).

- «кулак-ладонь-ребро» (на парте приклеены вырезанные ладошки и кулаки рёбра руки, по команде ладошки дети прикладывают ладошки к рисунку «ладонь», по команде кулачки-стучат кулачками, ребро- к прямоугольнику);»

- «алфавит» (на столах лежит алфавит и под каждой  буквой написаны красным цветом ПЛО, учащиеся называют букву верхней строчки и поднимают ту руку или обе в зависимости от того, какая буква под названной буквой)

-«назови цвета» ( записаны название цветов другим цветом, детям нужно называть цвет фломастера, а ни его название).

Так же используем раздаточный материал, который всегда лежит на партах.

И таких игр и упражнений большое количество в специальных книгах, на просторах интернета, можно и придумать самостоятельно и выполнить для них наглядный материал, который не будет требовать больших затрат.

Системность в работе с детьми на выполнение нейропсихологических упражнений обязательно даст свои результаты, тем более, если вы эти упражнения игры будете со временем усложнять. Ведь все мы с вами знаем об этом принципе – от простого к сложному!

Применяя эти нехитрые упражнения и игры нам удалось добиться следующих результатов:

- Дети стали включаться в учебную деятельность более активно, и, как следствие, начали лучше воспринимать информацию.

-Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились, они стали лучше координировать свои движения.

- При выполнении какого-либо задания дети начали удерживать алгоритм последовательности действий.

-Уровень развития коммуникации и речевой деятельности возрос.

- Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.

- Повысилась их самооценка, успеваемость и мотивация к обучению.

Список литературы.

  1. Литинская К.В. «Межполушарное взаимодействие. Задания для развития ребёнка». –М.: АСТ,2022
  2. Семенович А.В. Межполушарное взаимодействие. Хрестоматия: моногр. / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2018
  3. Трясорукова Т.П. "Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика"-М.: ФЕНИКС, 2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межполушарного взаимодействия.

Функциональная асимметрия полушарий  является одной из причин существования определённой  структуры  психики. Трудности в овладении учебных дисциплин связаны  с нарушением оптимального межполушарного ...

Развитие межполушарного взаимодействия.

Проблема возможной  неуспешности ребёнка, приступающего к систематическому школьному обучению, волнует всех, кому в силу родительских или профессиональных обязанностей приходится общаться с...

Работа по развитию межполушарного взаимодействия на логопедических занятиях, как одно из направлений развития зрительно-моторной координации

При обучении письму следует учитывать трудности пространственной ориентировки. Для этого необходимо использовать упражнения для развития зрительно-моторной координации в систе...

Мастер-класс для родителей в воскресной школе при КИУ НФ по теме: «Методы кинезиотерапии в формировании межполушарного взаимодействия у школьников»

Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физиологического здоровья человека через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют всесторонне развивать психические проце...

Развитие межполушарного взаимодействия у младших школьников через кинезиологические упражнения

Данный матениал будет интересен воспитателям детских садов, учителям начальных классов. Соержит в себе базовые  теоретические знаний о межполушарных связях, о значении их развития в детском возра...

РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Функции правого полушария:- пространственные представления,- соматогнозис – восприятие собственного тела, зрительное восприятие, копирование,- обоняние, осязание, вкус,- чувство ритма, звукоразл...

Консультация "Развитие межполушарного взаимодействия у младших школьников"

Межполушарное взаимодействие младших школьников...