Народные промыслы. Золото хохломы.
методическая разработка (4 класс) на тему
Внеклассное мероприятие посвящено знакомству с народными промыслами: жостово, гжель, городец, хохлома. Дети осваивают технику росписи по хохлому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly._zoloto_hohlomy.docx | 226.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.
ТЕМА: Народные промыслы. Золото хохломы.
Цель:
- Познакомить с декоративно-прикладным искусством, раскрыть истоки народного творчества;
- Развивать умение выполнять орнаментальные композиции на основе народных росписей России; выполнять зарисовки кистью, гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами выполнения мазка;
- Формировать интерес к культуре народов России, приобщать детей к народным промыслам посредством собственного творчества.
Эпиграф:
Творенья русских умельцев дороже
Душе моей всяких иных,
И чем-то особым и звонким похожи
На тех, кто задумывал их.
(Б.Дубровин)
Материалы к уроку:
- Образцы декоративно-прикладного искусства;
- Репродукции изделий (Городец, Жостово, Гжель, Хохлома);
- Презентация №1;
- Презентация №2;
- Магнитофон;
- Кассета «Русская народная музыка».
План занятия:
- Оргмомент. (Урок №1)
- Вводная лекция.
- Народные промыслы (Презентация №1).
- Городец.
- Жостово.
- Гжель.
- Золотая хохлома (Презентация №2).
- Легенда.
- История зарождения промысла.
- Основные узоры.
- Хохлома в наши дни.
- Творческая деятельность.(Урок №2)
- Беседа по вопросам.
- Работа с кистью. Приемы росписи.
- Роспись заготовки.
- Выставка работ.
- Итог занятия.
Ход занятия.
- Оргмомент. (Урок №1)
- Вводная лекция.
В нашу жизнь как эстафета прошлого входят народные художественные промыслы. Это уже не собственно народное, крестьянское, а профессиональное декоративно-прикладное искусство. Оно берет истоки в народных традициях, но уже значительно более поздних времен, чем вековые крестьянские. Некоторые из них возникли в XIX – XX вв. Многие промыслы имеют свои профессиональные школы и развитое производство.
Однако они развиваются во многом по законам образного строя народного искусства, которое при стойкости традиционных форм позволяет развивать невероятное обилие вариантов. Каждый промысел имеет свою чуткую иконографию, довольно узкий круг тем и средств. С одной стороны, жесткая определенность тем, форм и красок, с другой – система бесконечных вариантов; нет двух одинаковых работ. – Это характерный признак характерно развиваемого народного искусства. Это искусство рукодельное, не машинное, и в этом его огромное преимущество и прелесть.
Народные художественные промыслы – путь приближения к корням своей культуры.
Народные мастера создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву и камню, ковка, литьё, чеканка и. т. д. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными досками, вышитыми полотенцами а многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.
В старину не каждый мог купить красивую вещь, особенно в деревнях, вдали от больших городов. Люди сами делали необходимые предметы – ложки, блюда, миски, чашки, ковши для воды и.т.д. и сами их украшали. Такие вещи сохранились и до нашего времени; многие из них выполнены в большим искусством. Эти вещи хранятся в музеях. Имен и фамилий умельцев мы не знаем, а их искусство называем народным.
Как же этот народный мастер смог создать такой узор? Кто ему смог подсказать, как надо делать? Подсказала ему природа, все это он видел в лесу, в саду.
Надо хотя бы однажды увидеть сразу очень много изделий народных промыслов, чтобы стала очевидной сила их многовекового не проходящего волшебства.
В первый раз это великолепное многообразие ошеломляет не меньше, чем звездное небо, открываемое нами в детстве. Ошеломляет беспредельностью простых деревенских женщин и девчат. И невольно задумываешься об удивительных качествах нашего народного искусства.
- Народные промыслы. (презентация №1)
Народные промыслы – это зеркало прошлого, оно несет в себе отзвуки истории каждого народа. Очень многое пришло к нам из прошлого. Мы это сохранили и приумножили, не утеряв истоков мастерства. Давайте поближе познакомимся с этим культурным наследием – декоративно-прикладным творчеством.
- Городец.
Народное творчество всегда тесно связано с окружающим миром. В содержании его произведений многое идет от земли, от природы: цветы и травы, вода и солнце, птицы и животные. От всего живого, что так любит и ценит человек.
Мотив птицы, цветка, коня становится олицетворением природы, ее красоты и вечной жизнеутверждающей силы в народном промысле под названием ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ.
Роспись городецких мастеров восходит из традиций древнерусского искусства.
Есть на Волге город древний,
По прозванью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Городец город мастеров. По количеству и разнообразию народных промыслов он занимает одно из ведущих мест в России. Особой красотой отличаются расписные изделия. Это прялки и коромысла, посуда, игрушки… Кроме того, мастера расписывали лубочные короба, ставни, ворота, двери, мебель.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают
1. Что за роспись диковинная такая? (Городецкая.)
2. Какие два цветка любимы мастерами? (Розан и купава.)
3. Чем они отличаются друг от друга? (Формой, центром, размерами.)
4. Какую птицу изображали мастера? (Птица добра и счастья Сирин.)
– Ребята, основа городецкой росписи – в цветах: купавка и розан, зеленые веточки. Мастера предпочитают желтый фон. А что ещё вы знаете об этом народном промысле? (Ответы учащихся.)
О появлении розанов в мотивах городецких мастеров рассказывают разное.
На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника - цветок счастья. Но цветет он, всего лишь, мгновенье. И если человек успеет сорвать его – всю оставшуюся жизнь будет счастлив.
Вот и придумали мастера свой прекрасный цветок счастья розан.
Селится счастье, как добрая птица. (Стихотворение читает обучающийся)
Полон в избе им каждый венец,
Доброю птицей над Волгой гнездится
Маленький город Городец.
Линий рисунка овалы иконные
В тот городок из былины пришли.
Звонко летят городецкие кони
С донец прялок - в концы земли!
- Жостово.
Как по черному полю
Красны лепестки,
Сказочны букеты,
Листья. Завитки.
И уже забылось,
Что перед тобой
Лишь поднос красивый,
А не луг живой.
Тянет разнотравье
Думу за собой,
К сердцу льнут бутоны
Лазоревой красой.
Вот куски металла
Разной формы, цвета,
А на них кусочки
Солнечного лета.
Всё увидел мастер, красками нанёс.
Ну, конечно, это …(Жостовский поднос.)
Этот русский художественный промысел возник в начале 19 века.
Старинная деревня Жостово находится в 18 км от подмосковного города Мытищи. 150 домов с садами и огородами. Отсюда – такое оформление. В каждом доме живут люди, причастные к искусству, которое развивается здесь уже больше двух веков. Славу жостовскому искусству создали расписные лакированные подносы.
Полусказочные жостовские букеты, выступающие из тьмы, всегда популярны.
Какие цветы изображали жостовские мастера? (Розы, мак, цвет шиповника – пятилистник, лилия, георгин,– все садовые цветы, крупные. И мелкие цветы: незабудки, колокольчики, анютины глазки, ромашки.)
Что такое бликовка? (Свет на листочках и лепестках выполнен белилами.)
Что такое привязка? (Мелкие листочки, стебли, бутоны.)
Что такое уборка? (Рама для жостовских букетов, мелкий орнамент, объединяющий композицию.)
Ребята, что главное в росписи? Это плотные букеты из садовых и полевых цветов. Мастера используют богатую палитру оттенков: голубой, лиловый, красновато-оранжевый, зеленовато-коричневый. Борта подноса «убирают» золотым узором.
А теперь посмотрите небольшую сценку, о том как возник промысел.
Жостовская сказка
Лет 200 тому назад по берегам рек русских охотился да рыбу ловил добрый молодец Иван.
Возвращался как-то Иван домой. Притомился, нашел полянку, да и заснул. Долго ли спал, нет ли –не ведаю. Только открывает он глаза, а перед ним девица. Русая коса до пояса. Глаза, что звезды в ясную ночь, стан –береза белая. Смотрит на красавицу Иван и понять не может сон это или явь.
Иван: - Кто ты красавица? Чья да откуда? Как на эту поляну попала?
Марья: - Здешняя я, Марьей кличут. Из села Жостово. Вон и дом мой. В гости приглашаю.
Ведущий: - Голос у Марьи до самого сердца проникает. Мягкий да ласковый.
Марья: -А тебя добрый молодец как зовут? Как ты здесь оказался? От дела лытаешь, иль дело пытаешь?
Иван: -Наречен Иваном. Вот хожу по лесам, лугам и рекам. Красоту ищу.
Марья: -Ну долго ходить не придется. Красота – вон она. Здесь. Посмотри на эти травы и цветы!!!
Иван: - Какая же это красота? Обычная трава.
Марья: -Пойдем к нам в гости. Увидишь во что эта красота превращается
Ведущий: - Пришли Марья с Иваном в село. Зашли в избу. Остановился Иван под матицей, да и ступить дальше не смеет. Не изба это, а луг волшебный. Кругом по стенам подносы красные да черные с букетами волшебных цветов, а сами букеты, будто, изнутри светятся.
Отец: - Что молодец речь потерял? Посмотри на красоту рукотворную. Аль не по нраву пришлась?
Марья: - А он, батюшка, говорит, что трава красотой не бывает.
Иван: - Каюсь и клянусь – ничего подобного в жизни не видел. Неужто эта красота рукотворная?
Отец: -Истинная правда , молодец. Подойди да посмотри.
Ведущий: - Подошел Иван к мастеру. А тот взял черный лакированный поднос да кисточку с краской и стал пятна разные накладывать. Замалевка называется.
Отец: - Видишь, как замалевали поднос? А теперь тенежку делаем – тени накладываем. Ну а потом уж бликовать пойдем. А за ней чертежка пойдет. Глаза боятся, да руки делают. Если у тебя глас острый да рука твердая, да любовь к травам и цветам, то может и получиться.
Ведущий: - Говорят, остался Иван в том селе, и получился из него добрый мастер. В Париже его работы за золото покупали…
- Гжель.
– Ребята, давайте сейчас вспомним ещё об одном народном промысле?
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись… (Гжель.)
Синяя ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ по белому фону: источник света словно спрятан в глубине вещи и придает ей снежное мерцание. И вдруг – все оттенки синего! Гжель – это самобытный сказочный цветок в солнечном венке русской национальной культуры
Стихи о гжели
Земля подмосковная (Читает 1 обучающийся)
Сосны да ель.
Стоит подрисована синькою Гжель
Неужели в самом деле
Не бывали вы во Гжели?
Неужели в самом деле
Вы во Гжели не глядели
На изделья – рукоделья
Неужели?
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье Прославилась теперь
Известно всем в народе
Ее названье – Гжель..
Гордятся в Гжели жители(Читает 2 обучающийся)
Небесной синевой.
Не встретите на свете вы
Красоты такой!
Голубизну небесную, что
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
У каждого художника
Есть свой узор любимый,
И в каждом отражается
Сторонушка родимая,
Ее трава шелковая,
Ее цветы весенние
И мастерство волшебное
Достойно восхищения.
Чем она отличается от остальных? (Всего одна краска.)
В чём секрет гжельского рисунка? (Секрет гжельского синего мазка в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому.)
А что вы можете сказать о цвете? (Цвет Гжели – белый фон и голубая роспись.)
– Ребята, вглядитесь в эти цветы. Они не похожи на настоящие, но вы их узнаете сразу. В придуманном цветке есть самое главное, что свойственно цветку в природе.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
- Золотая хохлома. (Презентация №2)
Удивляя,
Прорастая,
Как – то празднично жива
Молодая
Непростая
Черно – красная трава.
Листья рдеют
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея-
В мир волшебной ХОХЛОМЫ.
- Легенда.
Давным-давно жил мастер икон , который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами.
Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла.
Такова легенда.
- История зарождения промысла.
Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень на Волге. Сюда мастера из окрестных деревень приносили свои изделия. Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгольского ига, время обновления храмов и церквей. Местные леса дали приют бежавшим от своих хозяев крестьянам и староверам. Эта земля была бедна, и народные промыслы стал и новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов.
Народный промысел развивался постоянно. Город Семёнов – центр Хохломы. Сюда роспись попала лишь в ХХ годы нашего столетия. Здесь в 1918 году и школа художественной обработки дерева была организована, и один из её выпускников положил начало артели, которая выросла в конечном счете в большую фабрику “Хохломская роспись”.
Уже в конце 19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный Мировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В наше время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома "возвращается" к нам в Россию и мир.
- Основные узоры.
Расписываемые изделия женщины ставят на высоко поднятые колени – так удобнее всего… И беспрестанно крутят, выводя на них тонкими кисточками быстрые ловкие линии – контуры листьев, цветов, ягод птиц, фон потом зальется красной или черной краской, а орнамент станет золотым. Этот вид росписи называется “под фон”. И есть еще “кудрина”, когда поверхность покрывается сплошными причудливыми завитками, отдаленно напоминающими золотые кудри добра молодца: под ними всегда только черный цвет.
“Узор из цветов трав и ягод называется растительным орнаментом”.
Хохломские художники так и говорят: “Пишу под растительный орнамент”. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них “травный орнамент”, или просто “травка”. Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять, и больше кустиком. “Травка” отдаленно напоминает жительницу заливных лугов, прибрежных озер и рек – осоку. Один из видов этого орнамента так и называется “Осочка”.
Художник сохраняет только самые общие и главные признаки. “Травка” обычно пишется красным и черным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много краски. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от ветра. Тонкие и частые штрихи (травинки по сторонам основного кустика и бусинки ягодки на длинных стебельках) делают эту роспись особенно живой и изящной.
“Травка” самостоятельный вид росписи, но она обязательная часть любого растительного орнамента хохломы. Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже наз. “травным”, или именем ягодки или цветка. И третий вид росписи – “травка”. На первый взгляд самый вроде бы простой здешний узор: по золотому фону, чередуясь, идут закручивающиеся тонкие красные и черные листья травы. Каждый листок, даже самый длинный, кладется одним непрерывным и очень быстрым движением кисти, вернее, лихими росчерками её, потому что художница держит в это время кисть торчком и крутит её в пальцах. А между листьями ставятся точки-ягодки. Узор этот старейший, изначальный для Хохломы, и воскресил его в ХХ годы дед Лушиной (Архип Михайлович Серов). Его травка славилась своей особой легкостью и изяществом.
Основные элементы травки: удлиненные, изогнутые былинки; штрихи- травинки, кустики, стебель травки, на котором посажены кустики.
- Процесс производства
Процесс производства различных изделий расписанных под хохлому (ложки, чашки, подносы, самовары, мебель и другая утварь), не изменился со времени своего зарождения, но все же благодаря современным материалам и некоторым измененным принципам производства, хохломские изделия стали более прочными и долговечными.
Этот процесс заключается в следующем. Вначале вытачивается само изделие, которое получается белого цвета. После этого мастера грунтуют изделие, то есть покрывают его раствором глины, после чего умельцы вылуживают его оловом, серебром или алюминием. Затем изделие становиться готовым для росписи, т.е. блестящим и гладким. Далее изделия с нанесенной росписью закрепляются сушкой в печи. Последним этапом является лакировка или сушка под высокой температурой, это зависит от лака. Получаемые готовые поделки устойчивы как к жаре, так и к холоду. Они изящны, красивы, легки как весенний ветерок и ярки как летний солнечный лучик
- Сказка о хохломе.
Выросла травка золотая на ложке.
Распустился огненный цветок на миске. Ягоду клюет птица Золотое перо.
Вы думаете это сказка? А это быль. Издавна делали да расписывали деревянную посуду в лесных заволжских деревеньках: Семино, Кулигино, Хохлома, Хрящи… А названье привилось только одно – Хохлома.
Как же начиналось это удивительное хохломское художество?
Разное рассказывают старики. Будто поселился за Волгой веселый старичок – умелец Избу поставил. Стол да лавку сладил. Посуду деревянную резал, серебрил да расписывал. Однажды прилетела к нему птица Золотое Перо. Угостил он ее пшеном. Задела она миску с кашей крылом и стала чашка золотой.
А еще такую сказку сказывают:
В одной из заволжских деревень жили – были бабка с дедом да их внучка. Жили не скучали, утро да вечер работой встречали. А работа не простая. Уменья да терпенья требует. На Руси испокон веков деревянными ложками щи хлебали, из деревянных ковшей ключевую воду пили. А ковши да ложки узорами украшали. Кто резными, а кто расписными. В селах за Волгой ложки да плошки травами да ягодами украшали, да в селе Хохлома всю эту красоту и продавали. Так название села на посуду и перенесли.
Трудягами были дед с бабкой да их внучка. Но в доме редко появлялись пшеничные пироги да сладкие пряники. Не спасали от бедности ни яркие мальвы на плошках ,ни ягода – клюква на поварешках.
Дед: Ярмарка завтра. Затемно ехать надо
Бабка: Не продешеви, старик. Удались нынче узоры на чашках для кашки – окрошки. Да чудо блюдо, да ложки.
Внучка: Как продашь посуду, мне лент накупи, да пряник тульский привези.
Бабка: Ой, беда! Погляди , дед, посуда - то не высохла.
Дед: И впрямь беда! Вот вам и обновы, как рога от коровы.
Внучка: А давайте поставим посуду в печь. Я и покараулю, чтоб она не сгорела.
Бабка: Полезай дед на печь. Утро вечера мудренее. (Все засыпают)
Бабка: Охоньки мне! Посуду – то прокараулили!
Дед: Небось одни угольки остались!
Внучка: (потягиваясь) Ох и сон мне приснился! Будто пришел ко мне домовенок , да и говорит:
-Посмотри утром в печь, там тебя чудо ждет.
Дед: И впрямь чудо – угольки да зола. Открывай , бабка , печь!
Бабка: Ой! А посуда- то золотая стала! И, впрямь, сон в руку!
А чудо – то объяснимое. Посуду по росписи олифой покрывали. Олифа прозрачная, цвета не имеет, а при высокой температуре становится желтой не теряя своей прозрачности. Под желтой олифой серебро в «золото» превратилось.
Может именно так и появилась золотая хохлома!
- Хохлома в наши дни.
Гуляя в лесу, поле, Бергом реки, разве не удивлялся ты красоте родной земли, обильному разнотравью её лугов, над которыми в летний зной стоит сладкий медвяный аромат и гудят на все голоса мохнатые труженицы – пчелы?
Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали родные природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в пользовании, мастерски выполненные. К ним относится и Хохлома.
Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях клубничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородину, рябинку. Называют одни ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по – другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – вот тот же самый мотив загорит по-новому.
Но мастер вовсе не стремится показать растения в точности такими, какими мы видим их в лесу. Хохломские изображения декоративны – они в самом общем виде передают красоту живой природы. Это орнаменты – украшения предметов. И поэтому впечатления постоянной текучести и переменчивости жизни художники создают изменением своего орнаментного мотива.
У каждой вещи свой неповторимый отлив: то это золото, то словно гречишный мед, то как осенние листья, то будто бы и не краска вовсе, а всплеск радости, каким – то издан обретший плоть и засветившийся, задышавший… Хохлома всегда роскошна, наполнена каким-то радостным светом, по – праздничному красочна.
Хохломской орнамент существует не одну сотню лет; развиваясь, он сохраняет свои традиционные основы. В нем сберегается понимание законов декоративного ритма и приемов плоскостной силуэтной трактовки мотивов.
Украшая предмет, художник никогда не повторит узор, он всякий раз по-новому располагает цветы, листья, травку придавая орнаменту неповторимое своеобразие. “Как музыкант из органической гаммы звуков извлекает бесконечное разнообразие мелодий, так и хохломской мастер из немногих сочетаний цветов, традиционных мотивов создаёт каждый раз новый узор и находит неожиданный декоративный эффект, новые ритмы, передаёт иное настроение”.
В этой способности к постоянному обновлению секрет жизнестойкости замечательного искусства Хохломы, ставшего гордостью нашей культуры.
- Творческая деятельность обучающихся (Урок №2)
С давних времен в разных городах занимались художественным промыслом и передавали эти традиции из поколения в поколение. Помыслы формировались на основе тех природных материалов, которыми был богат край. Сегодня мы приобщимся к народным промыслам на практике. Теперь настало время вам самим поработать в качестве мастеров.
Знаменитый мастер Степан Веселый сказал: «Учись у стариков и природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это будет настоящее творчество?»
Согласны ли вы с этими мудрыми словами?
- Беседа по вопросам.
- С какими народными промыслами мы познакомились на прошлом занятии?
- В чем исключительная особенность росписи в каждом промысле?
- “Кто покажет на выставке изделия народных художников из Хохломы”?
- Какие краски любят применять хохломские художники (мастера)?
- Покажите цветы и листья в украшении изделий не хохломских мастеров.
- Как называются эти изделия? Какие излюбленные мотивы родной природы изображены на всех изделиях?
- Как называется такой узор или орнамент?
- Работа с кистью. Приемы росписи.
Сегодня мы с вами раскроем секреты росписи. И поучимся расписывать предметы, применяя разные приемы росписи.
Перед учащимися раскрывается один из секретов творчества хохломичей – как пишется травка, с тем, чтобы ученики сами попробовали свои силы в изображении кудрявой травки.
Главная особенность и привлекательность хохломской травки в том, что она написана сразу кистью. Узор получается мягкий, легкий и подвижный.
Начертание крупных завитков – травинок, напоминает исполнение девушек в городской росписи: нажим кончика кисти приходится на самую широкую часть травинки. Штрихи – травинки у основания кустика наносятся легкими движениями кончика кисти, без нажима (заточенная палочка). Используют и тычок, который обмакивают в краску и наносят горошины – ягоды. В работе мы можем пользоваться техническими приемами выполнения мазка: всем ворсом кисти с постепенным поворотом и рисованием концом кисти. (Показ учителя.)Кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Подберите свою гамму цветов. Советую брать не больше трех красок. Приступайте к работе. Успехов.
(Показав учащимся последовательность выполнения травки: стебель, удлиненные, согнутые былинки, - предлагаю им поупражняться самим). Ребята работают самостоятельно.
Основное назначение этого упражнения.
Открыть перед учащимися новый художественный строй орнамента, в котором доминирует ритм травяной росписи.
С помощью хохломского искусства учащиеся по-новому познают красоты родной природы. Такого чуда они еще не видели ни в одном изделии народных промыслов.
- Роспись заготовки. (Звучит народная музыка)
А сейчас вам нужно будет расписать тарелочку без предварительного рисунка в хохломском стиле. Выполняем зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь. Перед вами образцы народных мастеров, вы можете ими воспользоваться. Подберите свою гамму цветов. Советую брать не больше трех красок. Приступайте к работе. Успехов.
- Выставка и анализ работ.
Законченные работы выставляются на доске. Производится анализ работ, при котором повторяются теоретические знания.
- Итог занятия
– Актуальна тема нашего занятия сейчас, в наши дни? (Да, эти предметы продолжают жить и сейчас: посуда, детская мебель, игрушки – ими украшают быт.)
– Значит, эти промыслы современны? (Эти промыслы являются визитной карточкой России.)
Ребята, народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках, делает нашу жизнь ярче и красивее. Народные промыслы – это наше достояние, наша культура. Народное искусство – искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. Это колорит, рисунок орнамента, композиция. А это и есть традиция. Эта ниточка тянется из глубины веков до наших дней. Закончить сегодняшний урок мне хочется словами эпиграфа:
Творенья русских умельцев дороже
Душе моей всяких иных,
И чем-то особым и звонким похожи
На тех, кто задумывал их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Народное искусство. Золотая хохлома".
Цель: научить учащихся выполнять орнамент в полосе по мотивам хохломской росписи.Задачи:Вспомнить предметы народного искусства, с которыми познакомились на прошлых уроках.Провести сравнительный ...
Технологическая карта урока Изобразительное искусство "Народные промыслы. Золотая хохлома"
Методическая разработка Технологическая карта Изобразительное искусство 3 класс "Народные промыслы.Золотая Хохлома"...
Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов – Жостова, Городца, Хохломы; народной матрёшки.
разработка урока ИЗО для 3 класса...
Статья "Народные промыслы. Золотая хохлома"
Хохломской росписью по дереву занимаются в Горьковской области, в городе Семёнове. Своё название роспись получила от крупного торгового селения Хохломы,...
Конспект урока по предмету: "Изобразительное искусство" 4 класс "Народные промыслы:золотая хохлома".
Конспект урока по предмету: "Изобразительное искусство" 4 класс "Народные промыслы:золотая хохлома"....
Проект народного промысла "Золотая хохлома"
Изучение и применение народного промысла "Золотая хохлома"...
Технологическая карта урока технологии по теме: "Народные промыслы. Изделие «Золотая хохлома»". 2 класс. УМК "Перспектива".
Как изготовить миску, оформленную хохломской росписью, в технике папье-маше....